Производство в суде надзорной инстанции упк

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: производство в суде надзорной инстанции упк. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Глава 48.1. Производство в суде надзорной инстанции

2. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 45.1, 47.1, 48.1 и 49 УПК РФ. Открыть статью

2. Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, установленном главами 48.1 и 49 УПК РФ. Открыть статью

Приговор, определение, постановление суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд в порядке, установленном главами 47.1 и 48.1 УПК РФ. Открыть статью

2. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть пересмотрен лишь в порядке, установленном главами 47.1, 48.1 и 49 УПК РФ. Открыть статью

4. Определение или постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть пересмотрено лишь в порядке, установленном главами 47.1, 48.1 и 49 УПК РФ. Открыть статью

6) порядок обжалования постановления, установленный главами 45.1, 47.1 и 48.1 УПК РФ. Открыть статью

Источник: http://kodeks.systecs.ru/upk-rf/glava48-1/

Производство в надзорной инстанции

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Читайте так же:  Заинтересованные лицо взыскал судебные расходы

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Источник: http://be5.biz/pravo/u006/23.html

Уголовно-процессуальное право

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Читайте так же:  Купил квартиру по генеральной доверенности

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Источник: http://isfic.info/crimpro/lodne135.htm

39. Производство в суде надзорной инстанции.

Производство в надзорной инстанции — самостоятельная стадия уго-

ловного судопроизводства, предназначенная (как и кассационное про-

изводство) для выявления и исправления судебных ошибок по уголов-

ным делам, судебные решения по которым вступили в законную силу.

Эта стадия по своей сути очень близка к кассационному производству: об-

щим у них является предмет производства, основания отмены или изменения

судебного решения, виды принимаемых решений, процессуальный порядок

рассмотрения жалобы, представления.

Основное отличие производства в надзорной инстанции от производства в кас-

сационной инстанции заключается в том, что в качестве суда надзорной инстанции

выступает исключительно Президиум Верховного Суда РФ, т. е. высшая судебная

инстанция страны, производство в которой может иметь место только в том слу-

чае, если вступившее в законную силу судебное решение нижестоящего суда бы-

ло предметом рассмотрения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного

Суда РФ (Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делам военнослужащих).

Основания отмены или изменения судебного решения в порядке надзора

(ст. 412.9 УПК РФ) тождественны основаниям пересмотра судебного реше-

ния в кассационном порядке: существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-

процессуального закона, повлиявшие на исход дела при пересмотре судебного решения

в пользу осужденного; и повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие са-

му суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия — при пересмотре

судебного решения в сторону неблагоприятную для осужденного, оправданного, лица,

в отношении которого уголовное дело прекращено (ч. 2 ст. 412.9 УПК РФ).

Надзорное производство состоит из двух относительно самостоя-

1. Судья Верховного Суда РФ единолично рассматривает надзорную жа-

лобу, представление и решает вопрос о наличии оснований для передачи

их на коллегиальное рассмотрение суда надзорной инстанции либо об от-

2. Производство в Президиуме Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ и его заместители осуществляют в со-

ответствии с законом судебный контроль правильности решений судей Вер-

ховного Суда РФ. Они вправе своим постановлением отменить постановление

Читайте так же:  Гражданская и уголовная ответственность за проявление экстремизма

судьи об отказе в передаче жалобы, представления и передать их на рассмо-

трение суда надзорной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, не отвечающие требованиям закона,

в течение 10 дней с момента их поступления в надзорную инстанцию возвра-

щаются судьей без рассмотрения лицам, их подавшим, с указанием тех нару-

шений, которые необходимо устранить.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одно-

го месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в срок,

не превышающий 2 месяцев со дня их поступления, если дело было истребовано, за исклю-

чением периода со дня истребования дела до его поступления в суд (ст. 412.6 УПК РФ).

Отвечающие требованиям закона надзорные жалоба, представление изуча-

ются соответствующим субъектом их рассмотрения. По результатам их пред-

варительного изучения судья вправе в соответствии со ст. 412.7 УПК РФ

вынести постановление об отказе в передаче жалобы, представления на рас-

смотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции. При этом в по-

Видео (кликните для воспроизведения).

становлении должны быть изложены мотивы, на основании которых принято

такое решение, и ответы на доводы, приведенные в жалобе, представлении.

Алгоритм заседания суда надзорной инстанции в целом аналогичен поряд-

ку производства в суде кассационной инстанции (ст. 412.10 УПК РФ).

При рассмотрении уголовного дела суды надзорной инстанции обладают

Полномочия суда надзорной инстанции (ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ), в соот-

ветствии с которыми суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения

уголовного дела вправе:

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие су-

дебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие су-

дебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело

на новое апелляционное рассмотрение;__

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на но-

вое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие су-

дебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, пред-

усмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при на-

личии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК РФ.

Источник: http://studfile.net/preview/6695176/page:24/

Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора

СТ 412.1 УПК РФ

1. Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.

2. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Комментарий к Статье 412.1 Уголовно-процессуального кодекса

Правом поставить вопрос о пересмотре судебных решений в суде надзорной инстанции обладают те же самые субъекты обжалования, которые вправе обжаловать судебные решения в суд кассационной инстанции. (См. более подробно комментарий к ст. 401.2 УПК РФ.)

Поводом для пересмотра судебных решений в суде надзорной инстанции являются надзорные жалобы участников судебного разбирательства либо надзорные представления прокурора. Принести надзорное представление вправе только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

Предметом пересмотра приговоров, определений или постановлений, вступивших в законную силу, будет являться только законность судебных решений, которые выражены в данных процессуальных актах. Тем самым предмет надзорного производства аналогичен предмету кассационного производства по уголовным делам.

В положениях ч. 3 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень судебных решений, вступивших в законную силу, которые могут быть рассмотрены в суде надзорной инстанции.

Непосредственно судом надзорной инстанции, обладающей полномочиями по проверке надзорных жалоб или представлений на предмет законности вступивших в законную силу приговоров, определений или постановлений суда, является только Президиум Верховного Суда РФ.

Источник: http://upkod.ru/chast-3/razdel-15/glava-48-1/st-412-1-upk-rf

Глава 48.1. Производство в суде надзорной инстанции (ст.ст. 412.1 — 412.13)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ раздел XV настоящего Кодекса дополнен главой 48.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Глава 48.1. Производство в суде надзорной инстанции

>
Пересмотр судебных решений в порядке надзора
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125178/09278717a09ffe721112ef4de8f331af/

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного судопроизводства, в которой проверяется законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров, иных судебных решений по жалобам или представлениям сторон. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован гл. 48.1 «Производство в суде надзорной инстанции» УПК.

Стадию надзорного производства с двумя другими стадиями: апелляционного и кассационного производства, где проводится проверка судебных решений, объединяют общие задачи. Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

В этих стадиях проводится проверка только вступивших в законную силу судебных решений. Правом обращения в суд надзорной или суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК.

Читайте так же:  Справки для оформления академического отпуска

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания. Суд надзорной, как и суд кассационной инстанции, не вправе вынести новый приговор. Этим правом, напомним, наделены только суды первой и второй (апелляционной) инстанций.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен (ч. 1 ст. 412.1 УПК). Он рассматривает в порядке надзора:

  • • судебные решения судов областного уровня, в том числе окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • • судебные решения Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии но делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • • определения Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном, а также в кассационном порядке;
  • • постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Обжалование судебных решений в надзорную инстанцию, как и в кассационную инстанцию, в настоящее время никакими сроками не ограничено.

Обращение Генерального прокурора РФ, его заместителя, прокурора субъекта РФ и его заместителя именуется надзорным представлением. Обращения иных участников процесса — надзорными жалобами.

УПК устанавливает жесткие требования к содержанию надзорных жалоб и представлений, аналогичные требованиям, предъявляемым к кассационным жалобе и представлению (ч. 1 ст. 412.3 и ч. 1 ст. 401.4).

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Надзорная жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 суток со дня их поступления в суд возвращаются без рассмотрения по существу (ст. 412.4 УПК).

Процедура производства в суде надзорной инстанции в целом осуществляется по правилам, аналогичным процедуре кассационного производства.

Сначала надзорные жалобу, представление, приложенные к ним материалы, а также материалы а так же истребованного уголовного дела изучает один из судей Верховного Суда РФ. Законом установлен месячный срок для их изучения и принятия решения. Если же судья при этом истребовал ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения продлевается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК).

По результатам изучения материалов судья выносит одно из двух решений: об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель могут отменить постановление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, что состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум принимает одно из следующих постановлений (ч. 1 ст. 412.11 УПК):

  • • об оставлении надзорных жалобы, представления без удовлетворения;
  • • об отмене приговора и всех других состоявшихся судебных решений и о прекращении уголовного дела;
  • • об отмене приговора и всех последующих решений и передаче дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  • • о внесении изменений в приговор, определение или постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы в Президиуме решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равенстве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ. Как вытекает из положений ст. 412.12 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Вместе с тем в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК).

Поскольку Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России, его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК установлено, что Президиум Верховного Суда РФ, отменяя обжалуемые судебные решения, не вправе:

  • • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • • определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора. Таковыми согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК являются только существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, либо выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, условий и невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением. Принимать решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

Читайте так же:  Срок исковой давности по возврату денежных средств

УПК (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся прав Президиума Верховного Суда РФ, согласно которому поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения. Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, если но делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному уголовному делу.

Источник: http://studme.org/150305/pravo/proizvodstvo_sude_nadzornoy_instantsii

Тема 18. Производство в суде надзорной инстанции (Гл. 48 упк).

Сущностные черты отечественного производства в надзорной инстанции.

Надзорная инстанция в отечественном уголовном процессе – последний возможный уровень исправления судебных ошибок.

Долгое время эта стадия называлась исключительной.

В настоящее время можно выделить следующие сущностные черты надзорной инстанции:

ревизионный характер проверки;

недопустимость поворота к худшему для осужденного/оправданного;

невозможность предоставления дополнительных доказательств; традиционное полное отсутствие судебного следствия (непосредственного исследования доказательств в судебном заседании);

двухступенчатый или усложненный характер возбуждения надзорного производства;

наличие специальных оснований обжалования оправдательных приговоров, а также обвинительных приговоров при необходимости ухудшения положения осужденного.

2 и 3 черта – это пределы прав суда надзорной инстанции.

2 и 4 черта – относятся к ограничению состязательности в надзорном производстве.

Инстанционность – возможность неоднократного рассмотрения одной и той же жалобы или представления при строгой последовательности её рассмотрения от суда и судьи нижестоящей надзорной инстанции до суда и судьи вышестоящей надзорной инстанции.

Постановление Пленума Верховного Суда № 1 от 11.01.2007 “О применении судами норм главы 48 УПК РФ” устанавливает, что вышестоящая надзорная инстанция может принять к производству надзорную жалобу только в том случае, если в нижестоящей надзорной инстанции не только судья отказал в удовлетворении жалобы, но и Председатель этого суда согласился с решением судьи.

Председатель письменно извещает (пишет ответ) жалобщика о согласии с постановлением судьи.

Ревизионный характер проверки означает, что суд надзорной инстанции при проверке обжалованных судебных решений не связан с доводами жалобы и вправе выйти за пределы этих доводов, при этом не должно допускаться ухудшение положения осуждённого.

Здесь действует принцип полной ревизии.

Устранение нарушений, не указанных в жалобе должно влечь только улучшение положения осужденного. Кроме того, право выйти за пределы жалобы, по сути, понимается как обязанность, когда необходимо устранить нарушения в отношении осужденного лица.

Недопустимость поворота к худшему для осужденного/оправданного.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-П – это постановление по сути разрешило отменять оправдательный приговор, а также обвинительный по мотивам ухудшения положения осужденного; но только если в течение 1 года подана жалоба потерпевшего или представление прокурора, и они просят об ухудшении. Дополнительным необходимым условием является допущение нижестоящими судами фундаментальных нарушений процессуального закона.

В современной редакции ст. 405 УПК сохранила требование ссылаться на фундаментальные нарушения процессуального закона в жалобах и представлениях, подданных по мотивам ухудшения положения осуждённого, но при этом убрали условие, что только прокурор и потерпевший.

Между тем, требование о том, что жалоба должна исходить от потерпевшего либо представление от прокурора сохранилось в п. 16 Постановлении Пленума ВС РФ № 1 11.01.2007.

Понятие фундаментальности нарушений зафиксировано в ч. 3 ст. 405 УПК. К фундаментальным нарушениям относятся нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей, а равно лишили участников уголовного судопроизводства возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда.

Невозможность предоставления дополнительных доказательств. УПК однозначно запрещает предоставлять дополнительные доказательства в суд надзорной инстанции, в то же время такую возможность предусматривает п.п. 7 и 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1.

Такое же понимание дополнительных материалов – это иные материалы, поступившие жалобы и представления, которые подлежат оценке в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, но существует ограничение в их использовании. Главное, что по ним нельзя изменить обжалованное решения суда или отменить его с прекращением дела. Возможно отменить и направить на новое рассмотрение.

Изменение обжалованного решения, а также его отмена с прекращением дела возможно на основании дополнительных материалов, только когда достоверность актов, устанавливаемых такими материалами, не нуждается в проверки судом I инстанции (например, документы о недостижении осужденным возраста уголовной ответственности, об отсутствии судимости.

Это же правило действует в кассации, но в литературе предлагается эти требования и ограничения к дополнительным материалам дополнить тем и требованиями, которые существуют для кассационной инстанции, а именно: они не должны быть получены путём производства следственных действий; а также лицо, представляющее дополнительные материалы, обязано указать, каким путём они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления.

Двухступенчатый усложненный характер возбуждения надзорного производства. В отличие от кассационного производства, подача надзорной жалобы или представления не влечет обязательного надзорного заседания. Вначале её проверяет судья надзорной инстанции единолично (он вправе истребовать дело, а может принять решение без истребования дела). Принимает одно из двух решений: либо об отказе в рассмотрении дела, либо о возбуждении надзорного производства и передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Если судья отказал, то заявитель может обратиться к председателю суда, который может не согласиться с постановлением судьи и назначить судебное заседание.

Заседание суда проводится в порядке, установленном ст. 407 УПК по правилам, почти идентичным кассационной инстанции. Исключение – что не исследуются доказательства.

В ст. 407 УПК не регламентировали ситуацию, когда жалоба подана не прокурором, а другими участниками.

20.05.2011 – Плашевская Анастасия Анатольевна

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/4271630/page:33/

Производство в суде надзорной инстанции упк
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here