Содержание
- 1 Законы ману устанавливают поводов для судебного разбирательства
- 2 Преступления и наказания по законам Ману
- 3 Преступления и наказания. Судопроизводство по законам Ману.
- 4 История государства и права
- 5 ГЛАВА 2.СУД И ПРОЦЕСС ПО ЗАКОНАМ МАНУ
- 6 Судебный процесс по законам Ману
- 7 Преступление, наказание и судебный процесс по Законам Ману 2 (стр. 1 из 3)
- 8 Право Древней Индии. Законы Ману и Артхашастра.
- 9 Законы Ману: общая характеристика
- 10 4. Судебный процесс по «законам ману»
Законы ману устанавливают поводов для судебного разбирательства
Судебный процесс
Судебный процесс в Древней Индии носил, первоначально обвинительно — состязательный характер. Ответчика в суд доставлял сам истец. Чрезвычайно велика была роль свидетельских показаний, являвшихся основным способом установления истины. Характерной чертой судебного процесса был формализм: истец проигрывал процесс, если указывал не на того свидетеля и т.п. Свидетелями могли быть только лица, принадлежащие к варнам, «заслуживающим доверия», предпочтение отдавалось свидетельским показаниям брахманов. Не допускались в свидетели лица, заинтересованные в исходе судебного разбирательства, родственники или враги участников процесса, больные, недееспособные. В редчайших случаях заслушивались в качестве свидетелей рабы, старцы, дети. Лжесвидетельство считалось не только преступлением, но и тяжким грехом, последствия которого отражались и на лжесвидетельствующем, и на его родственниках. Ложными признавались свидетельства, если в течение ближайших 7 дней со свидетелем случалось какое-либо несчастье. «Особую ценность свидетельские представляли показания очевидцев. Иные свидетельские показания судья должен был проверять, за исключением дел, касающихся «насилия, воровства, прелюбодеяния, оскорбления словом и делом».
Кроме свидетельских показаний, средствами доказывания были клятва, ордалии — испытания огнем и водой, применялись пытки.
Широко был представлен и следственный процесс. Имелись специальные службы сыска, которыми применялись обыски, облавы и т.д.
Ответчик не имел права выдвигать встречный иск (кроме дел о ссорах «кражах и согласии торговцев»). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для поиска доказательств, истец должен был оспорить предъявленные доказательства в тот же день, иначе он подвергался штрафу. Бегство от суда было равносильно признанию вины.
Применить суровое наказание, например, казнить вора, можно было только при наличии прямых улик преступления (при краже — найдено похищенное имущество).
Источник: http://www.1doklad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127&limitstart=6
Преступления и наказания по законам Ману
ЗМ называет 4 самых тяжких преступления: убийство брахмана, осквернение ложа гуру , кража золота брахмана, питье хмельных напитков.
Тяжкие преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Ряд преступлений вели к лишению кастовой принадлежности и перемещению в низшие касты — похищение собственности брахмана либо имущества на хранении, а также лжесвидетельства о земле. При наказании за лжесвидетельство учитывалось, что виновный тем самым как бы убивает 100 ближних людей и родственников, и за это ему уготован ад — так оценивалось лжесвидетельство об убийстве лошади, высоко ценимой в домашнем хозяйстве; об убийстве человека — сравнимо с убийством 1000 человек; о земле — сравнивалось с убийством всех.
Основанием для освобождения от уголовной ответственности была необходимая оборона: «убивающий защищает себя при охране жертвенных даров; защищая женщину и брахмана, по закону не совершает греха» (не имело значения, убит ли гуру, ребенок, старик или брахман). Наказания были публичными. Система наказаний : Смертная казнь (отдача на съедение собакам, разрезание на куски, сожжение, утопление, сажание на кол, и др.). Телесные и членовредительские наказания (отсечение «виновных частей тела», наложение клейма на лоб, на бедро). Штрафы и конфискации (в пользу царской казны).
Источник: http://studwood.ru/844014/pravo/prestupleniya_nakazaniya_zakonam_manu
Преступления и наказания. Судопроизводство по законам Ману.
С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.
Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности.
Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:
-
Аудирование Грамматика Речь Письмо
Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Вместе с тем при определении наказания за телесные( повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний.
Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.
Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!
Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов — испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
Суд и процесс. Процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае бегства истца или ответчика из суда, последний безоговорочно признавал за ними вину. В процессе действовал общий принцип, согласно которому свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. При отсутствии таковых судом принимались свидетельские показания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии (суд божий), то есть испытание весами, огнем, водой, ядом. Суд также рассматривал письменные доказательства, особенно при разрешении имущественных споров.
История государства и права
понедельник, 2 февраля 2009 г.
12. Преступления и наказания.Судопроизводство по законам Ману.
12. Преступления и наказания.Судопроизводство по законам Ману.
второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие
Допускалось самоуправство (кулачное право), однако при соблюдении некоторых правил. Кредитор мог употребить хитрость, принуждение (путем захвата сыновей, животных либо осады дома должника), силу. О последнем способе в сборнике говорится следующее: «. схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долг» Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование.Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом.В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://istoryaprava.blogspot.com/2009/02/12.html
ГЛАВА 2.СУД И ПРОЦЕСС ПО ЗАКОНАМ МАНУ
Читайте также:
|
Читайте также:
|
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://lektsii.com/1-139270.html
Законы Ману: общая характеристика
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.
Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях(гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
Публичное право по законам Ману
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.
В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем — всех вместе, и самостоятельно выносил решение.
Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.
Царь назначал старосту для 10 деревень, затем — для 20, 100. 1000 деревень = город.
Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 15 до 16.
Существовали т.н. литургии — общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.
По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.
Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.
Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману
В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama — кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” — это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” — т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” — инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.
Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе — “качество”) — деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.
Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.
Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.
Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие — с 22 лет.
Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие — с 24 лет.
У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания — с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).
Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.
Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
3. получать подарки.
Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж — брахман, жена — вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.
Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться — только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.
Суд, его органы и процесс по законам Ману
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.
Обязательственное право по законам Ману
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.
Наследственное право по законам Ману
Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.
В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Вещное право по законам Ману
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.
Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_63/380.htm
4. Судебный процесс по «законам ману»
О судебном процессе говорится мало. Судоговорение происходило публично. Дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, поэтому его речью начиналось обыкновенно судоговорение. В качестве доказательств фигурируют главным образом свидетельские показания. В затруднительных случаях прибегали к клятве перед статуями богов.
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.
5. Право собственности и обязательственное право в древней индии
В тот период когда были созданы Законы Ману в Индии стали хорошо понимать разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь 6 .
Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.
Основная масса арийского населения Индии жила в условиях патриархального быта. Типичной была большая семья, объединявшая под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы: сыновей с их женами, детьми, женами их детей и их детьми. Имущество этой семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой. Сельская община выделяла ей участок земли. Отчуждать его было возможно не иначе, как по единодушному согласию всей общины. Частное хозяйство общинника, его надел, его поле и сад или пруд не могут быть произвольно отобраны силой или запугиванием .
Государство в лице царя могло выступать в качестве верховного собственника всей земли, но оно не мешало сельской общине, как и входившим в нее хозяйствам, продавать и покупать землю, дарить и обменивать ее.
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.
Обязательственные отношения получили в Законах Maнy довольно тщательную разработку. В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Много внимания уделяют Законы Ману договору займа. Устанавливается максимальный размер процентов (2 % в месяц для брахмана, 3 % — для кшатрия, 4 % — для вайшьи и 5 % — для шудры). Указываются средства обеспечения: среди них поручительство другого лица и залог вещи.
В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст.
Вместе с тем государство сохранило за собой верховный надзор за тем, как продаются недвижимости, и в случаях, когда продавец получал более положенного, изымало излишек в свою пользу; если при спорах между селениями обе стороны делали ложные заявления, поля переходили государству. Последнему же принадлежали пустоши, леса, найденные в земле клады, не говоря уже об обширном царском домене.
При продаже вещей, обладающих скрытыми недостатками, разрешалось расторжение договора; для расторжения сделки по покупке негодных «четвероногих» давался срок в полтора месяца, для расторжения сделки о «негодных» рабах — один год.
Эксперт по правовым вопросам.
Юрисконсульт: стаж 28 лет