Правовые механизмы защиты прав несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: правовые механизмы защиты прав несовершеннолетних. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Конвенция о правах ребенка предусматривает создание механизма контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции. В соответствии со ст. 43 Конвенции учреждается Комитет по правам ребенка в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией.

Комитет состоит из 18 экспертов, члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению. Каждый эксперт должен обладать высокими нравственными качествами и быть компетентным в области, охватываемой данной Конвенцией. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур.

Комитет один раз в два года через Экономический и Социальный совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклады о своей деятельности.

Согласно ст. 43 Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры. На своей 1-й сессии (30 сентября—18 октября 1991 г.) Комитет выработал и принял Предварительные правила процедуры, касающиеся порядка его деятельности. В них, в частности, было предусмотрено создание Предсессионной рабочей группы (п. 63 Правил процедуры Комитета по правам ребенка). Предсессионная рабочая группа проводит свои заседания в течение одной недели сразу по окончании каждой регулярной сессии Комитета. Ее главная задача — подготовка предварительного обзора докладов государств на следующую сессию Комитета, рассмотрение вопросов о технической помощи и международном сотрудничестве.

В Конвенции запланировано, что Комитет будет проводить одну ежегодную сессию (ст. 43(10)). Однако, в связи с быстрой ратификацией Конвенции государствами, Комитет в своих Правилах процедуры одобрил проведение двух ежегодных сессий (п. 2 Правил процедуры), а затем во время своей 5-й сессии (10—28 января 1994 г.) принял решение об увеличении своих ежегодных сессий до трех. Кроме очередных сессий Комитет может собираться на специальные сессии (п. 3 Правил процедуры).

Имплементационный механизм Комитета по правам ребенка состоит из рассмотрения докладов государств-участников Конвенции и вынесения заключительных рекомендаций по этим докладам. Данная процедура дополняется координированием международного сотрудничества через оказание технического содействия и помощи государствам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Процесс рассмотрения Комитетом докладов государств-участников Конвенции состоит из двух стадий. Первоначально доклад рассматривается на заседаниях Предсессионной рабочей группы. На заседания Рабочей группы Комитет может приглашать международные и национальные неправительственные организации, которые могут представлять свои доклады, комментировать официальные доклады государств. Рассматривая доклад, Рабочая группа составляет список вопросов, требующих уточнения, затем направляет их государству, прося письменно ответить на них до официального рассмотрения доклада этой страны в Комитете. Затем на очередной сессии Комитета рассматривается официальный доклад государства в присутствии представителя данной страны.

После рассмотрения каждого конкретного доклада Комитет выносит заключительные замечания. Как указано в статье 45(d), Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на информации, получаемой в соответствии со статьями 44 и 45 Конвенции. Такие предложения и рекомендации общего характера посылаются любому заинтересованному государству-участнику и сообщаются Генеральной Ассамблее. Они могут сопровождаться замечаниями государств-участников, если таковые имеются. В своих заключительных замечаниях Комитет всегда придерживается следующей структуры: введение; позитивные аспекты; факторы и трудности, влияющие на имплементацию Конвенции; основные положения, вызывающие озабоченность; предложения и рекомендации.

На 2-й сессии (28 сентября—9 октября 1992 г.) членами Комитета была учреждена процедура принятия срочных мер. Процедура срочных мер должна применяться в случае возникновения серьезной ситуации, т. е. когда существует опасность возможных дальнейших нарушений прав детей и необходимо предотвратить ухудшение положения. При этом Комитет подчеркнул, что вопрос о срочных мерах будет рассматриваться им лишь в отношении тех прав ребенка, которые предусмотрены в Конвенции, и в отношении стран, признавших юрисдикцию Комитета. О ситуациях, которые оправдывают применение данной процедуры, Комитет должны информировать органы Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы (в том числе и неправительственные организации). Комитет может также рассматривать вопрос о таких ситуациях ex officio, полагаясь на точную и надежную информацию.

Процедура принятия срочных мер рассматривается Комитетом как часть обязательства государства по представлению доклада: Комитет в любое время может запрашивать у соответствующего государства доклад об осуществлении конкретных положений Конвенции или другую дополнительную информацию, имеющую отношение к имплементации Конвенции. Он может также вынести предложение о поездке в соответствующую страну. Если необходимо принятие срочных мер, Комитет ведет диалог с соответствующим государством о прекращении или предотвращении ситуаций, связанных с явными нарушениями прав ребенка.

Согласно статье 45(b) Комитет может посылать, когда он считает это целесообразным, в специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы любые доклады государств-участников, в которых содержится просьба о технической консультации или помощи или указывается на потребность в этом. При этом Комитет может сопровождать такие доклады своими замечаниями и предложениями.

Помимо рассмотрения докладов Комитет по правам ребенка может предлагать Генеральному секретарю ООН проводить исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка. Так, например, Комитет рекомендовал Генеральной Ассамблее предложить Генеральному секретарю провести исследование по теме «дети в условиях вооруженных конфликтов». Преимуществом этой функции Комитета является возможность установления фактов нарушения прав ребенка гораздо быстрее, чем через посредство представленных государствами докладов. Кроме того, в проведении таких исследований Генеральный секретарь не ограничивается кругом государств-участников Конвенции и может изучать вопросы, связанные с правами ребенка, в странах, не являющихся членами Конвенции (как мы уже упоминали, только два государства не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка: США и Сомали).

Во время разработки Конвенции о правах ребенка международные неправительственные организации предложили закрепить в ней обязанности государств по поддержке национальных механизмов по имплементации данной Конвенции, но данное предложение не получило достаточного количества голосов. Однако принятие Конвенции способствовало более широкому и глубокому осознанию важности прав детей и необходимости создания механизмов для осуществления контроля за их соблюдением. Поэтому ряд стран в настоящее время учредил институт независимых уполномоченных (омбудсменов) или комиссаров по правам ребенка.

Говоря об омбудсменах по правам ребенка, прежде всего следует пояснить, что представляет собой данный институт.

Концепция создания независимых органов для наблюдения за деятельностью исполнительной власти в области защиты прав человека впервые была разработана в Швеции, где в 1809 г. был назначен первый в истории омбудсмен. Широкое распространение данный институт получил после Второй мировой войны. Эффективность деятельности омбудсменов привела к тому, что начали создаваться специализированные омбудсмены: омбудсмены по вопросам юстиции, по надзору за вооруженными силами, по надзору в области социального обеспечения, налогового обложения и т. д.

Ещё одним механизмов защиты прав детей является Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ). Российская Федерация признает обязательной компетенцию ЕСПЧ по вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и протоколов к ней. На практике это означает, что при аналогичных обстоятельствах нельзя принять иное решение, чем решение, уже принятое ЕСПЧ в отношении другого лица (физического или юридического) по такому же или аналогичному случаю. Следовательно, прецедентное право ЕСПЧ входит в правовую систему Российской Федерации.

Читайте так же:  Неразглашение персональных данных третьим лицам

Как отмечалось в предыдущем параграфе Европейская конвенция о защите прав человека практически не содержит в себе статей, напрямую регулирующих и защищающих права детей (за исключением ст. ст. 5, 6 Европейской конвенции, ст. 5 Протокола № 7 к ней), однако ее положения могут быть применены также к ребенку, являющемуся субъектом международного права наравне с другими участниками международных правоотношений.

Как показывает практика ЕСПЧ по вопросам, касающимся защиты прав детей, интересы несовершеннолетних представляют их родители.

Тем не менее, ребенок наделен правом воспользоваться помощью адвоката (ст. 6 Европейской конвенции) или общественной организации в соответствии с национальным законодательством, если по каким-либо причинам законное представительство родителями невозможно. Подобный подход особенно актуален, когда интересы ребенка входят в противоречия с интересами его родителей или опекунов.

Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее, нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

Изучение и анализ научной юридической литературы и законодательной базы, регламентирующих правовой статус личности несовершеннолетнего в нормах международного права дает основания для следующих выводов:

1. Обратившись к истории становления правового регулирования несовершеннолетних в нормах международного права, можно заметить, что несовершеннолетний прошел путь от объекта защиты до самостоятельного субъекта правоотношений.

2. Современное международное право сформировало целый пласт правовых норм, посвященных правам несовершеннолетних. Они закреплены в универсальных и региональных документах, как обязательного, так и рекомендательного характера. Ядром международном-правовой защиты прав ребенка является Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года.

3. Только лишь ратификации Конвенции абсолютным большинством государств мира недостаточно для достижения тех целей и задач, которые стали предпосылками к созданию данной документа. Государства — участники должны продолжать мероприятия по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с положениями Конвенции, а также способствовать повышению эффективности внутригосударственных механизмов защиты прав ребенка.

4. Осуществление прав детей в полном объеме затрудняют не только пробелы или коллизии в законодательстве, но и такие факторы, как бедность, ухудшение состояния здоровья и благополучия населения в целом, отсутствие родительской заботы, жестокое обращение с детьми. Улучшение положения детей, создание условий для их благоприятной жизнедеятельности, развитие и обучение — ключевая цель национального развития.

В современном мире несовершеннолетним требуется особая защита, которую можно обеспечить, лишь объединив усилия всех государств. Прежде необходимо продолжать развивать национальное законодательство по вопросам прав детей на основе принятых международных актов, совершенствовать институт защиты прав детей, который складывался параллельно с институтом защиты прав человека в целом.

Поскольку от благополучия и здорового развития детей напрямую зависит будущее любой нации, необходимо достигнуть реального и повсеместного соблюдения прав детей, создать благоприятные условия для воспитания и развития детей, уделив особое внимание нуждающимся, находящимся в сложных жизненных условиях, не имеющим возможности воспользоваться своими правами.

Только развитие как международного, так и национального законодательства в области прав детей путем создания национальных программ, благоприятных условий, направленных на обучение и развитие ребенка, приоритет интересов и благосостояния детей дадут реальные результаты и улучшат положение детей.

Список литературы

1) Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 15.04.2017).

2) Старовойтов О. М. Механизмы защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 3. С. 3.

4) Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт — М.: БЕК, 1996. 408 c.С. IV.

5) Старовойтов О. М. Механизмы защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 3. С. 9.

Источник: http://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-yurisprudentsii-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-/sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/mezhdunarodno-pravovye-mekhanizmy-zashchity-prav-nesovershennoletnego/

Правовые механизмы обеспечения и защиты прав ребенка. Медиация

Очная

Институт права и управления

40.04.01 Юриспруденция
Магистратура
Срок обучения: 2 года
Начало учебного года: с 1-го сентября

Требования к предыдущему образованию:
Высшее образование

Количество бюджетных мест

Мест в 2020 году.

Количество внебюджетных мест

Мест в 2020 году.

Стоимость обучения за один семестр

Руководитель программы

Преподаватель, Доктор юридических наук, профессор

Вступительные испытания 2020

1 Минимальный балл — это минимальный балл необходимый для участия в конкурсе

О ПРОГРАММЕ

Комплексная правовая подготовка квалифицированных кадров в сфере обеспечения, реализации и защиты прав ребенка, формирования правовой культуры и грамотности у участников образовательного процесса, в том числе обучающихся, осуществления процесса медиации в образовательной среде.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

• Права ребенка в системе прав человека
• Правовые механизмы обеспечения и защиты прав ребенка
• Права ребенка в современном трудовом праве
• Права несовершеннолетних в современном уголовном праве
• Профилактика совершения правонарушений несовершеннолетними
• Защита и охрана прав несовершеннолетних при совершении нотариальных действий
• Права и обязанности участников образовательного процесса
• Права детей с особыми образовательными потребностями и инклюзивное образование

ПРЕИМУЩЕСТВА

• Единственная программа на рынке образования, включающая в себя полный пакет необходимых знаний и навыков в области правовых механизмов обеспечения и защиты прав ребёнка
• Привлечение специалистов-практиков, юристов, уполномоченных по правам человека, экспертов для проведения тренингов и мастер-классов
• Обучение осуществляется по будням дням с 18.30 до 21.40
• Формат обучения удобный для совмещения с работой
• Возможность стать участником профессионального сообщества, которое объединяет выпускников программы, исследователей образования.
• Работодатель принимает непосредственное участие в промежуточной и итоговой защите проектов обучающегося, предоставляя гарантированную возможность для лучших проектов выйти в реализацию на площадках города

ПРАКТИКА

  • Департамент образования и науки города Москвы
  • Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Москвы

БУДУЩАЯ КАРЬЕРА

  • Образовательные организации города Москвы
  • Органы государственной и муниципальной власти
  • Аппараты уполномоченных по правам человека и правам ребенка
  • Органы опеки и попечительства
  • Органы и учреждениях социальной защиты
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Неправительственные организации, взаимодействующие с органами государственного и муниципального управления

Адреса

Обучение по образовательной программе проходит по следующим адресам

Институт права и управления

119017, Москва, Новокузнецкая ул., д.16, стр.10

ЕСТЬ ВОПРОСЫ?

Если остались вопросы по поступлению, по выбору программы
или нужно больше информации обращайтесь на горячую линию

С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования.

Источник: http://www.mgpu.ru/programs/magister/pravovye-mehanizmy-obespecheniya-i-zashhity-prav-rebenka-mediatsiya/

Механизмы защиты прав несовершеннолетних: российский и зарубежный опыт

В статье рассматривается специфика механизма защиты прав несовершеннолетних как особой категории граждан в России и в зарубежной практике. Автор затрагивает проблемы, затрудняющие эффективность действия правозащитного механизма несовершеннолетних граждан в России, а также пути их решения

Современный этап развития общества и государства самыми высокими ценностями провозглашает права человека любого возраста. Историческое прошлое, когда впервые вопросы о правах человека были подняты на государственном уровне, восходит к XVIII в., однако, для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия. На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.Достоянием такого понимания является то, что ребенок стал рассматриваться как личность, который обладает таким же достоинством, как и взрослый с различием в том, что совершеннолетний может защищать свои интересы самостоятельно, а ребенок вынужден обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права. В этом и состоит специфика механизма защиты прав несовершеннолетних.Прежде чем выяснить юридическую природу механизма защиты прав несовершеннолетних в частности, обратимся к анализу механизма защиты прав человека вообще, где данный термин у различных авторов получил различное толкование.

Читайте так же:  Убытки понятие состав порядок исчисления и возмещения

Так, В.Д. Горобец считает, что государственно-правовой механизм охраны основных прав и свобод граждан это система конституционно-правовых норм, структура государственных органов, разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами.[ 1 ]

Механизм защиты субъективного права и законных интересов, согласно точке зрения В.В. Бутнева, представляет собой «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав» [ 2 ]

«Механизм социально-юридической защиты прав человека, – отмечает А.С. Мордовец, – это определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и основных свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности, и являющихся существенными для ее свободного и полного развития. Главная цель функционирования механизма – это защита субъективных прав человека и гражданина. В задачи механизма входит охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения».[3]

Мы, в свою очередь, согласны с мнениями ученых. Однако, анализируемая нами юридическая категория нуждается в обобщении и уточнении. По мнению автора данной статьи, под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина, необходимо понимать установленную и гарантированную законом систему обеспечения правового статуса личности, включающую в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, функционирование которых направлено на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.Что касается механизма защиты в отношении прав и свобод несовершеннолетних, то в данном случае мы солидарны с мнением В.И. Абрамова, который считает, что правозащитный механизм несовершеннолетних представляет собой систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения его прав.[4]

В данном случае автор акцентирует внимание на систему средств социальной и правовой защиты прав ребенка. При этом, под социальной защитой следует понимать систему экономических, организационных, правовых мер, которые гарантируются государством и обеспечивают несовершеннолетним гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. А понятие правовой защиты трактуется как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами. Здесь же следует отметить, что дефиниция «социальная защита» намного шире понятия «правовая защита», поскольку последнее входит в категорию первого, исходя из того, что «юридические средства – часть социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе и в вопросах охраны и защиты личности».[4]

Таким образом, специальный механизм защиты несовершеннолетних в России, включает в себя следующие направления:

  • Меры по защите прав несовершеннолетних граждан при осуществлении деятельности в области их образования и воспитания.Они реализуются путем создания по инициативе несовершеннолетних общественных объединений (организаций) обучающихся; проведения дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, которые нарушают и ущемляют права несовершеннолетних учащихся, а также проведения во внеурочное время собраний и митингов по вопросам защиты нарушенных прав.
  • Обеспечение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, которые осуществляется через оказание детям бесплатной медицинской помощи и медицинской диагностики, проведение лечебно-оздоровительной работы, в том числе и диспансерного наблюдения, медицинской реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
  • Защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.

Данный вид несовершеннолетних предусматривает мероприятия, связанных с обеспечением профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, которые достигли 14 летнего возраста. В случае приема на работу детей, достигших 15 летнего возраста, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, а работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра и т. д.

Первая проблема состоит в том, что, несмотря на огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, все же, на сегодняшний день специализированное законодательство, касающееся несовершеннолетних, не дает полного или исчерпывающего перечня государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную политику в интересах детей, а также не представляется возможным определить субъектов, ответственных за современное социально-правовое положение несовершеннолетних в России.

Неоднозначную реакцию вызвал и законопроект Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в Российской Федерации», предложенный общественными организациями.В результате этого, сложились две противоположные точки зрения на введение в России ювенальной юстиции.Сторонники и противники введения ювенальной юстиции в нашей стране делают акцент на разных сторонах проблемы. Так, сторонники введения «ювенальной юстиции» в России считают о необходимости особой заботы государства и общества о детях. Противники же считают, что создание ювенальной юстиции создают платформу для повсеместного государственного вмешательства в жизнь семьи.Обсуждение же вышеупомянутого законопроекта в Государственной Думе также вызвало в обществе бурные дискуссии, в результате которых были выявлены проблемы, которые ведут к затруднению введение системы. Поэтому, с учетом сложившегося общественного мнения, в апреле 2010 г. Верховным Судом РФ было принято решение об отмене введения ювенальной юстиции по причине неготовности нашей страны к подобным реформам.[5]

Таким образом, формирование действенного правозащитного механизма несовершеннолетних в России предполагает продолжительный процесс, где конечная его цель, на взгляд автора, должна предполагать создание такой ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних, которая соответствовала бы международным стандартам. И некоторые нормы действующего российского законодательства могут послужить основой для дальнейшего формирования правовой и организационной базы ювенальной юстиции, поскольку они имеют аналогичные черты, на основе которых функционируют различные модели ювенальной юстиции в мире.

Источник: http://articlekz.com/article/19974

Механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. Изучить законодательство о защите прав несовершеннолетних;

2. Проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;

И, таким образом, ответить на вопрос – как же в нашей стране осуществляется защита прав несовершеннолетних граждан.

Работа содержит 1 файл

курсовая права несовершеннолетних детей.doc

В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам защиты прав несовершеннолетних граждан. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Однако, дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. только 15% детей в России относительно здоровы.

Читайте так же:  Имеет ли право полиция требовать паспорт

Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, т. е. на будущее России. Речь идет о следующих факторах:

    • радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;
    • отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;
    • возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;
    • противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, — с другой.

Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.

За 90-е годы государством сделан шаг вперед в направлении укрепления правовой защиты детства.

Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России («Об образовании», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О рекламе» и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . И этих противоречий немало.

Сложным всегда бывает столкновение закона и практики. Именно это и произошло с подростками, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая «свои нормы» труда и поведения. К сожалению, более всего это относится к труду в этом секторе именно несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательство об охране детства еще достаточно молодо, нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей нормативной базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.

Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия, становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

Целый ряд работ посвящен вопросу защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, регулированию трудовых отношений несовершеннолетних.

При написании курсовой работы я в большей степени опиралась на работы следующих авторов:

О. Ю.Ильина «Интересы ребёнка в семейном праве РФ» в данной работе перечисляются основные права ребёнка по семейному законодательству, раскрываются механизмы защиты прав несовершеннолетних, а так же освещаются некоторые проблемы обеспечения интересов ребёнка в современной российской семье. Автором определяется понятие «интересы ребенка» как семейно-правовой категории, анализируются соответствующие нормы международного и российского законодательства.

В.В. Нагаев «Охрана прав материнства и детства» в книге изложены основные гарантии прав материнства и детства в соответствии с Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. В работе подробно рассматривается законодательное регулирование охраны прав родителей и детей в семье, в том числе родительские права несовершеннолетних матерей. Отдельно излагаются правовые вопросы установления материнства и отцовства, в том числе права суррогатной матери; лишение и ограничение родительских прав; правовые формы наказания родителей за пренебрежение заботой об их детях. Раскрываются социально-правовые последствия при разводе (права ребенка, права родителей и их алиментные обязательства) и формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. , Кроме того, в работе выделяются правовые аспекты похищения, торговли и вовлечение детей в занятие проституцией.

А.М. Нечаева «Судебная защита прав ребёнка» в пособии рассматриваются вопросы, связанные с судебной защитой прав ребёнка, предусмотренные семейным законодательством РФ. Раскрывается содержание материально – правовых оснований возникающих споров, а так же порядок их разрешения.

Е.А. Болотова «Права ребёнка в современной России» в пособии даётся краткое изложение проблемы защиты прав ребёнка. Рассмотрены основополагающие нормативы организации института защиты прав ребёнка и история их формирования в российском законодательстве.

«Несовершеннолетние: право на имущество и на труд»(составитель Ю. Коршунов) в данном пособии рассматривается защита прав детей в сфере имущественных и трудовых отношений, а так же приведена нормативная база регулирующая данные отношения.

«Права детей и обязанности родителей» (составитель Т. Варенникова)

В данном справочнике приводятся основные права несовершеннолетних детей, раскрывается регулирование отношений между родителями и детьми.

Большое значение при написании курсовой работы я уделяла комментариям к Гражданскому и Трудовому кодексам.

При подготовке работы использовала следующую нормативно – правовую базу:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
  • ФЗ «Об образовании »
  • ФЗ «О гражданстве в РФ»
  • Конвенция МОТ «О минимальном возрасте для приёма на работу»

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. Изучить законодательство о защите прав несовершеннолетних;

2. Проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;

И, таким образом, ответить на вопрос – как же в нашей стране осуществляется защита прав несовершеннолетних граждан.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе раскрывается правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской федерации, во второй механизмы защиты прав несовершеннолетних в сферах российского законодательства.

Глава 1. Правовое положение несовершеннолетних в российском законодательстве.

1.1 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.

К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.

Для рассмотрения механизма защиты прав несовершеннолетних для начала необходимо сформулировать юридическую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина.

Читайте так же:  Какой срок исковой давности по расписке

Важно определить место, которое занимают несовершеннолетние среди других субъектов российского права. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представляется, что для обоснования выделения их в качестве категории граждан, обладающих специальным административно-правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:

1. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порождает особый характер взаимодействия этой категории с системой исполнительной власти, в связи, с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;

2. Невозможность в реальной жизни несовершеннолетними самостоятельно обеспечивать защиту своих прав и законных интересов предполагает наличие государственных гарантий и правового обеспечения этой функции;

3. Участие несовершеннолетних, как специальных субъектов, в большом количестве общественных отношений, регулируемых различными отраслями права, обусловливает необходимость более четкого правового регулирования статуса этой категории граждан.

Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граждан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.

На современном этапе развития нашего общества защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. В органах внутренних дел на учете состоят более 125 тысяч родителей, уклоняющихся от надзора за детьми, их воспитания или причиняющих им вред. В результате увеличилось число детей, уходящих из дома, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения и преступления. [25,c.30]

В числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение несовершеннолетних, относящихся «к группе повышенного риска» и дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные, способствующие возникновению социальных отклонений в поведении детей и росту их дезадаптации.

Источник: http://www.stud24.ru/state-theory/mehanizmy-zashhity-prav-nesovershennoletnih-v/30103-94002-page1.html

Механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. Изучить законодательство о защите прав несовершеннолетних;

2. Проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;

И, таким образом, ответить на вопрос – как же в нашей стране осуществляется защита прав несовершеннолетних граждан.

Работа содержит 1 файл

курсовая права несовершеннолетних детей.doc

Особого внимания заслуживает предоставление родителям права заключать соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетних детей. Следует отметить, что ребёнок, достигший возраста 14 лет, может самостоятельно заключать такое соглашение с одним из родителей с письменного согласия другого.

В соглашении могут быть предусмотрены любые способы, формы и порядок выплаты алиментов. Однако с целью обеспечения имущественных интересов детей законодатель ограничивает свободу родителей: размер алиментов, устанавливаемый соглашением, не может быть ниже размера алиментов, которые ребёнок мог бы получать при взыскании их в судебном порядке (ст. 103 п.2 СКРФ).

Если указанные в соглашении условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребёнку существенно нарушают его интересы, то такое соглашение может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию законного представителя ребёнка, а так же органа опеки и попечительства или прокурора ( ст. 102 СКРФ).

Сегодня в нашей стране отмечается рост числа случаев решения вопроса об алиментах по договоренности между супругами без судебного разбирательства. Средний размер алиментов при таком договоре существенно выше, а выплаты более регулярны. Материальная поддержка детей тем самым, всё больше зависит от доброй воли отцов и часто не контролируется государственными институтами, что усиливает неопределенность и нестабильность уровня жизни детей.

2.2 Защита имущественных прав несовершеннолетних

В предыдущей главе своей работы я уже рассматривала имущественные права ребёнка, теперь я хотела бы более подробно остановится на этой категории прав. Имущественные права относятся к категории малоисследованных и неоднозначных понятий в юридической науке. Однако современная действительность даёт богатый иллюстрационный материал к исследованию этого вопроса. Ребёнок может иметь в собственности достаточно дорогостоящее имущество, иметь доходы, размеры которых превышают размеры доходов его родителей и т. п. В связи с чем достаточно острым является вопрос обеспечения имущественных интересов детей в различных ситуациях.

Согласно ст.60 СКРФ ребёнок имеет право собственности на полученные им доходы, на подаренное или унаследованное имущество, а так же на любое другое имущество, приобретенное на средства ребёнка. Его правомочия по владению, пользованию и распоряжению названным имуществом осуществляются с правилами ст. 26, 28 Гражданского кодекса РФ, исходя из объема дееспособности несовершеннолетнего. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом, принадлежащим ребёнку, на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГКРФ)

Имущественные интересы ребёнка в семье гарантированы и при совершении им различных гражданско-правовых сделок.

Согласно ст. 28 ГКРФ малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки. Направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или свободного распоряжения. Все остальные сделки от имени малолетних могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе и по тем, которые он совершил самостоятельно, несут его родители, усыновители, опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом так же отвечают за вред, причинённый несовершеннолетними.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей: распоряжаться своим заработком стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата совей интеллектуальной деятельности, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, совершение которых разрешено для малолетних. Все другие сделки несовершеннолетние совершают с письменного разрешения своих законных представителей, причем закон допускает последующие письменное одобрение названными лицами уже совершенной сделки. Несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность.

Заработная плата, стипендия и иные доходы ребёнка признаются собственностью ребёнка и могут расходоваться им по своему усмотрению. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения возраста 18 лет. В соответствии с российским законодательством несовершеннолетний не обязан содержать себя и участвовать в бремени семейных расходов.[28,c.19]

Вопрос обеспечения интересов ребёнка может возникнуть при выражении несовершеннолетним (или его родителями) желания стать полностью дееспособным, т.е. эмансипированным. В соответствии со ст.27 ГКРФ подросток, достигший возраста 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. Решение принимается органом опеки и попечительства, а если законные представители ребёнка или хотя бы один из них возражают, то решение принимает только суд.

Читайте так же:  Смерть при дтп возмещение ущерба по осаго

В особой защите и охране нуждаются законные права и интересы несовершеннолетнего одаряемого, что объясняется безвозмездностью данного вида имущественных правоотношений и спецификой объекта дарения. Статья 575 ГКРФ запрещает дарение от имени малолетних и более никаких запретов в этой сфере законодатель не устанавливает. Ребенок, не достигший возраста 14 лет, становится стороной в договоре дарения через своих законных представителей, которые должны действовать от имени и в интересах своего ребёнка.

Имущественные интересы ребёнка являются предметом особой защиты и в наследственных правоотношениях. В ст. 1116 ГКРФ определён круг лиц, которые могут призываться к наследованию. Среди граждан – потенциальных наследников особ названы дети наследодателя, зачатые при его жизни и родившееся живыми после открытия наследства. Таким образом, закон охраняет имущественные интересы ещё не родившегося ребёнка наследодателя. Как следует из статьи 1166 ГКРФ, раздел наследства может быть осуществлён только после рождения такого наследника.[28,c.20]

Так ребёнок относиться к числу наследников первой очереди (ст.1142 ГКРФ), причём закон здесь использует термин «дети наследодателя» в широком смысле, что допускает возможность призвания к наследованию лиц старше 18 лет, но являющихся детьми умершего.

В соответствии со ст.1147 ГКРФ при наследовании по закону усыновлённый и его потомство с одной стороны и усыновитель, и его родственники с другой приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам).

Действующие семейное законодательство допускает возможность наследования ребёнка как после смерти своих кровных родителей и их родственников, так и после смерти усыновителей и их родственников. Дело в том, что согласно ст. 137 СКРФ, если один из родителей ребёнка умер и дедушка или бабушка со стороны этого родителя просят о сохранении прав и обязанностей родственников умершего по отношению к усыновленному ребёнку, то исходя из интересов ребёнка суд может вынести решение о сохранении имущественных и личных неимущественных отношений между данными кровными родственниками. Например, если ребёнок привязан к бабушке, дедушке, тёте, другим близким родственникам и прекращение контактов с ними может нанести ему психологическую травму. При этом, как отмечает Пленум Верховного Суда РФ, не требуется согласия усыновителей на сохранение на сохранение правовой связи с родственниками умершего родителя.

Судом так же могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности одного из родителей в случае, когда ребёнок усыновляется только одним лицом и об этом просит отец, если усыновитель женщина, или мать, если усыновитель мужчина.

В статье 1147 ГК РФ особо определяются правила наследования усыновленными детьми. По общему правилу, усыновленный и его потомство не наследуют после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства, за исключением случаев сохранения правовых отношений в силу решения суда. Как следует из ч.3 ст.1147 ГК РФ, наследование после смерти кровных родственников не исключает наследования после смерти усыновителей, то есть один и тот же ребёнок может наследовать в качестве наследника первой очереди в разных наследственных правоотношениях.

Несовершеннолетними наследниками могут быть внуки и правнуки, племянницы и племянники наследодателя. Они наследуют по праву представления.

Имущественные интересы ребёнка обеспечены и гарантией права на обязательную долю в наследстве ( ст. 1149 ГКРФ). Несовершеннолетние дети наследодателя наследуют независимо от содержания завещания и имеют право на получение обязательной доли не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

Охрана имущественных интересов несовершеннолетних наследников предполагается и при отказе от наследства. В силу п. 4 ст. 1157 ГКРФ отказ от наследства в случае, если наследником является несовершеннолетний, допускается только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.[28,c.21]

Учитывая имущественные интересы ребёнка, законодатель впервые установил раздельный правовой режим имущества ребёнка и его родителей. Как следует из п. 4 ст. 60 СКРФ, ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.[21,c.23]

Имущественные интересы ребёнка должны стать объектом внимания родителей при разделе ими совместно нажитого имущества. В соответствии с п.5 ст.38 СК РФ вещи, приобретённые исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные принадлежности и др.), разделу не подлежат и передаются без какой либо компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счёт общего имущества супругов на имя их несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.

Предоставляя супругам, возможность урегулировать имущественные отношения между собой, заключив брачный договор, закон исключает из сферы обсуждаемых при этом вопросов права и обязанности (в том числе и имущественные) супругов в отношении детей (п.3 ст.24 СКРФ), тем самым, гарантируя соблюдение интересов детей, предусмотренных законом.[15,c.115]

2.3 Гарантии и защита прав несовершеннолетних нормами трудового законодательства.

Трудовой кодекс РФ установил ряд специальных гарантий и льгот для несовершеннолетних работников, выделив их в число особых субъектов трудовых правоотношений. Трудовое законодательство учитывает, что несовершеннолетние впервые вступают в трудовое правоотношение, не имеют опыта работы, нуждаются в особой охране здоровья, созданий специальных условий безопасности труда.

Несовершеннолетние работники в трудовых правоотношениях пользуются теми же правами, что и взрослые работники.

Они имеют право:

  • На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены
  • На возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в связи с работой
  • На равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда
  • На отдых
  • На объединение в профессиональные союзы
  • На социальное обеспечение
  • На защиту в суде своих трудовых прав[14,c.31]

Характеризуя правовое регулирование несовершеннолетних работников необходимо начать с возраста, с которого допускается приём на работу.

Трудовой кодекс установил правило о возрасте, с которого допускается прием несовершеннолетних на работу, приведя тем самым российское законодательство с требованиями ст. 2 Конвенции МОТ № 138 (1973) « О минимальном возрасте для приема на работу», согласно которым он не должен быть ниже возраста получения обязательного школьного образования или, во всяком случае, ниже 15 лет. В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.[20,c.19]

Законом установлено три исключения из правила, при наличии которых снижается минимальный возраст при определённых условиях. Во – первых, допускается заключение трудового договора с 15 летними подростками при условии получения ими основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения. Во – вторых, при наличии согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен и с учащимся, достигшим 14 лет, для выполнение в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего ущерба здоровью и не нарушающего процесс обучения. Такие договоры заключаются в период летних каникул, но могут иметь место и во время учебного года на условиях неполного рабочего времени. С подростком трудовой договор может быть заключен и в случае, когда в порядке, предусмотренным законом, он исключен из образовательного учреждения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.stud24.ru/state-theory/mehanizmy-zashhity-prav-nesovershennoletnih-v/30103-94002-page4.html

Правовые механизмы защиты прав несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here