Нарушение образовательного права

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: нарушение образовательного права. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

1. Даная статья введена Законом N 104 от 03.06.09 и вступила в силу с 01.12.09. Объектом предусмотренного в ней АП являются отношения в области реализации права граждан на образование.

2. Объективная сторона АП предусмотренного в:

1) ч. 1 ст. 5.57 состоит в том, что виновный нарушает или ограничивает (любым способом, например, не принимает документы, чинит препятствия в переводе в данную школу и т.п.) право на получение общедоступного и бесплатного образования. Объективная сторона данного АП охватывает также случаи прямого отказа в приеме в образовательное учреждение либо отчисления (исключения) из него без законных к тому оснований. Если ДЛ за совершение такого АП было уже подвергнуто административному наказанию и тем не менее вновь совершает аналогичное АП — то налицо объективная сторона АП предусмотренного в ч. 3 ст. 5.57;

2) ч. 2 ст. 5.57 состоит в том, что виновный нарушает (ограничивает) предусмотренные в ст. 50 и в ряде других норм Закона об образовании, иных правовых актов в области образования права и свободы обучающихся (воспитанников) либо не соблюдает установленный порядок реализации этих прав.

Указанные АП могут быть совершены как в форме действий (например, при незаконном отчислении из школы) так и путем бездействия (например, при отказе принять лицо в образовательное учреждение). оконченными они считаются с момента совершения. Данные АП следует отличать (именно по признакам объективной стороны) от правонарушений предусмотренных в ст. 19.30 (см. комментарий к ней).

3. Субъективная сторона анализируемых АП характеризуется наличием лишь умысла (см. комментарий к ст. 2.2).

4. Субъектом характеризуемых АП могут быть и ДЛ (а субъектом АП предусмотренного в ч. 3 — лишь ДЛ), и ЮЛ (см. об этом комментарий к ст. 2.1, 2.4, 2.10).

5. За совершение АП предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 5.57 может быть назначен штраф, а за совершение АП предусмотренного в ч. 3 — дисквалификация ДЛ. Эти наказания назначаются судьей (см. комментарий к ст. 3.5, 3.11, 23.1).

Источник: http://base.garant.ru/5872064/80f2bd336bb0e5518412ce1009a4a21a/

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в наименование статьи 5.57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.57 КоАП РФ

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 2 статьи 5.57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/80f2bd336bb0e5518412ce1009a4a21a/

Ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

Ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

В соответствии со статьей 5.57 частью 2 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за действия, связанные с нарушением или незаконным ограничением предусмотренных законодательством на образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Права и свободы обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в образовательном процессе определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах.

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная законодательством обязанность учредителя соответствующего образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа. Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях (бездействиях) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

В случае нарушения прав и свобод обучающихся (воспитанников) для должностных лиц, а также юридических лиц предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Читайте так же:  Что значит родовой сертификат

За данное правонарушение предусмотрен административный штраф для должностных лиц и для юридических лиц.

Источник: http://podadm.ru/poleznaya-informatsiya/prokuratura-soobshchaet/otvetstvennost-za-narushenie-prava-na-obrazovanie-i-predusmotrennykh-zakonodatelstvom-ob-obrazovanii/

Права ребенка в школе

​​У граждан России по праву рождения есть определенные права и обязанности. Их спектр расширяется в процессе взросления, весь объем человек получает при достижении восемнадцати лет. Но часть прав и обязанностей есть и у детей, так как они находятся под особой защитой государства.

Различные международные и федеральные акты указывают на принципы реализации прав несовершеннолетнего в школе.

Основные права ребенка в школе

Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства. Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:

  1. Конвенция ООН о правах человека.
  2. Конституция РФ.
  3. ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
  4. Устав школы.

Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.

Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:

  1. Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
  2. Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
  3. Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
  4. Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
  5. Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
  6. Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.

Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:

  • бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
  • выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
  • доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
  • гендерное равенство;
  • неприкосновенность частной собственности.

Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.

Право на получение образования

Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.

Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.

Права на уроке

В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:

  • высказывать личное мнение;
  • отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
  • иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
  • покинуть класс после звонка на перемену.

Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.

Права на здоровое и качественное обслуживание

В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.

К иным необходимым мерам относятся:

  • соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
  • хорошее освещение в классах;
  • температурный режим, соответствующий принятым нормам.

В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.

Права на классном часу

Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:

  1. Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
  2. У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.

С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.

Обязанности ученика в школе и на уроке

Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
  2. Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
  3. Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
  4. Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
  5. Соблюдение техники безопасности.

Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.

Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:

  • добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
  • предъявление дневника по требованию учителя;
  • внимательно слушать то, что говорит педагог;
  • приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
  • отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
  • по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
  • своевременно приходить на занятия.

Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.

Что запрещается ученику, когда он в школе

Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:

  • принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
  • провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
  • пропуск уроков без уважительной причины;
  • находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
  • курение на территории школы;
  • воровство и причинение ущерба третьим лицам.

Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.

Нарушение прав ребенка в школе

Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:

  1. Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
  2. Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
  3. Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.
Читайте так же:  Во сколько заканчивается комендантский час зимой

Если любое из прав ребенка в школе нарушается, следует сначала написать жалобу директору учебного заведения, затем в вышестоящую организацию.

Что и кто защищает права ребенка в школе

Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
  2. Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
  3. Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
  4. Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
  5. Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.

Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.

Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.

Источник: http://zakonoved.su/prava-rebenka-v-shkole-narushenie.html

Нарушение образовательного права

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик — родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия — в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов — учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Читайте так же:  Постановления конституционного суда рф источником права

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

Источник: http://xn—-7sbabh0bqfdqodn3j8b9b.xn--p1ai/info/pravovye-publikatsii/201-primery-narushenij-prav-shkolnikov-i-mery-po-vosstanovleniyu-prav

Ответственность за нарушения в сфере образования

Каждому гражданину РФ гарантировано право на общедоступное и бесплатное образование. Оно реализуется путем предоставления равных прав при поступлении в учебные заведения, при проведении образовательных программ, проверке знаний. В этом материале расскажем, в чем заключается ответственность за нарушение законодательства в области образования, и кого могут привлечь за такие проступки.

В чем заключаются нарушения

Ограничить право на получение образования невозможно, так как оно гарантировано Конституцией РФ, иными нормативными и подзаконными актами. При реализации этого права, гражданам гарантируется:

  • свобода выбора образовательного учреждения, с учетом нормативных правил;
  • равенство прав, условий и требований при поступлении в учебное заведение и прохождении образовательных программ;
  • соблюдение регламентированных стандартов обучения и объективной проверки знания;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе на уважительное отношение, соответствие этике педагога, недопустимости унижения чести и достоинства, и т.д.

Практически любое нарушение в сфере образования будет являться наказуемым деянием. В статье 5.57 КоАП РФ приведен перечень проступков, за которые наступает административная ответственность:

  • нарушение (ограничение) права на безвозмездные и общедоступные услуги в образовательной сфере;
  • неправомерный отказ в приеме граждан в учебное заведение;
  • незаконное исключение из образовательного учреждения;
  • нарушения или ограничения конституционных и законных прав и свобод подопечных учеников и студентов.

Указанный список наказуемых проступков включает практически любое нарушение, с которым могут столкнуться обучающиеся лица или их законные представители. Разберем конкретные примеры нарушений, которые будут подпадать под приведенный выше перечень.

Нарушение или ограничение прав на образование

Право на бесплатное и общедоступное образование реализуется гражданами по следующим направлениям:

  • гарантированным предоставлением ребенку места в общеобразовательных школах по месту регистрации или пребывания семьи или одного из родителей;
  • равными условиями при рассмотрении заявлений граждан о поступлении в школы, вузы, иные воспитательные и образовательные заведения;
  • гарантией продолжения обучения при соблюдении правил образовательного учреждения и государственной программы, отсутствии законных оснований для отчисления.

На практике, столкнуться с отказом в зачислении или незаконным отчислением может практически каждый студент или школьник. Если такое решение руководства школы, техникума или ВУЗа было вызвано законными причинами, оснований для привлечения к ответственности не возникает.

Отказ в приеме в учебное заведение также может быть законным. Например, если подается заявление не по месту основного проживания или регистрации, а в школе отсутствуют свободные места для приема учеников, директор имеет законное право отказать в удовлетворении заявления. При поступлении в средние профессиональные или высшие учебные заведения ситуация еще строже – необходимо подтвердить определенный уровень знаний, пройти конкурс среди равнозначных заявлений и т.д. Поэтому наказание последует только при умышленном нарушении закона в сфере образования, дискриминации обучающихся или абитуриентов по каким-либо признакам.

Нарушение прав и свобод

Права и свободы обучающихся граждан также находятся под защитой закона. Перечень таких прав изложен в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ:

  • предоставление условий для образования с учетом особенностей физического и психологического развития, состояния здоровья;
  • уважение чести и достоинства, запрет на любые формы физического и психологического воздействия, насилия, оскорблений;
  • свобода совести и убеждений;
  • предоставление гарантированных периодов отпуска (каникулы) в сроки, предусмотренные законом или образовательной программой;
  • равные права на поощрение по результатам образовательных программ и дополнительных занятий;
  • иные права и свободы.

Как правило, перечисленные гарантии дублируются в уставах и иных внутренних документах учебного заведения. Каждый педагог или член коллектива образовательного учреждения знакомится с этими документами под роспись, и обязан соблюдать в текущей работе с подопечными.

При наиболее серьезных правонарушениях может грозить не только административная, но и уголовная ответственность по нормам УК РФ. Например, применение силы к ученику, повлекшее причинение телесных повреждений, будет рассматриваться как преступление против жизни и здоровья.

Как происходит привлечение к ответственности

Поскольку несовершеннолетние дети не обладают полной дееспособностью, обязанность по защите их интересов возлагается на законных представителей (родители, опекуны, попечители), а также на следующие ведомства:

  • администрация образовательного заведения, пока ребенок находится в школе;
  • органы опеки и попечительства;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • прокуратура;
  • правоохранительные органы.

В зависимости от обстоятельств проступка, жалобу можно подать на конкретного педагога, директора или иного представителя администрации, на образовательное учреждение. По каждому обращению будет проводиться проверка уполномоченными органами, а также внутреннее служебное расследование. Если нарушение законодательства подтверждается, процедура привлечения к ответственности будет включать следующие стадии:

  • составление административного протокола по ст. 5.57 КоАП РФ со ссылкой на все обстоятельства проступка;
  • должностное лицо или учреждение вправе представить свои возражения непосредственно при составлении протокола, либо использовать иные средства защиты;
  • по выявленным фактам назначается служебное расследование, по итогам которого могут приниматься меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, увольнение за виновные действия);
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд, либо в иной орган, уполномоченный разбирать дела по ст. 5.57 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения административного дела, суд может применить следующие санкции:

  • по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, за нарушения или ограничения прав будет назначен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. (на должностное лицо), либо в сумме от 100 до 200 тыс. руб. (на образовательное учреждение);
  • по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ будет назначена санкция на нарушения или ограничения прав и свобод – должностное лицо педагогического учреждения заплатит от 10 до 30 тыс. руб., а образовательное заведение от 50 до 100 тыс. руб.;
  • если должностное лицо (педагог, руководитель) повторно совершит повторный проступок, предусмотренный ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, ему грозит максимально строгая мера – дисквалификация на период от 1 до 2 лет.
Читайте так же:  Образец заявления о снижении судебных расходов

Таким образом, административные санкции могут быть назначены конкретному должностному лицу, допустившему нарушение закона, так и образовательному заведению. Дисквалификация может применять только к должностным лицам, так как она заключается в лишении права заниматься образовательной деятельностью или возглавлять соответствующие учреждения. В этом случае трудовой договор подлежит расторжению по дискредитирующим обстоятельствам, которые будут указаны в трудовой книжке.

Если в действиях преподавателя, руководителя или юридического лица выявлены нарушения сразу по обеим частям ст. 5.57 КоАП РФ, они будут рассматриваться в рамках одного процесса. Однако наказание будет назначено по части, предусматривающей наиболее высокий размер штрафа.

Для применения ч. 3 ст. 5.57 КоАП РФ необходимо подтвердить критерий повторности совершения проступка. Поэтому дисквалификация может применять только при совершении нарушения в течение года с момента исполнения наказания за предыдущий проступок. Учитывая, что за первый проступок назначается только штраф, признак повторности будет аннулирован только по истечении года после полного внесения средств в бюджет.

Источник: http://adm-pravo.ru/pravonarushenie/otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-v-oblasti-obrazovaniya/

Нарушение права на образование

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ» на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

«Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

Источник: http://www.garant.ru/actual/registraciya/instrukciya/obrazovanie/

Школьные права ребенка

Каждый несовершеннолетний проводит в школе значительную часть своего времени. Рядом отсутствуют близкие люди, ответственные за защиту его прав, а последние изменения нормативных актов сняли с организаций воспитательную функцию. Какие меры предпринимает законодатель, чтобы процесс получения знаний проходил для детей безопасно и без нарушения их прав?

Законодательные основы

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Отследить оформление загранпаспорта украина

Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Перечень прав

Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:

  • подбор образовательной организации может осуществляться как по территориальному признаку, так и по предпочтению ребенка;
  • школьное обучение должно быть предоставлено безвозмездно;
  • смена учебного заведения возможна в любое время, но при наличии согласия несовершеннолетнего и его законных представителей;
  • процесс обучения должен быть безопасным;
  • ребенок может заниматься творчеством или искусством в рамках дополнительного образования;
  • учитель должен передавать обучающимся знания по предметам;
  • равенство всех учеников перед педагогами;
  • уважение к личности несовершеннолетнего;
  • участие в мероприятиях по благоустройству (по желанию);
  • получение учебных материалов;
  • помощь психолога (при наличии ставки);
  • возможность получать знания в соответствии со способностями (экстернат) и состоянием здоровья (дети с органичными возможностями и инвалиды).

Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).

Откуда ребенок узнает о своих правах

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация о правах детей и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Формы нарушения детских прав в школе

Нарушение прав ребенка в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:

  • Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
  • Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
  • Угрозы учителя.
  • Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
  • Показательное негативное отношение педагога к ученику.
  • Присвоение обидных прозвищ.
  • Распространение слухов о личной жизни ребенка.
  • Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.

Физические наказания со стороны педагогов являются основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Причиной для возбуждения дела могут стать как показания свидетелей, так и следы на теле потерпевшего (синяки, ссадины).

Физическая агрессия со стороны сверстников является основанием для привлечения виновного к административной ответственности (с 16 лет), наложения штрафа на родителей малолетнего агрессора и дальнейшей постановки на учет в полицию. При совершении одним учеником в отношении другого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, наказание наступает с 14 лет.

Защита прав ребенка в школе

Защита прав ребенка в школе возлагается в первую очередь на законного представителя. Однако каждая организация имеет в штате специалистов, которые в силу должностных обязанностей осуществляют охрану детских интересов. Это могут быть:

  • социальный педагог;
  • уполномоченный по правам ребенка.

Основная ответственность возлагается на руководителя организации. Именно директор должен пресекать нарушения детских прав на начальном уровне, решать конфликты, возникшие между педагогами и учениками.

При этом несовершеннолетним должны соблюдаться обязанности ребенка в школе. Среди них – соблюдение устава учреждения, уважительное отношение к педагогам, должностным лицам и другим ученикам.

Важно! Выдвигая требования об охране собственных интересов, несовершеннолетнему нужно помнить о необходимости соблюдения правил организации и прав педагогов и учеников.

Как поступать родителям

Если права детей в школе нарушаются педагогами, законные представители должны принять меры к их восстановлению. В случае применения в отношении несовершеннолетнего физического насилия, необходимо действовать следующим образом:

  • обратиться в отдел полиции;
  • написать заявление;
  • получить медицинское заключение о травмах;
  • снять копию справки;
  • оригиналы документов приложить к заявлению;
  • обратиться к руководителю образовательной организации для ограждения ребенка от педагога.

Одним из вариантов насилия над учениками может быть привлечение к занятиям, опасных для ребенка. Например, учитель по физическому воспитанию принуждает несовершеннолетнего, перенесшего болезнь, к урокам. При ухудшении состояния здоровья или получении новой травмы, родители должны обратиться в уполномоченные органы (полицию, прокуратуру).

Менее значимые проблемы можно поднять при проведении родительского собрания. Возможность пожаловаться и найти единомышленников среди других родителей класса может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.

Порядок действий при ущемлении детских прав в школе

Если педагогами или администрацией образовательного учреждения ущемляется право на обучение, законные представители должны жаловаться в управомоченные органы. Действия родителей зависят от того, кем были совершено нарушение. Пошаговое руководство:

  1. Любой конфликт с педагогом необходимо попытаться урегулировать беседой.
  2. Если необходимого результата не достигнуто, родителю нужно подать заявление руководителю организации. Документ оформляется в 2 экземплярах, на одном секретарем ставиться отметка о приеме в работу, другой передается директору.
  3. Письменный ответ на заявление готовится в течение 30 дней. За этот период проблема должна быть урегулирована.
  4. В противном случае, оформляется жалоба в районный отдел образования. К ней прилагается копия заявления директору школы и ответ на него (при наличии).
  5. Если проблема не решена, необходимо привлечь прокуратуру и/или региональное министерство образования.

Как показывает практика, если проблема не решается на уровне директора школы, оптимальным вариантом будет смена педагога или перевод ребенка в другое учреждение. Продолжение разбирательства имеет смысл скорее для восстановления справедливости, однако оставлять несовершеннолетнего в контакте с агрессором опасно для детской психики.

Законодательство регулирует права и обязанности ребенка в школе и дома. Разработано большое количество нормативных актов, посвященных данной проблеме. Однако нарушения в этой сфере носят весьма распространенный характер. Родителям необходимо принимать максимальные меры, чтобы получение образования ребенком проходило без опасности для его физического и психического здоровья.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://famadviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/prava-rebenka-v-shkole.html

Нарушение образовательного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here