Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Ликвидационная комиссия в АО

Ликвидационная комиссия в АО

Ликвидационная комиссия акционерного общества является коллегиальным органом общества, уполномоченным на осуществление действий по ликвидации этого юридического лица.

Ликвидационная комиссия назначается общим собранием акционеров, принявшим решение о добровольной ликвидации АО (абз. второй п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

Если в АО создается совет директоров (наблюдательный совет), вопрос о назначении ликвидационной комиссии, как и вопрос о ликвидации АО, выносится на рассмотрение общего собрания акционеров данным органом управления (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Вместо ликвидационной комиссии для осуществления процедуры ликвидации общества общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Закон об АО не указывает на такую возможность, однако возложение полномочий по принятию мер, необходимых для ликвидации АО, на одно лицо вместо формирования коллегиального органа этому федеральному закону не противоречит.

Как правило, решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО принимается одновременно с решением о ликвидации общества.

В случае принудительной ликвидации АО (п. 1 ст. 21 Закона об АО) ликвидационная комиссия (ликвидатор) АО назначаются судом.

Каких-либо особых требований к членам ликвидационной комиссии (к их правовому статусу, образованию, компетенции и т.д.) законодательство не содержит. Членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) могут быть назначены как акционеры общества (или представители юридических лиц — акционеров АО), так и третьи лица.

Поскольку к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению АО, перед избранием членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО необходимо убедиться в отсутствии применения к данным лицам меры административного наказания в виде дисквалификации. Соответствующую информацию можно получить, обратившись в орган, ответственный за ведение Реестра дисквалифицированных лиц (ч. 2 и ч. 3 ст. 32.11, 3.11, 14.23 КоАП РФ, пп. 5.5.13, 5.9.43 Положения о ФНС, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/[email protected], Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177).

Внимание

Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Закон не регламентирует порядок избрания председателя ликвидационной комиссии. Представляется, что председатель этого органа может быть избран как решением общего собрания акционеров одновременно с формированием ликвидационной комиссии, так и решением самой ликвидационной комиссии из ее состава (постановление Семнадцатого ААС от 02.10.2009 N 17АП-8602/09).

О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО обязано уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по своему месту нахождения (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ). Уведомление представляется по форме N P15001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]), при этом в п. 2.2 раздела 2 данной формы ставится отметка о том, что уведомление представлено в связи с формированием ликвидационной комиссии (назначением ликвидатора).

С 30.03.2015 о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора должен уведомить сам руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Ранее данная обязанность возлагалась на акционеров АО или орган, принявший решение о ликвидации.

По смыслу п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО общее собрание акционеров не лишено права принять решение о прекращении полномочий ликвидационной комиссии (ликвидатора) и сформировать новый состав этого органа. Поскольку сведения о председателе ликвидационной комиссии или о ликвидаторе вносятся в ЕГРЮЛ (пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), о новом избрании этого лица также необходимо уведомить регистрирующий орган по форме N P15001.

Законодательство не регулирует порядок проведения заседаний ликвидационной комиссии АО и оформления принятых ею решений. В силу аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на такие отношения могут быть распространены некоторые правила ГК РФ и Закона об АО, регламентирующие деятельность других коллегиальных органов общества (общего собрания акционеров, совета директоров, правления и т.д.). Решения, принятые ликвидационной комиссией, должны считаться действительными, если на заседании присутствует более половины ее членов и за них проголосовало простое большинство членов ликвидационной комиссии, присутствующих на заседании.

Решения, принятые ликвидационной комиссией, оформляются протоколом (п. 2 ст. 49, ст. 63, п.п. 2 — 4 ст. 68 Закона об АО, постановление Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2005 N А36-797/2005).

Вместе с тем, поскольку устав АО может содержать любые положения, не противоречащие закону (п. 3 ст. 11 Закона об АО), и закон не ограничивает перечень внутренних документов, которые регулируют деятельность органов общества, порядок деятельности ликвидационной комиссии или ликвидатора (в том числе порядок принятия решений ликвидационной комиссией и количество необходимых для этого голосов) может быть урегулирован уставом или внутренним документом (например, положением о ликвидационной комиссии АО).

Закон также не конкретизирует характер отношений между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и обществом. В некоторых случаях суды полагают, что осуществление процедуры ликвидации юридического лица по сути представляет собой услугу, поэтому отношения с членами ликвидационной комиссии должны быть урегулированы договором возмездного оказания услуг (постановление Первого ААС от 18.10.2011 N 01АП-4356/11). Однако из закона это напрямую не следует. На практике полномочия членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) АО вытекают непосредственно из решения об их назначении вне зависимости от заключения с ними гражданско-правовых или трудовых договоров.

Источник: http://base.garant.ru/58078314/

Вопрос: Сколько человек и кто входит в состав ликвидационной комиссии? Как оплачивается работа членов ликвидационной комиссии? (Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.)

463. Сколько человек и кто входит в состав ликвидационной комиссии? Как оплачивается работа членов ликвидационной комиссии?

Читайте так же:  Статья 151 1 охрана изображения гражданина

Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ, ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В первом случае она производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Те, кто выступил с инициативой ликвидации, назначают по согласования с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки проведения ликвидации. В случаях когда ликвидация производится по судебному решению, судом может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих учредителей (участников) либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Численность ликвидационной комиссии, а также ее персональный состав обычно устанавливаются уставом предприятия. Если уставом предприятия данные вопросы не урегулированы, то численный и персональный состав ликвидационной комиссии определяются Общим собранием учредителей (участников), так как данный вопрос отнесен к его исключительной компетенции (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В состав ликвидационной комиссии могут входить руководящие лица организации, члены трудового коллектива, учредители или их представители и т.д.

Законодательством РФ не установлен порядок оплаты работы членов ликвидационной комиссии, поэтому данный вопрос должен решаться учредителями ликвидируемого общества самостоятельно.

Следует заметить, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, с работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), с конкурсным производством, с выплатой вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, и судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»).

Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента «Предпринимательская практика: вопрос-ответ».

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) «АКДИ Экономика и жизнь» выходит под измененным названием: «Новая бухгалтерия».

Источник: http://base.garant.ru/957091/

Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
— принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
— сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

5. Государственная регистрация ликвидации общества

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
— Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
— Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1213758/

Ликвидационная комиссия: порядок ее образования

Жизненный цикл юридического лица неразрывно связан с экономической обстановкой в стране и начинается с решения о его создании, и завершается ликвидацией.

Последовательность действий для последнего этапа устанавливается:

  1. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1),
  2. Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  3. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
  4. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Но действующим законодательством регулируются не все вопросы, возникающие при ликвидации организации. Попробуем разобраться в этой процедуре.

Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)

Российским законодательством не предусматривается четкого определения рассматриваемого института, порождая множество трактовок данного понятия.

Читайте так же:  Максимальный срок действия доверенности составляет

Наиболее точно можно сказать, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) – это временный орган, формируемый для процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта, получающий все полномочия исполнительных органов по управлению ликвидируемой организацией.

Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора

Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.

  • Протокол комиссии о ликвидации — скачать.
  • Решение единственного участника ООО о ликвидации — скачать.

Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.

При этом должностное лицо регистрирующего органа выдает представителю организации свидетельство о внесении записи и выписку из ЕГРЮЛ.

Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] »Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.

Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.

Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.

Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.

Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации. Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
  • скачать ликвидационный баланс — здесь.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.

Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.

Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:

  1. на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
  2. судом при открытии процедуры банкротства;
  3. лицом самостоятельно.
Читайте так же:  Нотариус право подписи

В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.

Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.

Ликвидационная комиссия согласно Гражданскому Кодексу

На видео ниже разъясняются наиболее важные законодательные моменты, касающиеся порядка формирования ликвидационной комиссии.

Источник: http://votbankrot.ru/predpriyatie/likvidaciya/komissiya.html

Как правильно составить приказ о создании ликвидационной комиссии при банкротстве юрлица?

Когда участники общества принимают решение о закрытии компании, они должны назначить лиц, которые будут нести ответственность за ход процесса ликвидации и его соответствие гражданскому праву. Такая группа лиц носит название «ликвидационная комиссия». Перечень полномочий комиссии и ее состав прописываются в приказе о создании ликвидационной комиссии.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Что собой представляет ликвидационная комиссия, и каковы ее полномочия

    Законодательство не содержит четкого определения ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия – группа лиц, на которую возлагается ответственность за ликвидацию организации и совершение всех положенных действий в ходе данной процедуры. Это временный исполнительный орган в компании для решения специализированных задач.

    Для целей ликвидации необязательно назначается комиссия, можно выбрать одно лицо – ликвидатора. Но независимо от того, кто будет проводить ликвидацию (ликвидатор или ликвидационная комиссия) полномочия данных органов будут одинаковы.

    Полномочия ликвидационной комиссии (или ликвидатора) будут следующими:

    Стоит учитывать, что если компании пришлось инициировать процедуру банкротства, то процедура осуществляется, согласно 127-ФЗ «О несостоятельности». При этом все полномочия с ликвидационной комиссии слагаются и переходят к назначенному арбитражным судом конкурсному управляющему.

    Порядок назначения комиссии

    Ликвидационная комиссия назначается тем органом, которое приняло решение о ликвидации компании. Инициатива о закрытии компании может исходить от ее учредителя или участника, а также от иного уполномоченного на это уставом органа. Вопрос ликвидации ООО принадлежит к компетенции общего собрания участников или единственному участнику. Численность и состав ликвидационной комиссии может быть прописан в уставе, тогда отдельное решение оформлять не нужно. Но на практике такая информация редко прописывается в учредительных документах.

    Решение о ликвидации может быть принято судом при поступлении искового заявления по одному из оснований, перечисленному в п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса.

    На основании п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса на учредителей компании при прекращении деятельности возлагаются обязанности по назначению ликвидатора или комиссии по ликвидации. Также они должны разработать порядок ликвидации и установить сроки. Стоит учесть, что с 2017 года сроки ликвидации ООО не могут превышать 1 год.

    Исходя из положений п. 5 ст. 62 Гражданского кодекса, при уклонении учредителей от создания комиссии и при неисполнении ими порядка ликвидации решение о закрытии компании может быть принято судом. Исковое заявление о возбуждении дела может передать в суд кредитор организации или иное заинтересованное лицо либо государственный орган.

    Законодательство не содержит требований в отношении численности и состава ликвидационной комиссии. Здесь не приводится требований о наличии у членов комиссии определенного профессионального образования, определенных навыков и управленческого опыта. Поэтому учредители сами принимают решения о составе ликвидационного органа.

    Обычно в состав ликвидационной комиссии входит руководитель компании, учредители или их представители, а также представители работников компании.

    Но при ликвидации некоторых компаний законодательно могут быть установлены персональные требования к составу комиссии. В случае если среди участников компании есть муниципальные, региональные или федеральные органы власти, то они должны входить в состав комиссии. Данное требование содержится в п. 4 ст. 57 ФЗ-14 «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    Правовой статус единственного ликвидатора или ликвидационной комиссии является одинаковым. Это связано с отсутствием различий в их компетенции, на что указывает п. 1.4 письма ФНС от 2018 года №ГД-4-14/[email protected] Учредители сами решают: назначить комиссию или ликвидатора. Обычно назначение единственного ликвидатора выбирают небольшие компании и компании с единственным учредителем. В последнем случае собственник и становится ликвидатором. Но такого требования закон не содержит, поэтому потенциально ликвидатором может стать другое лицо.

    О создании ликвидационной комиссии требуется уведомить налоговую инстанцию.

    Стоит отметить, что члены ликвидационной комиссии по требованиям законодательства выступают должностными лицами. Они могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 2.4 КоАП РФ. В частности, наказание за нарушение требований законодательства в ходе процесса ликвидации прописано в ст. 14.25 КоАП. Членам комиссии грозят штрафы, например, за непредоставление или предоставление с просрочкой сведений в ФНС о ходе ликвидации.

    Также члены комиссии могут быть привлечены к ответственности за убытки, которые они нанесли компании принимаемыми решениями.

    Оформление приказа

    Приказ обязательно оформляется в письменном формате. Унифицированная форма для его подготовки не разработана, поэтому компания составляет его произвольно.

    Приказ оформляется в количестве экземпляров, равном численности состава ликвидационной комиссии. Каждому члену комиссии передается один экземпляр приказа для ознакомления. Один экземпляр приказа хранится в организации и после ее закрытия – передается на хранение в государственный архив вместе с остальной документацией по компании.

    Какие сведения должен содержать документ

    В приказе о назначении ликвидационной комиссии должны быть указаны следующие сведения:

    С момента вынесения приказа на комиссию возлагаются обязанности, которые необходимы для проведения процесса ликвидации компании. Ликвидационная комиссия, по сути, является представителем юридического лица. При этом руководитель компании утрачивает право на представление интересов организации в государственных и муниципальных учреждениях, в процессе судебных разбирательств и при взаимоотношениях с контрагентами и кредиторами.

    В ходе работы ликвидационной комиссии может потребоваться замена отдельных ее участников. Такое решение может быть обусловлено как собственным желанием таких лиц, так и некачественным исполнением ими своих функций. Решение о принудительной замене состава комиссии принимается исключительно на общем собрании учредителей. Оно также оформляется в виде приказа и подписывается собственниками.

    Читайте так же:  Согласие на обработку персональных данных в школе

    В случае замены председателя ликвидационной комиссии об этом факте уведомляют ФНС. Если заменяют иных членов комиссии, то подача уведомления не требуется.

    Таким образом, ликвидационная комиссия создается при прекращении деятельности компании в целях решения важнейших организационных вопросов данной процедуры. Порядку создания такой комиссии руководству следует уделить отдельное внимание, так как этот орган действует от имени компании и полностью управляет делами юрлица. Для назначения ликвидационной комиссии оформляется приказ. После издания приказа полномочия руководства переходят к членам ликвидационной комиссии. Задачей данного исполнительного органа становится подготовка компании к окончательному закрытию, формирование необходимой документации и передача ее в уполномоченные инстанции. Приказ оформляется в свободном формате и не имеет установленного образца. По решению собственников допускается как создание комиссии, так и назначение единственного ликвидатора.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Источник: http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/prikaz-o-komissii.html

    Председатель ликвидационной комиссии

    В процессе ликвидации организации все функции управления переходят к ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Руководит ликвидационной комиссией председатель, то есть фактически статус председателя ликвидационной комиссии приравнен к статусу руководителя организации.

    Назначение ликвидационной комиссии

    Обязанностью учредителей, которые приняли решение о ликвидации организации, является назначение ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ), при этом состав комиссии законодательством не регламентирован. Может быть назначен как единственный ликвидатор, так и несколько человек во главе с председателем. В полномочия председателя ликвидационной комиссии, в частности, входят:

    • уведомление о ликвидации, в том числе публикация информации в «Вестнике госрегистрации»;
    • розыск кредиторов и дебиторов и проведение расчетов;
    • увольнение работников;
    • составление промежуточного, а затем ликвидационного балансов;
    • распределение имущества между учредителями;
    • завершение процедуры ликвидации, подача пакета документов для регистрации факта ликвидации.

    При этом председатель ликвидационной комиссии подписывает документы, выступает в суде от имени организации, участвует во всех мероприятиях, связанных с ликвидируемой компанией. Например, в случаях выездной налоговой проверки он будет представлять интересы компании.

    Законодательство не ограничивает количественный состав комиссии и не указывает, какие должности должны занимать члены комиссии. Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер. Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации.

    Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение.

    Смена председателя ликвидационной комиссии

    Законодательство не содержит требование об однократности назначения председателя ликвидационной комиссии и требования, чтобы весь период ликвидации был бессменный председатель. Тем более что процесс ликвидации может затянуться на несколько лет, ведь до 1 сентября 2017 г. максимальный срок не ограничен. Кроме того, у председателя могут быть причины личного характера или причины, от него не зависящие, например, болезнь.

    Процедура замены зависит от того, как оформлены полномочия – трудовым договором или гражданско-правовым. Законодательство не регламентирует, как должны быть оформлены отношения между организацией и ликвидатором.

    Если заключен трудовой договор, то председатель ликвидационной комиссии может в любой момент уведомить в письменной форме об увольнении, согласно Трудовому кодексу достаточно волеизъявления работника (ст. 80 ТК РФ).

    Если заключен гражданско-правовой договор, то расторжение производится по условиям договора или согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ.

    Инициаторами смены председателя могут быть и собственники организации, не удовлетворенные работой председателя. Поэтому возможность контроля и замены председателя желательно предусмотреть на стадии заключения договора.

    Причины смены председателя для регистрационного органа не имеют значения. Важно уведомить о замене председателя ликвидационной комиссии, так как это лицо, которое действует от имени компании в период ликвидации. Подается заявление при смене председателя ликвидационной комиссии по форме Р14001. Подписывает его новый председатель.

    Источник: http://glavkniga.ru/situations/s504819

    Ликвидация организации: а как же кадры?

    Ликвидация организации является достаточно трудоемким и длительным процессом. Особое место в процедуре ликвидации занимает увольнение сотрудников, которое мы рассмотрим подробнее.

    Порядок ликвидации

    Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидацией юрлица признается прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, то есть организация фактически перестает существовать в будущем. При этом ликвидация может носить как добровольный характер (на основании решения его учредителей (участников) либо специализированного органа), так и принудительный — по решению суда.

    После вынесения решения о ликвидации учредители (участники) предприятия или специализированный на то орган, формируют состав ликвидационной комиссии (или единоличного ликвидатора), а также устанавливают порядок и сроки ликвидации согласно законодательству. С момента своего назначения комиссия (или ликвидатор) полностью управляет ликвидируемым юридическим лицом и отвечает за все действия, совершаемые от его имени (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

    Кроме того, в течение трех рабочих дней после даты объявления решения о ликвидации учредители или специализированный орган обязаны письменно проинформировать инспекцию по месту учета юрлица о начале процесса ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ), а также опубликовать в СМИ сообщение о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ). При этом в ИФНС по месту учета нужно подать следующие документы:

    • заполненное уведомление о ликвидации юридического лица (по форме № Р15001);
    • заверенная копия решения собрания учредителей (участников) о ликвидации организации.

    По истечении пяти рабочих дней ИФНС вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что организация находится в стадии ликвидации. Следует также заметить, что фонды ПФР и ФСС уведомлять не обязательно, данную информацию им передает налоговый орган.

    Остальные этапы порядка ликвидации юрлица можно уточнить в ст. 63 ГК РФ.

    Увольнение сотрудников

    Особую роль в ликвидации занимает прекращение трудовых отношений с работниками. В п. 1ст. 81 ТК РФ указано, что ликвидация юридического лица является одним из оснований расторжения трудовых отношений с сотрудниками. Важно заметить, что под увольнение по данной статье попадают все категории работников без исключения, в том числе и физлица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или женщины в отпуске по беременности и родам. У данных категорий порядок увольнения будет таким же, как и у остальных.

    Читайте так же:  Мировое соглашение в рамках дела о банкротстве

    В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан письменно и под подпись уведомить своих сотрудников о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией предприятия, но не позднее чем за два месяца до даты увольнения.

    Уведомление передается каждому сотруднику персонально. Как правило, работодателю рекомендуется составить документ в двух экземплярах, где один из них вручается непосредственно работнику, а на втором экземпляре ставится подпись сотрудника и дата информирования и отдается работодателю. Со следующего дня начинается отсчет двух месяцев.

    Бывают случаи, когда сотрудник не соглашается подписывать уведомление о предстоящем увольнении. Тогда со стороны предприятия составляется специальный акт, который подписывают представители ликвидируемой организации и любой иной работник. И здесь дата отсчета двухмесячного периода начинается со следующего дня после подписания настоящего акта.

    Если в организации имеется профсоюз, то его необходимо поставить в известность за три месяца до увольнения сотрудников. Кроме того, организация-работодатель обязана сообщить и в органы службы занятости сведения о высвобождении работников за два или три месяца (в зависимости от массовости) до даты расторжения договоров, для ИП — за две недели до дня увольнения (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (ред. от 11.12.2018г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019г.). В уведомлении для службы занятости работодатель должен на фирменном бланке указать информацию о должности каждого работника, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда. Разрешается составление уведомления как в свободной форме, так и по форме из Приложений № 2 и № 1, утвержденных Постановлением Правительства от 5 февраля 1993 г. № 99 (ред. от 24.12.2014г.) «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». Непредставление сведений соответствующим органам может повлечь административную ответственность (согласно ст. 19.7 КоАП РФ).

    Важно заметить, что также органы ФСС требуют сообщать о прекращении выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет в результате увольнения физлица. Это необходимо для того, чтобы исключить переплату пособия со стороны фонда и штрафные санкции в адрес страхователя.

    В день увольнения сотрудников (по истечении двух месяцев с момента вручения уведомления) специалистами кадровой службы ликвидируемого предприятия издаются приказы об увольнении. Работники обязаны под подпись ознакомиться с приказами.

    В момент прекращения трудовых отношений работодатель также вносит в трудовую книжку необходимые сведения об увольнении. Приблизительная формулировка записи должна соответствовать основанию, которое приведено в ст. 81 ТК РФ (согласно п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда от 10.10.2003г. № 69): «Ф. И. О. уволен(-а) в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ». В случае, если у работника будет отсутствовать возможность забрать трудовую книжку в последний рабочий день (по общему правилу), то она может быть направлена по почте, но с первичным письменным согласием сотрудника.

    По инициативе самого работника день увольнения может наступить и до истечения двухмесячного срока. Об этом отмечено в ч. 3 ст. 180 ТК РФ. Однако от работника потребуется письменное заявление. А также в соответствии с указанной статьей уволенному сотруднику, помимо гарантированных выплат, полагается дополнительная компенсация, которая рассчитывается как средний заработок, исчисленный пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного периода.

    В итоге в момент увольнения в результате ликвидации юридического лица сотруднику полагаются следующие гарантированные выплаты:

    • заработная плата за отработанное время;
    • компенсация неиспользованных дней ежегодного отпуска;
    • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
    • дополнительная компенсация при увольнении (если сотрудник увольняется до истечения двух месяцев с момента вручения уведомления).

    Окончательный расчет всех выплат должен быть осуществлен в день увольнения физлица.

    Отдельно следует остановиться на расчете выходного пособия. О нем прописано в ч. 1 и ч. 2 ст. 178 ТК РФ: при расторжении трудовых отношений по причине ликвидации предприятия увольняемому работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты, а также среднемесячный заработок сохраняется за сотрудником и на период трудоустройства не свыше двух месяцев с момента увольнения (с зачетом выходного пособия). То есть выплата выходного пособия на сумму среднемесячного заработка зачитывается за первый месяц после наступления увольнения. Если в течение второго месяца бывший сотрудник не сможет трудоустроиться, то ему положено выплатить еще один среднемесячный заработок.

    В качестве исключения среднемесячная заработная плата может сохраняться за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения, но по решению службы занятости населения и при наличии условия, что сотрудник обратился в службу в двухнедельный период после своего увольнения и в результате не был трудоустроен данной службой.

    Следует также заметить, что на предприятии, например, коллективным договором могут быть предусмотрены повышенные размеры выходных пособий, не противоречащие условиям ТК РФ.

    В день прекращения трудовых отношений уволенным сотрудникам необходимо выдать справки:

    • 2-НДФЛ;
    • по форме 182-н;
    • бланк СЗВ-СТАЖ (только на 1 сотрудника);
    • по необходимости справку о среднем заработке за последние три месяца работы (для предоставления в службу занятости населения).

    После совершенной процедуры увольнения бухгалтер не должен забыть и про сдачу отчетности за сотрудников до подачи заявления о ликвидации по форме № Р16001:СЗВ-СТАЖ, нулевой СЗВ-М, 4-ФСС, РСВ, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ. При этом на титульных листах нужно проставлять отметку «Прекращение деятельности».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/482871/

    Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here