Защита прав человека от полиции

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: защита прав человека от полиции. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ)

Франковская Ксения Дмитриевна

курсант 2 курса факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

Научный руководитель: Потапенкова И. В. кандидат юридических наук, доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о необходимости соблюдения прав и свобод человека как важнейшего конституционного принципа. Отмечаются пути повышения эффективности признания приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве.

Ключевые слова. Защита прав и свобод, органы внутренних дел, полиция, международное право, национальное законодательство, конституционные гарантии

THE QUESTION OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL IN ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES (POLICE)

Annotation. The article focuses on the need to respect the rights and freedoms of the individual as the most important constitutional principle. Recognize ways to improve the efficiency of recognition of the priority of the rights and freedoms of man and citizen, including their recognition in national legislation.

Keywords Protection of rights and freedoms, the bodies of internal Affairs, police, international law, national law, constitutional guarantees

Два десятилетие реформ коренным образом изменили политическое, социальное, экономическое устройство России. Со многим пришлось проститься, многое появилось вновь.

К этому новому в российском общественно-политическом сознании относятся и такие понятия как «права человека» и «гражданское общество».

Термин «права человека» вошел в наш повседневный обиход в шестидесятых годах XX века, но их история насчитывает не одну сотню лет. Понятие «права человека» основывается на концепции «естественного права», базовыми понятиями которого являются идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, наличия собственности, признания народа в качестве единственного источника власти.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», заявляет Конституция Российской Федерации.

Но вместе с тем невозможно дать одно верное и единственное определение прав человека и сделать это невозможно в силу того, что понятие «права человека» — явление многогранное

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» определяет в качестве основного принципа деятельности полиции защиту прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает сотрудников полиции знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение. Содержание профессиональной служебной деятельности сотрудника полиции определяется признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, по нашему мнению, признание приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека частью правовой системы Российской Федерации должно транспортироваться в создание государственно-правового механизма охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющего индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Такой административно-правовой механизм создан и реализуется сотрудниками полиции норм административного права в целях решения задач, возлагаемых на полицию ст. 1 Федерального закона № 3- ФЗ «О полиции», а именно защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Так, в ст. 5 Федерального закона №3-Ф3 «О полиции» установлены обязанности сотрудника полиции по информированию гражданина о своей должности, звании, фамилии и предъявлению по требованию гражданина служебного удостоверения, по обеспечению каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы и запрет на разглашение сведений о частной жизни граждан, что является примером, соблюдения не только общих гарантий прав человека и гражданина, но и отдельных, специальных.

Кроме того, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Гарантии прав и свобод граждан в деятельности органов государственной власти установлены писаным правом, а не прецедентном, анализ норм административного права позволяет судить, о том, что полиция по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих, упреждающих и ограничивающих функций является самым дифференцированным и действительно ближайшим к народу инструментом государственной власти. В связи с этим, одной из важнейших задач полиции является завоевание доверия граждан, а также способствовать привлечению их к участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Для реализации указанной задачи, в настоящее время созданы правовые и организационные условия, о котором говориться в Федеральный законе от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В целях получения доверия со стороны граждан, каждый сотрудник полиции, независимо от занимаемой должности, должен осуществлять свою деятельность проникнувшись идеологией защиты прав и свобод граждан, стремиться оправдывать оказанное ему доверие, что в итоге позволило бы повысить эффективность работы полиции и исключить должностные злоупотребления.

  • 1. ограничительные рамки для любой власти по отношению к индивидууму;
  • 2. автономная сфера жизни каждого человека, в которую никакая сила не может вторгаться;
  • 3. возможность для каждого сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав.
Читайте так же:  Согласие на выезд ребенка бланк

Наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что: «. все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей человека от произвола властей.

История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток.

Права человека, принадлежа к комплексу моральных прав, отличаются, однако, от других моральных прав по ряду признаков. Так, некоторые моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или положением в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального статуса. Тогда как некоторые другие моральные права могут приобретаться, права человека присущи ему от рождения, т. е. принадлежат каждому человеку как таковому, и каждый появляется на свет.

  • 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  • 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1).-ст. 1.
  • 3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ
  • 4. Агапов А.Б. Административное право. — М.: Юрайт, 2014. — 944 с.

Источник: http://bstudy.net/633490/pravo/voprosu_zaschite_prav_svobod_cheloveka_deyatelnosti_organov_vnutrennih_politsii

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

​ в целях защиты основ конституционного строя,

​ в целях защиты нравственности,

​ в целях защиты здоровья,

​ в целях защиты прав и законных интересов других лиц,

​ в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.

Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.

Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Читайте так же:  Ответ суда на заявленное ходатайство

Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируютсяФедеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

​ лица, совершившие побег из-под стражи,

​ лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

​ лица, находящиеся в розыске;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

​ лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

​ лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Источник: http://pyatigorsk.org/13971

Статья 1. Назначение полиции

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Источник: http://zakonopolitsii.ru/glava-1/statya-1

Защита прав человека от полиции

Полиция как орган правопорядка имеет большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.

Читайте так же:  Прокуратура отдел по делам несовершеннолетних

Цель работы – исследование деятельности полиции в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законодательства Российской Федерации и общественного мнения.

Материал и методы исследования

Материалом для анализа послужили данные исследований с 2011 по 2013 год, содержащие сведения о деятельности полиции. Также использованы результаты собственных исследований нормативно-правовых актов и периодической литературы в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» основным предназначением полиции определил защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заложенная в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений [2].

Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением – одна из самых главных задач. Полиция традиционно была и остается силовым ведомством, наиболее часто, если не сказать постоянно, взаимодействующим с населением. Потому сегодня, в рамках реформы, делается акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации. Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России. Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило около 40 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта переработаны.

В данном правовом акте заложены принципиальные положения, направленные на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка. В их числе:

  • общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование системы оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и уровня удовлетворенности граждан правоохранительными услугами;
  • обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;
  • жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в обозначенной государственной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника;
  • развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др.

Основополагающей целью реформы ведомства является кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе, в первую очередь, предусматривающее постепенное вытеснение из их деятельности карательной функции.

Реформы МВД России обусловлены насущной потребностью руководства Российской Федерации, всего гражданского общества в повышении доверия к полиции и качественном улучшении их деятельности.

Основаниями реформирования послужили:

  • грубые нарушения сотрудниками полиции законности и служебной дисциплины;
  • недовольство граждан, негативные оценки в средствах массовой информации, коррумпированность определенной части личного состава;
  • осложнение криминогенной обстановки в отдельных регионах страны и слабые результы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (по мнению граждан);
  • недостаточный уровень профессионализма в среде сотрудников органов внутренних дел, размывание профессионального ядра, слабая социальная защищенность сотрудников и членов их семей;
  • напряжение в обществе, нарастающее в связи с участившимися проявлениями экстремизма и терроризма, новыми угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации.

Главной отличительной чертой полиции является ее социальная функция, выраженная в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Анализ общественного мнения показывает, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств в настоящее время остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени остается низким [8].

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что реально ни отдельная личность, ни общество в целом не ощущают себя теми субъектами, на защиту интересов которых в полной мере направлена деятельность сил правопорядка.

В целом предполагается, что реализация положений закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

Перед государством и обществом стоит сложная задача – комплексная модернизация отечественного законодательства, касающегося сферы деятельности органов внутренних дел, включая его приведение в соответствие с достигнутым уровнем общественных отношений; устранение несогласованности, разрозненности и пробельности правового регулирования данной сферы деятельности; сосредоточение основной деятельности сил правопорядка на выполнении задач по противодействию и профилактике преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также исключение дублирующих и несвойственных полиции функций.

Важна всеобщая ответственность государства, общества и конкретного человека за результаты своей деятельности, а для воспитания этой всеобщей ответственности за происходящее вокруг, по мнению председателя правления общественной организации «Сопротивление» Ольги Костиной, нужно, чтобы граждане доверяли системе правосудия, полиции. Чтобы каждый был убежден: если он придет в полицию и сообщит, что в соседней квартире что-то неладное, ему не ответят: «Когда кажется, креститься надо!» [5]. Доверие граждан это и работа полиции с поступающими обращениями. По-прежнему нерешенными остаются проблемы укрывательства преступлений от регистрации. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на итоговой коллегии ГУ МВД России по городу Москве, обратил особое внимание на работу с обращениями граждан, на «палочные показатели», на искажения статистики для создания видимости благополучной картины. В этой связи Владимир Колокольцев жестко указал, что, если в ходе проверки деятельности территориального органа выявлено два и более фактов укрытия от регистрации заявлений или иной информации о преступлении, этому территориальному органу выставляется нулевая итоговая экспертная оценка, что влечет общую неудовлетворительную оценку работы подразделения.

Читайте так же:  Как доказать мнимую сделку

Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в рамках «Дорожной карты», подготовленной группой экспертов. «Дорожная карта» предполагает максимальное приближение российской полиции к основным государственным и общественным институтам, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ криминальному миру. Этот процесс длительный, требует ресурсных и временных затрат, а также скоординированных усилий всей системы правоохранительных органов, государственных и общественных организаций, органов местного самоуправления. При этом приоритетным направлением текущего и перспективного реформирования следует считать повышение эффективности работы с кадрами, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, обеспеченных серьезными правовыми и социальными гарантиями.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.

Обязательными условиями организации работы полиции станут открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг [9].

Только так можно получить и удержать доверие и уважение широкой общественности. Предлагаемые ориентиры не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, стоящих перед системой МВД России, в том числе в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан, однако поддержка, опора на население, качественное исполнение служебных обязанностей, строжайшее соблюдение законности и дисциплины должны стать приоритетными в деятельности сотрудников полиции.

Самсонов В.Н., д.ю.н., профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород;

Солдатов А.П., д.ю.н., профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород.

Источник: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34300

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Часть 1 статьи 17 Конституции РФ признает принципы и нормы международного права. Следовательно, на территории РФ должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, все ратифицированные Россией конвенции о правах и свободах. Признание государством прав человека и гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в своем законодательстве, предпочтительно в Конституции. Реализация этой обязанности осуществлена в главе 2 Конституции РФ.

Конституция РФ определяет основные свойства прав и свобод.

Неотчуждаемость — т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях — на основе Конституции и закона).

Естественный характер — т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.

Вместе с тем осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод — это декларируется в части 3 статьи 17 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

В качестве ведущих принципов деятельности полиции Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закрепляет обеспечение конституционной законности прав и свобод человека и гражданина. В статье 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» определено предназначение полиции, которое состоит именно в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

В статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закреплено, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).

Исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции РФ (Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), законодатель в части 2 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждантолько по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции ЗАПРЕЩАЕТСЯ прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотруднику полиции также ЗАПРЕЩАЕТСЯ подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотрудник полиции ОБЯЗАН ПРЕКРАТИТЬ действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод (статья 9Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).

Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение прав и свобод человека и гражданина предусмотрена федеральным законодательством (статья 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Читайте так же:  Восстановление срока исковой давности допускается

Ответственность сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) можно классифицировать по видам на:

дисциплинарную ответственность; в том числе и за нарушение служебной дисциплины, а также ответственность за несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

Уголовная ответственность сотрудников основана на уголовном законодательстве РФ, т.е. на нормах, содержащихся в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ). В рамках усиления защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Данным законом в УК РФ внесены изменения, которыми устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД дел является обстоятельством, отягчающим наказание (введен п. «о» в ч. 1 ст. 63). Одновременно УК РФ дополнен ст. 286.1, устанавливающей уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Согласно ч. 2 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») за совершение административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с комментируемым Законом, дисциплинарным уставом ОВД РФ. Административную ответственность сотрудники ОВД также несут согласно законодательству об административных правонарушениях, которое состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, гл. 8, ст. 11.16(в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность основана на положениях ст. 50, 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1377.

В статье 1069 гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с п. 1 указанной статьи вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны России, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, отсылая к трудовому законодательству. Материальной ответственности работника за ущерб причиненный работодателю посвящена гл. 39 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Источник: http://pyatigorsk.org/13972

Проекты

Статус проекта: Проекты, не получившие поддержку

Защита прав человека от нарушений со стороны сотрудников правоохранительных органов, правозащитное просвещение сотрудников полиции.

  • Конкурс Второй конкурс 2018
  • Грантовое направление Защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключённых
  • Номер заявки 18-2-024527
  • Дата подачи 10.09.2018
  • Запрашиваемая сумма 2 998 632,00 ₽
  • Cофинансирование 540 000,00 ₽
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 3 538 632,00 ₽
  • Сроки реализации 01.11.2018 — 31.10.2019
  • Организация Региональная общественная организация содействия повышению уровня безопасности граждан и общества «Гражданская безопасность»
  • ИНН 7721276209
  • ОГРН 1067799029561

Краткое описание

Реализация очередного этапа проекта позволит:
— сохранить ранее достигнутые результаты;
— активизировать общественный контроль за соблюдением прав человека полицией на транспорте и
в т.н. «Новой Москве»;
— повысить качество взаимодействия членов ОНК с сотрудниками дежурных частей и УСБ;
— улучшить методологическую подготовку сотрудников отделов МВД к мероприятиям
общественного контроля;
— улучшить защиту прав заявителей, потерпевших и задержанных, а также самих сотрудников
полиции;
— начать общественный контроль за деятельностью Национальной Гварди.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=1FF472A7-3BC4-4343-B756-BBD8BA048E1F

Защита прав человека от полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here