Судебное разбирательство театра мхат горького

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: судебное разбирательство театра мхат горького. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

«Русский блоггер»: МХАТ возвращает зрителю спектакль «Три сестры»

20 февраля в МХАТ им.и М. Горького состоится премьера возрожденного спектакля «Три сестры» в режиссерской версии Немировича-Данченко 1940 года. Театроведы называют «Три сестры» лучшим спектаклем советского МХАТ, оказавшим огромное влияние на все последующее поколение режиссеров. Это особая страница в истории советского театра.

Владимир Немирович-Данченко обращался когда-то к актерам: «Когда я вдумываюсь, что вызывало такую тоску чеховского пера и рядом с этим такую устремленность к радости жизни, моя мысль всегда толкается вот в какую область: мечта, мечтатели, мечта и действительность; и – тоска: тоска по лучшей жизни. И еще нечто очень важное, что создает драматическую коллизию,– это чувство долга. Долга по отношению к себе и другим. Даже долга, как необходимости жить. Вот где нужно искать зерно».

Чеховские «Три сестры» оставались в репертуаре МХАТ до наших дней и вот пришло время восстановить оригинальную историческую версию. К реконструкции спектакля были привлечены эксперты и реставраторы, чтобы восстановить весь ход работы над постановкой, создать костюмы и реквизит. Исторические декорации великого художника сцены Владимира Дмитриева были бережно сохранены театром.

Исполнительский состав спектакля пополнили молодые актеры, а входить в роли им помогают ведущие актеры предыдущего состава. Одна из репетиций прошла 7 февраля в Мемориальной квартире Немировича-Данченко в Глинищевском переулке. В ней приняли участие Наталия Медведева, Полина Маркелова, Кристина Пробст, Юрий Ракович, Максим Дахненко, Сергей Габриэлян.

В рамках подготовки к премьере запланировано немало интересных событий: 15 февраля состоится публичная бесплатная лекция «Декорации и сценография художника Владимира Дмитриева» с выступлением экспертов-искусствоведов (МХАТ, 6 сцена, начало в 16:30), 20 февраля – публичная лекция «Три сестры» Немировича-Данченко 1940 года» с выступлением ведущего эксперта Светланы Новиковой (МХАТ, 6 сцена, начало в 16:00).

Интернет-сайт «Русский блоггер», 8 февраля 2020 г.

Источник: http://www.mxat-teatr.ru/novosti/russkiy-blogger-mhat-vozvrashchaet-zritelyu-spektakl-tri-sestry_0__767

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

«Свободная пресса»: МХАТ устроит «встречу с прирученной смертью»

14 февраля в 19.00 в МХАТ им. М. Горького пройдет творческий вечер Дмитрия Арюпина.


Дмитрий Арюпин — человек необычный и скоро вы сами в этом убедитесь. Встреча с ним — это не только интересная дискуссия с настоящим фанатиком искреннего театра, но и фрагменты из спектаклей, которые покорили не только российскую, но и европейскую, американскую и азиатскую публику, сообщает пресс-служба МХАТа.

В 1988 году, вместе с Марчеллой Солтан он создал театр «черноеНЕБОбелое». Это девять постановок, пять из которых стали значимыми событиями мировой театральной жизни. Вот уже более двадцати лет театр дает гастроли, представляя российское искусство за рубежом. «черноеНЕБОбелое» — единственный российский театр — дважды обладатель главной награды крупнейшего в мире фестиваля FringeFirst (инновации в театре и выдающийся новый спектакль) и TotalTheatre (концепция дизайна и выдающаяся актерская техника).

Дмитрий Арюпин о своих спектаклях: «они подобны абсолютному зеркалу, далекому от литературы, далекому от любых историй, но соединяющему в себе все истории просто своей готовностью отражать».

26 февраля на Малой сцене «черноеНЕБОбелое» представит «Игрушки Бертрана» во всем их ужасном великолепии;

28 февраля на Третьей сцене — постановку «LaLlorona», где устроят встречу с прирученной смертью;

7 марта на Третьей сцене — спектакль «М означает Магритт».

Интернет-издание «Свободная пресса», 10 февраля 2020 г.

Источник: http://www.mxat-teatr.ru/novosti/svobodnaya-pressa-mhat-ustroit-vstrechu-s-priruchennoy-smertyu_0__768

Заявление художественного руководителя и коллектива МХАТ им. М. Горького в связи с видео-обращением нескольких артистов театра

26 июня 2019 / МХАТ им. М. Горького / пресс-служба

Руководству и коллективу нашего театра жаль, что несколько человек, руководствуясь неочевидными для всех мотивами, предприняли попытку превращения места, где мы служим, в площадку для популяризации себя не самыми достойными методами. Тем не менее, учитывая большое число просьб со стороны СМИ о комментариях, придётся их дать.

Скажем определенно: попытка дискредитировать результаты нашей общей кропотливой работы вызывает чувство брезгливости по отношению к авторам этого «обращения» и желание для начала дать просто сухие цифры, которые являются официальными итогами первого полугодия 2019 года. Мы с гордостью сообщаем, что за этот период:

– Количество зрителей (по сравнению с аналогичным периодом 2018 года) выросло на 24 %.

– Билетная выручка выросла более чем на треть, на 32 млн рублей.

– Количество пожертвований достигло почти 8 млн рублей (по сравнению с 600 тыс. в 2018 году). Доходы от аренды сцены в свободные от репертуарных спектаклей дни составили более 6 млн рублей – это на 5 с лишним млн рублей больше, чем годом ранее. То есть в этих показателях речь идёт о росте на тысячи процентов.

Очевидно, что те, кто утверждает, что дела стали идти туго и в творческом, и в хозяйственном отношении, вводят всех в заблуждение, бросают тень и на наш театр, и на нашего учредителя – Министерство культуры РФ. И не важно, что или кто ими руководит, воздержимся от анализа. Желающие могут сами проанализировать эту ситуацию, не будем делать подсказок. Ложь в данном случае не имеет оправданий и объяснений. Равно, как и утверждение относительно отстранения президента театра Т.В. Дорониной от участия в художественных процессах театра, а также отсутствие в Уставе театра должной статьи, регулирующей деятельность худсовета. В статье III. 2. «Художественный совет Театра» (внесено согласно приказа № 2242 от 17 декабря 2018 года) содержится исчерпывающая информация о целях, задачах и способах функционирования Художественного совета. Так, согласно Уставу, состав Художественного совета должен быть представлен председателем Совета художественному руководителю Театра. Пока от председателя Художественного совета такового не поступало. Мы готовы работать в этом направлении и всегда это подчеркивали. А те, кто в видео-обращении утверждает, что в Устав до сих пор не были внесены эти изменения, должны понимать, что они врут.

Что касается Т.В. Дорониной, она не просто проинформирована об этих изменениях, она подписала все соответствующие документы и контракты.

Продолжим комментарии и аналитику, которые возможно будут интересны разным группам наших зрителей и экспертов.

По поводу репертуара. Репертуарная политика нашего театра основана на поиске, проявлении генокода отечественной культуры – чувства патриотизма, чести, совести, семейных, христианских ценностей, творческой свободы, о чём свидетельствуют новые постановки театра.

– «Последний герой». Драма Ивана Крепостного (Режиссёр Р. Маликов, 5 премьерных показов). Спектакль на злободневную тему о герое современности вызвал горячие обсуждения в прессе, его отметили крупные русские писатели и журналисты. Свои лучшие роли в театре, как считают многие обозреватели и наши коллеги, сыграли народный артист РФ И. Криворучко и Л. Кузнецова.

– «Последний срок». Пьеса Валентина Распутина (Режиссёр С. Пускепалис, 5 премьерных показов). Спектакль удостоился очень высокой оценки вдовы В. Распутина, представителей Дома-музея В. Распутина в Иркутске, актрисы Нины Гуляевой, которая играла главную роль в премьере этой пьесы в 1977 году. Спектакль был тепло принят публикой, достаточно оказаться в зале во время поклонов и увидеть слёзы зрителей.

Читайте так же:  Срок исковой давности по границам участка

– «Сцены из супружеской жизни». Драма по мотивам сценария фильма Ингмара Бергмана. (Режиссёр А. Кончаловский, 9 премьерных показов). Спектакль в постановке выдающегося режиссёра идёт с неизменным аншлагом и по сборам уже может считаться любимым спектаклем мхатовской публики.

– «Леди Гамильтон». Драма Теренса Реттигена (режиссёр А. Дмитриев, 2 премьерных показа). Костюмная постановка в лучших мхатовских традициях вызвала самые благожелательные отклики театральной критики и зрителей. Постановка была в прошлом году запланирована Т.В. Дорониной на Малой сцене. По решению худрука она была перенесена на Большую сцену в новом актёрском составе, в выразительной сценографии и свето-звуковом сопровождении. Мы уверены, что у спектакля прекрасные репертуарные перспективы.

Для каждого трезвого и профессионального эксперта очевидно, что наши премьеры нацелены на решение нетривиальных задач и активизацию творческого потенциала труппы – от народных артистов до талантливой молодёжи.

В 2019 году также были запущены процессы исследования и реконструкции исторических спектаклей «Синяя птица» (спектакль в постановке К.С. Станиславского 1908 года) и «Три сестры» (спектакль в постановке В.И. Немировича-Данченко 1940 года). Эти легендарные спектакли нуждаются именно в реконструкции, их материальное и творческое состояние сегодня не соответствует великим именам создателей. Премьера обновленного спектакля «Синяя птица» назначена уже на конец октября – начало ноября 2019 года. Обсуждаются серьёзные зарубежные гастроли этого спектакля, что тоже станет событием, так как гастрольной истории у театра не было несколько десятилетий.
Кроме того, в самом начале сезона состоятся гастроли спектаклей театра в Латвии, Калининграде, Ставропольском крае, Крыме. Заявок на гастроли мы получаем очень много, особенно на премьерные спектакли, что, безусловно, свидетельствует о творческой востребованности театра.

Среди запланированных премьер следующего сезона:

– «Слово о полку Игореве» (постановка И. Ларина).

– «Парикмахерша» (по пьесе С. Медведева).

– «Грибной царь» (по роману Ю. Полякова, восстановление).

– «Снежная королева» (по сказке Г.Х. Андерсена).

– «Женщины Есенина» (по книге Захара Прилепина).

– «Государев венец» (по дневникам семьи НиколаяII и книге стихов протоиерея Артемия Владимирова).

– «Бессмертные строки» (по военной поэзии и поэме А. Твардовского «Василий Тёркин», обсуждается копродукция с оркестром Ю. Башмета и его фестивалем).

– «Лавр» (по роману Е. Водолазкина).

Для сравнения, надо заметить, что за последние годы театр выпускал одну-две полноценные премьеры в сезон.

Впервые в МХАТ им. М. Горького будет запущен проект «Открытые пространства». С сентября 2019 года более 10 площадок образовательно-творческого кластера примут зрителей и слушателей лекций, мастер-классов, поэтических и философских вечеров, встреч с выдающимися мастерами.

Первые мероприятия этого проекта стартовали уже в первом полугодии на площадке «Третья сцена» и на творческих площадках города Москвы:

– Поэтический вечер с участием Игоря Волгина, Олеси Николаевой, Алексея Шмелёва и артистов театра.

– Читка романа «Некоторые не попадут в ад» (по новой книге Захара Прилепина, режиссёр Э. Бояков).

– «Три женщины Есенина» (по новой книге Захара Прилепина, режиссёр Э. Бояков) – выступление в рамках Книжного фестиваля «Красная площадь».

МХАТ был и останется репертуарным театром с полноценной профессиональной труппой. Мы не планируем серьёзного сокращения труппы, ядро её безусловно сохранится. Ротация и пополнение труппы будут деликатными и осознанными. В текущем сезоне МХАТ им. М. Горького принял в труппу Надежду Маркину – обладательницу премии «Ника» за лучшую женскую роль в фильме А. Звягинцева «Елена» (2011) и премии «Золотая маска» за роль в спектакле С. Женовача «Пять вечеров» (1998). В будущем сезоне состоится премьера спектакля «Парикмахерша» с участием заслуженной артистки России Инги Оболдиной.

Летом 2019 года народный артист РФ Валентин Клементьев набирает мхатовский курс в ГИТИСе. Это тоже происходит впервые за много лет, и это очень нас вдохновляет.

В начале текущего года совместно с ГИТИС запущен проект «Лаборатория будущего театра». Зимой состоится «Фестиваль будущего театра» и будет издан большой альманах по итогам первого года работы лаборатории.

В настоящее время худрук и группа молодых артистов принимают участие в молодёжном форуме «Таврида». Проект включает мастер-классы крупных театральных деятелей и подготовку нескольких эскизов спектаклей. Во всех мероприятиях задействованы актёры МХАТ им. М. Горького. Возможно, ряд названий войдёт в репертуар театра.

В текущем сезоне МХАТ запустил серию новых партнёрских проектов и благотворительных программ. Среди них – плодотворное сотрудничество в области патриотического воспитания с Росгвардией, участие в благотворительных акциях с детскими домами и благотворительными фондами.

В марте 2019 состоялась встреча художественного руководителя театра Эдуарда Боякова со зрителями, где было объявлено о создании до конца года «Клуба друзей МХАТ им. М. Горького».

За прошедшее полугодие упоминаемость МХАТ им. М. Горького в прессе возросла на порядки. Каждая премьера принимает до 100 журналистов из изданий самого широкого спектра.

Все вышеперечисленное – результат полугодовой работы команды руководителей и коллектива театра. И это только начало серьёзного пути. Пути, который не отрицает достижения предшественников нынешнего руководства, а наоборот развивает их.

Наш театр должен априори иметь статус национального театра. И мы этого добьёмся. Неуклюжие, как логически, так и эстетически, видео-обращения пяти-шести актёров театра, среди которых один только что наказан за пьянство, другой – за публичный скандал и антисемитские высказывания, а остальные, видимо, просто не верят в свою творческую конкурентоспособность, не помешают нам добиться этой цели, реализовать эту миссию.

Мы относимся к нашему заявлению как к поводу подвести первые, промежуточные итоги, рассказать о своих ближайших планах. Заверить наших зрителей, что театр набирает ход, театр растёт, в театре здоровая, рабочая атмосфера, которую чувствует подавляющее большинство сотрудников, от имени которых мы и делаем это заявление, полностью осознавая ответственность за судьбу нашего великого театра.

Художественный руководитель Э. Бояков и коллектив МХАТ им. М. Горького

Источник: http://www.mxat-teatr.ru/novosti/zayavlenie-hudojestvennogo-rukovoditelya-i-kollektiva-mhat-im-m-gorkogo-v-svyazi-s-video-obrashcheniem-neskolkih-artistov-teatra_0__611

Максимально горько…

МХАТ пишет президенту: верните Татьяну Доронину

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Скандал, скандал. На сей раз — в стане консерваторов. Полгода назад Татьяна Васильевна Доронина стала президентом своего театра, уйдя на почтенную и почетную должность после тридцати с лишним лет руководства труппой. Новым художественным руководителем стал известный продюсер Эдуард Бояков.

Тогда все выглядело довольно благолепно. Большой профессиональный опыт продюсера Боякова (именно он первые, самые трудные десять лет был директором фестиваля «Золотая маска») вкупе с обретенными им в последние лет десять пылкими консервативно-патриотическими убеждениями обещали театру эстетическое обновление при сохранении прежних позиций. Традиционалистских, почвенных. Почему ж нет? Пусть расцветут все цветы, если цветение их ярко и убедительно.

В декабре 2018 года на историческую пресс-конференцию с мягкой и продуманной тронной речью Эдуарда Боякова Татьяна Васильевна Доронина не пришла. На вопросы из зала о причинах ее отсутствия новая дирекция отвечала так же: мягко, продуманно. Крайне неопределенно.

Бояков пригласил в театр Захара Прилепина — в качестве завлита и Сергея Пускепалиса — в качестве главного режиссера.

Читайте также

МХАТ под ногами майора. Комбат Прилепин возглавил литературную часть легендарного театра: диагноз?

Первой премьерой новой дирекции стал спектакль Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» (по мотивам сценария Ингмара Бергмана, но резко осовремененного и перенесенного на нашу почву). Вышла премьера Пускепалиса — «Последний срок» Валентина Распутина. «Историко-костюмная мелодрама» «Леди Гамильтон» представлена в постановке актера театра Александра Дмитриева — со всем должным великолепием колонн, локонов и мундиров времен адмирала Нельсона. Вышла самая спорная (особенно для труппы Дорониной и ее традиционного зрителя) премьера: жесткая, сюрреалистическая пьеса Ивана Крепостного «Последний герой» в постановке режиссера «новой драмы» Руслана Маликова.

Читайте так же:  Гражданская ответственность несовершеннолетних до 18 лет

Каюсь: пойти на премьеру «Последнего героя» обозреватель «Новой» искренне хотел, но убоялся. Немногочисленные рецензии и фото спектакля вкупе с осторожным текстом на сайте театра («от комедийного стендапа к гиньолю… от криминального треша до патриотической поэмы») позволяют предположить: история отставного полковника, живущего на трагической свалке «зоны отчуждения», сделана в типичной эстетике «новой драмы». Но с совершенно иным «гражданским посылом».

И этот резкий дребезг новой эстетики, со всем ее стендапом и гиньолем переполнил чашу терпения прежней труппы.

Вроде бы ожидания были осторожно-оптимистичными. При вступлении на царство Эдуард Бояков обещал зданию театра ремонт (а МХАТ на Тверском в нем остро и давно нуждается). Помимо вышеназванных премьер и литературно-дискуссионных программ к осени готовилась новая версия «Синей птицы» (легендарный спектакль Художественного театра нуждается в ремонте не меньше, чем здание на Тверском). Тем не менее отношения прежней труппы и новой дирекции оказались проблемными.

Эдуард Бояков. Фото: Александр Щербак/ТАСС

25 июня — часть труппы МХАТа им. М. Горького записала на YouTube видеообращение, а некая общность «актеров и зрителей» доронинского МХАТа выложила петицию на Change.org. В 14 часов 25 июня под петицией стояли чуть менее двух тысяч подписей. В записи видеообращения приняли участие около полудюжины актеров МХАТа им. Горького.

Адресаты послания — президент В.В. Путин, министр культуры В.Р. Мединский, советник президента по культуре Владимир Толстой. Вопросов в петиции поставлено много:

«Что за люди назначены руководить МХАТом, чем они заслужили право принять эстафету от великой Дорониной, которая наследует К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко? Что делать с более чем стотысячным зрителем, взращенном на репертуаре МХАТа им. М. Горького, на его высочайших нравственных, этических и художественных стандартах? Да, театр консервативен, но разве не имеет права на существование именно такой театр… МХАТ им. М. Горького оставался единственным театром, который сохранял верность великим традициям отечественной театральной школы…»

Новая дирекция уже успела дать не самый тактичный публичный комментарий. Согласно ему, истинной причиной «актерского бунта» стало укрепление внутренней дисциплины в театре.

Об адресатах этих петиций можно сказать одно: положение их в данном контексте — хуже губернаторского. То есть глупое.

Читайте также

Добро, любовь и «правые консерваторы». Новая команда МХАТа Горького рассказала о своих планах. Татьяны Дорониной не было

Что касается заполняемости залов: совершенно понятно, что в двенадцатимиллионном городе Москве публики хватит всем. Кому-то нравится обветшалое великолепие «костюмных мелодрам». Кто-то твердо знает, что МХАТ — это бренд, а в разницу между «чеховским» и «горьковским» МХАТом вникать абсолютно не готов. Кому-то стиль доронинского МХАТа, с его пафосом и размашистой неточностью интонаций действительно кажется сохранением «великих традиций отечественной театральной школы». Формулу «Традиция есть передача огня, а не поклонение пеплу» консерваторы такого плана не принимают.

Ясно одно. На Тверском бульваре происходит очередная картина драмы, идущей уже лет тридцать по всей стране: давние формы жизни и работы, очень давнее, свой расцвет пережившее восприятие работы и понятие о профессионализме яростно, с внутренним страхом держит оборону от «новых форм».

Честно говоря, хотелось бы увидеть «Синюю птицу» после апгрейда ее новой командой и уж по этим результатам судить, к добру или к худу перемены на Тверском бульваре.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Источник: http://novayagazeta.ru/articles/2019/06/25/81026-maksimalno-gorko

Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа имени Горького

Для Татьяны Дорониной, возглавлявшей театр с 1987 года, введена должность президента

Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU — Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем Московского художественного академического театра имени Горького вместо руководившей театром более 30 лет Татьяны Дорониной, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Минкультуры.

По сообщению ведомства, поступившему в агентство во вторник, заместителем Боякова по литературной части станет писатель Захар Прилепин, по творческой работе — заслуженный артист РФ Сергей Пускепалис. Решение о назначении на встрече с сотрудниками театра озвучили министр культуры РФ Владимир Мединский и советник президента Владимир Толстой.

«Мы обещаем, что театр сохранит свою патриотическую, яркую позицию. Театр будет развиваться. Поддержка театра министерством будет увеличена. Ни одна постановка театра, пользующаяся успехом, не будет снята», — сообщил Мединский, чьи слова привели в пресс-службе министерства.

Действующий руководитель театра Доронина назначена на специально введенную должность президента. «Мы попросили Татьяну Васильевну от имени министерства культуры стать президентом и возглавить художественный совет театра», — сообщил Мединский.

По словам Боякова, которые также привели в пресс-службе Минкультуры, своей задачей он видит поиск драматургов, «которые через 20 лет так же будут присутствовать в этой афише, как и выдающиеся советские драматурги». «Этот поиск должен вестись. А главное — театр должен служить традиционным ценностям, служить родине и нашей великой русской культуре. Я постараюсь сделать все для этого», — сказал новый худрук.

Бояков пообещал, что работу в театре продолжат все актеры постоянной труппы, и даже то, что их загрузка увеличится — запланирован запуск новых постановок.

Доронина, сообщает пресс-служба Минкультуры, поблагодарила министерство за «бережное отношение к сотрудникам МХАТ им. М. Горького». «Я согласна с позицией Владимира Мединского, что и актерский, и другие цеха надо сохранить. Мы очень многое пережили своим коллективом. Разделение театра — трагическая страница в нашей истории. Что касается репертуарной политики — я постараюсь максимально помочь моим новым коллегам. На мой взгляд, самое важное — не становиться формалистами и сохранить тенденции реалистического театра», — сказала Доронина.

Народная артистка СССР Доронина руководила МХАТом имени Горького с 1987 года. В репертуаре театра есть спектакли с ее участием: «Васса Железнова» и «Старая актриса на роль жены Достоевского». Также в афише — «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Гамлет», «Пигмалион», «Ромео и Джульетта», напомнили в Минкультуры.

Источник: http://www.interfax.ru/culture/640662

Актеры МХАТ выступили за полное восстановление Дорониной в статусе худрука

Москва. 26 июня. INTERFAX.RU — Группа актеров МХАТ имени Горького предложила полностью восстановить Татьяну Доронину в статусе художественного руководителя, в администрации театра назвали инициативу необоснованной.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Я хочу, чтобы Доронина снова стала художественным руководителем театра», — сказала «Интерфаксу» актриса Лидия Матасова, возглавляющая группу актеров, не согласных со сменой худрука.

По мнению Матасовой, уход Дорониной с поста художественного руководителя ознаменовался резким падением зрительского интереса: «Последние полгода спектакли, поставленные при Дорониной, играли на 90-95% посещаемости, а новые премьеры посещаются на 10-20%, в лучшем случае на 40% — там, где больше приглашенных».

Актриса уверяет, что все дело «в низком уровне режиссуры и использовании недопустимой для МХАТа литературы». Матасова убеждена в необходимости «вернуть прежние русские классические постановки».

Она также опасается начавшегося процесса смены старой команды МХАТа: «Проведены увольнения очень хороших работников театра, из цехов, билетного стола, сейчас предупреждают, что будут замещаться начальники цехов: гримерного, костюмерного. Началась полная смена коллектива».

Читайте так же:  Как оформить академический отпуск по семейным обстоятельствам

При этом, по мнению Матасовой, все актеры стараются и продолжают играть, несмотря на то, что многие негативно относятся к новому худруку Эдуарду Боякову. «Как старались, так и стараются. Как играли, так и играют», — сказала она.

Замхудрука МХАТа: «Это все вранье»

Заместитель художественного руководителя МХАТа Александр Замыслов выразил категорическое несогласие с Матасовой. «Это все вранье», — заявил он в ответ на просьбу прокомментировать слова актрисы о падении заинтересованности зрителя в новых постановках.

«У нас есть официальная статистика за первое полугодие этого года, когда вышли наши премьеры. Количественный рост посещаемости составил 26 тысяч человек, это 24% прироста по сравнению с прошлым годом. Выручка от продажи билетов выросла на 35%, в денежном выражении это около 17 миллионов рублей», — сказал Замыслов.

Он также прокомментировал утверждения об увольнениях во МХАТе, заверив, что ничего подобного руководство делать не будет. «Массово увольнять из актерского состава никто не собирается. Это очень странная идея», — отметил он.

По поводу смены остальных работников МХАТа заместитель худрука сказал: «В цехах, в билетном столе есть люди, с которыми не продлевается договор, вот сегодня с одним человеком из цеха не продлен договор в силу того, что есть нарекания. Будут искать другого человека. Это все очень индивидуально, и массовый характер не носит».

Замыслов признал, что «в свободные от спектаклей дни сцена сдается в аренду». По его словам, «в театр во время отпуска труппы должны поступать деньги на содержание».

Замыслов считает, что требования актеров о возвращении на пост прежнего руководителя абсолютно не обоснованы и «самой Дорониной не поддерживаются».

При этом официальные представители Дорониной отказались от комментариев.

Финансовые показатели театра

В МХАТ имени Горького расценили видеообращение артистов как попытку дискредитировать результаты работы коллектива.

В заявлении театра, опубликованном на его сайте, говорится, что по итогам первого полугодия 2019 года билетная выручка выросла более чем на треть, на 32 млн рублей, а количество пожертвований достигло почти 8 млн рублей

По мнению руководства театра, «очевидно, что те, кто утверждает, что дела стали идти туго и в творческом, и в хозяйственном отношении, вводят всех в заблуждение, бросают тень и на наш театр, и на нашего учредителя, и на министерство культуры РФ».

В заявлении названо ложью и «утверждение относительно отстранения президента театра Татьяны Дорониной от участия в художественных процессах театра, а также отсутствие в Уставе театра должной статьи, регулирующей деятельность худсовета». «Что касается Дорониной, она не просто проинформирована об этих изменениях, она подписала все соответствующие документы и контракты», — утверждают представители театра.

О «поиске генокода»

По утверждению представителей театра, «репертуарная политика театра основывается на поиске и проявлении генокода отечественной культуры, о чём и свидетельствуют новые постановки театра».

Так, в 2019 году были запущены процессы исследования и реконструкции исторических спектаклей «Синяя птица» (спектакль в постановке К.С. Станиславского 1908 года) и «Три сестры» (спектакль в постановке В.И. Немировича-Данченко 1940 года). Премьера обновленного спектакля «Синяя птица» назначена на конец октября — начало ноября 2019 года. Обсуждаются зарубежные гастроли этого спектакля.

В начале декабря 2018 года новым руководителем МХАТ имени Горького был назначен продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков. Предыдущий руководитель театра, народная артистка СССР Татьяна Доронина получила назначение на специально введенную должность президента театра.

В июне 2019 коллектив МХАТ им Горького записал видеообращение к президенту РФ с просьбой вернуть полномочия бывшему художественному руководителю театра. Из Кремля пока никакой реакции на обращение не последовало.

Источник: http://www.interfax.ru/russia/666715

Судебное разбирательство театра мхат горького

Основных причин конфликта две — смена репертуарной политики после ухода Татьяны Дорониной, много лет возглавлявший этот театр, и требование нового режиссера Эдуарда Боякова перейти с постоянных контрактов на срочные договоры. Часть труппы, которая занимала ведущие позиции при Татьяне Васильевне, отказалась это делать. Негативную реакцию вызвали как изменения в театре, так и ухудшение своего положения — а переход на срочные контракты сложно расценить по-другому.

Раздражение актеров вызывает и то, что руководство театра якобы запрещает давать им комментарии прессе под угрозой увольнения. В театре действительно существует документ — кодекс этики, принятый еще в «Доронинскую» эпоху. Он обязывает работников театра согласовывать с руководством любое мнение, предназначенное для прессы.

Однако адвокат Московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксения Михайличенко, представляющая интересы группы актеров МХАТ им. Горького в суде, считает, что такое требование — незаконно.

— Работник не имеет право распространяться лишь об одном виде информации — коммерческой тайне. Но положение о ней должно специально прописываться, в театре оно не было введено, да и информация о жизнедеятельности театра к коммерческой тайне не относится. Так что такой запрет — это нарушение конституционных прав и Европейской конвенции по правам человека, в которой предусмотрено право человека на свободу слова, — рассказывает «Культуромании» юрист.

Тем не менее, актеры стараются не рисковать, и еще один собеседник нашего издания — актер МХАТ им. Горького — попросил не называть его имени. Как он утверждает, суть поданного иска в том, что трудовые права актеров нарушаются, а зарплата выплачивается не полностью.

— Действительно, мы, восемь актеров, объединили иски и подали их ко МХАТ им. Горького, также есть несколько наших коллег, они подали заявления в другие суды. Это произошло после того, как мы отказались переходить на срочные трудовые договоры, обратились в трудовую инспекцию и прокуратуру. После этого нас сняли со спектаклей, лишили премий и надбавок. Заменили в постановках совершенно необоснованно, на наш взгляд. Представители театра в суде объяснили данные шаги тем, что другим актерам тоже нужны роли, а также необходимостью омоложения актерского состава. Так вот — есть множество примеров, когда со спектакля снимался актер достаточно молодой и заменялся возрастным или членом труппы, имеющим полную занятость, — говорит собеседник.

— Хочу подчеркнуть, что дело не только в переходе на срочные договоры. Я вижу весомую причину в самом отношении к нам Боякова — это личная неприязнь, возникшая к группе актеров. Режиссер использует административный ресурс, осуществляя давление на них, его действия не продиктованы производственной необходимостью. Это исключительно месть, попытка наказать нас за то, что мы посмели его ослушаться.

На взгляд собеседника «Культуромании», причина конфликта и в том, что пришедшая команда «непрофессиональна».

— У режиссера просто журналистское образование. Сейчас «клепается» большое количество премьер, немного порепетировали и вышли на сцену. Я видел, как проходят эти репетиции — это самодеятельность, а не уровень профессионального академического театра, — делится своим мнением актер. — И даже разговор Татьяны Дорониной с Путиным не помог. Насколько я знаю, Татьяна Васильевна попросила его в первую очередь восстановить в спектаклях актеров, пострадавших в этом конфликте, начислить им удержанные премии и надбавки. Но этого не произошло, наоборот, ситуация усугубилась. Руководство театра утверждает, что постоянно общается с Дорониной и держит ее в курсе происходящего. Но это неправда. Татьяна Васильевна два раза разговаривала с Бояковым. Первый раз — просила, чтобы он не трогал актера Дмитрия Корепина, которого сейчас увольняют. И второй — просила не менять ничего в спектакле «Три сестры», репетиции которого проходят с новым составом актеров. Так что ее мнение в расчет не берется.

Читайте так же:  Старые нормы гпк на возмещение судебных расходов

Собеседник уверен, что многие актеры, лояльные новому руководству, выбрали эту позицию, испугавшись возможных проблем по работе. И если с ними «поговорить по душам», то выяснится, что они так же недовольны и репертуарной политикой, и тем, что пришлось ухудшить условия труда, заключив срочный договор вместо постоянного, и тем, что театр «превратился в торговый центр». Последнее замечание относится к тому, что сейчас МХАТ работает с утра, в помещении проходят лекции и различные занятия.

Адвокат Ксения Михайличенко рассказала «Культуромании» о том, что по ее мнению, ситуация во МХАТ им.Горького вышла из правового поля.

— Я считаю то, что происходит сейчас с истцами в театре — нарушение закона. Во-первых, это неправомерное лишение премий, а они являются составной частью зарплаты, в соответствие с существующим положением об оплате труда. И в нем, кстати, перечислены критерии — один из них — отсутствие к работе нареканий, так у моих клиентов их нет. Однако с сентября 2019 они все не получают премий.То есть работодатель нарушает требования локальных актов, и почему-то он начал это делать именно в отношении тех работников, которые не согласились перейти на срочный трудовой договор. Поэтому наше требование — начислить невыплаченные с сентября 2019 года премии, — говорит она. — Еще одна проблема — людей, работающих по бессрочному трудовому договору, нельзя принуждать к переходу на срочный договор. Когда истцы отказались это делать, их стали лишать работы — спектаклей, в которых они были заняты годами. С части постановок их просто сняли, с части — заменили другими членами труппы. Поэтому второе наше требование — предоставление работы, которой истцы оказались лишены. И лишили их работы по дискриминационному признаку — из-за нежелания переходить на срочный трудовой договор.

А что же ответчик? Пресс-секретарь МХАТ им. Горького Анастасия Шмарова так прокомментировала позицию театра.

— Каждый гражданин России имеет право подать иск. Но вся работа в кадровом департаменте МХАТ им. Горького идет в соответствии с Трудовым кодексом и внутренними документами, определяющими порядок начисления стимулирующих надбавок актерам. Кстати, на них стоит подпись самой Татьяны Васильевны Дорониной. Что касается актеров, которых якобы сняли со спектаклей из-за того, что они не перешли на срочные трудовые соглашения, то это неправда. Почти половина труппы на них не перешла, но никто кроме истцов не заявляет, что это обстоятельство стало причиной решения о занятости в тех или иных спектаклях. Это вообще не влияет на решения режиссеров — а в соответствии с нормативными документами только режиссер каждого спектакля принимает решение о распределении ролей в спектакле, — сообщила «Культуромании» пресс-секретарь.

По ее словам положение о том, что сотрудники театра не должны высказывать публично негативное мнение в отношении театра, принято несколько лет назад и подписано президентом МХАТ им. Горького Татьяной Дорониной. Это коллективное решение труппы — согласиться с таким документом и считать внутренней этической нормой.

Следующее судебное заседание состоится 7 февраля. Ксения Михайличенко уверяет, что она видит у этого дела перспективы.

— Иначе я не взялась бы за него. Но в то же время есть сложные вещи, например, дискриминация. В России очень мало судебных дел, в которых она рассматривалась. Так что все-таки сложно судить о будущем решении, — делится мнением адвокат. — Но в любом случае для истцов вопрос дискриминации — принципиальный. Часть актеров, кстати, думает о том, чтобы подать иск непосредственно к Эдуарду Боякову о защите чести и достоинства.

Источник: http://kulturomania.ru/articles/item/aktery-mkhat-vyzvali-boyakova-v-sud/

В МХАТ имени Горького объяснили отсутствие ролей у актеров

Фото: Москва 24/Роман Васильев

Отсутствие ролей у некоторых актеров МХАТ имени Горького обусловлено решением режиссера. Об этом Агентству «Москва» сообщили в пресс-службе театра.

«Профессия актера особенная, и даже в нормативной базе это именуется «особым видом искусства», и в квалификационном справочнике четко указано, что артист драмы получает роли сугубо по назначению режиссера», – цитирует пресс-служба юриста МХАТ имени Горького Федора Кириллова.

Юрист подчеркнул, что даже при отсутствии ролей актеры получают оклад.

«Но назначает на роль именно режиссер. Администрация театра не может влиять на его мнение и вмешиваться в творческий процесс», – сказал Кириллов.

Вся работа с актерами, по словам юриста, проходит в соответствии с Трудовым кодексом и на основании внутренних документов театра.

Ранее сообщалось, что актеры театра жалуются на нового художественного руководителя Эдуарда Боякова. Якобы сейчас их лишают ролей и снимают премии.

В июне артисты Московского художественного академического театра имени Горького записали видеообращение к Владимиру Путину с просьбой вернуть Татьяну Доронину на должность худрука театра.

Авторы ролика пожаловались главе государства, что МХАТ «целенаправленно превращается в прокатную площадку» и это ведет к уничтожению русского репертуарного театра. По словам актеров, «классический репертуар МХАТа замещается спектаклями низкого художественного уровня», что наносит ущерб не только национальному театру, но и русскому языку.

Татьяна Доронина была художественным руководителем МХАТа более 30 лет – с 1987 года. В декабре 2018 года новым худруком театра стал продюсер и режиссер Эдуард Бояков, а Доронина была назначена на специально введенную должность президента МХАТа.

Ранее Эдуард Бояков заявил, что не планирует предоставлять новые полномочия худсовету и президенту театра. Он подчеркнул, что руководит МХАТом в соответствии с уставом и отвечает «за репертуар, деньги, настоящее и будущее театра».

Группа актеров МХАТ имени Горького обвиняет нового худрука в дискриминации

Источник: http://www.m24.ru/news/kultura/17012020/103974

Суд продолжит рассмотрение иска актеров МХАТа им. Горького в феврале

В Пресненском суде Москвы в пятницу, 17-го января, прошло первое заседание по иску актеров МХАТа им. Горького к худруку Эдуарду Боякову.

Пойти против худрука решились не больше десяти актеров, сообщает «Эхо Москвы». Все, что с ними происходило в театре за последний год, они считают дискриминацией. Судья Юлия Зенгер дала слово каждому. Почти все истцы служат в МХАТе более 15 лет.

По словам истцов пришедшее на смену Татьяне Дорониной начальство предложило заключить труппе срочные контракты, но согласились на это не все, и тогда начались проблемы. Несговорчивых актеров стали реже задействовать в спектаклях, нагрузка у некоторых сократилась в два раза, аншлаговые постановки с их участием вообще сняли, к тому же артисты лишились премий и надбавок.

Истец Антон Наумов цитировал слова Боякова, который сказал ему буквально следующее: я вас не вижу в своём творческом пространстве. То, что я не могу вас выбросить — это проблемы законодательства.

Сам Эдуард Бояков, к которому адресованы претензии, в суд не явился. Представитель МХАТа уверяет суд, что все действия законны. Нагрузка на труппу снизилась в целом по театру, что выразилось в уменьшении количества спектаклей. Нарушения права на труд нет, режиссеры сами решают, кого задействовать в постановках. Новое руководство хочет для всех сотрудников равных условий, тогда как при Дорониной недовольные артисты, то есть истцы были на привилегированном положении.

Следующее заседание по жалобе актеров на руководство МХАТ им. Горького состоится 7 февраля.

Источник: http://www.teatral-online.ru/news/26015/

История Московского художественного академического театра. Справка

Торжественный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Антона Чехова, состоится в Московском художественном театре, носящем имя великого русского писателя, во вторник 26 января 2010 года.

Московский Художественный (общедоступный) театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.

Читайте так же:  Что указывать при оформлении загранпаспорта

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая, Мария Германова, Мария Роксанова и др.) и участники спектаклей руководимого Станиславским «Общества любителей искусства и литературы» (Мария Лилина, Мария Андреева, Василий Лужский и др.). В 1900 году в труппу был принят Василий Качалов, в 1903 году – Леонид Леонидов.

В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

До 1902 года спектакли шли в арендованном помещении театра Якова Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду.

1 июля 1902 года была произведена реформа театра и сформировано «Товарищество Московского Художественного театра». Это было товарищество на паях, где предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко, а остальные были приглашенные состоятельные люди, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством голосов обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.

В 1902 году театр переехал в Камергерский переулок, в новое здание, перестроенное из старого театра Лианозова. Здание было радикально перестроено для Московского Художественного театра по проекту Федора Шехтеля, на средства Саввы Морозова. С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.

Период 1906–1917 годов в жизни театра характеризуется не только поисками новых сценических приемов, но притоком новых режиссерских сил. Среди режиссеров МХТ, наряду с Константином Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко, Василием Лужским, работали Леопольд Сулержицкий, Константин Марджанов, Александр Бенуа, английский режиссер Гордон Крег, поставивший «Гамлета» в 1911 году.
В 1913 году была открыта Первая Студия МХТ.

После Октябрьской Революции театр оказался в сложном положении. Его стали обвинять в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже.

Основанием послужило то, что часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехала в 1919 году в гастрольную поездку, однако события гражданской войны помешали ей вернуться в Москву и труппа вынуждена была несколько лет гастролировать по Европе. В 1922 году труппа вернулась в Россию.

В 1920 году студия, руководимая Евгением Вахтанговым, получила название Третья Студия МХАТ; в 1921 году группой актеров МХАТ была организована Четвертая Студия МХАТ.

В 1920 году Художественному театру было присвоено звание «академического театра».

В середине 1920-х годов в труппу театра влились студийцы Алла Тарасова, Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Анастасия Зуева, Николай Баталов, Николай Хмелев, Михаил Кедров, Борис Ливанов, Марк Прудкин, Алексей Грибов, Михаил Яншин и др.

В 1923 году при театре открылся музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.

В январе 1932 года меняется статус Художественного театра: театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького.

В 1933 году МХАТу передается здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ.

В 1937 году театр был награжден орденом Ленина, в 1938 году – орденом Трудового Красного Знамени.

После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 года театр вернулся в Москву.

В 1942 году при театре была организована экспериментальная сценическая лаборатория, с 1943 года существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко.

В 1946 году художественным руководителем театра стал Михаил Кедров.

В 1950-е годы в репертуаре театра появились спектакли, получившие официальное признание, однако из-за малой посещаемости они быстро снимались с репертуара. С 1955 года во МХАТе не было главного режиссера, театр возглавлялся коллегией (в 1960–1963 годах ее председателем был Михаил Кедров). Залы театра постепенно пустели. Центр театральной жизни переместился в Театр на Таганке, в «Современник».

В поисках выхода из затянувшегося застоя последних десятилетий «старики» Художественного театра пригласили главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии, основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова.

Возглавив МХАТ в 1970 году, Ефремов приглашает в труппу МХАТа известных артистов. В период 1970 – 1990-х годов во МХАТ пришли Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Анастасия Вертинская, Татьяна Лаврова, Андрей Мягков, Ия Саввина, Георгий Бурков, Юрий Богатырев, Александр Петренко, Станислав Любшин, Олег Борисов, Олег Табаков.

Во МХАТе ставили спектакли Анатолий Эфрос и Кама Гинкас, Роман Виктюк и Марк Розовский, Темур Чхеидзе и Лев Додин. Постоянными авторами театра стали Александр Гельман и Михаил Рощин, ставились пьесы Михаила Шатрова, Александра Мишарина. К сотрудничеству были привлечены художники Иосиф Сумбаташвили, Георгий Алексии-Месхишвили, Борис Мессерер, Эдуард Кочергин, Давид Боровский, Валерий Левенталь.

Одним из главных авторов ефремовского периода МХАТа становится Чехов.

В конце 1973 года на Тверском бульваре было открыто новое здание театра.

В 1987 году в результате творческого конфликта театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом: Московский Художественный академический театр им. М. Горького, который остался в здании на Тверском бульваре (руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина) и Московский художественный театр им. А. П. Чехова, переехавший в отремонтированное здание Художественного театра в Камергерском переулке (его художественным руководителем остался Олег Ефремов).

МХАТ им. А.П. Чехова был образован в 1987 году, после раздела МХАТа. Имя Антона Павловича Чехова театр носит с 1989 года. В 1996 году Указом президента Российской Федерации театр был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

16 июня 1997 года Правительство РФ утвердило устав Московского Художественного академического театра имен А.П. Чехова. Художественным руководителем театра был назначен Олег Ефремов.

В составе труппы в разные годы были: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Петр Щербаков, Олег Борисов, Юрий Богатырев, Ангелина Степанова, Софья Пилявская, Екатерина Васильева, Всеволод Давыдов, Роман Козак, Стансилав Любшин, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Анатолий Жарков, Александр Калягин, Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Нина Гуляева, Ия Саввина, Наталья Тенякова, Александр Феклистов, Евгений Киндиновв и др.

В 2000 году после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

МХАТ имени М. Горького, образованный в 1987 после раздела МХАТа, сохранил унаследованное от этого театра название в прежнем виде.
В труппе театра в разные годы были: Михаил Болдуман, Всеволод Санаев, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Дмитрий Золотухин, Георгий Бурков, Тамара Акулова, Всеволод Абдулов, Юрий Горобец, Анастасия Георгиевская, Светлана Коркошко, Аристарх Ливанов, Леонид Губанов, Михаил Зимин, Всеволод Шиловский и др.

После разделения театр определил свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы.
Директор и художественный руководитель театра с 1987 года Татьяна Доронина.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ria.ru/20100125/206174312.html

Судебное разбирательство театра мхат горького
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here