Овд профилактика правонарушений несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: овд профилактика правонарушений несовершеннолетних. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 11 — 25.1)

Глава II.
Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25.1 настоящего Федерального закона

>
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Содержание
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Читайте так же:  Госпошлина обеспечение иска суд общей юрисдикции

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Предупреждение преступности несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Источник: http://55.xn--b1aew.xn--p1ai/document/423183

Криминология

Роль и основные задачи органов внутренних дел в предупреждении преступлений

Государства любой социально-экономической формации к лицам, совершившим преступления, применяли и применяют репрессивные меры — уголовные наказания, причем наказания порой очень жестокие. Достаточно вспомнить средневековый свод общегерманских уголовных законов, составленных в 1532 г. при Карле V, действовавший до конца XVIII в., который отличался особой жестокостью наказания. Санкции статей включали: отрезание ушей, отсечение носа, выкалывание глаз, отрубание пальцев рук, колесование, сожжение, пытки раскаленными предметами и т.п. В значительной степени такой подход к искоренению преступности был связан с теологическим представлением о ее причинах.

Читайте так же:  Увольнение ликвидационной комиссии

При назначении наказания предусматривалась цель уничтожить «вредного» человека, нанести какое-либо увечье или лишить его жизни. Устрашение и жестокость — вот девиз того времени.

Однако жизнь показала и на других примерах, что применение жестоких наказаний порождало ответную реакцию — жестокость и не решала проблему искоренения преступности.

Необходим иной путь борьбы с преступностью. Им является разумное сочетание мер предупреждения и мер наказания. Цель — предупреждение преступлений — определена во всех основных документах, имеющих отношение к борьбе с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что необходима комплексная система мер эффективной защиты личности, общества, формирование социальной профилактики и воспитание законопослушных граждан, выявление и устранение причин, порождающих преступность.

Важную роль в предупреждении преступности играют органы внутренних дел. Можно без преувеличения сказать, что из всех субъектов профилактики, в том числе и правоохранительных органов, они имеют возможности и вносят наибольший вклад в решение задач криминологической профилактики. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, следует указать на сложный, многогранный характер деятельности органов внутренних дел, к которой относятся:

  • обеспечение безопасности личности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушителей;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;
  • проведение дознания и предварительного следствия;
  • исправление и перевоспитание различных категорий лиц, склонных к совершению правонарушений.

Благодаря в первую очередь оперативно-розыскной и разносторонней деятельности по охране общественного порядка органы внутренних дел имеют возможность проводить криминологическую профилактику на самых подступах к преступлению, в самом начале действия криминогенных факторов. В то же время в их распоряжении имеются эффективные средства предотвращения подготавливаемых, пресечения уже начавшихся преступлений, а также осуществления профилактических мер по фактам уже совершенных уголовно наказуемых деяний. Профилактика правонарушений — одно из основных направлений в деятельности органов внутренних дел, и в ней участвуют в пределах своих полномочий все службы.

В Наставлении о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений определены основные направления, формы и методы предупреждения преступлений и задачи этой деятельности.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

Таким образом, предупреждение преступлений можно определить как основной вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемый ими в пределах отведенной компетенции путем проведения мероприятий по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений в целях защиты жизни, здоровья, свобод личности, всех форм собственности и обеспечения общественной безопасности.

Субъектами профилактической деятельности, выполняющими задачи, возложенные на органы внутренних дел, прежде всего являются милиция общественной безопасности и криминальная милиция.

Рассмотрим основные обязанности сотрудников некоторых служб милиции по предупреждению преступлений.

Среди служб милиции общественной безопасности наибольшую профилактическую направленность имеет работа участковых уполномоченных милиции. Инструкцией по организации деятельности участковых уполномоченных милиции определены следующие основные задачи в области профилактики:

Кроме указанных основных профилактических мероприятий участковый уполномоченный выполняет и другие обязанности, влияющие на недопущение преступлений. Это помощь гражданам и должностным лицам в защите их законных прав и интересов, обеспечение безопасности дорожного движения, установление отдельной категории лиц, розыск местонахождения которых отнесен к компетенции милиции общественной безопасности.

Другой службой органов внутренних дел, выполняющей важнейшею профилактическую функцию, являются подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Их компетенция и задачи определены в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних проводят следующую работу:

Задача и компетенция других служб органов внутренних дел определены Законом «О милиции» и конкретизированы в положениях об этих подразделениях.

Сотрудники патрульно-постовой службы милиции:

  • проверяют самостоятельно либо с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах патрулирования места наиболее вероятного совершения преступлений, укрытия лиц, склонных к совершению преступлений, с целью предупреждения совершения с их стороны общественно опасных деяний;
  • пресекают случаи распития гражданами спиртных напитков в общественных местах, факты совершения ими мелкого хулиганства, других нарушений общественного порядка;
  • выявляют заблудившихся детей и подростков, в том числе находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних или в дежурную часть горрайоргана внутренних дел;
  • выявляют и задерживают в ходе несения службы лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией, оказывают необходимую помощь гражданам, находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья, либо лицам, находящимся в состоянии опьянения и не способным самостоятельно передвигаться;
  • осуществляют разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими общественного порядка.

Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью:

Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения:

Сотрудники подразделений вневедомственной охраны:

Сотрудники паспортно-визовых подразделений:

Основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений определены в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Сотрудники подразделений уголовного розыска:

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями:

Сотрудники следственных подразделений, руководствуясь уголовно-процессуальным законодательством, проводят следующие мероприятия:

  • своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел и имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений;
  • подготавливают информацию в органы прокуратуры о неоднократном невыполнении должностными лицами предприятий, учреждений и организаций вносимых следователями представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, для принятия к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • выступают с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений. Осуществляют публикации и выступления по этим вопросам в средствах массовой информации.

Сотрудники подразделений дознания:

  • выявляют при производстве дознания и осуществления протокольной формы досудебной подготовки материалов причины и условия, способствующие совершению преступлений, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления о принятии мер по их устранению;
  • своевременно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о полученных в ходе дознания сведениях, имеющих значение для предупреждения преступлений;
  • выступают с сообщениями в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации с сообщениями о результатах работы, об условиях, способствовавших совершению преступлений, а также с лекциями и беседами на правовые темы.
Читайте так же:  Когда отдавать родовой сертификат в роддоме

Некоторые особенности в предупреждении преступлений имеются в деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте. В частности, они:

Источник: http://isfic.info/somkrim/lebedev42.htm

Вопрос 1. Профилактика правонарушений. Роль ОВД в предупреждении правонарушений.

Профилактика правонарушений — совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными задачами профилактики правонарушений являются:
— формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
— снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
— устранение причин и условий совершения правонарушений;
— недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

1. ведущая роль государства в профилактике правонарушений;

2. участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;

4. комплексность и системность;

6. приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

7. непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений:

— государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;

— развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;

— профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

Видами профилактики правонарушений являются:

1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан.

Меры общей профилактики правонарушений реализуются путем применения:

1) социально-экономических мер по оздоровлению экономики в целом и социальной защите наиболее уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, в том числе объявление руководителю организации, а также другим соответствующим лицам, обязательных для исполнения официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, а также мер по совершенствованию нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;

3) идеологических и воспитательных мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы через формирование у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности, формирующих в общественном сознании нетерпимость к противоправному поведению и антиобщественным действиям, повышающих общую, бытовую и правовую культуру людей;

4) технических мер посредством использования достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений, в том числе с помощью аппаратно-программных комплексов технических средств контроля за состоянием правопорядка и безопасности на улицах, объектах транспорта, в других общественных местах;

5) других правовых мер.

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

— сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

— анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

— прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

— создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

— выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;

— учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;

— осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;

— изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

— формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

— обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

— разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

— привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

— разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений.

Необходимо использовать:

— направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);

— направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков

2) индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

1) профилактическая беседа;

2) вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) установление особых требований к поведению правонарушителя;

4) профилактический учет и контроль;

5) принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, устанавливаемые судом;

6) установление судом административного надзора;

7) иные меры индивидуальной профилактики правонарушений, применяемые в установленном порядке.

3) виктимологическая профилактика правонарушений (данный вид профилактики не всегда выделяется в качестве профилактической деятельности), заключающаяся:

— в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств;

— в устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений;

— в выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств;

— в разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений.

Иными словами, виктимологическая профилактика — деятельность субъектов системы профилактики правонарушений, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств;

Меры виктимологической профилактики правонарушений, используемые субъектами системы профилактики правонарушений, осуществляются исключительно с целью снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств.

Меры общейвиктимологической профилактики правонарушений могут включать в себя:

1) выявление криминальных ситуаций с лицами с повышенной виктимностью и принятие мер по их устранению;
2) информирование населения о криминальных ситуациях и о поведении граждан, обеспечивающее их защиту от преступных посягательств;
3) разъяснение категориям лиц, обладающим повышенной виктимностью, о направленности их поведения.

Меры индивидуальной виктимологической профилактики правонарушений, используемые субъектами системы профилактики правонарушений, могут включать в себя:

1) выявление потенциальных жертв правонарушений;

2) информирование лиц о возможном совершении в отношении них правонарушений, оказание помощи в обеспечении сохранения их жизни, здоровья и собственности;

Читайте так же:  Перечень должностей персональные данные

3) оказание помощи лицам с повышенной виктимностью с целью активизации их внутренних защитных возможностей, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности;

4) обеспечение личной безопасности лиц, профессиональная деятельность которых обусловливает их повышенную виктимность.

В Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. 15.07.2016).

Законом определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и другиие вопросы.

Так, согласно данному закону, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

— органы управления социальной защитой населения,

федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (органы, осуществляющие управление в сфере образования),

— органы опеки и попечительства,

— органы по делам молодежи,

— органы управления здравоохранением,

— органы службы занятости,

— органы внутренних дел,

— органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

— учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Источник: http://zdamsam.ru/a61797.html

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ (Академия управления МВД России),

THE PREVENTION OF JUVENILE DELIQUENCY AS AN INDEPENDENT DIRECTION OF POLICE

Vladimir Kiriukhin

adjunct, Departmen of Public Order Protection Bodies Management CCSM

(Management Academy of Ministry of Interior of Russia),

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты целевые и сущностные характеристики деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Отражена роль полицейских подразделений в данной деятельности. Исследовано и обосновано предположение о необходимости рассмотрения и законодательного закрепления профилактики правонарушений несовершеннолетних в качестве самостоятельного направления деятельности полиции.

ABSTRACT

In this article is revealed target and essential characteristics of activities for the prevention of juvenile delinquency. It is reflected the role of the police units in this activities. The assumption about the necessity of consideration and legislative consolidation of the prevention of juvenile delinquency as an independent direction of police activity are investigated and justified.

Ключевые слова: полиция, полицейская деятельность, правонарушения несовершеннолетних, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, общественная безопасность.

Keywords: police, police activities, juvenile delinquency, system of prevention juvenile delinquents, public safety.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг., ставшая новым импульсом развития законодательства в сфере «охраны детства», определяет в качестве одной из основных проблем низкую эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми [9].

В качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере национальной безопасности определяется создание «… единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики) . » [12].

На очевидные проблемы в данной сфере указывает анализ статистических данных. В 2015 году количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 3,2 % (с 59 549 до 61 833), а количество принявших участие в их совершении лиц на 2,4 % (с 54 369 до 55 993). Таким образом, каждое двадцатое преступление в стране в прошедшем году (4,9 % от общего числа расследованных преступлений) – совершено несовершеннолетними или при их соучастии [16].

Объединительной идеей создания системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является – поддержание надлежащего уровня безопасности человека, общества, государства; выделение в качестве самостоятельной группы населения несовершеннолетних, которые нуждаются в особом обеспечении прав на защиту и помощь, в том числе – право на особое внимание детей, живущих в трудных условиях.

Процесс профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может быть рассмотрен как метод решения одной из задач социального управления, как комплекс профилактических мер общего, специального и индивидуального характера, и также как деятельность соответствующих субъектов.

По своей сущности, цель осуществления этой деятельности – минимизация уровня социально вредных и опасных явлений; оказание своевременной, адекватной и необходимой поддержки в ней нуждающимся; выработка партнерской модели взаимоотношений между субъектами профилактики, а также между субъектами и объектами профилактики.

Частной целью профилактической деятельности является обеспечение защиты общества от противоправных посягательств, минимизация возможностей отдельных лиц для совершения правонарушений, сокращение использования мер юридической ответственности (административной и уголовной).

Читайте так же:  Сделки направленные на ограничение правоспособности и дееспособности

Относительно количественного состава субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в научных и учебных изданиях существует плюрализм мнений, а их количество варьируется от восьми [6] до свыше сорока [4].

Это связано с различными подходами исследователей к отнесению того или иного органа к рассматриваемой системе, а также с динамизмом законодательства: включением и исключением из рассматриваемой системы субъектов. Например, указом Президента РФ № 986 от 1 сентября 2009 г. в России была учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка [14], а в 2011 году указанная должность была включена в ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [13] (далее – Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

В указе Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338, ставшим первым документом в новейшей истории России, регламентирующим создание единой государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в качестве одного из восьми субъектов назывались органы внутренних дел [11].

В Указе Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1815 определялись функции органов внутренних дел (выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, задержание и доставление их в центры социальной реабилитации, установлению личности задержанных . ) [8].

В п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, содержащим перечень органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних называются органы внутренних дел, а в ст. 21, 22 определены два специализированных подразделения (подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) этих органов, входящие в состав полиции [3] и функционально предназначенные для данной деятельности [13].

Из пятнадцати категорий несовершеннолетних, указанных в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов на районном уровне обязаны организовывать и проводить индивидуальную профилактическую работу с двенадцатью категориями.

В течение 2015 года данными полицейскими подразделениями проводилась профилактическая работа с 306 722 несовершеннолетними, а на 1 июля 2016 года на их учётах находилось 151 056 несовершеннолетних [17].

В деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних различна роль каждого субъекта. Она зависит от места органа (учреждения) в государственном механизме, принадлежности к ветви государственной власти, функционального назначения, правовых и организационных возможностей, материальных и кадровых ресурсов.

Г.И. Забрянский [5], В.В. Панкратов, Е.И. Цымбал [15] предложили распределить государственные и общественные организации, осуществляющие профилактические функции по четырем группам в зависимости от уровня социальной деформации личности и этапов противоправного поведения несовершеннолетних.

К первой группе отнесены – организации и учреждения первичной социальной профилактики, «ранней профилактики» (детские сады, школы, учреждения доп. образования), обеспечивающие в своей деятельности адекватную социализацию подавляющего большинства детей.

Ко второй группе – учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры, центры социальной помощи), оказывающие помощь социально дезадаптированным и (или) оказавшимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.

К третьей группе – учреждения вторичной специальной профилактики (подразделения полиции, в частности ПДН, закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), осуществляющие ресоциализацию несовершеннолетних, ранее совершивших правонарушения.

Четвертая группа включает в себя учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики, главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Рациональным зерном предложенной классификации является тезис о поэтапном включении субъектов последующих групп в профилактическую деятельность только после безрезультативного воздействия предыдущих субъектов.

В части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (далее – Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ) перечислены десять основных направлений деятельности полиции, в том числе «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», а п. 4 ст. 12 возлагает на полицию обязанность, наряду с другими субъектами, «участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10].

Теоретические взгляды на соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение» позволяет выделить следующие подходы:

  1. профилактика, пресечение, предотвращение определялись как равнозначные (синонимические) понятия. Данный подход позволил сформировать точку зрения о завершении научной дискуссии по поводу понятий в сфере профилактики и предупреждения правонарушений [1], что не соответствует современным представлениям на соотношение рассматриваемых понятий.
  2. профилактика рассматривалась структурным элементом (наряду с предупреждением и пресечением) в системе предотвращения преступлений [7].
  3. предупреждение рассматривалось как стратегия, а профилактика – как тактика этой деятельности [2].

Однако доктринальные воззрения не способствуют современному адекватному отражению представлений на соотношение рассматриваемых понятий.

В Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется как «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [13].

Статья 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ использует широкое понятие профилактики, которая обеспечивается решением следующих задач – предупреждением, обеспечением защиты, реабилитацией и т. д.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ понятия профилактика и предупреждение соотносится как родовое и видовое, общее и частное.

Статья 2 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ содержит такие направления деятельности полиции, как «обеспечение правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения» [10].

По мнению автора, эти направления деятельности должны присутствовать в законе. Законодатель совершенно справедливо, учитывая высокую степень их социальной значимости, определил их в качестве приоритетов деятельности полиции. Вполне очевидно, что их обеспечение осуществляется не только силами полицейских подразделений, но другими субъектами.

Полагаем, что в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ должно быть внесено дополнение, определяющее в качестве основного направления деятельности полиции «профилактику правонарушений несовершеннолетних».

Данный вывод подтверждает опрос 248 сотрудников ОВД (начальников отделов (отделений) МВД, а также территориальных ОВД регионального и районного уровня, сотрудников ПДН и ЦВСНП) из более 50 регионов страны, проведенный с ноября 2015 г. по август 2016 г. в рамках исследования на базе Академии управления МВД России по теме «Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: теоретико-правовые основы и направления совершенствования», который выявил, что 90,3 % респондентов считают необходимым выделять в правоохранительной деятельности государства отдельное направление – профилактику правонарушений несовершеннолетних, а 85,5 % считают её самостоятельным направлением полицейской деятельности.

Список литературы:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sibac.info/conf/law/lxviii/66156

Овд профилактика правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here