Секретное судебное делопроизводство

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: секретное судебное делопроизводство. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Понятие делопроизводства в военном суде. Виды документов и субъектов, участвующих в документообороте военного суда

Делопроизводство является одним из важнейших видов деятельности военного суда, поскольку эффективно организованное делопроизводство в суде способствует выполнению одной из главных функций, возлагаемых на суды — рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел в установленные законом сроки и принятию законных и обоснованных решений, т.е. осуществлению правосудия.

Важно понимать, что от каждого документа, поступившего в суд, может зависеть судьба человека. Утрата документа, несвоевременное исполнение, либо направление его не надлежащему исполнителю могут повлечь нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, что в условиях демократического правового государства недопустимо. Данное обстоятельство не только умаляет авторитет судебной власти, но и порождает недоверие граждан к суду.

Делопроизводство по своей сути представляет процесс, вид информационного процесса, под которым понимают сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распространение информации.

Делопроизводство в самом общем виде – это регулируемая правовыми нормами деятельность, направленная на регистрацию, учет, движение судебных дел и других материалов, справочно-информационный поиск и контроль над исполнением документов, подготовку материалов к последующему хранению и использованию. Организация делопроизводства в военном суде имеет своей целью обеспечить соблюдение процессуальных норм, исполнение приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкое и культурное обслуживание обращающихся в суд военнослужащих, граждан, представителей воинских частей, учреждений и организаций, выполнение других функций суда.

Правила организации делопроизводства едины и обязательны для всех окружных (флотских) и гарнизонных военных судов. Они установлены Руководством по делопроизводству в военных судах, утвержденном приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации – начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 г. № 40. Закрепленные в нем правила носят строго императивный характер.

Правильная организация делопроизводства в военных судах является одним из важнейших условий гарантированной законом судебной защиты военнослужащих, обеспечения надлежащей работы суда, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого и культурного обслуживания обращающихся в суд военнослужащих, иных граждан, а также представителей воинских частей и учреждений, различных организаций.

Функция делопроизводства возлагается на канцелярию суда. Канцелярия суда, структурно входит в состав аппарата любого суда, это своеобразный штаб, куда стекается информация с различных внешних и внутренних источников.

Рассмотрим виды информации и ее носителей, которые циркулируют в суде, поскольку их разновидности и определяют порядок обработки и исполнения.

Во-первых, что есть информация? Законодатель определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В свою очередь, документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Учитывая, что суд является структурной единицей, принимающей участие в информационном обмене в системе органов государственной власти, то, в первую очередь, необходимо выделить информацию входящую и исходящую. Важно при этом помнить, что адресат в документообороте – это гражданин либо организация кому правомерно направляется документ.

К входящей относят любой документ, поступивший извне, любого внешнего источника. Этим источником может быть вышестоящий и нижестоящий суды, прокуратура, Судебный департамент, любая иная организация, любой гражданин, который, пользуясь конституционным правом на обращение, направил письмо, либо иной документ в суд и т.д.

Таким образом, если адресатом выступает суд, как получатель документа, то информация считается входящей, а в случае, если суд является отправителем документа в любую иную организацию или гражданину, – такие документы будут считаться исходящими.

Самый главный критерий – это относимость информации, ее носителей непосредственно к судебной деятельности суда, т.е. та информация, которая касается рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел, как в первой инстанции, так и в кассационном и надзорном порядке.

Это могут быть уголовные и гражданские дела, жалобы военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и их должностных лиц, ходатайства и заявления. Уголовно-процессуальный кодекс, например, говорит о доказательствах, фиксированных на различных носителях, а кроме того, и о кассационных жалобах и представлениях, надзорных жалобах и иных документах.

Кроме того, информация содержащаяся в документах, может и не относиться непосредственно к судебной деятельности, т. е. иного рода корреспонденция. Например, переписка с выше- и нижестоящими судами по вопросам организационного обеспечения, статистическая отчетность, обращения граждан, различных должностных лиц, жалобы на действия судей и сотрудников аппарата суда, финансовые и кадровые документы и пр.

Закон вводит понятие конфиденциальной информации, т. е. — документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера содержащихся сведений, относящихся к государственной тайне, такие документы можно разделить на несекретные и секретные с соответствующими степенями секретности: «для служебного пользования», «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности».

Учитывая различные виды информации, которые циркулируют в суде, можно выделить и различные виды судебного делопроизводства: секретное делопроизводство, несекретное делопроизводство и архивное делопроизводство. Кроме того, уровень судебного органа, круг решаемых им задач, позволяет выделить делопроизводство в судебных коллегиях: по уголовным делам, гражданским делам и президиуме суда. В первую очередь это касается областных, краевых судов и приравненных по статусу к ним иных судов, включая окружные и флотские военные суды.

Наряду с содержанием делопроизводства необходимо также упомянуть и о его субъектах в военном суде, к которым относятся по сути весь должностной состав: руководство военного суда в лице председателя суда, его заместителей, судьи, администратор и сотрудники аппарата военного суда.

Основные обязанности работников аппарата военного суда, ответственных за ведение делопроизводства, определяются Положением об аппарате военного суда, которое утверждается в окружном (флотском) военном суде Президиумом, а в гарнизонном военном суде – председателем суда и конкретизируются в приказе председателя суда о распределении функциональных обязанностей.

Председатель военного суда осуществляет общее руководство делопроизводством в военном суде. Начальник отдела военного суда, работник военного суда, на которого возложено исполнение данных обязанностей, организует делопроизводство в военном суде, отвечает за его состояние и выполняет эту работу в соответствии с требованиями Руководства по делопроизводству. Другие работники аппарата военного суда, занимающиеся делопроизводством в суде, выполняют работу согласно Положению об аппарате военного суда и в соответствии с Руководством по делопроизводству. Конкретные обязанности работников аппарата военного суда, ответственных за отдельные участки делопроизводства, определяются соответствующим Положением об аппарате суда и приказом председателя военного суда.

Читайте так же:  Рассмотрение судом заявления о банкротстве

Работники аппарата суда, на которых возложены обязанности по ведению делопроизводства, обязаны знать Руководство по делопроизводству, правовые основы государственной службы, а также структуру судов, режим и порядок работы других юридических учреждений, взаимодействующих с военными судами по роду своей деятельности. Они должны быть знакомы с нормами текущего законодательства Российской Федерации, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки как путем самостоятельной подготовки, так и обучения в организованных формах.

Таким образом, в любом суде существует документооборот, процесс, в котором кроме объектов – информации в документированном виде, присутствуют и субъекты, т.е. те должностные лица, которые осуществляют различные стадии этого процесса: прием, учет, рассмотрение, исполнение и контроль над исполнением служебных документов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/9xbae6.html

Делопроизводство секретное

Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .

Смотреть что такое «Делопроизводство секретное» в других словарях:

ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ — Министерства внутренних дел России, орган политического сыска и управления полицией России (6 августа 1880 г. – февраль 1917 г.). Наследовал дела Третьего отделения. Главной задачей Д.п. было предупреждение и пресечение преступлений и охрана… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Департамент полиции — Департамент полиции департамент Министерства внутренних дел Российской империи, управляющий полицией. Содержание 1 История создания 2 Структура департамента … Википедия

ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ — орган политич. розыска и управления полицией царской России (6 авг. 1880 февр. 1917 (до 1881 Департамент гос. полиции)). Наследовал дела Третьего отделения, а также (с 15 нояб. 1880) Департамента полиции исполнительной Мин ва внутр. дел. Гл.… … Советская историческая энциклопедия

ИРАН — (в Зап. Европе и Америке до сих пор употребляется также перешедшее от древних греков назв. Персия) гос во в Юго Зап. Азии. Граничит на С. с СССР и омывается Каспийским м., на З. с Тур цией и Ираком, на В. с Афганистаном и Пакистаном, на Ю.… … Советская историческая энциклопедия

Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия

Спецслужба — Спецслужба[1] структура и (или) деятельность, структурированная (организованная) в соответствии с специальными требованиями. Термин часто используется в узком смысле «специальной службы для организации и ведения разведывательных… … Википедия

Межевой архив — (архив Межевой канцелярии) – один из наиболее крупных и тщательно оберегаемых архивов дореволюционной России – являлся собранием документов, фиксировавших состояние помещичьего землевладения Российской империи на протяжении полутора столетий.… … Википедия

Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

Шаховской, князь Яков Петрович — (род. 8 го октября 1705 г., ум. 23 го июля 1777 года) С 1719 по 1766 г. он прослужил в военной и гражданской службе. Он был очевидцем в молодости и участником в зрелых годах тех переменчивых событий, которые происходили в «преобразованной… … Большая биографическая энциклопедия

Департамент полиции — орган политического розыска и управления полицией царской России. Образован 6 августа 1880. До 1881 назывался Департаментом государственной полиции. Наследовал дела «Третьего отделения» (См. Третье отделение), а также (с 15 ноября 1880)… … Большая советская энциклопедия

Источник: http://counterintelligence.academic.ru/206/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5

КС РФ разъяснил порядок допуска к гостайне в судебном разбирательстве

Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко. Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД. За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.

В ходе производства по уголовному делу по ходатайству Евгения Горовенко проводилась почерковедческая экспертиза, выявившая факты подделки его подписей в делах оперативного учета, в связи с нарушениями при ведении которых он был уволен. Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ «Служебный подлог». По ее результатам неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись.

Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки. Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.

Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось. Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности. Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

В этой связи Евгений Горовенко обратился в КС РФ, указав, что ст. 21 и 21.1 Закона о гостайне не соответствуют основному закону, поскольку они, по его мнению, неполно определяют круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим сведения, составляющие государственную тайну. Тем самым оспариваемые нормы позволяют отказывать заинтересованному лицу, защищающему свои права, в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также в предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому присвоен гриф секретности, в связи с отсутствием у такого лица допуска к государственной тайне.

Читайте так же:  Заявление на академический отпуск на работе

Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.

КС РФ напомнил, что в своем Постановлении от 23 марта 1999 г. № 5-П он признал неконституционным ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу. А по смыслу же правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П и других его решениях, обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным его участником, а «наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права».

КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.

Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.

Также КС РФ сослался на Постановление от 27 марта 1996 г. № 8-П, согласно которому закрепленный ст. 21 Закона о государственной тайне порядок допуска к ней с целью выявления обстоятельств, которые могут служить основанием для отказа в допуске, носит характер общего правила, не исключающего использование иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны. В частности, ст. 21.1 данного закона предусматривает особый порядок допуска к государственной тайне перечисленных в ней лиц – без проведения предусмотренных его ст. 21 проверочных мероприятий, что предопределяется спецификой занимаемой этими лицами должности или осуществляемой ими профессиональной деятельности.

Также КС РФ указал, что статус участников уголовного судопроизводства определяется не только отраслевыми нормами, но и требованиями Конституции РФ. Следовательно, их процессуальное положение, наполняемое в том числе конституционно-правовым содержанием, не исключает доступа к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну, способами, не связанными с оформлением допуска к таким сведениям, притом что защита государственной тайны будет обеспечена предусмотренными законом средствами. «Иное приводило бы к тому, что лица, не имеющие допуска к государственной тайне, ограничивались бы в праве на судебную защиту в случаях, когда сведения об оспариваемых решениях (действиях, бездействии) нашли отражение в материалах, которым присвоен гриф секретности», – пояснил Суд.

Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.

Конституционный Суд также подчеркнул, что, исходя из принципа равенства перед законом и судом, участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами. «Действие названного принципа и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы», – говорится в постановлении КС РФ.

Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.

«Вместе с тем сходные положения, касающиеся прав адвоката – представителя заявителя знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и обосновывающими его материалами ОРД, составляющими государственную тайну, были ранее высказаны в Постановлении КС РФ от 6 ноября 2014 г. № 27-П по жалобе О.А. Лаптева (докладчиком по обоим делам выступал судья КС РФ А.И. Бойцов). И в том, и в другом случае КС РФ разграничил собственно результаты ОРМ и организационно-технические сведения, предоставив заявителю и его адвокату возможность знакомиться только с первыми», – отметил Максим Никонов.

Читайте так же:  Долг по расписке исковая давность

Партнер АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко указал, что постановление в очередной раз показывает порочную практику правоприменителей, которые игнорируют конституционные гарантии и принципы. «На практике суды и правоохранители полностью игнорируют положения Конституции РФ, буквально толкуя и применяя уголовно-процессуальный закон, порой очевидно лишая заинтересованных лиц права на доступ к информации и на обжалование решений. Решение Конституционного Суда является позитивным и позволит обеспечить данные права граждан в рамках уголовного процесса при его сопряженности со сведениями, содержащими государственную тайну», – уверен эксперт.

Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов назвал решение Конституционного Суда убедительным, а подход к поднятой проблеме – взвешенным. «Полагаю, что это решение, с учетом его обязательности для исполнения всеми должностными лицами, должно стать достаточным запретительным инструментом в отношении нарушения прав. Позиция КС РФ о том, что любые интересы государства, связанные с государственной тайной, не могут быть выше личных интересов лиц, чьи права ущемляются, созвучна моей собственной правовой позиции по этому поводу», – отметил он.

Вместе с тем Андрей Гривцов добавил, что теперь необходимо принятие судебного или законодательного акта, позволяющего подвергать объективному сомнению и обжаловать произвольное присвоение документу статуса секретного: «В настоящее время подобное обжалование, по сути, сводится к формальности».

По словам адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, в своем постановлении КС РФ указал на недопустимость ситуаций, когда из-за одного листа секретных сведений, не имеющих важности для дела, все его материалы засекречиваются. Суд акцентировал внимание на том, что задачей руководителей оперативно-розыскных подразделений и надзирающих органов является недопущение ситуаций необоснованного засекречивания производств, к которым могут быть допущены лица, не имеющие допуска к государственной тайне.

«Строго говоря, необоснованное засекречивание материалов уголовных производств может граничить с провокацией преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. На мой взгляд, разъяснения КС РФ понятны: “секретить” уголовное судопроизводство можно только в исключительных случаях, когда без секретных материалов процедура доказывания невозможна», – заключил Константин Кузьминых.

Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/ks-rf-razyasnil-poryadok-dopuska-k-gostayne-v-sudebnom-razbiratelstve/

Тема 4. Требования к оформлению документов.

Общие требования к оформлению документов.

Особенности языка документооборота.

Состав реквизитов документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Требования к бланкам документов.

Тема 5. Электронный документооборот.

Понятие электронного документооборота.

Система ГАС «Правосудие».

Основные положения концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

Проблемы информатизации в работе судов.

Система электронного документооборота Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (СЭДО).

Использование программных комплексов «Судопроизводство» и «Делопроизводство».

Тема 6. Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел.

Прием, отправка дел и корреспонденции.

Регистрация уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях. Оформление уголовных и гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному заседанию. Оформление уголовных и гражданские дела после их рассмотрения.

Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядке исполнения приговоров.

Тема 7. Распределение обязанностей между судьями и работниками аппарата суда. Организация приема граждан.

Полномочия председателя и заместителя председателя суда.

Обязанности администратора, помощника председателя и помощника судьи, начальников отделов, главных, ведущих специалистов, специалистов по ведению секретного, несекретного делопроизводства.

Обязанности приемной суда. Осуществление проверки состояния работы по рассмотрению обращений граждан и приему посетителей.

Тема 8. Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения.

Порядок составления судьей плана судебного разбирательства.

Руководящие полномочия судьи в ходе судебного разбирательства.

Порядок ведения протокола судебного заседания.

Порядок вынесения решения по гражданским делам, приговора, определения суда по уголовным делам.

Тема 9. Организация проверки делопроизводства.

Полномочия председателей судов по контролю за делопроизводством.

Полномочия судей и администратора суда о проверке делопроизводства.

Комплексы мероприятий, осуществляющих в судах по проверке делопроизводства.

Контроль исполнения документов (содержание контроля, сроки исполнения документов и т.д.)

Тема 10. Организация хранения дел в суде.

Оперативное и архивное хранение.

Понятие архива суда. Система судебных архивов и их место в системе архивного хранения документов в РФ.

Оперативное хранение дел, проверка наличия документов, порядок выдачи дел. Порядок сдачи, приема, хранения документов. Формы описи и акты. Выдача документов из архива и справок. Сроки хранения документов и порядок уничтожения дел.

Виды номенклатуры дел. Содержание. Порядок составления.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР 1. Предмет и метод судебного делопроизводства.

Понятие и виды информации, её носители, роль в судебном делопроизводстве.

Понятие, сущность, задачи и виды судебного делопроизводства.

Нормативные правовые акты, регулирующие судебное делопроизводство.

Субъекты судебного делопроизводства.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.

Приказ ВАС РФ от 25.03.2004 N 27 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях)») // СПС «Консультант Плюс».

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 24.04.2012) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» // СПС «Консультант Плюс».

Источник: http://studfile.net/preview/5662435/page:3/

«Секретное делопроизводство (сдп)»

СДП — это порядок учета, составления, хранения, размножения, пересылки и уничтожения СД.

Ведение СДП возлагается на 1-е отделы РСО предприятия. СДП осуществляется на основании следующих документов:

Ведомственные инструкции по СДП;

ГОСТ 2904-74 (Правила выполнения, учета и обращения СД).

«УСЛОВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ»

Условные наименования (шифры) присваиваются закрытым работам. Они представляют из себя явления природы, нарицательные имена сущ-е.

Условные обозначения (индексы) присваиваются секретным изделиям. Они представляют из себя цифробуквенные обозначения. УО и УИ применяются для указания ссылок на СД и СИ. Само название СД или СИ применяется только в крайних случаях.

ВОПРОС N2. «ПОРЯДОК РАБОТЫ С СЕКРЕТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ». «УЧЕТ СЕКРЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ»

Учет СД — регистрация и контроль за их сохранностью. Существует 2 формы учета СД: журнальная и карточная. При журнальной системе информация о СД хранится в спец. журналах. При карточной — на спец. карточках, отельных для каждого СД. При учете СД присваиваются рег/номера и фиксируется след. информация: гриф, количество листов, количество экземпляров, источник поступления, краткое содержание, дата поступления. Учету подлежат: СД, рабочие тетради, спец. блокноты, отдельные листы бумаги.

Читайте так же:  Срок возмещения ущерба при заливе квартиры

«ХРАНЕНИЕ СЕКРЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ»

ХСД — установленный порядок, обеспечивающий содержание в безопасности СД на рабочих местах и в спец. хранилищах; порядок, предотвращающий порчу СД, их утрату и НСК. НСК — несанкционированное копирование. В рабочее время СД хранятся у исполнителей в личных сейфах или в секретных портфелях (папках). После окончания работы СД сдаются на хранение в 1-е отделы.

«ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С СЕКРЕТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ»

При обращении с СД следует соблюдать следующие правила:

Видео (кликните для воспроизведения).

СД выдаются только под личную роспись;

Работа с СД осуществляется в спец. помещениях;

При работе с СД на рабочем столе должны находиться только необходимые в данный момент документы;

Запрещается держать СД вместе с несекретными;

Запрещается хранить СД в рабочих столах;

При приеме посетителей нельзя оставлять СД в положении, удобном для обозрения;

Необходимо убирать СД в сейф при временном выходе из помещения;

Запрещается выносить СД за пределы охраняемой территории;

При окончании работы с СД необходимо проверить наличие всех СД.

«Порядок разработки секретных документов»

СД разрабатываются только в спец. блокнотах, рабочих тетрадях;

СС документа определяется в соответствии с перечнями;

Количество экземпляров СД определяется служебной необходимостью;

В СД должен быть представлен минимально возможный объем секретных сведений;

В документах для машинописи нельзя указывать ТТХ;

Запрещается снимать копии с СД без разрешения;

Запрещается самостоятельно уничтожать СД. ТТХ — тактико-технические характеристики.

Источник: http://studfile.net/preview/1495614/page:6/

Итоговая аттестация

Не думайте, что данную дисциплину можно выучить целиком за день до зачета. Даже если вы чувствуете, что способны на это, не забывайте, что в самый последний момент могут появиться более важные дела. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, начинайте готовиться к итоговой аттестации постепенно, в течение всего семестра. В отведенный учебным расписанием период времени для непосредственной подготовки к зачету, всего лишь еще раз повторите и глубже осмыслите пройденный материал, просмотрите свои заметки, вспомните семинарские обсуждения. Иными словами, постарайтесь систематизировать и обобщить свои знания.

Требования, предъявляемые на зачете, определяются программой учебной дисциплины, поэтому она должна быть положена в основу подготовки.

Подготовку к сдаче зачета начинайте с подбора необходимых источников (программы курса, доработанного конспекта лекций, основных нормативных правовых актов и основного учебника). Ваша задача состоит в том, чтобы используя указанные источники, повторить, освежить в памяти и окончательно закрепить изученный материал. Можете считать себя подготовленным к зачету, если вы в состоянии ответить на любой из вопросов программы учебной дисциплины.

Примерная тематика контрольных заданий

Понятие, принципы, цели судебного делопроизводства.

История судебного делопроизводства.

Основные направления реформирования судебного делопроизводства.

Принципы организации судебного делопроизводства.

Основные нормативно — правовые акты, регулирующие организацию судебного делопроизводства.

Должностной состав участников судебного делопроизводства.

Распределение обязанностей между работниками аппарата суда.

Основные требования руководства (инструкции) по делопроизводству в суде 1-й инстанции.

Понятие и виды документов.

Планирование работы по внедрению системы ГАС «Правосудие».

Правовые и организационные основы делопроизводства в судах.

Организация работы по подготовке дела к судебному разбирательству.

Номенклатуры нарядов, книг и журналов, заводимых в судах.

Организация работы в суде по учёту уголовных и гражданских дел. (Виды и формы учёта).

Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации». Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Стадии судебного делопроизводства.

Порядок учёта в суде вещественных доказательств.

Методика сбора и обработки статистических данных.

Задачи канцелярии суда и организация ее работы.

Информатизация судов и органов судейского сообщества.

Организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан и приему посетителей в судах.

Правовое положение, задачи работников аппарата суда по исполнению руководящих документов касающихся судебного делопроизводства.

Правила делопроизводства в Федеральных органах исполнительной власти.

Примеры тестовых заданий

1. Каким органом издаются нормативные акты по организации судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции?

А) Министерством юстиции РФ

Б) Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

В) Министерством внутренних дел РФ.

2. Как называется нормативный акт, регламентирующий судебное делопроизводство в районном суде?

А) Положение о судебном делопроизводстве.

Б) Инструкция по судебному делопроизводству

В) Руководство по судебному делопроизводству.

3. Как называется одна из должностей сотрудников аппарата суда:

А) Представитель председателя суда

Б) Консультант председателя суда

В) Помощник председателя суда

4. Сотрудники аппарата областного суда являются:

А) Муниципальными служащими.

Б) Федеральными государственными служащими.

В) Научными консультантами.

5. Аппарат суда предназначен:

А) Для обеспечения деятельности суда.

Б) Для оказания правовой помощи участникам процесса.

В) Для охраны здания суда.

6. Какой акт являлся основным при системе коллежского делопроизводства:

А) Генеральный регламент.

Б) Положение о письмоводстве и делопроизводстве.

В) Общие правила документации и документооборота.

7. Определите последовательность этапов исторического развития делопроизводства:

А) Приказное, коллежское, министерское, делопроизводство 1917-1941 г., делопроизводство 1941-1990 г.

Б) Приказное, министерское, коллежское, делопроизводство 1917-1941 г., делопроизводство 1941-1990 г.

В) Министерское, приказное, коллежское, делопроизводство 1917-1941 г., делопроизводство 1941-1990 г.

8. Какой из документов относится к информационно-справочным:

9. Какой документ является распорядительным:

10. Виды судебного делопроизводства:

А) Архивное, секретное, несекретное.

Б) Общее, конфиденциальное, архивное.

В) Служебное, архивное, секретное.

11. Кто из сотрудников аппарата суда непосредственно отвечает за работу канцелярии, правильность учета и хранения поступивших в суд документов, обращений граждан, заявлений, судебных дел и вещественных доказательств:

А) Администратор суда.

Б) Начальник отдела.

В) Помощник председателя.

12. Кто из сотрудников аппарата суда принимает меры по организационному, материальному, техническому обеспечению суда:

А) Помощник судьи.

В) Помощник председателя.

13. Какое определение наиболее точно отображает понятие судебного делопроизводства:

А) Информационный процесс, под которым понимают сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распределение информации.

Б) Регулируемая правовыми нормами деятельность, направленная на регистрацию, учет, движение судебных дел и других материалов, справочно-информационный поиск и контроль за исполнением документов, подготовку материалов к последующему хранению и использованию.

В) Деятельность, осуществляемая с целью обеспечения соблюдения процессуальных норм, исполнения приговоров, решений, определений, постановлений суда, четкого обслуживания обращающихся в суд граждан, юридических лиц.

Источник: http://studfile.net/preview/5662435/page:11/

Секретное делопроизводство. Степени секретности документов

Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

Что есть тайна

Тайна – понятие, имеющее несколько смысловых значений. В общем понимании тайна трактуется как нечто неразгаданное, еще непознанное. Применительно к функциям государственных и коммерческих органов под тайной понимается то, что скрывается от других и что известно строго определенному кругу лиц.

Читайте так же:  Закон о государственной судебной экспертизе

Иначе говоря, тайну составляют те сведения, которые не подлежат разглашению. Они содержатся в секрете, как правило, определенное время, обусловленное их государственной значимостью, необходимостью, вытекающей из интересов страны в целом или отдельного ведомства.

По разным причинам часть информации утрачивает свою секретность, поэтому со временем отпадает необходимость сохранять ее в тайне. Впоследствии эти данные могут быть оглашены или опубликованы.

Грифы секретности

В повседневной деятельности министерств и ведомств Российской Федерации образуется огромное количество документов. Вполне закономерно, что любая управленческая деятельность невозможна без документооборота. Характерной особенностью состояния управления является разнообразие документальных материалов. На основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» немалую долю в этом документообороте составляют документы с грифом «Секретно».

Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно».

Гриф «Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов. Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства. По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

Гриф «Совершенно секретно» распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован.

Гриф «Для служебного пользования» не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

Порядок засекречивания и обращения с грифами определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью. Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц. При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну составляют:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

Весь комплекс мероприятий по засекречиванию носителя сведения содержащего государственную тайну возложен на эксперта. От его квалификации и знаний нормативных актов зависит правильность выполнения мероприятий по обеспечению сохранности тайны.

Гриф секретности документам, а также выпискам из них устанавливается исполнителем и контролируется должностным лицом, подписавшим эти документы. Указанное должностное лицо совместно с исполнителем несет ответственность за правильность присвоения документу грифа секретности. Если в документ включены сведения различной степени секретности, то ему присваивается гриф по высшей степени секретности сведений.

Принципы определения секретности

С целью сохранения государственной тайны необходимо непрерывное совершенствование порядка определения грифа секретности документов. Практика показывает, что для успешного решения этой задачи важен системный подход и научно обоснованные методы.

Правильное, строго аргументированное установление грифа секретности документов имеет большое государственное значение, так как от этого в решающей степени зависит эффективность защиты секретов. Разумеется, что грамотное определение степени секретности невозможно без знания основных принципов, которые должны быть положены в основу решения этой задачи.

К таким принципам можно отнести:

1. Принцип системного подхода к решению проблемы по строго обоснованному установлению грифа секретности документов. Основной чертой системного подхода является подход к проблеме засекречивания в целом. Этот процесс должен учитывать противоречивость и в то же время взаимообусловленность двух тенденций. С одной стороны, существует стремление обеспечить надежное сохранение государственной тайны, а с другой – не допустить необоснованного, массового засекречивания сведений с вытекающими из этого отрицательными последствиями.

Завышение грифа секретности документов резко сужает возможности обмена ценной информацией между ведомствами. Кроме того, завышение грифа секретности ведет к постоянному росту объема секретной документации, что усложняет сохранение действительно важных сведений. Другая крайность в этой работе – занижение грифа секретности, которая таит в себе серьезную опасность, так как создает явные предпосылки для утечки секретных сведений.

2. Принцип объективности определения степени секретности документов основывается на безусловном руководстве требованиями Перечня сведений подлежащих засекречиванию. Степень секретности документов нельзя устанавливать исходя из субъективных, единоличных решений исполнителей, так как это не исключает ошибок, приводящих к завышению или занижению грифа секретности.

3. Принцип оптимизации объема секретных сведений в документах играет большую роль в сохранении секретов. Любой документ должен содержать в себе минимум секретной информации, которая действительно необходима для работы и решения того или иного вопроса. Излишняя информация приводит к бесконтрольному разглашению данных.

4. Принцип периодического пересмотра степени секретности документации, изделий и работ на предмет определения полной утраты ими секретности либо снижения ее степени должен неукоснительно соблюдаться, чтобы своевременно и систематически разгружать секретные делопроизводства.

Гриф секретности документов устанавливается в зависимости от объема и важности содержащихся в них сведений и должен соответствовать фактической степени их секретности.

Изменение секретности документов

Степень секретности документов определяется на основании Перечня сведений подлежащих засекречиванию. В них содержатся сведения, классифицированные по направлениям деятельности.

Доступ к данному комплексу документов осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами в этой области.

На основании Закона изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной, производится их рассекречивание, но не должен превышать 30 лет. Исключение составляют документы, которые по решению межведомственной комиссии по защите государственной тайны продлевают время засекречивания этих сведений.

Работа по снижению грифа секретности или рассекречиванию изделий осуществляется специальными комиссиями из компетентных лиц, назначенными соответствующими руководителями. Комиссии составляют акты, в которых подробно излагают мотивы рассекречивания или снижения грифа секретности.

Руководители имеют право изменять гриф секретности, засекречивать или рассекречивать документы, составленные или разработанные в данной организации.

Уничтожение секретных документов производится в строгом соответствии нормативно-правовых актов секретного делопроизводства, а также перечня документов со сроками их хранения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://naar.ru/articles/sekretnoe-deloproizvodstvo-stepeni-sekretnosti-dokumentov/

Секретное судебное делопроизводство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here