Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних

Одной из самых сложных и ответственных экспертиз, которая проводится при расследовании уголовных дел или разрешении гражданских споров, считается судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. Она требует не только глубоких знаний специалиста, но и особого такта и внимания, так как речь идет о детях, поэтому к работе нередко привлекаются специалисты независимой лицензированной компании. Их преимуществами являются:

  • наличие высшего не только психологического образования по специальности «детский психолог», но и педагогического позволяет вести исследования на высоком профессиональном уровне;
  • дополнительная подготовка по психиатрии и юриспруденции делает работу специалиста глубокой и осмысленной;
  • умение установить контакт с исследуемым.

Что изучает эксперт

Экспертные исследования данного направления проводятся по решению суда, органов следствия или прокуратуры или по ходатайству одной из сторон судебного разбирательства.

К компетенции судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних относится:

Важным требованием при назначении этого вида экспертных исследования является необходимость правильного формулирования целей, задач и вопросов, ответы на которые необходимо получить в ходе работы эксперта вопросы, которые ставятся перед экспертом.

Источник: http://centrexp.ru/sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza-nesovershennoletnih/

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий

Практические работники правоохранительной системы по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший правонарушение, проявляет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объективного содержания действий подростка субъективно поставленным целям.

Перед судебно-психологической экспертизой стоят задачи: определить уровень интеллектуального развития и уровень развития эмоционально-волевой сферы подэкспертного, а также индивидуально-типологические особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может определить склонность подростка к фантазированию, его повышенную внушаемость и т.п.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В процессе судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных им действий, а также регулировать свою деятельность в процессе правонарушения. Решая этот вопрос, эксперт-психолог может ответить на него положительно, отрицательно, а в некоторых случаях может прийти к выводу о том, что подэкспертный не в полной мере осознавал и понимал значение своих действий или, осознавая их смысл, не мог в полной мере руководить своими действиями в процессе совершаемого преступления.

Общеизвестно, что юридически значимый поступок имеет объективную (действие подследственного) и субъективную стороны. В характеристику субъективной стороны включаются мотивы, цель, степень осознания содеянного, предвидение последствий совершаемых действий, характер волевого к ним отношения.

Знание основных мотивационных линий поведения подследственного позволяет раскрыть внутреннюю картину преступления, проследить степень осознания поступка, предвидения последствий содеянного. Если подследственный не мог в полной мере осознавать фактическое содержание своего поведения или способность к волевой регуляции у него была деформирована, то он не может в полной мере отвечать за свои поступки. Юридической оценке подвергаются только сознательные действия субъекта, которыми он может управлять.

Проблема осознания своих действий и способности руководить ими является стержневой проблемой судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних и малолетних правонарушителей.

Полное осознание человеком значения своих действий включает в себя: а) правильное понимание объективного содержания собственного поведения; б) понимание целей совершаемых действий; в) предвидение результатов своих деяний; г) оценка своих действий с точки зрения действующих моральных и правовых норм.

Способность руководить своими действиями выражается в свободном выборе как целей, так и способов их достижения. Выбор способа неразрывно связан с мотивами поведения.

Экспертная оценка способности преступника или потерпевшего осознавать значение совершаемых им действий требует тщательного анализа умственного развития субъекта преступления, особенностей его личности, самосознания. Важное значение в экспертной оценке проблемы осознания своих действий человеком играет психологический анализ формирования антиобщественного поступка.

В процессе изучения внутренней картины преступления на этапе формирования антиобщественного поступка следователю необходимо проанализировать формирование правосознания подростка, его самооценки, особенности развития реальных жизненных ценностей и нравственно-нормативных установок. Для выявления условий жизни и воспитания подростка, его поведения, увлечений, интересов, индивидуальных особенностей психики, а также ближайшего окружения целесообразно допросить педагогов, соседей, родителей. Полученные сведения имеют важное значение для эксперта-психолога.

Далее необходимо исследовать способы принятия подростком преступного решения. Принятие решения рассматривается как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации с особенностями объективной внешней ситуации, в которой подросток действовал. В процессе принятия решения определяющее значение оказывают индивидуальные свойства личности. Получив информацию от психолога об индивидуальных особенностях личности подследственного, следователь должен соотнести их с объективной внешней реальностью, со спецификой антиобщественного поступка.

Чрезвычайно важным в экспертной оценке противоправного поступка является психологический анализ ситуации деликта, анализ психического состояния подростка в момент деликта, его отношение к содеянному и осознание случившегося.

С целью анализа степени делинквентности и деморализации несовершеннолетнего целесообразно использовать классификацию Г. М. Миньковского, который предлагает выделить три типа делинквентности.

1.Последовательно-криминогенный тип, когда преступление вытекает из привычного стиля жизни подростка, обусловлено его специфическими взглядами, установками, ориентациями. Такие подростки сами формируют ситуацию преступления. Как правило, они имеют некоторый преступный опыт, опыт общения с судебно-следственными органами.

2.Ситуативно-криминогенный тип, где преступление в значительной степени обусловлено неблагоприятной ситуацией. Подростки этого типа, как правило, не осознают ситуации преступления, т. е. не являются его инициаторами, а совершают его под влиянием группы или в состоянии алкогольного опьянения.

Читайте так же:  Регистрация судебного приказа

3.Ситуативный тип характеризуется незначительной выраженностью негативного поведения. Преступление совершается под решающим влиянием ситуации, возникшей не по вине подростка.

Особое место в экспертной оценке занимает анализ личностной значимости цели действий у подростка.

Нередко следственным работникам в процессе следственных действий с подростками приходится сталкиваться с явлениями личностной незрелости подростка, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью осознавать значение совершаемых им действий.

При назначении судебно-психологической экспертизы на предмет осознания подростками своих действий и умения руководить ими следователь, анализируя материалы уголовного дела, должен обратить внимание на следующие моменты:

— цель совершенного преступления;

— соотношение цели и средств ее достижения;

— определенность и стойкость цели;

— соответствие способов достижения цели личностным характеристикам подследственного.

Для оценки способности осознавать значение совершаемых действий и руководить ими рекомендуются следующие типовые вопросы:

1.Каковы интеллектуальные и индивидуально-психологические характеристики подростка?

2.Если учитывать особенности его психического развития, мог ли он полностью осознавать значение совершаемых им действий?

3.Каковы особенности психического состояния подэкспертного в период инкриминируемых ему действий?

4.Если принять во внимание особенности психического развития подэкспертного и особенности его психического состояния, в какой мере он мог руководить своими действиями? Дополнительно можно уточнить, имеются ли в структуре личности подэкспертного свойства, оказавшие существенное влияние на особенности его поведения в ситуации деликта и на особенности его показаний (например, агрессивность, внушаемость, лживость как устойчивая личностная характеристика, гиперсексуальность и др.).

Опыт нашей работы подсказывает, что при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних привлечение психолога не только повышает эффективность расследования, но и способствует оптимизации психологического контакта между следователем и подростком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9051 — | 7680 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_123642_sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza-opredeleniya-sposobnosti-nesovershennoletnego-pravonarushitelya-osoznavat-znachenie-sovershaemih-im-deystviy.html

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних

Экспертиза способности правильно отражать внутреннюю и внешнюю сторону событий (к последним в психологии относят и действие, поведение) подразделяется в экспертологии на два вида — в зависимости от конкретной экспертной задачи:

    1. Экспертиза по установлению способности в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и в полной мере сознательно руководить ими (направлена на проверку правильности отражения внутренней стороны события, способности понимать его смысл, значение).
    2. Экспертиза по установлению способности лица (стороны, свидетеля) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания (направлена на проверку правильности внешнего, чувственного отражения события).

Экспертиза по установлению способности в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и в полной мере сознательно руководить ими (направлена на проверку правильности отражения внутренней стороны события, способности понимать его смысл, значение) назначается, когда у суда имеются сомнения в полноценности осознания лицом своих действий или волеизъявления при совершении этим лицом юридически значимого действия, но оно не связано с предположением об особом эмоциональном состоянии.

Составными частями экспертизы являются выявление специфики личностных свойств, психологический анализ ситуации действия, выявление влияния данных факторов на:

    1. способность в полной мере осознавать свои действия;
    2. способность в полной мере сознательно руководить ими.

Эксперт-психолог дает при этом дифференцированную (в полной или неполной мере) оценку указанных способностей личности.

Специально выделяют психологическую экспертизу в отношении несовершеннолетнего (стороны в процессе — в допускаемых законом случаях). Здесь, помимо вопроса об эмоциональном состоянии, на разрешение эксперту могут быть поставлены вопросы:

    1. не характеризуется ли испытуемый отставанием в психическом развитии, не связанном с патологией психики;
    2. имеются ли у него иные (какие именно) особенности в развитии эмоционально-волевой и познавательной сферы (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию и пр.) и как они повлияли на способность испытуемого в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и на способность в полной мере осознанно управлять ими.

Данный вид экспертизы выделяют в самостоятельный, поскольку речь идет об особом объекте исследования — несовершеннолетнем, психика которого обладает спецификой, вызванной особенностями развития личности.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-nesovershennoletnich

Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Читайте так же:  Обжалование решения мирового судьи госпошлина

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/iuridicheskaya-psichologiya

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ), несмотря на относительную “молодость”, по праву заняла достойное место среди традиционных направлений экспертных исследований. В последние годы правоохранительные органы проявляют повышенный интерес к СПЭ. Это связано, с одной стороны, с ростом преступности, изменением ее структуры, изощренностью правонарушений, а с другой, — с развитием юридической психологии, СПЭ как ее практической отрасли, появлением новых психологических методов, позволяющих успешно решать проблемы, связанные с раскрытием преступлений.

Данная экспертиза назначается в случаях, когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование явлений психики людей, чья вменяемость, как правило, не вызывает сомнения или уже установлена в процессе судебно-психиатрической экспертизы, а потому приводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно с ней.

Специальных учреждений собственно судебно-психологической экспертизы в нашей стране пока немного. Это сектор СПЭ Центральной Северо-Кавказской лаборатории судебной экспертизы МЮ РФ (г. Ростов-на-Дону), Лаборатория судебно-психологических исследований (г.Калуга) и Лаборатория судебно-психологических исследований Специального факультета Санкт-Петербургского университета (г. Санкт-Петербург). До сих пор сложившаяся традиция позволяла привлекать к производству подобных экспертиз специалистов в области психологии, работающих в соответствующих научных учреждениях и учебных заведениях, а кроме того преподавателей факультетов психологии университетов и кафедр психологии педагогических институтов (педуниверситетов). Вместе с тем тенденции развития судебной психологии все настоятельней требуют долгосрочной специализации экспертов-психологов, что позволит избежать все еще случающихся фактов привлечения специалистов, чьи квалификация и правовой статус не соответствуют необходимым требованиям. Первая в стране программа подготовки экспертов судебной психологии ныне введена на Межвузовском факультете практической психологии КГПУ им.К.Э.Циолковского, ОИАТЭ и ВПК ИПРАНа (гг. Калуга-Обнинск-Москва) совместно с ЦСК ЛСЭ (г. Ростов-на-Дону).

В данном методическом руководстве приводятся основные сведения о СПЭ: о ее современном состоянии, возможностях и перспективах развития. Мы познакомим с кругом вопросов, которые в состоянии разрешить СПЭ, рассмотрим основные ошибки при назначении экспертизы, проанализируем трудности, возникающие при оценке заключения СПЭ следователями и судьями, проиллюстрируем примерами из практики.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Видео (кликните для воспроизведения).

Проблема способности несовершеннолетних обвиняемых нести уголовную ответственность за противоправные действия, по сути, возродила СПЭ после десятилетий неприятия и забвения. Г.М. Миньковский первым среди юристов поставил вопрос о необходимости использования специальных психологических познаний в форме экспертизы при расследовании некоторых дел. Он указал, что СПЭ “должна ответить на вопрос, имеются ли у данного субъекта отклонения от нормального для его возраста уровня интеллектуального развития, и если такие отклонения существуют, сделать вывод о их влиянии на вменяемость подростка” (14) . Таким образом, более 35 лет назад Г.М. Миньковский указал на принципиальную возможность с помощью экспертного психологического исследования устанавливать вменяемость психически здоровых подростков.

Практическим работникам нередко приходится сталкиваться с такими фактами, когда подросток, совершивший правонарушения, выявляет признаки отставания в психическом развитии. Это может выражаться, например, в немотивированности противоправных действий, их циничности и демонстративности, инфантильности поведения, легковесности и примитивности суждений, недостаточном понимании социальных и правовых норм, в легкомысленном отношении к своим противоправным поступкам.

В этой связи показателен следующий пример.

Из материалов дела было известно, что в возрасте пяти лет А. получил закрытую черепно-мозговую травму с сотрясением головного мозга. В школу пошел в срок. Учился слабо, но классы не дублировал. В школе “проявлял себя чаще с отрицательной стороны, состоял на учете в ИДН, привлекался к уголовной ответственности в связи с участием в краже, но был амнистирован. Однако в последнее время стал более уравновешенным, доброжелательным и спокойным. Как показал классный руководитель, А. заметно отличается от сверстников своей инфантильностью (например, в 7-м классе мог приносить на уроки игрушечные машины и играть с ними, не обращая внимания на преподавателей). Увлекается спортом, любит читать фантастическую литературу и смотреть индийские фильмы.

Анализируя сложившуюся ситуацию, А. считает, что у него не было выхода, т.к., с одной стороны, растерялся и очень боялся П., т.к. “мог остаться вместе с хозяином квартиры” . С другой стороны, даже если бы и “ударил П. чем-нибудь тяжелым, все равно за это оказался бы в тюрьме”.

В процессе экспериментально-психологического исследования был выявлен низкий уровень интеллектуального развития А., инертность мыслительных процессов. Ему присущи такие личностные особенности, как легкомысленность, несформированность системы морально-нравственных установок, склонность к приключениям и риску, эмоционально-волевая незрелость, высокий уровень личностной тревожности, подчиняемость, заниженный уровень притязаний. В конфликтных и затруднительных ситуациях А. пассивен, склонен избегать проблем либо рассчитывать, что сможет с ними справиться с помощью других людей. Уровень социальной адаптации снижен.

Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что А. сознавал значение своих действий, однако способность руководить ими была предельно ослаблена ввиду особенностей ситуации, значительно ограничивавших свободу выбора адекватных форм поведения, а также присущих А. индивидуально-психологических свойств, таких как эмоционально-волевая незрелость, подчиняемость, пассивность при решении затруднений, инертность мышления.

Рассмотрим основные вопросы, которые могут быть поставлены перед данным видом СПЭ.

  1. Имеются ли у несовершеннолетнего испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, или иных аномалий психического развития неболезненного характера, и если имеются, то в чем конкретно они выражаются?
  2. Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, был ли он в состоянии полностью сознавать значение своих действий ?
  3. Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он был способен руководить своими действиями?
Читайте так же:  Исковое заявление оспаривание решение суда

Хотелось бы предостеречь практических работников от постановки вопросов, предполагающих соотнесение интеллектуального и паспортного возраста. Конечно, понятно желание получить от эксперта ответ о том, что уровень интеллектуального развития подростка соответствует (либо не соответствует) 14- летнему возрасту и, тем самым, принять решение о способности обвиняемого нести уголовную ответственность, вытекающее из действующего законодательства. Однако, в действительности практически никогда не бывает точного соответствия интеллектуального возраста подростка паспортному. Как указывал С.Л. Выготский, “происхождение стадий (развития -авт.) никогда не совпадает совершенно точно с хронологическим течением времени. Ребенок данного паспортного возраста в отношении своего как физиологического, так и интеллектуального возраста может находиться или впереди, или позади той точки, на которой его застиг сейчас возраст хронологический” (2). Это связано с тем, что физиологическое и психическое развитие протекает скачкообразно. Поэтому принципиально невозможен вывод (встречающийся, как ни странно, в некоторых экспертных заключениях) о том, что уровень психического развития 14-летнего подростка соответствует возрасту 13.5 лет.

В еще большей степени это относится к тем случаям, когда экспертному исследованию подвергается подросток, имеющий органические дисфункции либо выявляющий признаки олигофрении в степени дебильности. Следует отметить, что аномальное психическое развитие по своим динамике и содержанию отличается от нормального, а потому невозможно соотносить их уровни даже в рамках одного и того же возраста. Тем более соотносить показатели аномального развития с показателями нормы, свойственными для более младшего возраста. То есть, вывод о том, что уровень психического развития 15-летнего олигофрена соответствует 12-летнему возрасту абсурден.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/engal/02.htm

Психологическая экспертиза ребенка

Как проводится исследование? Во первых вопросы для экспертизы подбираются в индивидуальном порядке. Психологическая экспертиза ребенка учитывает ряд факторов:

  • Причины для выполнения психологической экспертизы.
  • Какую информацию нужно получить.
  • Нюансы и правила формирования вопросов по экспертизе.

Это обследование ребенка комиссией, которая в итоге выписывает заключение эксперта. В нем будут указаны все виды исследований и итоги его проведения.

Для чего проводится психологическая экспертиза ребенка?

Как вы поняли, для оценки психологического состояния ребенка для суда вопросы составляются при ее назначении. Но зачем вообще потребуется подобная судебная экспертиза? Перечислим ряд вероятных причин для выполнения:

  • Совершение различных правонарушений по отношению к ребенку и им самим.
  • Определение уровня развития ребенка.
  • Установление возможности нести уголовную ответственность.
  • Выявление отставания в развитии ребенка и недостаточного осознания последствий своих действий.
  • Освобождение от ответственности перед судом.
  • Оказание последующей помощи ребенку, подбор способов для работы с ним.
  • Исправление сложных подростков.
  • Перевод ребенка в специализированные учреждения для детей с отставанием в развитии и с психологическими проблемами.
  • Определение места жительства при разводе родителей.
  • Лишение прав отца или матери.
  • Выявление нанесенных психологических травм ребенку.
  • Получение дополнительной информации.
  • Выявление мотивов для совершения правонарушений.

Оснований для детской психологической экспертизы множество. Естественно, ее выполнением должны заниматься профессионалы. Рекомендуем обратиться в нашу компанию за помощью. Мы имеем большой опыт в проведении психологической экспертизы ребенка для суда.

Как назначается медико-психологическая экспертиза ребенка?

Существует несколько вариантов:

  • По инициативе представителей правоохранительных органов.
  • Судьи во время рассмотрения различных дел связанных с ребенком его психологическим состоянием.
  • Стороны могут подать ходатайство о психологической экспертизе ребенка.
  • Допускается выполнение исследования вне суда. Тогда достаточно обратиться к нам и заключить договор.

Специалисты компании учитывают все параметры. За счет этого удается исключить возникновение ошибок и получить интересующую информацию для дальнейшего применения заключения судебной психологической экспертизы.

Наши заключения обладают законной силой и применимы для судебных дел. Даже если исследование проводится вне суда, то заключение экспертизы по психологическому состоянию ребенка можно в дальнейшем предоставить в инстанцию. Не возникнет проблем при использовании документов.

Как назначается психологическая экспертиза ребенка для суда?

  • Изначально инициируется процедура судьей или запрос поступает от участников.
  • Формируется постановление с перечнем вопросов.
  • Подбирается компания для судебной психологической экспертизы ребенка.
  • В нее отправляется постановление.
  • Специалисты по судебной психологической экспертизе принимают документы, тщательно изучают все обстоятельства.
  • Назначается время для встречи с объектом исследования.
  • Специалисты по психологической экспертизе ребенка задают вопросы, собирают интересующую информацию.
  • Проводятся различные тестирования ребенка.
  • Анализируются имеющиеся данные.
  • Специалисты выносят итоговое заключение эксепртизы.
  • Формируют заключение и передают его в суд.

Проведение психологической судебной экспертизы ребенка занимает у профессионалов не так много времени.

Специалисты нашей компании смогли оптимизировать все этапы. За счет этого удается ускорить выполнение процесса.

Точность заключений

Точность предоставленных данных зависит от ряда параметров:

  • Применяемых методик.
  • Насколько много информации успел собрать специалист.
  • Основания для выполнения.
  • Опыт сотрудника.
  • Правильность подхода к выполнению процедуры.

Например, в нашей компании сотрудники используют проверенные методики. Они стараются собрать как можно больше информации перед вынесением решения. За счет этого удается обеспечить высокую точность и предотвратить возникновение недочетов.

Принцип независимости

Независимая психологическая экспертиза ребенка позволяет получить все данные и быть уверенным в их точности. Но как обеспечить объективность информации для суда? Для этого нужно соблюдать ряд простых правил:

  • Сотрудники не могут быть заинтересованы в получении конкретного результата.
  • У них не должно присутствовать каких-то личных связей с ребенком и с заказчиками экспертизы.
  • Основа для анализа ребенка – собранные данные.
  • Не допускается искажение информации экспертом по психологическим проблемам ребенка .
  • Сотрудники должны быть полностью объективны при выполнении экспертизы.
Читайте так же:  Ответ на постановление суда

Но зачем нужно соблюдать все эти правила?

  • Необходимо предоставить достоверную информацию для суда.
  • Исключить возможность искажения данных экспертизы с различными целями.
  • На основании полученных данных часто выносится итоговое решение.
  • При наличии недочетов заключение может быть отклонено судом.
  • Отчет удается легко оспорить, достаточно подготовить рецензию на него.

Поэтому для проведения медико-психологической экспертизы ребенка для суда нужно выбрать полностью независимую компанию. Тогда она сможет предоставить все интересующие параметры.

Какую компанию выбрать для проведения экспертизы по психологическому состоянию ребенка?

При подборе организации обычно учитываются следующие параметры:

  • Продолжительность функционирования на рынке.
  • Репутация фирмы, насколько хорошо она справляется со своей работой.
  • Возможность обеспечить полную независимость.
  • Наличие соответствующего опыта работы с подобными заявками.
  • Квалификация сотрудников.

Отличное решение для обращения – Центр медицинских экспертиз. Мы достаточно давно работаем с такими заявками и отлично справляемся с заказами различной сложности.

  • Значительный опыт в данной сфере.
  • Оптимальные цены на предлагаемые услуги.
  • Лучшие специалисты в штате.
  • Судебно-психологическая экспертиза подростка проводится в короткие сроки. Удается сэкономить достаточно времени.
  • Используются передовые методики.
  • У нас достаточно сотрудников для быстрой обработки поступающих заявок.
  • Выдается официальное заключение для дальнейшего применения.
  • Наши документы без проблем принимаются в судах.
  • Отчет формируется с учетом всех правил.
  • Ошибок не допускается, заключение дополнительно проверяется.

Наша компания работает с различными заказчиками. Мы готовы принять запросы от обычных клиентов, судов, следственных органов. Вне зависимости от того, от кого поступила заявка, исследование будет выполнено с учетом всех действующих требований.

Источник: http://sud-med.com/psixologicheskaya-ekspertiza-rebenka/

14.5. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых

В одних регионах превалирует мнение о ведущей роли психиатров в данном виде экспертиз, в других устоялась точка зрения, что участие в экспертизе психологов и психиатров равнозначно. По мнению В. Исаенко, в таких экспертизах ведущая роль должна принадлежать психологам. У психологов и психиатров при комплексной экспертизе зачастую нет единых подходов к оценке психического состояния несовершеннолетнего, отсюда и разные выводы. Еще не выработаны четкие критерии определения соответствия психологического развития несовершеннолетних их возрасту. Психологи не всегда указывают, какому возрасту соответствует уровень развития испытуемого при установленном факте его отставания. Кроме того, в своем заключении они не используют термины «вменяем» или «невменяем», а дают следователю лишь формулу, что конечно же у правоприменителей вызывает определенные затруднения.

Осознание несовершеннолетним своих действий включает в себя правильное понимание объективного содержания собственного поведения, целей совершаемых действий, предвидение прямых и косвенных последствий, оценку собственного поведения с точки зрения действующих в обществе социальных норм, в первую очередь права и морали. Способность его руководить своими действиями состоит из возможности свободно выбирать цели действий и способы, с помощью которых они достигаются. Это приобретается несовершеннолетним в процессе достижения интеллектуального развития, зрелости личности и является одновременно показателем состояния психического развития. Судебно-психологическая экспертиза помогает вскрыть возрастную симуляцию со стороны несовершеннолетнего.

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/145-osobennosti-sudebno-psihologicheskoy-25927.html

14. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 14.1. Понятие психологической экспертизы несовершеннолетних

В науке возрастной психологии существовали и существуют различные теории подросткового возраста, поскольку он отличается динамикой, обусловленной уровнем развития общества, социальной принадлежностью подростка, принадлежностью к полу и другими факторами. Кроме того, психологи последнего десятилетия отмечают сдвиг начала подросткового возраста в сторону омоложения — это, как правило, 11—12 лет, конец подросткового возраста, наибольший период среди предлагаемых различными исследователями, — 18—19 лет.

В данной теме мы будем ориентироваться на точку зрения законодателя, имеющего официальное мнение относительно подросткового возраста. В основном действующее законодательство связывает период взросления и обретения совершеннолетия с достижением 18-летнего возраста.

По гражданскому законодательству полная дееспособность, т.е. способность осуществлять самостоятельно свои права, нести и исполнять обязанности, отвечать за их исполнение, наступает именно с 18 лет. Однако закон предусматривает и различные этапы взросления и соответственно расширения прав и обязанностей несовершеннолетнего (до 14 лет; 14—16 лет; 16—18 лет), а также с учетом вышеупомянутых тенденций общественного развития и индивидуальности личностного развития — институт эмансипированного подростка, т.е. приобретение несовершеннолетним прав и обязанностей в полном объеме с 16 лет.

По общему правилу уголовная ответственность у лица наступает с 16 лет, но это специальный возраст уголовной ответственности, а не возраст достижения уголовного совершеннолетия, поскольку согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетним признается лицо, которому исполнилось 14 лет, но еще не исполнилось 18 лет.

По некоторым составам преступлений предусмотрен 14-летний возраст субъекта преступления — это особо тяжкие преступления по последствиям, ими причиняемым. Законодатель считает, что несовершеннолетний в этом возрасте уже должен осознавать характер и общественную опасность своих деяний в полной мере. Таким образом, подростки до 14 лет рассматриваются законодателем в качестве малолетних, в отношении которых закреплен свой правовой статус их в уголовном процессе (прежде всего исключается их статус в качестве обвиняемых и подозреваемых).

Наряду с этим в уголовном законодательстве (ч. 3 ст. 20 УК РФ) существует правовой институт освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могущего в полной мере осознавать фактический характер своих общественно опасных деяний и руководить ими. Данное явление в психологии называется дизонтогенез — задержка психического развития, умственная отсталость, диссоциированное развитие несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Мнимая сделка судебная практика по гражданским делам

Данное обстоятельство лишает несовершеннолетнее лицо способности сознавать характер совершаемых действий, предвидеть их результаты и руководить ими. Как указывает М.В. Костицкий, между полярными состояниями вменяемости и невменяемости имеется ряд промежуточных состояний, особенно характерных для несовершеннолетнего, где наряду с нормальным развитием личности могут иметь место процессы акселерации и ретардации, определяющие ускоренное или замедленное физическое и психическое развитие личности, т.е. отклонение от нормы в ту или иную сторону. Задержка психического развития несовершеннолетнего может проявляться на уровне общего развития, оценки себя, своих действий и действий других лиц.

В силу психологических и социальных возрастных особенностей личности несовершеннолетнего должен быть особый подход в отношениях с ним в судопроизводстве и в регулировании этих отношений. Особенности психического состояния несовершеннолетнего изучает такой раздел психологии, который стоит на стыке педагогики, изучающей здорового человека, и психиатрии, изучающей патологию как акцентуации характера. Так, для несовершеннолетнего характерны крайние варианты норм поведения, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего у них наблюдается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов и хорошая и даже повышенная чувствительность к другим факторам.

В отношении несовершеннолетних органам, ведущим производство по делу, нередко приходится назначать экспертизу. Судебно-психологическая экспертиза — проведение по постановлению следователя или суда изучения и диагностики различных психологических качеств психики здоровых обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших. Однако особенность такового исследования в отношении несовершеннолетнего состоит в том, что в силу многих возрастных особенностей ее необходимо проводить комплексно как судебно-психолого-психиатрическую экспертизу. Это один из наиболее сложных предметных видов экспертиз в силу неоднозначности их юридического значения и необходимости применения специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но в патопсихологии и возрастной психологии.

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza-25923.html

Психолого-педагогическая экспертиза

Комплексная психолого-педагогическая экспертиза – это совокупность психологических исследований и методик, направленных на составление психологического портрета ребенка.

Исследование проводится квалифицированным экспертом, имеющим психологическую и педагогическую специализацию.

Для чего назначается психолого педагогическая экспертиза ребенка?

Современная психолого-педагогическая или психологическая экспертиза ребенка для суда позволяет в полной мере оценить психологическое состояние ребенка и его родителей для вынесения судом единственно верного решения.

  • При лишении родительских прав
  • При разводе с целью определения места жительства ребенка
  • При определении умственного развития ребенка

Для назначения формы и места обучения ребенка с особенностями развития назначается дополнительная психологическая или медико психолого-педагогическая экспертиза. На основе заключения ребенка направляют на обучение в коррекционную школу или, наоборот, в обычный класс для социализации и адаптации.

Какие факторы состояния ребенка отражает психолого-педагогическая экспертиза для суда?

  • Привязанности ребенка
    К кому из родителей он испытывает большую привязанность и доверие.
  • Отношения к каждому из родителей
    Определение стрессовых реакций (тревожность, страх) по отношению к родителям.
  • Психологический фон в семье
    Определение уровня психологического комфорта между ребенком и родителями.
  • Уровень внушаемости
    Определение влияния авторитетных для ребенка лиц на его решения.
  • Уровень психологического развития

Определение и соотношение психологического развития ребенка с его возрастом.

Как проходит психолого-педагогическая экспертиза?

В обязательном порядке вместе с ребенком во время исследования должен находиться один из родителей или иной законный представитель. В случае, когда экспертиза проводится для назначения места постоянного жительства ребенка, совместное нахождение в кабинете ребенка и родителя дает специалисту дополнительные данные для изучения и интерпретации межличностных отношений.

Правомерное проведение психолого-педагогической экспертизы не требует согласия от второго супруга, и может проводиться по желанию одного из родителей без уведомления второго.

Некорректная судебная психолого-педагогическая экспертиза.

Участились случаи, когда недобросовестные работники экспертных центров пользуются тем, что большинство родителей не знает, как проводится психолого-педагогическая экспертиза, и нарушают протокол. В подобных экспертизах за один сеанс тестируются сразу ребенок вместе с двумя родителями. С ними проводят беседы, используют различные проективные методики. Такая система позволяет вынести заключение, но это заключение не может быть полностью достоверным, так как в присутствии двух родителей невозможно адекватно оценить отношение ребенка к каждому из супругов, а также обратную связь от родителей к ребенку. На основании неполных данных выносится неверное заключение, вследствие чего ребёнок может быть помещен в психотравмирующую среду.

Правильная судебная психолого-педагогическая экспертиза ребенка проводится:

  • С ребенком в присутствии родителя
  • С каждым родителем в отдельности без ребенка
  • С двумя родителями без ребенка

Только всестороннее исследование реакций всех участников судебного разбирательства способно дать объективные данные.

Протокол экспертизы предписывает вести видеонаблюдение за процессом применения методик и бесед.

Последующая оценка записи даст дополнительные штрихи к общей картине.

Для того чтобы психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда прошла по всем правилам и отразила реальный результат текущего состояния ребенка, необходимо тщательно выбирать центр для проведения экспертизы.

Центр медицинской экспертизы “СудМед” предлагает свои услуги для организации и проведения экспертизы. Компания на протяжении 10 лет занимает особое место на рынке проведения независимых экспертиз и оценок. Полученный практический опыт, понимание внутренних процессов и знание законных требований к проведению экспертиз делает центр медицинских экспертиз “СудМед” гарантом быстрого и объективного результата.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sud-med.com/psixologo-pedagogicheskaya-ekspertiza/

Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here