Правовое регулирование судебной экспертизы

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: правовое регулирование судебной экспертизы. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Информация об изменениях:

Статья 3 изменена с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

>
Принципы государственной судебно-экспертной деятельности
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

ГАРАНТ:

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/12123142/

СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РФ И ЕЕ НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Нормативное регулирование судебно-бухгалтерской экспертизы

Судебная экспертиза представляет собой произвольное действие, направленное на установление обстоятельств уголовного дела и состоящее в проведении исследования на основе определенных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и доле заключения экспертом по поручению органов дознания, прокурора и суда.

Правовой основой судебно-бухгалтерской экспертизы является:

А также другие законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие как порядок судопроизводства, так и порядок бухгалтерского учета, такие как:

  • — Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н (ред. от 30.12.1999) « Оборганизации» ПБУ 1/98»
  • — Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 30.03.2001) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
  • — Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № ЗЗн (ред. от 30.03.2001) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
  • — Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02»
  • — Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 07.05.2003) «Обдеятельности организации и инструкций по его применению»

Основные принципы законодательства нашли свое закрепление в Конституции, например: осуществление правосудия, только судом (ст. 118); независимость судей и их подчинение закону (ст. 120), равенство граждан перед законом и судом (ст. 123), принцип презумпции невиновности (ст. 49).

Читайте так же:  Разрешение на оружие при наличии судимости

Экономические споры рассматривают арбитражные суды. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (далее АПК РФ) принят Государственной Думой РФ 05.04.1995 г. и является юридической основой судебно-бухгалтерской экспертизы по арбитражным делам.

Арбитражному суду подведомственны экономические споры между организациями, гражданами, предпринимателями, государством и муниципальными органами, находящимися на территории России, независимо от их ведомственной принадлежности, от суммы требований. Разрешение споров производится арбитражным судом в составе трех судей, кроме споров в соответствии с АПК РФ, по которым вопросы разрешаются единолично. Для разъяснения возникающих по рассмотрению споров вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники, ремесла, суд назначает экспертизу.

Вопросы, касающиеся государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, регулируются отдельным Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ. В арбитражном процессе возможно участие следующих лиц: судьи, истца, ответчика, третьих лиц, прокурора. Каждое лицо, участвующее в деле, вправе представить арбитражному суду свои вопросы. Порядок назначения и производства судебно-бухгалтерской экспертизы в арбитражном процессе регулируются статьями: 16, 17, 19, 43, 45, 52, 55, 66-68, 82, 89, 112, 115, 117, 120, 192, 215.

Порядки проведения экспертизы в арбитражном и гражданском процессе во многом схожи. Юридической основой судебно-бухгалтерской экспертизы по гражданским делам является Гражданский процессуальный кодекс РФ. Гражданское процессуальное право является самостоятельной отраслью права. Нормы этой отрасли права регулируют общественные отношения, которые складываются в процессе рассмотрения и разрешения судом гражданских споров. Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает порядок рассмотрения не только гражданских дел, но и семейных, трудовых правонарушений, а также дел, возникающих из административно-правовых отношений, и дел особого производства, то есть неисковых дел, где нет споров о праве.

Среди различных видов доказательств по арбитражным и гражданским делам, согласно законодательству, особое положение занимает заключение экспертов. Суд назначает эксперта для разъяснения возникающих при разрешении дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в бухгалтерском учете. Порядок назначения и производства судебно-бухгалтерской экспертизы в гражданском процессе регламентируется статьями Гражданско-процессуального кодекса РФ: 20, 49, 63, 74-78.

Квалификация эксперта-бухгалтера определяется его познаниями в области бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, а также процессуального законодательства. Экспертом, в процессуальном смысле, становятся по постановлению органа, в процессе которого находится дело. Недопустимо совмещение функций эксперта и следователя, эксперта и судьи, так как незаинтересованность, в том числе эксперта-бухгалтера, в исходе дела гарантируется с соблюдением процессуальных норм о его отводе. В соответствии со ст. 70 УПК РФ эксперт-бухгалтер должен заявить о самоотводе, или ему может быть заявлен отвод в следующих случаях: если он в ином качестве уже участвовал в этом деле; если он находится в зависимости от обвиняемых, потерпевших, истца или ответчика или он ранее производил ревизию в этой организации; если обнаружена его некомпетентность.

Эксперт-бухгалтер имеет право давать заключения и ответы на родном языке, если он не владеет языком, на котором ведется суд. Он вправе обжаловать действия лиц, производивших дознания, если они нарушают права эксперта. Согласно статьям 57 УПК РФ, 76 ГПК РФ, 45 АПК РФ эксперт-бухгалтер имеет следующие права:

  • — знакомиться с материалами дела, относящегося к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;
  • — ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключений, либо о привлечении к судебно-бухгалтерской экспертизе других экспертов;
  • — участвовать с разрешения следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;
  • — давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;
  • — отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его компетенции, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения;
  • — предъявлять жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Если экспертизу проводят несколько экспертов, то они имеют право советоваться. Согласно статьям 200 УПК РФ, 67 АПК РФ, 75 ГПК РФ эксперты, несогласные с мнениями других экспертов, составляют отдельные заключения. Согласно статьям 131 УПК РФ, 94 АПК РФ, 89 ГПК РФ эксперт-бухгалтер имеет право на вознаграждение за исполнение своих обязанностей и на возмещение расходов по явке. В то же время согласно ст. 57 УПК РФ эксперт не имеет права:

  • — без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с судебно-бухгалтерской экспертизой;
  • — проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;
  • — самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;
  • — давать заведомо ложное заключение;
  • — разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был заранее об этом предупрежден в порядке, установленном законом.

Кроме того, в инструкции о производстве судебно-бухгалтерской экспертизы в экспертных учреждениях также имеется перечень действий, которые эксперт-бухгалтер производить не может:

  • — исследовать материалы, не указанные в постановлении или определении о назначении экспертизы;
  • — собирать и изымать новые материалы;
  • — производить ревизию (инвентаризацию) по данному делу;
  • — производить экспертизу в организациях (учреждениях), где он состоял на службе или ранее работал;
  • — рассматривать в заключении вопросы, решение которых выходит за пределы его компетенции или выходит в компетенцию органов предварительного расследования и суда;
  • — вести переговоры с обвиняемым (подсудимым, потерпевшим, свидетелем) самостоятельно;
  • — самостоятельно привлекать других лиц к участию в экспертизе.

Законодательством закреплены не только права и обязанности эксперта-бухгалтера, но и его уголовная ответственность согласно статьям Уголовного кодекса РФ:

  • — статья 307 УК РФ говорит о том, что он несет ответственность за дачу ложных показаний;
  • — статья 310 УК РФ говорит о том, что он несет ответственность за разглашение следственных материалов;
  • — статья 182 УК РФ говорит о том, что за отказ и уклонение от дачи заключения эксперт-бухгалтер (как виновное лицо) может быть наказан исправительными работами, штрафом или общественным порицанием.
Читайте так же:  Заявление роскомнадзор персональные данные

Эксперт-бухгалтер несет административную ответственность за невыполнение положений, инструкций и приказов, регламентирующих его работу.

Источник: http://vuzlit.ru/1338296/sudebno_buhgalterskaya_ekspertiza_normativnoe_regulirovanie

Виды судебных экспертиз

Судебные экспертизы имеют немаловажное значение для осуществления правосудия в Российской Федерации. Тем не менее, далеко не каждый участник судебного процесса знает о всех существующих видах судебных экспертиз. Учитывая, что проведение таковой экспертизы может требовать соответствующего ходатайства, понимание принципов их проведения, а также сфер, каковые могут ими затрагиваться, способно значительно повлиять на окончательное решение суда и весь ход судебных разбирательств.

Правовое регулирование проведения судебных экспертиз и их виды

В целом, основные нормативы проведения судебных экспертиз представлены в российском законодательстве положениями ФЗ №73 от 31.05.2001. Этот закон регулирует порядок применения и использования судебных экспертиз, а также даёт четкое и конкретное определение такового понятия в юридическом значении в целом. Так, под судебной экспертизой подразумевается проведение исследования и дача соответствующего заключения в вопросах, требующих наличия специальных знаний для обеспечения доказывания отдельных обстоятельств по рассматриваемому делу.

Помимо этого, вопросы применения судебных экспертиз более полно раскрываются в процессуальных кодексах, а именно:

Процессуальные кодексы рассматривают непосредственно механизм подачи ходатайства и принятия во внимание экспертиз в целом. При этом регламенты относятся непосредственно к вопросам рассматриваемого делопроизводства и подсудности. В частности – нормы гражданского процессуального законодательства касательно экспертиз в судебном процессе не могут применяться во время рассмотрения уголовного дела и наоборот.

В целом, законодательство не даёт полного перечня возможных видов судебных экспертиз, однако традиционно выделяют основные критерии, по которым проводится подразделение таковых исследований. Так, судебные экспертизы могут подразделяться:

  • По применяемым в исследовании знаниям и направлению деятельности;
  • По повторности и качеству проведения;
  • По количеству задействованных лиц;
  • По характеру используемых знаний.

Соответственно, каждая конкретная экспертиза может иметь различную классификацию.

Виды судебных экспертиз с точки зрения направления деятельности и характера знаний

С точки зрения применяемых знаний, судебные медэкспертизы могут различаться и иметь отдельное правовое регулирование. В частности, примером отдельных нормативных актов для обеспечения правового процесса проведения экспертиз обладают судебно-медицинские виды исследований. В целом же, таковое разделение зависит от отрасли, в которой требуется проведение экспертизы. Так, примерами диверсификации судебных экспертиз по характеру знаний являются следующие виды исследовательской деятельности, организовываемые судом, органами следствия или дознания либо по ходатайству любых иных участников процесса:

Вышеприведённый перечень отнюдь не является полным списком возможных экспертиз. Например, допускается проведение бухгалтерских и аудиторских экспертиз для проверки наличествующей отчетности и документации.

Видео (кликните для воспроизведения).

По характеру используемых знаний экспертизы могут разделяться на однородные или комплексные. В первом случае исследование может проводиться экспертом в одной конкретной области знаний. В случае необходимости проведения исследования, затрагивающего несколько областей знаний, как смежных, так и отличных, проводятся комплексные экспертизы. При этом комплексная экспертиза может проводиться как одним экспертом, обладающим достаточными знаниями в соответствующих нескольких сферах знаний, так и несколькими специалистами в кооперации.

Примером комплексной экспертизы может служить совмещение лингвистической и почерковедческой экспертизы, когда первая определяет вложенный в написанный текст смысл, а вторая – принадлежность написанного текста с учётом особенностей иностранной письменности конкретному лицу.

Виды судебных экспертиз по количеству лиц и повторности проведения

Факторы количества задействованных экспертов, а также повторности проведения экспертизы не являются столь основополагающими, как сфера используемых знаний. Тем не менее, в отдельных случаях данные особенности разновидностей исследований и проверок могут иметь значение для всего судебного процесса в целом. Повторность проведения подразумевает количество проводимых экспертиз. Количественный фактор экспертизы подразделяет таковые процессуальные мероприятия на единоличные и комиссионные.

С точки зрения повторности проведения экспертиза может являться:

  • Основной. Таковой считается любая экспертиза, проводимая впервые в рамках одного судебного разбирательства.
  • Дополнительной. В случае, если суду требуется большее количество сведений, чем было предоставлено по заключению первичной экспертизы в свете новых открывшихся подробностей дела, появления новых обстоятельств или свидетельств, может быть назначена дополнительная экспертиза. Проводить её могут организации и эксперты как участвовавшие в ведении основного исследования, так и новые лица.
  • Повторной. В случае несогласия отдельных участников процесса с заключением основной или дополнительной экспертизы, а также при наличии у суда подозрений относительно предвзятости экспертов или иных причинах отсутствия их независимости, может назначаться повторная экспертиза. Повторная экспертиза всегда подразумевает передачу прав её проведения другим экспертам или экспертным организациям, а также пересмотр всего рассматриваемого в ходе экспертизы вопроса с нуля.

Источник: http://pravo.moe/vidy-sudebnyx-ekspertiz/

Медицинская экспертиза: виды, законы

Российское законодательство практически в полной мере регулирует необходимость проведения различных медицинских экспертиз, а также ситуаций, в которых они могут применяться. При этом предусматривается большое количество самых разнообразных видов медэкспертиз, каждый из которых может подразумевать свой особый порядок проведения и выдвигать отдельные требования к процессу. В целом, практически каждый человек так или иначе, но сталкивается с необходимостью прохождения таких экспертиз, поэтому информация об их порядке применения является весьма знать.

Правовое регулирование и законы о медицинских экспертизах

Основным законодательным актом, который регулирует вопрос применения медицинской экспертизы, а также даёт четкий перечень их видов и случаев их использования, является ФЗ №323 от 21.11.2011. В частности, определение медицинской экспертизы, а также полный перечень возможных действий такового характера в полной мере раскрываются в положениях его ст. 58. При этом данный перечень является исключительным с точки зрения законодательства – по иным причинам или иными способами непосредственно медицинские экспертизы не проводятся, либо проводятся в частном порядке и не несут в себе никаких юридических смыслов.

В целом, виды медэкспертиз являются следующими:

  • Судебно-медицинская или судебно-психиатрическая;
  • Военно-врачебная;
  • Качества медпомощи;
  • Медико-социальная;
  • Временной нетрудоспособности;
  • Профпригодности или профзаболеваний.

В России часто путают понятия медицинских освидетельствования и экспертизы. Данные действия являются сходными по своему принципу, однако, не тождественными с юридической точки зрения. Так, в качестве целей медэкспертизы фигурирует установление наличествующего состояния здоровья человека, чтобы определить возможность его осуществлять определённую деятельность либо установить причинно-следственную связь. Освидетельствование же направлено на поиск подтверждения определенных состояний здоровья, несущих юридически значимые последствия.

Читайте так же:  Южная региональная судебная экспертиза

Порядок прохождения различных экспертиз также рассматривается положениями означенного Федерального закона. При этом закон утверждает право на прохождение необходимых экспертиз как в обязательном порядке, когда таковой предусмотрен законом, так и в законном добровольном порядке. Также, законодательно гарантируется право на независимость проведения таковых исследований в определенных ситуациях.

Судебные медэкспертизы и порядок их применения

Порядок применения и использования судебных разновидностей медицинских экспертиз, а именно – судебно-психиатрической и судмедэкспертизы регулируется, в первую очередь, положениями вышеозначенного Федерального закона №323, в его статье 62.

Кроме этого, правовыми документами, более полно раскрывающими порядок применения данной экспертизы, являются ФЗ №73 от 31.05.2001, который регулирует применение принципов экспертиз в судебном порядке в целом, Приказом Минздрава РФ №3н от 12.01.2017 и Приказом Минздравсоцразвития №346н от 12.05.2010. Вышеозначенные приказы, соответственно, регулируют психиатрические медэкспертизы и судмедэкспертизы, применяемые в процессе отправления правосудия.

Цели судмедэкспертиз могут быть различными. В целом, таковые исследовательские действия проводятся в судебном порядке когда возникает необходимость получения квалифицированной информации, способной повлиять на вынесение судебного решения. Так, в качестве примеров видов судмедэкспертиз и целей их применения можно привести:

  • Экспертизы половых сношений, в том числе для определения заражения венерическими заболеваниями, фактов сексуального насилия, установления девственности и иных вопросов;
  • Посмертные экспертизы, в том числе и психологические, цель которых – определение причин и предпосылок смерти, в том числе и в случае самоубийства;
  • Экспертизы для определения тяжести нанесённого здоровью вреда;
  • Психологическая экспертиза для признания недееспособности гражданина;
  • Экспертизы аффектов или иных нарушенных состояний психики или подавления воли;
  • Генетические экспертизы.

Это – отнюдь не полный перечень возможных ситуаций, в которых может применяться помощь эксперта. В целом, в судебной практике наиболее применяемой является единоличная экспертиза, когда проверке подвергается одно лицо, а сама проверка проводится одним врачом. В случае привлечения нескольких специалистов одного профиля, таковая экспертиза именуется комиссионной.

Военно-врачебная экспертиза и её правовое регулирование

Ст. 61 ФЗ №323 целиком и полностью посвящена вопросам применения военно-врачебных экспертиз. Согласно законодательству, таковой вид исследования и обследования применяется с различными целями, которые неразрывно связаны с процессом или обязанностью несения воинской службы. При этом законодательство строго регулирует возможные обоснования для проведения таковых проверок, а именно:

  • Проверка пригодности лица к несению военной службы, как в порядке обязательного призыва, так и при поступлении на службу на контрактной основе, а также соответствия такового лица требованиям отдельных военно-учетных специальностей;
  • Определение связей травм, заболеваний или увечий, полученных в процессе несения военной службы, в том числе и уже не состоящих на таковой службе граждан.

Нормативы, в которых применяется таковая экспертиза, также применяются не только к военной службе, но и в случае несения приравненных к ней служб.

Дополнительным нормативным документом, который более полно раскрывает особенности применения военно-врачебных экспертиз, выступает Положение о военно-врачебной экспертизе, принятое в рамках правительственного Постановления №565 от 04.07.2013. При этом данная экспертиза в некоторых случаях может являться обязательной. Однако законодательство прямо предусматривает возможность граждан при изъявлении несогласия с наличествующими заключениями государственных экспертов пройти независимый аналог таковой экспертизы с полным правом самостоятельного выбора экспертов и проводящих необходимые исследования учреждений.

Экспертиза качества медицинской помощи – что это

Положениями ФЗ №323 в содержании его статьи 64 раскрываются особенности проведения экспертизы качества медпомощи. Так, согласно тексту этого нормативного документа, целями таковой экспертизы является проверка надлежащего уровня оказания медицинской помощи.

При этом критериями и оцениваемыми параметрами в данном случае являются не только непосредственные последствия медпомощи и уровень профессионализма при её исполнении, но и в целом:

  • Своевременность оказания необходимых действий;
  • Их целесообразность;
  • Выбор методик, в том числе диагностики, профилактики и непосредственного лечения.

При этом подвергаться таковой экспертизе могут как субъекты, оказывающие медицинскую помощь в рамках системы ОМС и действующего российского законодательства в данной сфере, так и предоставляющие расширенный спектр услуг медицинские учреждения. Соответственно, таковая экспертиза может использоваться как в отношении федеральных или муниципальных медицинских структур, так и относительно частных медучреждений.

При этом необходимость проведения таковой медэкспертизы может обуславливаться как наличием неудовлетворительного результата медпомощи, так и нарушением отдельных установленных законом критериев качества, при общем положительном результате лечения.

Понятие и нормативы применения медико-социальной экспертизы

О том, что такое медико-социальная экспертиза с юридической точки зрения можно узнать из положений ст. 60 ФЗ №323. В частности, законодательство определяет её как экспертизу, используемую для определения наличия потребности у обследуемого лица в получении определённых видов социальной помощи. При этом по заключению таковой экспертизы обследуемое лицо может рассчитывать на предоставление со стороны государственных органов соцзащиты различных преференций.

В частности, именно в порядке таковой экспертизы, соответственно положениям ФЗ №181 от 24.11.1995, устанавливается наличие инвалидности у граждан Российской Федерации. На основании имеющегося заключения о данном обследовании инвалидам предоставляются разнообразные льготы, в которые входит как выплата пособий по инвалидности, так и обеспечение бесплатного доступа к различным благам. Примером таковых благ может служить бесплатный проезд в отдельных видах общественного транспорта, а также предоставление необходимой реабилитации за счёт государства.

На сегодняшний момент проведение медико-социальной экспертизы находится полностью в ведении государственных органов. Обеспечивается проведение всех соответствующих исследований и обследований Федеральным бюро медико-социальной экспертизы. При этом данное бюро находится в сфере ответственности Министерства труда и соцзащиты.

Помимо определения наличия инвалидности, выдачи соответствующих заключений и формирования планов реабилитации, в ведении медико-социальных экспертиз также находится и определение степени утраты трудоспособности. В том числе и в случае, когда таковая утрата трудоспособности не подразумевает присвоения инвалидности.

Особенности и регулирование экспертизы временной нетрудоспособности

Согласно положениям ст. 59 ФЗ №323, именно экспертиза временной нетрудоспособности является основанием для выдачи так называемого больничного листка. Целями данной экспертизы является установление наличия факта временной нетрудоспособности, вызванного травмой, заболеванием или иными причинами. При этом действующее законодательство устанавливает как форму больничного листка, так и особенности его использования.

В частности, нормативами социального страхования обеспечивается компенсация временной потери нетрудоспособности. При этом листок временной нетрудоспособности является основанием для невыхода на работу без каких бы то ни было штрафных санкций со стороны работодателя. Тем не менее, законодательством устанавливается целый ряд нюансов и особенностей проведения таковой экспертизы и её последствий. В частности:

  • Временная нетрудоспособность может являться основанием для проведения медико-социальной экспертизы в случае продолжения её более 4 месяцев;
  • Срок действия заключения экспертизы о временной нетрудоспособности составляет не более 15 календарных дней со дня получения соответствующего листка. По истечении такового срока необходимо повторное обследование;
  • При отказе обследуемым проходить медсоцэкспертизу, листок временной нетрудоспособности закрывается.
Читайте так же:  Классный час на тему правонарушения несовершеннолетних

Определение направления в отпуск по беременности и родам также лежит в сфере ответственности данного вида экспертиз.

Следует помнить, что экспертиза временной потери трудоспособности может проверяться федеральными контролирующими органами в целях сохранения средств фонда ФСС. Данная экспертиза может проводиться как государственными учреждениями, так и частными аккредитованными медицинскими организациями в соответствии с действующим российским законодательством.

При проведении экспертизы временной нетрудоспособности в больничном листке не должен указываться точный диагноз, а лишь причина по которой выдается больничный листок. Конкретный диагноз не может требоваться работодателем, однако может быть указан в листке по личной инициативе пациента.

Экспертиза профессиональной пригодности или профзаболеваний

Данные экспертизы регламентируются положениями ст. 63 вышеозначенного ФЗ. Они предназначены, в первую очередь, для определения соответствия сотрудника или соискателя нормативам, используемым для занимаемой или выбранной им должности. При этом данный вид экспертизы также применяется для выявления причин появления травм и заболеваний и связи их с осуществляемой деятельностью.

Данная экспертиза не проводится для регулярных освидетельствований в рамках обязательных медицинских осмотров, в том числе ежедневных осмотров водителей перед рейсами либо после них.

Порядок проведения таковой экспертизы может подразумевать проведение обследований как представителями государственных медучреждений, так и внутренними медицинскими сотрудниками предприятия или же представителями частных медицинских организаций. Определение наличия или отсутствия профессиональных заболеваний требует составления специальной комиссии, в составе которой в обязательном порядке должен присутствовать медицинский работник, имеющий квалификацию именно по профессиональным заболеваниям. Таковой сотрудник в просторечье часто именуется профпатологом.

Источник: http://pravo.moe/medicinskaya-ekspertiza-vidy-zakony/

Правовые основы судебно-оценочной экспертизы

Особенности правового регулирования судебно-оценочной экспертизы.

Правовые проблемы судебно-оценочной экспертизы, пути их решения. Права, обязанности, ответственность судебных экспертов-оценщиков. Процессуальные особенности назначения судебных экспертиз по делам, связанным с оценочной деятельностью. Процессуальные особенности проведения судебных экспертиз по уголовным делам, связанным с оценочной деятельностью, и оформления результатов экспертизы. Процессуальные особенности проведения судебных экспертиз по гражданским, арбитражным и административным делам, связанным с оценочной деятельностью, и оформления результатов экспертизы. Особенности процесса оценки заключения экспертов по результатам судебно-оценочной экспертизы

Особенности правового регулирования судебно-оценочной экспертизы

Анализ правовых норм, регулирующих судебно-оценочную экспертизу в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, показывает наличие единых правовых (в т.ч. процессуальных) основ судебно-экспертной деятельности, которые полностью распространяются на судебно-оценочную экспертизу. Однако, результаты сравнительного анализа положений законодательства, регулирующего различные виды оценочной деятельности, показали наличие ряда правовых пробелов и противоречий, которые проявляются и в судебно-оценочной экспертизе.

Особое внимание обращается на проблемы объективного и субъективного плана, характеризующие реальное состояние правового регулирования судебно-оценочной экспертизы, а также способы их решения на основе укрепления ее научного фундамента.

Процессуальным законодательством установлен строгий порядок назначения и проведения судебных экспертиз по делам различного вида (ст. 195—207 УПК РФ, ст. 79, 80 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 26.4, 28.7 КоАП РФ). Вместе с тем, анализ реальной практики судебных экспертиз по делам, связанным с оценочной деятельностью, позволяет выявить ряд нерешенных правовых проблем еще в процессе назначения экспертизы — как в части критериев выбора эксперта или экспертов, государственной или негосударственной экспертной организации, общей постановки экспертных задач, так и при формировании перечня конкретных вопросов для их разрешения.

Результаты изучения автором заключений судебных экспертов- оценщиков показывают, что в большинстве случаев (около 80%) они представляют собой «альтернативный» отчет об оценке, а качество его выполнения не намного лучше, чем у оспариваемого отчета. Такая ситуация сложилась по ряду причин, в том числе и вследствие широкого использования отчетов об оценке в качестве «иных документов» (п. 3 ч. 1 ст. 81, ст. 84 УПК РФ). Это дает основания противной стороне оспаривать заключение судебного эксперта или ходатайствовать об исключении его из числа доказательств по делу. В ряде случаев суду приходится назначать повторную экспертизу, но при этом и вновь полученное заключение эксперта-оценщика часто оказывается не намного лучше первых двух. А в результате таких действий возникает тупиковая ситуация «размножения» по сути небесспорных отчетов об оценке под видом заключений экспертов.

В результате проведенных исследований автор приходит к выводу, что при разработке правовых основ судебно-оценочной экспертизы необходимо опираться не только на положения процессуального права, о которых подробно говорилось выше, но на нормы материального права, раскрывающие суть различных видов оценки и являющихся обязательными для всех субъектов оценочной деятельности. Здесь речь идет не только о федеральных законах, но и о федеральных стандартах оценки и иных подзаконных актах.

Некоторые специалисты предлагают отдавать приоритет процессуальным нормам и признавать заключение, подготовленное судебным экспертом-оценщиком по своей сути в виде отчета об оценке, более значимым документом, чем первоначальный отчет об оценке, содержание и выводы которого исследуются в рамках расследования уголовного дела.

В качестве основания для такого вывода предлагается учитывать тот процессуально значимый факт, что судебный эксперт дает подписку об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. В рамках такой логики, в отличие от судебного эксперта специалист-оценщик не обязан давать подписку об уголовной ответственности за подготовку заведомо ложного отчета об оценке.

Но анализ положений действующего законодательства, существенных для формирования доказательств по делу, показывает, что нарушение судебным экспертом-оценщиком положений нормативной правовой базы, регулирующей оценочную деятельность, приводит к утрате доказательственного значения его заключения, а отсутствие подписки не освобождает специалиста-оценщика от ответственности за дачу заведомо ложного отчета об оценке.

В реальной практике судебно-оценочных экспертиз приходится учитывать, что вопросы научно-методического обоснования комиссионных и комплексных судебно-экономических экспертиз, а также их практического проведения проработаны пока еще в минимальной степени. Регламентация порядка назначения и проведения таких экспертиз в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве, а также в соответствующих ведомственных нормативно-методических документах не детализирована в необходимой степени. При этом данный вид судебной экспертизы относится к наиболее сложным — как в содержательном, так и в организационном плане.

Читайте так же:  Возмещение морального вреда при дтп судебная практика

Встает ряд вопросов не только о порядке назначения такой экспертизы, но и о допустимых формах координации индивидуальной работы конкретного эксперта с другими экспертами в режиме проведения комплексной экспертизы. Отдельной проблемой является роль эксперта-координатора, который не должен ограничивать свободу самовыражения каждого эксперта. Не полностью урегулированы вопросы и о порядке подготовки и утверждения письменного экспертного заключения по результатам комплексной экспертизы по гражданским и арбитражным делам. Лишь небольшая часть этих проблем уже регулируется на уровне государственных судебно-экспертных учреждений или общественных объединений судебных экспертов. Остальные нуждаются в основательной научной разработке.

В результате исследований практики проведения судебнооценочной экспертизы выявлен также и ряд проблем в правовом регулировании комплексной судебно-оценочной экспертизы, понятие и порядок проведения которой установлен ст. 201 УПК РФ. В качестве ее основного признака обозначено участие в производстве экспертизы экспертов разных специальностей. В заключении экспертов должно быть указано, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает ту часть исследования, которая содержит описание проведенных им исследований и несет за нее ответственность. В то же время, особенности проведения исследований по общим для всех экспертов вопросам, порядок формирования и оформления выводов по таким вопросам, включая случаи возникновения разногласий между экспертами, не регламентируются.

В гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве эти вопросы раскрыты с существенно более высокой определенностью. В ст. 82 ГПК РФ указывается, что комплексная экспертиза назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знаний или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания. Далее указано, что комплексная экспертиза поручается нескольким экспертам. По результатам проведенных исследований эксперты формулируют общий вывод об обстоятельствах и излагают его в заключении, которое подписывается всеми экспертами. Эксперты, которые не участвовали в формулировании общего вывода или не согласны с ним, подписывают только свою исследовательскую часть заключения.

Если сравнить эти положения с формулировками ст. 201 УПК РФ, то легко убедиться в более точной и определенной формулировке сути комплексной судебной экспертизы в гражданском процессуальном законодательстве. Это существенно упрощает организацию основных этапов комплексной судебно-экономической экспертизы, включая оценку ее результатов и их использование в процессе доказывания. Некоторые специалисты предлагают применять данные положения и при организации комплексных судебно-экономических экспертиз по уголовным делам, используя аналогию соответствующих процессуальных законов для восполнения описанных выше пробелов. Однако, большинство ученых считают, что в публичном праве, к сфере которого относится и процессуальное законодательство, применение аналогии права и аналогии закона недопустимо. Эти проблемы нуждаются в дальнейшей научной разработке для внесения соответствующих дополнений в процессуальное законодательство.

В частности, по результатам проведенных исследований сформулированы предложения о дополнении ст. 201 УПК РФ положениями о порядке формирования выводов по общим для всех экспертов вопросов, том числе в случаях возникновения разногласий между экспертами. При этом в соответствующих формулировках, аналогичных тексту ст. 82 ГПК РФ, а также ст. 85 АПК РФ, предлагается вместо положения «эксперты, компетентные в оценке полученных результатов» использовать близкое по смыслу понятие «эксперты, компетентные в областях специальных знаний, необходимых для формирования общего вывода». Это позволит исключить применение термина «оценка» применительно к результатам экспертизы, поскольку процессуальное законодательство строго регламентирует процедуры оценки доказательств, к которым относится и заключение эксперта (ст. 87, 88 УПК РФ, ст. 67 ГПК РФ, ст. 71 АПК РФ).

Кроме этого, в случае возникновения разногласий экспертов предлагается дополнить ст. 199 УПК РФ положениями о том, что в случае возникновения разногласий экспертов руководитель судебноэкспертного учреждения может ходатайствовать перед лицом, назначившим экспертизу, о проведении дополнительной экспертизы в этом же учреждении в соответствии с положениями ч. 1 ст. 207 УПК РФ.

Во многих случаях возникновения споров экономических субъектов возникает возможность и досудебного разрешения проблем с помощью квалифицированной консультационной помощи дипломированных судебных экспертов по оценочной деятельности. Здесь важно подчеркнуть необходимость отграничения непроцессуальных, но законных форм использования специальных знаний дипломированных судебных экспертов, от процессуальных. Иначе на практике это может привести к нарушению норм уголовно-процессуального законодательства, неполноте следствия из-за утраты доказательственного значения данных, полученных с нарушением установленного порядка специальных знаний.

Одно из направлений несудебного использования судебноэкспертных методик в гражданском и арбитражном процессе по делам, связанным с оспариванием результатов оценки, касается определения целесообразности подачи искового заявления в суд.

После квалифицированного анализа тех обстоятельств, на которые в процессе судебного рассмотрения предстоит ссылаться как на основания своих требований и возражений, может быть принято более взвешенное решение. Оно может существенно повлиять и на судебную перспективу данного дела, поскольку согласно ст. 50 ГПК РФ и ст. 54 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Очевидно, что дипломированные специалисты по судебной экспертизе оценочной деятельности могут обеспечить не только более высокий уровень анализа сути возникших проблем, но и предложить надлежащий порядок их решения. Здесь в полной мере проявляются преимущества профессионального образования судебного эксперта по специальности 030502, сочетающего правовые и специальные знания.

Часто причиной проведения предварительных исследований с применением судебно-экспертных методик является незаинтересованность фирмы или отдельных граждан в огласке, конфиденциальность проблемы. Во многих случаях по результатам экспертизы силами опытных специалистов претензии сторон друг к другу могут быть сняты без судебного разбирательства.

Более того, в повестке дня реформирования оценочной деятельности уже сформулированы вопросы создания системы третейских судов, способных на высоком профессиональном уровне решать описанные проблемы с активным участием дипломированных судебных экспертов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/488240/pravo/pravovye_osnovy_sudebno_otsenochnoy_ekspertizy

Правовое регулирование судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here