Производство экспертизы органом судебной экспертизы

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: производство экспертизы органом судебной экспертизы. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Разделы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Российский федеральный центр судебной экспертизы
при Министерстве юстиции Российской Федерации

Директор — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник юстиции России
СМИРНОВА СВЕТЛАНА АРКАДЬЕВНА

РФЦСЭ при Минюсте России является федеральным бюджетным учреждением. Целью деятельности Центра является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований.

Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации не является учредителем каких-либо государственных или негосударственных судебно-экспертных организаций, некоммерческих партнерств и др., в том числе «Палаты судебных экспертов» и входящих в нее организаций.

Основными задачами Центра являются:

  • оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований;
  • выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Основными видами деятельности Центра являются:

  • производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщения о преступлении;
  • научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
  • выпуск ведомственных изданий в области судебной экспертизы и обеспечение судебно-экспертных учреждений Минюста России научными и методическими материалами;
  • подготовка и аттестация работников судебно-экспертных учреждений Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.12.2019 № 319 ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему ФБУ Московская ЛСЭ Минюста России.

Территория обслуживания: г. Москва и Московская область.
Местонахождение: Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 4.
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: 109028, Москва, Хохловский переулок, дом 13, строение 2

Источник: http://www.sudexpert.ru/

Организация производства судебной экспертизы в экспертном учреждении.

При поручении экспертизы органу судебной экспертизы следователь направляет постановление о назначении эксперти­зы и необходимые материалы его руководителю. Экспертиза производится тем сотрудником экспертной организации, кото­рый указан в постановлении. Если конкретный эксперт в по­становлении не указан, выбор эксперта осуществляет руково­дитель органа судебной экспертизы, о чем сообщает лицу, на­значившему экспертизу.

Под руководителем органа судебной экспертизы в контекс­те данной статьи понимается директор Центра судебной экс­пертизы, директор Центра судебной медицины, их заместители и руководители территориальных подразделений Центров, а также руководители специализированных подразделений госу­дарственных органов, к функциям которых отнесено производ­ство судебной экспертизы в соответствии с законодательством.

Руководитель органа судебной экспертизы вправе возвра­тить без исполнения представленные материалы, если они не оформлены надлежащим образом и это делает невозможным производство экспертизы, а также если производство экспер­тизы не предусмотрено данным органом судебной экспертизы либо он не располагает соответствующими специалистами и оборудованием.

В случае принятия материалов руководитель органа судеб­ной экспертизы организует ее производство, устанавливает сроки производства, осуществляет контроль за качественным проведением экспертного исследования и обеспечением сохран­ности объектов экспертизы.

Первые руководители Центра судебной экспертизы и Цент­ра судебной медицины, исходя из материалов конкретного уго­ловного дела, степени сложности производства назначаемой экспертизы, а также иных факторов, вправе организовать про­изводство экспертизы в любом из территориальных подразде­лений.

В ходе производства экспертизы следователь и эксперт мо­гут осуществлять взаимодействие, которое позволяет расши­рить возможности следователя и эксперта в плане решаемых ими задач. Следователь своевременно выясняет потребность в предоставлении дополнительных материалов, необходимость в собирании новых доказательств, фиксирует выявление но­вых доказательств, получает информацию, полезную при оценке заключения эксперта.

После производства экспертизы и получения заключения эксперта либо сообщения о невозможности дать заключение следователь знакомится с указанными документами и дает им оценку.

Сотрудник органа судебной экспертизы, назначенный экс­пертом, дает заключение от своего имени и несет за него лич­ную ответственность. В связи с этим руководитель судебно-экс­пертной организации не вправе давать эксперту указания, пред­решающие исход исследования и содержание заключения. Од­нако заключение эксперта либо сообщение о невозможности дачи заключения направляется лицу, назначившему эксперти­зу, только через руководителя органа судебной экспертизы. При этом он вправе проверить качество производства экспертизы и правильность оформления его результатов и в связи с этим дать эксперту соответствующие указания. В случае возникновения разногласий между руководителем органа судебной эксперти­зы и экспертом руководитель направляет заключение эксперта лицу, назначившему судебную экспертизу, со своими замеча­ниями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/15_25221_organizatsiya-proizvodstva-sudebnoy-ekspertizi-v-ekspertnom-uchrezhdenii.html

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Информация об изменениях:

Статья 11 изменена с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.

Читайте так же:  Надзорная жалоба по гражданскому делу гпк

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 39

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденный приказом Минздрава России от 12 января 2017 г. N 3н

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности, утвержденную приказом ФСБ России от 23 июня 2011 г. N 277

См. Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511

См. Протокол ведения больных. Судебно-психиатрическая экспертиза, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ 23 мая 2005 г.

См. Методические рекомендации «Лицензионные требования и условия осуществления судебно-психиатрической экспертной деятельности», утвержденные Минздравом РФ 2 апреля 2004 г.

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденную приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/12123142/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Производство экспертизы органом судебной экспертизы

О некоторых проблемах судебной экспертизы

Современным законодательством демонополизирована судебно-экспертная деятельность, ее осуществление в настоящее время возможно тремя категориями участников- проблему поднимает Заведующая кафедрой уголовно-правовых и специальных дисциплин университета «Туран», к.ю.н., доцент Алаева Г.Т.

Судебная экспертиза является прикладной областью знаний и деятельности. Ее существование, сам предмет и границы определяются потребностями гражданского социума в использовании специальных знаний при решении правоохранительных задач в уголовном, гражданском и административном процессах. Ход экспертного исследования отличается от всех иных творческих исследований научного и практического характера, особенностями сферы применения сведущими лицами — экспертами, своих специальных научных знаний, а именно сферой уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Именно правовое приложение результатов экспертной деятельности определяет специфику проблем ее назначения и производства. В настоящей статье хотелось бы заострить внимание на проблемах вовлечения в процесс частных лицензированных экспертов и правовой защищенности судебных экспертов в целом.

Современным законодательством демонополизирована судебно-экспертная деятельность, ее осуществление в настоящее время возможно тремя категориями участников, наделенными одинаковыми правами и обязанностями, а именно:

1) сотрудниками органов судебной экспертизы;

2) лицами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;

3) в разовом порядке иными лицами, привлеченными в процесс на основании вынесения постановления или определения правоохранительного органа.

Однако, анализ практики назначения судебных экспертиз показывает, что в основном судебно-экспертные исследования в уголовном, гражданском и административном процессах назначаются в органы судебной экспертизы: Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальные подразделения; Центр судебной медицины уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан и его территориальные подразделения; специализированные подразделения государственных органов и организаций, к функциям которых отнесено производство судебной экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Назначение и производство экспертизы лицами, обладающими государственной лицензией на осуществление судебно-экспертной деятельности, либо в разовом порядке, практически не осуществляется, в силу консервативного отношения судей и сотрудников правоохранительных органов, в связи с чем, традиционно и повсеместно назначение судебной экспертизы производится судами и правоохранительными органами непосредственно в органы судебной экспертизы.

На, наш взгляд, необходимо отметить, что наличие возможности назначения и производства судебной экспертизы, не только сотрудниками органов судебной экспертизы, но и лицами, вне системы органов судебной экспертизы, на законных основаниях, является значительным, прогрессивным, позитивным фактором, позволяющим реализовать в судебном процессе демократические принципы равноправия и состязательности сторон. Суд основывает процессуальное решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон. Стороны избирают в ходе судопроизводства свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от суда, других органов и лиц. Суд по ходатайству стороны оказывает ей содействие в получении необходимых материалов в порядке, предусмотренном процессуальным правом.

Законодательством предусматривается процедура назначения дополнительной и повторной экспертизы. Дополнительная экспертиза назначается, если первичная судебная экспертиза обладает недостаточной ясностью, судебный эксперт не полностью разрешил поставленные перед ним вопросы, либо необходимо решение дополнительных вопросов, связанных с предыдущим исследованием. Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта по результатам предыдущей экспертизы недостаточно обосновано либо его правильность вызывает сомнение, либо были существенно нарушены процессуальные нормы производства экспертизы. На практике назначение дополнительной и повторной экспертиз всегда производится в органы судебной экспертизы, которые проводили первичное экспертное исследование. Тогда высока вероятность проявления возможной заинтересованности их в подтверждении выводов первичного экспертного исследования.

Читайте так же:  Хранение персональных данных в личном деле

Назначение судебно-экспертного исследования негосударственным, частным экспертам, осуществляющим свою деятельность на основании выданной уполномоченным органом лицензии, дает возможность участникам процесса, чьи права и интересы непосредственно затрагиваются судебным производством, реализовать свое право на выбор лиц, которым может быть назначено производство экспертного исследования. Помимо этого назначение судебной экспертизы, лицам вне системы органов судебной экспертизы, также является дополнительной гарантией получения доверительного отношения к выводам судебной экспертизы, произведенной независимым судебным экспертом, возможности исключения, сомнений, если таковые имеются, с их стороны в объективности первичного заключения эксперта.

Для повышения правового статуса независимых судебных экспертов, обладающих государственной лицензией на право осуществления судебно-экспертной деятельности, необходимо, на наш взгляд, ориентировать правоохранительные органы, осуществляющие функции уголовного преследования, суды и адвокатские сообщества на законную возможность активного привлечения независимых судебных экспертов, особенно в случаях наличия оснований, для назначения и производства дополнительных и повторных экспертиз.

Государственный реестр судебных экспертов, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также получивших лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности, должен быть прозрачен и доступен, как для участников процесса и их защитников, так и для правоохранительных органов, суда, в чьи полномочия входит назначение судебной экспертизы.

Важно нивелировать возможности привлечения в судебные процессы как судебных экспертов, сотрудников органов судебной экспертизы так и независимых экспертов. Ведь результаты правильно выполненной, методически обоснованной судебной экспертизы, проведенной любым судебным экспертом, сотрудником органов судебной экспертизы, или экспертом, работающим на основании государственной лицензии, должны совпасть, быть одинаковыми. Если же результаты экспертных заключений различны, значит на лицо необходимость тщательного разбирательства, до нахождения истины. Особенно, это актуально для уголовного процесса, так как любое сомнение в виновности подсудимого всегда трактуется в его пользу, его невиновность презюмируется.

Видео (кликните для воспроизведения).

В современной концепции применения специальных научных знаний в судопроизводстве специалисту отводиться роль лица, обладающего специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств, основные действия которого связаны с обнаружением, закреплением и изъятием предметов или документов, подготовке материалов для назначения экспертизы, применением научно-технических средств.

Как самостоятельный источник доказательства — заключение специалиста не отмечается среди перечисляемых в уголовном, гражданском и административном кодексах источников доказательств. Предположительно возможно использовать его в качестве судебного доказательства по градации «иные документы». Однако более прогрессивным было бы введение заключения специалиста как самостоятельной обособленной формы специального научного знания. Бесспорно, введение данных нормативно-правовых положений даст начало проявлению реальной состязательности сведущих лиц в суде, их справочно-консультационная деятельность станет новым видом процессуальной формы использования специальных научных знаний.

Вступление в уголовный, гражданский, административный процесс не одного эксперта, а и специалиста, обладающего специальными научными знаниями, показания которых могут выступать в качестве источников судебных доказательств, явилось бы действенным шагом в реализации принципа не только равенства, но и обеспечения подлинной состязательности сторон в судопроизводстве РК.

Рассмотрение жалоб, частных постановлений и определений на действия судебного эксперта должны также изначально быть исследованы в юридической службе, на предмет их достоверности и обоснованности. Профессиональный юрист обязан входить в состав комиссий, проводящих служебные проверки в отношении судебных экспертов с целью недопущения неправомерного привлечения судебных экспертов к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.

Одним из направлений деятельности юридической службы будет обеспечение контроля за соблюдением конституционных прав судебных экспертов, в том числе и в сфере трудовых отношений, при работе аттестационных и лицензирующих комиссий. Немаловажным будет участие данной службы в нормотворческой деятельности, а именно проработке нормативно-правовых и подзаконных правовых актов в области судебной экспертизы в соответствии с иерархией нормативно-правовых актов и гармонизации содержания их статей с подзаконными нормативными актами, исключающими возможность ущемления прав судебного эксперта, нарушению принципа его процессуальной самостоятельности. Естественно, нормативно-правовые основы судебно-экспертной деятельности должны быть детально проработаны, внутренне непротиворечивы, не содержать пробелов, а также соответствовать структуре и содержанию современного научно-технического потенциала Казахстана.

Традиционно принято считать, то судебный эксперт обязан обладать специальными научными знаниями, исключая правовые знания. Наличие юридического высшего образования не является необходимым условием получения квалификации эксперта. Блок правовых знаний представлен в процессе такими участниками процесса как суд, прокурор и защитник. Однако, на современном этапе развития судебно-экспертной деятельности, правовые знания, на наш взгляд, должны стать неотъемлемой частью образования судебного эксперта, способствующими полноценному овладению им экспертной специальностью, осознанием им своего процессуального правового статуса, значимости места и роли судебной экспертизы в системе судебных доказательств.

Освоение минимального объема правовых знаний, включающих основы уголовного, гражданского, процессуального законодательства, криминалистики и судебной экспертологии, судебным экспертом предусматривается при прохождении им профессиональной стажировки, однако предполагает изучение данных дисциплин в основном самостоятельно. Профессиональная стажировка сводится к обучению его специфики тому виду судебной экспертизы, по которому трудится его руководитель стажировки путем привлечения его непосредственно к совместному производству порученных судебно-экспертных исследований. Считаем, что знание правовых основ уголовного, гражданского права, уголовного, гражданского и административного процессов, криминалистики и судебной экспертологии, целесообразнее было бы давать в ходе профессиональной стажировки системно, целенаправленно, путем создания специальных обучающих центров, разработки и проведения ими специальных подготовительных курсов для всех экспертов-стажеров с последующей сдачей квалификационного экзамена.

Все права защищены. Copyright © ТОО «Компания ЮрИнфо», 2011.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.

Читайте так же:  Развод по обоюдному согласию без детей

ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61

Источник: http://journal.zakon.kz/203427-o-nekotorykh-problemakh-sudebnojj.html

Структура судебной экономической экспертизы

В процессе поиска форм экономической и юридической защиты от вышеуказанных преступлений ведущую роль должна играть судебная экономическая экспертиза, непосредственно изучающая финансовые потоки и возможности которой в реальной юридической практике еще предстоит раскрыть.

Рассматривая судебную экономическую экспертизу, можно отметить, что, основываясь на специальных познаниях, эксперты- экономисты могут:

  • • установить и оценить признаки искажения экономической информации;
  • • определить возникшие негативные экономические явления и ситуации;
  • • выявить степень их влияния на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

В настоящее время по применяемым методикам принято различать четыре рода экономических экспертиз [1] :

  • • судебно-бухгалтерская;
  • • финансово-аналитическая;
  • • налоговая;
  • • судебно-кредитная.

Судебно-экономические экспертизы назначаются правоохранительными органами при решении вопросов экономического характера. Экспертизы этой группы взаимосвязаны между собой, вместе с тем они имеют определенное отличие.

Судебная налоговая экспертиза определяет реальность и экономическую обоснованность налогообразующих финансовых показателей экспертируемого субъекта, выявляет дисбаланс между величиной доходов и расходов субъекта и степень их влияния на налоговые обязательства отчетного периода, выявляет диспропорции в соотношении между себестоимостью продукции и динамикой применяемых цен в целях установления фактов искажения отчетных данных о прибыли (доходе) субъекта. Налоговая экспертиза решает такие вопросы:

  • • в каком размере должно было исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость ООО «М»?
  • • как повлияли несоответствия записей в системе счетов бухгалтерского учета данным первичной документации на формирование налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 год?

Финансово-аналитическая экспертиза касается финансовой деятельности предприятии, связанной с установлением негативных отклонений в использовании оборотных активов предприятия, повлекших образование нереальной дебиторской (кредиторской) задолженности или убытка; определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия; установление негативных отклонений в распределении и использовании прибыли приведших к необоснованному завышению сумм денежных средств, оставляемых в распоряжении предприятия, организации.

Какова балансовая стоимость основных средств ЗАО «А» по состоянию на последний отчетный период 2009 года?

Какова платежеспособность и финансовое состояние ЗАО «Ф» за определенный период?

Судебно-бухгалтерская экспертиза исследует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий с разными формами собственности, которые допустили убытки, потери, хищения ценностей, бесхозяйственность и другие негативные явления, отраженные в бухгалтерском учете и отчетности, и стали объектом расследования правоохранительными органами. Бухгалтерская экспертиза аргументирует свои выводы документально достоверными данными, которые отражены в бухгалтерском учете, определяет материальную ответственность за нанесенный ущерб материально ответственными и должностными лицами, устанавливает сумму, за которую надлежит ответить лицу, совершившему незаконное деяние. В результате перед судебно-бухгалтерской экспертизой могут быть поставлены вопросы:

  • • является ли обоснованной недостача товарно-материальных ценностей у завсклада Верникова П.А. по состоянию на 1 июля 200_ года?
  • • является ли отсутствие контроля за использованием доверенностей на получение товарно-материальных ценностей со стороны бухгалтерии первопричиной, позволившей экспедитору Зорину В.Н. приобрести 15 т железа и не сдать его на склад предприятия?

Судебная финансово-кредитная экспертиза, которая назначается для решения задач, какова качественная и количественная оценка отклонений от целевого назначения направлений использования заемных средств организации; выявление фактов и причинной связи умышленного ввода и вывода активов с невозможностью возврата кредитов и займов.

Соблюдены ли принципы кредитования при получении ссуды ООО «3» в АКБ «В»?

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, впервые изданный в 1897 г. и пользующийся заслуженной популярностью по сей день, определяет экспертизу как «исследование, истолкование и установление таких фактов и обстоятельств, для удостоверения которых необходимы специальные познания в какой-нибудь науке, искусстве, ремесле или промысле. Предметом экспертизы является вопрос о конкретном обстоятельстве, подлежащем разрешению при помощи специальных сведений и опытности; при этом экспертиза дает только указания, служащие к разрешению данного вопроса, и проект его решения с точки зрения технической, отнюдь не вторгаясь в юридическую сторону вопроса» [2] .

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу [3] .

Специфика судебно-экономической экспертизы проявляется:

  • • во-первых, в том, что для ее производства требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных экономических дисциплин (экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит, статистика и др.) и в области правовых дисциплин (финансовое право, бюджетное право, налоговое право, коммерческое право, криминалистика, уголовное право и уголовный процесс, гражданское право и гражданский процесс и др.);
  • • во-вторых, объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в бухгалтерских документах, учетных регистрах, балансах и отчетности, дискетах, компьютерных программах и т.п.;
  • • в-третьих, объектом исследования являются факты и явления финансово-хозяйственной деятельности юридического или физического лица.

Правовой основой судебно-экономической экспертизы являются:

  • • Конституция РФ;
  • • Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г.;
  • • Гражданский процессуальный кодекс РФ;
  • • Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
  • • Уголовный процессуальный кодекс РФ;
  • • Таможенный кодекс РФ;
  • • и другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Это непосредственно определено в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г.

Читайте так же:  Отзыв компенсация морального вреда

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенности частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Источник: http://studref.com/559128/pravo/struktura_sudebnoy_ekonomicheskoy_ekspertizy

Что такое внесудебная экспертиза?

Автор статьи:

Музалевский Федор Александрович

Внесудебная экспертиза – это исследование, призванное дать разъяснение на вопросы, требующие специальных знаний и навыков, ответы на которые дает лицо, обладающее таковыми знаниями в соответствующей области. Внесудебная экспертиза осуществляется в частном порядке по обращению частного или юридического лица с целью последующего предоставления в суд. Внесудебная экспертиза — полноценное специальное исследование, отличающееся от судебной экспертизы только отсутствием процессуальной формы.

В чем заключаются различия внесудебной и судебной экспертизы?

Заказчиком судебной экспертизы может выступать только суд, судья, орган дознания или следователь (статья 26.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ уполномочивает на принятие решения о назначении экспертизы «судью, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело»), о назначении экспертизы выносится соответствующее определение или постановление. В определении в обязательном порядке указываются:

  • Основания для назначения экспертизы
  • Фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза
  • Вопросы, поставленные перед экспертом
  • Перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта

Помимо вышеуказанных пунктов, в определении должны быть записи и о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, и о предупреждении об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Принципиальное отличие внесудебной экспертизы в том, что заказчиком в данном случае может выступать частное или юридическое лицо, обратившееся во внесудебное экспертное учреждение (государственное или негосударственное) в частном порядке.

При производстве судебной экспертизы эксперт несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 УК РФ), во внесудебной экспертизе подписки об ответственности не предусмотрено. В данном случае права и обязанности сторон регулируются договором об оказании экспертных услуг. На данный момент порядок производства внесудебных экспертиз не регламентируется на законодательном уровне. Судебно-экспертная деятельность, напротив, регулируется Федеральным Законом № 73-ФЗ от 31.05.2001 года.

Результатом выполнения независимой судебной экспертизы является оформленное заключение эксперта. К данному заключению имеется ряд требований (ст. 25 Федерального Закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 года):

  • Время, место и основание производства судебной экспертизы
  • Сведения о лице или органе, назначившем производство
  • Сведения о судебно – экспертном учреждении и об эксперте, назначенном на производство экспертизы
  • Вопросы, поставленные перед экспертом
  • Перечислены материалы дела и объекты исследования
  • Сведения о присутствовавших при производстве судебной экспертизы участниках процесса
  • Содержание и результаты исследования, применяемые методы
  • Оценка, обоснование и формулировка выводов по поставленным перед экспертом вопросам

Результатом проведения внесудебной экспертизы является заключение специалиста (данное наименование и только оно единственное закреплено на законодательном уровне в ст. 80 УПК РФ). К заключению специалиста не предъявляется тех же требований, что и к заключению эксперта, составлено оно может быть в произвольной форме. Однако, рекомендуется данные требования учитывать и исполнять при оформлении соответствующей документации при условии возможного приобщения к делу в суде.

В судебной практике нет однозначного процессуального статуса для заключений специалиста. Внесудебные заключения специалистов в некоторых случаях отвергаются судом по сугубо формальным основаниям, например, несоблюдение процессуального порядка назначения экспертизы и отсутствие подписки об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, анализ заключения на предмет достоверности в таких случаях игнорируется.
Кодексы не запрещают сторонам по делу ходатайствовать о добавлении внесудебных заключений к материалам дела и их рассмотрении в качестве доказательств по делу на основании ст. 89 АПК РФ.

Статья 89 АПК РФ «Иные документы и материалы»:

  • Иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела
  • Иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом
  • Документы приобщаются к материалам дела и хранятся в арбитражном суде в течение всего срока хранения дела. По ходатайству лица, от которого они были получены, документы или их копии могут быть ему возвращены

Высший Арбитражный Суд РФ утверждает, что доказательственную силу имеет только заключение эксперта, назначенного по определению суда в рамках рассматриваемого дела. Заключения, полученные в непроцессуальном порядке, статусом экспертного не обладают, однако, может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства (п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 N 23). Другими словами, внесудебная экспертиза в арбитражном процессе является иным доказательством.

Самым важным пунктом в различиях между судебной и внесудебной экспертизой фактически является возможность суда влиять на выбор экспертного учреждения при назначении экспертизы.

Определение круга вопросов к эксперту, а так же в отсутствии прямой связи назначенного эксперта или экспертной комиссии с одной из сторон по делу, назначение эксперта непосредственно судом формально исключает его предвзятость. Все это — преимущества назначения экспертизы непосредственно судом в рамках рассматриваемого дела.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Стороны по делу имеют право ходатайствовать о назначении повторной экспертизы, заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о назначении в качестве экспертов указанных ими лиц, а так же ставить вопросы для разъяснения экспертом в рамках проводимой экспертизы.

В каких случаях производится внесудебная экспертиза?

  • Частное или юридическое лицо, заявившее о проведении экспертизы, имеет намерение урегулировать спорный вопрос без обращения в суд по определенным причинам (сокращение сроков разрешения конфликта, минимизация затрат). В некоторых случаях с данными намерениями обращаются обе стороны конфликта
  • Одна из сторон по делу желает получить основание о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ)
  • Частное или юридическое лицо, заявившее о проведении экспертизы, намеревается урегулировать спорный вопрос через обращение в суд и рассчитывает приложить заключение эксперта к исковому заявлению для обоснования собственных требований
  • Заключение экспертизы, составленное в рамках частного обращения, может быть признано судом одним из доказательств некачественного выполнения работы
Читайте так же:  Право подписи первичных документов главным бухгалтером

Статья 720 ГК РФ п. 5: При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.

Рассмотрим вопросы, которые решаются внесудебной экспертизой на примерах из практики специалистов:

  1. При заключении договора на разработку программного обеспечения стороны условились, что приемка работ осуществляется после производства независимой экспертизы. После окончания срока действия договора Исполнитель обратился в экспертное учреждение и поставил перед экспертом вопрос: соответствует ли разработанный продукт требованиям договора и технического задания
  2. Согласно требованиям федерального законодательства, при проведении государственных закупок с единственным поставщиком обязательно проведение экспертизы поставляемой продукции. При покупке оргтехники администрацией города контракт был заключен с единственным поставщиком. Перед подписанием актов приема администрация обратилась в экспертное учреждение с вопросом: соответствует ли поставляемое оборудование требованиям госконтракта
  3. При пересечении границы Российской Федерации у таможенных органов возникли сомнения в соответствии ввозимых устройств требованиям, действующим на территории страны. Перед экспертом был поставлен вопрос о соответствии переданных на экспертизу устройств этим требованиям
  4. Для разрешения спора о персональной ответственности сотрудников, ответственных за некачественную разработку продукта, предприятие обратилось в экспертное учреждение. На исследование переданы исходные коды разрабатываемого программного обеспечения и техническое задание на его разработку. Перед экспертом поставлен вопрос – по какой причине разработанное программное обеспечение не реализует требуемый функционал – из-за противоречий в задании или некомпетентной реализации

Заключение

Помимо прочего, правовой статус внесудебных заключений специалиста так же невозможно определить по содержательным характеристикам. Принципиальное отличие внесудебной экспертизы от судебной – отсутствие процессуальной формы, тогда как полученное по определению суда заключение эксперта является судебным и имеет четкий прописанный процессуальный статус.

При проведении внесудебной экспертизы теряются основные принципы равноправия и состязательности сторон, обязательные для судебной экспертизы. Выбор эксперта или экспертной организации, постановка вопросов к эксперту полностью остается за одной из сторон по делу. Сторона-заказчик экспертизы самостоятельно решает, какие материалы предоставить в распоряжение эксперта.

Тем не менее, факт того, что внесудебная экспертная деятельность не регулируется на законодательном уровне, не должно влиять на признание внесудебной экспертизы как доказательства.

Проблема неопределенности статуса внесудебных заключений специалистов не в сущности их как доказательства, а в оценке их достоверности и непредвзятости с судебной точки зрения, при наличии ощутимой предубежденности в независимости экспертов, назначенных непосредственно судом.

Однако, статья 103 главы ХХ «Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019)) позволяет избежать проблем, связанных с вышеуказанными обстоятельствами. Краткие сведения из статьи (о действиях нотариуса по обеспечению доказательств):

  • В порядке обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу. При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства Российской Федерации
  • Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако неявка их не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств
  • Обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле. В случае неявки свидетеля или эксперта по вызову нотариус сообщает об этом в суд по месту жительства свидетеля или эксперта для принятия мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 338-ФЗ)
  • Нотариус предупреждает свидетеля и эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от дачи показания или заключения

На текущий момент, с правовой точки зрения, имеются все основания рассматривать внесудебные экспертные заключения (заключения специалиста) как экспертные заключения в соответствии со ст. 86 АПК или ГПК РФ. Тем не менее, в судебной практике главенствует тенденция назначать именно судебные экспертизы в рамках текущего дела для разъяснения требующих специальных знаний вопросов.

Процесс назначения судебной экспертизы, в свою очередь, требует значительных усилий сторон по делу для соблюдения собственных интересов, а также всестороннего исследования данной проблемы.

Учитывая вышеуказанные факты, для подготовки к назначению судебной экспертизы имеет смысл представить в материалы дела результаты экспертизы внесудебной, которые помогут суду, в том числе правильно определить объекты и вопросы экспертного исследования. В случае возникновения противоречий с заключением назначенного судом эксперта или организации, будут являться основанием для назначения повторной экспертизы. Про дополнительную и повторную экспертизу можно узнать в нашей статье: «Дополнительная и повторная экспертиза. Детали по АПК, ГПК и УПК»

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rtmtech.ru/articles/vnesudebnaya-expertiza/

Производство экспертизы органом судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here