Судебная экспертиза в административном процессе

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: судебная экспертиза в административном процессе. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

ГЛАВА 3. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ЮРИСДИКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

3. Психологическая экспертиза в административном процессе

Как известно, административный процесс охватывает обширное поле деятельности, связанной с разрешением разнообразных вопросов управленческого, исполнительно-распорядительного, индивидуального характера.

В связи с возрастанием сложности процессуального производства, его значения для реализации законодательных предписаний в деле обеспечения порядка управления, общественного порядка и безопасности и т. п. возрастает ответственность за принимаемые компетентными органами и должностными лицами решения. В этой связи возникает насущная потребность привлечения в административный процесс лиц, обладающих глубокими профессиональными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

В специальной литературе вопрос об использовании специальных познаний в административной юрисдикции поднимался неоднократно [125; 126]. В отдельных нормативных актах, действующих до принятия кодексов об административных правонарушениях, указывалось на возможность использования специальных знаний и привлечения— экспертов для разрешения специальных вопросов, например в Законе о народном контроле в СССР (ст. 22), в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Украинской ССР и др. В некоторых случаях в нормативных актах речь шла о необходимости использования специальных знаний, но термин «экспертиза» не употреблялся. Так, ст. 30 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних Украинской ССР предусматривает, что в случае возникновения сомнений в психической полноценности несовершеннолетнего он должен направляться на медицинское обследование. Очевидно, здесь имеется в виду экспертное обследование несовершеннолетнего.

В кодексах об административных правонарушениях [96; 97] экспертиза выделена как самостоятельный источник доказательств (ст. 251, 273 Кодекса УССР, ст. 231, 252 Кодекса РСФСР). Законодатель закрепил возможность привлечения компетентным органом или должностным лицом по делам об административных правонарушениях лиц, обладающих специальными знаниями, для разрешения специальных вопросов.

По нашему мнению, проведение экспертизы для получения заключения специалиста по интересующему вопросу возможно и в Других видах административного производства. Так, применение психологического (экспертного) знания может стать необходимым в сфере нормотворческой деятельности, связанной с вопросами государственного управления.

Участие экспертов-психологов возможно и в производстве по предложениям и заявлениям, жалобам и спорам, если их содержанием являются межличностные отношения, отношения гражданина и организации, вопросы психологического климата, действия систем «человек-машина» и др.

В производстве по делам о поощрениях в сфере государственного управления компетентные органы и должностные лица могли бы более правильно определять формы и средства поощрительного воздействия на отдельных граждан и коллективы трудящихся с учетом их психологических и социально-психологических характеристик.

Может использоваться специальное психологическое знание в административном процессе при применении норм трудового, земельного и финансового права. Эксперты-психологи в этих случаях могут оказать помощь полномочному органу или должностному лицу в определении и раскрытии содержания субъективных аспектов возникшего правоотношения [161], в том числе и деликта, урегулированного указанными отраслями права.

Психологическая экспертиза может иметь самое широкое применение в законодательно наиболее урегулированном виде административного производства — производстве по делам об административных правонарушениях.

Для проведения психологической экспертизы при рассмотрении дел об административных правонарушениях нет никаких препятствий. В кодексах об административных правонарушениях указывается среди других доказательств и заключение эксперта. Из ст. 273 КоАП УССР (ст. 252 КоАП РСФСР) видно, что эксперт — это лицо, обладающее специальными познаниями. При возникновении у полномочного должностного лица или органа сомнений в соответствии психического развития человека его возрасту, в понимании субъектом правонарушения и надлежащей социальной и нравственной оценке им своих действий, при перенесенных или наличных временных или хронических тяжелых соматических или психических заболеваниях правонарушителя, потерпевшего, свидетеля, при наличии в чертах личности особенностей, свидетельствующих об особой неуравновешенности, эмоциональности, агрессивности, странностях в процессах восприятия, воображения, мышления, запоминания, воспроизведения, а также в других случаях в отношении правонарушителя, потерпевшего, свидетеля может быть назначена психологическая экспертиза.

В компетенцию психологической экспертизы по делам об административных правонарушениях входит:

— установление физиологического аффекта или другого особого эмоционального состояния субъекта в момент совершения административного деликта;

— определение психологической возможности свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства совершенного правонарушения и воспроизводить их по требованию должностного лица или компетентного органа;

— определение интеллектуального развития несовершеннолетнего, соответствия его достигнутому возрасту; установление педагогической запущенности, психологического и психофизического инфантилизма; определение структуры и содержания взаимоотношений между родителями, учителями, сверстниками, с одной стороны, и несовершеннолетними правонарушителями — с другой;

— выявление личностных качеств правонарушителя, сказавшихся в совершенном правонарушении;

— установление психологических особенностей и психического состояния водителя транспортного средства при нарушении им установленных правил, а также того, как эти его качества сказались в совершенном правонарушении.

Этот перечень, не являясь исчерпывающим, соответствует состоянию законодательства об административных правонарушениях. Так, ст. 33 КоАП УССР (ст. 33 КоАП РСФСР) об административных правонарушениях среди общих правил наложения административного взыскания предусматривает учет личности правонарушителя. Оптимальную характеристику личности может дать эксперт-психолог. В п. 3 ст. 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, п. 3 ст. 34 КоАП УССР (п. 3 ст. 34 КоАП РСФСР) об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, предусмотрено совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения. Правильно определить психологическое состояние правонарушителя должен эксперт-психолог.

В административном праве получила распространение позиция Б. М. Лазарева и других авторов Комментария к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, указывающих, что в состоянии сильного душевного волнения человек порой теряет контроль над своими действиями, не понимает их значения [98, с. 70].

Полагаем, что это ошибочная позиция, ибо указанное состояние, даже при таком крайне дезорганизующем психическом проявлении, как физиологический аффект, характеризуется частичной сохранностью контроля над своими действиями и пониманием их значения.

В связи с возрастанием значения показаний свидетелей и потерпевших в производстве по делам об административных правонарушениях важной задачей становится определение достоверности этих показаний, их адекватности фактическим обстоятельствам дела. Если первое — определение достоверности [170] — прерогатива полномочного должностного лица или органа, то установление возможности личности, в силу ее индивидуальных психических особенностей, адекватно воспринимать события, факты, обстоятельства, воспроизводить их входит в компетенцию психолога.

Психологическая экспертиза может проводиться в отношении несовершеннолетнего при решении вопроса о привлечении его к ответственности или направлении в спецшколу или спецпрофтехучилище.

Все большее распространение получает судебно-психологическая экспертиза по делам о преступлениях на транспорте. Определение того, где имела место злая воля правонарушителя, а где сыграли роль объективные психологические особенности человека, является необходимым и для дифференциации вида правонарушения [109], и для определения наказания или административного воздействия, и для предупреждения преступлений [153] и правонарушений на транспорте [210; 267].

Читайте так же:  Оформления загранпаспорта нового образца ребенку

При анализе вопросов проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе отмечалось, что она проводится комиссией в составе не менее двух экспертов. Это положение следует распространить и на административный процесс при разрешении сложных вопросов. В обычных случаях, принимая во внимание упрощенность процедуры административного производства, сжатые сроки, устанавливаемые для разбора дела и принятия решения, психологическую экспертизу можно поручать одному эксперту. Эту экспертизу должен проводить психолог, а не психиатр, педагог или другой специалист.

В административном процессе могут иметь место комплексные психологические экспертизы. Так, для определения психологических особенностей и их проявления в совершенном правонарушении, данных показаниях у лиц, болеющих или болевших психическими или соматическими заболеваниями, могут назначаться комплексные психолого-психиатрические или психолого-медицинские эксперты. Для восстановления деятельности человека по управлению механизмами, аппаратами, транспортными средствами могут назначаться и проводиться комплексные психолого-технические экспертизы. Психолого-криминологические экспертизы помогают установить причины и условия отдельного правонарушения или группы правонарушений в микрорайоне, районе, городе, области, коллективе трудящихся, определить пути общей и индивидуальной профилактики правонарушений.

Психолого-педагогическая экспертиза может проводиться для выявления педагогической запущенности, сказавшейся в совершенном правонарушении, определения путей ресоциализации и исправления личности, способов индивидуального воздействия на правонарушителя с целью его исправления.

Возможно проведение в административном процессе и таких комплексных экспертиз, в которых могут принимать участие специалисты трех и более отраслей знания (например, медико-психолого-психиатрическая или технико-психолого-психиатрическая экспертиза).

В настоящей главе рассмотрены особенности и возможности использования психологической экспертизы в трех наиболее распространенных видах юрисдикционного процесса — уголовном, гражданском, административном. Представляется, что развитие теории дисциплинарного, экологического производства, процесса государственного управления, с одной стороны, и теории судебно-психологической экспертизы — с другой поставит на повестку дня вопрос о возможности проведения психологических экспертиз и в этих процессах.

Источник: http://yurpsy.com/files/ucheb/spe3/011.htm

Назначение судебной экспертизы по делам об административных правонарушениях

В случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ). Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено производство экспертизы. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, защитника и представителя, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанного ими лица, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Судебная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: при возбуждении дела, в процессе подготовки его к рассмотрению и в ходе рассмотрения.

Практика назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в последние годы быстро развивается. Ее анализ показывает, что наиболее часто экспертизы назначаются по делам, связанным с нарушением правил и норм, действующих в промышленности, строительстве и энергетике, правил безопасности на транспорте; правонарушениями в области таможенного дела, в области охраны окружающей среды; нарушением правил дорожного движения (в случае причинения материального вреда или легкого вреда здоровью потерпевшего); нарушением требований пожарной безопасности, и по некоторым другим делам.

К сожалению, законодатель не оговаривает права судьи, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, назначать дополнительную, повторную, комиссионную и комплексную экспертизы. Однако, по мнению многих ученых, основания их назначения в практике производства по делам об административном правонарушении соответствуют общему положению ст. 26.4 КоАП РФ, согласно которому определение о назначении экспертизы выносится, когда при производстве по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний.

Признав необходимым производство по делу экспертизы, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы, которое является процессуальным основанием для ее производства. Законодатель сформулировал требования к содержанию определения, однако перечень необходимых сведений, которые должны быть в нем указаны, не является исчерпывающим. На практике такой документ обычно состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.

В вводной части указываются место и дата составления определения, данные о лице или органе, его вынесшем, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, статья нормативного правового акта, по которой возбуждено дело об административном правонарушении.

В описательной части кратко излагаются фабула дела, обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях и назначении экспертизы. Могут быть указаны также представляющие интерес для эксперта особенности объекта исследования, которые способны вызвать его изменение (например, по делу о нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог — особенности транспортировки материалов для дорожного покрытия).

В резолютивной части указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы, а также приводится перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Такими материалами являются объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения. Если на экспертизу представлены вещественные доказательства, то они должны быть внимательно осмотрены, сфотографированы либо зафиксированы иным способом, подробно описаны в протоколе об административном правонарушении или в ином предусмотренном КоАП РФ протоколе и приобщены к делу. В определении также должно быть указано, что эксперту разъяснены его права и обязанности и он предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (по ст. 17.9 КоАП РФ).

По не совсем понятным основаниям в КоАП РФ помимо норм, регламентирующих назначение и производство судебных экспертиз вообще, имеется еще и ст. 27.12, касающаяся, в частности, медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Фактически медицинское освидетельствование представляет собой вид судебно-медицинской экспертизы живого лица.

Источник: http://studref.com/439524/pravo/naznachenie_sudebnoy_ekspertizy_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah

Экспертиза в административном процессе

Юрковец Алина Петровна, Крот Дарья Сергеевна
Барановичский государственный университет

Успешное рассмотрение дел об административных правонарушениях в определенной мере зависит от оперативного использования юрисдикционным органом (должностным лицом) специальных познаний и технических средств путем личного и непосредственного их применения с помощью эксперта, специалиста, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Эффективность использования специальных познаний и технических средств находится в прямой зависимости не только от своевременного назначения эксперта на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, полноты и конкретности сформулированных вопросов, но и от того, насколько умело и широко представлены в оценке обстоятельств административного правонарушения данные различных отраслей познания (медицина, техника и др.), а также от правильно выбранного эксперта и специалиста, определения времени производства экспертизы, тщательности и полноты подготовки объектов и материалов, подлежащих исследованию[1].

Читайте так же:  Загранпаспорт оформление через уфмс

Использование специальных знаний в различных формах характерно для всех видов правоохранительной деятельности, в том числе и для административного процесса. Традиционно формами использования специальных знаний криминалистика называет: участие специалиста при производстве процессуальных действий, а также назначение и производство экспертизы [2].

Согласно ч. 1 ст. 4.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) экспертом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы [5].

Участие сведущих лиц в административном судопроизводстве повышает эффективность следственных действий. Так, эксперт способен ввести дополнительную информацию, которая могла быть пропущена следователем в силу его некомпетентности в отдельных вопросах.

Сущность судебной экспертизы состоит в производстве анализа по заданию суда, лица или органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сведущим лицом (экспертом) в отношении предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также в отношении различных документов, который производится в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам такого исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом источников доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, — доказательствами [1].

Заключение судебного эксперта дается в письменной форме и состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов [4].

Вводные части заключений различных видов экспертиз оформляются с рядом особенностей [4].

Исследовательская часть экспертного заключения представляет собой стадию анализа. Структурно ее можно представить следующим образом: описание; исследования; синтезирование [4].

В ней описываются процесс исследования и его результаты, дается научное обоснование установленным фактам. Описание должно соответствовать решаемым вопросам по своей структуре. Детально описываются выявленные следы, забираемые пробы и другие проведенные действия [4].

Исследовательская часть излагается языком, понятным для лиц, не имеющих специальных знаний. Использованные специальные термины должны разъясняться, либо судебный эксперт должен указать источник, где такого рода разъяснения содержатся [4].

В заключительной части заключения эксперта содержатся ответы на вопросы, содержащиеся в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Эксперт формулирует выводы исключительно на основании проведенных им исследований, руководствуясь при этом только требованиями законодательства. На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его разрешения. Выводы об обстоятельствах, по которым судебному эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследования, излагаются в последнюю очередь [4].

Ст. 10.15 ПИКоАП устанавливает, что экспертиза назначается в случаях, когда при осуществлении административного процесса необходимы специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности.Постановление о назначении экспертизы обязательно для исполнения экспертом, экспертным учреждением, которым оно адресовано и в компетенцию которых входит проведение данной экспертизы [5].

Экспертиза кроме специалистов экспертных учреждений может быть проведена другими лицами, обладающими необходимыми знаниями, с их согласия [5].

Лицензиат — организация, не являющаяся государственным судебно-экспертным учреждением, и индивидуальный предприниматель, имеющие специальное разрешение (лицензию) с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги — судебно-экспертная деятельность [4].

Экспертиза — основная процессуальная форма использования специальных познаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе производства по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Сущность экспертизы состоит в анализе по заданию судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сведущим лицом — экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела [3,с. 649].

Необходимо отметить, что обеспечение использования специальных знаний и технических средств требует постоянного повышения профессиональной квалификации лиц, производящих экспертизу. Т.к. обеспечивается объективность и полнота производства, повышается качество административного судопроизводства.

1. Адмиралова, И. А. Административный процесс и использование в нем специальных знаний [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://e-notabene.ru/pm/article_761.html. –– Дата доступа: 17.11.2018.

2. Асаёнок, Б. В. Оценка достоверности результатов экспертизы в административном процессе [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://www.institutemvd.by/components/com_chronoforms5/chronoforms/uploads/20161018123600_Asaenok.pdf. –– Дата доступа: 17.11.2018.

3. Бахрах, Д. Н. Административное право : учебник для вузов / Д. Н. Барах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов. –– 2-е изд. –– М. : Норма, 2005. — 800 с.

4. Васильев, М. И., Зеленевский, Д.Е. Пособие по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для получения свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: http://bypravo.ru/2018/posobie-po-podgotovke-k-sdache-kvalifikatsionnogo-ekzamena-dlya-polucheniya-svidetelstva-o-prisvoenii-kvalifikatsii-sudebnogo-eksperta/ . –– Дата доступа: 17.11.2018.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 декабря 2006 г., № 194-З : принят Палатой Представителей 9 ноября 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. –– Барановичи, 2018.

Источник: http://conf.omua.ru/content/ekspertiza-v-administrativnom-processe

Судебная экспертиза в административном процессе

Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе

Заметим, что законодатель говорит вообще о судебно-экспертном учреждении, т.е. не предписывает назначать судебную экспертизу только в государственные судебно-экспертные учреждения.

В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ст. 57 ГПК). Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе

Как и другие сотрудники таможенных органов, судебные эксперты проходят специальную аттестацию для решения вопросов о соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Досрочная аттестация сотрудника таможенного органа может быть проведена по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа.

Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе

Формально число кандидатур не ограничено, но на практике руководствуются критериями разумности, рациональности и экономии средств. Указанное правомочие не является обязанностью, поэтому даже тот, кто ходатайствует о производстве экспертизы, может не указывать названия судебно-экспертных учреждений или предлагать кандидатуры конкретных экспертов. В ст. 82 АПК отсутствует норма о допустимости отклонения судом рекомендуемых участниками спора кандидатур экспертов.

Однако это право вытекает из других статей АПК .

Судебным экспертом может быть только лицо, обладающее такими специальными знаниями, которые необходимы для дачи требуемого заключения.

При отсутствии этих знаний у гражданина суд не назначит его экспертом ни по указанному ходатайству, ни по своей инициативе. ——————————— См. также главу 4. Заметим, что поскольку каждая из сторон может предлагать в качестве эксперта

Читайте так же:  Общая характеристика полного товарищества

Назначение судебной экспертизы по делам об административных правонарушениях

Судебная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: при возбуждении дела, в процессе подготовки его к рассмотрению и в ходе рассмотрения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Практика назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в последние годы быстро развивается.

К сожалению, законодатель не оговаривает права судьи, органа или должностного лица, в производстве

Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Частный эксперт может быть в ряде случаев также привлечен к гражданской ответственности согласно ст.

24 «Имущественная ответственность гражданина» ГК. Руководители негосударственных экспертных учреждений при осуществлении судебно-экспертной деятельности порой совершают противоправные деяния, квалифицируемые как преступления по ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» и ст.

Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе

В отношении каждого рода экспертиз указаны объекты и материалы, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта, и вопросы, подлежащие разрешению. Для практикующих юристов, сотрудников хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей, проявляющих интерес к судебным экспертизам.

Содержание Введение Раздел I. Теоретические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы Глава 1. Специальные знания и основные формы их использования в судопроизводстве Глава 2.

Понятие судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты Понятие и предмет судебной экспертизы Задачи судебной экспертизы Объекты судебной экспертизы Глава 3.

Методология судебной экспертизы Разрушающие и неразрушающие методы судебно-экспертного исследования Судебно-экспертные методики Экспертные ошибки Глава 4.

Moneyprofy.ru

Подробно рассматриваются виды экспертиз, которые проводятся должностными лицами, обладающими специальными знаниями. Приводятся требования к совершеннолетним лицам, которые могут быть привлечены в качестве специалиста и эксперта для участия в производстве по делу об административном правонарушении.

Акцентирует внимание на необходимость совершенствования правового статуса эксперта.

Ключевые слова: административные правонарушения, специальные знания, судебная экспертиза, эксперт, заключение эксперта, специалист, законодательная база, законность, правовой статус, должностное лицо Дата направления в редакцию:

Порядок проведения экспертизы по административным делам, связанным с оценочной деятельностью, и оформления ее результатов

До того как направить определение о назначении экспертизы эксперту (ам) или в экспертное учреждение, судья или иное лицо, вынесшее определение, обязан ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего.

При этом им разъясняют их права, связанные с проведением экспертизы: а) заявлять отвод эксперту;

  1. в) ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
  2. б) просить о привлечении в качестве эксперта (ов) указанных ими лиц;

Право заявлять отвод эксперту и ходатайствовать о назначении другого эксперта, зафиксированное в ч.

4 ст. 26.4 КоАП РФ, корреспондируется с положениями ст.

24.4 «Ходатайство» и ст. 25.1, где предусмотрено право лица, в отношении которого ведется административное производство, заявлять ходатайства и отводы.

Ходатайства подаются в письменной форме и подлежат немедленному рассмотрению (ст.

Глава 3. судебно-психологическая экспертиза в отдельных видах юрисдикционного процесса

В отдельных нормативных актах, действующих до принятия кодексов об административных правонарушениях, указывалось на возможность использования специальных знаний и привлечения— экспертов для разрешения специальных вопросов, например в Законе о народном контроле в СССР (ст.

22), в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Украинской ССР и др. В некоторых случаях в нормативных актах речь шла о необходимости использования специальных знаний, но термин «экспертиза» не употреблялся.

Так, ст. 30 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних Украинской ССР предусматривает, что в случае возникновения сомнений в психической полноценности несовершеннолетнего он должен направляться на медицинское обследование.

Очевидно, здесь имеется в виду экспертное обследование несовершеннолетнего.

Источник: http://ndfl63.ru/sudebnaja-ehkspertiza-v-administrativnom-processe-99618/

Порядок проведения экспертизы по административным делам, связанным с оценочной деятельностью, и оформления ее результатов

Производство экспертизы регулируется ст. 26.4 КоАП РФ. Как и в иных процессах, экспертиза назначается при необходимости использования в административном процессе специальных познаний в области науки, техники, искусства, ремесла.

О назначении экспертизы выносится определение судом, органом или должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Производство экспертизы может быть поручено эксперту (ам) или экспертному учреждению, для которых определение о назначении экспертизы является обязательным.

В определении указываются:

  • • основания для назначения экспертизы;
  • • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
  • • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • • перечень материалов, предоставленных в распоряжение эксперта.

В определении отражается также запись о разъяснении эксперту

его прав и обязанностей и предупреждение его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

До того как направить определение о назначении экспертизы эксперту (ам) или в экспертное учреждение, судья или иное лицо, вынесшее определение, обязан ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего. При этом им разъясняют их права, связанные с проведением экспертизы: а) заявлять отвод эксперту;

  • б) просить о привлечении в качестве эксперта (ов) указанных ими лиц;
  • в) ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Право заявлять отвод эксперту и ходатайствовать о назначении другого эксперта, зафиксированное в ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ, корреспондируется с положениями ст. 24.4 «Ходатайство» и ст. 25.1, где предусмотрено право лица, в отношении которого ведется административное производство, заявлять ходатайства и отводы. Ходатайства подаются в письменной форме и подлежат немедленному рассмотрению (ст. 24.4). Решение об отказе в удовлетворении ходатайства должно быть вынесено в форме определения, выносимого судьей, органом или должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Основанием к отводу могут стать: родственные отношения эксперта с лицом, привлекаемым к ответственности, с потерпевшим, их законными представителями, или лицами, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; прежнее участие в деле в качестве иных участников производства, а также, если имеются основания считать эксперта лично, прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание. По результатам исследования должны быть даны обоснованные ответы на поставленные вопросы и сделаны выводы. Статья 26.4 КоАП РФ содержит также положение о том, что заключение эксперта не является обязательным для того, кто назначил экспертизу, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.

Анализ практики административных производств свидетельствует о том, что наиболее часто по делам об административных правонарушениях назначаются экспертизы, связанные с анализом норм, носящих технический или полутехнический-полуправовой характер. Это нормы, действующие в промышленности, строительстве, энергетике, в природоохранном законодательстве, правила безопасности на транспорте, правила дорожного движения, нормы из области таможенного дела, требования пожарной безопасности и т.п. С учетом этого можно выделить такие экспертизы по делам об административных правонарушениях, как инженерно-технические, криминалистические, биологические, экологические, экономические, товароведческие. На исследование эксперта могут поступать как вещественные доказательства (ст. 26.6), так и документы (ст. 26.7).

Читайте так же:  Госпошлина на развод через суд с детьми

Источник: http://studref.com/488259/pravo/poryadok_provedeniya_ekspertizy_administrativnym_delam_svyazannym_otsenochnoy_deyatelnostyu_oformleniya_re

Права и обязанности судебного эксперта в административном производстве

Статья 25.9 КоАП РФ содержит описание прав и обязанностей эксперта. По КоАП РФ лицо, привлекаемое в качестве эксперта, должно отвечать трем условиям: а) быть совершеннолетним; б) обладать специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи заключения; в) не быть заинтересованным в исходе дела. Эксперт обязан явиться по вызову судьи, органа или должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Многие специалисты отмечают противоречие данной статьи со ст. 307 УК РФ об уголовной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперту предоставлено право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения. Последнее основание может быть реализовано после того, как эксперт заявит ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов (это право ему предоставлено законом) и не получит таковых.

Как и в других процессах, эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; с разрешения суда, органа или должностного лица, в производстве которого находится дело о правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, участникам процесса: лицу, в отношении которого ведется дело, потерпевшему, свидетелям. Вопросы могут быть заданы как при административном расследовании, так и при судебном разбирательстве.

Эксперт вправе указать в своем заключении обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были заданы вопросы («экспертная инициатива»).


Источник: http://studref.com/488201/pravo/prava_obyazannosti_sudebnogo_eksperta_administrativnom_proizvodstve

Статья 26.4. Экспертиза

СТ 26.4 КоАП РФ

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Комментарий к Ст. 26.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Экспертиза назначается в случаях, когда в процессе производства по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле (о понятиях специальных познаний, специальных знаний см. комментарий к ст. 25.8 КоАП РФ). Сущность экспертизы состоит в анализе (по заданию судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело) сведущим лицом — экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, значимых для правильного разрешения дела.

Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств. Судья, орган, должностное лицо не могут создавать новые доказательства, в то время как эксперт получает ранее неизвестные фактические данные. Поэтому экспертиза назначается независимо от того, обладают или нет судьи, лица, входящие в коллегиальный орган, должностные лица, в производстве которых находится дело, специальными знаниями. Установив, что выяснение обстоятельств дела невозможно без производства экспертизы, они обязаны ее назначить. Экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: при возбуждении дела, в процессе подготовки его к рассмотрению и в ходе самого рассмотрения.

2. В комментируемой статье не рассматривается вопрос о возможности назначения экспертизы по инициативе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего. Однако указанные лица, а также защитник и представитель вправе заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы, предложить вопросы, выносимые на разрешение эксперта.

3. Экспертному исследованию подвергаются: отображения людей и животных, предметов, механизмов и агрегатов, вещества, материалы и изделия, документы, рукописи, печатная и полиграфическая продукция, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и многое другое. Специальные знания, необходимые для исследования этих объектов, могут относиться к любой отрасли науки, техники, искусства и ремесла. Перед экспертом могут ставиться также вопросы о том, нарушались ли специальные правила и нормы, регламентирующие осуществление и обеспечение безопасности работ в отраслях промышленности, на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи, горных и строительных работ, охрану окружающей среды и т.д. Такие правила и нормы, имея правовую форму, содержат положения технического характера, так как разрабатываются на основе данных естественных и технических наук.

4. Анализ практики назначения и производства экспертиз показывает, что наиболее часто экспертизы назначаются по делам, связанным с нарушением правил и норм, действующих в промышленности, строительстве и энергетике; правил безопасности на транспорте; норм в области таможенного дела, в области охраны окружающей среды; Правил дорожного движения (в случае причинения материального вреда или легкого вреда здоровью потерпевшего); требований пожарной безопасности и по некоторым другим делам.

В соответствии с общепринятой классификацией экспертизы подразделяются прежде всего по характеру необходимых для их производства специальных познаний (классу, роду, виду экспертиз) и месту проведения. Среди классов экспертиз, представляющих интерес для производства по делам об административных правонарушениях, следует выделить: криминалистические, биологические, экономические, инженерно-технические, экологические, экспертизы веществ и материалов и т.д. Среди родов экспертиз, относящихся, например, к классу инженерно-технических, достаточно часто производятся дорожно-транспортные, пожарно-технические экспертизы и некоторые другие. По месту проведения они различаются в зависимости от того, производились ли в экспертных организациях (независимо от формы собственности) или вне этих организаций, причем последних становится все больше.

Читайте так же:  Заявляющее взыскании судебных издержек

5. Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях свидетельствует, что в ряде случаев судьи, органы и должностные лица, в производстве которых находится дело, назначают также дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы. Нередко это происходит по ходатайствам лиц, в отношении которых ведется производство по делу, потерпевших, защитников и представителей.

— Дополнительные экспертизы назначаются при неполноте или неясности выводов основной экспертизы или когда после экспертного исследования возникают новые, связанные с тем же объектом вопросы, которые ранее перед экспертом не ставились.

— Повторной является экспертиза, производимая по тем же объектам и решающая те же вопросы, что и первичная, заключение которой признано необоснованным или вызывает сомнения. Это возможно, например, если заключение первичной экспертизы противоречит объективно установленным фактам, или не согласуется с достоверными обстоятельствами дела, либо сделано без учета относящихся к предмету экспертизы фактов. Повторные экспертизы назначаются и в тех случаях, когда при назначении или производстве первичной были допущены процессуальные нарушения (например, поручение производства экспертизы лицу, заинтересованному в исходе дела, или некомпетентному). Повторная экспертиза поручается другому эксперту или экспертам.

— Комиссионные (в отличие от единоличных) экспертизы производятся комиссией, состоящей из двух или более экспертов одной специализации.

— Комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов и формулированием общего вывода. Примером может быть комплексная трасологическая и дорожно-транспортная экспертиза, призванная установить механизм нарушения Правил дорожного движения, в результате чего был причинен легкий вред здоровью потерпевшего. В принципе возможно выполнение комплексной экспертизы и одним экспертом, если он обладает специальными познаниями в различных классах и родах экспертиз.

6. Признав необходимым назначить по делу экспертизу, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение, которое является процессуальным основанием для ее проведения. Такой документ обычно состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.

— Во вводной части указываются место и дата составления определения, данные о лице или органе, его вынесшем, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, статья нормативного акта, по которой возбуждено дело об административном правонарушении.

— В описательной части кратко излагаются фабула дела, обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях и назначении экспертизы. Могут быть указаны также представляющие интерес для эксперта особенности объекта исследования (например, по делу о нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог — особенности транспортировки материалов для дорожного покрытия).

— В резолютивной части указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы.

Большую роль играет правильная формулировка в определении вопросов, выносимых на разрешение эксперта. Они должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, их следует задавать в логической последовательности. При этом они не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта. Нельзя ставить на разрешение экспертизы такие вопросы чисто правового характера, как, например: усматриваются в деянии или нет признаки состава правонарушения, есть ли виновность лица, какова форма вины? Допустимо, чтобы судья, орган, должностное лицо, вынося определение и формулируя соответствующие вопросы, консультировались с экспертом или специалистом.

В резолютивной части определения приводится также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Такими материалами являются объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения. Если на экспертизу представлены вещественные доказательства, то они должны быть внимательно осмотрены, сфотографированы либо зафиксированы иным способом, подробно описаны в протоколе об административном правонарушении (в ином предусмотренном Кодексом протоколе) и приобщены к делу. Определение должно содержать запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

7. В соответствии с комментируемой статьей определение о назначении экспертизы обязательно для экспертов или учреждений, которым поручено проведение экспертизы. Думается, что такое положение оправданно лишь в отношении специализированных организаций (независимо от формы собственности) и их сотрудников, в обязанности которых входит производство экспертиз. Любые иные организации и специалисты не должны привлекаться к производству экспертиз без их согласия, поскольку иное противоречит положениям ст. 37 Конституции РФ о недопустимости принудительного труда (см. также комментарий к ст. 25.9 КоАП РФ).

8. Процесс производства экспертизы заканчивается заключением эксперта, которое является источником доказательств, а содержащиеся в нем фактические данные — доказательствами. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

Заключение состоит из трех частей.

— Во вводной части содержатся сведения о лице, производившем экспертизу, его экспертной квалификации, стаже работы, наименовании экспертного учреждения, роде и виде произведенной экспертизы, о лице или органе, назначившем экспертизу, основаниях для назначения экспертизы, а также краткое описание обстоятельств дела, имеющих отношение к исследованию, перечисляются вопросы, вынесенные на разрешение эксперта.

— В исследовательской части заключения описываются представленные на экспертизу объекты и сравнительные образцы, излагается процесс исследования с описанием его методики, дается научное объяснение выявленных диагностических и идентификационных признаков. При невозможности решить какой-либо вопрос эксперт должен указать причины отказа. Если экспертиза была комплексной, исследовательская часть завершается синтезирующей, где эксперты, являющиеся специалистами в разных родах или методах экспертизы, обобщают раздельно полученную информацию для формулирования общего ответа на поставленные вопросы.

— В последней части заключения излагаются выводы — даются ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

Выводы экспертизы могут быть категорическими (положительными и отрицательными) и вероятными, т.е. предположительными. Вероятное заключение не может быть источником доказательств, а лишь позволяет получить ориентирующую, поисковую информацию. Вероятные выводы ни в коем случае не должны игнорироваться судьей, органом или должностным лицом, осуществляющими производство по делу, поскольку они не исключают существования альтернативных вариантов по делу.

Если в ходе производства экспертизы экспертом установлены значимые для дела факты, в отношении которых ему не были заданы вопросы, он вправе указать на эти факты в выводах. Экспертное заключение может быть иллюстрировано фотоснимками, схемами, диаграммами, чертежами и другими наглядными материалами. Текст заключения и иллюстративные материалы подписываются экспертом, выполнившим исследование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kodap.ru/razdel-4/glava-26/st-26-4-koap-rf

Судебная экспертиза в административном процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here