Контакты РФ с НАТО прерваны, но технически есть возможность их организовать, в том числе для предотвращения военных инцидентов — Грушко

Контакты РФ с НАТО прерваны, но технически есть возможность их организовать, в том числе для предотвращения военных инцидентов - Грушко

Флаги России и НАТО.

Источник изображения: nato.int

Москва. 23 марта. ИНТЕРФАКС — Контакты между Россией и НАТО прерваны, однако в современном мире всегда есть возможность технически их организовать, в том числе для предотвращения военных инцидентов, заявил замглавы МИД РФ Александр Грушко.

«Сейчас каналы прерваны. В любом случае, мы живем в 21 веке, и если есть необходимость, можно поднять телефонную трубку и позвонить», — сказал он в четверг «Интерфаксу», отвечая на вопрос, существует ли между Россией и НАТО некая «горячая линия», с помощью которой можно было бы предотвращать инциденты, аналогичные тому, когда американский беспилотник потерпел крушение над Черным морем.

По словам замминистра, «вопрос заключается не в наличии или отсутствии этой „горячей линии“, а проблема заключается в том, что в данном случае, когда произошел инцидент на Черном море, речь шла о намеренном инциденте».

«Это была провокация, совершенно провокационное поведение. Это был преднамеренный инцидент», — подчеркнул Грушко.

«Можно иметь, конечно, „горячий телефон“. Но если принимается осознанное решение совершить провокацию, никакие „горячие телефоны“ не помогут», — отметил высокопоставленный дипломат.

По его словам, район, куда зашел американский беспилотник, «был объявлен зоной безопасности в соответствии со всеми международными правилами». «Это зона ограничения доступа, которая была объявлена РФ, и было дано соответствующее уведомление нашего министерства обороны. Здесь существо вопроса заключается именно в этом», — сказал Грушко.

Поэтому, подчеркнул он, «были нарушены международные правила, что, естественно, привело к тому, что наши летчики очень профессионально, без применения оружия, были вынуждены среагировать».

Говоря о наличии так называемой «горячей линии» между Россией и НАТО, Грушко рассказал, что тема системных и экстренных коммуникаций между военными получила развитие в результате принятия в 1986 году революционного по тем временам стокгольмского документа о мерах укрепления доверия и безопасности, обеспечившего транспарентность существенной военной деятельности стран НАТО и Организации Варшавского договора. В июне 1989 года было заключено Соглашение между СССР и США о предотвращении опасной военной деятельности, которое стало еще одним этапом в разработке правил ответственного поведения в воздухе, на суше и на море.

Однако и позже случались инциденты, которые требовали решений по совершенствованию таких инструментов, отметил замглавы МИД РФ. Один из них произошел в 1989 году после того, как советский истребитель МиГ-23М пролетел над территорией ряда стран НАТО тысячи километров без пилота, который катапультировался в результате неполадки в двигателе и, выработав топливо, столкнулся с землей в Бельгии в нескольких километрах от французской границы. Тогда погиб один человек.

Кроме того, как сказал Грушко, дискуссия о предотвращении инцидентов между Россией и НАТО велась и в 2012—2013 годах.

«Мы вышли с предложениями, чтобы договориться с ними о четких правилах поведения в воздухе и в акваториях, установить максимальные дистанции сближения, например, между кораблями и боевыми самолетами. Но, к сожалению, тогда страны НАТО по политическим причинам на это не пошли», — отметил замминистра.

Он также привел в пример сотрудничество России и НАТО в связи с увеличившейся военной активностью альянса после его расширения в акватории и воздушном пространстве Балтийского моря. «Мы договорились о том, что будет создан международно признанный маршрут, соединяющий Калининград с Санкт-Петербургом, который будет использоваться государственной и военной авиацией РФ. Использовались транспондеры, что позволяет гражданским диспетчерам видеть самолеты. Эта договоренность заработала», — напомнил Грушко.

По его словам, договоренность с заранее переданными полетными планами до сих пор в силе, однако «натовцы предпочитают перехватывать наши борта, которые летят по маршруту с включенными транспондерами». «Это само по себе является еще одним свидетельством того, что если нет намерения соблюдать договоренности, то инструменты не функциональны», — добавил Грушко.

Сегодня же, подчеркнул замглавы МИД РФ, «нет технической невозможности связаться, она всегда существует». «Поэтому, если в НАТО сочтут важным передать нам какую-то информацию, которая является существенной в военном отношении, то есть масса возможностей это сделать», — сказал он.

Источник: vpk.name