Возмещение правомерных убытков

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: возмещение правомерных убытков. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Порядок возмещения убытков от правомерных действий госорганов могут изменить

Порядок возмещения ущерба от правомерных действий госорганов может быть изменен. Соответствующий законопроект 1 внес в Госдуму депутат Валерий Селезнев.

Депутат предлагает внести изменения в ст. 16.1 ГК РФ. Сейчас в этой статье говорится, что ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями госорганов подлежит компенсации. По мнению Селезнева, слово «компенсация» надо заменить на «возмещение». Он поясняет, что компенсация не предусматривает полного восстановления прежнего положения дел.

Кроме того, Селезнев предлагает ввести в Градостроительный кодекс РФ новую ст. 62.1, в которой будет прописана возможность возмещения ущерба, нанесенного собственникам земли при внесении изменений в правила землепользования или застройки. Если из-за изменений участок подешевел, владелец сможет потребовать возмещения ущерба, а также выкупа участка и зданий на нем. Если есть возможность, ему могут предоставить аналогичный участок в другом месте.

Также депутат считает, что в ст. 57 Земельного кодекса РФ, в которой перечисляются основания для возмещения убытков владельцам земли, должен быть включен пункт «изменение вида разрешенного использования участка, повлекшее ухудшение положение землевладельца».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что сейчас фактически единственный случай правомерного ущерба, при котором собственник может рассчитывать на компенсацию, – последствия предотвращения теракта. По мнению Селезнева, права собственников должны защищаться более активно.

Источник: http://www.garant.ru/news/566063/

Энциклопедия судебной практики. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления (Ст. 16.1 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления
(Ст. 16.1 ГК)

1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, имеет иной правовой режим, нежели возмещение убытков

Следует также учитывать, что компенсация ущерба (статья 16.1 ГК РФ) и возмещение убытков (статьи 15, 16 ГК РФ) — это разные правовые конструкции, имеющие разный правовой режим. Поэтому правовые нормы, установленные статьями 15, 16 ГК РФ, не могут применяться к спорным правоотношениям ни прямо, ни по аналогии.

2. При возмещении убытков, причиненных правомерными действиями, критерий противоправности поведения причинителя вреда (ущерба) заменяется на возможность возмещения вреда (ущерба) от совершения определенных правомерных действий

При возмещении убытков, причиненных правомерными действиями, критерий противоправности поведения причинителя вреда (ущерба) заменяется на обстоятельство закрепления законом возможности возмещения вреда (ущерба) от совершения определенных правомерных действий.

3. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна, если только это прямо предусмотрено законом

В предусмотренных статьей 16.1 ГК РФ случаях компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна только, если это прямо предусмотрено законом.

В предусмотренных статьей 16.1 ГК РФ случаях компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна только, если это прямо предусмотрено законом.

В предусмотренных статьей 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна только, если это прямо предусмотрено законом.

Статья 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации вводит ответственность за причинение ущерба личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица правомерными действиями органов публичной власти или их должностных лиц, а также иных лиц, которым государство делегировало властные полномочия. Такое возмещение должно осуществляться только в случаях, предусмотренных законом.

4. Порядок компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, должен быть установлен специальным законом

Ст. 16.1 ГК РФ предусматривает, что законом должен быть установлен и порядок компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов. Такой порядок должен быть установлен специальным законом. Поэтому к спорным правоотношениям не может применяться по аналогии порядок, установленный для возмещения убытков (статьи 15, 16 ГК РФ).

5. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотрена статьями 279, 281, п. 5 ст. 790 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

Согласно статье 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В частности, возможность такой компенсации предусмотрена статьями 279, 281, пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно статье 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В частности, возможность такой компенсации предусмотрена статьями 279, 281, пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

6. Государство обязано возместить причиненный в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями вред всем, за исключением лица, участвующего в террористическом акте

Из толкования ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и ст. 16.1 ГК РФ следует, что указанными законами установлена обязанность государства за счет средств федерального бюджета возместить причиненный в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, вред всем, за исключением лица, участвующего в террористическом акте.

Из содержания приведенных выше норм ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 35-ФЗ и ст. 16.1. ГК РФ в их нормативном единстве усматривается, что данными федеральными законами установлена обязанность государства за счет средств федерального бюджета возместить причиненный в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, вред всем, за исключением лица, участвующего в террористическом акте.

7. Правомерная реализация муниципальным образованием своих полномочий в области установления тарифов влечет причинение вреда в виде недополученных доходов хозяйствующим субъектам, оказывающим соответствующие услуги

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался статьями 15, 16.1, 125, 1064 ГК РФ и исходил из того, что правомерная реализация муниципальным образованием своих полномочий в области установления тарифов влечет причинение вреда в виде недополученных доходов хозяйствующим субъектам, оказывающим соответствующие услуги.

Читайте так же:  График рассрочки исполнения решения суда

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на январь 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Источник: http://base.garant.ru/57592756/

Статья 15. Возмещение убытков

Статья 15. Возмещение убытков

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 15 ГК РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2019 г. N 26-П взаимосвязанные положения статей 15, 16 и 1069 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — предполагают возложение исключительно на муниципальное образование обязанности возместить гражданину за счет местного бюджета ущерб, причиненный этому гражданину в связи со сносом по решению суда построек, возведенных на земельном участке, предоставленном местными органами государственной власти РСФСР для ведения садоводства и расположенном в охранной зоне опасного производственного объекта

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статьи 15, статьи 1064 настоящего Кодекса, абзаца второго пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 и пункта 3 статьи 59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» см. постановления Конституционного Суда РФ от 5 марта 2019 г. N 14-П и от 18 ноября 2019 г. N 36-П

О конституционно-правовом смысле положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064 и статьи 1072 настоящего Кодекса во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» см. Определение Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. N 117-О

О конституционно-правовом смысле положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064 и подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ в их нормативном единстве см. постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. N 39-П

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

ГАРАНТ:

См. Временную методику определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров, сообщенную письмом Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225

Источник: http://base.garant.ru/10164072/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Условия выплаты государством компенсации.

В результате своей деятельности государственные органы, к которым относят также органы местного самоуправления, способны нанести вред гражданину. Физическое либо юридическое лицо ввиду бездействия государственных органов может понести убытки.

Среди незаконных действий, которые могут быть причинены судом, прокуратурой, органами дознания или предварительного следствия, выделяют:

  • Неправомерное осуждение гражданина или юридического лица;
  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности без достаточных для этого обстоятельств;
  • Безосновательное заключение под стражу;
  • Принудительная подписка о невыезде;
  • Наложение безосновательного административного взыскания, коим может быть арест или исправительные работы.

Помимо указанных случаев нанесения вреда гражданам, государственные органы могут издать акт, который не будет соответствовать законодательству. В этом случае также могут пострадать обычные люди.

«Незаконные» действия

Статья 13 Гражданского кодекса предусматривает ряд определений, позволяющих назвать тот или иной акт «не соответствующим закону». К таким действиям, как правило, относятся деяния, которые нарушают не только законодательные нормы, но и любые нормативные акты.

В понятие бездействия входит то, что органы местного самоуправления или государственные структуры не выполняли действия, которые должны были совершать. При этом должностные лица никакой ответственности за совершенное «бездействие» не несут, поэтому потерпевший не может предъявлять к ним требования о возмещении причиненных ему убытков.

Привлечь к материальной ответственности должностные лица можно только в порядке регресса.

Это значит, что государственный орган после произведения выплат по требованию пострадавшего, по собственной инициативе может взыскать уплаченную сумму с непосредственного виновного лица.

Если гражданин или юридическое лицо понесли убытки ввиду того, что должностные лица допустили неправомерные действия, необходимо обратиться в суд для возмещения ущерба.

Условия возмещения убытков

В случае, если юридические и физические лица пострадали из-за бездействия, причиненного органами местного самоуправления, либо государственными органами, они вправе требовать возмещения понесенных убытков.
Согласно статье 16 Гражданского Кодекса убытки гражданина из-за неправомерных действий должностных лиц подлежат возмещению государством. Денежные средства, как правило, выделяет определенный субъект страны, либо местное муниципальное образование.

Читайте так же:  С какого возраста детям оформляют загранпаспорт

В статье 1069 Кодекса имеется более подробная информация о возмещении причиненного гражданину вреда. Пострадавший гражданин имеет право получить компенсацию из казны страны, субъекта, либо муниципального образования.

В случае, если есть факт, подтверждающий бездействие должностных государственных лиц, они обязаны обеспечить возмещение причиненного вреда гражданину вне зависимости от его вины.

Исключением в данном случае становится такая правовая инстанция, как суд. Если в результате правосудия гражданин понес убытки, это вред будет возмещаться только после того, как вина судьи окажется доказанной приговором суда.

Всегда ли возможно полное возмещение убытков?

Если гражданин стал жертвой бездействия должностных лиц, он имеет право потребовать возмещения причиненного ему вреда. Эти убытки должны быть компенсированы в полной мере. К сожалению, так бывает не всегда. Получить полную компенсацию за причиненные неудобства сложнее всего тогда, когда дело касается транспортного законодательства. Если по вине должностных лиц был утрачен или поврежден груз, багаж, возникли просрочки с доставкой и так далее, добиться полного возмещения убытков будет сложно.

Что значит «полное возмещение»?

Условия выплаты государством компенсации предполагают полное возмещение всех понесенных гражданином убытков. Состоит такое понятие из двух частей:

  • Реальный ущерб гражданина, который еще называют положительным;
  • Упущенная выгода, иначе именуемая неполученными в результате действий должностных лиц доходами.

В первую часть понятия входят расходы, которые должна понести пострадавшая сторона, чтобы восстановить все, что было нарушено в результате вреда, причиненного должностными лицами. При этом суд возьмет во внимание только те расходы, которые были произведены до заседания. Будущие расходы в расчет браться не будут.

Вторая часть понятия «полное возмещение» предполагает право требования от должностных лиц возмещения предполагаемых доходов, которые гражданин не смог получить ввиду неправомерных действий государственных органов.
В статье 15 Кодекса предусмотрено, что возмещение причиненного вреда гражданину не может быть меньше суммы доходов, полученных должностным лицом из-за нарушения прав потерпевшего. Обычно это касается убытков, которые несет пострадавшая сторона из-за неисполнения договорных обязательств.

Прямая и дополнительная ответственность государства

Если гражданин пострадал исключительно из-за действий должностных лиц, вред должен возмещаться государством. При этом возможно 2 варианта этих действий:

  • Прямая ответственность государства за причиненный гражданину или юридическому лицу вред;
  • Дополнительная (или субсидиарная) ответственность, которую несет государство.

Если дело касается прямой ответственности, пострадавший может предъявить требования государству в лице уполномоченных на это органов. Возмещение убытков в этом случае будет происходить из бюджета страны.

Когда речь идет о субсидиарной ответственности, требования гражданина о возмещении ему причиненного вреда должны быть адресованы определенным государственным органам, которые и стали причиной убытков пострадавшего.

Компенсация причиненного вреда идет из средств, принадлежащих данному государственному органу. Статья 120 Кодекса предполагает, что дополнительная ответственность должна быть понесена именно государством, так как оно финансирует все государственные органы. Данная форма ответственности не предполагает прописанных в законе оснований для выплат.

Имущественные споры

Если в результате причиненного государственными органами или органами местного самоуправления вреда пострадало имущество гражданина или юридического лица, наступает имущественная ответственность. Порядок возмещения этого вреда определяется нормами и законами. Но, как правило, убытки возмещаются пострадавшему в полном объеме.

В статье 26 Закона о конкуренции сказано, что убытки, которые были причинены гражданину хозяйствующими субъектами из-за неправомерности их действий, возмещаются ему в полном объеме. Поэтому пострадавшая сторона имеет право написать исковое заявление в суд, либо в арбитраж с требованиями возместить понесенные им убытки.

Статья 60 Закона «О залоге» говорит о том, что если залогодержатель понес убытки из-за того, что орган государственного управления издал акт, который не соответствует законодательным актам, он имеет право на их возмещение. Причиненный ему вред должен быть возмещен полностью. Возмещение вреда идет из казны соответствующего государственного, либо местного управления.

Отсылки к законодательству

Существует большое количество актов, в которых решается вопрос об ответственности за нанесение ущерба гражданским лицам. И в них используется только отсылка к законодательству.

Бывает так, что должностные лица органов государственной власти своими действиями могут нанести ущерб лицам, участвующим в биржевых сделках.

В этом случае государством предусмотрено возмещение причиненного гражданам ущерба и выгоды, которая была упущена по вине должностных лиц.

В данном случае адресатами, которым вменяется вина за причинение вреда, становятся сами должностные лица, а значит, и средства на возмещение идут из бюджетов органов, которые они представляют.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подобная отсылка имеется и в ряде других законов. Так, если ущерб гражданам, либо учреждениям был нанесен сотрудниками полиции, условия его возмещения обговариваются согласно действующему гражданскому законодательству.
Указанная в заявлении отсылка на Гражданский кодекс означает, что все убытки, которые понес потерпевший в результате действий должностных лиц, будут ему возмещены государством.

Источник: http://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/vozmeshhenie-ubytkov-prichinennyh-gosudarstvennymi-organami-i-organami-mestnogo-samoupravleniya.html

Что говорит ГК РФ о возмещении убытков

Стороны и участники гражданских правоотношений, коих большое многообразие, должны соблюдать права друг друга и иных лиц. Нарушение прав приводит для нарушителя к определенным законом негативным последствиям. Одно из них – возмещение убытков по ГК РФ, который регулирует возможность и порядок такого возмещения.

Понятие убытков

Одна из базовых норм ГК о возмещении убытков – ст. 15. Согласно ей, убытки складываются из 3-х составляющих:

  • расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет понести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества (это реальный ущерб);
  • неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (это упущенная выгода).

Реальный ущерб – это не только фактические расходы, но и затраты на восстановление утраченного имущества, уменьшение его стоимости (в т. ч. если оно обнаружено по прошествии времени).

Упущенная выгода – неполученный доход, на который с учетом предпринятых для его получения мер и сделанных приготовлений увеличилось бы имущество, если бы право не было нарушено. Размер истец обычно определяет приблизительно.

По закону возмещение убытков можно требовать в полном объёме, если только их возмещение в меньшем размере не предусмотрено (п. 1 ст. 15 ГК РФ):

Важный нюанс: если лицо, нарушившее право, получило от этого доходы, то лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды – в размере не меньшем, чем такие доходы.

Читайте так же:  Проведение повторной судебной экспертизы

Возмещение убытков властями

Как известно, убытки могут причинить не только частные лица, но и незаконные действия (бездействия):

  • государственные органы;
  • местные власти;
  • их должностные лица.

В частности, такие убытки могут выражаться в издании не соответствующего закону или иному правовому акту акта госоргана или органа местного самоуправления.

В этой части возмещение убытков в гражданском праве регулирует ст. 16 ГК РФ. В ней заложен общий принцип, что убытки подлежат возмещению соответствующим уровнем властей.

Не забыл Гражданский кодекс и возмещение убытков от правомерных действий госорганов и органов местной власти. Это ст. 16.1 ГК РФ. Компенсация положена пострадавшему, юрлицу, а также их имуществу.

Если убытки причинило руководство компании

Убытки также могут причинить:

  • лица, уполномоченные выступать от имени юридического лица;
  • члены коллегиальных органов юрлица;
  • лица, определяющие действия компании.

Им посвящена статья 53.1 ГК о возмещении убытков. При наличии вины и по требованию предприятия лицо должно возместить причинённые убытки. Речь идёт о человеке, который уполномочен выступать от его имени организации в силу (п. 3 ст. 53 ГК РФ):

  • закона;
  • иного правового акта;
  • учредительного документа юрлица.

Однако ответственность наступает, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей такое лицо:

  • действовало недобросовестно или неразумно;
  • его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Члены же коллегиальных органов общества не несут ответственность, кто:

1. Голосовал против решения, которое повлекло причинение юрлицу убытков.

2. Действовал добросовестно и потому не принимал участия в голосовании.

Варианты возмещения вреда

На основании ст. 1082 есть два способа возмещения вреда:

1. Возместить в натуре (предоставить такую же вещь, исправить поврежденную вещь и т. п.).

2. Возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Если нарушено обязательство

Должник обязан кредитору возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст. 393 ГК РФ). При этом по общему правилу кредитор может использовать и иные способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом или договором.

Здесь при определении убытков за основу берут цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора. А если требование добровольно удовлетворено не было, – в день предъявления иска (хотя суд взять цены, существующие в день вынесения решения).

При определении упущенной выгоды учитывают:

  • предпринятые кредитором для ее получения меры;
  • сделанные с этой целью приготовления.

Общий принцип – размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

Отдельная ст. 393.1 ГК РФ регулирует возмещение убытков при прекращении договора. Так, если неисполнение или ненадлежащее исполнение должником договора повлекло его досрочное прекращение и кредитор заключил взамен его аналогичный договор, кредитор вправе потребовать от должника возмещения убытков – в виде разницы между ценой в прекращенном договор и ценой на сопоставимые товары (работы или услуги) по условиям договора, заключенного взамен прекращенного.

Соотношение убытков и неустойки

Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются только в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда:

  • допустимо взыскание только неустойки, но не убытков;
  • убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки;
  • по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

Источник: http://buhguru.com/otvetstvennost/chto-govorit-gk-rf-o-vozmeshhenii-ubytkov.html

Кубанское агентство судебной информации

Потапенко С.В., доктор юридических наук,

профессор, почетный работник судебной системы, заслуженный юрист РФ,

заведующий кафедрой гражданского процесса

и международного права юридического факультета

Кубанского государственного университета

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

(Опубликовано: Власть Закона. 2013. № 4 (16). С. 38-42. На сайте pro-sud-123.ru статья размещена с разрешения автора)

С 1 марта 2013 г., за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 30.12.12 № 302-ФЗ “О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 302-ФЗ). В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ (в ред. Закона № 302-ФЗ), в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В чем новизна приведенной нормы. Если ранее и сейчас действующая ст. 16 ГК РФ предусматривает возмещение убытков, причиненных только незаконными действиями (бездействиями) государственных органов и органов местного самоуправления, то Закон № 302 – ФЗ дополняет ГК РФ новой статьей 16.1, предусматривающей компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. При этом в соответствии с данной статьей ответственность несут не только указанные органы, но и должностные лица этих органов, а также иные лица, которым государством делегированы властные полномочия.

Таким образом, ущерб должен быть компенсирован как от неправомерных, так и от правомерных действий публичной власти. Возмещение ущерба, причиненного правомерными действиями публичной власти, явление новое, но не революционное.

Как известно, противоправность – одно из важных условий гражданско-правовой ответственности. Однако, согласно п. 3 ст. 1064 ГК РФ (общие основания ответственности за причинение вреда), вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Один из таких примеров возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, приведен в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования” [i] Пленум ВС РФ отметил, что с учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон “Об охране окружающей среды” допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ). Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды”); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона “Об охране окружающей среды”).

Если ст. 16 ГК РФ предусматривает возмещение убытков, причиненных только незаконными действиями (бездействиями) государственных органов и органов местного самоуправления, то ст. 16.1 ГК РФ говорит уже не о возмещении убытков, а о компенсации ущерба. Проблема соотношения понятий “вред”, “убытки”, “ущерб” далеко не новая, поэтому выскажу свою позицию по этому вопросу исключительно применительно к ст. 16.1 ГК РФ.

Читайте так же:  Развитие теории судебной экспертизы

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При возмещении убытков имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. Исходя из этого, возмещение убытков всегда носит компенсационный характер. Не случайно, поэтому в ст. 16.1 ГК РФ речь идет именно о компенсации ущерба.

Ответственность по ст. 16.1 ГК РФ (компенсация реального ущерба) значительно уже ответственности по ст. 16 ГК РФ (возмещение убытков), поскольку возмещение убытков предполагает не только компенсацию реального ущерба, но и взыскание упущенной выгоды. Такое положение вполне справедливо и обусловлено тем, что по ст. 16.1 ГК РФ компенсируется ущерб, причиненный правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, а по ст. 16 ГК РФ возмещаются убытки, причиненные незаконными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.

Компенсация ущерба по ст. 16.1 ГК РФ связана с так называемым внедоговорным вредом и носит характер деликтной ответственности, поэтому при ее взыскании следует руководствоваться нормами гражданско – правового института «Обязательства вследствие причинения вреда». В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. На последнее обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку в ст. 16.1 ГК РФ речь идет о безвиновной компенсации ущерба.

По общему правилу вина в гражданском праве – необходимый элемент состава гражданского правонарушения, обусловливающий применение гражданско-правовой ответственности. В п. 1 ст. 401 ГК РФ говорится о вине в форме умысла или неосторожности. Такой же вывод можно сделать при анализе гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда». То есть гражданское законодательство не отказалось от традиционного для уголовно – правовой сферы понимания вины как субъективного психического отношения лица к своему поведению и его последствиям. При этом гражданские правонарушения, как правило, совершаются с виной в форме неосторожности.

Ответственность, наступающая независимо от вины правонарушителя (объективная ответственность) составляет исключение и применяется только в прямо установленных законом случаях. Так, например, независимо от вины причинителя в соответствии со ст. 1070 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненнный гражданину незаконными действиями правоохранительных органов, и вред, причиненный лицу деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности) (ст. 1079 ГК РФ), а во многих случаях также моральный вред (ст. 1100 ГК РФ).

Следовательно, случаи безвиновной ответственности по ст. 16.1 ГК РФ должны быть специально оговорены в законе.

В качестве примера причинения ущерба правомерными действиями в СМИ часто приводят операции по освобождения заложников, ущерб имуществу при задержании преступников. Например, если преступник захватил банк, ювелирный магазин и взял заложников, то правоохранительные органы принимают все меры к освобождению людей. Но в ходе операции витрины разбиваются, стены, двери и мебель ломаются. Таким образом, правомерными действиями правоохранителей наносится ущерб имуществу предпринимателя. Но для взыскания этого ущерба с государства недостаточно вступившей в силу ст. 16.1 ГК РФ.

Требуется дополнительное правовое регулирование в виде конкретных случаев и порядка безвиновной ответственности государства за ущерб, причиненный правомерными действиями публичной власти.

Источник: http://pro-sud-123.ru/science/publications/kompensatsiya-ushcherba-prichinennogo-pravomernymi-deystviyami-gosudarstvennykh-organov-i-organov-me

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ НЕПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

При возмещении убытков происходит восстановление имущественной сферы потерпевшего за счет имущества лица, нарушившего право на землю. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 62 ЗК РФ).

Размер убытков доказывается и обосновывается лицом, права которого нарушены. Поскольку земля является частью экосистемы, то немаловажное значение имеет положение ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым вред, причиненный окружающей среде, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, составляет 20 лет.

Согласно ч. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании судебного решения лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий или сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и использованию возникших обязательств).

Источник: http://studref.com/370443/pravo/vozmeschenie_ubytkov_prichinennyh_nepravomernymi_deystviyami

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Возмещение убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам осуществляется по нормам земельного законодательства.

Основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:

  • • соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
  • • акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;
  • • акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
  • • решение суда.

Основаниями для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков являются:

  • • акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • • соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
  • • акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;
  • • акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
  • • решение суда.
Читайте так же:  Нарушение родителями прав ребенка на образование

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков:

1) временным занятием земельных участков,

учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Источник: http://studref.com/529384/pravo/vozmeschenie_ubytkov_prichinennyh_pravomernymi_deystviyami_poter_selskohozyaystvennogo_proizvodstva

7.5. Возмещение убытков

Возмещение убытков считается универсальным способом защиты права, так как может применяться в самых разнообразных ситуациях. В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимается реальный ущерб и упущенная выгода.

По отношению к незаконному списанию ценных бумаг возмещение убытков может требоваться от лица, которое получило ценные бумаги в результате незаконных действий, но у которого списанных акций уже нет, а также:

• в случае учета прав самим акционерным обществом – от этого общества (ч. 2 п. 4 ст. 44 Закона об АО);

• в случае учета прав регистратором – от эмитента и регистратора солидарно (ч. 2 п. 4 ст. 44 Закона об АО);

• в случае учета прав депозитарием – от этого депозитария (на основании нарушения депозитарного договора).

Наряду с виндикацией и признанием права возмещение убытков занимает у истцов первое место по популярности. Именно к взысканию убытков советуют прибегать тогда, когда невозможно отыскать списанные акции или проследить их путь.

Норма о том, что регистратор и общество несут солидарную ответственность за убытки, причиненные утратой акций, была введена в 2009 г. Однако еще раньше арбитражные суды склонялись к этой идее. Проверку на прочность данная норма прошла в Конституционном Суде Российской Федерации[306]. Суд подтвердил конституционность нормы, но вопросы к ней остались как у отдельных судей КС РФ, так и у юридического сообщества.

Первый вопрос можно сформулировать следующим образом: почему общество, передавшее ведение реестра регистратору, должно отвечать за его действия? Напомним, что в обществе с числом акционеров больше 50 это обязанность, а не право. Кроме того, само общество не может учредить своего регистратора, ибо к нему предъявляются особые требования ЦБ РФ. Таким образом, общество обязывают выбирать регистратора, за которого придется отвечать. Суды указывают, что общество должно подойти к выбору регистратора с надлежащей осмотрительностью.

Второй вопрос связан с тем, что за списание акций конкретного акционера расплачиваются, по сути, остальные акционеры. Полагаем, что совершенно верно эта проблема была поднята в особом мнении судьи Конституционного Суда Н. В. Мельникова к Постановлению КС РФ от 28.01.2010 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона “Об акционерных обществах” в связи с жалобами открытых акционерных обществ “Газпром”, “Газпром нефть”, “Оренбургнефть” и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)». Ведь если общество возмещает убытки определенному акционеру за списанные акции, его активы уменьшаются, что приводит к убытку. Речь может идти о сотнях миллионов рублей. Нормы о солидарной ответственности (ст. 323 ГК РФ) позволяют кредитору требовать возмещения убытков как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга. Усугубляется это и тем, что регистратор, как правило, не имеет достаточно имущества для удовлетворения требований пострадавших лиц. При таких условиях пострадавший выберет платежеспособное общество, которое потом наделяется регрессным требованием к лицу, не обладающему достаточным имуществом.

Д. И. Степанов справедливо говорит о том, что общество отвечает перед акционером за утерю его акций на основе обязательства, носящего внедоговорный характер[307]. Общество обязано перед акционером в силу факта приобретения последним прав требований, удостоверяемых акциями, на основании прямой нормы закона. Несмотря на то что общество само не ведет реестр, оно возлагает обязанности по его ведению на третьих лиц, т. е. перед нами ситуация возложения исполнения на третье лицо, описанная в ст. 313 ГК РФ. При этом должник, возложивший исполнение на третье лицо, отвечает за его действия и несет ответственность в случае ненадлежащего исполнения обязательств[308]. Сатья 403 ГК РФ гласит, что именно должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. Однако проблема заключается в том, что при возложении исполнения на третье лицо должник может выбирать, делать ему это или нет. Отсюда и возникает ответственность за действия третьих лиц. У акционерного общества с количеством акционеров больше 50 подобного выбора нет.

Естественно, основанием ответственности общества и регистратора будет являться установленный факт ненадлежащих действий (бездействия) со стороны регистратора, допустившего незаконное списание акций с лицевого счета акционера. В судебной практике нередко встает вопрос о том, какие действия должен совершить регистратор при предъявлении передаточного распоряжения, чтобы не нарушить права акционера. И в этом вопросе арбитражные суды демонстрируют широкий спектр мнений.

При этом обращает на себя внимание тенденция судов по защите прав лица, лишившегося акций. Так, например, регистратору вменяется в обязанность связываться с нотариусом и получать от него дополнительные подтверждения в случае представления регистратору доверенности от владельца лицевого счета. Или еще: «…регистратор, действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, должен был проверить факт выдачи зарегистрированному лицу того паспорта, который был предъявлен»[309].

В состав убытков входят противоправное деяние, вред, вина и причинно-следственная связь между первым и вторым. Настоящей проблемой здесь становится определение размера причиненного вреда. Закон не дает ответа на вопрос о том, что делать, если стоимость акций изменилась после отчуждения. Представим, например, что подобная стоимость акций упала. Как на практике доказать, что лицо, потерявшее акции, готовилось продать их до падения в цене? На наш взгляд, это будет сделать крайне сложно, ведь необходимо доказать конкретные приготовления к сделке. Таким образом, лицо, которое и так потеряло акции, должно еще что-то доказывать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/vozmeschenie-ubyitkov-53707.html

Возмещение правомерных убытков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here