Профилактика правонарушения несовершеннолетних детей

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: профилактика правонарушения несовершеннолетних детей. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (профилактика правонарушений)

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.

2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.

3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.

4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.

5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.

6. Родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи. Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

Источник: http://gal.edusite.ru/p133aa1.html

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних как одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности

Классы: 5 , 6 , 7 , 9 , 10 , 11

Ключевые слова: Профилактика правонарушений несовершеннолетних , социально-педагогическая профилактика , Виды профилактики

Сегодня организация педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место. Это обусловлено ростом преступности среди подростков ввиду снижения уровня жизни населения, нестабильности общества — в целом большим количеством негативных факторов, накладывающихся на кризис подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте происходит развитие индивида, становление личности, определяются ценности и жизненные ориентации. Профилактика правонарушений – одно из важнейших направлений борьбы с преступностью нашего общества, а также одна из сложнейших задач не только правового, но и педагогического характера.

Что же такое вообще правонарушение и его профилактика? Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан [1]. Необходимо отметить, что деяние может выражаться в действии или бездействии. Касаемо правонарушений, совершаемых подростками, выделяют две их главные особенности: высокая степень латентности и групповой характер, а причинами совершения являются асоциальная ситуация в семье, нахождение несовершеннолетнего в криминогенной товарищеской компании, социально-экономические факторы, беспризорность и безнадзорность, пробелы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.

Профилактика правонарушений – это меры правового, воспитательного и иного характера, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие меры заключаются в предупредительном общем или индивидуальном воздействии на лиц, склонных к совершению противоправных действий. В настоящее время профилактика правонарушений – это не только деятельность правоохранительных органов и юристов, это также гуманная деятельность образовательной организации.

Социально-педагогическая профилактика — процесс государственно-общественный, основная направленность которого — устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений [2]. Основная причина малоэффективности педагогической профилактики – правовая ограниченность, а также слабоподгоготовленность педагогических работников. Отсюда вытекает необходимость повышения теоретического, воспитательного, методического и иных уровней работников образовательных учреждений. Профилактическая направленность педагогической деятельности должна включать в себя работу по организации благоприятной среды, своевременную коррекцию семейных отношений, поиск форм занятости детей в свободное время, постановка несовершеннолетних на внутришкольный учет, патронаж отдельных учащихся, а также комплексную работу с органами власти.

Основными видами профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных организациях являются:

Первичная профилактика. Здесь важную роль играет взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом и психологом по выявлению несовершеннолетних детей, склонных к девиантному поведению, отстающих в учебе, вовлечение их в различную деятельность — кружковую, внеурочную. Немалая роль на данном этапе должна быть отведена профилактической работе с семьей, где присутствует асоциальный климат, ведется аморальный образ жизни.

Вторичная профилактика. Основными задачами этого этапа является предотвращение совершения начавшегося правонарушения, предоставление своевременной социопсихологической помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Здесь необходимо объединить весь комплекс социально-психологических и правовых мер, направленных на работу с несовершеннолетним, имеющим девиантное поведение, попытаться классному руководителю и другим педагогическим работникам понять интересы и стремления такого ребенка.

Третичная профилактика. Она представляет собой комплекс социально-психологических и правовых мер, который заключается в недопущении и предупреждении рецидива правонарушений подростками, ранее уже совершавшими противоправные действия.

Читайте так же:  Долг по искам срок исковой давности

Как отмечалось выше, немалую роль в педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних играет деятельность классного руководителя, социального педагога и психолога образовательной организации. Поэтому логичным будет определить основные методы их работы, которые можно использовать в профилактике противоправных действий, совершаемых подростками:

Наблюдение. Здесь педагог наблюдает за учащимся, за его поведением в школе, семье, на уроке, за его общением со сверстниками.

Беседа, опрос, анкетирование, тестирование. Данные методы позволяют выявить психологические особенности детей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Консультирование. Данный метод заключается в предоставлении квалифицированной помощи несовершеннолетнему, испытывающему какие-либо проблемы, с целью их социализации и оптимизации.

Убеждение. Метод, который заключается в способности убедить ребенка в последствиях его противоправного поведения, опираясь на нормы права.

Тренинг. Метод, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания социально-психологической помощи, поддержки.

Игра. Метод, значимость которого заключается в самом процессе, а не результате; он помогает подросткам через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познать окружающую действительность.

Итак, профилактика правонарушений представляет собой необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление социально-педагогической деятельности образовательной организации, которое обеспечивает полноценную социализацию и социоадаптацию учащихся, всестороннее развитие всех участников образовательного процесса. Важным направлением усовершенствования работы с подростками в рамках профилактики противоправных действий является преодоление неблагоприятных условий окружающей среды – их близлежащего окружения. Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении всегда должна оставаться основным направлением деятельности по предупреждению и предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних.

Список использованной литературы

  1. А.В. Малько, Н.И. Матузов. Теория государства и права: учебник. – Юристъ, 2004. – 245 с.
  2. Муртазалиева М.М. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей: дисс. канд.пед.наук / М.М. Муртазалиева. – Махачкала, 2005. – 175 с.

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672862/

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

Рубрика: 14. Социальная работа

Дата публикации: 07.02.2016

Статья просмотрена: 3393 раза

Библиографическое описание:

Цыбикжапова В. Б. Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 91-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9707/ (дата обращения: 11.02.2020).

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борьбу с преступностью среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология»

Одной из самых актуальных проблем современного общества являются правонарушения среди молодежи и детей подросткового возраста. На преступное поведение очень сильно влияют такие факторы как семья с асоциальным поведением, изменение нравственных и моральных установок и ценностей, уход от жизненных проблем с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ, легкомыслие, эгоизм, корысть, которые приводят к совершению противоправных действий. Социальные науки рассматривают правонарушение в качестве социального явления, которое носит деструктивный характер для общества. Это устойчивая и распространенная форма девиантного поведения, которая достигает уровня общественной опасности. Понятие правонарушения среди несовершеннолетних связано с возрастом 13–17 лет, хотя такая тенденция имеет место и в младших возрастных группах. [4, с.287]

В Бурятии с начала 2015 года в территориальные органы внутренних дел было доставлено 2 274 несовершеннолетних, в том числе, находившихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей и (или) лиц, их заменяющих. Выявлено 17 фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. По итогам первого полугодия 2015 года удельный вес подростковой преступности в общей массе раскрытых преступлений, снизился и составил 6,7 %. Рост подростковой преступности отмечается на территории Железнодорожного, Октябрьского районов Улан-Удэ, Баргузинского, Заиграевского, Кабанского, Муйского, Мухоршибирского, Северобайкальского и Тункинского районов.

Количество правонарушений несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростковое население уменьшилось на 15-20 %. Это по данным нашей несовершенной и необъективной статистики. Фактически более точные данные получить значительно трудно, поскольку в подростковой преступности высок уровень когда правонарушение совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы вымогательства, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте противоправного действия. Причины разные, которые зависят от характера совершенного правонарушения, так действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; чувство неловкости, испытываемое жертвой перед следователем (большинство из которых равнодушны). При вымогательстве, карманных кражах, мошенничестве действуют и другие причины. Очень часто это неверие в возможности полиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников или банальное нежелание вступать в судебные тяжбы.

На сегодняшний день, в среднем по стране, каждое десятое преступление совершается малолетним. По не которым регионам каждое четвертое. Отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность, отсутствие занятости выталкивают детей на улицу. Кто-то отнимает у слабых одежду или различные гаджеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние правонарушители попадаются по нескольку раз. После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно. 13-14-летние дети, которые заканчивают 5-6 классов не имеют дальнейшего желания учиться, их манит свобода улиц и отсутствие контроля. На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. [3]

Основную роль в реабилитационной и коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет комплексное изучение личности подростка и анализ его социально-психологических характеристик. [2, с. 84]

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические изменения в структуре личности. Ранний переход к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитание.

Читайте так же:  Оспаривание постановления пленума верховного суда

Несмотря на преобладание среди правонарушителей лиц мужского пола, наблюдается расширение круга и количества правонарушений, которые совершают девочки-подростки. И это не случайно. Увеличивается число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является противоправное поведение.

Можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие навыков трудовой деятельности, интересов и увлечений, безразличие к планам на будущее. Для них характерно недостаточное развитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессия, лживость и лень. Волевые усилия у них направлены на достижение узких, примитивных, эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных неизменных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей. Для результативной борьбы с подростковыми правонарушениями необходим чёткий план мероприятий направленный на профилактику первичных и рецидивных совершений правонарушений среди несовершеннолетних.

На сегодняшний день, в Бурятии активно применяются и расширяются социальные технологии по упреждению правонарушения среди несовершеннолетних. К сожалению, просматривается их низкая эффективность из-за недостаточного межведомственного взаимодействия. При этом они являются основными мерами, применяемыми в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Первоочередной мерой является диагностическая работа. Диагностическая работа позволяет получить данные о психическом, физическом состоянии ребенка, о его социальном и индивидуальном развитии. Эти данные ведутся во всех образовательных учреждениях, и помогают выявить детей, находящихся в «группе риска». Воспитательная часть включает в себя комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка, развитие личностных качеств, коммуникативных связей между сверстниками. Психологическая помощь — изучение детьми правовых норм, формирование правосознания помогают отличить правильные поступки от неправильных. Деятельностный подход заключается в организации общественно-полезных мероприятий (субботники, озеленение улиц, волонтерство), кружков, секций. Реабилитационные меры направлены для помощи детям уже совершившим преступное деяние. [1, с. 86]

Немаловажное значение отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками социальных служб двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения или лишенных родительских прав родителей; сотрудничество с различными организациями, способствующих дальнейшему семейному жизнеустройству подростка, их трудовому определению.

В 2010 году, в качестве эксперимента, в судебное производство были введены элементы «ювенальной технологии». Для этого были выбраны районные суды нескольких крупных районов Бурятии. Под «ювенальными технологиями» подразумевают специальную организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние, основанная на комплексном знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применении специальных восстановительных методов и способов, устраняющих возможное дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего, направленные на предупреждение рецидива и обеспечение безопасности общества.

В Бурятии успешно была освоена Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом «Знай ты не один!». По итогам федерального конкурса «Дружественное детям правосудие», объявленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, этот проект вошел в числе 4-х программ субъектов Российской Федерации, получавших в течение трех лет софинансирование Фонда. К каждому районному суду был прикреплен социальный работник. Он собирал информацию о подростке и его семье с момента поступления уголовного дела в суд, вел карту социального сопровождения и представлял все эти сведения суду. Число занятых социальных работников в судах насчитывалось семь человек.

За минимальный период реализации программа показала положительную тенденцию — только в Октябрьском районном суде из 62 несовершеннолетних осужденных, к которым применялись ювенальные технологии, повторно преступили закон лишь трое. Но после завершения федерального гранта из-за отсутствия бюджетных средств на финансирование труда социальных работников при судебных органах Бурятии с успехом функционирующая система официально прекратила свою деятельность.

Несмотря на отсутствие финансирования, в некоторых районах республики работа с несовершеннолетними правонарушителями, в рамках программы, была все же продолжена. Этот вопрос стал предметом обсуждения на круглом столе, проведенном 20 мая 2015 года в Улан-Удэ. В его ходе было предложено определить в каждом районном отделе социальной защиты населения координатора данной работы. Он обеспечит не только тесную связь с судом, но и взаимодействие со всеми структурами профилактики детской и подростковой преступности. Кроме того, к процессу будут подключены специалисты-психологи всех социально — реабилитационных центров республики. Все они будут выполнять функции ранее действующих при судах социальных работников — собирать наиболее полную информацию о характере, особенностях личности, окружения несовершеннолетнего для предоставления её суду.

Учитывая тот факт, что основное количество правонарушений совершается детьми, оказавшимися в трудном положении, периодически объявляются межведомственные акции, условно называемые «Безнадзорные дети», «Беспризорник», «Школьник».

Акция «Безнадзорные дети» направлена на выявление и установление личности беспризорников, возвращение их в места жительства или отправление в специализированные учреждения. Кроме этого, проводятся мероприятия по нахождению причин ухода подростков из дома и меры по устранению этих причин. Акция проводится совместно с сотрудниками полиции, соцзащиты, опеки и попечительства, образования и здравоохранения.

Акция «Беспризорник» является аналогичной по своему содержанию с акцией «Безнадзорные дети». Отличием является направленность на профилактические меры. В рамках акции осуществляется выявление неблагополучных семей или тех, кто находится в социально опасном положении, профилактика насилия в семье, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних и поступлении выпускников 9-х и 11-х классов в высшие и средне-специальные образовательные учреждения.

Акция «Школьник» проводится органами социальной защиты в целях благотворительной помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации в подготовке к школе.

Эти акции, наряду с их основными целями по предотвращению и упреждению правонарушений, призваны скоординировать задействованные ведомства, усилить их взаимодействие и повысить эффективность выполняемых функций, в том числе и правовую защищенность несовершеннолетних. [5]

Читайте так же:  Истечение судебного разбирательства

В целях исследования состояния, проводимых мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, был проведен опрос среди действующих инспекторов ПДН Советского района, являющиеся экспертами в данном направлении.

В ходе опроса были выявлены основные проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Большинство опрошенных указывает на несовершенство законодательства и низкое межведомственное взаимодействие. Также существует необходимость в финансовом стимулировании социальной работы и проектов профилактических мероприятий. Отсутствие применения каких-либо новейших технологий в работе заставляет организовывать деятельность ПДН более доступными средствами, которые нуждаются в обновлении и усовершенствовании. Вопросы расширения штата и координация между субъектами профилактики, в данный момент, значатся для инспекторов наиболее важными в решении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из вышеизложенного, особое внимание должно быть уделено в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и поиске эффективных методов борьбы с растущей подростковой преступностью. Назрела необходимость применения новых социальных технологии, в частности, применение ювенальных систем судебного производства.

Источник: http://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9707/

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц

Дата публикации: 17.11.2018 2018-11-17

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Гаврилов В. И. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 110-111. — URL https://moluch.ru/archive/232/53920/ (дата обращения: 11.02.2020).

В статье рассматривается сущность и меры профилактики по борьбе с преступностью в ювенальной сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, правонарушение.

Преступность среди несовершеннолетних на сегодняшний день получила широкое распространение, именно по этой причине проблема борьбы с преступностью и профилактики правонарушений является одной из актуальных и находится в центре внимания законодателей и правоприменителей государства.

В современном, стихийно-развивающемся обществе преступность среди несовершеннолетних растет, тем самым ставит все общество под угрозу. В свою очередь факторы, подталкивающие молодежь на преступления, увеличиваются [2, с.52].

Государственная политика борьбы с преступностью в ювенальной сфере — деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц по выработке и реализации мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере. Несмотря на принимаемые государством усилия по борьбе с преступностью (принятие мер по защите прав и свобод несовершеннолетних, принятие законов о предупреждении правонарушений), следует учитывать тот факт, что на сегодняшний день современное состояние государственной политики борьбы с преступностью является неэффективной в силу роста количества факторов преступности, а также неэффективности профилактики правонарушений.

Понятие профилактики правонарушений в ювенальной сфере определяется авторами по-разному. Так, например, по мнению А. П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние. Более конкретное определение сущности профилактики правонарушений сформулировал Н. И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний.

Общесоциальная профилактика преступлений — определяющая подсистема процесса предупреждения преступности. Она охватывает наиболее масштабные долговременные и эффективные виды социальной деятельности, наиболее крупные социальные меры.

Особое место принято уделять индивидуальной профилактике преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является конкретное лицо, от которого ожидается преступление, все меры направлены на недопущение преступного поведения конкретного лица, существует взаимосвязанный и взаимосогласованный комплекс мер. Субъектом индивидуальной профилактики ювенальной преступности является организация или гражданин, деятельность которого непосредственно направлена на достижение целей индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних, включенных в систему социальных элементов.

Все меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно условно разделить на три группы:

  1. Меры оздоровления среды ближайшего бытового окружения и помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания до того, как эти криминогенные обстоятельства существенно повлияют на их поведение (назначение опекуна (попечителя), направление родителей на лечение от алкоголизма, помещение детей в специальное учебное заведение и др.);
  2. Меры предупреждения совершения преступлений и исправления несовершеннолетних, совершающих правонарушения, которые не влекут за собой уголовного наказания (постановка на учет в ОППН, рассмотрение в КДН, помещение в специальное воспитательное заведение, возмещение убытков за причиненный ущерб и др.);
  3. Меры наказания несовершеннолетних за совершенные преступления и предупреждения совершения ими повторных преступлений (пресечение преступлений, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и рассмотрение дела в суде, воспитание и исправление в исправительных учреждениях и др.).

В целях повышения эффективности борьбы с ювенальной преступностью необходимо принятие комплекса мер, направленных на нейтрализацию основных факторов, обусловливающих преступность несовершеннолетних на всех уровнях [3, с.8].

В заключение настоящего исследования хотелось бы отметить, что динамизм уголовно-правовых отношений, сопряженный с постановкой новых задач в противодействии преступности, требует непрерывного мониторинга правоприменительной практики Уголовного кодекса РФ и научно-обоснованного анализа ее эффективности [4, с. 212].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на проводимую государственную политику по борьбе с преступностью, преступность несовершеннолетних все еще является ведущей проблемой в обществе. Факторы преступности не минимизируются, а наоборот, к сожалению, с развитием общества распространяются все больше. Все общество нуждается в должной поддержке со стороны государства, принятии необходимых мер по борьбе с данным явлением.

  1. Н. В. Валуйсков Правовые проблемы предупреждения ювенальной юстиции: монография. — М.: Издательство ЮРГУЭС, Шахты 2004г.
  2. Хлгатян А. А., Валуйсков Н. В. Актуальные проблемы правового регулирования ювенальной преступности. В сборнике: Юридическая наука в XXI веке Сборник научных статей по итогам работы шестого международного круглого стола. 2018. С. 50–52.
  3. Бастыркин А. И., Валуйсков Н. В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней. Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 3 (58). С. 3–9.
  4. Валуйсков Н. В., Бондаренко Л. В., Арутюнян А. Д. К вопросу о повышении эффективности уголовного законодательства в противодействии преступности. Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 209–213.

Источник: http://moluch.ru/archive/232/53920/

Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении

Дата публикации: 22.02.2016 2016-02-22

Читайте так же:  Что надо для восстановления свидетельства о рождении

Статья просмотрена: 2027 раз

Библиографическое описание:

Бутузова Ю. С., Акутина С. П. Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 601-604. — URL https://moluch.ru/archive/109/26363/ (дата обращения: 11.02.2020).

В данной статье рассматриваются причины возникновения правонарушений среди школьников, а также представлены возможные профилактические мероприятия по их предотвращению.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, профилактика, подросток, школа.

This article discusses the causes of delinquency among schoolchildren. As well as possible preventive measures in the school activities.

Keywords: The offense, minors, prevention, teenager, school.

Вопреки определенных положительных направлений в развитии общества, мы сознаем, что живем в сложный переменный промежуток времени нашего государства, и именно подрастающее поколение попадает в очень трудную социально-психологическую ситуацию. В большей мере нарушены прошлые изжившие стереотипы поведения, нормативно-правовые и ценностные устремления. Молодое поколение теряет суть осуществляемых и часто не имеют установленных житейских знаний и умений, которые допустили бы сохранить свою личность и сформировать здоровый результативный жизненный стиль. Преимущественно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, всегда возрастающих значительных стрессовых ситуаций, не готовы с ними справляться, и страдают от многих негативных последствий. Это способствует отыскиванию возможностей, которые помогают избежать трудные переживания. Следовательно, ответственность за воспитание личности, формирование у учащихся независимости, умений правильно строить диалог, диспут, обоснованно отстаивать свою позицию, быть толерантной личностью, умение отказаться от негативных проявлений, способность делом и словом помогать людям, все это возлагается с большой ответственностью на систему образования, как социальный институт.

Профилактические работы с учащимися — сложный процесс, разноаспектный, длительный по времени. Специальная задача школы в деятельности предотвращения нарушения закона заключается в проведении ранней профилактики, потому как ни одна другая общественная система не может решить данную задачу. Исключением является семья, тем не менее, и она сама выступает объектом в профилактической сфере. Началом ранней профилактики является формирование условий, обеспечивающих вероятность правильного развития детей, вовремя выявлять своеобразные кризисные ситуации, появляющихся у учащихся определенной возрастной категории.

Своевременно найденные в поведении детей и подростков отклонения и хорошо построенная педагогическая помощь могут сыграть немаловажную роль в профилактике деформировании личности растущего человека, в последствии которая приводит к нарушению закона и преступлениям.

Моральное искажение формирующейся личности и отклонения в поведении нередко являются итогом нарушенных изменений взаимосвязей с микросредой. В наибольшей степени важные недостатки межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается повседневно происходят в семье, на улице или в школе.

Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Асоциальное поведение родителей. Самый эффективный образец для ребенка это его родители. Различные научные исследования подтверждают то, что многие несовершеннолетние правонарушители воспитывались в такой семье, где они регулярно сталкивались с отрицательным поведением родителей: постоянным пьянством, скандалами, развратом, жестокостью, совершением преступлений взрослыми. Из семей, где ежедневное поведение взрослых носит антисоциальный характер, выходит больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостающее со стороны родителей внимание и любовь. Дети, воспитывающиеся в нравственно неблагополучной семье, не имеют одну из важных психологических потребностей — потребность в любви, внимание и понимания со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, поскольку до его настроения, интересов и переживаний родителям нет никакого дела. Ребята, имеющие такие проблемы, тянуться к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, таким образом, они компенсируют нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Тем не менее, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно разрушительным образом отражается на нравственном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, в конечном итоге, не дают им жить. Заботливость, желание добра и благо во спасение, — все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие чрезмерной опеки — недоразвитость, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Удовлетворение потребностей ребенка в чрезмерном размере. Семьи где дети живут в атмосфере потакания любым их капризам, где их избавляют от любых домашних обязанностей, вырастают не ленивые дети, а дети-потребители, задачей которых является удовлетворение потребностей и получение удовольствий и всевозможных благ. Преступления, совершенные для удовлетворения желаний потребительского характера- это отсутствие разумного самоограничения. «Слепая» родительская защита детей создает у них впечатление безнаказанности.

Авторитарность и требовательность родителей. Жестокость родителей и использование различных ограничений и наказаний унижающих детей, а так же стремление подчинить себе ребенка, оскорбление его человеческого достоинства, разрушают атмосферу доверия, толкая подростков на совершение преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы

Недостаточно хорошая работа школы, отрицательно сказывается на поведении учеников. Её можно разделить на несколько групп.

Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Когда учитель проверяет контрольную работу или диктант, нет ничего плохого в том, чтобы исправить ошибки и указывать, как правильно сделать. Часто бывает, что педагоги переносят эти же принципы на человеческие отношения. Таким образом стилем жизни становится поведение «контролера». Психологи называют это мышлением «красного карандаша». Человек чувствует особую власть, ответы на поставленные жизнью вопросы он считает знающим точно. Здесь же видим, что отношение к поступкам учеников, словно к контрольной работе, которую он сдал для оценивания. Видеть прежде всего недостатки, ругать, нежели помогать исправлять ошибки ребенка, ведет к формированию у него неуверенности, а затем чувство тревожности и незащищённости. Это приводит к поиску способов избавится от тревоги и неуверенности.

Негативные установки в отношении отдельных учащихся. К ученикам, которые нарушают правила и нормы, создаётся определенное отношение, заключающееся в негативном отношении к его поведению и личности в целом. На таких детей зачастую навешиваются ярлыки «лентяя», «двоечника», «хулигана», «бездельника». Избавившись от стереотипа, самостоятельно изменить отношение ребенка к себе очень сложно. Педагоги не всегда стараются понять детей из неблагополучных семей, проблема в том, что такие дети не всегда способны хорошо учится без посторонней помощи в силу некоторых обстоятельств. У некоторых это проявляется в начальной школе, у большинства — в среднем звене. Такие дети зачастую нуждаются в индивидуальном подходе. В противном случае — у них складывается отрицательное отношение к учебной деятельности. Некоторые учителя считают таких детей умственно неполноценными, такое отношение формирует неуверенность в своих силах настраивает учеников против школы. Часто падуги утверждают, что таких детей «нельзя ничем заинтересовать» или их «интересует только плохое». Подростков с отклоняющимся поведением привлекает музыка, спорт или техника, а так же они положительно относятся к урока где их поддерживают и помогают, нежели где унижают.

Читайте так же:  Как составить встречный иск в суд

Низкий профессиональный уровень учителя. Иногда встречается такое, что педагог слабо владеет методикой преподавания предмета а так же самой учебной дисциплиной. Такие предметы не интересны ученикам, а так же на них отсутствует индивидуальны подход. Дети перегружены непонятым материалом и домашним заданием. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, — нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска. К ним относят: позднее выявление подростков, которые склонны к нарушению норм и правил, недостаточное изучение индивидуальных особенностей таких учеников, а так же отсутствие конкретного плана работы с детьми группы риска. Отрицательно влиять может так же недостаточный контроль и помощь администрации школы, несформированность педагогического коллектива, однообразность школьных мероприятий, пассивность в работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Общение со сверстниками является одной из главных потребностей в подростковом и юношеском возрасте. Вне школы, подростки чаще всего общаются с теми, кто проявляет по отношению к ним внимание, поддержку и признание, все то, что они не получают находясь в семье. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Наоборот, там их «понимают», одобряют их поступки и поддерживают в любой ситуации. Ученые установили, что подростку в отдельности присуще более положительное отношение к моральным нормам и правилам установленным в обществе, нежели группе в целом. Такие компании замечены за распитием спиртных напитков, курением, начинанием рано вести беспорядочную половую жизнь.

Все эти факторы относятся к категории социальных. Так же следует учесть, что биологические факторы тоже могут являться причинами отклоняющегося поведения: у подростков (от 11–13 до 15–17 лет) в этом возрасте возникает сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативное отношение к действительности и крайняя неуступчивость. У подростка возникает желание к безжалостному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Явно, что для эффективной профилактики, необходимо создать в школе такие условия, которые не будут подталкивать подростка к девиантному поведению, следует создать для детей условия комфортные, интересные для их социализации.

Профилактика правонарушений в школе будет действенна, если подбор программы и внеурочная деятельность будет произведена с учетом разнообразных интересов и возрастных особенностей несовершеннолетних.

Школы, в которых создаются группы дополнительного образования, культурных, образовательных центров, проведение различных досуговых программ, организация спортивной, художественной самодеятельности, организация семейного досуга, детских объединений — все это является ресурсом профилактики отклоняющегося поведения.

Развитие школьного самоуправления — выполняет также профилактическую функцию. Данный фактор помогает несовершеннолетним устанавливать свою систему норм и ценностей. В школьном самоуправлении необходимо поддерживать сплоченность в коллективе.

Возможности влиять на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают интерес ребенка к формированию уклада школьной жизни, школьное пространство не отвергается, не возбуждает отклонение от норм поведения, принятых в школе. В последние время в школах появилась новая стратегия работы с детьми и подростками — детские социальные проекты, направленные на включение учащихся в общественное творчество, на привлечение их к гражданской и правовой ответственности перед окружающим миром.

Таким образом, профилактика правонарушений подразумевает, что школа это место, где ребенок действительно находит применение своим возможностям.

Перед школьниками стоят цели и ряд задач, связанных с организацией и улучшением воспитательного процесса.

Развитие гражданской и правовой культуры является неотъемлемой частью процесса формирования гражданского и патриотического общества в современной России, что предполагает сознательное и активное участие граждан в жизни страны и общества. Следовательно, в школе необходимы социальные нормы и правила поведения, поскольку без этого невозможно действенное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, педагогическому коллективу необходимо ставить перед собой следующие задачи:

 создать установившийся порядок норм школьной жизни;

 помогать школьникам получить знания о своих правах;

 помогать несовершеннолетним увидеть связь личной свободы и ответственности каждого человека в обществе;

 помочь школьникам научиться решать конфликты правовыми способами.

На основании Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в школах должна быть сформирована программа профилактики девиантного поведения.

Социальным педагогам необходимо проводить беседы на правовую тематику, принимать участие в осмотре жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучать особенности, склонности, интересы и увлечения учащихся.

  1. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. — М., 1994.
  2. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В. В. Панкратов. — М., 1992.
  3. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. — М., 1990.
  4. Мясищев В. Н. Трудные дети в массовой школе. — Д., 1993.
  5. Кле М. Психология подростка. — М.:Педагогика, 1991.
  6. Трубицина Э. М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы.// Воспитание школьника, 1998, № 2, С.47–48.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/109/26363/

Профилактика правонарушения несовершеннолетних детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here