Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Источник: http://base.garant.ru/10103884/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Теоретические аспекты дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Сущность и особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарная ответственность в системе права рассматривается в виде одной из форм принуждения, которое может применяться соответствующими органами власти или должностными лицами к лицам, которые совершили правонарушение дисциплинарного характера. При этом предпринятые формы принуждения влекут неблагоприятные последствия для допустившего нарушение лица.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Особенностью дисциплинарной ответственности в отличие от других видов ответственности заключается в том, что она направлена на соблюдение дисциплины в рамках подчинения по службе. Как правило, меры дисциплинарной ответственности применяются к нарушителям не судебными органами власти, а уполномоченными органами организаций или учреждений, с которыми нарушителем заключен трудовой договор.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе) предусмотрены специальные меры дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Отдельные авторы, в частности К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова отмечают, что специальная дисциплинарная ответственность имеет отличия от общему по кругу лиц, которые подпадают под действие определенных правовых норм, по мерам взыскания дисциплинарного характера, лицам и органам, которые наделены дисциплинарной властью. Указанные особенности характерны и для дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

С нашей точки зрения не совсем правильно относить специфику специальной дисциплинарной ответственности лишь к расширенному списку дисциплинарных взысканий, как это зачастую делается в специальной литературе. В особой мере это относится к дисциплинарной ответственности государственных служащих. Ответственность государственных служащих должна иметь принципиальные отличия от аналогичного института трудового права.

В связи с указанной проблемой имеет смысл представить анализ видов юридической ответственности, которые приводится известным деятелем в области права В.И. Круссом. Так Крусс предлагает подразделять юридическую ответственность на публичную и частную. При этом следует сделать оговорку, что юридическая ответственность всегда публична, но лишь в том смысле, что она всегда имеет правовой характер, то регламентирована нормами права, которые установлены органами государственной власти. Виды юридической ответственности выделены В.И. Круссом по принципу защищаемых интересов, «ведь считается, что частное право отражает и защищает интересы частных лиц, публичное — интересы всего общества».

Относительно к дисциплинарной ответственности Крусс показывает ее частный, «гражданский» характер. «Основное действие дисциплинарного увольнения — в контексте конституционного правопользования — является правовосстановительным.

В процессе заключения трудового договора с работником, работодатель не просто строит на правомерно-дисциплинированное сотрудничество (партнерство), но и в соответствии с законодательством имеет на него право. Увольняя работника по причине нарушения трудовой дисциплины по правовым основаниям, работодатель действительно применяет дисциплинарное взыскание, «восстанавливая» таким образом право заключить аналогичный по содержанию договор с другим, лицом, которое будет добросовестно исполнять трудовые обязанности».

В рассмотренном случае с мнением В.И. Крусса следует согласиться. Так, в соответствии с характером защищаемого интереса, гарантии конституционных прав граждан дисциплинарная ответственность в трудовых отношениях вполне определенно относится к частной или гражданской, так как речь идет о праве работодателя.

Но при этом, по нашему мнению, абсолютно другие функции дисциплинарная ответственность выполняет в государственно-служебных отношениях. В этом случае дисциплинарный проступок наносит вред уже не частному интересу работодателя в найме опытного и дисциплинированного работника.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона о государственной гражданской службе указанный вид профессиональной служебной деятельности сотрудника состоит в обеспечении выполнения полномочий государственных органов федерации, а также органов власти субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, которые замещающих должности субъектов РФ. В результате в указанном случае юридическая ответственность предназначено для защиты публично-правовых интересов.

Читайте так же:  Документ устанавливающий право собственности на квартиру

В соответствии со ст. 57 Закона о гражданской службе основанием, служащим для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является факт дисциплинарного нарушения (дисциплинарного проступка). Дисциплинарным нарушением в области государственно-служебных отношений в силу ст. 57 указанного Закона является неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей гражданским служащим.

Одновременно с этим система дисциплинарной ответственности в Законе о государственной гражданской службе являет собой институт по существу полностью заимствованный из ТК РФ. Так, например, в части трудовых отношений работодатель имеет право, но не имеет обязанности применять к работнику меры дисциплинарной ответственности для защиты своего интереса, что с нашей точки зрения оправдано.

Но весьма спорным является предоставление аналогичных полномочий в решении вопроса о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности представителю государственного учреждения. Отношения между работодателем и работником на государственной гражданской службе имеют абсолютный публично-правовой характер.

Как пишет А.В. Сергеев, дисциплинарные нарушения со стороны гражданских служащих имеют своей целью посягательство как на трудовую дисциплину органа государственной власти или государственного учреждения, но и существенного затрагивают интересы всей системы государственной службы. Поэтому предоставление представителю работодателя больших дискреционных полномочий при разрешении вопроса о применении к гражданскому служащему мер дисциплинарного характера не соответствует сущности гражданской службы.

В юридической литературе также высказывается мысль о необходимости применения ограничений дискреции представителя нанимателя при решении вопроса о применении к государственному служащему мер дисциплинарного воздействия.

Так, в частности, А.Ф. Ноздрачев пишет, что за руководителем, которое наделено правом привлечения к ответственности подчиненных, сохраняются слишком большие возможности в решении этих вопросов именно по своему усмотрению. В указанном отношении, как пишет Ноздрачев, дисциплинарная ответственность зачастую препятствует борьбе с коррупцией.

С нашей точки зрения абсолютно верно, что «для общественной ответственности свобода действий в области привлечения виновных лиц к ответственности не допустима». Решение о общественной ответственности принимает не лицо, заинтересованное в исходе дела, а орган государственной власти». В части представленного вида ответственности это реализуемо только частично по причине особого характера существующих правоотношений. Наложение дисциплинарного взыскания осуществляется представителем работодателя. Но работодатель (наниматель) функционирует не в собственных интересах, а осуществляет эффективную работу органа государственной власти от имени Российской Федерации.

Таким образом, делаем вывод, что дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих должна рассматриваться как негативная юридическая ответственность, которая представляет собой одну из форм государственного принуждения, выражающееся в применении представителем нанимателя дисциплинарных взысканий в отношении гражданского служащего, который совершает дисциплинарный проступок. Ключевым признаком дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, который отличает ее от прочих видов дисциплинарной ответственности, является сфера ее действия, которая определяется исходя из субъектной характеристики указанной правовой конструкции как ответственности, которая применяется специфическими субъектами дисциплинарной власти к такой категории лиц как государственные гражданские служащие.

Источник: http://studwood.ru/925888/pravo/teoreticheskie_aspekty_distsiplinarnoy_otvetstvennosti_gosudarstvennyh_grazhdanskih_sluzhaschih

Актуальные проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих

Частью механизма реализации государственными служащими своих конституционных прав и обязанностей является институт юридической ответственности. К указанным лицам могут применяться разные виды ответственности, в частности, меры дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих состоит из обязанности ответить за содеянное ими нарушение трудовой дисциплины и получить дисциплинарные взыскания.

Правовым основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка.

За нарушение трудовой дисциплины применяются особые санкции — дисциплинарные взыскания, которые накладываются владельцем (работодателем) или уполномоченным им органом непосредственно за выявление проступка, но не позднее 1 месяца со дня его выявления, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием его в отпуску (не больше 6 месяцев с момента совершения проступка).

В правоотношении относительно дисциплинарной ответственности принимают участие два субъекта: субъект ответственности и субъект дисциплинарной власти. Субъектом ответственности может быть лишь лицо, которое находится в трудовых отношениях с владельцем или уполномоченным им органом, к которой применяется или общий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности (общий субъект), или специальные нормы о дисциплине (специальный субъект). Дисциплинарную власть относительно работника имеет владелец, поскольку работник несет дисциплинарную ответственность именно перед ним, а не перед государством (государственным органом), как это имеет место в административной и уголовной ответственности.

Субъективную сторону дисциплинарного проступка характеризует вина — определенное психическое отношение лица к своим противоправным действиям и их вредных последствий в форме умысла и неосторожности: работник не может быть признан виновным, если он объективно не мог надлежащим образом выполнить работу вследствие недостаточной квалификации или когда владелец не создал для этого надлежащие условия. Нельзя привлекать работника к ответственности за невыполнение заведомо незаконного распоряжения администрации, а также за отказ выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором.

Объективную сторону дисциплинарного проступка представляет противоправное поведение субъекта, вредные последствия и причинная связь между ними и поведением правонарушителя. Противоправность поведения состоит в нарушении трудовых обязанностей, закрепленных нормами трудового права. Невыполнение общественных поручений, моральных, этических правил поведения, не связанных с выполнением трудовой функции, не влечет наступление юридической ответственности. Согласно законодательству нарушения трудовой дисциплины наступает при условии, если оно произошло в рабочее время. Но в отдельных случаях, когда такое нарушение отрицательно влияет на производственный цикл, мешает выполнению трудовых задач, судебная практика расценивает его как дисциплинарный проступок. Для работников, которые работают в режиме ненормированного рабочего времени, рабочим временем является все время пребывания на рабочем месте и на территории предприятия. Любое нарушение трудовой дисциплины наносит ощутимый материальный вред и вреда правопорядку.

Общим объектом дисциплинарного проступка является дисциплина работы; объектом — правоотношения относительно соблюдения внутреннего трудового распорядка определенного предприятия (учреждения), непосредственным объектом — отдельные элементы внутреннего трудового распорядка: полное и эффективное использования рабочего времени; бережливая и правильная эксплуатация сооружений, помещений, оборудования, машин, материалов, инструментов, инвентаря; правильная организация управления процессом работы и технологией производства; здравоохранение и жизнь членов трудового коллектива. Дмитренко Ю., Дмитренко Е. Питання дисциплінарної відповідальності державних службовців.// Правовий тиждень № 8(81) від 19.02.2008 року.

Читайте так же:  Способы установления судом размера подлежащих возмещению убытков

Определенные особенности имеет специальная дисциплинарная ответственность государственных служащих. К таким субъектам применяются меры дисциплинарного влияния, предусмотренные как ст. 147 КЗОТ (выговор и увольнения), так и ст. 14 ЗУ «О государственной службе» (предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность).

Общими основаниями для применения дисциплинарных взысканий является: невыполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; превышение полномочий; нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы; осуществление поступка, который порочит лицо как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает. Кроме общих оснований, предусмотренных законодательством о труде, основанием для увольнения или другого устранения от выполнения должностных функций может быть совершение указанных в ст.ст. 1 и 5 ЗУ «О борьбе с коррупцией» коррупционных действий с запретом занимать должности в государственных органах и их аппарате на протяжении трех лет со дня увольнения.

Особой мерой специальной дисциплинарной ответственности государственных служащих является отстранение служащего от выполнения полномочий по должности и проведение служебного расследования согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 13 июня 2000 г. № 950 в случае невыполнения служебных обязанностей, которое привело к человеческим жертвам или причинило значительный материальный или моральный вред гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан.

Невыполнение возложенных служебных обязанностей может быть основанием для привлечения к нескольким видам ответственности, причем в основе состава проступка может лежать одно и то же должностное действие (поступок). Кроме того, к государственным служащим могут примениться более жесткие меры дисциплинарного наказания, в частности такие, которые предусмотрены п. 1 ст. 41 КЗОТ. Так, дополнительным основанием разрыва трудового договора по инициативе владельца (работодателя) или уполномоченного им органа со служебными лицами указанных органов, кроме оснований, предусмотренных ст. 40 КЗОТ, является одноразовое грубое нарушение ими трудовых обязанностей.

Усовершенствованию механизма дисциплинарной ответственности будет служить принятие дисциплинарных уставов для разных государственных органов, в которых следует нормативно определить границы разрешенного и запрещенного поведения их служебных лиц.

Источник: http://studbooks.net/1089646/pravo/aktualnye_problemy_distsiplinarnoy_otvetstvennosti_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

    Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

    • должности и классные чины гражданской службы;
    • права и обязанности государственного служащего;
    • условия и правила принятия на госслужбу;
    • правила служебной дисциплины;
    • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

    Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

    В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

    Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

    Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

    Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

    Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

    Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

    Основания для привлечения к ответственности

    Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

    Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

    Читайте так же:  Ответ на решение суда об исполнении образец

    Порядок наложения

    Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

    Сроки привлечения к ответственности

    В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

    1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
      • временная нетрудоспособность;
      • отпуск;
      • время проведения служебной проверки;
      • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
    2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

    • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
    • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
    • по инициативе работодателя.

    Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

    Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

    Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

    Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

    Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

    В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

    Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

    Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

    Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Источник: http://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

    Выявление проблем возникновения дисциплинарной ответственности гражданского служащего Российской Федерации

    Как было уже сказано нами выше основным видом юридической ответственности государственных гражданских служащих (далее гражданские служащие) является дисциплинарная ответственность.

    Иные виды юридической ответственности (административная, материальная, гражданско-правовая, уголовная) применяются в исключительных случаях.

    Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации (далее — Федеральный закон о гражданской службе) достаточно четко определяет такие понятия, как «служебная дисциплина» (ст. 56), «виды дисциплинарных взысканий» (ст. 57), «порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания» (ст. 58), «служебная проверка», а также процедуры её проведения, предшествующие наложению дисциплинарного взыскания (ст. 59) Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 мюля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 2004. — №31. — Ст. 3215..

    Дисциплинарная ответственность, как и любой вид юридической ответственности, реализуется в рамках охранительных правоотношений, которые, в отличие от других правоотношений, обладают определенной спецификой. Субъектами этих отношений, с одной стороны, является гражданский служащий, с другой — представитель нанимателя. Публично-правовой характер таких отношений позволяет рассматривать дисциплинарную ответственность гражданских служащих не только как самостоятельный институт служебного права, но и как самостоятельный вид юридической ответственности, особенности которой проявляются в наличии единой нормативной основы (Федерального закона о гражданской службе), собственно основания — дисциплинарного проступка; специального субъекта — гражданского служащего; особых санкций — дисциплинарных взысканий; особенного порядка их реализации руководителем (представителем нанимателя), а также специфических последствий — отрицательной оценке поведения гражданского служащего, сопровождающейся ограничением его прав только в исключительных случаях.

    Обычно дисциплинарную ответственность относят к форме государственного принуждения, которая влечет неблагоприятные последствия для гражданского служащего. На наш взгляд, такая обобщающая характеристика обладает неопределенностью и не раскрывает цели дисциплинарного взыскания. Государственное принуждение (точнее принуждение, исходящее от руководителя государственного органа) подразумевает сопротивление субъекта права (в нашем случае — гражданского служащего). Возникает естественный вопрос: каким образом гражданский служащий может оказать сопротивление привлечению к юридической ответственности, когда это от него полностью не зависит? По нашему мнению, принуждение возникает, если правонарушитель избегает применения дисциплинарного взыскания.

    Совершение дисциплинарного проступка может повлечь наложение только одного вида дисциплинарного взыскания, право выбора которого принадлежит руководителю государственного органа. При этом он не связан необходимостью применять взыскания в той последовательности, в какой они указаны в Федеральном законе о гражданской службе. Такая свобода выбора дисциплинарного взыскания вызывает обоснованную критику. Ряд авторов считает, что имеет смысл закрепить перечень публично значимых дисциплинарных проступков и предусмотреть особые меры дисциплинарных взысканий, которые должны применяться за совершение отдельных видов проступков (М.В.Пресняков, С.Е.Чаннов) Чаннов, С.Е. (в соавт. Пресняков М. В.) Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. — 2009. — № 8. — С. 19-26. № 9. — С. 103-110. (1,1/0,5 п.л.).

    Читайте так же:  Какое холодное оружие можно носить без разрешения

    Такая попытка не представляется, на наш взгляд, целесообразной, поскольку потребует типизировать виды дисциплинарных проступков (виды ненадлежащего исполнения служебных обязанностей), что теоретически необоснованно и трудоемко.

    Предложение, на первый взгляд, достаточно обосновано, но его проведение в жизнь означает тройное взыскание: объявление неполного служебного соответствия; внеочередная аттестация; решение аттестационной комиссии, результатом которого едва ли будет повышение в должности, оно скорее приведет к обратному. На наш взгляд, применение дисциплинарного взыскания само по себе достаточно серьезная мера воздействия.

    Кроме того, нормы служебного законодательства, регулирующие юридическую ответственность, запрещают за одно правонарушение применять несколько видов дисциплинарных мер воздействия.

    Гораздо более сложным представляется применение дисциплинарного взыскания в виде освобождения от занимаемой должности гражданской службы (п. 4 ч. 1 ст. 57 Федерального закона о гражданской службе). В большинстве случаев этот вид взыскания мало отличается от увольнения с гражданской службы. Различие состоит лишь во включении отстраненного гражданского служащего в кадровый резерв для замещения на конкурсной основе иной должности гражданской службы. Едва ли конкурсная комиссия одобрит восстановление гражданского служащего в должности, да и сам гражданский служащий, думается, не решится участвовать в безнадежном для него конкурсном отборе, поэтому следует согласиться с предложением, «чтобы в законе были четко указаны допустимые случаи применения такого дисциплинарного взыскания, как освобождение от занимаемой должности» Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 мюля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 2004. — №31. — Ст. 3215.

    Федеральный закон о гражданской службе не устанавливает минимального срока, по истечении которого возможно снятие дисциплинарного взыскания. Решение принимает представитель нанимателя с учетом конкретных обстоятельств. В случае досрочного снятия дисциплинарного взыскания издается соответствующий акт. С момента погашения или снятия дисциплинарного взыскания гражданский служащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    В целом правовое положение гражданского служащего, подвергнутого дисциплинарному взысканию, существенно не меняется. В частности, за ним сохраняются права, гарантии и льготы, предусмотренные законодательством о гражданской службе. Однако остается нерешенным вопрос о возможности общего и индивидуального премирования в период отбывания дисциплинарного наказания. В соответствии с общими требованиями, предусмотренными трудовым законодательством, правонарушитель при наличии дисциплинарного взыскания на весь период его действия лишается права на поощрение. Это означает, что прежде чем выплатить премию или иным образом поощрить гражданского служащего, руководитель должен снять дисциплинарное взыскание. На практике это процедура выполняется очень редко Граждан, В.Д. «Государственная гражданская служба», — М.: Кнорус, 2007..

    В качестве обязательного признака дисциплинарного проступка законодатель выделяет наличие вины гражданского служащего. Вина — это психическое отношение гражданского служащего к совершенному им проступку и его последствиям, в котором проявляется его отношение к выполнению возложенных на него должностных обязанностей. Но, как можно полагать, для установления факта совершения дисциплинарного проступка не требуется установления формы вины — умысла или неосторожности. Вместе с тем установление формы вины гражданского служащего, совершившего проступок, имеет большое значение для принятия представителем нанимателя решения о применении к нему конкретного вида дисциплинарного взыскания. На гражданского служащего с учетом степени его вины может быть наложено различное дисциплинарное взыскание. Так, за нарушение служебного распорядка, совершенное в результате небрежности, гражданскому служащему может быть объявлено замечание, а умышленное совершение такого же деяния требует наложения более строгого взыскания (выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии).

    Как уже отмечалось, проблематичным является привлечение гражданского служащего к материальной ответственности. Связано это с тем, что Федеральный закон о гражданской службе не предусматривает такого вида ответственности, как это имеет место в трудовом законодательстве. Регулирование материальной ответственности на гражданской службе является пробелом в служебном законодательстве, поскольку полностью отсутствует ее регламентация. Данный пробел либо может быть восполнен на основе внесения соответствующих изменений в Федеральный закон о гражданской службе, или преодолен на основе субсидиарного применения соответствующих норм трудового права, либо ущерб будет нести государство.

    Дисциплинарный проступок нередко связан с причинением ущерба физическим и юридическим лицам, который обязан возмещать представитель нанимателя (точнее — государственный орган). В этих случаях помимо дисциплинарного взыскания гражданский служащий должен быть привлечен к материальной ответственности. При этом служебное законодательство не регулирует этот вид ответственности, вот почему привлечение к ней можно осуществлять только на основе субсидиарного применения норм трудового законодательства.

    Сделав выводы можно сказать, что требуется внести ряд изменений в служебное законодательство, чтобы избежать ситуаций указанных выше.

    В законе следует более чётко определить, за какие именно проступки можно налагать отдельные виды дисциплинарного взыскания.

    Таким образом, правовая характеристика дисциплинарной ответственности гражданских служащих включает в себя совокупность правовых норм, содержащихся в федеральном законе о государственных гражданских служащих, правовых актов органов и должностных лиц государственного управления, устанавливающих и возлагающих на служащих обязанности по соблюдению требований дисциплины, а также предусматривающих меры их дисциплинарной ответственности и процессуальный порядок применения этих мер в случае нарушения указанных предписаний.

    Дисциплинарная ответственность гражданских служащих — возложение на них установленной в законодательстве обязанности соблюдать требования дисциплины, общественного порядка, а в случае нарушения этих требований (совершение дисциплинарного проступка) — понести ответственность за неблагоприятные последствия своего противоправного поведения в виде мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарных взысканий), которые имеют право налагать лишь компетентные лица органов государственного управления.

    Читайте так же:  Адвокатская палата подать жалобу на адвоката

    Итак, дисциплинарные взыскания, рассматриваемые в отношении государственных гражданских служащих, несомненно, имеют свою специфику, которая связана с особым родом деятельности данной категории лиц. С помощью различных видов дисциплинарных взысканий государство контролирует деятельность государственных гражданских служащих, а также следит за правомерным исполнением обязанностей, возложенных на них. Предусмотренные законодательством нормы дисциплины регулируют служебную деятельность гражданских служащих, а также затрагивает и отдельные стороны поведения служащих вне службы.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих — это вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры, применяемые специально уполномоченными органами должностными лицами от имени государства в связи с совершением дисциплинарного проступка в процессе осуществления служебной деятельности.

    Источник: http://studbooks.net/1120988/pravo/vyyavlenie_problem_vozniknoveniya_distsiplinarnoy_otvetstvennosti_grazhdanskogo_sluzhaschego_rossiyskoy_federatsii

    Проблематика применения дисциплинарной ответственности к государственному служащему

    Дата публикации: 19.08.2019 2019-08-19

    Статья просмотрена: 9 раз

    Библиографическое описание:

    Пышкина Д. С. Проблематика применения дисциплинарной ответственности к государственному служащему // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 41-42. — URL https://moluch.ru/archive/271/62065/ (дата обращения: 11.02.2020).

    Служебные отношения на государственной службе регламентируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ). В своей деятельности государственный гражданский служащий (далее-государственный служащий) обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностной регламент и действующее законодательство Российской Федерации.

    Согласно статье 47 Закона № 79-ФЗ права и обязанности государственного гражданского служащего более подробно рассматриваются в должностном регламенте, который в свою очередь считается локальным документом. [1]

    При неисполнении или ненадлежащем исполнении государственного служащего своих обязанностей работодатель имеет право применить по отношению к работнику, т. е. государственного служащему, дисциплинарную ответственность.

    Поскольку все права и обязанности работника иногда просто невозможно предусмотреть в должностном регламенте, в случае отсутствия специального правила к государственному гражданскому служащему применяются общие правила трудового законодательства.

    Именно поэтому одной из особенностей такого вида ответственности является междисциплинарный характер.

    Согласно статье 192 Трудового кодекса при совершении дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить по отношению к работнику дисциплинарное взыскание. [2]

    По мнению автора, такое положение нормы права является своего рода не совершенствованием законодательства, поскольку при буквальном прочтении данной нормы можно сделать вывод о том, что законодатель наделяет работодателя обширными полномочиями, которые реализуется на его личное усмотрение.

    Таким образом, может происходить ущемление прав служащих или же могут создаваться условия для руководителей использовать предоставленные им законом права (полномочия) в противоправных целях.

    Также необходимо сказать о том, что существует проблема, которая выражается в том, что в некоторых государственных органах штатная численность сотрудников может не превышать двенадцати человек, шесть из которых работают по трудовому договору, то есть не являются государственными служащими.

    В таких случаях складывается ситуация, когда один государственный служащий, например занимается надзорной деятельностью, кадровой, а также на него возлагаются и другие обязанности, поскольку государственный орган небольшой, а функции обширные.

    При проверке прокуратурой вносятся представления, в которых поручено провести проверку по соблюдению законодательства должностным лицом, по отношению к которому внесено представление.

    В таких случаях складывается ситуация, когда лицо проверяющее совпадает с лицом проверяемым, соответственно государственный служащий, в отношении которого внесено представление не вправе в отношении себя проводить проверку, в результате чего будет назначен на проведение проверки не профильный специалист, следовательно, возникает коллизия.

    Дефицит процессуальных норм в вопросах применения дисциплинарной ответственности следует рассматривать как существенный пробел ее правового регулирования.

    Отсутствие таких норм не позволяет точно квалифицировать конкретное действие государственного служащего как дисциплинарный проступок. Таким образом, работодатель имеет возможность произвольно решать вопрос о том, как квалифицировать конкретное деяние и каким образом привлечь государственного служащего к дисциплинарной ответственности.

    При таком положении норм работодатель имеет возможность субъективно относится к личности государственного служащего. Соответственно складываются ситуации, когда в одном случае работник имеет возможность избежать ответственности, а в других случаях приводит к чрезмерному ужесточению, что приводит к принципам неотвратимости наказания.

    Соответственно начальник государственного служащего при нарушении требований надлежащего поведения на государственной службе должен руководствоваться нормам служебной дисциплины и действующим законодательством, а не субъективным мнением.

    Однако, законодателем предпринята попытка нормативно закрепить истолкование служебной дисциплины.

    В части первой статьи 56 Закона № 79-ФЗ законодатель устанавливает, что служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных соответствующими нормативными правовыми актами и служебным контрактом.

    Таким образом, понятие служебной дисциплины, по сути, сводится к соблюдению требований следующих нормативных правовых актов: а) служебного распорядка; б) должностного регламента; в) служебного контракта.

    Важнейшей задачей в таком случае, является совершенствование данного правового института в целях недопущения его произвольного, необоснованного применения, которое может выражаться в содержании в законодательстве юридически значимых признаков дисциплинарных (должностных) проступков.

    1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07. 2004 № 79-ФЗ [ред. от 11.12.2018] // Собор. Законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
    2. Трудовой кодекс от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 1. — Ст. 3.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://moluch.ru/archive/271/62065/

    Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here