Стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Административное судопроизводство как судебный административный процесс.

Студенту следует обратить внимание на то, что в интерпретации административного правосудия (судопроизводства) в российском правоведении наблюдаются две крайние позиции. Одна из них сводит административное правосудие к административной юстиции, понимаемой как «спорное гражданское производство» либо «правосудие по делам из административных правоотношений в рамках гражданского судопроизводства». Тем самым из содержания административного правосудия исключается разбирательство судом дел об административных правонарушениях. Сторонники другой крайней точки зрения, отождествляя административное правосудие с административной юстицией, связывают его с рассмотрением дел об административных правонарушениях. Появление столь полярных точек зрения обусловлено особенностями развития российской правовой системы.

Во-первых, это связано с тем, что в советское время законодатель, категорически не приемля возможность административно-правового спора, отнес ряд административно-спорных дел к категории гражданских дел, лишив их, однако, искового характера. Отсюда разрешение в судебном порядке тех споров, которые в западных странах входят в предмет административной юстиции, стало обозначаться многими авторами как административное правосудие в рамках гражданского судопроизводства.

Во-вторых, в результате декриминализации ряда правонарушений, не представляющих большой социальной опасности, и перевода их в разряд административных в смысле ст. 2.1 КоАП, возникла ситуация, когда рассмотрение этих дел уже нельзя назвать уголовным судопроизводством. В то же время оно не может быть отнесено ни к какому иному судопроизводству, кроме как к административному. Это – та часть (форма) административного правосудия, которая не известна западным странам, т.к. правонарушения в смысле ст. 2.1 КоАП в этих странах не относятся к административным и рассматриваются в порядке уголовного судопроизводства.

В этом контексте студенту следует уяснить, что административное судопроизводство в современной России характеризуется следующими особенностями:

1. Предметом административно-судебной юрисдикции является административно-правовой конфликт, выражающийся в двух своих разновидностях (административном споре и административном правонарушении) и получающий оформление как административное дело (дело в связи с оспариванием административных действий и решений либо дело об административном правонарушении);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Административно-судебная юрисдикция (судопроизводство) осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

3. Административно-судебная юрисдикция осуществляется в процессуальной форме, которую определяет, согласно формулировке Конституционного Суда РФ, процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных отношений (ГПК РФ, АПК РФ и КоАП РФ). Пределы действия общих правил судопроизводства и наличие специальных правил, которые выражаются в определенных изъятиях и дополнениях в ГПК и АПК, в судебно-административном процессе отражают специфику материального административного права и административных дел как объекта их рассмотрения и разрешения.

4. Результатом деятельности суда по реализации административной юрисдикции является вынесение решения о привлечении к административной ответственности (наложении административного наказания) или разрешение административного спора путем признания незаконности (недействительности) либо, наоборот, законности (действительности) административных актов и действий.

Исходя из отмеченных характеристик, административное судопроизводствоможно определить как судебно-административный процесс, направленный на разбирательство административно-правовых конфликтов, в ходе разрешения которых в рамках определенной судебной процедуры констатируется в правозащитных целях незаконность (законность) административно-правовых актов, наличие (отсутствие) конкретных субъективных прав и обязанностей либо устанавливается ответственность за административные правонарушения. Более узким является понятие «административное правосудие». Его можно определить как деятельность суда по разбирательству административных споров и дел об административных правонарушениях, которая производится в процессуальной форме в судебных заседаниях, с участием сторон и других субъектов процесса и состоит в установлении фактических обстоятельств дела путем исследования доказательств, проверки законности административных актов и в разрешении дела, т.е. применении соответствующего материального закона.

В соответствии с предметом административного судопроизводства в его рамках можно выделить два вида производств: 1. производство по административно-правовым спорам или административно-спорное производство; 2. производство по делам об административных правонарушениях или административно-наказательное производство. Административно-спорное производство в рамках судебно-административного процесса – форма защиты прав граждан и юридических лиц в сфере исполнительной власти, административно-наказательное производство – форма реализации административной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Источник: http://studopedia.ru/14_83688_administrativnoe-sudoproizvodstvo-kak-sudebniy-administrativniy-protsess.html

Стадии административного судопроизводства.

Подобно другим разновидностям юридического процесса, административный процесс представляет собой определенную процедуру, складывающуюся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различает в названной процедуре определенные этапы (стадии), в пределах которых участники административного процесса обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия. Стадию можно определить как часть процесса, в пределах которой участники данного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадии данного производства. К ним относятся:

а) возбуждение производства по административному делу;

б) рассмотрение административного дела;

в) принятие решения по административному делу;

г) исполнение решения по административному делу;

д) пересмотр решения по административному делу.

Рассмотрим кратко основные особенности стадий административного процесса.

1. Возбуждение производства по административному делу (и проведение административного расследовании — ст. 28.7 КоАП РФ). Для возбуждения того или иного производства в административном процессе требуется составление предусмотренных социальных документов.

Так, для того чтобы было начато производство по рассмотрению заявления гражданина, необходимо, чтобы такое заявление было официально подано в письменной форме в соответствующий орган исполнительной власти, предприятие, учреждение, организацию и т.д. При этом действующее законодательство не исключает рассмотрения заявлений и в устной форме. Но в этом случае устное заявление должно быть официально зарегистрировано.

Читайте так же:  Академический отпуск по медицинским показаниям основания

Для возбуждения, например, производства по делам о поощрениях необходимо официальное ходатайство управомоченных субъектов, направленное соответствующему органу или должностному лицу.

За небольшим исключением, предусмотренным ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, возбуждение производства по делу об административном правонарушении оформляется официальным документом — протоколом, составленным по правилам ст. 28.2 КоАП РФ.

А решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия, которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры. Так, например, определяется круг процессуальных участников, причастных к предстоящему рассмотрению административного дела, в частности привлечение специалистов, экспертов, переводчика и т.д.

2. Рассмотрение административного дела — вторая, наиболее важная стадия административной процедуры. Именно для нее характерно наиболее широкое участие лиц, причастных к данному производству. В пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для последующего обоснованного юридического решения, принимаемого полномочным органом или должностным лицом.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями, прежде всего мировыми. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума. Так, например. Правительство РФ проекты своих постановлений, т.е. нормативных актов, рассматривает на заседании, которое является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства РФ.

3. Принятие решения по административному делу — процессуальная стадия, характерная тем, что она непосредственно связана с принятием юридического решения, подготовленного процессуальными действиями участников административного производства на его предыдущих стадиях.

Применительно к тем или иным административным производствам существуют процессуальные правила, регулирующие принятие юридического решения как такового. Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом. Ряд процессуальных правил содержат требования, касающиеся реквизитов принимаемого юридического решения, — соблюдение установленной формы акта, его целесообразная структура, безукоризненный стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленное толкование или понимание юридического акта; наличие необходимых подписей, регистрационного номера, даты принятия и др.

4. Исполнение ‘решения по административному делу. Это четвертая обязательная стадия, которая в принципе завершает процедуру того или иного административного производства, входящего в административный процесс.

В зависимости от характера административного дела и, следовательно, адекватного административного производства индивидуальные юридические решения могут:

а) юридически оформлять для данного лица его правомочие, предусмотренное соответствующим законом, например положительное решение по заявлению гражданина;

б) юридически обеспечивать реализацию конкретным органом или должностным лицом определенной обязанности, например принять решение о лицензировании определенного вида деятельности, совершить действия по восстановлению нарушенного права гражданина и т.д.;

в) признав лицо виновным в совершении административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установить для него меру административного наказания или дисциплинарного взыскания.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс.

5. Пересмотр решения по административному делу. Отличие данной стадии административного процесса от предыдущих стадий заключается в том, что она является факультативной и в таком качестве предусмотрена законодательством.

Эта стадия административного процесса становится реальной в тех случаях, когда у субъектов, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, возникает необходимость обжалования этого решения по основаниям материального или процессуального характера. Вместе с тем действующее законодательство знает и исключения из общего правила. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе также потерпевший.

Административное решение, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протест)’ прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Следует также иметь в виду, что Гражданский процессуальный кодекс РФ в гл. 24 закрепил «производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части», тем самым предусмотрев возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции.

Аналогично Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23).

Источник: http://zdamsam.ru/b64886.html

Стадии административного процесса

Вопрос – 117 Административно-процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно-процессуального права. Система а-п права. А-процессуальные нормы в системе норм права.

Система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере функционирования исполнительной власти, обеспечения и охраны правопорядка, а также в сфере судебной деятельности при разрешении административных конфликтов по спорам о субъективных публичных правах образует административно-процессуальное право.

Предметом административно-процессуального права является система прав и обязанностей в сфере исполнительно-распорядительной деятельности публичной власти, совокупность правил, нормирующих субъективные публичные интересы, и сам административный процесс как способ охраны и защиты этих прав и интересов.

  • Позитивная управленческая деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц и иных надлежаще уполномоченных субъектов, осуществляемая в целях упорядочения объектов и систем;
  • Охранительно-принудительная деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также судов, осуществляемая в целях охраны, поддержания и обеспечения установленного правопорядка;
  • Судебная административно-юстиционная деятельность, осуществляемая в форме судопроизводства в целях разрешения возникающих управленческих конфликтов и защиты субъективных публичных прав, свобод и законных интересов.
Читайте так же:  Статья 151 1 охрана изображения гражданина

Метод представляет собой совокупность приемов и способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. Реализуется путем установления в нормах определенных предписаний, дозволений и запретов. Для позитивного (управленческого) процесса характерно преобладание предписания, для охранительного приоритетен запрет, а административная юстиция базируется на предоставлении возможности (дозволения) оберегать и отстаивать собственные публичные права и интересы. Сочетание вышеназванных основных способов воздействия образует такие специфические методы правового регулирования, как императивный (директивный) или диспозитивный (автономный).

Императивный метод – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Он присущ административно-процессуальному праву в меньшей степени, чем уголовно-процессуальному, но в большей степени, чем гражданско-процессуальному.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений можно выделить еще 1 разновидность типов правового регулирования:

  • Общедозволительное , в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Этот тип регулирования становится преобладающим при определении процессуального статуса истца в ап.
  • Запретительное, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Преобладает среди субъектов, обладающих собственными полномочиями по осуществлению управления, его охране или разрешения конфликтов (органы власти и их должностные лица).

Источники административно-процессуального права.

Это совокупность нормативных установлений, регламентирующих процедуры осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, охраны и обеспечения установленного правопорядка, а также защиты публичных прав и интересов в сфере функционирования исполнительной власти.

1) Основным актом, определяющим базовые параметры административно-процессуального права, является Конституция РФ, многие нормы которой устанавливают такие важнейшие аспекты как:

· Административно-процессуальное законодательство, отнесенное к совместному ведению РФ и субъектов

· Принципы административного процесса (демократизм; федерализм; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека м гражданина; приоритет общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров)

· Самостоятельность органов исполнительной и судебной власти

· Обязанность официального опубликования НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/6_92660_stadii-administrativnogo-protsessa.html

Судебное разбирательство как основная стадия административного судопроизводства: понятие, сроки, порядок проведения.

Судебное разбирательство — главная стадия производства по административному делу.

Правосудие по административным делам осуществляется путем их рассмотрения и разрешения в судебном заседании Цель данной стадии – рассмотрение дела по существу. Порядок осуществления судебного разбирательства предусмотрен главой 14 КАС РФ.

Стадия судебного разбирательства начинается с вынесения определения о назначении административного дела к судебному разбирательству.

Конкретный срок стадии судебного разбирательства не определен, однако в законе указано, что административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. В случае сложности дела председатель суда может продлить срок рассматриваемого дела, но не более чем на один месяц. По отдельным категориям административных дел установлены иные, сокращенные, сроки их рассмотрения и разрешения.

Рассматриваемая стадия отличается от других своим субъектным составом. Главный участник процесса — суд первой инстанции. Его деятельность направлена на рассмотрение и разрешение административно-правового спора между сторонами.

Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются:

1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;

3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;

4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение.

5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

Видео (кликните для воспроизведения).

6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. На председательствующего возложен широкий круг обязанностей, закрепленных в ст.143 КАС РФ. Он руководит ходом судебного заседания, создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела, принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании.

В этой стадии выступают такие участники процесса, которых, как правило, нет в других стадиях, — свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

Анализ главы 14 КАС РФ позволяет сделать вывод о наличии в стадии судебного разбирательства следующих последовательно сменяющих друг друга этапов: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; судебные прения; возобновление рассмотрения дела по существу (факультативный этап); разрешение административного дела, вступление решения суда в законную силу, обращение судебного решения к исполнению. Каждый из перечисленных этапов характеризуется своей процессуальной целью, своим особенным содержанием, определенным кругом вопросов, для разрешения которых он существует.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/16xed1d.html

Начало судебного разбирательства в административном процессе

Начало судебного разбирательства в административном процессе.

В назначенное для судебного разбирательства административного дела время председательствующий в судебном заседании открывает судебное заседание и объявляет, какое административное дело подлежит рассмотрению (ст. 145 КАС РФ).

Читайте так же:  Инспектор по делам несовершеннолетних обязанности и образование

Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по административному делу лиц явился, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки.

Суд может привлечь к участию в судебном разбирательстве переводчика по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Председательствующий принимает меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными. До начала допроса явившихся свидетелей председательствующий удаляет их из зала судебного заседания, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования систем видеоконференц-связи, принимает меры, исключающие участие таких свидетелей в судебном заседании указанным способом до начала их допроса.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод.

Председательствующий в судебном заседании разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а также дает пояснения относительно полномочий представителя в случае ведения дела с его обязательным участием.

Ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.

Председательствующий или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания (ст. 156 КАС РФ).

В случае рассмотрения административного дела в отсутствие лица, участвующего в деле и изложившего в письменных объяснениях свои доводы в отношении административных исковых требований, председательствующий в судебном заседании оглашает эти объяснения.

Источник: http://juristic.pro/administrativnyj-process/nachalo-sudebnogo-razbiratelstva-v-administrativnom-processe.html

Понятие и стадии судебного административного процесса. Соотношение с другими отраслями права.

Административное судопроизводство является разновидностью юридического процесса с наличием характерных для последнего таких свойств, как стадийность и временная определенность.

В юридической литературе процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами[1]. Анализ специальной литературы показал, что процессуальной стадии присуща совокупность следующих признаков:

1) стадия – относительно самостоятельная часть производства, выделяемая по признаку специальной процессуальной цели. Каждая стадия имеет относительно самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления[2];

2) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше[3]. Новая стадия может начаться лишь тогда, когда закончена предыдущая, и, как правило, переход от одной процессуальной стадии к другой четко определен и оформляется в виде особого процессуального документа;

3) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;

4) стадия представляет собой совокупность юридических процессуальных действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). Практически каждое процессуальное действие, этап имеют определенные законом временные границы — сроки. Являясь одним из главных элементов процессуальной формы, сроки призваны обеспечивать динамизм процессуальной деятельности и упорядочивать ее. Строгое и неукоснительное соблюдение процессуальных сроков служит гарантией достижения юридического результата[4].

5) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который подводит итог деятельности[5].

Структура стадии в свою очередь содержит менее крупные элементы, которые в теории административного права называются этапами[6].

Этап – это группа взаимосвязанных действий, существующих на каждой стадии[7], или действия, объективно группирующиеся в однородные объединения для решения конкретной, близлежащей задачи, являющейся промежуточной по отношению к основной, решаемой на отдельной стадии[8].

Исследование текста Кодекса административного судопроизводства РФ позволяет сделать вывод о том, что производство по административному делу состоит из следующих стадий: 1) возбуждение производства по административному делу; 2) подготовка административного дела к судебному разбирательству; 3) судебное разбирательство; 4) апелляционное обжалование; 5) исполнение судебных актов по административным делам; 6) пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений; 7) пересмотр судебных постановлений в порядке надзора; 8) пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Стадии возбуждения производства по административному делу; подготовки административного дела к судебному разбирательству; судебного разбирательства; исполнения судебных актов по административным делам являются основными. Они тесно связаны одна с другой в строго определенной последовательности. Каждая последующая стадия становится возможной только после создания условий для перехода к ней на предыдущей стадии.

Стадии апелляционного обжалования, пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, пересмотр судебных постановлений в порядке надзора и пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам являются факультативными.

За исключением стадии пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, факультативные стадии подобно основным стадиям производства по административному делу, имеют определенную законом последовательность.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/16xed18.html

Административное судопроизводство.

Административное судопроизводство — это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Признаки административного судопроизводства: 1. В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров — административные дела

Читайте так же:  Утеря паспорта какие документы нужны для восстановления

2. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

3. Особый субъектный состав — частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой — орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

4. Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

5. Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства: административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Особенности административного судопроизводства: 1) Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). 2) Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. 3) Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. 4) Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства учеными называются: во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти; во-вторых, активная роль суда на всех стадиях судебного разбирательства; в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия); в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом; в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10999 — | 7443 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/20_16742_administrativnoe-sudoproizvodstvo.html

Статья 132 КАС РФ. Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству (действующая редакция)

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 132 КАС РФ

1. Комментируемой статьей закрепляются базовые характеристики подготовки административного дела к судебному разбирательству как стадии административного судопроизводства.

Подготовка каждого административного дела к предстоящему судебному разбирательству — самостоятельная обязательная стадия производства по административному делу в суде первой инстанции.

Самостоятельный характер стадии подготовки находит отражение прежде всего в том, что она имеет специфические цель и задачи, а также значение. Целью подготовки является обеспечение наиболее быстрого, своевременного и правильного разрешения дела по существу.

Обязательность рассматриваемой стадии проявляется в том, что подготовка проводится по всем без исключения административным делам независимо от их сложности, социальной значимости, объема доказательств и других факторов. В определенной мере это обусловлено самой логикой развития процесса в суде первой инстанции: если возбуждение дела дает импульс всему дальнейшему развитию процессуальных правоотношений по делу, то подготовка дела к судебному разбирательству создает необходимые условия для решения общих задач административного судопроизводства, сформулированных в ст. 3 КАС, посредством выполнения специальных задач, присущих данной стадии административного судопроизводства. Хотя конкретных исключений из правила об обязательности проведения подготовки КАС не предусматривает, в известном смысле таким исключением можно считать упрощенное (письменное) производство, учитывая его специфику, в том числе усеченный срок рассмотрения дела в рамках данной процедуры (см. комментарий к ст. 292 КАС).

В КАС, как и в ГПК, подготовка дела к судебному разбирательству не рассматривается как стадия процесса, которая носит исключительно вспомогательный, обслуживающий характер. Такой вывод с необходимостью вытекает из ст. 138 КАС (см. комментарий к названной статье), которая наряду с полномочием суда по окончанию производства по делу без вынесения решения предусматривает право суда принять решение об отказе в удовлетворении административного иска ввиду установления факта пропуска административным истцом установленного законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

2. Подготовка начинается сразу же после возбуждения административного дела. Данной нормой подчеркивается стадийность процесса по административному делу, которая предполагает не только наличие определенных стадий, но и строгую последовательность их наступления. С практической точки зрения комментируемая норма исключает возможность совершения каких-либо подготовительных действий до принятия административного иска к производству суда, в том числе и в случае оставления административного искового заявления без движения по правилам ст. 130 КАС (см. комментарий к названной статье), и, наоборот, не допускает оставления без движения заявления, по которому уже возбуждено административное дело и осуществляются процессуальные подготовительные действия. Отступление от данного правила чревато нарушением последовательности прохождения отдельных стадий процесса, а значит, и логики развития процесса в суде первой инстанции в целом.

Читайте так же:  Судебные издержки в исполнительном производстве

Закон устанавливает проведение подготовки единолично судьей, которому исковые материалы переданы после их поступления в суд в соответствии с действующим в судах общей юрисдикции порядком распределения дел и формирования состава суда (ст. 28 КАС). Строго говоря, КАС предусматривает коллегиальность только при рассмотрении административных дел отдельных категорий (ч. 1 ст. 29 КАС), т.е. исключительно в стадии судебного разбирательства, тем самым не допуская использования данного начала в стадиях возбуждения административного дела и подготовки его к судебному разбирательству. В отсутствие иных нормативных установлений комментируемая норма предполагает проведение подготовки единолично судьей независимо от того, каким составом суда (единолично или коллегиально) должно рассматриваться дело в стадии судебного разбирательства по правилам ч. 2 ст. 29 КАС.

Обращает на себя внимание тесная связь между тремя задачами подготовки — уточнением предмета доказывания, правовой квалификацией взаимоотношений сторон и представлением необходимых доказательств: норма права, регулирующая взаимоотношения сторон, служит одним из источников определения круга фактов предмета доказывания, а он, в свою очередь, влияет на определение круга доказательств, подлежащих исследованию по делу.

Уточнение обстоятельств дела начинается с уяснения требований истца. Суд должен помочь истцу внести в них определенность и ясность.

Определяя совокупность фактов, установление которых необходимо для разрешения дела, судья исследует фактический состав основания иска, а также выясняет у истца, какие возражения возможны со стороны ответчика. При этом судья, руководствуясь нормами материального права, вправе включить в предмет доказывания факты, имеющие юридическое значение для дела, но не указанные сторонами, либо исключить из основания иска факты, которые не имеют значения для дела (см. комментарий к ст. 62 КАС).

Правильно определить предмет доказывания невозможно без квалификации правоотношения сторон, и наоборот, чем более полной информацией об обстоятельствах дела располагает суд, тем более точной будет правовая квалификация, которую он даст правоотношениям между сторонами спора. Иными словами, уточняя обстоятельства дела в ходе подготовки к судебному разбирательству, судья определяет и нормы материального права, регламентирующие правовые отношения, сложившиеся между сторонами, которые подлежат применению при разрешении спора. Отсюда вывод: уточнение предмета доказывания и квалификация правоотношений сторон взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Результатом анализа спорного правоотношения должно быть установление его субъектов (лиц, которые в данном правоотношении предположительно являются управомоченными и обязанными). Характером правоотношения определяется необходимость участия в процессе лиц, имеющих заинтересованность в деле (как материально-правовую, так и процессуальную или только процессуальную). В стадии подготовки судья должен разрешить вопрос о необходимости привлечения к участию в процессе специалиста, переводчика. Что же касается свидетеля и эксперта, которые также относятся к другим участникам процесса (лицам, содействующим осуществлению правосудия), то их участие в процессе напрямую связано с выполнением другой задачи стадии подготовки — представления необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.

Пожалуй, только две последние задачи применительно к административному судопроизводству нуждаются в уточнении. Учитывая большую активность суда в доказывании по административным делам, чем по гражданским, вряд ли правомерно формулировать соответствующую задачу как представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле. По буквальному смыслу данной формулировки суд вообще не занимается выполнением названной задачи, что противоречит нормам КАС, прежде всего ч. 1 ст. 63 и п. 6 ч. 3 ст. 135.

Относительно задачи примирения сторон необходимо оговориться, что специфика публичных правоотношений, из которых возникают административные дела, рассматриваемые по правилам КАС, далеко не всегда допускает возможность примирения. Именно поэтому в различных статьях КАС в отношении возможности заключения соглашения сторон о примирении встречается оговорка: «если заключение соглашения прямо не запрещено законом» (ч. 6 ст. 46) или «возможно в случае допустимости взаимных уступок» (ч. 1 ст. 137). В то же время в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 138 КАС выяснение возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства является одной из целей проведения предварительного судебного заседания по административным делам.

И это не случайно. Заключение мирового соглашения (по терминологии КАС — соглашения о примирении) является предпочтительным способом урегулирования не только гражданско-правового спора, но и административного спора по целому ряду категорий административных дел, причем как с точки зрения самих сторон, так и с точки зрения государства.

В силу принципа диспозитивности стороны вправе уже в стадии подготовки окончить дело путем заключения соглашения о примирении (ч. 4 ст. 46, п. 10 ч. 3 ст. 135, ст. 137 КАС). Осуществляя в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству задачу по примирению сторон, судья обладает следующими полномочиями: 1) разъяснить сторонам преимущества урегулирования спора путем заключения соглашения о примирении, а также правовые последствия его утверждения судом; 2) по просьбе сторон оказать им помощь в формулировании условий соглашения о примирении. Однако активность суда в реализации задачи примирения сторон административного спора не должна вступать в противоречие с принципами диспозитивности, состязательности и равноправия сторон (ст. 14 КАС), а также независимости судей (ст. 7 КАС).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/132/

Стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here