Методическое обеспечение судебной экспертизы

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: методическое обеспечение судебной экспертизы. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Разделы:

Научно-методическое обеспечение производства экспертиз

Основная цель деятельности судебно-экспертных учреждений (далее – СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) состоит в защите прав и свобод граждан и интересов государства посредством проведения объективных и научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований, высокое качество которых достигается за счет реализации целого комплекса взаимосвязанных компонентов научно-методического обеспечения судебных экспертиз (далее – НМО).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1133 и Уставом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, утвержденным приказом Минюста России от 31 марта 2014 г. № 49 с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 21 января 2016 г. № 10, Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России) осуществляет научно-методическое обеспечение проведения судебных экспертиз и экспертных исследований в СЭУ системы Минюста России на современном научном уровне и выполняет роль головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России.

НМО проводится на основании Положения об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 06.06.2014 № 123.

НМО создается путем выполнения научно-методических работ (далее – НМР). План основных НМР в области судебной экспертизы на соответствующий год разрабатывается и осуществляется ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России совместно с другими СЭУ Минюста России.

НМО разрабатывается в следующих формах:

  • методические материалы по производству судебной экспертизы,
  • научно-технические средства судебной экспертизы,
  • учебные программы подготовки по экспертным специальностям.

Методические материалы по производству судебной экспертизы после их разработки и опубликования включаются в «Информационный бюллетень новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации». Активное и оперативное внедрение методических разработок в экспертную практику СЭУ Минюста России позволяет повышать качество заключений эксперта.

Для рассмотрения важнейших вопросов НМО, выработки принципов реализации единого научно-методического подхода к экспертной практике, обсуждения работ методического характера и решения иных методических вопросов в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России создан и эффективно функционирует Научно-методический совет со структурой научно-методических секций по всем родам и видам судебной экспертизы, проводимым в СЭУ Минюста России.

По актуальным вопросам теории и практики судебной экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России ежегодно проводит всероссийские семинары для СЭУ Минюста России.

Источник: http://www.sudexpert.ru/methodics/

Разделы:

СТАНДАРТИЗАЦИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях стандартизации судебно-экспертной деятельности Приказом Росстандарта от 13 мая 2015 г. № 561 создан Технический комитет по стандартизации 134 «Судебная экспертиза» (далее – ТК 134).

Согласно Приказу Росстандарта от 06.04.2018 г. № 649 в настоящее время в состав ТК 134 входят представители 31 организации, занимающиеся организацией судебно-экспертной деятельности, производством судебных экспертиз, образовательной и научной деятельностью в области судебной экспертизы.

Председатель ТК 134 – директор ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России С.А. Смирнова, заместитель председателя ТК 134 – заместитель директора ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Г.Г. Омельянюк.

Ведение секретариата ТК 134 Росстандартом поручено ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. Ответственный секретарь ТК 134 – младший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения производства экспертиз в системе СЭУ Минюста России Т.В. Юденкова.

Деятельность ТК 134 предусматривает достижение следующих целей:

  • содействие проведению работ по унификации в области судебной экспертизы, прежде всего терминов и определений;
  • систематизация разработки национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации судебно-экспертной деятельности;
  • обеспечение единства измерений, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов судебно-экспертных исследований;
  • создание систем обеспечения качества экспертного производства, систем поиска и передачи данных;
  • содействие соблюдению требований национального стандарта по аккредитации судебно-экспертных лабораторий.

Перспективной программой ТК 134 предусматривается разработка 28 национальных стандартов по различным родам (видам) судебной экспертизы.

В 2016 году утверждены национальные стандарты: ГОСТ Р 57343-2016 «Судебная молекулярно-генетическая экспертиза. Термины и определения»; ГОСТ Р 57344-2016 «Судебно-психологическая экспертиза. Термины и определения».

В 2017 году утверждены национальные стандарты: ГОСТ Р 57428-2017 «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения»; ГОСТ Р 57429-2017 «Судебная компьютерно-техническая экспертиза. Термины и определения».

В 2018 году утверждены национальные стандарты: ГОСТ Р 58081-2018 «Судебно-экологическая экспертиза. Термины и определения»; ГОСТ Р 58332-2018 «Судебная экспертиза фонограмм. Термины и определения».

Требования вышеуказанных проектов национальных стандартов носят общий характер и предназначены для применения любыми судебными экспертами в производстве соответствующих судебных экспертиз и при аккредитации судебно-экспертных организаций.

Требования вышеуказанных проектов национальных стандартов носят общий характер и предназначены для применения любыми судебными экспертами в производстве соответствующих судебных экспертиз и при аккредитации судебно-экспертных организаций.

ТК 134 подготовлены заключения на следующие проекты национальных стандартов в области смежной с судебно-экспертной деятельностью: «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования», разработан ТК 082 «Культурное наследие»; «Ветеринарная экспертиза непродуктивных животных. Общие требования», разработан ТК 140 «Продукция и услуги для непродуктивных животных»; гармонизированный национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 30121 «Информационные технологии. Концепция управления рисками, связанными с проведением судебной экспертизы свидетельств, представленных в цифровой форме», разработан ТК 022 «Информационные технологии».

Работники ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России А.И. Усов, Г.Г. Омельянюк, С.А. Кузьмин прошли подготовку в области международной стандартизации на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» и в настоящее время являются сертифицированными экспертами Росстандарта в области международной стандартизации.

На основании решения Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.2016 создан Межгосударственный технический комитет по стандартизации МТК 545 «Судебная экспертиза». Полноправные члены МТК 545: Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика. Наблюдатели: Республика Беларусь, Республика Таджикистан.

Читайте так же:  Мировое соглашение по долям в квартире

Председатель МТК 545 – директор ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России С.А. Смирнова, заместитель председателя МТК 545 – заместитель директора ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Г.Г. Омельянюк.

Ведение секретариата МТК 545 Росстандартом поручено ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. Ответственный секретарь МТК 545 – младший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения производства экспертиз в системе СЭУ Минюста России Т.В. Юденкова.

Среди основных задач МТК 545:

  • проведение работ по гармонизации межгосударственных стандартов в области судебной экспертизы с международными и региональными стандартами;
  • содействие внедрению межгосударственных стандартов в области судебной экспертизы в судебно-экспертную деятельность организаций стран СНГ.

МТК 545 «Судебная экспертиза» в 2019 г. предусмотрена разработка двух межгосударственных стандартов: «Судебная молекулярно-генетическая экспертиза объектов дикой флоры и фауны. Термины и определения» и «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения» со сроком подготовки первой редакции указанных проектов стандартов – 01.02.2019.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 11.01.2016 г. № 4 тематика деятельности ИСО/ТК 272 «Судебная экспертиза» (Forensic sciences) закреплена за ТК 134 «Судебная экспертиза». В состав ИСО/ТК 272 «Судебная экспертиза» входят представители 20 государств.

Официальными представителями Российской Федерации в ИСО/ТК 272 являются: председатель ТК 134 – директор ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России С.А. Смирнова; заместитель председателя ТК 134 – заместитель директора ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Г.Г. Омельянюк; ведущий научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения экспертиз в системе СЭУ Минюста России С.А. Кузьмин.

Вышеуказанные представители приняли участие в рассмотрении проектов серии международных стандартов ISO 21043 в области судебной экспертизы.

В настоящее время приняты две части стандарта: ISO 21043-1:2018 «Судебная экспертиза – Часть 1: Термины и определения» (Forensic sciences – Part 1: Terms and definitions); ISO 21043-2:2018 «Судебная экспертиза – Часть 2: Обнаружение, описание, сбор, транспортировка и хранение объектов судебно-экспертного анализа» (Forensic sciences – Part 2: Recognition, recording, collecting, transport and storage of items).

Комментарии и замечания к проекту третьей части стандарта «Судебная экспертиза – Анализ» (Forensic sciences – Analysis) с участием российской делегации были рассмотрены в ходе заседания ИСО/ТК 272 в Мехико (Мексика) в ноябре 2018 года.

На стадии разработки четвертая часть стандарта, которая посвящена интерпретации результатов экспертного исследования: Forensic Sciences – Interpretation. Пятая часть будет направлена на стандартизацию подготовки заключения эксперта: Forensic sciences – Reporting.

Источник: http://www.sudexpert.ru/standards/

Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

Информация об изменениях:

Статья 38 изменена с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 38 настоящего Федерального закона

Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также дополнительное профессиональное образование государственных судебных экспертов возлагается соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами на судебно-экспертные учреждения и (или) экспертные подразделения из числа указанных в частях первой и второй статьи 11 настоящего Федерального закона.

>
Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/

Разделы:

СЕРТИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Суды и следователи чаще обращаются к негосударственным судебным экспертам и (или) в негосударственные судебно-экспертные организации с определениями или постановлениями о назначении судебных экспертиз. Если в государственных судебно-экспертных учреждениях проводится обязательная оценка компетентности экспертов и организован контроль за сроками и качеством производства судебных экспертиз, то критерии оценки компетентности иных сведущих лиц, способы определения достоверности используемых ими методических материалов и их научной обоснованности законодательно не закреплены.

Пробелы правового регулирования деятельности негосударственных судебных экспертов во многом обуславливают низкое качество проводимых этими лицами судебных экспертиз, что зачатую приводит к возрастанию количества повторных и дополнительных экспертиз, а также увеличению сроков судопроизводства в целом. Например, в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста России повторные экспертизы после негосударственных судебных экспертов в большинстве случаев завершаются с противоположными выводами. Очевидно, что данная ситуация значительно удлиняет сроки рассмотрения дел и увеличивает внеплановую загрузку государственных судебно-экспертных учреждений.

В связи с этим в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России была разработана и зарегистрирована в установленном порядке «Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы» (далее – Система) (РОСС RU.B175.04ОЭ00 от 02.03.2005). Система предназначена для проведения независимой квалифицированной оценки и подтверждения соответствия требованиям Системы как методического обеспечения судебной экспертизы, так и компетентности судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности.

ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России определен Росстандартом как руководящий орган Системы и орган по сертификации. Порядок деятельности Системы определяется Правилами функционирования системы добровольной сертификации. Заявителями на сертификацию могут быть юридические или физические лица.

В рамках Системы проводятся работы:

  • по оценке и подтверждению компетентности судебных экспертов в использовании методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы в рамках определенной экспертной специальности;
  • по испытанию и выдаче рекомендаций по использованию в экспертной практике методических материалов, образовательных программ по экспертным специальностям, методов и средств производства судебной экспертизы.

Опыт функционирования Системы показал, что большое значение при определении степени компетентности судебного эксперта имеет базовое высшее профильное образование. В связи с этим принято решение об утверждении Перечня специальностей высшего профильного образования, необходимых для сертификации в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы.

С 2005 года в Системе выдано около 2000 сертификатов, подтверждающих компетентность негосударственных судебных экспертов. Для регистрации выданных, приостановленных и отмененных сертификатов и, соответственно, организационно-методических документов Системы создан единый Реестр, который ведется документально; его электронная версия (в формате DОС) размещена в сети Интернет. Как показывает практика, обеспечение открытого доступа судебно-следственных органов к сведениям о сертифицированных экспертах оказывает существенную помощь при выборе негосударственного судебного эксперта и оценке его профессиональных качеств.

Читайте так же:  Банкротство некоммерческих партнерств

В рамках Системы предусмотрен инспекционный контроль компетентности судебных экспертов, сертифицированных в Системе. Инспекционный контроль в соответствии с Правилами Системы (п. 5.13) осуществляется в отношении сертифицированных экспертов с периодичностью, установленной по результатам сертификации. По результатам инспекционного контроля принимается одно из следующих решений:

  • подтверждение сертификата соответствия;
  • приостановление действия сертификата соответствия;
  • досрочное прекращение действия сертификата соответствия.

Деятельность Системы фактически стала весомым гарантом контроля компетентности негосударственных судебных экспертов, что позволяет минимизировать возможные экспертные ошибки, оказывает значительное влияние на снижение общих сроков судопроизводства, способствует реализации принципа состязательности сторон на высокопрофессиональной основе и получению негосударственными судебными экспертами научно обоснованных, объективных, всесторонних и полных экспертных выводов.

Источник: http://www.sudexpert.ru/sertification/

О сертификации методического обеспечения судебной экспертизы (Т.П. Москвина, А.И. Усов, «Адвокат», N 10, октябрь 2005 г.)

О сертификации методического обеспечения судебной экспертизы

В последние годы в Минюсте России много внимания уделялось созданию нормативно-правовой базы по регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее — СЭУ). Задачей этой работы являлось обеспечение деятельности СЭУ, направленной на повышение эффективности производства судебных экспертиз и приведение ее в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о судебно-экспертной деятельности).

Необходимо особо отметить, что в настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются более 30 родов (видов) не только традиционных криминалистических судебных экспертиз (криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий, инженерно-технических и экономических), но и новых видов судебных экспертиз (компьютерно-техническая, экологическая, психологическая экспертизы). В стадии становления — лингвистическая, искусствоведческая и другие виды экспертиз.

На территории Российской Федерации функционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной и методологической основой как организации их деятельности, так и подготовки и аттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов и методик и др.

Статьей 11 Закона о судебно-экспертной деятельности определено, что государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют производство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Механизм обеспечения такого единого подхода в СЭУ Минюста России реализуется через утверждение методик, проведение поверки оборудования и совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов СЭУ, завершающим этапом которой является аттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Общий подход к оценке соблюдения всех названных требований пока отсутствует, так что выработка, образно говоря, паспорта, удостоверяющего компетентность в области производства судебных экспертиз учреждения или специалиста, — дело будущего.

Необходимо отметить, что важной особенностью современного судопроизводства является укрепление принципа состязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражном процессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенции экспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности и наличия специальных познаний в определенной области.

Формирование четкого определения компетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамках применения специальных познаний необходимо при решении вопросов, интересующих следствие иди суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованности выводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.

Для государственных судебных экспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:

определение компетентности эксперта путем прохождения им профессиональной аттестации;

применение при производстве судебных экспертиз апробированных методик и поверенного оборудования и др.

Учитывая развитие состязательного процесса в судопроизводстве, в том числе в области производства судебных экспертиз, негосударственные организации, выполняющие экспертизы и заинтересованные в повышении своего статуса, все чаще проводят работу по аттестации экспертов и подтверждению надежности применяемых методик, внедряют новые формы и методы подготовки экспертов, проводят их аттестацию и выдают квалификационные свидетельства. Кроме того, в различных системах стандартизации утверждаются экспертные методики, разрабатываются и внедряются системы качества, дающие право на соответствующую аккредитацию по одному из международных стандартов.

В целях обеспечения реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный поиск новых процедур внедрения в правовых актах Минюста России норм, касающихся организации и производства судебных экспертиз и использования специальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.

Необходимо особо отметить, что в международной практике обеспечение качества судебной экспертизы, связанное с аккредитацией судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО 17025, уже длительное время внедряется в практику. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (далее РФЦСЭ), следуя тенденциям, направленным на проведение обязательной аккредитации по данному стандарту, изучил этот вопрос применительно к российским условиям. Анализ показал, что такой стандарт принят у нас в стране как ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Госстандартом России также определены аккредитованные организации, проводящие сертификацию по данному ГОСТу.

Подробное изучение данного стандарта позволило констатировать, что его требования намного шире, чем требования аналогичного международного «подстандарта» по судебной экспертизе. В связи с этим РФЦСЭ с Госстандартом России был проработан вопрос о порядке рассмотрения и принятия в системе ГОСТ Р специального международного стандарта ИСО 17025 «Общие требования к судебно-экспертным лабораториям».

Анализ европейской практики в области организации судебно-экспертной деятельности показал, что соблюдение подобных требований является одним из основополагающих условий деятельности и судебно-экспертных учреждений, входящих в состав Европейской сети судебно-экспертных учреждений.

Отмеченные особенности подхода к подтверждению компетентности эксперта свидетельствуют об актуальности проведения работ по разработке механизма сертификации методического обеспечения судебной экспертизы. Применение сертифицированных методик экспертных исследований, единых квалификационных требований к экспертам соответствующих экспертных специальностей в государственных экспертных учреждениях одинакового научно-технического профиля независимо от их ведомственной принадлежности даст реальную возможность получения с заданной точностью сопоставимых результатов при экспертном исследовании одних и тех же объектов.

Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы, в общем случае, может быть формой подтверждения органом, осуществляющим сертификацию, соответствия методического обеспечения требованиям нормативных правовых актов, призванных регулировать вопросы в области организации и производства судебной экспертизы.

В связи с тем, что методы и средства судебной экспертизы, в основном нацелены на применение специальных знаний в области науки и техники при отправлении правосудия, вопросы стандартизации и сертификации методов и средств решения конкретных экспертных задач регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со ст. 20 данного Федерального закона определены процедуры подтверждения качества в форме как обязательной, так и добровольной сертификации.

Читайте так же:  Обжалование определения о восстановлении процессуального срока

Необходимо отметить, что обязательная сертификация продукции, работ и услуг определяется перечнем, утвержденным постановлением Госстандарта России N 64 от 30 июля 2002 г., однако методическое обеспечение судебной экспертизы в этот перечень не включено. Всесторонняя проработка проблемы позволила в полном соответствии с законодательством подготовить вопрос о создании системы добровольной сертификации методического обеспечения в РФЦСЭ при Минюсте России. За основу при разработке этой системы были взяты нормативные правовые акты Минюста России.

Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы была разработана и зарегистрирована как «Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы — РОСС RU.В175.04ОЭОО от 2 марта 2005 г.. «Названная система прошла аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России).

РФЦСЭ при Минюсте России определен Госстандартом как руководящий орган системы и орган по сертификации. При проведении данной аккредитации РФЦСЭ учитывалось прежде всего наличие государственной аккредитации как научной организации (имеется свидетельство N 5452 от 25 февраля 2004 г. — выдано Минпромнауки и технологий России) и лицензии на ведение образовательной деятельности (N 24 Н-0575 от 1 сентября 2000 г. — выдана Министерством образования России). Была учтена ведомственная нормативная правовая база, регламентирующая сертифицируемую область, а также соответствующие функции, предусмотренные Уставом РФЦСЭ при Минюсте России.

При подготовке пакета документов были разработаны соответствующие правила функционирования системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, которые зарегистрированы в Государственном реестре.

В рамках разработанной системы проводятся работы:

— по испытанию и выдаче рекомендаций к использованию в экспертной практике методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы;

— по оценке и подтверждению компетентности судебных экспертов в использовании методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы в рамках определенной экспертной специальности.

Объектами сертификации являются:

— экспертная методика (в том числе автоматизированная методика); методическое издание;

Видео (кликните для воспроизведения).

— учебные программы подготовки экспертов по экспертным специальностям;

— метод и средства судебной экспертизы.

Для регистрации участников системы, а также выданных, приостановленных и отмененных сертификатов и организационно-методических документов системы создан единый реестр.

Система предназначена для проведения независимой квалифицированной оценки и подтверждения соответствия как методического обеспечения судебной экспертизы, так и компетентности судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности требованиям системы. Заявителем на сертификацию могут быть юридические или физические лица.

Задача сертификации в системе — повышение качества судебно-экспертной, научно-методической, образовательной, опытно-конструкторской и иных видов деятельности физических и юридических лиц, а также повышение эффективности использования научно-технических достижений в области судебной экспертизы.

В заключение хочется отметить, что выбранный подход к оценке специальных познаний эксперта в области судебной экспертизы путем проведения сертификации научно-методического обеспечения сегодня позволит на должном уровне решать сложные теоретические и практические задачи с использованием специальных знаний в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, исключить возможные экспертные ошибки. Этот подход направлен прежде всего на обеспечение проведения всесторонних, научно обоснованных и объективных экспертных исследований в области производства как традиционных, так и новых видов судебных экспертиз и станет гарантом высокой компетентности государственных судебных экспертов.

заместитель директора Департамента

анализа и контроля деятельности

подведомственных служб Минюста России

заместитель директора Российского федерального

центра судебной экспертизы при Минюсте России

«Адвокат», N 10, октябрь 2005 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

О сертификации методического обеспечения судебной экспертизы

Т.П. Москвина — заместитель директора Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных служб Минюста России

А.И. Усов — заместитель директора Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России

Источник: http://base.garant.ru/5195821/

Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы

Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы

В последние годы в Минюсте России много внимания уделялось созданию нормативно-правовой базы по регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее — СЭУ). Задачей этой работы являлось обеспечение деятельности СЭУ, направленной на повышение эффективности производства судебных экспертиз, и приведение ее в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о судебно-экспертной деятельности).

Необходимо особо отметить, что в настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются более 30 родов (видов) не только традиционных криминалистических судебных экспертиз (криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий, инженерно-технических и экономических), но и новых видов судебных экспертиз (компьютерно-техническая, экологическая, психологическая экспертизы). В стадии становления — лингвистическая, искусствоведческая и другие виды экспертиз.

На территории Российской Федерации функционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной и методологической основой как организации их деятельности, так и подготовки и аттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов и методик и др.

Статьей 11 Закона о судебно-экспертной деятельности определено, что государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют производство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Механизм обеспечения такого единого подхода в СЭУ Минюста России реализуется через утверждение методик, проведение поверки оборудования и совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов СЭУ, завершающим этапом которой является аттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Общий подход к оценке соблюдения всех названных требований пока отсутствует, так что выработка, образно говоря, паспорта, удостоверяющего компетентность в области производства судебных экспертиз учреждения или специалиста, — дело будущего.

Читайте так же:  Ошибки при оформлении загранпаспорта

Необходимо отметить, что важной особенностью современного судопроизводства является укрепление принципа состязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражном процессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенции экспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности и наличия специальных познаний в определенной области.

Формирование четкого определения компетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамках применения специальных познаний, необходимо при решении вопросов, интересующих следствие или суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованности выводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.

Для государственных судебных экспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:

определение компетентности эксперта путем прохождения им профессиональной аттестации;

применение при производстве судебных экспертиз апробированных методик и поверенного оборудования и др.

Учитывая развитие состязательного процесса в судопроизводстве, в том числе в области производства судебных экспертиз, негосударственные организации, выполняющие экспертизы и заинтересованные в повышении своего статуса, все чаще проводят работу по аттестации экспертов и подтверждению надежности применяемых методик, внедряют новые формы и методы подготовки экспертов, проводят их аттестацию и выдают квалификационные свидетельства. Кроме того, в различных системах стандартизации утверждаются экспертные методики, разрабатываются и внедряются системы качества, дающие право на соответствующую аккредитацию по одному из международных стандартов.

В целях обеспечения реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный поиск новых процедур внедрения в правовых актах Минюста России норм, касающихся организации и производства судебных экспертиз и использования специальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.

Необходимо особо отметить, что в международной практике обеспечение качества судебной экспертизы, связанное с аккредитацией судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО 17025, уже длительное время внедряется в практику. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (далее РФЦСЭ), следуя тенденциям, направленным на проведение обязательной аккредитации по данному стандарту, изучил этот вопрос применительно к российским условиям. Анализ показал, что такой стандарт принят у нас в стране как ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Госстандартом России также определены аккредитованные организации, проводящие сертификацию по данному ГОСТу.

Подробное изучение данного стандарта позволило констатировать, что его требования намного шире, чем требования аналогичного международного «подстандарта» по судебной экспертизе. В связи с этим РФЦСЭ с Госстандартом России был проработан вопрос о порядке рассмотрения и принятия в системе ГОСТ Р специального международного стандарта ИСО 17025 «Общие требования к судебно-экспертным лабораториям».

Анализ европейской практики в области организации судебно-экспертной деятельности показал, что соблюдение подобных требований является одним из основополагающих условий деятельности и судебно-экспертных учреждений, входящих в состав Европейской сети судебно-экспертных учреждений.

Отмеченные особенности подхода к подтверждению компетентности эксперта свидетельствуют об актуальности проведения работ по разработке механизма сертификации методического обеспечения судебной экспертизы. Применение сертифицированных методик экспертных исследований, единых квалификационных требований к экспертам соответствующих экспертных специальностей в государственных экспертных учреждениях одинакового научно-технического профиля независимо от их ведомственной принадлежности даст реальную возможность получения с заданной точностью сопоставимых результатов при экспертном исследовании одних и тех же объектов.

Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы в общем случае может быть формой подтверждения органом, осуществляющим сертификацию, соответствия методического обеспечения требованиям нормативных правовых актов, призванных регулировать вопросы в области организации и производства судебной экспертизы.

В связи с тем что методы и средства судебной экспертизы в основном нацелены на применение специальных знаний в области науки и техники при отправлении правосудия, вопросы стандартизации и сертификации методов и средств решения конкретных экспертных задач регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии со ст. 20 данного Федерального закона определены процедуры подтверждения качества в форме как обязательной, так и добровольной сертификации.

Необходимо отметить, что обязательная сертификация продукции, работ и услуг определяется Перечнем, утвержденным Постановлением Госстандарта России N 64 от 30 июля 2002 г., однако методическое обеспечение судебной экспертизы в этот Перечень не включено. Всесторонняя проработка проблемы позволила в полном соответствии с законодательством подготовить вопрос о создании системы добровольной сертификации методического обеспечения в РФЦСЭ при Минюсте России. За основу при разработке этой системы были взяты нормативные правовые акты Минюста России.

Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы была разработана и зарегистрирована как «Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы — РОСС RU.В175.04ОЭОО от 2 марта 2005 г.». Названная система прошла аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России).

РФЦСЭ при Минюсте России определен Госстандартом как руководящий орган системы и орган по сертификации. При проведении данной аккредитации РФЦСЭ учитывалось прежде всего наличие государственной аккредитации как научной организации (имеется свидетельство N 5452 от 25 февраля 2004 г. — выдано Минпромнауки и технологий России) и лицензии на ведение образовательной деятельности (N 24 Н-0575 от 1 сентября 2000 г. — выдана Министерством образования России). Была учтена ведомственная нормативная правовая база, регламентирующая сертифицируемую область, а также соответствующие функции, предусмотренные Уставом РФЦСЭ при Минюсте России.

При подготовке пакета документов были разработаны соответствующие правила функционирования системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, которые зарегистрированы в Государственном реестре.

В рамках разработанной системы проводятся работы:

— по испытанию и выдаче рекомендаций к использованию в экспертной практике методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы;

— по оценке и подтверждению компетентности судебных экспертов в использовании методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы в рамках определенной экспертной специальности.

Объектами сертификации являются:

— экспертная методика (в том числе автоматизированная методика); методическое издание;

— учебные программы подготовки экспертов по экспертным специальностям;

— метод и средства судебной экспертизы.

Для регистрации участников системы, а также выданных, приостановленных и отмененных сертификатов и организационно-методических документов системы создан единый реестр.

Читайте так же:  Оформить исковое заявление в арбитражный суд

Система предназначена для проведения независимой квалифицированной оценки и подтверждения соответствия как методического обеспечения судебной экспертизы, так и компетентности судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности требованиям системы. Заявителем на сертификацию могут быть юридические или физические лица.

Задача сертификации в системе — повышение качества судебно-экспертной, научно-методической, образовательной, опытно-конструкторской и иных видов деятельности физических и юридических лиц, а также повышение эффективности использования научно-технических достижений в области судебной экспертизы.

В заключение хочется отметить, что выбранный подход к оценке специальных познаний эксперта в области судебной экспертизы путем проведения сертификации научно-методического обеспечения сегодня позволит на должном уровне решать сложные теоретические и практические задачи с использованием специальных знаний в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, исключить возможные экспертные ошибки. Этот подход направлен прежде всего на обеспечение проведения всесторонних, научно обоснованных и объективных экспертных исследований в области производства как традиционных, так и новых видов судебных экспертиз и станет гарантом высокой компетентности государственных судебных экспертов.

СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Источник: http://www.kazedu.kz/referat/148856

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СУДЕБНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Предмет, цели и задачи судебной оценочной экспертизы

Судебная оценочная экспертиза (СОЭ) основывается на научном фундаменте судебно-экономических экспертиз по их предмету, объектам и методам исследования, имея не только сходство, но и принципиальные отличия от других судебно-экономических экспертиз. В специальной литературе последних лет при классификации судебно-экономических экспертиз выделяют экспертизы: судебно-бухгалтерскую, судебную финансово-экономическую, судебную инженерно-экономическую, судебную планово-экономическую, судебную оценочную, судебную кредитно-финансовую. Некоторые специалисты относят к данному классу товароведческие и некоторые иные виды судебных экспертиз. В ряде ведомственных нормативных правовых актов предусматривается проведение финансово-аналитических и налоговых экспертиз.

Предметом исследования СОЭ являются закономерности:

О возникновения СОЭ как нового рода судебно-экономической экспертизы и основных стадий ее становления;

О формирования внешних и внутренних факторов развития СОЭ, выделения отдельных ее видов и подвидов;

О отражения признаков преступлений и иных противоправных действий, связанных с оценкой и использованием ее результатов в сфере экономической деятельности;

О формирования специальных знаний судебных экспертов-оцен- щиков и лиц, назначающих СОЭ, а также навыков их использования для выявления основных признаков и характеристик соответствующей противоправной деятельности;

О организационного, научно-методического обеспечения производства СОЭ;

О формирования понятийного аппарата данного рода экспертизы, используемого при назначении, производстве СОЭ и использовании результатов субъектами судопроизводства.

Структурированная по основным видам и подвидам СОЭ система экспертных методик данного рода экспертизы, обеспечивающих решение экспертных задач на всех уровнях их классификации (типовых, частных, конкретных), включает в себя методики:

О выявления ненадлежащих действий субъектов оценочной деятельности на стадии подготовки исходных данных для оценки;

О постановки задачи и формирования предмета оценки;

О верификации (проверяемости) действий оценщика на всех стадиях выполнения стандартизованных процедур преобразования системы исходных данных для оценки и получения итогового результата оценки;

О контроля процессов накопления погрешностей в процессе постановки и решения задачи оценки с выделением их объективной и субъективной составляющих;

О выявления фактов, позволяющих установить механизм наступления события и выявить юридический состав по результатам ненадлежащего проведения оценки;

О обоснования материальных последствий применения результатов оценки в деятельности экономических субъектов для разграничения ответственности субъектов оценочной деятельности различного уровня за нанесенный ущерб.

В развитии СОЭ можно выделить ряд специфических особенностей правового регулирования непосредственно самой оценочной деятельности и проблем СОЭ, связанных с объективно существующими неопределенностями в процессах ценообразования объектов оценки.

Понятие рыночной стоимости объектов оценки, установленное ст. 3 ФЗ об оценке, связывается с «наиболее вероятной ценой», по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. При этом законодателем не определено понятие «наиболее вероятная цена», поскольку оно относится к фундаментальным законам математики и хорошо известно специалистам в этой области знаний. Но в исключительном случае выводы судебного эксперта могут носить вероятностный характер, поскольку предназначаются для включения в состав доказательной базы по делу. Решение этой проблемы требует разработки новых научных подходов и создания специальных экспертных методик.

Анализ перечисленных положений, соответствующих процессуальных и нормативных правовых актов показывает, что законодатель не ввел императивные нормы правового регулирования оценочной деятельности. Система отсылочных норм на неопределенный перечень нормативных правовых актов предполагает, что для решения вопросов регулирования отдельных этапов оценочных работ для различных видов оценки необходимо применение некоторой совокупности положений из различных законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций. В результате возникает ряд таких неопределенностей, которые разрешаются лишь в судебном порядке, в том числе с участием судебных экспер- тов-оценщиков.

Одним из последствий созданной системы правового регулирования оценочной деятельности становится сложно-составной характер экспертных задач на уровне как их постановки, так и методического обеспечения СОЭ.

Ряд экспертных задач объективно связан с разрешением вопросов правового характера на уровне инструктивно-методических документов, которые тесно связаны с экономическими последствиями выполнения оценочных работ и применения результатов оценки. Такие задачи пока еще не стали «традиционными» для всего класса судебно-экономических экспертиз и требуют специальной научной проработки.

В соответствии с ФЗ об оценке (ст. 18) государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности СРО оценщиков осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Оценочная деятельность в части установления стандартов и правил оценочной деятельности регулируется Национальным советом по оценочной деятельности и СРО. К числу функций уполномоченных федеральных органов (ст. 19) относятся также выработка государственной политики в сфере оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки, образовательных программ профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки оценщиков, ведение единого государственного реестра СРО, осуществление надзора за выполнением требований ФЗ об оценке, а также обращение в суд с заявлением об исключении СРО из единого государственного реестра СРО. Контроль за выполнением своими членами профессиональной деятельности осуществляют сами СРО.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bstudy.net/689563/pravo/teoriya_praktika_sudebnoy_otsenochnoy_ekspertizy

Методическое обеспечение судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here