Предварительное судебное заседание по административному делу

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: предварительное судебное заседание по административному делу. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Судебное разбирательство по административному делу

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Уточняющие вопросы по теме

какой суд рассматривает административные дела – мировой или районный ?

Источник: http://iskiplus.ru/sudebnoe-razbiratelstvo-po-administrativnomu-delu/

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/957d6b1a4d146b5c5b7249586d5b835a/

Статья 138. Предварительное судебное заседание

Статья 138. Предварительное судебное заседание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 138 настоящего Кодекса

1. Предварительное судебное заседание проводится в целях:

1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

2) определения достаточности доказательств по административному делу;

3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства, в том числе путем использования примирительных процедур.

2. Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Указанные лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 142 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Получение патента на работу иностранцами

3. В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители либо в случае обязательного ведения дела с участием представителя только представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

4. В предварительном судебном заседании суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

5. В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Статья 138 дополнена частью 5.1 с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

5.1. В предварительном судебном заседании может быть разрешен вопрос о передаче дела, принятого судом к своему производству, в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

6. После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

7. О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со статьями 205 и 206 настоящего Кодекса.

Источник: http://base.garant.ru/70885220/6152ee1c0cca2b469269a9cb07b28f67/

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Источник: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=24&paper=138

Предварительное судебное заседание. Назначение административного дела к судебному разбирательству

Ст. 138 КАС РФ определены условия и порядок проведения предварительного судебного заседания, которое проводится единолично судьей, проводившим подготовку по делу, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Указанные лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 142 КАС РФ.

Предварительное судебное заседание проводится в целях:

  1. Уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;
  2. Определения достаточности доказательств по административному делу;
  3. Выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;
  4. Процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;
  5. Выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители либо в случае обязательного ведения дела с участием представителя только представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

Суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном КАС РФ для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

В случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном КАС РФ.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд (например, болезнь административного истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со ст. 205 и 206 Кодекса административного судопроизводства.

Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Источник: http://legalquest.ru/administrativnyj-process/predvaritelnoe-sudebnoe-zasedanie-naznachenie-administrativnogo-dela-k-sudebnomu-razbiratelstvu.html

Особенности административного судопроизводства

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читайте так же:  Практика выплат морального вреда
Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
Читайте так же:  Что является возмещением убытков

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Источник: http://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Предварительное судебное заседание в гражданском процессе

Предварительное судебное заседание назначается судьей в исключительных случаях на основании ст. 150 и 152 ГПК РФ. Оно проводится с участием истца и ответчика на окончательном этапе подготовки дела к разбирательству для выяснения важных обстоятельств. Рассмотрим, что это такое, в какие сроки проводится, какие понадобятся документы и как все выглядит пошагово.

Предварительное судебное заседание: что это?

Содержание (кликните, чтобы открыть)

Предварительное судебное заседание (ПСЗ) – это процедура, проводимая судьями единолично в рамках подготовки дела к основным разбирательствам. Оно назначается в отдельных случаях на основании ст. 152 ГПК РФ, если у судьи остались вопросы, без которых объективно рассматривать спор нельзя.

Основания для назначения

Основанием для назначения ПСЗ может стать:

  • Закрепление распорядительных действий участников: изменение или отказ от исковых требований, заключение мирового соглашения, признание ответчиком исковых требований;
  • Восстановление пропущенного срока исковой давности. Истец предоставляет доказательства причины, по которой он не смог своевременно подать иск. Если суд сочтет доказательства приемлемыми, дело назначается к производству;
  • Выявление значимых обстоятельств: запрос дополнительных документов, опрос сторон, получение дополнительной информации для объективного принятия решения;
  • Определение достаточности доказательств: истребование дополнительных доказательств, подача ходатайств о вызове свидетелей, назначении экспертизы.

Когда назначается?

Чтобы разобраться, на каком этапе производится ПСЗ, достаточно ознакомиться с пошаговым алгоритмом:

  1. Поступление заявления в суд. В течение 5 дней судья принимает решение о принятии документов к производству, оповещаются стороны.
  2. Подготовка к разбирательству. После рассмотрения заявления выносится определение о подготовке, она является обязательной стадией судопроизводства. Назначается для уточнения фактических обстоятельств, определения законодательных норм для разбирательств, решения вопроса о количестве и составе участников, предоставления дополнительных доказательств, примирения истца и ответчика. При необходимости назначается ПСЗ.
  3. Судебное разбирательство. По результатам подготовки определением суда назначается разбирательство, если не заключено мировое соглашение. В ходе слушания проверяется явка участников, объявляется состав суда, разъясняются права и обязанности. Также допрашиваются свидетели, приглашаются эксперты, принимаются объяснения от участников, проводятся судебные прения.
  4. Принятие решения. По итогам разбирательства суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения.

Сроки подготовки к разбирательству

ГПК РФ сроки подготовки не ограничиваются – их устанавливают судьи в зависимости от сложности процесса и иных обстоятельств.

Однако они обязаны руководствоваться общими сроками рассмотрения споров:

  • Общий срок – 2 месяца;
  • За 1 месяц рассматриваются вопросы о взыскании алиментов, оспаривании увольнения с последующим восстановлением в должности, сносе самовольных построек, оспаривании актов муниципальных органов о сносе, и пр. (ст. 154 ГПК РФ).

По отдельным процессам устанавливаются сокращенные сроки разбирательств:

Предмет спора Срок
Оспаривание бездействия или незаконных действий органов госвласти, муниципалитета 10 дней
Защита избирательного права на участие в референдумах во время подготовки к нему, проведения избирательных кампаний 5 дней
Нарушение избирательных прав граждан по заявлениям, поступающий в дни голосования или после них Незамедлительно
Решение вопроса о принудительной госпитализации психически больного гражданина 5 дней

Что касается ПСЗ, то оно назначается в течение 5-10 дней от даты поступления искового заявления в зависимости от ситуации. Вопрос решается судьей индивидуально. По особо сложным делам суд может назначать срок ПСЗ, выходящий за пределы общих сроков судопроизводства, с учетом мнения сторон.

Читайте так же:  Алгоритм действий по возмещению реального ущерба

Предварительное и основное заседание: отличия

Предварительное слушание – это второй шаг, применяющийся при подготовке к разбирательству, в то время как основное является третьим шагом, в ходе которого заслушиваются свидетели, приглашаются эксперты, проводятся прения. По сути, это разные этапы судопроизводства.

По ГПК обязательно поэтапное рассмотрение, поэтому без подготовки не обойтись. В то же время, ПСЗ назначается только при наличии оснований определением суда о принятии искового заявления к производству, подготовки к разбирательствам, назначении основного разбирательства.

Источник: http://socprav.ru/predvaritelnoe-sudebnoe-zasedanie

Предварительное судебное заседание в административном процессе

Ст. 138 КАС РФ определены условия и порядок проведения предварительного судебного заседания, которое проводится единолично судьей, проводившим подготовку по делу, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Указанные лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 142 КАС РФ.

Предварительное судебное заседание проводится в целях:

  1. Уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;
  2. Определения достаточности доказательств по административному делу;
  3. Выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;
  4. Процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;
  5. Выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители либо в случае обязательного ведения дела с участием представителя только представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

Суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном КАС РФ для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

В случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном КАС РФ.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд (например, болезнь административного истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со ст. 205 и 206 Кодекса административного судопроизводства.

Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Источник: http://pravo-urfo.ru/iski/predvaritel-noe-sudebnoe-zasedanie-v-administrativnom-processe.html

По всем ли делам, рассматриваемым арбитражными судами, обязательно проведение предварительного судебного заседания?

Проведение предварительного судебного заседания обязательно при рассмотрении большинства дел. Предварительное заседание не проводится:

  • • по делам упрощенного производства, поскольку даже судебное разбирательство по ним производится без вызова сторон (ч. 4 ст. 228 АПК, п. 4 информационного письма ВАС РФ от 20.01.2005 № 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрошенного производства»);
  • • по делам о банкротстве. При рассмотрении этой категории дел подготовка производится в особом порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве. Тс вопросы, которые призвано решить предварительное судебное заседание по делам искового производства, разрешаются в подготовительной части процесса о банкротстве путем проведения заседаний по рассмотрению возражений должника по требованиям кредитора, жалоб кредиторов и заявлений временного управляющего (п. 26 информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 82);
  • • по делам об административных правонарушениях (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011));
  • • по делам, рассматриваемым в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

В каком порядке проводится предварительное судебное заседание?

Порядок проведения предварительного судебного заседания менее формализован, чем судебное разбирательство, и определяется судьей. В начале заседания председательствующий объявляет наименование суда и номер дела, наименование сторон и других участников дела, вступивших или привлеченных к участию в нем, предмет иска, проверяет полномочия явившихся лиц, объявляет состав суда.

Может ли быть заявлен отвод (судье, секретарю, помощнику, эксперту, переводчику) в предварительном судебном заседании?

Хотя вопрос о возможности заявления отвода судье, его помощнику, секретарю судебного заседания, назначенному ранее эксперту, переводчику, присутствующему в заседании, АПК однозначно не решен, исходя из логики процесса и содержания Кодекса, можно предположить, что заявление отвода на данной стадии допустимо. Во-первых, в соответствии с ч. 2 ст. 24 АПК отвод может быть заявлен до начала рассмотрения дела. Во-вторых, от результатов проведения предварительного заседания, после завершения которого может быть открыто судебное заседание (ч. 4 ст. 137 АПК), во многом зависит успешность судебного разбирательства и соответственно качество судебного акта. В-третьих, судья даже по внешним причинам (если, к примеру, он уже участвовал при предыдущем рассмотрении данного дела в качестве судьи, прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля) в принципе не может принимать участие в рассмотрении дела.

Читайте так же:  Потеря товарного вида автомобиля при дтп

Может ли быть заявлен отвод в предварительном судебном заседании арбитражным заседателям?

Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично, арбитражные заседатели участия в нем не принимают, поэтому отвод на этой стадии процесса им заявлен быть не может.

Источник: http://studme.org/82507/pravo/delam_rassmatrivaemym_arbitrazhnymi_sudami_obyazatelno_provedenie_predvaritelnogo_sudebnogo_zasedani

Возбуждение административного судопроизводства и подготовка дела к судебному разбирательству

Административное судопроизводство в общем суде возбуждается по заявлению лиц, в число которых входят:

  • 1) лица, обратившиеся с административным исковым заявлением за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этих лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • 2) лица, наделенные правом на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Согласно ст. 39, 40 КАС РФ административное судопроизводство может быть возбуждено по исковому заявлению лица, выступающего от своего имени в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Административное судопроизводство возбуждается при положительном решении судом вопроса о принятии административного искового заявления к производству. Для принятия административного искового заявления суд должен проверить наличие двух существенных условий:

  • а) установить, обладает ли лицо правом спорить, т.е. определить существование у него предпосылок на предъявление иска;
  • б) проверить, правильно ли заинтересованное лицо осуществило свое право на предъявление административного иска, т.е. соблюден ли им порядок обращения в суд за защитой.

В случае отсутствия у лица предпосылок на предъявление административного иска, суд отказывает в принятии искового заявления. К числу таких предпосылок относятся прежде всего юридическая заинтересованность лица и подведомственность дела суду. Эти предпосылки конкретизируются в целом ряде обстоятельств, которые по закону являются основанием для отказа в административном иске.

Суд может отказать в принятии административного искового заявления (ст. 128 КАС РФ) в случае, если:

  • — административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;
  • — административное исковое заявление подано в защиту нрав, свобод и законных интересов другого лица органом, организацией или должностным лицом либо гражданином, которым не предоставлено такое право;
  • — из административного искового заявления об оспаривании НПА, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
  • — имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же

основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.

После принятия административного искового заявления к производству судья проводит подготовку к судебному разбирательству с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц. Эта подготовка является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий (ст. 132 КАС РФ).

Подготовка дела к судебному разбирательству включает в свое содержание определенную совокупность процессуальных действий сторон и суда (ст. 135 КАС РФ). Эта статья в числе основных процессуальных действий сторон при подготовке предусматривает: а) заблаговременное ознакомление другой стороны с доказательствами, которыми обосновываются требования истца и возражения ответчика; б) заявление перед судом ходатайств об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда. Административный ответчик, кроме того, вправе уточнить требования административного истца, фактические основания этих требований и представить административному истцу и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.

Действия суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству можно условно подразделить на пять видов в зависимости от решаемых на этом этапе задач:

Признав административное дело подготовленным, суд выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству.

До проведения этого разбирательства суд может провести предварительное судебное заседание (ст. 138 КАС РФ). Это заседание проводится в целях: 1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; 2) определения достаточности доказательств по административному делу; 3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; 4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; 5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, судья вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, этому препятствующие.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/122831/pravo/vozbuzhdenie_administrativnogo_sudoproizvodstva_podgotovka_dela_sudebnomu_razbiratelstvu

Предварительное судебное заседание по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here