Обеспечение прав и свобод человека полиция

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: обеспечение прав и свобод человека полиция. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Вопрос 4. Обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

ОВД действуют на основе принципа законности, защиты прав и свобод человека и других конституционных принципов.

Одной из задач милиции является, как уже указывалось, обеспечение безопасности личности. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола и вероисповедания, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также принадлежности к общественным объединениям и другим обстоятельствам.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом.

Исходя из этого на первое место выдвигается положение о необходимости в деятельности милиции прежде всего, уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако милиция бывает часто поставлена перед фактом применения к правонарушителям весьма острых мер принудительного характера. Но даже в таких ситуациях принуждение должно, прежде всего, основываться на принципах законности, гуманизма, и уважение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой 22 ноября 1991 г. Кроме того, милиция должна руководствоваться соответствующими нормами Конституции РФ, и законов, определяющих правовой статус человека и гражданина см. (Закон РФ «О милиции» ст. 37-40).

Принцип законности в деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина означает, что законность является одним из гарантов точного и единообразного исполнения законов, отнесенных к ведению милиции, т. е. сама милиция, в своей деятельности обязана строго соблюдать нормативные предписания. Ненадлежащие исполнение своих служебных обязанностей, допущенные при этом служебные проступки или совершенные преступления караются по закону.

Принцип гуманизма означает, что процесс осуществления служебной деятельности необходима сдержанность, вежливость корректное обращение со всеми гражданами, вовлекаемыми в деятельность милиции.

Сотрудник милиции— представитель государственной власти, и грубость со стороны сотрудника милиции способны эту власть дискредитировать. Таким образом, во всех случаях независимо от каких то соображений, запрещается применение методов воздействия, унижающих человеческое достоинство. В противном случае может встать вопрос о нарушение сотрудником милиции ст. 21 Конституции РФ о том, что «ни кто не должен подвергаться пыткам или унижающее человеческое достоинство обращению», а также соответствующих статей УК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Принцип уважения прав и свобод человека означает, что права человека утверждают его достоинство и определяют личностно — правовой фактор. Это означает, что права принадлежат каждому человеку, с рождения, которые нельзя отнять и от которых нельзя отказаться, и, каждый человек должен пользоваться ими в независимости от пола, национальности, вероисповедания, имущественного, должностного и социального статуса, принадлежности к той или иной общественной организации.

Однако следует иметь виду, что права человека при закреплении в законе должны иметь определенные пределы и границы осуществления этого права. Например, право человека на свободу может быть ограничено осуществлением законных положений на арест и задержание.

Одним из назначений прав и свобод человека состоит в том, чтобы защитить его от определенного типа ущерба – злоупотребления властью со стороны государства. Цель механизма осуществления прав и свобод человека – не допустить, чтобы люди становились жертвами таких злоупотреблений и обеспечить им возмещение ущерба, если они все таки стали жертвой таких обстоятельств. Некоторые нарушения прав и свобод человека и гражданина, являются сами по себе преступными деяниями — пытки, и незаконные убийства, совершенные государственным должностными лицами.

У преступников действительно есть права человека- право на справедливый суд и право на гуманное отношение. После вынесения судом приговора за совершение преступления, они могут утратить право на личную свободу, если суд приговаривает к лишению свободы. Что касается сотрудников милиции, то они, ведя расследование, должны помнить, что имеют дело с подозреваемым или обвиняемым, а не с людьми, которые осуждены за совершение преступления. Только суд может вынести решение о виновности человека. Это является важнейшим элементом права на справедливый суд во избежание осуждения невиновного человека.

В ст. 19 Конституции РФ говориться о равенстве всех граждан перед законом вне зависимости, от каких либо формальных признаков. При этом законе в Законе РФ «О милиции» в ст. 5 подтверждается, что милиция защищает их права в независимости от пола, национальности, вероисповедания, имущественного, должностного и социального статуса, от места жительства, принадлежности к той или иной общественной организации, а также других обстоятельств. Эти положения имеют не только декларативный характер, а обеспечены доступным механизмом реализации.

Реализация этого правила способствует осуществлению гражданином своих прав, в частности права на защиту, например, при задержании в административном или уголовно-процессуальном порядке, что одновременно мобилизует сотрудников милиции на внимательную оценку обстоятельств происшествия и оснований задержания и послужит средством предотвращения процессуальных ошибок и злоупотреблений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно касающихся гражданина, если иное не предусмотрено законом. Аналогичные положения содержаться и в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11. 91г. п. 31. Реализация этого права способствует осуществлению гражданином своих прав, в частности право на защиту при задержании в административном или уголовно- процессуальном порядке, что одновременно мобилизует сотрудников милиции на внимательную оценку возникших обстоятельств и служит средством предотвращения процессуальных ошибок и злоупотреблений.

Читайте так же:  Применение норм в суде кассационной инстанции

Важным положением является то, что гражданин, считающий, что действия милиции не законны и нарушили его права и свободы, может обжаловать начальнику выше стоящего органа милиции, прокурору или в суд. Вред, причиненный гражданину, предприятию, организации незаконными действиями сотрудника милиции, подлежат возмещению во всех случаях.

Если действия сотрудника милиции будут признаны законными, в рамках служебного расследования или судом, то вопрос о возмещение вреда, должен решаться в соответствии с правилами гражданского судопроизводства, в том числе и вопросы о возмещение упущенной выгоды, и компенсация причиненного морального вреда и такая практика будет расширяться.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жесткому умоляющее человеческое достоинство обращению.

Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев предусмотренных законом РФ.

Милиция обязано обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его и права и свободы, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_189620_vopros—obespechenie-realizatsii-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del.html

Обеспечение прав человека в деятельности полиции.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9010 — | 7282 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_84930_obespechenie-prav-cheloveka-v-deyatelnosti-politsii.html

Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека

Одной из основных задач правоохранительной деятельности органов внутренних дел является обеспечение прав, свобод, обязанностей и, прежде всего, безопасности личности.

Реализация этой задачи происходит путём охраны и защиты прав и свобод личности. Для её достижения от сотрудников внутренних дел требуется:

  • выявление правонарушителей;
  • раскрытие и расследование преступлений;
  • пресечение правонарушений;
  • восстановление нарушенных прав и свобод гражданина;
  • применение мер принуждения к правонарушителю;
  • контроль над дорожным движением и т.д.

Сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности принципом презумпции невиновности личности, который закреплён в Конституции Украины.

Обязанностью сотрудников органов внутренних дел в случаях ограничения прав и свобод гражданина является:

  • при задержании — разъяснить повод и основание для такого задержания;
  • при применении меры пресечения в виде заключения под стражу и др. — разъяснить вытекающие из этого права и обязанности.

Права и свободы законопослушного гражданина обеспечиваются органами внутренних дел и их должностными лицами в ходе специальных и индивидуальных профилактических мероприятий:

  • организация рейдов и осуществление иных мер с целью выявления лиц с девиантной (отклоняющейся от правомерной) установкой;
  • постановка на учёт лиц, отклоняющихся от правомерного поведения;
  • работа с лицами, имеющими девиантную установку, на её изменение в направлении законопослушного поведения;
  • работа по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения.

Благодаря своевременным профилактическим мероприятиям работников органов внутренних дел (участковых инспекторов милиции, оперативных уполномоченных, инспекторов милиции по делам несовершеннолетних и др.) права и свободы лиц со склонностью к противоправному поведению сохраняются полностью или утрачиваются на меньший срок. Предотвращение действий лица на стадии приготовления к правонарушению позволяет либо сохранить его права в полном объеме, либо уберечь от их утраты на большой срок. Лицо, совершившее умышленное преступление и изобличенное в нем, лишается свободы (происходит ограничение прав и свободы действий в пространстве) или утрачивает права и полноту свободы на более значительный период, чем готовящийся к преступлению (происходит ограничение прав и свободы действий во времени).

Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление в районный

Значительная роль отведена органам внутренних дел в обеспечении общественной безопасности личности. Обеспечение общественной безопасности личности — это, прежде всего, создание условий как для использования прав гражданами, так и для исполнения обязанностей сотрудниками милиции. В числе последних находится требование обеспечить надлежащее функционирование общедозводительной (а не карательно-устрашающей) системы. Невозможно обеспечить права и свободы личности без точного соблюдения работниками органов внутренних дел запретов (не разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина; не совершать действия, задевающие честь и достоинство личности и др.) и использования дозволений (применение таких жестких мер, как физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие), предусмотренных законодателем.

Юридические гарантии обеспечения прав личности органами внутренних дел включают:

гарантии охраны — выражаются в порядке, основании и пределах применения принудительных мер. Работник органов внутренних дел не вправе совершать действия по ограничению свободы личности, выходящие за рамки закона;

гарантии защиты — выражаются в системе правовых и организационных средств, направленных на:

а) прекращение незаконного ограничения свободы личности (освобождение заложников, освобождение необоснованно задержанного в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.);

б) отмену незаконного правоприменительного акта (постановления о возбуждении уголовного дела и др.);

в) возмещение ущерба, причиненного личности в результате незаконного ограничения её свободы.

Превентивно-организационные меры, применяемые работниками органов внутренних дел для обеспечения прав личности, связаны с охраной правопорядка и выражаются в организации и осуществлении:

  • патрульно-постовой службы;
  • оперативно-розыскной деятельности;
  • индивидуальной и специальной профилактике;
  • юрисдикционной деятельности.

Роль органов внутренних дел и их сотрудников в обеспечении прав личности определена правовыми актами, установившими пределы их правоприменительной деятельности. Каждое из структурных подразделений органов внутренних дел их должностных лиц имеет свою компетенцию: функции, задачи; руководствуется материальными (характер правонарушения, личность правонарушителя, степень вины и др.) и процессуальными (срок рассмотрения материалов проверки, обоснованность доказательств и др.) нормами в пределах своих полномочий.

Обеспечение прав и свобод личности органами внутренних дел зависит от преодоления причин, порождающих такие нарушения:

  • несовершенство законодательства (противоречия, пробелы, отсутствие унификации международных и отечественных правовых норм);
  • недостатки организационно-управленческой деятельности (нечёткость структурного построения органов, служб, подразделений, несоответствие их задач и функций расстановке сил и средств и др.);
  • недостаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры (правовой нигилизм, игнорирование принципа верховенства права, установка на карательно-устрашающий характер деятельности, недоучёт местных национальных традиций и др.);
  • недостатки кадровой политики (низкий профессиональный уровень подготовки кадров, переподготовки, проведение профессиональной аттестации квалификационными комиссиями и др.).

Обеспеченность прав личности органами внутренних дел в значительной степени зависит от состояния реализации прав их сотрудников, прежде всего от их социально-правовой защищенности.

Гарантии прав личности нуждаются в организационных » процедурных формах их реализации органами внутренних дел.

Процедуры дают гражданам ориентир:

  • к кому обратиться;
  • каков порядок действий;
  • в какой форме осуществлять действия;
  • в какие сроки;
  • какие возможны результаты.

Источник: http://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/teoriya-gosudarstva-i-prava/rol-organov-vnutrennikh-del-v-obespechenii-prav-i-svobod-cheloveka

Обеспечение прав и свобод человека полиция

Полиция как орган правопорядка имеет большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.

Цель работы – исследование деятельности полиции в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законодательства Российской Федерации и общественного мнения.

Материал и методы исследования

Материалом для анализа послужили данные исследований с 2011 по 2013 год, содержащие сведения о деятельности полиции. Также использованы результаты собственных исследований нормативно-правовых актов и периодической литературы в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» основным предназначением полиции определил защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заложенная в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений [2].

Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением – одна из самых главных задач. Полиция традиционно была и остается силовым ведомством, наиболее часто, если не сказать постоянно, взаимодействующим с населением. Потому сегодня, в рамках реформы, делается акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации. Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России. Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило около 40 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта переработаны.

В данном правовом акте заложены принципиальные положения, направленные на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка. В их числе:

  • общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование системы оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и уровня удовлетворенности граждан правоохранительными услугами;
  • обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;
  • жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в обозначенной государственной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника;
  • развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др.
Читайте так же:  Запрет выезда за границу исполнительное производство

Основополагающей целью реформы ведомства является кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе, в первую очередь, предусматривающее постепенное вытеснение из их деятельности карательной функции.

Реформы МВД России обусловлены насущной потребностью руководства Российской Федерации, всего гражданского общества в повышении доверия к полиции и качественном улучшении их деятельности.

Основаниями реформирования послужили:

  • грубые нарушения сотрудниками полиции законности и служебной дисциплины;
  • недовольство граждан, негативные оценки в средствах массовой информации, коррумпированность определенной части личного состава;
  • осложнение криминогенной обстановки в отдельных регионах страны и слабые результы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (по мнению граждан);
  • недостаточный уровень профессионализма в среде сотрудников органов внутренних дел, размывание профессионального ядра, слабая социальная защищенность сотрудников и членов их семей;
  • напряжение в обществе, нарастающее в связи с участившимися проявлениями экстремизма и терроризма, новыми угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации.

Главной отличительной чертой полиции является ее социальная функция, выраженная в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Анализ общественного мнения показывает, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств в настоящее время остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени остается низким [8].

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что реально ни отдельная личность, ни общество в целом не ощущают себя теми субъектами, на защиту интересов которых в полной мере направлена деятельность сил правопорядка.

В целом предполагается, что реализация положений закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

Перед государством и обществом стоит сложная задача – комплексная модернизация отечественного законодательства, касающегося сферы деятельности органов внутренних дел, включая его приведение в соответствие с достигнутым уровнем общественных отношений; устранение несогласованности, разрозненности и пробельности правового регулирования данной сферы деятельности; сосредоточение основной деятельности сил правопорядка на выполнении задач по противодействию и профилактике преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также исключение дублирующих и несвойственных полиции функций.

Важна всеобщая ответственность государства, общества и конкретного человека за результаты своей деятельности, а для воспитания этой всеобщей ответственности за происходящее вокруг, по мнению председателя правления общественной организации «Сопротивление» Ольги Костиной, нужно, чтобы граждане доверяли системе правосудия, полиции. Чтобы каждый был убежден: если он придет в полицию и сообщит, что в соседней квартире что-то неладное, ему не ответят: «Когда кажется, креститься надо!» [5]. Доверие граждан это и работа полиции с поступающими обращениями. По-прежнему нерешенными остаются проблемы укрывательства преступлений от регистрации. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на итоговой коллегии ГУ МВД России по городу Москве, обратил особое внимание на работу с обращениями граждан, на «палочные показатели», на искажения статистики для создания видимости благополучной картины. В этой связи Владимир Колокольцев жестко указал, что, если в ходе проверки деятельности территориального органа выявлено два и более фактов укрытия от регистрации заявлений или иной информации о преступлении, этому территориальному органу выставляется нулевая итоговая экспертная оценка, что влечет общую неудовлетворительную оценку работы подразделения.

Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в рамках «Дорожной карты», подготовленной группой экспертов. «Дорожная карта» предполагает максимальное приближение российской полиции к основным государственным и общественным институтам, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ криминальному миру. Этот процесс длительный, требует ресурсных и временных затрат, а также скоординированных усилий всей системы правоохранительных органов, государственных и общественных организаций, органов местного самоуправления. При этом приоритетным направлением текущего и перспективного реформирования следует считать повышение эффективности работы с кадрами, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, обеспеченных серьезными правовыми и социальными гарантиями.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.

Обязательными условиями организации работы полиции станут открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг [9].

Только так можно получить и удержать доверие и уважение широкой общественности. Предлагаемые ориентиры не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, стоящих перед системой МВД России, в том числе в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан, однако поддержка, опора на население, качественное исполнение служебных обязанностей, строжайшее соблюдение законности и дисциплины должны стать приоритетными в деятельности сотрудников полиции.

Самсонов В.Н., д.ю.н., профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород;

Солдатов А.П., д.ю.н., профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород.

Источник: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34300

Функции полиции в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Ответственность сотрудников полиции за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. Выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел руководствуются законодательством Российской Федерации, а также соблюдают общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Читайте так же:  Путевой лист для выезда за границу

Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина

Источник: http://adm-essentuki.ru/city/pravoohranitel_nyie_organyi_goroda/politsiya_soobschaet/news_section/funktsii_politsii_v_mehanizme_obespecheniya_prav_i_svobod__cheloveka_i_grajdanina.html

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

​ в целях защиты основ конституционного строя,

​ в целях защиты нравственности,

​ в целях защиты здоровья,

​ в целях защиты прав и законных интересов других лиц,

​ в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.

Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.

Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируютсяФедеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Читайте так же:  Разрешение на нарезное оружие в казахстане

Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

​ лица, совершившие побег из-под стражи,

​ лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

​ лица, находящиеся в розыске;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

​ лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

​ лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Источник: http://pyatigorsk.org/13971

Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе

Булавкин Александр Александрович,кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедрыадминистративной деятельности и организации деятельности ГИБДД ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ», г. Краснодар[email protected]

Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе

Аннотация.Статья посвящена изучению основных направлений оперативнослужебной деятельности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина в обществе.Предназначена для практических работников правоприменительных структур, преподавателей, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и факультетов.Ключевые слова:полиция, обеспечение прав и свободчеловека, общество.

Федеральный выпуск №5651от 7декабря 2011г.

для предупреждения и пресечения посягательств на личность, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека и гражданина, их имущество;

для непосредственного принудительного осуществления прав и обязанностей граждан;

в связи с реализацией административной и уголовной ответственности.Методыубеждения и принуждения тесно взаимосвязаны, являются основными методами решения всех задач, возложенных на полицию2. В силу своей универсальности, масштабности и стабильности методы убеждения и принуждения нуждаются в детализации применительно к отдельным областям их использования. Конкретизация методов убеждения и принуждения в деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности по обеспечению прав и свобод граждан осуществляется с использованием частных методов:

реагирования на жалобы;

письма и предложения;

Ссылки на источники1. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 247ФЗ) «О полиции» // Российская газета, 2011, 8 февраля, № 25.2. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 301.3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2е изд. Т. 1. С. 159.5. Присваивающее правовое поведение: теоретикометодологический анализ. Булавкин А.А. г. РостовнаДону, «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки», № 6, июнь 2014 г.6. Отраслевой принцип в организации государственного управления. Манохин В.М. // Административное право и процесс, 2008, № 1. 1Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.7. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета

Федеральный выпуск №5651от 7 декабря 2011 г.8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправкахк Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) ст. 2, 15, 19, 24, 26, 29, 132.СЗРФ. 2009, № 4, ст. 445 // РГ, № 7, 2009.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://e-koncept.ru/2015/85814.htm

Обеспечение прав и свобод человека полиция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here