Нарушение спортивного права

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: нарушение спортивного права. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Статья 20.31. Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ глава 20 настоящего Кодекса дополнена статьей 20.31, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 20.31. Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ в часть 1 статьи 20.31 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ в часть 2 статьи 20.31 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 20.31 настоящего Кодекса дополнена частью 3

3. Грубое нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 20.31 настоящего Кодекса дополнена частью 4

4. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

влекут наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 20.31 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 20.31 настоящего Кодекса дополнена примечанием

Примечание . В настоящей статье под грубым нарушением правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований понимается:

1) осуществление действий, создающих угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории;

2) нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/4fc5edfb44e5edce92a7bea6342c49ee/

Правовые основы профессиональной деятельности в спорте

Спортивные правоотношения

В процессе физкультурно-спортивной деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в различных нормативных актах, призваны регулировать эти отношения. Спортивные правоотношения следует рассматривать как волевые, урегулированные нормами спортивного права и находящиеся под охраной государства, а также специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций общественные отношения. Они возникают между субъектами физической культуры и спорта в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности, включающей физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений, физическую подготовку военнослужащих, профессионально-прикладную физическую подготовку, массовый спорт, большой спорт, профессиональный спорт, спортивные способы рекреации и реабилитации, спортивную промышленность и т.д., в том числе вследствие воздействия государства, а также специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций на других субъектов физической культуры и спорта, которые выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Спортивное право имеет дело с отношениями, возникающими в области физической культуры и спорта, что обусловливает определенную специфику их правового регулирования, которая, в свою очередь, отражается на спортивных правоотношениях. Эта специфика состоит, в частности, в том, что спортивное правоотношение находится на стыке публичного и частного права, в нем отражается взаимодействие правовой надстройки и экономического базиса общества, а также в том, что большая часть спортивных правоотношений подпадает под регулирование нормами «мягкого права».

Характеризуя спортивные правоотношения, следует очертить ряд их

  1. наличие специального субъекта — участника физкультурно-спортивной деятельности;
  2. наличие специальных объектов, к которым, в частности, следует отнести физическую культуру и физическое воспитание, массовый, профессиональный и любительский спорт, имидж спортивной организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере спорта и т.д.), спортивную промышленность, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие объекты спорта;
  3. опосредованность через спортивные правоотношения государственной политики в области физической культуры и спорта, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях;
  4. особенность порядка и способов защиты прав участников физкультурно-спортивной деятельности, которая, в частности, состоит в том, что в случае нарушения прав субъекты спортивных правоотношений используют главным образом несудебные формы защиты (дисциплинарные комитеты спортивных федераций и т.п.), а также защиту посредством спортивного арбитража;
  5. тесная связь спортивных правоотношений с требованиями спортивной этики (социальными нормами и правилами спортивной этики, а также мерами этической и социальной ответственности).

Специфика взаимодействия субъекта физкультурно-спортивной деятельности с другими ее участниками (в процессе физического воспитания, в области массового, профессионального и любительского спорта, спортивной промышленности и других сферах физической культуры и спорта) обусловливает необходимость единого регулирования как по горизонтали, так и по вертикали, а также на уровне спортивных организаций.

Горизонтальные отношения складываются вне какого-либо отношения власти — подчинения. Это прежде всего сбыт физкультурно-оздоровительных и спортивных товаров (услуг) субъектами спортивного предпринимательства. Спортивные правоотношения существуют и в сфере государственного воздействия на физкультурно-спортивную деятельность, причем возникают они по вертикали между государством или уполномоченным им лицом и другими субъектами физкультурно-спортивной деятельности (например, между органом по контролю качества и предприятием — производителем спортивных изделий и техники). Большое число спортивных отношений складывается на уровне спортивных организаций, например отношения, связанные с участием в спортивных соревнованиях, и регулируются они главным образом регламентными и другими нормами этих спортивных организаций, то есть нормами «мягкого права».

Читайте так же:  Коррупция как фактор нарушения прав человека

Для того чтобы глубже понять категорию спортивного правоотношения, необходимо его проанализировать не только как единое целое, но и как структуру, состоящую из трех необходимых элементов — субъектов, объекта и содержания спортивного правоотношения.

Субъектами спортивных правоотношений являются носители предусмотренных соответствующей нормативно-правовой базой прав и обязанностей. Субъекты спортивных правовых отношений весьма многообразны. В спортивных правоотношениях могут участвовать российские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. Кроме того, в регулируемых спортивным правом отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Субъектный состав спортивных правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:

Под объектом спортивного правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существует субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.

В зависимости от характера и видов спортивных правоотношений их объекты могут быть разнообразными.

1. Материальные блага, участвующие в физкультурно-спортивном обороте , в частности физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские товары (услуги), физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие объекты спорта, спортивные призы и награды.

2. Нематериальные блага, связанные с физической культурой и спортом , например деловая репутация спортсмена или спортивной команды, клуба, изображение спортсмена, фирменное наименование спортивной организации, товарные знаки и знаки обслуживания (спортивная символика), телевизионные права на спортивные мероприятия и т.д.

3. Действия субъектов спортивного права в различных сферах (физического воспитания, массового, профессионального и любительского спорта), а также разного рода физкультурно-спортивные работы и услуги, их результаты. Объектами спортивных правоотношений являются действия как физические (работа профессионального спортсмена по договору со спортивным клубом), так и юридические (заключение трудового договора между профессиональным спортсменом и спортклубом через агента, действующего от имени доверителя на основании агентского договора или договора поручения).

4. Продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу физической культуры и спорта , в том числе исключительные права на них. Это могут быть, например, произведения исполнительского творчества в спорте, новые технологии, научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения в данной сфере.

5. Спортивная информация , включающая, например, статистические данные о динамике изменения параметров, отражающих результативность выступлений спортсменов на спортивных соревнованиях, статистика травм и случаев профессиональных заболеваний среди спортсменов.

6. Спортивная промышленность , представляющая собой совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения. Под такими предприятиями понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и профильные научные организации, а также отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность в соответствии с технической документацией и (или) нормативными актами, утвержденными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Под содержанием спортивного правоотношения следует понимать составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

Так, в отношении заказчика физкультурно-оздоровительных услуг можно говорить о его субъективном праве требовать соблюдения графика и сроков проведения спортивных занятий в соответствии с условиями договора. Одновременно субъективной обязанностью заказчика является соблюдение условий договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг, связанных с их оплатой. Субъективные права и обязанности исполнителя являются другой стороной прав и обязанностей заказчика.

Среди субъективных обязанностей организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги или торгующей спортивной и туристической продукцией, следует выделить ее публично-правовую обязанность соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В качестве оснований возникновения для спортивных правоотношений характерны, в частности, следующие юридические факты:

  1. норма закона или другого нормативного правового акта (например, при реализации государственной политики по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в области физической культуры и спорта);
  2. административный акт (например, государственная аккредитация спортивной федерации);
  3. договор и иные сделки (например, договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг).

В целях выявления особенностей и более глубокого познания спортивных правоотношений необходимо, опираясь на общую теорию права, классифицировать их в зависимости от структуры межсубъектной связи и степени определенности субъектов на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

Характерным примером абсолютных спортивных правоотношений являются правоотношения по ведению спортивной организацией (например, организатором спортивного мероприятия) маркетинговой деятельности. Они складываются по поводу реализации спортивной организацией различных направлений маркетинга, например маркетинговых коммуникаций, которые выступают как объект правоотношения. При этом конструкция правовой связи такова, что у субъекта, проводящего комплекс маркетинговых мероприятий в соответствии с установленными законодательством правилами, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации, а в соответствующих случаях даже способствовать ей.

Мера возможного поведения по осуществлению данной деятельности определена законодательством; скажем, для спортивной рекламы — законодательством о рекламе. В том случае, если ее нормальному осуществлению препятствуют действия третьих лиц или сам субъект спортивного маркетинга нарушает установленный порядок ее ведения, абсолютное правоотношение преобразуется в относительное, где спортивная организация получает право устранить незаконное нарушение ее права или же, напротив, обязана по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение соответствующего законодательства.

Таким образом, если спортивная организация осуществляет маркетинговую деятельность с соблюдением правовых требований к рекламе, законодательства, регулирующего ценообразование, норм о техническом регулировании, экологических требований, противопожарных правил и других установленных законодательством норм, то складывающееся при этом правоотношение является абсолютным. Если же предприятие нарушает установленные нормы, соответствующие компетентные государственные органы могут потребовать устранить допущенные нарушения и возместить убытки, наступившие для государства и общества. При этом абсолютное правоотношение превращается в относительное.

Источник: http://isfic.info/profsport/alfiz06.htm

Правовые основы профессиональной деятельности в спорте

Ответственность за использование допинга в спорте

Ответственность спортсменов, тренеров, врачей, антидопинговых организаций и других лиц за нарушение антидопинговых правил устанавливается в соответствии с Общероссийскими антидопинговыми правилами (далее также — Правила), Всемирным антидопинговым кодексом В АД А (далее также Кодекс) и законодательством Российской Федерации.

Глава XV Общероссийских антидопинговых правил определяет сферы ответственности спортсменов, персонала спортсменов, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, РУСАДА, организаторов спортивных мероприятий, общероссийских спортивных федераций и Минспорта России в рассматриваемой сфере.

Так, в силу п. 15.1 Правил спортсмены несут ответственность за :

  • знание и соблюдение всех антидопинговых принципов и правша, реализуемых в соответствии с Кодексом и Правилами;
  • доступность в любой момент и в любом месте для взятия проб;
  • все, что они потребляют в пишу и используют при подготовке и участии в спортивных соревнованиях в контексте борьбы с допингом;
  • информирование специалистов по спортивной медицине о своих обязанностях не использовать запрещенные субстанции и (или) запрещенные методы;
  • то, что любое получаемое ими медицинское обслуживание не нарушает Правил, а также международных антидопинговых правил.
Читайте так же:  Ревизионная комиссия пфр

Согласно главе VIII Правил нарушение правила в индивидуальных видах спорта, выявленное в процессе тестирования в соревновательном периоде, влечет за собой автоматическое аннулирование результатов спортсмена в данных соревнованиях (в соответствующем виде соревновательной программы), включая изъятие всех медалей, очков и призов. Автоматическое аннулирование результатов подразумевается здесь в одном виде соревновательной программы, где результаты допинг-теста были положительными, например результаты заплыва на спине на 100 м.

Глава IX Правил определяет санкции за нарушение антидопинговых правил в индивидуальных видах спорта .

Пунктом 9.1 Правил устанавливается аннулирование результатов в период всего спортивного мероприятия, во время которого произошло нарушение Правил . Так, нарушение Правил, имевшее место во время спортивного мероприятия или в связи с проведением спортивного мероприятия, может по решению организатора спортивного мероприятия привести к аннулированию всех в течение данного мероприятия результатов спортсмена, допустившего нарушение, включая изъятие всех медалей, очков и призов. В данном случае аннулировать могут все результаты во всех видах соревновательной программы на данном спортивном мероприятии, например на чемпионате мира по плаванию под эгидой Международной федерации плавания (ФИНА). При решении вопроса, отменять ли другие результаты спортивного мероприятия, критериями могут служить, например, серьезность нарушения Правил спортсменом, а также информация о том, были ли отрицательными результаты тестирования в других видах соревновательной программы. Кроме того, если установлено, что нарушение Правил произошло не по вине или по небрежности спортсмена, то индивидуальные результаты этого спортсмена в других видах соревновательной программы мероприятия не должны аннулироваться, если только нарушение Правил не повлияло на соответствующие результаты спортсмена.

Пунктом 9.2 Правил установлена спортивная дисквалификация за использование запрещенных субстанций и запущенных методов . Так, в случаях следующих нарушений Правил:

  • наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена;
  • использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода;
  • обладание запрещенными субстанциями или запрещенными методами,

— срок дисквалификации за нарушение впервые устанавливается по общему правилу в два года .

Пунктом 9.3 Правил установлена спортивная дисквалификация за другие нарушения Правил . Так, за следующие нарушения Правил:

  • отказ спортсмена явиться на взятие пробы или неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с Правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;
  • фальсификация или попытки фальсификации на любом этапе допинг — контроля,

— срок дисквалификации устанавливается по общему правилу в два года .

  • распространение любой запрещенной субстанции или любого запрещенного метода;
  • введение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену или применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопингового правила,

— срок дисквалификации устанавливается по общему правилу от четырех лет до пожизненной дисквалификации .

За нарушение требований, касающихся доступности спортсмена для внесоревновательного тестирования, включая непредоставление требуемой информации о его местонахождении спортсмена и его неявку для участия в тестировании срок дисквалификации устанавливается как минимум от одного года до двух лет в зависимости от степени вины спортсмена.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 413-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» введена cm. 6.18 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним» , устанавливающая административную ответственность за нарушение тренером или иным специалистом в области физической культуры и спорта требований законодательства о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена, либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Совершение указанного правонарушения влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет . Те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут дисквалификацию на срок три года .

Под содействием в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода в названной статье понимаются любые действия, способствующие использованию запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в том числе советы, указания, предоставление информации, предоставление запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранение препятствий к использованию запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, а также сокрытие следов использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода

Применительно к ст. 6.18 КоАП РФ дисквалификация в силу ст. 3.11 КоАП РФ заключается в лишении тренера или иного специалиста в области физической культуры и спорта права осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Федеральный закон № 413-ФЗ предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Одновременно Федеральный закон № 413-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части установления полномочий общероссийской антидопинговой организации по передаче в орган, уполномоченный составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, сведений о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в том числе для применения административного наказания.

Негативные последствия для спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и их персонала при нарушении антидопинговых правил также выражаются в лишении их специальной стипендии Президента Российской Федерации в размере 32 000 руб. ежемесячно, назначаемой в соответствии с указом Президента РФ от 31 марта 2011 г. № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр».

Стипендия Президента Российской Федерации учреждена спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Установлено всего 3000 таких стипендий, в том числе до 500 спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.

Однако в случае если спортсмен, тренер или иной специалист в области физической культуры и спорта получающий стипендию Президента Российской Федерации, признан нарушившим антидопинговые правила и в связи с этим к нему применены соответствующие санкции, он лишается права на получение данной стипендии на период применения санкций.

Читайте так же:  Сущность значение и задачи стадии судебного разбирательства

Как уже отмечаюсь, в спорте продолжается поиск решения проблемы употребления допинга, но преимущественно в сфере своей внутренней самоорганизации. Вместе с тем, несмотря на то что употребление допинга главным образом находится в той области, которая связана с соблюдением или несоблюдением правил международных и национальных спортивных организаций, употребление допинга — это не только нарушение положений мягкого права в разных спортивных структурах, в частности правил игры, но и способ присвоения мошенническим, обманным путем чужой собственности, а именно собственности, принадлежащей или предназначенной истинному победителю. А если исходить из духа и буквы уголовных кодексов многих, если не всех, стран, то мошенничество — это уголовное преступление.

Думается, что и в России тоже со временем придется перенести выработанную тысячелетиями правоохранительную практику еще на одну сферу преступности. Постепенно и в массовом, и в индивидуальном сознании сложится представление о том, что человек, использовавший допинг в мошеннических целях, и те, кто его на это спровоцировал, то есть соучастники, — не только нарушители спортивных правил, но и преступники. Следовательно, к ним должны применяться не только внутренние правила спорта (меры спортивной ответственности, прежде всего дисквалификация), но и уголовная ответственность.

Помимо сказанного меры ответственности в области применения допинговых субстанций и методов, в том числе за принуждение к их использованию, пропаганду их применения, а также за фальсификацию лекарств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав и их реализацию, деятельность, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения допинговых средств и методов, устанавливаются в соответствии со ст. 109, 118,125, 228, 230, 233-236,237, 238 и иными статьями УК РФ и ст. 6.2,6.8,6.9,13.15,14.15, 14.16 и иными статьями КоАП РФ.

В заключение отметим, что спортивные санкции в связи с приемом допинга ужесточены, особенно по отношению к анаболическим средствам, наркотикам, амфетамину, эфедрину, кофеину. Как говорилось, наказанию подлежат не только спортсмены, но и тренеры, врачи, руководители команд, другие лица, причастные к нарушениям. Запрещаются также провоз, продажа и другие формы распространения допинговых средств. Вместе с тем официальные списки не содержат перечня всех относящихся к той или иной группе субстанций, поскольку это практически невозможно (разные названия одних и тех же веществ, постоянное пополнение списка известных веществ новыми, комбинированные препараты и пр.), а приводят лишь типичные примеры, предполагая все субстанции подобной структуры и действия, что требует досконального знания данного вопроса спортсменами, тренерами и особенно врачами команд.

Источник: http://isfic.info/profsport/alfiz44.htm

Правовые проблемы реализации прав спортсменов

Юрлов Сергей Алексеевич, член Национального объединения спортивных юристов России, член Международной ассоциации спортивного права (IASL), мастер спорта России, спортивный судья.

Статья посвящена анализу правовых проблем реализации прав спортсменов. Автор анализирует положения закона по данному вопросу, указывает на существующие на практике проблемы, предлагает пути их решения.

Ключевые слова: правовые проблемы; права; спортсмен; реализация; решение.

Legal problems of sportsmen’s rights realization

Yurlov Sergey Alekseevich, Student of Moscow State University, Law Faculty, Master of Sports, Sport Judge, Member of International Association of Sports Law (IASL).

The article is devoted to the analyze of the legal problems of sportsmen’s rights realization. The author analyzes legal provisions on this issue, highlights the practical problems, and suggests the ways of solving them.

Key words: legal problems; rights; sportsmen; realization; solution.

Сегодня в условиях все большей коммерциализации спорта весьма важным является вопрос о практической реализации декларируемых в законе прав спортсменов как субъектов физической культуры, а также о защите последних. К сожалению, вектор развития отношений в сфере спорта направлен в сторону коммерции (бизнеса) и усложнения моделей взаимоотношений со спортсменами: заключение рекламных, спонсорских и иных гражданско-правовых контрактов со спортсменами. Зачастую забываются традиционные отношения в сфере спорта, главными элементами которого испокон веков является тренировочный процесс — участие в соревнованиях и их надлежащее правовое обеспечение. К сожалению, юридическая наука и наука спортивного права, в частности, не уделяют особого внимания проблемам прав спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта. В России ощущается острая нехватка научных публикаций по данной проблематике. Таким образом, все вышеуказанное актуализирует необходимость исследования данного вопроса, поиска путей и способов совершенствования положений нормативных актов по данному вопросу.

Каково же положение дел в области прав спортсменов? Статья 24 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте) закрепляет перечень прав спортсменов.

СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Главным является вопрос реализации и реального обеспечения (enforcement) декларируемых в Законе о спорте прав, так как это прямо влияет на правовой статус спортсменов. Итак, ст. 24 Закона о спорте предусматривает права спортсменов на:

  1. выбор видов спорта;
  2. участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях;
  3. включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд РФ;
  4. получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации (далее — ЕВСК);
  5. заключение трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством;
  6. содействие общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях;
  7. осуществление иных прав в соответствии с законодательством РФ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим каждое из данных прав с точки зрения его практической реализации в реальной спортивной жизни . В качестве общего недостатка перечисленных выше положений можно назвать куцые, «штамповые» формулировки пунктов данной статьи, которые содержат неточности.

Будет проанализирована ситуация, сложившаяся в индивидуальных видах спорта.

Данное утверждение относится к плаванию.
Имеются в виду спортсмены, учащиеся образовательных школ (до 18 лет); спортсмены-студенты; спортсмены, не состоящие в каком-либо ФСО (спортсмены-личники).

Право на участие в соревнованиях по выбранным видам спорта в соответствии со всеми нормами нормативных документов федераций является наиважнейшим правом каждого спортсмена и подлежит отдельному обеспечению и контролю. Нарушение данного права влечет:

невозможность повышения спортивного мастерства (выполнение очередных разрядов и званий);

невозможность отбора в сборные команды РФ (субъектов РФ) по выбранному виду спорта;

невозможность подтверждения своего текущего статуса (например, спортивного разряда);

невозможность поддержания физической формы спортсменов.

См. более подробно: Юрлов С.А. Основы нормативного регулирования плавания как вида спорта: опыт России, Республики Беларусь и США. М.: Юрист, 2013.

К сожалению, на сегодняшний день у спортсменов отсутствуют правовые гарантии защиты рассматриваемого права, так как юрисдикционные органы спортивных федераций не создаются, регламенты (положения) включают в себя дискриминационные положения. Решить данную проблему можно путем выполнения двух действий:

Читайте так же:  Принятые жалобы в конституционный суд

  1. Изменение формулировки п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о спорте и изложение его в следующей редакции: «Осуществление тренировочного процесса и участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта вне зависимости от принадлежности к какому-либо физкультурно-спортивному объединению и при выполнении требований и в порядке, установленном правилами (регламентами) этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях». Кроме того, в ст. 24 Закона о спорте следует, на наш взгляд, ввести примечание следующего содержания: «К таким требованиям относятся: наличие определенного спортивного разряда/звания; выполнение (временных) нормативов допуска к конкретному соревнованию, которое устанавливается в соответствующем положении (регламенте); наличие допуска физкультурно-спортивного диспансера».

Таким образом, на законодательном уровне должны быть закреплены требования (критерии), в случае выполнения которых любой гражданин сможет принимать участие в спортивных соревнованиях. Напомним, что такими критериями будут являться:

наличие определенного спортивного разряда/звания;

выполнение (временных) нормативов допуска на конкретные соревнования;

наличие допуска физкультурно-спортивного диспансера.

Введение таких критериев позволит создать реальное правомочие спортсмена на участие в соревнованиях, а в случае его нарушения — право требовать восстановления последнего. По крайней мере при возникновении спора спортсмен сможет ссылаться на норму Федерального закона, который является источником права.

  1. Создание системы юрисдикционных органов спортивной федерации, уполномоченной разрешать все категории спортивных споров. Система таких органов способна на высоком уровне наладить работу по рассмотрению и разрешению спортивных споров, тем самым осуществляя защиту прав спортсменов. Для внедрения систем таких органов необходимо внести соответствующие изменения в Закон о спорте (в частности, закрепить обязанность спортивной федерации рассматривать споры, прежде чем передавать их в какой-либо суд; в регламенты федераций включить положение о том, что все споры должны в первостепенном порядке разрешаться внутренними (юрисдикционными) органами федерации).

Право на включение в составы спортивных сборных команд РФ при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд РФ и право на получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований ЕВСК необходимо рассматривать вместе, что называется «в связке», в силу того, что их реализация напрямую вытекает из участия в соревнованиях. Ввиду описанных выше обстоятельств реализация прав на включение в сборные команды и присвоение спортивных разрядов/званий весьма ограниченны.

Право на получение содействия от спортивных федераций в защите своих прав и законных интересов в России, к сожалению, практически не реализуется. Спортивная федерация не имеет необходимого инструментария для оказания содействия в реализации спортсменами своих прав. В идеале спортивная федерация, помимо своих общих (классических спортивных) обязанностей, должна давать правовые консультации спортсменам (силами правового департамента), посредством системы юрисдикционных органов рассматривать и разрешать возникающие спортивные споры, должна представлять интересы спортсменов в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в органах местного самоуправления.

На возможность иметь иные права указывает ст. 24 Закона о спорте. Стоит отметить, что Закон о спорте не делает отсылки к конкретному нормативному правовому акту, в котором перечислены такие иные права. На наш взгляд, данный факт является недоработкой законодателя. Представляется, что в этой статье необходимо привести исчерпывающий перечень четко сформулированных, понятных каждому прав спортсмена.

Следует сказать о тех правах, которые необоснованно не включены законодателем в рассмотренный ранее перечень. К таким правам можно отнести:

Итак, мы видим, что законодателю предстоит значительная доработка ст. 24 Закона о спорте, без проведения которой невозможно обеспечить декларируемые права спортсмена.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/76192-pravovye-problemy-realizacii-prav-sportsmenov

Статья 348.5. Отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях

Статья 348.5. Отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях

1. Отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях следует отличать от отстранения от работы, предусмотренного ст. 76 ТК РФ. Отстранение от работы характеризуется тем, что работник не допускается к выполнению своих трудовых обязанностей, что, однако, не является увольнением и не влечет прекращение трудовых правоотношений.

В отношении отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях следует заметить, что ограничение связано только с участием в соревнованиях. Это является, по сути, частичным отстранением от работы. Спортсмен обязан выполнять учебно-тренировочную нагрузку. В противном случае к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание.

Комментируемой статьей предусмотрена обязанность работодателя не допускать работника к участию в спортивных соревнованиях:

в случае спортивной дисквалификации;

при наличии требования общероссийской спортивной федерации по соответствующим виду или видам спорта, предъявленного в соответствии с нормами, утвержденными этой федерацией.

Следует иметь ввиду, что на спортсменов также распространяются случаи отстранения от работы, предусмотренные ст. 76 ТК.

Таким образом, в новой главе ТК РФ был восполнен и пробел по перечню возможных особых оснований для отстранения спортсмена от работы — туда включена спортивная дисквалификация.

Под спортивной дисквалификацией понимается отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется общероссийской спортивной федерацией за:

нарушение правил вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований;

использование запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов,

нарушение норм, утвержденных международными спортивными организациями, и норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями (ст. 2 Федерального закона от 4.12.2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Так, приказом Госкомспорта РФ от 20.10.2003 г. N 837 «Об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации» предусмотрены основания дисквалификации спортсмена:

при обнаружении запрещенных субстанций, их метаболитов или маркеров в пробе, взятой у спортсмена;

за отказ или непредставление проб после того, как спортсмен был проинформирован о необходимости их сдачи, если не будут представлены уважительные причины их непредставления, а также за уклонение от сдачи проб;

за фальсификацию или попытку фальсификации в любой сфере допинг-контроля (попытку или подмену пробы, подмену лица);

при наличии у спортсмена или персонала спортсмена запрещенной субстанции или метода во внесоревновательный период в любое время в любом месте, за исключением тех случаев, когда данные субстанции необходимы спортсмену для терапевтического использования и у него есть на это разрешение, выданное в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом.

Регламентирован порядок применения санкций за использование запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов (ст. 4 Положения об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомспорта РФ от 20.10.2003 г. N 837).

Спортсмен, пробы которого показали содержание в них препаратов из числа запрещенных ВАДА или имели следы проведения запрещенных механических манипуляций, считается уличенным в использовании допинга.

К этому спортсмену соответствующей федерацией применяются нижеследующие санкции в соответствии с правилами Всемирного антидопингового кодекса. При этом федерации по видам спорта в 2-недельный срок обязаны принять решение и сообщить о нем руководителю Минспорттуризма России, председателю Антидопинговой комиссии, соответствующей международной федерации согласно действующему регламенту и требований Всемирного антидопингового кодекса.

Читайте так же:  Пленум верховного суда возмещение ущерба

при обнаружении запрещенных субстанций, их метаболитов или маркеров в пробе, взятой у спортсмена;

за отказ или непредоставление проб после того, как спортсмен был проинформирован о необходимости их сдачи, если не будут представлены уважительные причины их непредоставления, а также за уклонение от сдачи проб;

за фальсификацию или попытку фальсификации в любой сфере допинг-контроля (попытку или подмену пробы, подмену лица);

при наличии у спортсмена или персонала спортсмена запрещенной субстанции или метода во внесоревновательный период в любое время в любом месте, за исключением тех случаев, когда данные субстанции необходимы спортсмену для терапевтического использования и у него есть на это разрешение, выданное в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом:

а) за первое нарушение — на два года;

б) за второе нарушение — пожизненно.

В запрещенном списке ВАДА могут специально обозначаться особые субстанции, употребление которых может рассматриваться как непреднамеренное ввиду их общедоступности или ввиду сомнительности их способности влиять на спортивные результаты. Если будет установлено, что спортсмен использовал данную субстанцию не для улучшения своих результатов, срок дисквалификации заменяется следующим:

за первое нарушение: минимум — предупреждение, максимум — 1 год дисквалификации;

за второе нарушение — два года дисквалификации;

за третье нарушение — пожизненная дисквалификация.

За распространение любой запрещенной субстанции или запрещенного метода, назначение или попытку назначения спортсмену любой запрещенной субстанции или запрещенного метода устанавливается срок дисквалификации от 4 лет до пожизненного.

Каждый спортсмен должен иметь возможность до того, как дисквалификация вступит в силу, предоставить обоснования для сокращения или отмены срока дисквалификации. Если спортсмен докажет отсутствие своей вины или халатности в случае, когда в пробе, взятой у него, были обнаружены запрещенные субстанции, их метаболиты, или запрещенный метод, срок дисквалификации, предусмотренный для таких нарушений, может быть отменен.

Срок дисквалификации может быть уменьшен, если устанавливается, что нарушение совершено при его незначительной вине или халатности. Срок дисквалификации в этом случае может быть уменьшен не более чем вдвое относительно минимально предусмотренного срока дисквалификации за данное нарушение. Если предусмотренный срок дисквалификации пожизненный, то уменьшенный срок не может составлять менее 8 лет.

Срок дисквалификации начинает отсчитываться с даты, установленной решением соответствующей федерации.

В случае нарушения антидопинговых правил спортсменом, выступающим в составе эстафеты, многоместного экипажа (академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, парусный спорт, бобслей) последний дисквалифицируется, а результат команды (экипажа) аннулируется. При нарушении антидопинговых правил спортсменом в игровых видах спорта он дисквалифицируется, а команде засчитывается поражение в той игре, при которой был обнаружен факт применения допинга.

Спортсмены, занявшие призовые места и дисквалифицированные за применение допинга, обязаны вернуть в соответствующую федерацию медали, дипломы, грамоты, денежные вознаграждения. Спортивный результат аннулируется.

О принятых санкциях по каждому выявленному случаю приема спортсменами допинга соответствующая федерация по виду спорта информирует членов сборной команды, общества, ведомства, соответствующие спортивные организации. Информация также направляется в руководящие органы соответствующей международной федерации, если это определено ее положением.

Дисквалифицированный спортсмен не может ни в каком качестве участвовать в спортивных событиях в течение периода дисквалификации.

Спортсмен, понесший ранее наказание за применение запрещенных фармакологических средств, может быть подвергнут дополнительному допинговому контролю в любое время без предупреждения.

В случае применения анаболических стероидов по медицинским показаниям спортсмен должен быть отстранен от участия в соревнованиях на 6 месяцев со дня завершения лечения этими препаратами.

На решения, принимаемые в соответствии с Всемирным антидопинговым кодексом, могут подаваться апелляции. В случаях, если дело касается соревнований во время Международного спортивного события и если в дело вовлечены спортсмены международного уровня, апелляция вынесенного решения должна подаваться только в Международный спортивный арбитраж (МСА). Решения МСА являются окончательными и касаются аннулирования или принятия арбитражных решений, за исключением тех случаев, когда по закону требуется пересмотр дела. Подавать апелляцию в МСА имеют право следующие стороны:

а) спортсмен или другая персона, являющаяся субъектом апеллируемого решения;

б) другая сторона в случае, по которому было вынесено решение;

в) соответствующая международная федерация или любая другая антидопинговая организация, по чьим правилам могли быть вынесены санкции;

г) Международный олимпийский комитет или Международный паралимпийский комитет в случаях, когда решение связано с Олимпийскими или Паралимпийскими играми;

д) Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).

В случаях дел, касающихся спортсменов национального уровня, апелляция на решение может подаваться в уполномоченные суды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что международными спортивными организациями, а также общероссийскими спортивными федерациями разрабатываются правила, нормы, положения, регламенты в отношении соответствующих видов спорта, которые являются обязательными для спортсменов. Их нарушение может повлечь применение санкций, в том числе спортивную дисквалификацию, предъявление общероссийской спортивной федерацией требования об отстранении спортсмена от участия в соревнованиях. Например, Дисциплинарный регламент Российского футбольного союза, утвержденный исполкомом РФС 05.04.2006 г., Правила соревнований по дзюдо, утвержденные федерацией дзюдо России 29.08.2006 г., Международные правила борьбы: греко-римской, вольной, женской и пляжной (Лозанна, 2005 г.)

Например, ст. 16 Дисциплинарного регламента РФС посвящена спортивной дисквалификации в футболе.

Дисквалификацией на матч является запрет на участие в предстоящем матче или соревновании. Дисквалифицированное лицо не должно включаться в протокол матча.

Дисквалификация налагается на матчи, дни или месяцы, годы. Если не оговаривается иное, она не может превышать 24 матчей или 2 лет.

Если дисквалификация наложена на определенное число матчей, то в счет ее реализации идут лишь матчи, сыгранные командой дисквалифицированного лица. Если матч не доигран до конца, а результат матча аннулирован или если одной из команд будет присуждено поражение, дисквалификация считается реализованной. В случае, если будет назначена переигровка матча, дисквалификация не считается реализованной.

Если дисквалификация сочетается со штрафом, она продлевается до тех пор, пока штраф не будет выплачен в полном объеме.

Все дисквалификации (включая автоматические), нереализованные в текущем сезоне, переносятся на следующий сезон.

А, например, согласно ст. 40 этого регламента за нецензурные и оскорбительные выражения и (или) жесты, допущенные спортсменом в адрес партнера, соперника, официальных лиц и (или) официальных лиц матча, зрителей, если деяния совершены до, во время или после матча — установлена дисквалификация на 4 матча.

2. Работник не допускается к участию в спортивных соревнованиях на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его отстранения.

3. Поскольку спортсмен обязан участвовать в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям, то заработная плата в период отстранения от спортивных соревнований ему начисляется и выплачивается в размере, определяемом трудовым договором, но не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанном пропорционально фактически отработанному времени.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/5648749/d8d1180c88e21a0974edad4096f96016/

Нарушение спортивного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here