Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Правовое регулирование защиты прав ребенка

В российском законодательстве, регулирующем различные сферы общественных отношений, действует принцип особого положения несовершеннолетних. Данный принцип обусловлен комплексом физиологических, психологических и интеллектуальных особенностей несовершеннолетних, а его действие направлено на осуществление органами, учреждениями и должностными лицами, работающими с несовершеннолетними, воспитательной и предупредительной функций. Особое внимание законодателя к регламентации положения несовершеннолетних объективно обусловлено необходимостью создания более высокого уровня юридической защиты несовершеннолетних, дополнительных гарантий их прав и законных интересов.

Особенности личности несовершеннолетних обусловили внимание международного сообщества к вопросам, касающимся специфики взаимоотношения государства и несовершеннолетнего. Этому вопросу посвящены многие международно-правовые документы (например, Каракасская декларация; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; Минимальные стандартные правила, относящиеся к несовершеннолетним, лишенным свободы; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Минимальные стандартные правила защиты прав несовершеннолетних — жертв преступлений; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних).

Важнейшим международным документом, утвердившего целый ряд правовых принципов и обеспечивающего правовую защиту самой уязвимой части человечества — Конвенция ООН о правах ребенка. Она была единогласно принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (родители, опекуны).

Также Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г. были утверждены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они получили название «Пекинские правила», поскольку именно в Пекине проходило итоговое совещание экспертов по обсуждению и принятию окончательного текста этого документа. В пекинских правилах нашли отражение общие принципы защиты прав несовершеннолетних, сформулированные в основных международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод), подчеркнуто, что важнейшим средством раннего предупреждения преступности несовершеннолетних является создание достойных условий жизни и воспитания молодежи.

Существует специальный правовой нормативный акт, который посвящен профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних — Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 — ФЗ (в последующ. ред.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В случае вовлечения несовершеннолетнего в сферу уголовно-процессуальных и уголовно-правовых отношений специфика их личности учитывается в соответствии с положениями УК РФ и УПК РФ.

Таким образом, нормативной основой регулирования правоотношений по защите прав детей является широкий комплекс правовых актов, как международных, так и внутригосударственных.

Источник: http://vuzlit.ru/1391139/pravovoe_regulirovanie_zaschity_prav_rebenka

Система законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области защиты прав детей

Все нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних, и соответствующие правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности и др. Эта классификация, хотя и имеет условный характер, помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования Левушкин А.Н. Правовое регулирование некоторых имущественных прав несовершеннолетних детей по законодательству Российской Федерации // Юрист. — 2012.- № 10. — С. 13-16..

По назначению нормы ювенального права подразделяются на:

  • а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции и ряде отраслевых федеральных законов;
  • б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. № 113, 18.06.1996.«, гл. 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.«, гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921..

По территории действия можно выделить:

По юридической силе можно выделить:

  • а) международные нормативные правовые акты;
  • б) Конституцию;
  • в) законы РФ и федеральные законы;
  • г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств);
  • д) законодательство субъектов РФ;
  • е) акты органов местного самоуправления.

По отраслевой принадлежности выделяются нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иного регулирования общественных отношений.

Особое место в определении правового статуса несовершеннолетнего занимает Конституция РФ 1993 г. Ее юридическая и социально-политическая сущность выражается помимо прочего в том, что она закрепила отношение государства к различным социальным группам, каковыми являются семья и ее члены. Содержание этих установлений служит основой всех последующих нормативных правовых актов, определяющих положение ребенка в семье.

Расширение международно-правовых связей России, ее приобщение к европейскому сообществу, признание и ратификация целого ряда международных договоров обусловили необходимость соответствующего пересмотра действующего законодательства, особенно в духе Конвенции о правах ребенка, признанной Россией обязательным для нее международным актом.

Принципиально важными для семьи являются установления ст. 17 Конституции РФ, признающей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4, ст. 445.. Их государственная защита обеспечивается положениями ст. 45 Конституции. Согласно ст. 46 каждому, следовательно, и несовершеннолетнему гарантируется судебная защита его прав.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, запрет произвольного вмешательства в дела семьи.

Общая идеология Конституции РФ повлияла и на принципы семейного законодательства (п. 3 ст. 1), в частности приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Читайте так же:  Срок исковой давности по границам участка

Нормотворческая деятельность по обеспечению и защите прав детей в России происходит в двух направлениях: создания и принятия актов, полностью посвященных детям и семье, и принятия актов отраслевого характера, содержащих отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в обществе Грудцына Л. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. -2012.- № 101. — С. 133-150..

В сфере правовой защиты семьи имеются практически все виды нормативных правовых актов: федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, подзаконные акты субъектов РФ. Сюда входят Федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 28.07.2012) // Российская газета. № 99, 24.05.1995., «Об образовании» Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1«Об образовании» (ред. от 12.11.2012) // Российская газета. № 172, 31.07.1992., и другие.

Конституция России предоставила право субъектам Федерации развивать собственное законодательство в области охраны прав детей, отнеся семейное законодательство и координацию вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72).

Среди всего массива законодательных актов наибольшего внимания заслуживает Семейный кодекс РФ. В соответствии с Конституцией РФ Семейным кодексом сформулированы основные принципы семейного законодательства, установлен круг общественных отношений, которые регулируются семейным законодательством. В отсутствие специального комплексного законодательства, регулирующего права ребенка во всех областях его жизни, Семейный кодекс РФ на сегодняшний день остается основополагающим нормативным актом, охватывающим большинство сторон не только брачно-семейных отношений, но и правового положения несовершеннолетних Иванова Е.В. Договорное регулирование прав несовершеннолетних граждан // Охрана прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации: теория и практика. -2011. — С. 129-132..

Семейный кодекс развивает конституционные положения применительно к внутрисемейным отношениям, тем целям, которые это законодательство преследует. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой «линия на сближение Основного Закона государства (Конституции) и закона отраслевого (Семейного кодекса) идет по нескольким направлениям, куда входят:

  • — признание самостоятельности прав ребенка;
  • — усиление начал свободы выбора средств и способов защиты интересов несовершеннолетних;
  • — последовательное воплощение в действительность идеи приоритета прав ребенка;
  • — превращение семейно-правовой нормы в действенный инструмент помощи детям;
  • — соблюдение требований Конвенции «О правах ребенка Нечаева А.М. Россия и ее дети: ребенок, закон, государство. — М., 2012. С. 217.«.

В данном контексте положениями Семейного кодекса РФ, имеющими наиболее принципиальное значение, являются: стратегия, направленная на расширение и защиту прав индивида в семье; адекватные современным требованиям подходы к регулированию имущественных отношений; усиление правовой защиты детей, в том числе воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторые положения Семейного кодекса имеют перспективный характер. В этом отношении интерес представляет регулирование его нормами правового статуса ребенка в семье. По методу правового регулирования в сфере действия ювенального права следует выделить два основных вида правовых норм:

  • а) императивные нормы — категорические и строго обязательные предписания, не допускающие отступления от их формулировки (присущи в наибольшей степени нормам уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);
  • б) диспозитивные правовые нормы, предписывающие вариант поведения или предоставляющие субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению (примером таковых могут служить нормы гражданского, гражданско-процессуального, семейного права).

Ювенальное право в правовой доктрине и юридической литературе принято рассматривать и как самостоятельную отрасль права, и как межотраслевой институт, и как отрасль законодательства, и как область научного познания, и, наконец, как учебную дисциплину Абрамов В.И. Ювенальное право: отрасль права или отрасль законодательства? // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. — 2012. -№ 3. — С. 13-16..

Ювенальное право как наука составляет часть юридической науки. Оно представляет собой систему идей, взглядов, представлений, знаний, положений, предложений о правах и законных интересах несовершеннолетних в российском обществе и государстве, истории развития и становления правового статуса ребенка в России, особенностях правового положения несовершеннолетних за рубежом и специфике международных стандартов в области правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних. Эта наука находится в стадии своего развития, привлекая к себе внимание все новых и новых исследователей.

Предметом науки ювенального права необходимо признать теоретические положения, касающиеся правового положения несовершеннолетних как участников правоотношений; взаимоотношения ювенального права с другими отраслями отечественной системы права; изучение особенностей деятельности специализированных органов и учреждений (органов ювенальной юстиции); основные направления ювенальной политики на современном этапе развития общества и государства.

Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, ибо в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.

Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический, статистический.

Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие Яковлева Н.Г. Ювенальное право как отрасль юридической науки, ориентированная на приоритетную защиту прав ребенка // Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола». — 2010. — С. 20-26.:

  • — теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;
  • — изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;
  • — исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;
  • — анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;
  • — разработка рекомендаций по дальнейшему улучшению правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних;
  • — формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;
  • — изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.

Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.

Читайте так же:  Мировое соглашение доклад

Заключая обзор законодательства о несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы. Изначально правовое регулирование положения ребенка осуществлялось в рамках внутрисемейных отношений, поскольку только через семью реализовывалась большая часть связей личности и общества. Семейное законодательство в России, на развитие которого оказывали влияние социально-экономические и политические изменения, в определенной степени отражало правовое положение ребенка в семье, но в большинстве своем не рассматривало его как самостоятельную личность.

Принятие Конституции РФ 1993 г. способствовало развитию семейного законодательства, что выразилось в его новой кодификации, а также в признании за несовершеннолетним самостоятельного субъекта прав, поставив задачу приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами. Однако ни Семейный кодекс РФ, ни другой закон, в определенной мере способствуя развитию и совершенствованию семейных отношений, обеспечению прав членов семьи, в том числе несовершеннолетних, по существу, не может выразить права и законные интересы детей в полном объеме и рассматриваться как системный нормативный правовой акт в этой сфере.

Поэтому в развитие конституционных положений о государственной поддержке семьи целесообразно разработать Концепцию об охране семьи, на основе которой возможны обсуждение и принятие пакета законодательных актов, в том числе Федеральных законов «Об охране семьи в Российской Федерации», «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», «О государственной поддержке многодетных семей».

Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины — изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Источник: http://studwood.ru/1488237/pravo/sistema_zakonodatelnyh_normativno_pravovyh_aktov_oblasti_zaschity_prav_detey

Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

Надежда Размахова
Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

«Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей — с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью».

Развитие человечества на современном этапе характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в отдельную категорию. Международное правовое регулирование защиты прав и интересов детей обусловлено множеством факторов. Начало его развития было положено в рамках Лиги Наций, а затем шло параллельно с общей международно- правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В частности, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то уже после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют отдельные положения Декларации о правах ребенка 1959 г.

Основным международно- правовым документом, который регламентирует обеспечение прав ребёнка, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребёнка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Эта Конвенция является наиболее общепризнанным документом по вопросам прав человека в истории, поскольку она ратифицирована всеми странами мира, за исключением двух, и обеспечивает уникальное положение детей в центре движения ко всеобщему применению принципов прав человека. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ратифицировав этот документ, национальные правительства взяли на себя обязательство защищать и обеспечивать права детей и договорились отвечать за выполнение этого обязательства перед международным сообществом. В ней излагаются основные права человека, которые принадлежат всем детям в мире в равной степени. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба банка

Отношение к ребенку в обществе менялось на протяжении всей истории существования России. За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

Видео (кликните для воспроизведения).

• Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ;

• Федеральный закон об опеке и попечительстве.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Игры на развитие познавательных интересов ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и.

Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы ОО Познавательное развитие Цель: — формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие:1. Развивать представления.

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «День прав ребёнка» Цель: создать условия для обобщения знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Задачи: • способствовать развитию правового мировоззрения.

Конспект защиты проекта «Наши пальчики играют — речь ребёнка развивают» Сценарий кульминационного мероприятия по защите проекта по развитию мелкой моторики «Золушка» Воспитатель: Уважаемые гости! Мы рады видеть.

Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений «Права ребёнка и формы его правовой защиты» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького гражданина,.

Нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Нормативно-правовое обеспечение.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/rosiiskoe-zakonodatelstvo-i-mezhdunarodno-pravovye-akty-v-oblasti-zaschity-prav-i-interesov-rebyonka.html

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Правое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них — погибают; 60% — сироты, достигшие трехлетнего возраста, — попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 1993 — 1997 гг.»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.

В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа — право на семейное благополучие; третья группа — право на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

С рождения у ребенка и его родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие — нормами права, в частности нормами семейного права, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте так же:  На что дает право родовой сертификат

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:

  • — право на жизнь и воспитание в семье;
  • — право знать своих родителей и право на их заботу;
  • — право на совместное с ними проживание;
  • — право на воспитание своими родителями;
  • — обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства.

За ребенком закреплено и такое личное право, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Этому праву соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, — органов опеки и попечительства, прокуроров, судей -защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет — в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.

Многие дети по различным причинам становятся сиротами. Их судьбы всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей-сирот в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в свою семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создать приемную семью предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, не могут создавать приемную семью.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Общественные отношения, связанные с организацией и получением образования, регулируются соответствующим законодательством: Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», законами и иными нормативными актами субъектов Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование. Государство создает и контролирует систему образования. Существуют различные формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, форма семейного образования, самообразование, экстернат. Право выбора конкретной формы получения образования остается за гражданином. Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях.

Источник: http://vuzlit.ru/1222508/pravovoe_regulirovanie_osnovnyh_prav_nesovershennoletnih

Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних

Соблюдение прав ребёнка является достаточно актуальным вопросом нашего времени. На наш взгляд, от того как государство будет проявлять заботу о своих маленьких гражданах, будет зависеть будущее и страны, и мира в целом.

В детях всегда видели будущих членов общества. На современном этапе детиэто не только объект воспитания, но и равноправные партнёры общественных отношений. В основе данного понимания лежит признание ребёнка личностью, которая обладает таким же достоинством и правами, как и любой взрослый человек. В отличие от взрослого ребёнок ещёне может защищать и отстаивать собственные интересы самостоятельно, ему необходимо обращаться за помощью к взрослому: к родителям, педагогу, несущим за него ответственность и обеспечивающий его права. [7]

Рассмотрим сущностные характеристики понятий – право, права ребёнка, правовое регулирование.

Право это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Права ребёнка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации гласит о том, что ребёнком считается каждый человек, не достигший совершеннолетия, то есть 18 лет. [4]

А.В. Дёмин утверждал, что «правовое регулирование – осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации». [5]

Права ребенка обозначаются и защищаются не только на региональном и федеральном уровнях, но и на международном. Например, Организация Объединенных Наций (ООН) является координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, затрагивающий интересы детей. В состав ООН также входят специализированные структуры такие, как Комитет по правам ребёнка и Детский фонд ЮНИСЕФ.

К основным международным документам по правам ребенка относятся:

  • Декларация прав ребёнка (1959 г.)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Несмотря на то, что документы были разработаны и приняты еще в прошлом столетии – они являются значимыми и актуальными и на сегодняшний день.

Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. Это первый документ международного уровня, посвященный правам детей. Декларация гласит о том, что «Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Она нацелена на то, чтобы обеспечить детям счастливое детство. Взрослые призываются к признанию и соблюдению прав детей.

Декларация прав ребёнка включает в себя 10 принципов, в которых провозглашены права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Согласно положениям этого документа каждый ребёнок должен своевременно получать помощь, быть ограждённым от всех форм жестокости, насилия, небрежности и эксплуатации.[2]

Читайте так же:  Тактика установления личности неопознанного трупа

Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня. Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления. Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей. Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения. Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как известно, считались актуальной проблемой того времени, например, торговля детьми, детский труд, проституция несовершеннолетних. Именно поэтому возникла потребность в законодательном обеспечении защиты прав детей и охраны их здоровья. Именно поэтому в 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребёнка.

На протяжении 10 лет, в период с 1979 по 1989 годы, специалисты различных стран, принимавшие участие в Комиссии ООН по правам человека, работали над текстом нового положения о правах ребенка, в котором бы на максимальном уровне учитывались все стороны общественной жизни ребенка. Так, 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ, получивший название Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня. Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления. Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей. Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения. Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

В Конвенции ребёнок впервые рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, наделённый полным спектром прав человека. Для того чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, их объединили в отдельные группы:

  1. Права на жизнь, на имя;
  2. Права на семейное благополучие;
  3. Права на свободное развитие личности;
  4. Группа прав, обеспечивающая здоровье детей;
  5. Группа прав, способствующая образованию детей;
  6. Права на защиту ребёнка от разных видов эксплуатации.[3]

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей была принята в 1990 году в Нью-Йорке детей. Она включает в себя:

  • проблемы множества детей во всем мире;
  • возможности международного сотрудничества и солидарности в обеспечении благополучия детей;
  • задачи для мирового сообщества;
  • обязательства в рамках международного сотрудничества стран с принятием программы из 10 пунктов;
  • последующие шаги с принятием конкретных мер и совместных международных действий «План действий». [1]

Наряду с международными документами по правам ребенка существуют нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. Основным правовым актом нашей страны является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, Согласно её положениям, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В Российской Федерации были приняты следующие законодательные акты: Семейный кодекс Российский Федерации (1995 г.), Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998 г.), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Их принятие объясняется тем, что необходимо создавать и модернизировать механизм реализации прав детей на защиту, которые декларированы в Конвенции и гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Важным механизмом защиты прав детей является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, особое внимание которого сосредоточено на проблемах детей и который имеется в каждом регионе нашей страны.

Механизм судебной защиты прав детей также является немаловажным и достаточно действенным.

Одной из самых универсальных форм защиты детей являются Органы правосудия.

В настоящее время механизм защиты прав ребенка в нашей стране наряду с государственными властными структурами включает в себя ещё неправительственные правозащитные организации и общественные объединения и организации, а также международные инструменты.

Институт неправительственных правозащитных организаций призван:

  • дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан;
  • осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека;
  • способствовать комплексному решению данной проблемы.

К элементам гражданского общества относятся общественные объединения и организации, которые играют важную роль в решении проблем, относящихся к этапу детства. Они принимают участие в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, а также выступают с самостоятельными программами и реализуют их, при этом уделяя особое внимание детям, которые нуждаются в попечении общества.

Конституция Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны.

Европейский суд по правам человека является наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, его решения государство, в отношении которого они вынесены, обязательно должны быть исполнены [6].

Таким образом, каждый ребёнок с рождения имеет свои права. Международные, федеральныеи региональные документы по правам ребёнка преследуют общую цель — укрепление правового статуса ребёнка как гражданина своей страны и члена семьи, улучшение его положения в обществе и семейном коллективе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19444

Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here