Автономные некоммерческие организации некоммерческие партнерства

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: автономные некоммерческие организации некоммерческие партнерства. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Что представляет собой АНО? Для какой сферы деятельности удобна такая организационно-правовая форма? Какими особенностями обладает АНО и как зарегистрировать такую структуру?

В последние годы растет число некоммерческих организаций, выбравших форму АНО. На практике данная структура, чаще всего, создается для оказания платных образовательных услуг (школы, детские сады, учебные центры и пр.). Тем более что такая форма организации имеет льготные условия налогообложения.

Рассмотрим особенности функционирования данной структуры, права ее учредителей.

Правовая основа АНО

Статус АНО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.24 ГК РФ, в которых дается определение АНО.

АНО представляет собой унитарную некоммерческую организацию, которая:

не имеет членства;

создана на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц (т.е. источником финансирования являются добровольные материальные взносы);

создана для предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

АНО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Особенности функционирования АНО

По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия.

Так, деятельность АНО не основана на членстве (как, например, в случае с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами).

По целевой направленности АНО имеет различие с фондами.

Создание АНО, прежде всего, предполагает предоставление услуг физическим и юридическим лицам (образовательные, медицинские, спортивные и иные услуги). Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с п. 3 ст.123.24 ГК РФ имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО (в отличие от учреждений). При этом учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО. И наоборот. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (решение АС Калужской области от 28.01.2016 г. №А23-7121/2015, постановление АС Центрального округа от 22.09.2015 г. №А35-9176/2014).

То есть учредитель АНО теряет право собственности на переданное в АНО имущество.

Любой учредитель может выйти из состава учредителей АНО. Однако в случае выхода из АНО бывший учредитель не получит имущество (денежный эквивалент имущества), ранее внесенное в АНО.

В случае ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана. А учредители при ликвидации АНО не получают даже части ее имущества.

АНО может быть ликвидирована в том же порядке, что и «обычная» некоммерческая организация (в отличие от фонда).

Ответственность АНО ограничено имуществом, переданным учредителем в собственность. На это имущество может быть наложено взыскание.

Например, в части религиозных организаций не на все имущество может быть наложено взыскание. В отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения) действует иммунитет. В отношении имущества АНО такого иммунитета нет.

Законом выдвинуты определенные требования к содержанию устава АНО (ст.123.24 ГК РФ).

Устав АНО должен содержать сведения:

о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);

о месте нахождения;

о цели деятельности;

о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;

иные предусмотренные законом сведения.

Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).

Управление АНО

Управление деятельностью АНО осуществляется ее учредители. Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Порядок управления АНО устанавливается уставом, утвержденным ее учредителями (п.1 ст.123.25 ГК РФ).

В АНО может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (по решению ее учредителей). Компетенция коллегиального органа устанавливается уставом АНО.

Учредители АНО назначают ее единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан (п.3 ст.123.25 ГК РФ).

На учредителей АНО возложена надзорная функция за ее деятельностью.

Преобразование АНО

Согласно п.3 ст.17 Закона №7-ФЗ и ст.123.24 ГК РФ АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается ее высшим органом управления в порядке, предусмотренном ее уставом (п.5 ст.17 Закона №7-ФЗ).

И наоборот. В соответствии с нормами ГК РФ в АНО могут быть преобразованы следующие некоммерческие организации:

потребительский кооператив (ст.123.2 ГК РФ);

общественная организация (ст.123.4 ГК РФ);

ассоциация (ст.123.8 ГК РФ);

казачье общество (ст.123.15 ГК РФ);

община коренных малочисленных народов РФ (ст.123.16 ГК РФ);

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a99/880710.html

Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)

Глава II. Формы некоммерческих организаций

>
Общественные и религиозные организации (объединения)
Содержание
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10105879/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации

Некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.

Этот вид юридических лиц неизвестен ГК и впервые введен в оборот Законом «О некоммерческих организациях». Можно полагать, что содействие в ведении членами некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориентированных на извлечение прибыли.

Так же как и общественные организации, некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Но если первые создаются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении этих целей. Кроме того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. В частности, в случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).

Читайте так же:  Декларирование денег при выезде за границу

Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.

Типичными представителями этой организационно-правовой формы юридических лиц являются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства, фондовые биржи. Товарные биржи по своему устройству также тяготеют к организационной форме некоммерческого партнерства, хотя ряд авторов выделяют их в самостоятельный вид некоммерческих юридических лиц

Еще одной организационно-правовой формой некоммерческих организаций является община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Этот вид юридических лиц сочетает в себе отдельные признаки потребительских кооперативов и органов общественной самодеятельности, но более всего тяготеет к некоммерческим партнерствам. Однако, с точки зрения закона, формально — это самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц. Более того, этот вид организаций вообще не может быть преобразован в юридическое лицо какого-либо другого типа.

Автономные некоммерческие организации.

Учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам, называется автономной некоммерческой организацией.

Закон РФ «О некоммерческих организациях» весьма лаконичен в характеристике этого вида юридических лиц. В отличие от некоммерческих партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество, переданное в их собственность.

В области управления автономными некоммерческими организациями Закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем органе управления) и тем самым предоставляет учредителям максимальную свободу выбора. Очевидно, что любая схема управления, избранная учредителями и не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нормам Закона.

Существенно важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях»). Эта норма способна несколько умерить «эгоизм» учредителей организации, пусть и ценой снижения привлекательности для них этой организационно-правовой формы.

Учредительным документом такой организации является ее устав, хотя Закон не запрещает участникам заключить еще и учредительный договор.

Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд. Однако преобразоваться собственно в некоммерческое партнерство нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения в структуре, где круг участников формально не определен и документально не зафиксирован.

Источник: http://vuzlit.ru/1189791/nekommercheskie_partnerstva_avtonomnye_nekommercheskie_organizatsii

Статья 8. Некоммерческие партнерства

Статья 8. Некоммерческие партнерства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

К созданным до 1 сентября 2014 г. некоммерческим партнерствам применяются нормы об ассоциациях (союзах) — статьи 123.8 — 123.11 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

3. Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 4 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Источник: http://base.garant.ru/10105879/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Читайте так же:  Решение арбитражного суда подлежащее немедленному исполнению

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Читайте так же:  Отзыв срок исковой давности истек

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

Источник: http://minjust.ru/ru/node/286923

Некоммерческие партнерства и автономная некоммерческая организация

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 Закона о некоммерческих организациях.

Некоммерческое партнерство по своей правовой природе близко к общественным организациям, основанным на членстве. Состав некоммерческого партнерства всегда конкретно определен. Цели его создания должны соответствовать общим целям, установленным для некоммерческих организаций.

Задача некоммерческого партнерства определена Законом о некоммерческих организациях как оказание содействия членам партнерства в осуществлении уставной деятельности, например в предоставлении юридических услуг на безвозмездной основе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предусмотренное Законом о некоммерческих организациях содействие может заключаться в аренде помещения, приобретении необходимого оборудования и тому подобное.

Осуществление деятельности некоммерческого партнерства требует создания материальной основы. Члены партнерства передают ему необходимое имущество — денежные средства, иное имущество, которое становится собственностью партнерства.

Партнерство является юридическим лицом, самостоятельно отвечает по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства.

Некоммерческое партнерство, как и любая другая некоммерческая организация, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям партнерства.

Предпринимательская деятельность осуществляется либо непосредственно от имени партнерства, либо через создание или участие в хозяйственном обществе (также вкладчиком в товариществе на вере).

Члены некоммерческого партнерства вправе:

— участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

— получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

— по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

— если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного члена-ми некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

— получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Имущество, которое вносится членами некоммерческого партнерства, состоит из двух частей различного назначения — членские взносы и прочие имущественные вклады.

Членские взносы передаются в состав имущества партнерства безвозвратно.

Другое имущество, внесенное в партнерство, используется в его деятельности до выхода члена партнерства из его состава. При выходе из состава партнерства член партнерства вправе получить свое имущество или его денежный эквивалент.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В связи с отсутствием в настоящее время законов, регулирующих отношения по возврату имущества члену, выходящему из состава партнерства, рекомендуется при необходимости, по соглашению между учредителями, установить соответствующие правила в учредительных документах.

При ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, либо стоимость этого имущества распределяется между членами в пределах стоимости того имущества, которое было ими передано в собственность партнерству, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства. Закон не указывает возможные основания для принятия такого решения. Поэтому рекомендуется в учредительных документах (целесообразнее всего — в уставе) четко решить указанные вопросы, в том числе установление требования квалифицированного большинства для решения вопроса об исключении. Основаниями для исключения могли бы быть грубое нарушение своих обязанностей, обнаружившаяся неспособность разумно вести дела партнерства, совершение действий, порочащих общественную репутацию организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.

Учредительными документами партнерства могут быть предусмотрены и другие права членов как имущественного, так и неимущественного характера, например право на получение безвозмездной материальной помощи из средств партнерства при определенных обстоятельствах, оговоренных в учредительных документах.

Автономной некоммерческой организациейпризнается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Предметом деятельности автономной организации является услуга, представляющая собой неовеществленный результат выполнения каких-либо работ. Отношения по возмездному оказанию услуг регулируют ст. ст. 779-783 ГК РФ. Примерный перечень услуг, ниже приведенный включает в себя:

— консультационные и информационные услуги;

— услуги по обучению;

— туристические услуги и другие.

Этот перечень в основном совпадает с перечнем услуг, которые представляют автономные некоммерческие организации.

В учредительных документах автономной организации должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет.

Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские, образовательные и др.), поэтому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Читайте так же:  Судебный приказ на судебного пристава образец

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Возможно, например, оказание безвозмездных медицинских услуг социально незащищенным лицам (инвалидам, пенсионерам и другим категориям) и одновременно возмездных медицинских услуг другим потребителям.

Учредительные документы автономной организации должны определять порядок надзора над деятельностью автономной организации со стороны учредителей. Прежде всего, должна быть определена структура органов управления, включая необходимый контрольный орган, например — ревизионная комиссия. Рекомендуется сформировать систему отчетности подразделений и организации в целом.

Надзорные действия могут осуществляться исходя из особенностей деятельности организации и характера оказываемых ею услуг.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Источник: http://3ys.ru/finansy-nekommercheskikh-organizatsij-firm-predpriyatij/nekommercheskie-partnerstva-i-avtonomnaya-nekommercheskaya-organizatsiya.html

Создание некоммерческой организации

Некоммерческая организация создается в два этапа:

Подготовительный этап перед регистрацией.

В статье рассмотрим первый этап. Создание и подготовка к регистрации НКО регламентируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Кто создает некоммерческую организацию

Создают некоммерческие организации учредители. Об учредителях НКО рассказывается в статье 15 закона «О некоммерческих организациях».

Учредителями могут быть:

дееспособные граждане России;

люди без гражданства или иностранные граждане, находящиеся в России.

Учредителями быть не могут:

иностранцы и люди без гражданства, если законом России запрещено их пребывание в стране;

включенные в перечень людей, которые содействуют отмыванию денег и терроризму (согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ),

организация или человек, связанные с экстремистской деятельностью;

руководитель организации, деятельность которой запретили судом согласно закону об экстремизме или противодействии терроризму. Такой человек не имеет права создать НКО в течение 10 лет после решения суда о ликвидации его организации.

НКО может создать один человек или юрлицо. Исключением являются некоторые виды НКО:

Для создания некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) (ст. 15 п.1.3. № 7-ФЗ) требуется не менее двух учредителей (ст. 123.9 Гражданского кодекса (ГК)).

Общественные организации создаются минимум тремя учредителями (ст. 18 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 123.5 ГК РФ).

Местные религиозные организации создаются минимум десятью гражданами России, постоянно проживающими в данной местности.

Централизованные религиозные объединения учреждаются тремя местными религиозными организациями одного вероисповедания (п. 1 и п. 2 ст. 9 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Некоммерческая организация создается на неопределенный срок. При необходимости устанавливает срок деятельности в своем уставе.

Количество участников НКО не ограничено.

Способы создания НКО

при помощи учреждения новой организации;

через реорганизацию другого юридического лица. При этом организационно-правовую форму можно оставить ту же или выбрать другую (ст. 13 №7-ФЗ).


Религиозные организации и политические партии можно создать только учреждением. Остальные формы НКО можно создавать при помощи реорганизации.

НКО создается по решению учредителей. В решении об учреждении указываются сведения о принятии устава, о размере и способах образования имущества, о выборе органов управления юридического лица. При создании корпоративной НКО указывается информация о результатах голосования учредителей по вопросам создания и регистрации организации.

НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации новой организации (кроме форм реорганизации в виде присоединения) (ст. 16 №7-ФЗ).

При создании НКО не создается уставный капитал. Имущество НКО формируется в ходе работы организации. Источниками имущества становятся добровольные финансовые и имущественные пожертвования учредителей, участников или других лиц (список источников в ст. 26 ФЗ-7).

Если НКО планирует заниматься деятельностью, которая приносит доход, необходим уставной капитал как для ООО (на 2019 год – 10 000 рублей, п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Выбор цели НКО

Некоммерческая организация нацелена на достижение общественных благ. Для этого НКО занимаются теми видами деятельности, которые прописаны в уставе и учредительных документах.

Цели, в зависимости от формы НКО, могут быть:

охрана здоровья граждан;

удовлетворение нематериальных и духовных потребностей граждан;

защита прав граждан и организаций;

оказание юридической помощи;

У потребительского кооператива цель отличается – это повышение материального и иного обеспечения своих членов путем выполнения заготовительных, производственных или иных работ.

Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми и требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений (например, образовательные услуги – ст. 91 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

№ 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

№ 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

Читайте так же:  Расходы связанные с исполнением решения суда

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Наименование НКО

Название НКО нужно подбирать тщательно. Если название не соответствует закону, могут отказать в государственной регистрации НКО.

В полном наименовании НКО указывается организационно-правовая форма и характер деятельности организации (ст. 4 ФЗ-7 «О НКО», ст.54 ГК РФ). Исключением являются названия политических партий: они не указывают, что являются общественной организацией (организационно-правовая форма), но обязательно пишут слова «политическая партия» (п. 1.1 ст. 6 Федеральный закон №95-ФЗ «О политических партиях»).

Пример названия НКО с указанием формы и характера деятельности и политической партии: Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам «Ярзам»; Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России».

Некоммерческие организации могут иметь сокращенное наименование. Исключение составляют религиозные организации: они обязательно указывают полное наименование (п. 8 ст. 8 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Название НКО не должно оскорблять нравственность, религиозные и национальные чувства граждан. Если это требование не выполнено, то НКО отказывают в регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 23.1 № 7-ФЗ «О НКО»).

НКО могут использовать в наименовании личные имена граждан только при наличии письменного нотариально заверенного разрешения правомочности их использования (ст. 19 ГК РФ).

Также есть ограничения по использованию в названии НКО слова «Россия». Это допустимо по разрешению, выдаваемому в установленном Постановлением Правительства РФ порядке от 24.09.2010 г. №753 «Об утверждении правил выдачи разрешений на включение в наименование НКО официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

К названиям некоторых видов НКО федеральными законами устанавливаются специальные требования.

Например, наименование общественной организации дополнительно должно указывать на территориальную сферу, на которой она работает (ст. 28 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Примеры названий НКО с указанием на территорию: Алтайская краевая общественная организация «ФЕДЕРАЦИЯ БОКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» или Воронежская региональная общественная организация помощи детям и взрослым с расстройствами аутического спектра «Преодоление».

Названия образовательных организаций должны содержать тип организации (п. 5 ст. 23 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и дополнительные сведения: уровень, направленность, содержание образовательных программ и дополнительные функции (содержание, интернат, лечение, коррекция, реабилитация, психолого-педагогическая поддержка, технологическая или научно-исследовательская деятельность).

После государственной регистрации НКО обладает исключительными правами на использование своего наименования (п. 1.1 ст. 4 №7-ФЗ «О НКО»). Другие организации не вправе его использовать.

Общее собрание НКО

После принятия решения учредителей о создании НКО проводят общее собрание.

На общем собрании ведется протокол, в который записываются принятые решения. После собрания протокол подписывается и хранится вместе с учредительными документами НКО.

В протоколе содержатся:

Место проведения заседания.

ФИО председателя и секретаря.

ФИО ответственного лица за подсчет голосов.

Информация об избранных высших и исполнительных органах управления.

Место нахождения (регистрации).

Источники формирования имущества.

Порядок действий учредителей по созданию (учредительный договор).

Распоряжение выбранным ответственным лицам о сборе пакета документов для государственной регистрации НКО.

Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня.

Подписи лиц, участвовавших в заседании.

На общем собрании учредителей утверждается Устав НКО. В нем содержится наименование, характер деятельности, организационно-правовая форма и место регистрации НКО. Указаны предмет и цели деятельности, порядок управления, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов (если имеется членство), источники формирования имущества и т.п.

В зависимости от организационно-правовой формы НКО перечень обязательных сведений Устава может меняться. Требования к уставам разных НКО прописаны в соответствующих законах: для общественного объединения – в ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»; для образовательной организации – в ст. 25 ФЗ «Об образовании».

Например: устав фонда дополнительно содержит сведения о попечительском совете и порядке назначения и освобождения должностных лиц (ст. 14 ФЗ-7); устав ассоциации или союза содержит сведения о составе органов управления и порядке принятия ими решений в случае единогласного голосования или квалифицированного большинства голосов (ст. 14 ФЗ-7).

Устав НКО может изменяться, если такая возможность была предусмотрена (п. 3 ст. 29 ФЗ-7).

На общем собрании составляется учредительный договор, который определяет порядок деятельности учредителей по созданию НКО, условия добровольной передачи имущества учредителей в собственность НКО, условия и порядок выхода участников из её состава.

Затем выбранному исполнительному органу НКО даются поручения по подготовке пакета документов для государственной регистрации созданной НКО.

Место нахождения НКО

Вновь созданная НКО должна иметь адрес места регистрации, без него нельзя зарегистрироваться в Минюсте.

Место регистрации НКО вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адрес, указанный в ЕГРЮЛ, должен совпадать с адресом места нахождения НКО (п. 2. ст. 4 №7-ФЗ «Об НКО»).

По этому адресу осуществляется связь регистрационных и контролирующих органов с НКО (ст. 5 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если организация не выполнила отправленные предписания, она несет ответственность, даже если отсутствует по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В качестве адреса места регистрации (и нахождения) НКО может указать жилое помещение.

НКО начинает работу после внесения в ЕГРЮЛ информации о создании; заканчивает – после представления в Минюст сведений о прекращении деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

На этом этап создания НКО завершен, далее следует государственная регистрация НКО.

Автоматизация работы НКО

На этапе создания некоммерческой организации стоит продумать важный момент: как осуществлять деятельность эффективно. В этом поможет специальная программа, которая автоматизирует процессы работы НКО любого типа:

ведите список источников финансирования;

распределяйте целевые средства;

учитывайте затраты, основные средства, нематериальные активы, НДС;

планируйте бюджет и расходы;

делайте смс-рассылку по своей базе клиентов;

и многое другое.

Организуйте для будущей некоммерческой организации собственный сайт. Пока вы создаете и регистрируете НКО, информация о ней уже будет доступна в интернете. Чем раньше вы разместите информацию о себе, тем быстрее привлечете благотворителей, волонтеров, новых участников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://otr-soft.ru/nko/sozdanie-nko/

Автономные некоммерческие организации некоммерческие партнерства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here