Возмещение ущерба дтп проводки

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: возмещение ущерба дтп проводки. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Списание автомобиля, поврежденного в ДТП

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета, если такой объект выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Из текста вопроса следует, что по результатам экспертизы, проведенной независимыми специалистами, автомобиль восстановлению не подлежит. Следовательно, этот автомобиль больше не способен приносить экономические выгоды и согласно требованиям п. 29 ПБУ 6/01 должен быть списан.

В письме от 25.12.2015 № 07-01-06/76480 Минфин России разъяснил, что при обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. В рассматриваемом случае в отношении поврежденного автомобиля прекратилось действие подп. «г» п. 4 ПБУ 6/01 (объект более не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем). Подтверждением этого будет акт независимой экспертизы о невозможности восстановления автомобиля, имеющийся у организации.

Для списания основного средства приказом руководителя организации создается комиссия, которая оформляет акт на ликвидацию основного средства (п. 77, 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, далее — Методические указания по учету основных средств). Согласно Инструкции по применению плана счетов потери от порчи материальных ценностей отражаются на счете 94. Если полностью повреждено основное средство, на этот счет списывается его остаточная стоимость.

Итак, на дату составления акта о ликвидации основного средства в бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

— списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации по автомобилю;

Дебет 94 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— остаточная стоимость автомобиля учтена в составе потерь от порчи ценностей.

При этом оставшиеся от автомобиля запчасти, колеса, пригодные для дальнейшего использования, а также металлолом по их текущей рыночной стоимости включаются в состав материально-производственных запасов (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п. 79 Методических указаний по учету основных средств). Это отражается следующими проводками:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

— оприходованы запчасти и колеса с поврежденного автомобиля;

Дебет 10-6 Кредит 91-1

— оприходован металлолом, оставшийся от поврежденного автомобиля.

Теперь разберемся, как отражается долг водителя. Повредив в результате ДТП автомобиль, водитель причинил предприятию убыток (реальный ущерб) (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Поскольку ДТП произошло по вине водителя, он несет полную материальную ответственность перед работодателем в размере причиненного ущерба (п. 6 ст. 243 ТК РФ). Для расчетов с работниками по операциям, не относящимся к оплате труда, предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». На нем, в частности, отражаются расчеты по возмещению работниками нанесенного материального ущерба. В Инструкции по применению плана счетов сказано, что на счет 73 со счета 94 относятся суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц в размерах и величинах, принятых на учет по дебету счета 94.

Размер ущерба, нанесенного работником, определяется работодателем по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246, 247 ТК РФ). На дату принятия работодателем решения о возмещении ущерба водителем в бухгалтерском учете делается проводка:

Дебет 73 Кредит 94

— учтена задолженность водителя по возмещению ущерба в размере остаточной стоимости поврежденного автомобиля.

Отметим, что эта задолженность будет числиться на счете 73 и после увольнения водителя, поскольку она является его заложенностью как работника организации.

Так как сумма возмещаемого водителем ущерба равна остаточной стоимости поврежденного автомобиля, у организации не возникает в связи с таким возмещением ни доходов, ни расходов.

При поступлении денежных средств от водителя в возмещение ущерба делается проводка:

Дебет 51 (50) Кредит 73

— погашена задолженность водителя по возмещению ущерба.

В налоговом учете сумма возмещения водителем нанесенного ущерба включается в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ на дату вступления в силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Остаточная стоимость поврежденного в ДТП автомобиля учитывается в составе внереализационных расходов на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ на дату подписания комиссией акта о ликвидации основного средства (письмо Минфина России от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454).

Поскольку в бухгалтерском учете доходов и расходов в связи со списанием остаточной стоимости автомобиля и возмещением водителем ущерба нет, а в налоговом учете они есть, в бухгалтерском учете возникают постоянные разницы (п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»), которые приводят к формированию постоянных налоговых обязательств (ПНО) и постоянных налоговых активов (ПНА).

Так, на дату признания в составе внереализационных расходов остаточной стоимости поврежденного автомобиля возникает ПНА (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 68 Кредит 99

На дату признания суммы возмещаемого водителем ущерба в составе внереализационных доходов у предприятия появляется ПНО (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68

Рыночная стоимость оставшихся от автомобиля запчастей, колес, металлолома включается в состав внереализационных доходов на дату подписания комиссией акта о ликвидации основного средства (п. 13 ст. 250, п. 5, 6 ст. 274 НК РФ, письмо Минфина России от 10.08.2012 № 03-03-06/1/400). Информация о рыночных ценах должна быть подтверждена документально или путем проведения независимой оценки (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Источник: http://www.eg-online.ru/consultation/301877/

Суммы возмещения ущерба лицу, пострадавшему в ДТП, уменьшают налог на прибыль

Компания может учесть в составе внереализационных расходов суммы, которые она по решению суда возместила пострадавшему в ДТП с участием ее автомобиля. Об этом напомнил Минфин России в письме от 16.10.09 № 03-03-06/1/668.

В письме дается ответ на частный запрос организации, чей водитель попал в аварию на служебном автомобиле по своей вине. Компания на основании решения суда возместила пострадавшему физическому лицу материальный ущерб. Затем потраченные суммы возмещения были взысканы судом с работника в пользу работодателя. Вправе ли фирма учесть затраты на возмещение в расходах, а сумму, взысканную с работника, — во внереализационных доходах?

Да, вправе, ответил Минфин. Ведь Гражданский кодекс именно собственника автомобиля обязывает возместить вред, причиненный данным транспортом. А согласно Налоговому кодексу, к внереализационным относятся, в том числе, расходы на возмещение причиненного ущерба, подлежащие уплате должником на основании решения суда (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Поэтому если пострадавшему в аварии возмещен вред на основании решения суда, данные суммы учитываются в составе внереализационных расходов.

Что касается денег, полученных от виновного в аварии работника, то их организация обязана отразить в составе внереализационных доходов. Основание — исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в статье 251 Налогового кодекса. А указанные доходы в этом перечне не поименованы.

Читайте так же:  Состоится родительское собрание явка обязательна шаблон

Источник: http://www.buhonline.ru/pub/news/2009/10/2349

После ДТП автомобиль пришел в негодность

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Источник: http://www.eg-online.ru/consultation/305042/

Заявление о возмещении ущерба работодателю

Если работник причинил работодателю прямой действительный ущерб, он обязан возместить его (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение имущества или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя нести затраты или производить выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение причиненного работником ущерба (п. 15 Постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52). Прямой действительный ущерб необходимо отличать от неполученных доходов (упущенной выгоды). Упущенная выгода, в отличие от действительного ущерба, взысканию с работника не подлежит. А нужно ли для возмещения ущерба работником работодателю по ТК РФ составлять заявление?

Когда необходимо заявление для возмещения ущерба?

В общем случае работник отвечает перед работодателем в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Чтобы взыскать с работника ущерб, работодатель должен получить у него письменное объяснение, провести служебное расследование и после этого издать приказ о взыскании ущерба. Важно, чтобы приказ был издан не позднее 1 месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба (скажем, с даты проведения инвентаризации) (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если указанный порядок соблюден, дополнительно брать какое-либо заявление с работника не нужно.

Однако здесь важно помнить, что размер удержания ущерба в общем случае не должен превышать 20% от суммы, причитающейся работнику (после удержания НДФЛ) (ст. 138 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития от 16.11.2011 № 22-2-4852 ). Для удержания большей суммы соответствующее заявление работника будет достаточным основанием.

Если размер ущерба превышает средний месячный заработок или работодатель пропустил месячный срок для издания приказа на удержание, работодатель или идет в суд, или просит у работника заявление на удержание. Заявление может заменить соглашение о возмещении ущерба, которое могут составить работник и работодатель.

Составляем заявление о возмещении ущерба

Заявление для возмещения ущерба, причиненного работником имуществу работодателя, составляется в произвольной форме. В нем работник подтверждает факт причинения ущерба, его размер, при необходимости указывает график погашения такой задолженности.

Приведем пример заполнения заявления о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю.

Источник: http://glavkniga.ru/forms/637

Учесть аварию

Произошло дорожно-транспортное происшествие, участником которого стал служебный автомобиль. Дальнейшее развитие событий зависит, во-первых, от того, кто является виновником столкновения — сотрудник организации или другой водитель. А во-вторых — было ли застраховано транспортное средство или риск гражданской ответственности его владельца. Рассмотрим подробнее алгоритм действий бухгалтера в обоих случаях.

Сегодня страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, требование регулируется одноименным Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ. Для соблюдения нормы владельцу автомобиля необходимо заключить договор ОСАГО.

В случае аварии получить выплату потерпевшая сторона может, обратившись в ту страховую компанию, в которой оформлен полис у виновника ДТП, или связавшись с собственным страховщиком, правда, в этом случае необходимо соблюсти два условия (ст. 14.1 Закона): в результате ДТП вред должен быть причинен исключительно имуществу, и у обоих участников происшествия должны быть оформлены полисы ОСАГО.

Однако на практике страховка не всегда полностью покрывает ущерб пострадавшей стороны. В этом случае разницу должен компенсировать виновник аварии (ст. 1072 ГК РФ).

Допустим, ДТП было создано работником фирмы, при этом фактическая сумма ущерба превышает страховое возмещение. Тогда организация, в которой трудится водитель — виновник ДТП, компенсирует потерпевшему недостающую сумму. После этого руководство фирмы может воспользоваться правом регресса и предъявить эту же сумму к возмещению специалисту, за которого были выплачены деньги (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Право компании привлечь работника к полной материальной ответственности предусмотрено п. 6 ст. 243 ТК РФ. Правда, наступает она только после того, как по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52). Вину сотрудника докажут документы, составленные инспекторами ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Суммы причиненного ущерба взыскиваются с виновного по правилам ст. ст. 247 — 248 ТК РФ. Поэтому дополнительно к перечисленным выше документами из ГИБДД у работника нужно истребовать письменное объяснение.

Если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка, то взыскание производится по распоряжению работодателя, которое может быть вынесено не позднее одного месяца со дня окончательного определения размера причиненного вреда. При этом необходимо помнить: общая сумма всех удержаний при выплате заработной платы не может превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ). Если озвученный период истек или работник не согласен добровольно оплатить причиненный ущерб, а его сумма выплат превышает средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Обратите внимание: если требования ТК будут нарушены, то сотрудник имеет право отстаивать свои интересы у арбитров.

Возможна и иная ситуация: виновником аварии признан другой участник дорожного движения. Тогда пострадавшей стороной будет фирма — собственник авто. Затраты на восстановление «железного коня» в части, превышающей страховку, компания может оплатить за свой счет или же в судебном порядке взыскать эти деньги с инициатора ДТП.

Риски по этому виду страхования определяются в каждом конкретном случае исходя из пожеланий клиента и программ защиты, предлагаемых страховой компанией.

В договоре для определения размера выплаты может быть предусмотрена франшиза, т.е. такая сумма ущерба, которая при наступлении ДТП страховщиком не возмещается. Как правило, подобное правило устанавливается для предотвращения мелких и незначительных выплат. Всего в каско существует два типа франшиз — безусловная и условная. В первом случае клиент получает сумму денег, уменьшенную на величину оговоренный суммы. Во втором — фирма получает средства в полном объеме, если размер ущерба превышает величину франшизы.

Особенности расчетов по каско продиктованы условиями договора. Например, страховая компания может оплатить ремонт непосредственно автосервису, восстанавливающему автомобиль. Или же деньги перечисляются сразу фирме в размере, который определит экспертиза.

Независимо от того, кто признан инициатором аварии, по договору каско компенсацию получает фирма — собственник авто. Кстати, возможны такие случаи, когда полученные деньги не покрывают расходов на ремонт. Истребование необходимых сумм в этом случае происходит так же, как и при ОСАГО.

После ДТП, виновником которого признан работник организации, придется ремонтировать как собственный автомобиль, так и чужой, если страховки по ОСАГО окажется недостаточно.

Читайте так же:  Академическая справка государственного образца

Расходы организации на возмещение пострадавшей стороне затрат по восстановлению ТС признаются в налоговом учете внереализационными и отражаются в момент признания их должником или вступления в законную силу решения суда (пп. 13 п. 1 ст. 265, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Правда, возможна ситуация, когда фирма, в которой трудится виновник ДТП, производит возмещение ущерба потерпевшей стороне за счет собственных средств, но не удерживает соответствующих сумм из зарплаты работника. В этом случае, по мнению чиновников, расходы на возмещение материального ущерба признать в налоговом учете нельзя (Письма Минфина России от 24.07.2007 N 03-03-06/1/519, УФНС России по г. Москве от 09.12.2010 N 16-15/[email protected]).

Учет затрат по восстановлению собственной машины зависит от того, есть ли страховка по каско. В случае когда фирма в добровольном порядке не страховала автомобиль, траты на его ремонт отражаются как прочие расходы в периоде осуществления в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ). При наличии страховки рассматриваемые расходы учитываются так же (Письмо Минфина России от 31.03.2009 N 03-03-06/2/70; Постановление ФАС Московского от 14.05.2010 N КА-А40/4457-10). Однако такая позиция компании не исключает споров с налоговыми контролерами, которые считают, что сумма затрат на ремонт, превышающая страховое возмещение, не принимается в целях исчисления налога на прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344).

Обратите внимание: размер недополученного страхового возмещения (в размере франшизы) не уменьшает налога на прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.07.2007 N 20-12/071563).

Не забудьте учесть сумму полученного страхового возмещения как прочие внереализационные доходы в налоговом учете (ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-03-06/1/656).

Исключением является ситуация, когда страховщик самостоятельно осуществляет ремонт поврежденного автомобиля. В этом случае страховая компания не выплачивает возмещение, а восстановление автомобиля осуществляется без привлечения компании. При таком раскладе организация не отражает в налоговом учете ни сумму страховой выплаты, ни затраты на ремонт ТС (Письмо ФНС России от 18.03.2005 N 02-3-10/38).

Что касается НДС, то суммы страхового возмещения не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. А значит, они не включаются в базу по НДС (Письмо Минфина России от 24.12.2010 N 03-04-05/3-744).

«Входной» НДС, предъявленный автосервисом после проведения работ по ремонту автомобиля или приобретения запчастей, принимается к вычету в общеустановленном порядке независимо от того, что их стоимость компенсируется страховой организацией (Письма Минфина России от 29.07.2010 N 03-07-11/321, от 15.04.2010 N 03-07-08/115).

В бухучете расходы, возникающие у организации в результате чрезвычайных обстоятельств, в том числе аварии, признаются прочими расходами так же, как и траты на возмещение убытков пострадавшей стороне (п. п. 11, 13 ПБУ 10/99). При этом средства, поступившие от страховой компании или от виновного работника, отражаются в составе прочих доходов. Эти суммы учитываются в том отчетном периоде, в котором они признаны страховщиком и виновным работником или же в котором суд вынес решение об их взыскании (п. п. 7, 16 ПБУ 9/99).

Удержания, произведенные из зарплаты работника, виновного в ДТП, также включаются в состав внереализационных доходов. Они определяется на дату признания задолженности сотрудником либо числом вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). К слову сказать, не совсем ясно, с какой даты долг работника можно считать признанным. Поэтому обратимся к позиции ВАС РФ, согласно мнению судей признание задолженности должно производиться в активной форме, то есть в нем нужно отразить соответствующие долговые обязательства по правилам бухгалтерского учета и выразить свое согласие на оплату возникших денежных обязательств (Постановление от 03.04.2007 N 14715/06).

Логика служителей Фемиды позволяет выделить 2 способа признания дохода:

— полностью в момент издания приказа об удержании;

— в суммах, удержанных у работника.

Вероятнее всего, фискалы будут руководствоваться первым способом, так как он наиболее удобен для проведения доначислений.

Пример. Работник фирмы признан виновным в ДТП, в результате которого был причинен ущерб служебному транспорту и автомобилю пострадавшей стороны — частного лица. По каско машина не застрахована.

Ущерб, причиненный ТС частного лица, оценен в 60 000 руб. Страховая компания выплатила страховку по ОСАГО — 57 000 руб. Фирма возместила пострадавшей стороне непокрытую сумму затрат — 3000 руб.

На ремонт собственного авто фирмы пришлось затратить 47 200 руб., в т.ч. НДС — 7200 руб.

В целом материальный ущерб составил 50 200 руб. (3000 + 47 200). Эти деньги работник обязан выплатить работодателю, при этом их сумма не превышает его среднего месячного заработка. Размер ущерба удерживается частями из заработной платы, составляющей 60 000 руб. В учете отражаются следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 76-2

— 3000 руб. Отражена задолженность перед пострадавшей стороной за ущерб, не покрытый страховым возмещением;

Дебет 76-2 Кредит 51

— 3000 руб. Пострадавшей стороне выплачен ущерб, не покрытый страховым возмещением;

Дебет 91-2 Кредит 60

— 40 000 руб. Отражена стоимость ремонта служебного авто;

Дебет 19 Кредит 60

— 7200 руб. Учтена предъявленная сумма НДС;

Дебет 68 «НДС» Кредит 19

— 7200 руб. НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

— 47 200 руб. Произведен расчет с автосервисом;

Дебет 73-2 Кредит 91-1

— 50 200 руб. Сумма ущерба отнесена на виновное лицо;

Дебет 20, 25, 26 (44) Кредит 70

— 60 000 руб. Начислена зарплата работнику;

Дебет 70 Кредит 68 «НДФЛ»

— 7800 руб. (60 000 x 13%). Удержан НДФЛ;

Дебет 70 Кредит 73-2

Видео (кликните для воспроизведения).

— 10 440 руб. ((60 000 — 7800) x 20%). Удержана часть суммы ущерба из зарплаты работника.

Рассмотрим еще один пример, когда в договоре каско фигурирует франшиза.

Пример. В августе 2012 г. водитель совершил наезд на препятствие, в результате чего служебный транспорт был поврежден. Автомобиль фирмы застрахован по договору каско с безусловной франшизой — 5000 руб.

Согласно контракту все расходы по ремонту ТС страховая компания оплатила автосервису, при этом фирма перечислила страховщику сумму франшизы.

В учете это отражаются следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76 «Расчеты по страхованию каско»

— 5000 руб. Учтена сумма франшизы;

Дебет 76 «Расчеты по страхованию каско» Кредит 51

— 5000 руб. Франшиза перечислена страховой компании.

Теперь рассмотрим обратную ситуацию, когда в произошедшем ДТП виновен другой участник дорожного движения.

Как указывалось выше, в налоговом учете страховое возмещение, полученное организацией по каско либо ОСАГО или сумма компенсации, выплаченная виновником аварии, учитываются в составе внереализационных доходов. Затраты по восстановлению собственного автотранспорта являются тратами на ремонт и учитываются как прочие расходы в размере фактических. Если же страховая компания самостоятельно чинит поврежденный автомобиль, то фирма не отражает для целей налогообложения ни доходы в виде страховой выплаты, ни расходы на ремонт.

В бухучете поступившее возмещение (и суммы от виновника ДТП) включается в прочие доходы организации. Деньги отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они признаны страховщиком и виновником ДТП. Затраты на восстановление ТС являются прочими расходами организации.

Читайте так же:  Районный суд оплатить госпошлину

Пример. Служебное авто фирмы попало в ДТП, виновником признан другой водитель. По каско машина не застрахована. Фирма оплатила за счет собственных средств расходы на ремонт в сумме 82 600 руб., в т.ч. НДС — 12 600 руб. Позже компания получила страховую выплату по ОСАГО в сумме 75 000 руб., а также деньги от виновника ДТП в сумме ущерба, не возмещенного страховщиком 7600 руб. (82 600 — 75 000).

Бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 60

— 70 000 руб. Отражена стоимость ремонта служебного автомобиля;

Дебет 19 Кредит 60

— 12 600 руб. Учтена предъявленная сумма НДС;

Дебет 68 «НДС» Кредит 19

— 12 600 руб. НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

— 82 600 руб. Произведен расчет с автосервисом;

Дебет 76 «Расчеты по страхованию ОСАГО» Кредит 91-1

— 75 000 руб. Начислено страховое возмещение;

Дебет 51 Кредит 76 «Расчеты по страхованию ОСАГО»

— 75 000 руб. Страховое возмещение перечислено на расчетный счет;

Дебет 76-2 Кредит 91-1

— 7600 руб. Учтена сумма ущерба, которая будет возмещена виновником;

Дебет 51 Кредит 76-2

— 7600 руб. Зачислена сумма ущерба, возмещенная виновником.

К сожалению, после ДТП транспортное средство не всегда можно отремонтировать. Особенности учета его утилизации, а также страховки по каско на условиях «полной гибели» авто рассмотрим в следующем выпуске «Расчета».

Яна Лазарева, Заместитель руководителя отдела бухгалтерского и налогового консалтинга, 22.10.2012

Заместитель руководителя отдела бухгалтерского и налогового консалтинга

Источник: http://www.delprof.ru/press-center/articles/1480/

Возмещение материального и других видов ущерба виновными лицами

Отражение в бухгалтерском учете возмещения материального ущерба виновными лицами.

Отражение в бухгалтерском учете предъявления претензий к работникам организации (виновным лицам) по потерям от брака продукции и т. п.

Отражение в бухгалтерском учете отклонения претензий к работникам организации (виновным лицам) по потерям от брака продукции и т. п.

Отражение в бухгалтерском учете возмещения потерь материальных ценностей и другого ущерба виновными лицами из заработной платы, причитающейся к выплате работникам.

Отражение в бухгалтерском учете добровольного возмещения ущерба работником, виновным в его причинении.

Отражение в бухгалтерском учете факта передачи имущества в счет возмещения причиненного ущерба.

Отражение в бухгалтерском учете возмещения материального (иного) ущерба виновными лицами погашением (взаимозачетом) предстоящей задолженности.

Отражение в бухгалтерском учете возмещения задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы.

Отражение в бухгалтерском учете возмещения задолженности по разнице между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей.

Отражение в бухгалтерском учете возмещения виновным лицом ущерба, связанного с недостачей имущества. Причитающаяся сумма удерживается из заработной платы виновного лица – работника организации. Сумма к возмещению, присужденная судом, превышает сумму убытка от недостачи имущества по данным бухгалтерского учета.

Отражение в бухгалтерском учете возмещения ущерба, связанного с кражей (угоном) автомобиля.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/bukhgalterskie_provodki/raschjoty/vozmeshhenie_materialnogo_i_drugikh_vidov_ushherba_vinovnymi_licami/56-1-0-1483

Был автомобиль, да сплыл.

Учет гибели транспортного средства после ДТП

Почти в каждой организации есть автомобили. У кого-то только грузовые — для перевозок, у кого-то и легковые — для торговых представителей и для руководства. Но никто не застрахован от серьезного ДТП, после которого машину по прямому назначению уже использовать нельзя. И процедура ее списания ложится, конечно, на плечи бухгалтера. Об этом и поговорим.

Обращаемся за страховым возмещением

При незапланированном расставании с автомобилем учет доходов и расходов в первую очередь будет зависеть от того, как он был застрахован. Сейчас каждый владелец машины обязательно оформляет По желанию можно приобрести полис добровольного страхования автогражданской ответственности на дополнительную страховую сумму по другим рискам, нежели а также полис Напомним, что по страхуется гражданская ответственность владельца транспорта, то есть при ДТП страховая компания виновника аварии полностью или частично возмещает потерпевшим нанесенный им вре д п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 . А собственник авто при этом никаких компенсаций от страховщика не получает. По же страхуется именно автомобиль — от различных повреждений в результате ДТП, хулиганских действий или же угона.

Если после ДТП машина уже вроде как и не машина, а груда железа, то вполне понятно желание собственника получить за нее возмещение и списать с учет а п. 29 ПБУ «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н .

Обычно при наступлении страхового случая страховщик либо ремонтирует транспорт за свой счет, либо выплачивает возмещение страховател ю п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 929, п. 1 ст. 930 ГК РФ; п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 ; п. 65 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее — Правила) . Когда машину ремонтировать уже нет смысла, возможен только второй вариант. В разных ситуациях ваша организация, как владелец автомобиля, будет обращаться за компенсацией к разным лицам:

  • за выплатой по при ДТП, в котором ваш водитель не виноват, к своей страховой компании по прямому возмещению убытков или к страховой виновника ДТ П статьи 13, 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 . Нарушителя правил дорожного движения, а значит, и виновника аварии определяют представители Госавтоинспекци и подп. «з» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.06.98 № 711 , чей вызов на место ДТП обязателен при серьезных повреждениях транспорт а п. 5 ст. 11 Федерального закона от 25.04.2002 ;
  • к страховой компании, с которой заключен договор независимо от того, кто виноват в аварии;
  • к своему водителю, если он единственный участник ДТП (например, въехал в столб на обочине) и у вас не т подп. «з» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 ; статьи 1079, 1081 ГК РФ .

Итак, ДТП случилось. Что делать дальше?

Создаем комиссию и оформляем документы

Если после ДТП разбитая машина остается у вас (а не у страховой), то для благополучного списания автомобиля нужно по приказу руководителя создать комиссию, в которую, кстати, должен входить и бухгалтер. Комиссия оценивает масштабы нанесенного ущерба, целесообразность ремонта, возможность извлечь из битого железа какие-то детали, чтобы потом их использоват ь п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания) . Другими словами, решает, как поступить с тем, что осталось от автомобиля. Она же оформляет акт на списание транспорта по форме в двух экземплярах, который и будет основанием для того, чтобы исключить машину из состава основных средст в п. 78 Методических указаний .

Один экземпляр остается в бухгалтерии вместе с документом о снятии машины с учета в Кстати, дата снятия с учета должна быть отражена и в акте Но если автомобиль все еще числится в его все равно можно списать и дату в акте не указыват ь п. 4 Письма Росстата от 31.03.2005 № 01-02-09/205 . Правда, до снятия машины с регистрационного учета придется платить транспортный нало г ст. 357 НК РФ (хотя через суд можно оспорить и эт о Постановления ФАС МО от 26.05.2010 № КА-А40/4965-10; ФАС ПО от 11.10.2007 № А65-21847/2006-СА1-19 ). В инвентарной карточке по форме также нужно будет отразить выбытие автомобиля.

Читайте так же:  Жалоба на имя председателя верховного суда

Если вы обратитесь за страховым возмещением, то страховая через какое-то время выдаст вам заключение о том, что машина восстановлению не подлежит, и выплатит причитающееся. Договор может также предусматривать, что после страхового случая пострадавшее транспортное средство остается у страховщика навеки. Тогда создавать комиссию бессмысленно. Ведь страховая компания и так все сделает. Поэтому комиссия в такой ситуации вам не нужна, а в акте хватит и подписи бухгалтера.

Списываем автомобиль

Начнем с амортизации. В бухучете вы перестаете начислять ее с месяца, следующего за месяцем выбытия машин ы п. 22 ПБУ . То же самое и в налоговом учете, причем неважно, в начале или в конце месяца ваш автомобиль «погиб» в ДТ П п. 5 ст. 259.1 НК РФ . Если в вашем договоре нет пункта о том, что после наступления страхового случая останки автомобиля остаются у страховщика, то, осмотрев машину, комиссия сама решит, можно ее ремонтировать или не стоит. А вот если разбитый транспорт остается в ведении страховой компании, то придется ждать решения страховщика. Для страхования такой срок указывается в договоре и составляет в среднем 20 дней. Но почти в каждом договоре есть оговорка о том, что данный срок может быть увеличен, если понадобится дополнительная проверка или экспертиза. То есть к моменту, когда в следующем месяце нужно будет определять, стоит ли начислять амортизацию на автомобиль, вы еще можете и не знать, уже пора прощаться с вашей машиной или ее можно отремонтировать. Но даже когда страховая затягивает с решением, проще амортизацию не начислять. Если что — начислите ее после того, как выяснится, что машину все-таки будут ремонтировать. Ни к чему страшному это не приведет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учет е п. 1 ст. 54 НК РФ .

Комиссия по списанию автомобиля оценивает целесообразность ремонта и возможность извлечь из битого железа пригодные для использования детали

После того как оформлен акт по форме остаточная стоимость машины списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 01, субсчет «Выбытие объектов основных средств», а затем с кредита счета 94 в дебет счета «Прочие расходы » п. 31 ПБУ . Если сумма страховой выплаты не покроет стоимость утраченного вами транспорта, то можно попытаться взыскать остальную часть ущерба со своего водителя, если правила дорожного движения нарушил именно он. Но работник точно не обрадуется такому развитию событий, и дело может дойти до суда. Однако это тема для отдельной статьи. Отметим только, что если вы будете требовать с работника сумму, не покрытую страховкой, то с кредита счета 94 часть возмещения, приходящуюся на долю работника, нужно будет списать в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

В налоговом учете остаточная стоимость утраченного автомобиля включается в состав внереализационных расходов после того, как ваша комиссия составит акт на списание автомобиля или страховая компания направит вам заключение, что машину ремонтировать уже нет смысл а подп. 8 п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ .

Если комиссия пришла к выводу, что какие-то детали и узлы бывшего авто еще пригодны для использования, то их надо оприходовать по текущей рыночной стоимост и п. 79 Методических указаний (дебет счета 10 «Материалы» – кредит счета «Прочие доходы») на ту же дату, когда составлен акт о списании. В нем нужно заполнить раздел 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания » Указания. утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 . В налоговом учете стоимость деталей и узлов включается во внереализационные доход ы п. 13 ст. 250 НК РФ опять же на дату составления акта о списани и подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ .

После списания машины налог на имущество за нее платить не над о п. 1 ст. 374 НК РФ . И успели вы ее снять с учета в или нет, не имеет значения.

В свою очередь, транспортный налог можно не платить только с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с учета (или же не платить и раньше, но тогда надо быть готовым к суду). Налог за год, в котором машина была снята с учета, рассчитывается по следующей формул е п. 3 ст. 362 НК РФ :

Учитываем страховое возмещение

Что касается учета возмещения, то страховая выплата независимо от вида страхования включается в бухгалтерском учете в прочие доходы (кредит одноименного субсчета в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). В налоговом — во внереализационные доход ы п. 3 ст. 250 НК РФ того периода, когда страховая компания признала сумму возмещения ущерба, то есть, например, направила вам уведомление о том, что приняла решение о выплате. Но российские страховщики в большинстве своем так не делают, поэтому, скорее всего, страховую выплату надо будет учесть только на дату поступления денег на сче т подп. 2, 4 п. 4 ст. 271 НК РФ .

Кроме того, ваш страховщик должен будет вернуть вам часть страховой премии пп. 33, 34 Правил , так как после гибели объекта страхования договор прекращает действие. Эту же часть премии из-за ДТП вы не успеете включить в расходы для целей налогообложения прибыли. Ведь уплачивается она единоразово общей суммой при подписании договора, а учитывается в расходах частями в течение срока, на который заключен догово р п. 1 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ . Соответственно, возвращенная страховщиком сумма в налоговые доходы не включаетс я Письмо Минфина России от 18.03.2010 № 03-03-06/3/6 . Поэтому лишнего платить в бюджет не придется.

В бухучете возвращенная часть страховой премии отражается проводками: дебет счета 76 – кредит счета «Прочие доходы», затем дебет счета 51 «Расчетные счета» – кредит счета 76. Все потому, что в отличие от налогового учета страховая премия здесь была списана сразу, а не «растягивалась» на период действия договора. Следовательно, при возврате части премии появляются бухгалтерские доходы.

Избавляемся от того, что осталось от машины

Если машина осталась у вас после утраты всех своих полезных качеств, то возникает вопрос, куда ее девать. Например, вы можете ее продать как металлолом. Но помните, что реализация лома черных и цветных металлов НДС не облагаетс я подп. 25 п. 2 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ . Поэтому из-за появления у вас не облагаемых НДС операций потом, при принятии к вычету НДС по общехозяйственным расходам, его нужно будет распределять, если на не облагаемые НДС операции придется более 5% общих расходо в п. 4 ст. 170 НК РФ . В общем, нужно будет поупражняться в арифметике. Так что проще продать именно разбитую машину, а не металлолом, предварительно сняв ее с учета в или продать транспорт как набор запчастей.

Читайте так же:  Правовые последствия признания сделки ничтожной

Если же покупателей на машину вы так и не нашли, то придется отправить автомобиль на утилизацию. Расходы, связанные с этим процессом, также включаются в прочие расходы в бухучете, а в налоговом учете — во внереализационны е подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ .

Автомобиль, «погибший» в ДТП, — большая неприятность. К тому же собственный ущерб может оказаться только половиной беды. Ведь если ваш водитель по своей вине разбил машину не только вашей организации, но и чужую, то страховая предъявит регрессное требование по возмещению вреда потерпевшему именно вашей компани и п. 1 ст. 965 ГК РФ; ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 .

Источник: http://glavkniga.ru/elver/2011/22/408-avtomobili_splil.html

Взятый в лизинг автомобиль попал в аварию, как учесть страховую выплату

Организация (лизингополучатель) приобрела в лизинг автомобиль общей стоимостью (условно) 5 млн руб. В настоящее время уплачено 4 млн руб. лизинговых платежей. Автомобиль был застрахован в пользу лизингодателя. Лизинговый автомобиль попал в аварию, восстановлению не подлежит. По каско лизинговая компания получает возмещение ущерба и перечисляет часть полученного возмещения организации (в соответствии с договором лизинга). Как отразить списание лизингового автомобиля и получение частичного возмещения в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Остаточная стоимость недоамортизированного лизингового имущества (автомобиля) списывается на прочие расходы в бухгалтерском учете и признается внереализационными расходами в налоговом учете.

Полученная от лизингодателя сумма возмещения ущерба относится к прочим доходам в бухгалтерском учете и к внереализационным доходам — в налоговом учете.

Обоснование вывода:

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 665 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», далее — Закон N 164-ФЗ).

Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга (п. 1 ст. 21 Закона N 164-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Из п. 8 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 (далее — Указания), следует, что если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества формируется на счете 08, субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств (далее — ОС) по договору лизинга», с учетом фактических затрат, связанных с получением этого имущества, в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Арендные обязательства». Далее, при вводе в эксплуатацию, стоимость предмета лизинга списывается на счет 01, субсчет «Имущество, полученное в лизинг».

Предмет лизинга принимается к бухгалтерскому учету лизингополучателем-балансодержателем в составе ОС по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из всей суммы лизинговых платежей, причитающихся к уплате по договору лизинга, включая предусмотренную договором лизинга выкупную цену, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 7, п. 8 ПБУ 6/01).

Полагаем, что лизинговое имущество (автомобиль) в Организации учитывалось на счете 01, субсчет «Имущество, полученное в лизинг», по первоначальной стоимости. Кроме того, начислялась амортизация автомобиля на счете 02, субсчет «Амортизация по имуществу, полученному в лизинг».

В рамках данной консультации мы не рассматриваем методику бухгалтерского и налогового учета в период действия договора лизинга до аварии.

Расходы Организации, связанные с аварией автотранспортного средства, относятся к прочим расходам (п. 13 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Выбытие лизингового автомобиля в результате аварии отражается следующими записями по счетам бухгалтерского учета:

Дебет 02 «Амортизация по имуществу, полученному в лизинг», Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— списана сумма начисленной амортизации по предмету лизинга;

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01 «Основные средства, полученные в лизинг»
— списана первоначальная стоимость лизингового имущества;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы», Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— списана остаточная стоимость лизингового имущества (поскольку оно еще не полностью самортизировано).

Лизингодатель получает страховую выплату от страховой компании и частично перечисляет ее Организации в качестве возмещения ущерба.

Согласно п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» прочими доходами являются поступления в возмещение причиненных организации убытков. В бухгалтерском учете поступление возмещения от лизинговой компании отражается следующими проводками:

Дебет 76, Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражена признанная лизингодателем сумма возмещения;

Дебет 51, Кредит 76
— получена сумма возмещения.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);

внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде сумм возмещения убытков или ущерба.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в исчерпывающем перечне ст. 251 НК РФ. Отметим, что в отношении сумм страхового возмещения, получаемого от страховой компании по договору страхования автотранспортного средства в связи с наступлением страхового случая в денежной форме, финансовые органы занимают устойчивую позицию, согласно которой данные суммы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как прочие внереализационные доходы, поскольку такой вид дохода не поименован в ст. 251 НК РФ. Налоговые органы считают, что сумма такого страхового возмещения подлежит отражению в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 30.11.2016 N 03-03-06/3/70930, от 31.10.2014 N 03-03-06/4/55221, письма УФНС России по г. Москве от 16.11.2007 N 20-12/110043, от 26.07.2007 N 20-12/071563).

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в расходы для целей налогообложения включают расходы, связанные с ликвидацией выводимых из эксплуатации основных средств. К этим расходам также относятся суммы недоначисленной амортизации (начисленной в налоговом учете). При определении налоговой базы по прибыли указанные расходы следует включать в состав внереализационных расходов.

Таким образом, остаточная стоимость лизингового имущества признается расходом в налоговом учете аналогично бухгалтерскому учету.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Учет основного средства лизингополучателем (баланс лизингополучателя);

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов в виде страховых возмещений;

— Энциклопедия решений. Доходы в виде страховых возмещений (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a69/992590.html

Возмещение ущерба дтп проводки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here