Проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

студент 2 курса, СГФ, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Шахты

к.ю.н., ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Шахты

В настоящее время актуальной проблемой в российском обществе является стремительный рост правонарушений совершаемых лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, а так же в корне меняется характер и структура общественно опасных посягательств. Подростковую преступность полностью искоренить не представляется возможным, так как наравне с «взрослой» преступностью она существовала на протяжении всего исторического развития общества и государства. По жестокости и характеру совершенных преступлений, «детские» преступления во многих случаях ни чуть не уступают преступлениям, которые совершают уже более взрослые и опытные преступники.

В связи с тем, что наше будущее зависит от подрастающего поколения, то целью государственного развития становится уменьшение количества общественно опасных деяний, совершаемых подростками, повышение правовой культуры подрастающего поколения и искоренение правового нигилизма.

Структуру преступлений, совершаемых лицами, не достигшими 18 лет составляют посягательства против общественного порядка (хулиганство), собственности (грабеж, вымогательство), личности (убийство, причинение вреда здоровью различной тяжести). В последнее время отмечается рост преступлений против половой свободы и неприкосновенности личности. Такие преступления в большинстве случаев совершаются подростками из неблагополучных семей, беспризорниками, детьми из детского дома.

По мнению многих психологов, подростки часто действуют в группах, им присуще так называемый «стадный инстинкт», попытки самореализоваться за счет приобщения к массе. Объединяться в группировки, находить группу или сообщество по интересам, считается особенностью подросткового возраста, но подобные группировки больше подвержены совершить преступление, нежели каждый несовершеннолетний по отдельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации отметила резкий рост в России общественно опасных деяний, за 2015 год рост совершенных преступлений увеличился на 7 %, а их общее количество превышает 1,5 миллиона, такой рост был впервые зарегистрирован за последнее время, а количество преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет увеличилось на 5,6 % [1; с.1].

На наш взгляд, такой высокий уровень преступности в Российской Федерации среди несовершеннолетних лиц связан с рядом следующих причин:

— ненадлежащее воспитание, низкий контроль родителей над детьми и организация деятельности досуга несовершеннолетних;

-недостаточная профилактика правонарушений, совершаемых подростками;

-влияние неблагополучной обстановки в семье на поведение подростка;

-не в полной мере осуществление воспитательной функции в системе обучения;

— недостаточно строгое наказание для несовершеннолетних лиц за совершения правонарушений.

Первой из причин, которые способствуют повышению уровня преступности мы назвали ненадлежащее воспитание, так как считаем, что лица не достигшие восемнадцатилетнего возраста нуждаются в должном оказании внимания и контроля в их воспитании. Но в современном темпе жизни в связи с постоянной занятостью на работе, воспитанию детей уделяется недостаточное количество времени, что и приводит в дальнейшем к трудностям взаимопонимания между родителями и детьми.

Также одной из проблем мы выделяем недостаточную профилактику правонарушений среди молодежи. Данная проблема является комплексной, на разрешение которой должна быть направлена деятельность не только правоохранительных органов, но и органов опеки и попечительства, социальной работы, комиссий по делам несовершеннолетних и других органов.

Уговорить подростка на совершение преступления или правонарушения гораздо проще, нежели взрослого, так как подростки в основном не разбираются в законах и не знают какое влечет наказание за совершение определенных правонарушений, надеются, что смогут избежать наказания. Ведь не секрет, что суды следуют пути гуманного отношения к несовершеннолетним, что собственно объяснимо. Арест и лишение свободы применяются в крайнем случае, если видят, что ребенок не способен сам справиться в обществе, без негативных последствий для себя и окружающих. Таких случаев достаточно, когда проявление гуманности рождает у подростков ощущение

Хочется отметить, что в системе образования в Российской Федерации декларирует, что ее главная функция учить и воспитывать, но как показывает практика система образования только натаскивает на знания, а воспитательная функция и вовсе отсутствует. Следует подчеркнуть, что в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 п. п. 2 настоящего закона говорится: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», но на самом деле, подобного воспитания практически не присутствует ни в одной из школ Российской Федерации.

Самой острой проблемой, на наш взгляд является недостаточно строгое наказание для несовершеннолетних лиц за совершения преступлений. Особенностям привлечения к уголовной ответственности лиц не достигших восемнадцатилетнего возраста посвящена глава 14 УК РФ. Согласно ст.87 несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, которые совершили преступление, могут быть применены меры воспитательного воздействия, так же может быть назначено наказание, а если назначение наказания было снято судом, то несовершеннолетних помещают в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Создано множество социальных программ и мер, которые способствуют снижению подростковой преступности, в школах и других образовательных учреждениях проводят профилактические беседы с детьми, работают телефоны доверия и горячие линии для детей, так же проводятся работы с лицами совершившими правонарушения, им оказывается психосоциальная помощь, которая направлена на психологическую поддержку и эмоциональную нестабильность несовершеннолетних детей.

На наш взгляд для снижения высокого уровня преступности среди несовершеннолетних лиц следует:

  • усилить контроль органами опеки и попечительства за неблагополучными семьями, а именно вести учет досуговой занятости несовершеннолетних лиц находящихся в таких семьях;
  • в школах и других учебных заведениях проводить еженедельные обязательные занятия с лицами не достигшими 18 лет направленные на развитие личности подростков, их патриотического воспитания, а так же на профилактику предупреждения правонарушений;
  • привлечь несовершеннолетних правонарушителей за совершение общественно опасных деяний к общественно-полезным исправительным работам в качестве наказания, а сложность и продолжительность подобных мер для перевоспитания подростков учитывать в зависимости от степени тяжести содеянного правонарушения или преступления.
Читайте так же:  Частичная дееспособность гражданина возникает

На наш взгляд, вышеперечисленные меры предотвращения преступлений среди несовершеннолетних лиц будут способствовать значительному снижению уровня противоправных деяний в Российской Федерации.

Источник: http://sibac.info/studconf/social/xxxix/46994

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц

Дата публикации: 17.11.2018 2018-11-17

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Гаврилов В. И. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 110-111. — URL https://moluch.ru/archive/232/53920/ (дата обращения: 11.02.2020).

В статье рассматривается сущность и меры профилактики по борьбе с преступностью в ювенальной сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, правонарушение.

Преступность среди несовершеннолетних на сегодняшний день получила широкое распространение, именно по этой причине проблема борьбы с преступностью и профилактики правонарушений является одной из актуальных и находится в центре внимания законодателей и правоприменителей государства.

В современном, стихийно-развивающемся обществе преступность среди несовершеннолетних растет, тем самым ставит все общество под угрозу. В свою очередь факторы, подталкивающие молодежь на преступления, увеличиваются [2, с.52].

Государственная политика борьбы с преступностью в ювенальной сфере — деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц по выработке и реализации мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере. Несмотря на принимаемые государством усилия по борьбе с преступностью (принятие мер по защите прав и свобод несовершеннолетних, принятие законов о предупреждении правонарушений), следует учитывать тот факт, что на сегодняшний день современное состояние государственной политики борьбы с преступностью является неэффективной в силу роста количества факторов преступности, а также неэффективности профилактики правонарушений.

Понятие профилактики правонарушений в ювенальной сфере определяется авторами по-разному. Так, например, по мнению А. П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние. Более конкретное определение сущности профилактики правонарушений сформулировал Н. И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний.

Общесоциальная профилактика преступлений — определяющая подсистема процесса предупреждения преступности. Она охватывает наиболее масштабные долговременные и эффективные виды социальной деятельности, наиболее крупные социальные меры.

Особое место принято уделять индивидуальной профилактике преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является конкретное лицо, от которого ожидается преступление, все меры направлены на недопущение преступного поведения конкретного лица, существует взаимосвязанный и взаимосогласованный комплекс мер. Субъектом индивидуальной профилактики ювенальной преступности является организация или гражданин, деятельность которого непосредственно направлена на достижение целей индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних, включенных в систему социальных элементов.

Все меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно условно разделить на три группы:

  1. Меры оздоровления среды ближайшего бытового окружения и помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания до того, как эти криминогенные обстоятельства существенно повлияют на их поведение (назначение опекуна (попечителя), направление родителей на лечение от алкоголизма, помещение детей в специальное учебное заведение и др.);
  2. Меры предупреждения совершения преступлений и исправления несовершеннолетних, совершающих правонарушения, которые не влекут за собой уголовного наказания (постановка на учет в ОППН, рассмотрение в КДН, помещение в специальное воспитательное заведение, возмещение убытков за причиненный ущерб и др.);
  3. Меры наказания несовершеннолетних за совершенные преступления и предупреждения совершения ими повторных преступлений (пресечение преступлений, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и рассмотрение дела в суде, воспитание и исправление в исправительных учреждениях и др.).

В целях повышения эффективности борьбы с ювенальной преступностью необходимо принятие комплекса мер, направленных на нейтрализацию основных факторов, обусловливающих преступность несовершеннолетних на всех уровнях [3, с.8].

В заключение настоящего исследования хотелось бы отметить, что динамизм уголовно-правовых отношений, сопряженный с постановкой новых задач в противодействии преступности, требует непрерывного мониторинга правоприменительной практики Уголовного кодекса РФ и научно-обоснованного анализа ее эффективности [4, с. 212].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на проводимую государственную политику по борьбе с преступностью, преступность несовершеннолетних все еще является ведущей проблемой в обществе. Факторы преступности не минимизируются, а наоборот, к сожалению, с развитием общества распространяются все больше. Все общество нуждается в должной поддержке со стороны государства, принятии необходимых мер по борьбе с данным явлением.

  1. Н. В. Валуйсков Правовые проблемы предупреждения ювенальной юстиции: монография. — М.: Издательство ЮРГУЭС, Шахты 2004г.
  2. Хлгатян А. А., Валуйсков Н. В. Актуальные проблемы правового регулирования ювенальной преступности. В сборнике: Юридическая наука в XXI веке Сборник научных статей по итогам работы шестого международного круглого стола. 2018. С. 50–52.
  3. Бастыркин А. И., Валуйсков Н. В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней. Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 3 (58). С. 3–9.
  4. Валуйсков Н. В., Бондаренко Л. В., Арутюнян А. Д. К вопросу о повышении эффективности уголовного законодательства в противодействии преступности. Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 209–213.
Читайте так же:  Хранение персональных данных в личном деле

Источник: http://moluch.ru/archive/232/53920/

Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений — проблема социальная, её решение соответствует интересам всех классов и социальных групп нашего общества. Комплекс профилактических мероприятий должен разрабатываться с учетом достижений в области не только права, но и педагогики, социальной и возрастной психологии, биологии, демографии и других отраслей знаний.

Для предупреждения преступности наиболее важно определение уровня вероятности совершения преступления конкретным лицом, что не всегда удается с максимальной точностью. Расширение возможностей ранней профилактики следует искать в понижении возраста лиц, к которым применяются профилактические мероприятия, так как особой эффективности достигают меры, осуществляемые в процессе становления антисоциальной направленности личности и на ранних стадиях развития преступной деятельности.

Данное положение подтверждается тем, что из числа осужденных за совершение преступления (впервые или во второй раз) 27% составляют лица, антисоциальная направленность которых отчетливо проявлялась уже в подростковом возрасте. Среди рецидивистов этот процент составляет 65,8 >. Несовершеннолетний правонарушитель по прошествии определенного времени и при отсутствии соответствующего реагирования легко может превратиться в преступника-рецидивиста.

При рассмотрении вопроса о предупреждении преступности можно выделить три ее стадии: профилактика, предотвращение, предупреждение. В то же время сама профилактика преступности, состоит из двух форм: ранней и непосредственной профилактики. Эти формы отличаются друг от друга по двум критериям: времени, “отделяющим лицо от момента возможного совершения преступления” и степенью “социальной испорченности” личности. Выделение этих двух форм профилактики вызвано, прежде всего, необходимостью более успешного предупреждения преступлений, а сама дифференциация связана с участием разных субъектов и применением различных методов работы при ранней и непосредственной профилактики преступности. Если, например, ранняя профилактика использует методы охранения, “сбережения” лица от негативного воздействия, создания условий для позитивного воспитания, развития личности, то непосредственная профилактика — преимущественно методы коррекционные. В западной криминологии ранней профилактике соответствует термин primary prevention, под которой понимается улучшение физической и социальной окружающей подростка социальной среды, а непосредственной профилактике — secondary prevention, заключающейся во вмешательстве в жизнь подростков, групп, находящихся в состоянии склонности к делинквентности.

Анализ норм Федерального Закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” Федеральный закон от 24 июня 1999 N 120-ФЗ ( в ред. ФЗ от 07.02.2011 N 4-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// Российская газета — 2011. — № 25 — ст. 5 позволяет сделать вывод, что он направлен преимущественно на непосредственную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ст. 5 этого Закона указаны категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: это безнадзорные и беспризорные, несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества, лица, совершившие правонарушения и т.д. Названных лиц объединяет одно — то, что все они находятся в крайнем социально опасном положении. В то же время, норм, направленных на предотвращение появления этих социально опасных положений в законе нет.

В отличие от федерального законодательства, законодательство некоторых субъектов федерации пошло немного по другому пути, более эффективному: существенному уделению внимания и проблемам ранней профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В общей системе предупреждения преступности ранняя профилактика преступности несовершеннолетних относится к общесоциальным культурно-воспитательным мерам. Как указано в учебнике по криминологии под общей редакцией Долговой А.И., по содержанию меры предупреждения преступности подразделяются на экономические, политические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные. Под культурно-воспитательными мерами авторы упомянутого учебника по криминологии понимают “разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности”. К названным культурно-воспитательным мерам необходимо также отнести и усилия по формированию правовой культуры и правосознания, осуществляемыми, прежде всего, учреждениями среднего общего образования. Долгова А.И. Криминология: Учебник для вузов / А.И. Долгова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2008 — 245 с.

Прежде чем перейти непосредственно к обоснованию предложенной концепции ранней профилактики преступности несовершеннолетних, необходимо указать, что она может являться лишь частью общей программы воспитания социально-полезных навыков и интересов, развития духовных идеалов, нравственных и правовых ценностей, задачи формирования которых гораздо шире, чем просто предупреждение преступности. Это и предупреждение просто административных правонарушений, безнадзорности, токсикомании, праздности как образа жизни, формирования активных гражданственности, патриотизма, правосознания и т.д. Но несмотря на это, предупреждение преступлений в несовершеннолетнем и во взрослом возрасте (особенно так называемой беловоротничковой преступности) как крайних форм общественно-опасного поведения является одной из центральных задач таких программ. И именно поэтому их обоснование также является предметом криминологии.

Таким образом, в соответствии с излагаемой концепцией под ранней профилактикой преступности несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и учебных заведений дошкольного и среднего общего образования, иных государственных и общественных учреждений и организаций, направленная на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового правосознания, социально-полезных навыков и интересов.

Система аргументов в обоснование предлагаемой концепции ранней профилактики преступности несовершеннолетних, которая: а) охватывает все несовершеннолетнее население, б) проводится как можно в более раннем возрасте.

В связи с тем, что идеи необходимости ранней профилактики преступности несовершеннолетних сегодня в условиях доминирования либерально-демократической модели воспитания не являются до конца признанными в науке и практике, необходимо представить систему аргументов в ее обоснование.

Присутствие рядом с этими терминами слова “неокультуренный” объясняется тем, что эгоизм или эгоцентризм характерны в разной степени всем людям (особенно в условиях современной культуры), однако у несовершеннолетних подростков эти фундаментальные качества принимают гипертрофированные, некультурные и одновременно примитивные формы.

Отличия эгоизма от эгоцентризма заключаются в том, что под эгоцентризмом понимается акцентуированная установка, когда за исходную точку восприятия мира принимается собственная личность; а под эгоизмом — укоренившаяся привычка жить, прежде всего, для себя. Таким образом, это хотя и близкие к друг другу, но разные по психологическим характеристикам качества. Эгоцентризм выражается в искаженном и суженном восприятии мира, человеческих переживаний. Эгоцентричные дети воспринимают мир в узком диапазоне своих отрицательных, тревожных и болезненных переживаний. Основными причинами их душевных состояний в доминировании отрицательных переживаний, связаны с пренебрежительным отношением к ним взрослых, в то время как причиной эгоизма является избалованность ребенка, привычка к безотказному удовлетворению его желаний, когда впоследствии для него становится нормой жизни их неограниченное сиюминутное удовлетворение и неразвитая воля. Следует сказать, что прочный фундамент эгоизма и эгоцентризма закладывается, прежде всего, в семье, в тех условиях, в которых ребенок растет первые 5-7 лет жизни).

Читайте так же:  Психиатрические освидетельствования работников 377 список профессий

Наиболее распространенными типами из акцентуаций характера, как было установлено, являются неустойчивая, инертно-импульсивная, гипертимная и демонстративная акцентуации. Если рассматривать гипертимную, неустойчивую, демонстративную акцентуации, то можно увидеть, что основой поведения подростков с данными акцентуациями являются доминирующие мотивы эгоизма, — стремления к самоутверждению, жажде внимания к себе, получению удовольствий. У гипертимных подростков это проявляется в постоянной склонности шутить, весело проводить время, повышенного стремления к приключениям, быстрой смене увлечений, слабой воле, нежелании тормозить свою активность. Близко к гипертимной акцентуации примыкает неустойчивый тип акцентуации, который хотя внешне и проявляет себя по-другому, но обладает внутренним единством с ней: подростки с такой акцентуацией нерешительны, слабовольны, неустойчивы, для них характерно невыполнение обязанностей, предпочтительны нетрудовые пути достижения целей, гедонистические взгляды и сексуальная озабоченность. У демонстративных же подростков выражена патологическая потребность во внимании, восхищении, удивлении, почитании другими их особы.

В основе мотивации инертно-импульсивной акцентуации находится эгоцентризм. Антонян Ю.М. и Юстицкий В.В. пишут: “У подростков с данной акцентуацией преобладающим является представление о враждебности окружающих и о допустимости применения физической силы”. Антонян Ю.М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера: Учебное пособие / Антонян Ю.М., Юстицкий В. В. — М., 2009.- 116 с. Доминирующим мотивом у таких подростков является избегание гибели, преодоление угрозы своему существованию. Несовершеннолетние подростки с таким типом акцентуации часто становятся лидерами антиобщественных и преступных групп, готовы совершать наиболее тяжкие преступления.

И также становится понятным, почему с точки нравственного уровня, правосознания и ценностных ориентаций для несовершеннолетних преступников характерны: разрыв между общепризнанными ценностями; псевдосолидарность, когда выше ставятся интересы своего круга; ложно понимаемое чувство товарищества; жизненные цели, характеризующиеся стремлением к достижению психологического комфорта в референтной группе, получению сиюминутного удовольствия от жизни.

Таким образом, в соответствии с этим аргументом, РППН должна проводится как можно раньше, так как процесс развития неокультуренных эгоизма и эгоцентризма с самого раннего детского возраста идет по нарастающей, усиливаясь под негативным воздействием массовой культуры и деструктивных процессов в обществе. И именно поэтому обречены на неудачу попытки строго правового просвещения, не сопровождающиеся мерами по формированию у детей социально-полезных навыков и нравственных убеждений, потому, что если внутренней мотивацией личности является неокультуренные эгоизм или эгоцентризм, то не может состояться переход от знания закона к его исполнению.

Субкультура же преступного мира стала заполнять образовавшийся культурный вакуум (это более заметно на языковых заимствованиях из блатного жаргона в лексике СМИ, политиков и т.д.) и тем самым качественно изменила характер социализации молодежи. К сожалению, негативные последствия сложившейся ситуации недооцениваются, и, пожалуй, не осознаются как федеральном, так и на региональном уровнях законодательной и исполнительной власти. В соответствии же с принципом взаимодействия, преступная субкультура оказывает негативное влияние на многие социальные процессы, причем, иногда более сильное, чем их влияние на саму преступность.

Значительное снижение “порога криминальности” в сознании молодежи проявляется и в том, что многие из них не отвергают дружбы, приятельства с “трудными”, девиантными подростками.

Поэтому задачей РППН является, прежде всего, стремление в рамках воспитания и образования формировать устойчивый “порог криминальности” в сознании подрастающего поколения. Необходимо ранними профилактическими мерами культурно разрушать систему преступной мотивации несовершеннолетних, у которых в современных условиях особенно создается иллюзия нормальности и даже справедливости совершаемых действий. По этому поводу можно обратить внимание на еще более парадоксальную ситуацию, связанную с тем, что некоторые исследования опровергают традиционный постулат криминологии о низкой самооценки преступников. Сегодня, в условиях режима “благоприятствования” преступной субкультуры самооценка несовершеннолетних преступников часто может быть даже выше, чем у несовершеннолетних с просоциальным поведением.

Материально-диалектический подход не может дать полноценного ответа на эти вопросы. В соответствии с интеракционистским и аксиологическим подходами высокий рост преступности в Москве и очень высокий процент “нематериальных” мотивов в корыстных преступлениях несовершеннолетних объясняется более тяжелой духовной, социально-нравственной и социально-психологической ситуацией в Москве и среди молодежи, чем в других частях России и возрастных группах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, целью РППН является устранение существующего дисбаланса, диспропорции в профилактике социально-экономических и социально-психологических причин преступности в России.

Источник: http://vuzlit.ru/131580/problemy_ranney_profilaktiki_pravonarusheniy_nesovershennoletnih

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Особенности подросткового возраста

Татьяна Тинькова
Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Особенности подросткового возраста

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Читайте так же:  Жалоба на незаконный приговор суда

Можно ли предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних детей?

Конечно, подавляющее большинство этих правонарушений можно считать мелкими, так как они заключаются в школьных прогулах, мелком хулиганстве и не проистекают из серьезных антиобщественных тенденций. Однако над поступками этих детей стоит серьезно задуматься. Мы считаем, что родители могут помочь профилактике правонарушений. Начнём с установления моральных норм в семье. Можно с точностью утверждать, что главной гарантией хорошего поведения подростка является любовь и уважение между родителями и детьми. Но даже на самых «хороших» детей и родителей влияет их окружение. Лучше всего воспитать у своих детей высоконравственные принципы могут те родители, которые сами придерживаются гуманистических и высших социальных принципов. Если родители не проявляют ясно и четко свою позицию в жизни, то это негативно отражается на их детях. Примером такого явления могут служить интеллигентные родители, не замечающие грубости своего ребенка.

В любом возрасте нельзя разрешать ребенку плохо обращаться с игрушками, мебелью, вещами, потому что такое отношение может в дальнейшем перейти на родителей и на окружающих его людей.

Во время учебы в начальной школе дети особенно интересуются различными правилами общественной жизни. Их волнуют взгляды родителей по любому поводу. В это время можно рекомендовать родителям четко формулировать ребенку свои принципы и учить отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, не прибегая к физической силе, а также формировать и развивать у детей в таком возрасте ценности ведения здорового образа жизни.

В последующие годы обычно бывает труднее внушить подростку свои взгляды, так как у них нередко возникает непреодолимое желание противоречить не только родительским требованиям, но и игнорировать их образ жизни. Подобные явления очень тяжелы для родителей. Они стараются не говорить о своих чувствах, страдают из-за того, что не могут руководить своим ребенком.

Безусловно то, что «бунтующий» подросток демонстрирует не свои убеждения, а выражает свои затруднения. Сердца подростков легко ожесточаются от несправедливости или недоверия, особенно родителей. Но в глубине души они хотят знать, что их родители искренне любят их и принимают своих детей такими, какие они есть, а также готовы поддержать и найти совместный выход из любой жизненной ситуации.

Профилактика подростковой преступности

Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.

Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов.

Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь.

И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-po-profilaktike-pravonarushenii-sredi-nesovershenoletnih-osobenosti-podrostkovogo-vozrasta-i-ih.html

Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних

Дата публикации: 05.10.2019 2019-10-05

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Еланцева Ю. П. Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 103-106. — URL https://moluch.ru/archive/278/62777/ (дата обращения: 11.02.2020).

В статье рассматривается предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних. Определены основные понятия.

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, профилактика преступлений, Курганская область.

Бесспорным является факт, что разработка теоретических основ по предупреждению и профилактики преступлений всегда был и остается. Накапливая знания в исследованиях, принципах, средствах, методах, возможно, предупредить преступление.

Итак, что же означает предупреждение?

Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий [1].

Предупреждение преступности — это сложный комплекс различных мер упреждающего характера, является главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Цели предупреждения такого вида преступности следующие. Во-первых, необходимо достигнуть и сохранить снижение количества преступлений. Во-вторых, социально и нравственно оздоровить и укрепить подрастающее поколение, в котором в нем видится будущее страны [2].

Под профилактикой преступности понимается воздействие общества, отдельных структур, которое приводит к сокращению или изменению структуры преступлений и к не совершению очевидных деяний [3].

Система профилактики включает в себя: принятие и исполнение законодательства о молодежи; помощь в решении проблем; сокращение подростковой и молодежной преступности; усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические отклонения.

Основные направления совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних это: подготовка социальных работников и педагогов специализирующихся на работе с трудными подростками, оздоровление условий их семейного и общественного воспитания, профессионализация работников специальных правоохранительных структур; усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психологической дезадаптации; строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики [4].

Другими словами можно отметить, что профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой «организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель — не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека» [5].

Профилактика преступности несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным процессом, который можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой часть (или подсистему) существующей многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни [6].

Читайте так же:  Комендантский час в украине

Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних с необходимостью включает:

– органы власти и управления;

– институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т. п.;

– органы социальной защиты, медицинской и правовой помощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизненные обстоятельства;

– правоохранительные органы и их специализированные службы [2].

В целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Правительство Курганской области разработало государственную программу Курганской области «Завтра начинается сегодня».

Программа предусматривает формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации; повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей. Срок реализации 2018–2022 годы. Планируемый общий объем бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на реализацию программы составит в 2018–2022 годах 128926,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год — 20501 тыс. рублей, 2019 год — 56847,1 тыс. рублей, 2020 год — 27576,7 тыс. рублей, 2021 год — 12001 тыс. рублей, 2022 год — 12001 тыс. рублей. [7].

Например, сотрудниками УФСИН России по Курганской области, совместно с сотрудниками территориальных подразделений полиции УМВД России по Курганской области периодически проводятся групповые беседы, лекций, направленных на профилактику совершения повторных преступлений и правонарушений. Так в ходе таких мероприятий за 2018 год было охвачено 180 несовершеннолетних.

В целях повышения взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с подростками, проводятся «Единые дни профилактики».

УФСИН России по Курганской области проводят мероприятия совместно с Курганским центром социальной помощи семье и детям, Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области, Департаментом социальной политики Администрации г. Кургана, Управлением культуры Курганской области, Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, соглашениями с центрами социальной адаптации и ресоциализации лиц, имеющих наркотическую или алкогольную зависимость (Решение, Соль Земли, Надежда), Курганским региональным отделением «Национальной родительской ассоциации», Казачьими обществами Курганской области.

Так сотрудниками УФСИН по Курганской области были проведены встречи с учащимися профессиональных училищ. Мероприятие прошло в рамках профилактической операции «Подросток-2019» с целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции для учащихся были проведены лекции, беседы на тему «Предупреждение совершения преступлений и правонарушений», «Причины деструктивного поведения подростков». Были рассмотрены действия, которые могут быть признаны преступными, вопросы предупреждения терроризма и экстремистской деятельности, криминальные группировки и субкультуры.

Студенты узнали о видах юридической ответственности, об уголовных наказаниях, о возрасте наступления уголовной и административной ответственности. Особое внимание было акцентировано на преступлениях против собственности, половой неприкосновенности, преступлениях против жизни и здоровья, а также преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Несовершеннолетним в ходе лекций и бесед было доведено о возможных способах выхода из трудных и экстремальных жизненных ситуаций. В рамках профилактической операции «Подросток-2019» было посещено 11 профессиональных образовательных учреждений Зауралья, мероприятиями охвачено более 500 студентов первокурсников [8].

В июле 2019 года проведена профилактическая встреча в рамках реализации Государственной программы Правительства Курганской области «Завтра начинается сегодня», при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обсуждение темы воздействия алкоголя и наркотиков на организм подростка, продемонстрирован фильм о вреде табакокурения.

Вторая часть мероприятия была посвящена теме подростковых суицидов. Психологи уголовно-исполнительной инспекции в форме тренинга отработали с ребятами различные варианты поведения в сложных жизненных ситуациях, решение которых вызвало у подростков определенные трудности. Также специалисты провели упражнения, направленные на формирование оптимистичного настроя на будущее.

Сотрудники УИИ УФСИН России по Курганской области регулярно организуют для несовершеннолетних, состоящих на учёте, встречи с психологами. Совместно с волонтерами проводят профилактические и патриотические акции, посещают музеи и выставки [9].

Также проводятся мероприятия для поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Встречу организовывают психологи. Обсуждают условия, которые способствуют правонарушениям несовершеннолетних. Специалисты рассказывают родителям, что такое отклоняющееся поведение подростков и факторы его возникновения.

Отклоняющееся поведение — это результат неправильного развития личности в неблагоприятной ситуации. Причины различные — наличие вредных привычек, неблагополучная семья, безнадзорность, дистанцирование от ребёнка школы, суицидальные наклонности, «плохая» компания.

Психологи отмечают, одним из опаснейших факторов возникновения асоциального поведения подростков является безнадзорность. В этой ситуации, по степени влияния, в сравнении с семьей и школой на первое место выходят неформальные группы сверстников. Т. е. ребёнок проводит свободное время без контроля взрослых и велик риск стать приверженцем криминальной субкультуры. Такие группы могут совершать различные преступления, антиобщественные поступки и являются социально-опасными.

Специалисты дают рекомендации законным представителям несовершеннолетних как избежать пагубного влияния неблагоприятных факторов на подростков. А именно, осуществлять чуткий контроль за детьми и не оставлять без присмотра, организовывать полезную занятость и принимать активное участие во всех сферах жизни ребёнка [10].

В заключение следует еще раз отметить, что комплекс мер по противодействию преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является достаточно эффективным. Однако для реализации большинства задач необходимо продолжительное время.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/278/62777/

Проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here