Выявление причин правонарушений несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: выявление причин правонарушений несовершеннолетних. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них:

1) Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.

Ко второй группеможно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

2) Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, — в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.). Вспомним, что подросток пришел в преступную группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 преступных групп, получили следующие данные:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

3) Средства массовой коммуникации

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов.

4) Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

5) Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

-значимость регулируемых правом общественных отношений;

-размер причинённого вреда или ущерба;

-способ, время и место совершения правонарушения;

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
— Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
— Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
— Мелкое хулиганство;
— Мелкое хищение;
— Уничтожение или повреждение чужого имущества;
— Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
— Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
— Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:
Штраф

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Читайте так же:  Мировое соглашение по оспариванию отцовства

Источник: http://www.informio.ru/publications/id4254/Prichiny-podrostkovoi

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/

Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними лицами

Несовершеннолетними преступниками считаются преступники в возрасте до 18 лет. Преступности несовершеннолетних свойственны особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам.

Вместе с причинами, которые рассмотрены ниже, важно также учесть условия преступности, под которыми подразумеваются организационно-управленческие просчеты и упущения, пробелы правового, технического порядка, которые поддерживают действие субъективных причин преступлений. Их также можно подразделить на объективные и субъективные.

Субъективные и объективные причины преступности несовершеннолетних

Субъективные условия можно обусловлены социально-психологическими особенностями несовершеннолетних (темперамент, черты характера, возраст).

Объективными условиями считают недостатки организационного и технического характера, которые поддерживают действия объективных и субъективных причин преступности несовершеннолетних. Уровень социальной детерминации – макроуровень – это общая ситуация в государстве, от которого зависит микроуровень – непосредственное окружение подростка. Они связаны с объективными причинами преступности несовершеннолетних, личностные же качества подростка – с субъективными.

Действуют подростки, как правило, в соучастии, руководствуются чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.

Возраст несовершеннолетнего преступника определяется ст.20 УК, которая предусматривает, что «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За особо тяжкие преступления, перечень которых установлен в ч.2 ст.20 УК РФ, возраст уголовной ответственности наступает с четырнадцати лет».

К таким преступлениям мы относим: «убийство (ст.105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кража (ст.158), грабеж (ст.161), разбой (ст.162), вымогательство (ст.163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст.213), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267)».

Итак, причин появления несовершеннолетних преступников достаточно много. Одни лица становятся преступниками потому что не получили должного воспитания. Иногда родители бывают излишне мягкими или излишне жесткими со своими детьми. Вследствие избалованности, если воспитание было излишне мягким или детской психологической травмой, если воспитание было излишне жестким, может сформироваться ранняя преступная личность.

Читайте так же:  Подача жалобы на решение верховного суда

Другие становятся преступниками вследствие того, что подверглись жестокому обращению, к примеру, со стороны сверстников. Третьи стали юными преступниками по причине того, что остались без родителей и выросли в детском доме (здесь можно говорить, как о детской психологической травме, так и об окружении; очень часто становятся преступниками поддаваясь влиянию своего окружения).

Могут стать несовершеннолетними преступниками и те, кто идет за толпой и не имеет своего мнения. Таким детям или подросткам нравится пресмыкаться перед другими. Либо наоборот такие личности хотят показать другим, что они очень крутые.

Судебная практика несовершеннолетняя преступность в соучастии

Видео (кликните для воспроизведения).

Представим несколько примеров из судебной практики последних лет, где преступления были совершены несовершеннолетними как в одиночку, так и в соучастии (в группе).

Так, проанализировав Решение Мирового судьи Черняховского городского суда Калининградской области по делу 1-36/2017 от 02 октября 2017 года, на удалось определить, что Симоняну А.В. предъявлено обвинение в том, что он совершил кражу, то есть тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). 15 января 2016 года в период времени с 19.00 часов по 19.50 часов, точное время не установлено, несовершеннолетний Симонян А.В., находясь у дома № 4 по ул.Красных Зорь в г.Иваново, подошел к несовершеннолетней и попросил у нее передать ему сотовый телефон марки «Айфон-4», принадлежащий

передала Симоняну сотовый телефон марки «Айфон-4», принадлежащий , после чего Симонян отошел к дому № 8 по пер.Союзному в г.Иваново, скрывшись из поля зрения В этот момент у несовершеннолетнего Симоняна А.В., находящегося у дома № 8 по пер.Союзному в г.Иваново, в вышеуказанный период времени, из корыстных побуждений, возник преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества — сотового телефона марки «Айфон-4», принадлежащего , который находился у него. Реализуя свой преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, в вышеуказанные время, дату и месте, Симонян А.В., действуя из корыстных побуждений, убедившись, что за его преступными действиями никто не наблюдает, в отсутствии потерпевшей, путем свободного доступа, тайно похитил сотовый телефон марки «Айфон-4», стоимостью 5 000 рублей, с находившейся в нем сим-картой оператора «Мегафон», материальной ценности не представляющей, принадлежащих

Похищенный сотовый телефон Симонян А.В. спрятал в карман своей одежды и в последствии с похищенным имуществом с места происшествия скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, причинив тем самым потерпевшей материальный ущерб в размере 5 000 рублей.

Согласно предъявленному обвинению, Симонян совершил преступление 15 января 2016 года, т.е. в то время, когда он еще не достиг возраста совершеннолетия, т.е. 18-ти лет.

Таким образом, как можно пронаблюдать из фабулы дела, преступление было совершено несовершеннолетним без признаков группового соучастия.

Другой пример, так, согласно Решению Тамбовского районный суд Амурской области по делу 4/10-3/2016 от 24 ноября 2016 года, Чубинский А.В. был признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в он совершил кражу 20 литров бензина из автомобиля, принадлежавшего ФИО5, причинив тому значительный материальный ущерб на 3870 рублей. За совершение указанного преступления Чубинскому было назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей. Чубинский А.В. был осужден судом ДД.ММ.ГГГГ за преступление, которое он совершил ДД.ММ.ГГГГ, то есть в несовершеннолетнем возрасте.

В данном случае так же наблюдается совершение преступления несовершеннолетним без признаков группового соучастия.

В итоге, Суд признал несовершеннолетнюю Сагдаткирееву Л.А. виновной в совершении преступления, предусмотренного п.»в» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и в соответствии с ч.1 ст.92 Уголовного кодекса Российской Федерации освободить её от уголовной ответственности с применением принудительной меры воспитательного воздействия- предупреждение.

Причины совершения различного рода преступлений несовершеннолетними

Ниже представлены основные причины совершения различного рода преступлений людьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

Фундаментальными причинами возникновения и роста количества преступлений объективно можно считать недоработки в областях политической, социальной и экономической жизни государства. Но не стоит забывать о том, что итоговый результат влияния данных недоработанных систем – формирование криминогенного мировоззрения у ребенка, на которое также влияет и его воспитание, моральные качества, отсутствие жизненного опыта, стремление к подражанию более взрослым товарищам, желание показаться смелым, не боящимся рисков, самостоятельным.

Основной причиной становления ребенка преступником является неблагополучное состояние семьи, в которой он проживает. Семейные конфликты, алкоголизмпристрастие к наркотикам родителей, деградация как личности отца или матери – все это отталкивает ребенка от родителей, подрывает его доверие к ним и наполняет его жизнь страхом и страданиями, а также в такой жизненной ситуации у ребенка формируются антисоциальные принципы и нравы. Все это приводит к тому, что ребенок не чувствует себя в безопасности в семье, дома, и пытается сбежать оттуда, чтобы найти более комфортное место для жизни и найти в других людях сочувствие, которого он не смог почувствовать от родных ему людей.

Переживаемый страной сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, требует новых подходов и к обеспечению правопорядка. В этот период не могли не обостриться дестабилизационные процессы, что находит проявление, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

Преступность среди данной категории лиц имеет множество социальных причин. Взаимоотношение в семье – один из основополагающих факторов возникновения преступности среди подростков. Взрослые порой не желают замечать проблем ребенка, стремятся устроить в семье диктатуру, применяют к детям насилие. Жестокое обращение родителей с детьми, недостаток внимания с их стороны и со стороны общества толкают подростков к совершению преступлений. После ухода из дома они присоединяются к различным асоциальным группам.

Особенностью подростковой преступности является то, что она, в основном, имеет групповой характер. Это обусловлено тем, что у подростков (14–17 лет) возникает естественная потребность объединятся в компании со своими сверстниками, где их поймут и будут считаться с их мнением. По всей вероятности, даже самая благополучная семья, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу, которая помогает подростку самореализоваться.

Читайте так же:  Исполнение решения областного суда


Р.В. Горячко описал преступную группу так: «малая неформальная группа, объединенная на основе совершения общественно опасных, противоправных действий людей, стремящихся к достижению общей цели, организованных определенным образом и составляющих единый субъект деятельности». Важно отметить, что некоторые неформальные группировки несовершеннолетних первоначально не занимались совершением преступлений, а возникли просто на базе общих интересов, но со временем изменяется их представление о мире, их убеждения меняются в негативную сторону. Это происходит буквально на глазах.

Рассмотрим основные причины совершения противоправного деяния несовершеннолетними в группе:

  1. Самая распространенная причина – это состояние алкогольного либо наркотического опьянения.
  2. Вторая причина – это необходимость в деньгах.
  3. Провокация подростка со стороны взрослых лиц, которые подталкивают его в совершении преступлений.
  4. Желание доказать прежде всего себе и окружающим, что «я это могу, назло всем».

В настоящее время наблюдается повышение агрессии группового поведения подростков, наряду с этим также они также стали более организованными и опасными. Из-за этого увеличилось и посягательство на жизнь и здоровье граждан. Чаще всего это связано с импульсивным характером личности, противоречием между тем что хорошо, а что плохо. Велика роль средств массовой информации во влиянии на несовершеннолетних. Подростки усваивают информацию в таком виде, в какой ему их представляют: сцены насилия и жестокости в фильмах, нравы криминального мира. Они не могут ее проанализировать, поэтому у несовершеннолетних представление о нравственных ценностях искажено. Все это наносит вред их психике.

Стоит отметить, что, когда встречаются две разные преступные группы подростков, у них возникают разногласия, что нередко заканчивается трагично. Так же необходимо обратить внимание на то, что 50% всех преступлений — это преступления, совершенные в группе. Групповой характер преступлений среди подростков носят: наркомания, уличное хулиганство. В группе могут находиться и взрослые люди, которые подстрекают несовершеннолетних к преступлениям.

Источник: http://abium24.ru/prichiny-i-usloviya-soversheniya-prestuplenij-nesovershennoletnimi-litsami

Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

юридические науки

  • Лесовик Ирина Васильевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Воронежский институт МВД России
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Похожие материалы

Одна из самых злободневных и социально значимых задач сегодня — поиск путей снижения роста правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям[1].

В настоящее время противоправные деяния среди подростков обусловливаются неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися главной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатками в воспитании и ненадлежащей организацией их досуга, ошибками в деятельности школы, общественных организаций и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Каковы основные причины правонарушений детей и подростков?

Несомненно, негативное влияние семьи. Именно в семье формируется личность подростка. Однако семья не всегда служит благоприятным фоном для развития ребенка. Распад семей или просто их отсутствие нередко сопровождают жизнь ребенка с самого его рождения. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей и воспитываются в неполной семье. Число детей, оставшихся вообще без попечения родителей, также непрерывно растет и порождает сложные психологические и иные проблемы адаптации к новой для ребенка среде общения, воспитания и обучения. Это, в свою очередь, стимулирует проявление различных форм противоправного поведения.

Возрастает количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Увеличивается число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке.

Статистика правоохранительных органов также фиксирует, что 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами различных преступных посягательств насильственного характера вне семьи. Из-за этого около 2 тыс. детей погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. Последствия такого разгула насилия очевидны — это различного рода изменения в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы.

В рассматриваемой сфере можно выделить следующие причины:

  • снижение позитивного влияния семьи и ее способностей охранять ребенка от негативного влияния, обеспечить надлежащий уровень его умственного и нравственного развития;
  • увеличение количества разводов и неблагополучных семей;
  • снижение уровня материального благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • деформация нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение алкоголизма и наркомании в семьях[2].

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – это одна из острейших проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются подростки и молодежь. В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков. По данным социологических исследований, периодически принимают наркотики 10% несовершеннолетних, 2% регулярно принимают, а 21% пробовали употреблять наркотические вещества. При этом 24% несовершеннолетних признались, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет[3].

Среди причин совершения противоправных деяний несовершеннолетними и отрицательное влияние асоциальной группы подростков. Особенно часто под такое влияние попадают несовершеннолетние, которые недостаточно дисциплинированы, плохо успевают, а потому не способны установить правильные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Низкий жизненный уровень значительной части населения, осложненный распространением наркотизации и алкоголизации, также способствует совершению подростками противоправных деяний. Очень часто подросткам из малообеспеченных семей приходится совершать правонарушения для того, чтобы просто выжить.

Недостатки досуговой сферы — слабая организация сети кружков, клубов, спортивных секций — негативно влияют на подростков и их асоциальное поведение. Усугубляется ситуация и вследствие коммерциализации образовательных, культурных, оздоровительных учреждений, которые стали недоступны детям из семей с низким достатком.

Читайте так же:  Тяжкий вред здоровью возмещение морального вреда

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, отстающих. Недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений (формализм, отказ от индивидуального подхода и т.д.) являются одной из причин совершения подростками противоправных деяний. Не реализуется на должном уровне задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением. Подобные обстоятельства приводят к ослаблению и утрате социальных связей. Для этой ситуации характерно: отсутствие достаточного стимулирования к обучению; непрофессионализм учителей, их неумение компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучная социальная атмосфера в школе (курение, сквернословие и пр.)

Влияют на противоправное поведение подростков и недостаточная организация профориентационной работы, и отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Такие явления как вовлечение подростков взрослыми преступниками в пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, внедрение в молодежную среду стереотипов поведения, которые не совместимы с общественными ценностями: культивирование половой распущенности, жестокости и насилия, употребление психоактивных веществ, к сожалению, нередки и ведут к проявлениям различных форм противоправного поведения. Немаловажная роль в этом принадлежит Интернету и средствам массовой информации.

Большинство современных исследований, направленных на изучение правонарушений среди несовершеннолетних в России, не учитывает всех аспектов этой проблемы, зачастую сводя все к кризису института семьи либо к экономическому кризису. Но кризис института семьи и упадок экономики страны – это лишь одна часть общего национального кризиса, охватывающего в первую очередь все сферы духовного бытия человека и общества. По нашему мнению, рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в большей части спровоцирован потерей устойчивых ценностных ориентиров. Причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Своевременное профилактическое воздействие на такие правонарушения чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления. Следует отметить, что проведение профилактических мероприятий должно улучшать «возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им [4].

Список литературы

  1. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях / О.Н. Жидконожкина [и др.] : учебно-методическое пособие. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. – 93 с. — С.4.
  2. Баскакова А.В., Данилова М.В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. 2014. №20. С. 552. URL: http://moluch.ru/archive/79/14106/ (дата обращения: 31.01.2017).
  3. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве. — 2013.- № 2.- С. 137.
  4. Бельский А.И., Ягодин Р.С., Волков П.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал.- 2016. — № 2 (44). – С.105.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/11332

Основные направления профилактики правонарушений несовершеннолетних

юридические науки

  • Посохина Ольга Владимировна , магистр
  • Омский государственный педагогический университет
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ПРЕСТУПНОСТЬ
  • БЕСПРИЗОРНОСТЬ
  • БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
  • УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Похожие материалы

На современном этапе развития общества в нашей стране сохраняется целый ряд проблем, связанных с правовой незащищенностью детей. Наиболее значимые их них связаны с безнадзорностью, сиротством, наркоманией, алкоголизмом и преступностью среди несовершеннолетних.

Для того чтобы уменьшить число правонарушений совершенных несовершеннолетними, необходимо знать причины и источники, которые обуславливают эти правонарушения, и на этой основе разработать систему профилактической работы, обеспечивающей их сокращение. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится возможным, если к профилактической работе привлекается семья, учебное заведение и ближайшее окружение.

В учебных учреждениях возникают проблемы, отрицательно влияющие на учебно-воспитательный процесс. Так, у части обучающихся отсутствует учебная мотивация по предметам и наблюдается рост агрессивного поведения по отношению к сверстникам, усугубляемые распространением алкоголизма и наркомании.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимает «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [1,9]. Учитывая это, организация мер по профилактике должна сопровождаться привлечением специалистов различных учреждений. При этом необходимо, чтобы главная роль отводилась именно педагогам образовательных учреждений, поскольку основную часть своего времени подросток проводит в школе, посещая помимо уроков различные факультативы и секции. Ввиду этого образовательными учреждениями должна быть взята на себя роль в повышение уровня правовой культуры подростков и включению их в общекультурную деятельность.

По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой правонарушений должен пониматься особый вид соцпрактики, способный обеспечить преобразование общественных отношений, что устранит, либо нейтрализует условия, которые способствуют девиантному поведению. Основа решения этого вопроса – понимание проблемы, в которой находится несовершеннолетний и прогнозирование его будущего [3, с. 166]. Подросток должен понять, что ему может быть оказана помощь, что он является значимым для государства и общества в целом.

Нестабильность экономического, социального и материального положения российских граждан оказывает неблагоприятные последствия для подростков. По словам Ю.В. Помогаловой, подобное изменяет стереотипы поведения и ценностные ориентации подростов и, в конечном счете, увеличивает число правонарушений, которые они совершают [4, с. 29].

Л.В. Ржевская, исследуя рост преступлений и правонарушений в РФ, совершаемых несовершеннолетними, отмечает, что ежегодно подростки (в том числе при их соучастии) совершают свыше 150 тысяч преступлений. К особой тревоге приводит тот факт, что случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп становятся все многочисленнее. Поэтому преступность несовершеннолетних становится комплексной проблемой для всего общества, требующей пристального внимания государства [6, с. 22]. Заметим, что данные выводы исследовательницы основывается на совокупности изученных данных МВД.

Читайте так же:  Расставание по обоюдному согласию

В раннем детстве, как отмечает Е. П. Картушева, для полноценного развития своей личности ребенок должен получать максимум внимания со стороны родителей. Зачастую именно плохие отношения между ним и родителями приводят к негативному восприятию окружающего мира [5, с. 213]. При этом трудные дети могут вырасти и в благополучных семьях, в которых родители проявляют к ребенку апатию, не оказывают заботу и не проявляют к нему интерес. В связи с этим главная причина становления подростков на путь правонарушений, по нашему мнению, недостатки в семейном воспитании и заражение аморальными взглядами и привычками, присущими его социальному окружению. В настоящее время несовершеннолетние представляют собой одну из наиболее криминализированных категорий населения.

Вышесказанное позволяет заключить, что главная миссия возлагается на педагогов и психологов школ, должных выявить в процессе профилактики правонарушений подростков способствующие преступлениям причины и условия. Учебно-воспитательный процесс должен включать не только педагогов, но и психологов, деятельность которых должна руководствоваться личностно-ориентированным подходом к каждому ученику, позволяющему учитывать психологические особенности возраста. Кроме того, еще одной причиной совершения правонарушений подростками выступает легко интегрирующая их негативные стороны незанятость.

Согласно сведениям о состоянии преступности в РФ, по состоянию на январь – август 2015 года, количество правонарушений с участием в них несовершеннолетних составляет 1580 случаев; преступлений, совершенных несовершеннолетними на транспорте – 250. Общее количество совершивших преступления несовершеннолетних достигает 36730 человек. Также в статистических данных МВД отмечаются регионы с наибольшим удельным весом совершивших преступления несовершеннолетних (без КФО). Наиболее высокий показатель наблюдается в Забайкальском крае – 8,9% , самый низкий в Иркутской области – 7,4% [7].

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, заметил по этому поводу, что профилактическая работа, проводимая с подростками по проблеме совершаемых ими правонарушений представляет собой важный вопрос в защите его прав и законных интересов. Иными словами, нарушение закона ребенком происходит, только в связи с нарушением каких-либо его прав [2,8,10]. Исходя из сказанного Астаховым, правонарушение является следствием нарушений прав ребенка, а значит, защита его прав и интересов – важнейший аспект развития личности несовершеннолетнего.

По замечанию Л.В. Ржевской, наиболее важные вопросы интересующей нас проблемы связаны с укреплением и совершенствованием профилактической работы и обеспечением органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков правозащитных функций [6, с. 23]. Все вышесказанное позволяет утверждать, что профилактика правонарушений несовершеннолетних являются главной задачей нашего общества.

Снижение показателей роста правонарушений среди несовершеннолетних должно осуществляться совместными усилиями учителей, социальных педагогов и психологов. Это в свою очередь предлагает разработку основных направлений деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении. Разработанные [Таблицу 1] направления призваны помочь подросткам адаптироваться в обществе и создать положительный психологический климат между педагогами, родителями и сверстниками.

Таблица 1. Направления деятельности по профилактике.

Направления деятельности по профилактике

Характеристика

Формирование ЗОЖ среди несовершеннолетних.

Медпрофилактика и оздоровление учащихся, физподготовка.

Организация проведения практических занятий и семинаров, на которые будут привлечены специалисты по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Развитие позитивной социально-правовой ориентации подростков.

Вовлечение состоящих на учете в правоохранительных органах несовершеннолетних к участию в праздниках, соревнованиях и.т.п.

Проведение культмассовых мероприятий, призванных способствовать вовлечению подростков во внеурочное время в различные формы занятости.

Обучение детей основам ювенального права.

Повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних.

Психологическая коррекция детей с девиантным поведением.

Проведение тренингов и индивидуальных бесед.

Программы, направленные на профилактику наркомании и правонарушений в среде несовершеннолетних.

Таким образом, принятие определенных мер по профилактике правонарушений очень актуально, поскольку подростки очень быстро реагирует на изменения в обществе, что в свою очередь влияет на состояние и структуру правонарушений, отраженных в статистике. Надежная защита прав ребенка, его безопасность, должны стать главными критериями эффективности профилактической работы всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на выполнение требований закона должностными лицами каждого уровня.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  2. Астахов П.А. Против снижения возраста наступления уголовной ответственности в РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://er.ru/news/76602/ (дата обращения: 03.09.2015).
  3. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. – М.: Юридическая литература, 1986. – 192 с.
  4. Помогалова Ю.В. К вопросу о роли школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Административное право и процесс / Ю.В. Помогалова. – 2010. – № 4. – С. 29-33.
  5. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009. – 303 с.
  6. Ржевская Л.В. Принцип воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Уголовно–исполнительная система: право, экономика, управление / Л.В. Ржевская. – 2010. – № 5. – С. 21-24.
  7. Статистика преступности в России по состоянию на январь – август 2015 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.yourist-ufa.ru/crime-statistics-russia/606-2015 (дата обращения: 08.09.2015).
  8. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 199 с.
  9. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11. – С. 33-35.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://novainfo.ru/article/3875

Выявление причин правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here