Процедура досудебного урегулирования налоговых споров курсовая

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: процедура досудебного урегулирования налоговых споров курсовая. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Магистерская диссертация — пример

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансово-правовая характеристика налогового спора. 6
1.1. Понятие налогового спора 6
1.2. Зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций в сфере налогообложения 24
Глава 2. Порядок досудебного урегулирования налоговых споров 34
2.1. Порядок досудебного урегулирования налогового спора. 34
2.2. Урегулирование налоговых споров, связанных с проведением налоговых проверок и оформлением их результатов 54
Глава 3. Анализ последних изменений законодательства и применения на практике правовых норм, касающихся досудебного урегулирования налоговых споров 63
3.1. Анализ судебной практики по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров 63
3.2. Подготовка апелляционной жалобы на решение налогового органа 78
Заключение 91
Список использованных источников 94

Введение

Список литературы

Источник: http://kursach37.com/work/dosudebnyy-poryadok-uregulirovaniya-nalogovyh-sporov/

Досудебные процедуры урегулирования налоговых споров

Понятие и виды налоговых споров, зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций. Анализ результатов практики урегулирования и пути совершенствования досудебного улаживания налоговых споров в России. Применение правовых методов избегания разногласий.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.07.2015
Размер файла 354,8 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие, признаки и виды, предметы и причины налогового спора. Административное обжалование и его функции. Анализ разрешения налоговых споров в досудебном и судебном порядке в России и за рубежом. Повышение эффективности их досудебного урегулирования.

курсовая работа [186,7 K], добавлен 12.03.2017

Изучение сущности и понятия налогового спора как экономической категории. Порядок реализации налоговых споров. Анализ урегулирования налоговых споров в досудебном порядке на примере Ростовской области. Споры по вопросам права и факта, процедурные споры.

курсовая работа [320,8 K], добавлен 16.03.2016

Финансово-правовая характеристика налоговых споров. Конструкция, процедура и механизм регулирования досудебного решения налогового спора. Особенности и методы совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

дипломная работа [60,0 K], добавлен 16.12.2013

Понятие и основные формы альтернативного разрешения споров. Медиация — один из способов досудебного разрешения правовых споров. Роль нотариата в альтернативном разрешении споров, третейский суд — один из методов альтернативного урегулирования конфликтов.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 22.11.2010

Налоговые споры как составляющий элемент экономических споров в РФ. Административный и судебный порядок разрешения налогового спора. Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.

дипломная работа [268,2 K], добавлен 05.02.2013

Исторические аспекты применения примирительных методов в урегулировании споров. Понятие, принципы и условия применения медиации. Общая характеристика Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

курсовая работа [82,4 K], добавлен 27.04.2014

Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Анализ судебной статистики хозяйственных судов. Право предъявления претензий и исков. Правовые акты, регламентирующие правоотношения в сферах транспорта, электронной и почтовой связи.

реферат [16,2 K], добавлен 26.11.2009

Особенности налогового аудита органов ФНС в России. Анализ процедуры досудебного урегулирования налоговых споров на примере Управления Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре. Нормативно-правовое регулирование налогового аудита органов ФНС в России.

дипломная работа [275,7 K], добавлен 29.07.2012

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров. Средства урегулирования споров между государствами; арбитражное разбирательство. Роль международных организаций в деле мирного разрешения споров в рамках общеевропейского процесса.

курсовая работа [682,4 K], добавлен 14.10.2015

Теоретико-методологический анализ разрешения споров международно-правовыми средствами. Характеристика, цель создания, основы деятельности и компетенция Международного Суда ООН. Основные категории международных споров, порядок и способы их урегулирования.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 24.07.2014

Источник: http://knowledge.allbest.ru/law/c-2c0b65635b3ac69b4d43a89521216c26.html

Пути совершенствования организационных основ досудебного порядка разрешения налоговых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы –исследование налоговых споров; анализ понятия и признаков налогового спора; изучение механизма досудебного урегулирования налоговых споров и, как следствие, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики в сфере досудебного урегулирования налоговых споров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЙ СПОР: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ……………7
1.1.Правовая характеристика налогового спора (понятие и признаки)…
1. 2. Классификация налоговых споров
ГЛАВА 2. ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
2.1. Некоторые вопросы производства по рассмотрению налоговыми органами споров в досудебном порядке
2.2. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров
2.3. Пути совершенствования организационных основ досудебного порядка разрешения налоговых споров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

работа на край.doc

ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЙ СПОР: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ……………7

1.1.Правовая характеристика налогового спора (понятие и признаки)…

1. 2. Классификация налоговых споров

ГЛАВА 2. ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

2.1. Некоторые вопросы производства по рассмотрению налоговыми органами споров в досудебном порядке

2.2. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров

2.3. Пути совершенствования организационных основ досудебного порядка разрешения налоговых споров

Актуальность данной работы. Налоговое законодательство, в силу его значимости для государства в целом, всегда являлось предметом пристального внимания всех слоев общества. Количество споров в налоговой сфере неуклонно возрастает. Этот процесс связан, прежде всего, с тем, что в налоговом праве, которому присущ императивный метод правового регулирования, существует большое количество пробелов и противоречий, нечеткость формулировок правовых норм, используются прямые нормативные ограничения, а также установлены различные формы по проведению налогового администрирования и контроля.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует справедливый и эффективный механизм защиты прав физических и юридических лиц. По мнению специалистов, провозглашение определенного комплекса прав и закрепление их на законодательном уровне является недостаточным, поскольку это всего лишь часть той системы, которую необходимо создать и дать возможность ей плодотворно функционировать. То государство, в котором основной ценностью хотя и выступают права граждан, но не предусмотрена возможность их реализации, не является правовым государством, основным признаком которого является существование развитого гражданского общества, где законные интересы человека и гражданина являются высшей ценностью, развита частная собственность и экономика.
Проблема правовой ответственности государства, его органов — на сегодняшний день одна из актуальных. На законодательном уровне отсутствует ответственность не только высших должностных лиц государства, но и мелких чиновников исполнительных органов. Между тем такого рода ответственность должна существовать в любом демократическом государстве, не говоря уже о государстве, которое объявляет себя правовым.

Читайте так же:  Как вернуть деньги после отмены судебного приказа

В идеале нормативно-правовое регулирование досудебного разрешения налоговых споров должно создавать условия целостного, последовательного, рационального и успешного выполнения фискальных задач государства, с одной стороны, и обеспечение охраны прав и законных интересов налогоплательщиков и совершенствование правовых гарантий от должностных злоупотреблений, с другой.

Правовое регулирование досудебного разрешения налоговых споров на сегодняшний день остается малоизученным. Вместе с тем исследование данного вопроса имеет как теоретическую (с целью выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства), так и практическую (для защиты прав налогоплательщиков и интересов государства) необходимость.

Отсутствие полноценного налогового законодательства привело к тому, что основные положения о досудебном разрешении налоговых споров до принятия Налогового кодекса Российской Федерации не были в достаточной степени отражены на законодательном уровне, а в основном вырабатывались в процессе правоприменительной деятельности.

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепил ряд мер, направленных на разрешение конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками. Однако это не изменило ситуацию коренным образом.

Недостаточность научного и теоретического материала, противоречивость и неслаженность федерального законодательства в области регулирования порядка разрешения налоговых споров обуславливают, в числе других причин, «самодеятельность» правоприменителей в данной сфере общественных отношений.

Поскольку деятельность государства связана с изъятием у физических и юридических лиц принадлежащего им на праве собственности имущества, то это неизбежно создает конфликтные ситуации. Разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиками до недавнего времени было отдано преимущественно судебным органам государства. Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах. В числе таких средств может выступать и институт досудебного урегулирования налоговых споров.

Именно поэтому научная разработка таких категорий, как налоговый спор, досудебное урегулирование налоговых споров, процедура их разрешения способна внести значительный вклад в теорию финансового и, в частности, налогового права, а также усовершенствовать правоприменительную налоговую практику.

В этих условиях участники налоговых правоотношений начинают широко использовать конституционно установленное и гарантированное право на защиту своих прав и законных интересов.

Последнее время особый интерес вызывает именно административный порядок обжалования, которому длительное время не уделялось достаточное
внимание в налоговом праве. Существовавший до принятия части первой Налогового кодекса РФ механизм рассмотрения налоговых споров в административном порядке не мог обеспечивать полноценное и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в налоговой сфере. Коренным образом ситуация по защите прав и законных интересов налогоплательщиков изменилась после вступления в силу Налогового кодекса РФ, в котором появились конкретизированные механизмы, обеспечивающие реализацию права на защиту как в судебном, так и в административном порядке. Несмотря на это, в правоприменительной деятельности существует множество проблем, препятствующих эффективному использованию механизма административного обжалования. Изучение этих проблем, судебной практики по налоговым спорам, а также практического опыта рассмотрения жалоб налогоплательщиков в системе налоговых органов Российской Федерации могло бы способствовать поиску новых методов и форм совершенствования порядка рассмотрения налоговых споров, и особенно административного способа обжалования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения и разрешения налоговых споров.

Предметом исследования является законодательство о налогах и сборах, научно-практические концепции, а также правоприменительная практика по вопросам разрешения налоговых споров в досудебном порядке.

Цель и задачи научного исследования.

Цель настоящей работы –исследование налоговых споров; анализ понятия и признаков налогового спора; изучение механизма досудебного урегулирования налоговых споров и, как следствие, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики в сфере досудебного урегулирования налоговых споров.

Достижение этой цели требует последовательного решения следующих задач:

– определение понятия и признаков налогового спора;

– проведение классификации налоговых споров;

– проведение анализа порядка досудебного урегулирования налоговых споров;

– разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства в части, имеющей отношение к досудебному урегулированию налоговых споров.

Структура работы. Научная работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Налоговый спор: вопросы теории

1.1.Правовая характеристика налогового спора (понятие и признаки)

Налоговый спор представляет собой структурно-сложное отношение, поэтому после обращения заявителя в арбитражный суд спор приобретает значимость как материально-правовую, так и процессуальную.

К признакам налогового спора как материального отношения, имеющего перспективу его рассмотрения в арбитражном суде, относятся:

1. Субъектный состав. Субъектами налогового спора выступают российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, с одной стороны, и налоговый орган, с другой. Для признания организаций и индивидуальных предпринимателей субъектами налогового спора они должны выступать в конкретном правоотношении в качестве налогоплательщиков.

Вместе с тем в отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, могут вступать и иные лица, на которые законодательством о налогах и сборах не возложены обязанности налогоплательщиков либо налоговых агентов. К ним относятся, в частности, кредитные организации, состоящие в гражданско-правовых отношениях с налогоплательщиком либо налоговым агентом, органы внутренних дел, участвующие совместно с налоговыми органами в проводимых выездных налоговых проверках.

Актуальным является вопрос — какой суд (общей юрисдикции или арбитражный) должен разрешать спор между налоговым органом и налогоплательщиком, если к моменту подачи заявления в юрисдикционный орган организация (ИП) этот статус утратила, но конфликт возник в период осуществления предпринимательской деятельности. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2004 г. N 4746/04 надзорная инстанция указала, что поскольку в материалах дела имеется извещение Регистрационной палаты о прекращении индивидуальным предпринимателем с 1 июля 2002 г. предпринимательской деятельности, а заявление о взыскании недоимки, пеней и штрафов инспекция направила в арбитражный суд 10 января 2003 г., нижестоящие судебные инстанции обоснованно прекратили производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Таким образом, судебные инстанции при решении вопроса о подведомственности указанного налогового спора приоритет отдали такому критерию, как субъектный состав.

2. Содержание налогового спора составляют разногласия по поводу выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и сборах.

3. Признак неразрешенного конфликта или факта неисполнения налоговых обязательств. Налоговый спор возникает в результате столкновения различного понимания налоговым органом и налогоплательщиком, налоговым агентом объема прав и обязанностей налогоплательщика.

Одной из причин большого количества налоговых споров в арбитражных судах, является недостаточная эффективность процедуры внутриведомственного обжалования ненормативных актов, действий (бездействия) налогового органа.

Анализ практики показывает, что налоговые органы при рассмотрении жалоб и принятии решений по ним не всегда стремятся найти компромисс в неразрешенном на стадии налогового контроля конфликте. Это в конечном итоге ведет к необходимости рассмотрения налогового спора в арбитражном суде. Такое положение объясняется тем, что отсутствует детализированная процедура рассмотрения спора в досудебном (административном) порядке. Кроме того, при признании недействительным решения налогового органа он не несет каких-либо неблагоприятных последствий. Это обстоятельство также не способствует стремлению урегулировать возникший спор на досудебной стадии.

Читайте так же:  Как узнать было ли обжалование решения суда

Вместе с тем к преимуществам административного способа разрешения разногласий относят простоту процедуры, позволяющую налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, большую оперативность, отсутствие необходимости уплаты пошлины.

Приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке. Данный подзаконный нормативный правовой акт был призван развить нормы НК РФ об обжаловании актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, детализировать процедуру рассмотрения жалобы и вынесения решения. Однако такой цели достигнуто не было.

Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке даже не ставит в качестве приоритетной задачи всестороннее рассмотрение спора. Прежде всего это проявляется в том, что налогоплательщик либо налоговый агент при внутриведомственном рассмотрении жалобы не является обязательным субъектом.

Налогоплательщик лишен возможности представить свои пояснения по рассматриваемой проблеме. И лишь в отдельных случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что обжалуемый акт, действия (бездействие) не соответствуют законодательству РФ, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в их присутствии или их представителей (п. 8.3 Регламента рассмотрения налоговых споров).

Таким образом, можно сделать вывод, что институт административного рассмотрения споров, впервые нашедший нормативное закрепление в НК РФ, требует дальнейшего развития и должен быть нацелен на выяснение всех обстоятельств наметившегося спора.

Среди признаков налогового спора как процессуального отношения необходимо указать:

1. По своему характеру налоговый арбитражный спор является разновидностью экономического спора.

Источник: http://www.yaneuch.ru/cat_59/puti-sovershenstvovaniya-organizacionnyh-osnov-dosudebnogo/41132.1270904.page1.html

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Источник: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: как действовать юристу компании

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: как действовать юристу компании

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

Лектор:
Сасов Константин Анатольевич — к.ю.н., адвокат, ведущий юрист юридической компании «Пепеляев Групп»

Форма участия:

  • Очное участие в Москве
  • Очное участие в региональном отделении ИРСОТ
  • Трансляция на ПК

Источник: http://zakon.ru/Conference/Conference/7045

Досудебное урегулирование налоговых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности и проблемы досудебного урегулирования налоговых споров, а так же совершенствование данной процедуры.

Файлы: 1 файл

ПЕРЕДЕЛАНО. Досудебное урегулирование налоговых споров (1).doc

Налоговые споры входят в систему не гражданских и не трудовых отношений, а отношений публичных, одной из сторон которых является государство.

Читайте так же:  Нет разрешения на оружие последствия

Досудебное урегулирование налоговых споров – комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора [24, С. 34].

С 1 января 2009 г. существует обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок , в вышестоящих органах с возможностью последующего судебного контроля. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной), может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Благодаря введению обязательного порядка обжалования налогоплательщики стали прибегать к попыткам разрешения споров путем подачи апелляционных жалоб, что способствует усилению ответственности налоговых органов за состояние законности в налоговых правоотношениях, а также сокращению налоговых споров в судах.

Обжалование ненормативных правовых актов налоговых органов осуществляется по административной иерархии: жалоба подается в налоговый орган, в чьем подчинении находится налоговый орган, допустивший нарушение законодательства.

Следовательно, административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц может быть многократным.

Административный порядок обжалования актов налоговых органов, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, регламентированное гл. 19 — 20 НК РФ [1].

Схема порядка обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в досуде бном порядке представлена в приложении 1 к данной работе.

Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 N 7445/05 [9] разъяснено, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

Основными функциями подразделений налогового аудита являются:

— рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

— рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок;

Видео (кликните для воспроизведения).

— обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию;

— осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.

— выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:

— участия в работе по устранению несоответствий различных ведомственных разъяснений.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что досудебный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в суд. Таким образом, развитие института досудебного урегулирования налоговых споров способствует сокращению судебных разбирательств, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также обеспечивает повышение качества налогового администрирования.

Как показала практика введенная система обязательного досудеб ного аудита в сфере налоговых правоотношений полностью себя оправдала.

Так, качественная и профессиональная работа по досудебному рассмотрению налоговых споров существенно сократила количество жалоб налогоплательщиков.

Благодаря более тщательному сбору доказательственной базы в ходе налоговых проверок и повышению качества досудебной работы удалось сократить количество судебных споров , оставив для судебного разбирательства дела только с перспективой рассмотрения в пользу налогового органа. Результатом введения данной процедуры стало улучшение показателей судебной работы налоговых органов.

1.2. Организация работы по досудебному урегулированию налоговых споров

Механизм досудебного урегулирования налоговых споров представляет собой последовательно выполняемые этапы работ: 1 — планирование аудита; 2 — основной этап; 3 — заключительный этап; 4 — использование результатов аудита; 5 — оценка эффективности аудита (приложение 2). [27, с. 315].

Этап планирования. Планирование является важным элементом организации налогового аудита и способствует эффективной реализации его целей. Планирование означает разработку общей стратегии к ожидаемому характеру и объему работ. На этапе планирования определяется круг налогоплательщиков, с которыми могут возникнуть налоговые споры, разрешаемые в досудебном порядке. Такие налогоплательщики, в большинстве случаев, выявляются в процессе проведения у них налоговых проверок. Информация о возможных обращениях налогоплательщиков формируется из различных источников. Существуют типичные обращения налогоплательщиков, которые в большинстве случаев можно предвидеть, например, обращения налогоплательщиков с просьбой применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

На этапе планирования налогового аудита экспертами определяется его информационное обеспечение: анализируется судебная практика по разрешению возникающих налоговых споров; определяется необходимое количество доказательной базы в совершении налоговых правонарушений налогоплательщиками для использования налоговыми органами в доказывании своей позиции. При планировании оцениваются возможные последствия обращений налогоплательщиков, составляются прогнозные данные о планируемых к удовлетворению жалоб налогоплательщиков и суммах возможных к удовлетворению требований.

Основной этап. Основным содержанием этого этапа является сбор доказательств, на основании которых формируется мнение независимых экспертов. Доказательства могут быть получены из актов налогового органа, требований налогоплательщика, документов, представленных налогоплательщиком и других источников информации.

В первую очередь осуществляется прием жалобы (заявления) от налогоплательщика, к оформлению которой предъявляются определенные требования. Жалоба должна быть подписана со стороны налогоплательщика надлежащим образом; полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей согласно гражданскому законодательству РФ (ст. 27 НК РФ).

Несмотря на произвольную форму жалобы, в ней налогоплательщику следует не только четко указать на нарушение своих прав или на незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, но и привести свое видение ситуации с обоснованием своей точки зрения.

От убедительности изложенной в жалобе позиции зависит исход разрешения спора. Немаловажную роль могут сыграть приложенные к жалобе обосновывающие документы, например: акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности); первичные документы, подтверждающие позицию заявителя; иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (например, справки, расчеты, договоры и т.п.).

Читайте так же:  Написать жалобу в коллегию адвокатов

Специалисты по досудебному урегулированию налоговых споров проводят оценку доводов налогоплательщика, обосновывающих его позицию, выясняют причину возникновения налогового спора. Далее изучаются материалы, имеющиеся в налоговом органе и оспариваемые налогоплательщиком. К рассмотрению принимаются документы, полученные от налогоплательщиков, которые также подвергаются сплошной проверке. В случае необходимости у налогоплательщика могут быть запрошены дополнительные данные для уточнения обстоятельств спора. В целях формирования объективной позиции, в ходе налогового аудита подробно изучается и анализируется сложившаяся судебная практика по аналогичным делам. В результате оценки всех имеющихся материалов формируется мнение независимых экспертов.

Заключительный этап. На данном этапе составляется экспертное заключение, в котором отражаются: предмет спора, приводятся доводы заявителя, данные, имеющиеся в материалах дела, и высказывается мнение об обоснованности, либо необоснованности доводов заявителя. Обязательным является обоснование позиции эксперта с соответствующими ссылками на нормы налогового законодательства, а также отражением судебной позиции по данному вопросу.

После оформления всех экспертных заключений, руководитель налогового органа принимает необходимое решение. Если мнения экспертов расходятся, решение принимается исходя из наиболее обоснованной позиции и мнения большинства.

Налоговым законодательством определены следующие сроки рассмотрения жалоб (табл.1).

Сроки рассмотрения жалоб

Срок рассмотреня жалобы

1 месяц с момента получения жалобы. Указанный срок может быть продлен для получения документов от налоговых нижестоящих органов, но не более чем на 15 дней. Лицу, подавшему жалобу, в течении 3-х дней в обязательном порядке сообщается о продлении срока рассмотрения жалобы.

Жалоба на вступившее в силу решение налогового органа

1 месяц с момента получения жалобы. Указанный срок может быть продлен для получения документов от налоговых нижестоящих органов, но не более чем на 15 дней. Лицу, подавшему жалобу, в течении 3-х дней в обязательном порядке сообщается о продлении срока рассмотрения жалобы.

Жалоба (заявление) на акт налогового органа ненормотивного характер, действмя (бездействие) его должностных лиц, в связи с применением законодательства РФ о налогах и сборах

1 месяц с момента получения жалобы(заявления). Указанный срок может быть продлен для получения документов от налоговых нижестоящих органов , но не более чем еа 15 дней. Лицу, подавшему жалобу, в течении 3-х дней в обязательном порядке сообщается о продлении срока рассмотрения жалобы.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела

Источник:[23, с. 309]

В случае несвоевременного вынесения решения по жалобе, налогоплательщик имеет полное право на обращение с заявлением в суд. Так согласно п. 4 ст. 198 НК РФ заявление о признании решений налоговых органов недействительными может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

В зависимости от того, в какой форме рассматривался налоговый спор и какой вывод сделан экспертами по делу, руководителем принимаются различные решения (табл.2).

Виды решений, принимаемых по результатам досудебного урегулирования налоговых споров

Форма досудебного урегулирования налогового спора

Решения,присеняемые по результатам досудебного урегулирования налогового спора

Рассмотрение возражений по акту налоговой проверки

1) решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля; 2) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщика на решение по налоговой проверке

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения; 2) Отменить или заменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу

Рассмотрение вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика на решение по налоговой проверке

1) оставить жалобу без удовлетворения; 2) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; 3)отменить решение или вынести новое решение

Рассмотрение вышестоящим налоговым органом жалоб плательщиков на акты налогового органа ( за исключением решений по налоговым проверкам)

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа

Рассмотрение налоговым органом жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) их должностных лиц

Источник: http://www.yaneuch.ru/cat_48/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov/384940.2648826.page2.html

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебное урегулирования налоговых споров как способ сокращения количества судебных споров и издержек государства на судебную систему и администрирование. Концепция последовательного урегулирования налоговых споров в досудебном и судебном порядке.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.02.2016
Размер файла 17,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

студент гр. ЮЮБ-201-0 И. В. Глазунова

Научный руководитель Ю. С. Квасникова

В последнее время тема досудебного урегулирования налоговых споров является одной из актуальных в налогово-правовой теории и практике.

Повышенное внимание по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров вызвано стремлением сократить количество судебных споров, а также необходимостью сокращения судебных издержек государства на судебную систему и администрирование в целом.

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства. [1]

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты — с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным [2]. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее — в судебном порядке.

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в НК РФ, распространившие обязательную процедуру досудебного обжалования на все акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия и бездействия их должностных лиц [3].

Помимо объекта обжалования, с 1 января 2014 г. меняются и сроки.

Во-первых, изменился срок на подачу апелляционных жалоб — до одного месяца, в отличие от прежней редакции — в течение 10 рабочих дней со дня получения решения.

Во-вторых, изменился и срок для подачи жалобы. Он устанавливается общий — в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением отдельных случаев). Что касается предыдущей редакции, срок обжалования в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения был установлен в течение одного года, в отношении других решений, действий (бездействия) — в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Читайте так же:  Порядок рассмотрения судебного приказа

Данный способ защиты прав имеет как достоинства, так и недостатки.

К преимуществам досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно отнести:

1) сохранение деловой репутации. Налогоплательщик заинтересован в урегулировании спора, не доводя его до суда [4];

2) отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины, которая согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ составляет для организация 3000 рублей и судебных расходов.

3) оперативность, жалоба рассматривается в сжатые сроки (жалобы на решения по налоговым проверкам рассматриваются в течение месяца, на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов — в течение 15 дней);

4) при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к своей защите [5];

5) данный порядок позволяет значительно разгрузить судебную систему в части рассмотрения налоговых споров.

Подтверждением данного утверждения служит приведённая далее статистика.

Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно, начиная с 2010 года, сокращается на 15 — 20 процентов [6].

С одной стороны, можно выделить такой позитивный момент, как простота и оперативность административного обжалования в сравнении с судебным порядком рассмотрения налоговых споров. Однако до тех пор, пока данный порядок не будет детально урегулирован в НК РФ, и все тонкости процедуры будут прописаны в Законе, нельзя говорить о простоте данной процедуры.

К недостаткам досудебного порядка урегулирования споров можно отнести: налоговый спор досудебный

1) это не последняя стадия спора, учитывая в дальнейшем обращение в суд в случае неудовлетворения требований вышестоящим налоговым органом; данное обстоятельство влечет за собой затягивание срока разрешения спора на несколько месяцев.

2) поскольку подразделения налогового аудита созданы в структуре налоговых органов, им трудно сохранять объективность при вынесении решений, заключений на акт налоговой проверки [7].

3) отсутствие права на личное участие в рассмотрении жалобы, заявления.

В целях совершенствования процедуры досудебного урегулирования налоговых споров необходимо существенно конкретизировать некоторые положения рассматриваемой процедуры, закрепив в НК РФ:

1) порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами; процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе досудебного производства;

2) положение об ответственности должностных лиц налогового органа, принимающих решение по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;

3) положения об обязанности налоговых органов извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы;

В заключении необходимо сказать, что досудебное урегулирование — это, прежде всего, цивилизованная форма решения налогового конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком. Досудебный порядок, закрепленный НК РФ, создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами. Но, несмотря на это, в целях повышения качества работы налоговых органов механизм досудебного урегулирования должен совершенствоваться.

Список использованных источников

1. http://bishelp.ru/business/upravljaem-biznesom/elektronnaya-broshyura-dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov // [Электронный ресурс]

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Российская газета, N 165, 29.07.2006

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

4. Порядок досудебного урегулирования налоговых споров // Гарант — Западная Сибирь http://www.garant.ru/action/regional/421542/ [Электронный ресурс]

5. Российская Бизнес-газета: Налоговое обозрение № 802 от 21 июня 2011 г.

6. Приказ ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/[email protected] «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 — 2018 годы» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142219 // [Электронный ресурс]

7. Артамонова Л.Г. Досудебное урегулирование налоговых споров и оценка эффективности работы налоговых органов // Налоговая политика и практика. 2010. N 3

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение сущности и понятия налогового спора как экономической категории. Порядок реализации налоговых споров. Анализ урегулирования налоговых споров в досудебном порядке на примере Ростовской области. Споры по вопросам права и факта, процедурные споры.

курсовая работа [320,8 K], добавлен 16.03.2016

Понятие и виды налоговых споров, зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций. Анализ результатов практики урегулирования и пути совершенствования досудебного улаживания налоговых споров в России. Применение правовых методов избегания разногласий.

курсовая работа [354,8 K], добавлен 07.07.2015

Понятие, признаки и виды, предметы и причины налогового спора. Административное обжалование и его функции. Анализ разрешения налоговых споров в досудебном и судебном порядке в России и за рубежом. Повышение эффективности их досудебного урегулирования.

курсовая работа [186,7 K], добавлен 12.03.2017

Обзор положений урегулирования споров, предусмотренных российским законодательством и деловой практикой. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров. Претензия: сущность и порядок предъявления. Сроки предъявления претензии.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 31.07.2011

Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Анализ судебной статистики хозяйственных судов. Право предъявления претензий и исков. Правовые акты, регламентирующие правоотношения в сферах транспорта, электронной и почтовой связи.

реферат [16,2 K], добавлен 26.11.2009

Финансово-правовая характеристика налоговых споров. Конструкция, процедура и механизм регулирования досудебного решения налогового спора. Особенности и методы совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

дипломная работа [60,0 K], добавлен 16.12.2013

Специфика предпринимательского права, правового регулирования предпринимательской деятельности, предпринимательского законодательства. Регулирование отношений, связанных с эмиссией ценных бумаг. Арбитражный суд. Досудебный порядок урегулирования споров.

курсовая работа [25,6 K], добавлен 21.11.2008

Механизм обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях. Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке. Порядок рассмотрения жалоб. Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера.

курсовая работа [81,2 K], добавлен 14.01.2012

Порядок разрешения споров, возникающих между субъектами хозяйствования. Претензионный порядок урегулирования споров. Оформление претензии. Упрощенный порядок разрешения споров. Госпошлина и распределение судебных расходов, а также процедура примирения.

реферат [17,6 K], добавлен 22.07.2012

Сущность хозяйственных споров. Защита прав хозяйствующих субъектов. Рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами РФ. Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.

презентация [122,2 K], добавлен 04.09.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://revolution.allbest.ru/law/00654472_0.html

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров курсовая
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here