В качестве суда кассационной инстанции

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: в качестве суда кассационной инстанции. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Новые суды общей юрисдикции. Куда теперь ехать в апелляцию и кассацию?

С 30 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, в котором предусмотрено создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Например, на рассмотрение кассационной жалобы, поданной на решение суда Московской области, придется ехать в Саратов. Пока новые суды не начали работать. Решение о начале их деятельности Пленум Верховного суда должен объявить до 1 октября 2019 г.

Компетенция апелляционных и кассационных судов

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Также в их компетенции дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

По судебным актам первой инстанции — мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней. Так, если спор рассматривал мировой судья, то апелляционную жалобу нужно будет подать в районный суд. Затем решение можно обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация). Если спор по первой инстанции рассматривал районный суд, то апелляционную жалобу нужно подать в коллегию областного суда. Затем действует такой же принцип, как с мировым судьей: жалобу нужно подать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого подать жалобу в коллегию Верховного суда (вторая кассация).

А вот если дело по первой инстанции рассматривал областной суд, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу — в кассационный суд общей юрисдикции.

Для рассмотрения во второй кассации по-прежнему нужно обращаться в коллегию Верховного суда. Последняя инстанция для всех случаев — Президиум Верховного суда.

Председатели судов

В Законе № 1-ФКЗ продлен возраст заместителей председателя Конституционного и Верховного судов, а также председателя арбитражного суда округа и кассационного суда общей юрисдикции. Вместо 70 лет теперь предельный возраст — 76 лет.

Председатели апелляционных судов общей юрисдикции и кассационных судов общей юрисдикции (за исключением военных судов) назначаются на должность уже со дня вступления в силу Закона № 1-ФКЗ, то есть с 30 июля 2018 г. Но в любом случае всех председателей должны назначить до 15 октября 2018 г.

Председатели апелляционных и кассационных судов смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если уже сейчас (до 30 июля 2018 г.) судья занимал должность председателя два раза подряд, то его все равно могут назначить председателем нового апелляционного или кассационного суда, но лишь на один срок.

Начало работы судов

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/377453/

Статья 274 АПК РФ. Арбитражный суд кассационной инстанции (действующая редакция)

1. Кассационные жалобы рассматривает в порядке кассационного производства арбитражный суд кассационной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

2. Кассационные жалобы на решения по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматриваются в порядке кассационного производства тем же судом в ином составе судей.

3. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

1) дела, рассмотренные им в качестве суда первой инстанции;

2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 274 АПК РФ

1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

2. В Российской Федерации действуют:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовии, Нижегородской области, Чувашской Республики — Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятии, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутии), Республики Тыва, Республики Хакасии, Забайкальского края, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

Читайте так же:  Возмещение убытков как способ защиты гражданских прав

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелии, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкии, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северной Осетии — Алании, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

3. Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.

4. Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 422-ФЗ ст. 188 АПК РФ дополнена новой частью (ч. 3.1), согласно которой жалоба на определение Суда по интеллектуальным правам, вынесенное им в качестве суда первой инстанции, может быть подана в президиум этого Суда для рассмотрения в кассационной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения, если иные порядок и сроки не установлены АПК РФ.

5. Иначе говоря, в настоящее время судом кассационной инстанции для дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам, является президиум данного Суда, а не какой-либо федеральный арбитражный суд округа. Причем в состав президиума Суда по интеллектуальным правам, рассматривающего дело в кассационном порядке, не может входить судья, участвовавший в рассмотрении данного дела по первой инстанции.

6. Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей кассационная жалоба оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения (ч. ч. 5 и 6 ст. 43.7 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

7. В то же время Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает не только дела, рассмотренные им в качестве суда первой инстанции. В соответствии с закрепленной в ч. 3 коммент. статьи новой нормой права им в кассационном порядке рассматриваются также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, арбитражными апелляционными судами. Такого рода дела рассматриваются коллегиальным составом судей Суда по интеллектуальным правам (п. 2 ч. 3 ст. 43.3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), а не президиумом данного Суда.

8. Между тем, какое бы дело Суд по интеллектуальным правам ни рассматривал как арбитражный суд кассационной инстанции, и вне зависимости от его состава (президиум или коллегиальный состав судей) в любом случае рассмотрение дела осуществляется по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 35 АПК РФ (ст. 284 АПК РФ).

9. Помимо рассмотрения дел по первой и кассационным инстанциям Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

10. Суд по интеллектуальным правам также:

1) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

2) изучает и обобщает судебную практику;

3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

4) анализирует судебную статистику (ч. ч. 2 — 5 ст. 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

11. См. также комментарий к ст. 102 АПК РФ.

Источник: http://www.zakonrf.info/apk/274/

Кассационный суд общей юрисдикции: состав, полномочия

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ устанавливается что кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 1 ФКЗ от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» определяют, что кассационные суды общей юрисдикции входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и действуют в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа (ст. 23.1 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов.

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов:

  1. Первого кассационного суда общей юрисдикции — город Калуга;
  2. Второго кассационного суда общей юрисдикции — город Москва;
  3. Третьего кассационного суда общей юрисдикции — город Санкт-Петербург;
  4. Четвертого кассационного суда общей юрисдикции — город Краснодар;
  5. Пятого кассационного суда общей юрисдикции — город Пятигорск;
  6. Шестого кассационного суда общей юрисдикции — город Казань;
  7. Седьмого кассационного суда общей юрисдикции — город Пермь;
  8. Восьмого кассационного суда общей юрисдикции — город Кемерово;
  9. Девятого кассационного суда общей юрисдикции — город Владивосток.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе кассационного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда и являющееся обособленным подразделением, осуществляющим полномочия суда.

Полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 19.1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Компетенция кассационного суда общей юрисдикции

Кассационный суд общей юрисдикции:

  1. рассматривает дела в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью в качестве суда кассационной инстанции:
    • по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты;
    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами;
  3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Читайте так же:  Предварительное судебное заседание по административному делу

Состав кассационного суда общей юрисдикции

Состав кассационного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.3 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум кассационного суда общей юрисдикции

Президиум кассационного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

Председатель кассационного суда общей юрисдикции назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель кассационного суда общей юрисдикции может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Полномочия Президиума кассационного суда общей юрисдикции:

  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам) кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель кассационного суда общей юрисдикции вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции рассматривают дела:

  1. по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
    2. по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, а также анализируют судебную статистику.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/kassatsionniy-sud-obschey-iurisdiktsii-sostav-polnomochiya

Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена.

ВНИМАНИЕ!

Ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» определяет, что система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает:

  1. федеральные суды общей юрисдикции;
  2. суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (мировые судьи).

Звенья судебной системы федеральных судов

Звено судебной системы — суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

Звенья гражданских судов общей юрис­дикции:

  • основное звено (районные суды);
  • первое промежуточное звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);
  • второе промежуточное звено (апелляционные суды общей юрисдикции);
  • третье промежуточное звено (кассационные суды общей юрисдикции);
  • высшее звено (Верховный Суд РФ).

Звенья военных судов:

  • основное звено (гарнизонные военные суды);
  • первое промежуточное звено (окружные (флотские) военные суды);
  • второе промежуточное звено (апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области);
  • третье промежуточное звено (кассационный военный суд — г. Новосибирск);
  • высшее звено (Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

Звенья арбит­ражных судов:

  1. основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
  2. первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
  3. второе промежуточное звено (арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
  4. высшее звено (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).

Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Понятие судебной инстанции

Судебная инстанция — суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд — суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). .

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

  • р ешения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу , могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
  • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).
Читайте так же:  Негаторный иск срок исковой давности

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):

  1. районный суд — на решения мировых судей;
  2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных с удов, решения гарнизонных военных судов;

Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):

    в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автон омной области, суда автономного округа;

Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

  1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
  2. Суд по интеллектуальным правам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел , а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций .

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • в системе судов общей юрисдикции — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
  • в системе арбитражных судов — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу . Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-vidi-sudebnich-instantsiy-zvenya-sudebnoy-sistemi-sootnoshenie-sudebnoy-instantsii-i-sudebnogo-zvena

Система апелляционного и кассационного обжалования в СОЮ

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции. Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций. Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

В качестве общих задач совершенствования судебной системы и процессуального законодательства выдвигаются: обеспечение единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц; исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела; установление общих правил организации судопроизводства; достижение единообразия в судебной практике (пояснительная записка к законопроекту № 383208-7).

Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которой предлагалась трехуровневая система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция». В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

Читайте так же:  Возмещение морального вреда при дтп судебная практика

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.

Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.

1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.

1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию. Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться. Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В настоящее время ВС РФ в ГД РФ подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в ГПК РФ, КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ № 20 от 21.06.2018 г.), КоАП РФ (постановление Пленума ВС РФ № 22 от 21.06.2018 г.).

Источник: http://zakon.ru/blogs/sistema_apellyacionnogo_i_kassacionnogo_obzhalovaniya_v_soyu/74685

Какие есть инстанции судов?

Инстанции судов – структурные подразделения судов или специальные суды, которые выполняют функции рассмотрения дел по существу и пересмотра судебных решений нижестоящих инстанций.

Российская судебная система представлена 4 инстанциями:

  1. Первая инстанция – рассмотрение дела и принятие решения по существу.
  2. Вторая инстанция – апелляционная, пересматривающая не вступившие в силу судебные акты.
  3. Третья инстанция – кассационная, пересматривающая судебные акты, вступившие в силу.
  4. Четвертая инстанция – надзорная, пересматривающая судебные акты, принятые судами первой, апелляционной и (или) кассационной инстанции при наличии исключительных для этого оснований.

Некоторые специалисты в качестве отдельной инстанции выделяют также суды, уполномоченные рассматривать дела по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам. Но такие суды не образуют какую-либо специальную категорию и не представлены особыми структурными подразделениями. Дела по вновь открывшимся обстоятельствам пересматривает тот же самый суд, который принял или изменил подлежащий пересмотру судебный акт. То есть, в данном случае дело, по сути, рассматривается заново прежним судом.

Вышеперечисленные виды судебных инстанций есть практически во всех видах судопроизводств: гражданском (ГПК), арбитражном (АПК), административном (КАС) и уголовном (УПК). Исключение – рассмотрение дел об административных правонарушениях (КоАП) и обращений в Конституционный суд РФ (КС РФ). В первом случае обжалование и пересмотр решений также возможны, но здесь не выделяется как таковых апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В случае с Конституционным судом все объясняется особым статусом и специальным судопроизводством – решения КС РФ являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Читайте так же:  Срок взыскания судебных расходов кас

Суды первой инстанции

Любое судебное разбирательство начинается с обращения в суд первой инстанции. Именно этот суд первично рассматривает дело и принимает решение по существу поступившего обращения. Этот уровень – основной.

Подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных дел в первой инстанции – это дела, рассматриваемые на уровне мировых судей и районных судов. В системе арбитражного судопроизводства им соответствуют суды субъектов федерации – на местном уровне арбитражных судов нет. Вместе с тем, процессуальное законодательство предусматривает и такие ситуации, когда первой инстанцией являются суды более высокого уровня.

Подсудность гражданских дел, рассматриваемых в первой инстанции, определяется по правилам Главы 3 ГПК РФ:

  • мировые судьи – ст. 23 ГПК;
  • районные суды – ст. 24 ГПК;
  • военные суды – ст. 25 ГПК;
  • суд субъекта федерации – ст. 26 ГПК;
  • Верховный суд – ст. 27 ГПК.

Подсудность уголовных дел, рассматриваемых в первой инстанции, определяется ст. 31 УПК РФ. Мировые судьи, как правило, осуществляют судопроизводство по преступлениям небольшой тяжести. Районные суды считаются основным уровнем рассмотрения уголовных дел. На уровне судов субъектов федерации ведется разбирательство по особо тяжким преступлениям, по делам, связанным с гостайной, а также в связи с уголовным преследованием лиц, обладающих особым статусом (депутат Госдумы, член Совфеда, судья). Для рассмотрения дел о военных преступлениях и преступлениях, совершенных военнослужащими, предусмотрена своя специальная система военных судов.

Подсудность по административным делам, которые рассматриваются в соответствии с КАС РФ (публичные правоотношения), определяется Главой 2 КАС РФ:

  • мировые судьи – ст. 17.1 КАС;
  • районные суды – ст. 19 КАС;
  • военные суды – ст. 18 КАС;
  • суд субъекта федерации – ст. 20 КАС;
  • Верховный суд – ст. 21 КАС.

По иным административным делам – всем, что рассматриваются по правилам КоАП РФ, – устанавливается, во-первых, подведомственность (далеко не все дела разбираются в судах) и, во-вторых, подсудность. Кто именно уполномочен рассматривать то или иное административное дело, определяется в соответствии с положениями Глав 22-23 КоАП РФ. Подсудность дел установлена ст. 23.1 КоАП РФ. В этой статье перечисляются все правонарушения, которые рассматриваются судьями, а также определяется подсудность дел по таким правонарушениям – мировые судьи, районные, военные, арбитражные суды.

Итогом судебного разбирательства в суде первой инстанция становится определенное решение, которое ставит в деле точку. Если участники разбирательства (его стороны) или иные заинтересованные лица не согласны с вынесенным решением, они вправе его обжаловать. Вот здесь и появляется необходимость обращения в апелляционную инстанцию, а затем, возможно, и кассационную.

Вторая судебная инстанция

Вторая (апелляционная) инстанция – это суд или структурное подразделение суда, которые в судебной иерархии стоят выше, чем суд (структурное подразделение), решение которого необходимо обжаловать.

Свои апелляционные инстанции предусмотрены для пересмотра решений:

  • по уголовным делам (процедура установлена УПК РФ);
  • по гражданским делам (ГПК РФ);
  • по арбитражным делам (АПК РФ);
  • административным делам, вытекающим из публичных правоотношений (КАС РФ).

Для рассмотрения дел в апелляционном порядке в зависимости от процесса предусмотрены либо специальные суды (в системе арбитражных судов), либо специальные структурные подразделения судов, которые уполномочены, среди прочего, рассматривать апелляционные жалобы (во всех остальных судах).

Куда подается апелляционная жалоба (представление):

  1. В системе арбитражного судопроизводства действуют специальные апелляционные суды, работающие по окружному (территориальному) принципу – ст. 33.1 ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. По гражданским делам суд апелляционной инстанции определяется в соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ.
  3. По уголовным делам инстанция для подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) устанавливается по правилам, предусмотренным ст. 389.3 УПК РФ.
  4. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы или представления по административным делам, вытекающим из публичных правоотношений, определяются согласно ст. 296 КАС РФ.

По делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, апелляционной и кассационной инстанций нет. Однако возможность обжалования все-таки предусмотрена. В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, жалоба на постановление суда подается в вышестоящий суд: на решение мирового судьи – в районный суд, на решение районного суда – в суд субъекта федерации, на решение арбитражного суда – в окружной суд.

В апелляционной инстанции обжалуются судебные акты, которые не вступили в законную силу. Если апелляция не дала нужного результата либо привела к негативному результату, далее возможно кассационное обжалование.

Кассационная инстанция

В кассационном порядке обжалуются судебные акты, которые уже вступили в силу. Как правило, обращение в кассационную инстанцию возможно только при условии, что уже был пройден апелляционный этап.

Суд кассационной инстанции – это вышестоящий суд или вышестоящее структурное подразделение суда по отношению к суду, решение которого обжалуется, в том числе по отношению к суду апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции определяется:

  1. По арбитражным делам – в соответствии со ст. 274 АПК РФ и ст. 24 ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. По гражданским делам – в соответствии со ст. 377 ГПК РФ.
  3. По уголовным делам – в соответствии со ст. 401.3 УПК РФ.
  4. По административным делам, вытекающим из публичных правоотношений – в соответствии со ст. 319 КАС РФ.

В арбитражном судопроизводстве действуют специальные кассационные суды. В судах общей юрисдикции кассационная инстанция – суд уровня субъекта федерации (первая кассация) и судебные коллегии Верховного суда (вторая кассация).

2018-2019 гг. – период реформирования институтов апелляции и кассации в системе судов общей юрисдикции. Здесь планируется создание апелляционных и кассационных судов наподобие системы, действующей в арбитражных судах.

Надзор

Четвертая (надзорная) инстанция – Верховный суд РФ (Президиум). Здесь могут пересматриваться решения нижестоящих судов только при наличии исключительных оснований, в частности, при нарушении публичных интересов, прав человека и гражданина, закрепленных международными нормами и (или) Конституцией РФ, либо нарушения единообразия применения и толкования норм права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://law03.ru/society/article/instancii-sudov

В качестве суда кассационной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here