Право собственности на землю экологическое право

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: право собственности на землю экологическое право. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования

3.4. Понятие и виды природопользования

Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Источник: http://www.aup.ru/books/m230/4_4.htm

Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования

3.3. Правовые формы использования природных ресурсов

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Различают полное и частичное владение землей и природными объектами.

Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.

Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием Российской Федерации.

Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации — собственника данного земельного массива.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.

Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами.

Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.

Право пользования землей и природными объектами еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.

Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.

Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:

— установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;

— государственный контроль за соблюдением установленных правил;

— уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта.

Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает:

— определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения;

— указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).

Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:

— земли подразделены на семь категорий;

— полезные ископаемые — на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);

— водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п.

Читайте так же:  Форма подачи апелляции на решение суда

Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими.

На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:

— предоставление в собственность, аренду и пользование;

— изъятие природных объектов;

— обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т. п.

Источник: http://www.aup.ru/books/m230/4_3.htm

Право частной собственности на природные ресурсы

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частности собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. Земельные участки могут быть переданы в частную собственность и на продажу для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/pravo-chastnoy-sobstvennosti-na-prirodnie-resursi

Право собственности на объекты экологического права

Двойственность положения природных объектов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей среды предопределяет эколого-экономическую сущность права собственности на природные ресурсы.

Например, земля и другие природные ресурсы объявляются основой жизни и деятельности народа Казахстана (экологический аспект

), и вместе с тем — объектами государственной, частной и иных форм собственности (экономический аспект).

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан земля может находиться как в государственной, так и частной собственности. В частной собственности находится совсем незначительное количество земель: по состоянию на начало 1998 года число реальных собственников земельных участков превышало 3.0 млн, с общим земельным наделом в 363.2 тыс.га, или не более 0.13% всего земельного фонда Казахстана. Это приусадебные и садово-дачные наделы. Учитывая что население Казахстана составляет около 15 млн человек, на душу населения приходится немногим больше двух соток земли,

Государственная форма собственности на землю лишилась монополии, хотя фактически она все еще преобладает в общем объеме земель РК.

Согласно Закону РК «О Земле» формы частной собственности на землю имеют два вида: индивидуальный и коллективный (в объектах кондоминиумов). В ст. 18 Закона РК «О Земле» перечислены основания для признания индивидуальной собственности на землю. Среди них отметим: ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, жилищное, дачное, гаражное строительство.

Земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в частной собственности, но они могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное землепользование или физическим лицам во временное землепользование сроком до 49 лет.

Коллективная форма частной собственности на землю может быть двух видов: долевая и совместная. Она возникает как среди граждан, так и среди фермеров, кооперативов, АО, ТОО и других юридических лиц.

Для экономической реализации прав собственности, например на землю, применяется два подхода — рыночная и нормативная цена. Нормативная цена земли определяется как показатель, характеризующий денежную оценку земельного участка определенного качества и местоположения с учетом потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Право собственности на другие природные ресурсы дается в отраслевом законодательстве, о чем пойдет речь в соответствующих темах курса лекций.

Субъектами экологического права, в частности субъектами земельных отношений, то есть носителями прав и исполнителями обязанностей, являются отдельные граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они на территории РК ведут инвестиционную деятельность путем создания или приобретения предприятий. В государственной собственности круг субъектов предопределен законом: ими являются органы представительной и исполнительной власти РК.

Согласно конституции РК природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность относятся к совместному ведению органов РК.

Источник: http://studwood.ru/550531/pravo/pravo_sobstvennosti_obekty_ekologicheskogo_prava

Права собственников земли в российском экологическом праве

О. С. Колбасов, один из основоположников российского экологического права, писал, что экологическое право должно сыграть колоссальную историческую роль — стать противовесом всего остального права, стоящего на страже имущественного богатства и сопряженной с ним власти. Богатство и власть (удержать богатство, закрепить власть) — это неистребимое двуединое зло, которому право преданный слуга. Право — это орудие в руках уже господствующих в обществе лиц для удержания и умножения своего богатства за счет ограбления других, а также для укрепления своей власти. Право никогда не воспринимало природу всесторонне, в полной полезной ценности, в полном объеме, в ее целостности. Этот принцип продолжает действовать в наши дни, хотя многое изменилось в мире к концу второго тысячелетия 1 .

М. М. Бринчук совершенно справедливо отмечает: специфика отношений собственности на природу в общей теории гражданского права не учтена и не отражена или отражена некорректно. В теории права собственности совершенно не обращено внимание на положения доктрины экологического права по вопросу о собственности на природу [1] [2] . Все другие отрасли права созданы преимущественно для регулирования отношений по поводу социальной среды. Лишь экологическое право всей своей сутью ориентировано на природный мир человека, на поддержание или восстановление его благоприятного состояния, на сохранение «основы жизни и деятельности народов», на обеспечение интересов экологического благополучия. Природа и ее отдельные компоненты — главный и единственный объект общественных отношений, регулируемых нормами экологического права [3] .

Читайте так же:  Отчет ревизионной комиссии тсн

Российское экологическое право, примерно так же как и зарубежное право окружающей среды, регулирует отношения собственности на землю. Это происходит, главным образом, когда речь идет о создании особо охраняемых природных территорий, возникает необходимость изъятия для этих целей земель, требуется установление режима природоохранных зон. Во всех иных ситуациях нормы экологического законодательства адресованы широкому кругу лиц, деятельность которых связана с оказанием вредных воздействий на природу, а не только собственникам. Поэтому в эколого-правовых нормах обычно круг субъектов, которым они адресованы, не определяется.

Прежде всего нужно отметить, что п. 3 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет следующий важный принцип: земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Этот принцип детализируется в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях». Учитывая реально существующую ситуацию, ст. 12 этого Закона в отдельных случаях допускает возможность нахождения в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников. Это объясняется тем, что на территории, которая была объявлена национальным парком, могли располагаться населенные пункты. В свете изложенного закреплено право преимущественной покупки этих земель. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации (п. 5 ст. 16 Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях пользователей, а также собственников. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется согласно постановлению органов исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ (п. 2 ст. 19 Закона).

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (п. 2 ст. 22 Закона). Устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности и использования земель. Согласно п. 5 ст. 24 Закона собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны; за его нарушение они несут административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков (п. 4 ст. 26 Закона). При необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется согласно постановлению Правительства РФ или органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Режим особой охраны территорий памятников природы определен в ст. 27 Закона. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также средств внебюджетных фондов.

Согласно п. 3 ст. 2 этого Закона в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством РФ (п. 3 и 4 ст. 8 Закона). Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования (п. 7 ст. 12 Закона). На таких территориях права собственников земельных участков ограничиваются.

Статья 32 Закона предусматривает: в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горносанитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, на которых природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горносанитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебнооздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, границы которых утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведением работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Читайте так же:  Статья 151 1 охрана изображения гражданина

Очень важная проблема, касающаяся сохранения биологического разнообразия, не получила отражения в экологическом праве России, хотя наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии. В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве принципа охраны окружающей среды закреплен принцип сохранения биологического разнообразия. В ст. 35 этого Закона говорится: при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно п. 3 ст. 40 Закона при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению биологического разнообразия.

В ст. 1 Федерального закона «О животном мире» закреплено определение понятия «биологическое разнообразие животного мира»: разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах. Под «устойчивым использованием объектов животного мира» понимается такое использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию. «Охрана животного мира» представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

Кроме того, предусмотрено, что государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления параметров, оценки изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования (ст. 15 Закона).

В качестве декларативного принципа лесного законодательства в ст. 1 ЛК РФ закреплен принцип устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала. Основным принципом государственной политики в области обращения с отходами является сохранение биологического разнообразия согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». На основании ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сохранение биологического разнообразия — это один из основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Статья 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» относит к задачам государственных природных заповедников осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

Таким образом, в отечественном законодательстве есть две нормы общего содержания в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», одна норма о государственном мониторинге объектов животного мира и сохранении биоразнообразия, декларативные принципы о необходимости сохранения биологического разнообразия, а также обязанность заповедников решать данную проблему. Конкретные меры по сохранению биоразнообразия, процедуры, которые должны для этого выполняться, в законодательстве не указаны. Поэтому, естественно, никак не отражена в праве проблема сохранения биологического разнообразия в процессе использования земель их собственниками и иными лицами.

Источник: http://studref.com/367653/pravo/prava_sobstvennikov_zemli_rossiyskom_ekologicheskom_prave

Субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды

В Российской Федерации установлены частная (граждан и юридических лиц), государственная (федеральная собственность, собственность субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности на землю. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

Граждане могут иметь земельные участки на праве не только частной, но и общей долевой (с определением долей каждого собственника) и общей совместной (без определения доли) собственности. Для стимулирования рационального использования земли, недопущения ухудшения ее полезных свойств и порчи право на любое использование земли осуществляется за плату (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны организовать использование земель таким образом, чтобы максимально сочетать экономические и экологические интересы общества, предоставляя земли в собственность, владение, пользование и аренду конкретным субъектам, наделяя их соответствующими правами и обязанностями, определяя порядок, условия и формы использования земли, ее целевое назначение, осуществляя надзор за ее надлежащим использованием.

Право собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды выступает как особый правовой институт экологического права, содержащий систему норм, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель, и как субъективное право, т.е. совокупность прав и обязанностей конкретных собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В соответствии с земельным законодательством объектом права собственности на землю, права землевладения, права землепользования и аренды может быть земельный участок или земельная доля. Земельные участки должны иметь точно установленные границы, зафиксированные на плане и на местности.

Субъектами права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Основанием возникновения права собственности на землю, права землевладения и землепользования является фактический состав, в который входят по меньшей мере два юридических факта: принятие решения об отводе земли или предоставлении земельного участка (когда первичный собственник, землевладелец или землепользователь решает вопрос о выделении земельного участка из своих земельных фондов); отвод земли или предоставление земельного участка в натуре и выдача соответствующего документа, удостоверяющего право собственности, землевладения и землепользования.

Предоставление пользователям земельных участков осуществляется с последующей передачей материалов соответствующим уполномоченным органам для отвода земельного участка в натуре. В решениях об отводе указываются цель, для которой отводится земельный участок, и основные условия его использования.

Как собственники, так и землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право использовать предоставленный им земельный участок любым не запрещенным законом способом, в том числе использовать для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые (торф, песок, гравий, подземные воды и др.).

Права на земельные участки удостоверяются документами, выдаваемыми органами Росреестра в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды и субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Читайте так же:  Жалоба на протокол заседания суда

Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны:

  • — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • — осуществлять мероприятия по охране земель;
  • — соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • — не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Источник: http://studme.org/186817/pravo/subekty_prava_sobstvennosti_zemlyu_zemlevladeniya_zemlepolzovaniya_arendy

Содержание права собственности на землю. Ограничение правомочий собственника и их социальная природа

Содержание права собственности на землю

Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ):

    1. правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;
    2. правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;
    3. правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.
    1. использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    2. возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
    3. проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
    4. осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Кроме того, собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Ограничение правомочий собственника и их социальная природа

Ограничение права представляет собой определенные затруднения, стеснения, сдерживания в осуществлении конкретного субъективного права.

Ограничения права указывают на те действия, от совершения которых, субъект вещного права должен воздерживаться с целью обеспечения прав и законных интересов третьих лиц в случаях, прямо указанных в законе.

Право собственности, как и иные вещные права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в равной мере могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты

    • основ конституционного строя;
    • обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    • нравственности, здоровья;
    • прав и законных интересов других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 129 ГК РФ).

Ограничения права собственности на земельные участки являются неотъемлемой составной частью содержания института права собственности и не выходят за его пределы.

Ст. 56 ЗК РФ допускает установление следующих ограничений прав на землю:

    1. особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
    2. особые условия охраны окружающей среды , в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
    3. условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
    4. иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок :

    • актами исполнительных органов государственной власти,
    • актами органов местного самоуправления,
    • решением суда или
    • в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон.

Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации (в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами) и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Ст. 56.1 ЗК РФ предусматривает ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд .

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-zemliu-ogranichenie-pravomochiy-sobstvennika-i-ich-sotsialnaya-priroda

Содержание права собственности на землю

Содержание права собственности на землю – это принадлежащие собственнику того или иного объекта правомочия. В данной статье рассмотрим, что включает в себя содержание права собственности на землю, какими нормами регулируется и какие имеет особенности.

Понятие и содержание права собственности на землю

Право собственности на землю – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в своих интересах, а также устранять вмешательство третьих лиц в сферу своего хозяйственного господства.

Исходя из определения, можно выделить три составляющих правомочия, которые входят в содержание права собственности на землю:

  1. Правомочие владения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над землей;
  2. Правомочие пользования – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность извлекать из земельного участка его полезные свойства;
  3. Правомочие распоряжения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность определять дальнейшую судьбу земельного участка.

Нормы, регулирующие право собственности на землю

Общие положения о праве собственности закреплены Главой 13 Гражданского Кодекса РФ, а конкретно право собственности на землю и другие вещные права урегулированы Главой 17 ГК РФ.

Земельный Кодекс РФ (Глава 3) регламентирует специальные нормы, например:

  • права граждан и юридических лиц на землю;
  • права иностранных граждан;
  • Государственная собственность;
  • Федеральная собственность;
  • собственность субъектов РФ;
  • муниципальная собственность.
Читайте так же:  Время судебного разбирательства можно

Особенности права собственности на землю

Особенности права собственности на землю закрепляются Земельным Кодексом. Они не должны противоречить общим нормам в Гражданском Кодексе РФ.

  1. Не все земельные участки могут находиться в частной собственности. Перечень таких земель устанавливается Земельным Кодексом и другими Федеральными Законами;
  2. Граждане, являющиеся собственниками земель, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (статья 17 Гражданского Кодекса РФ).

Для частной собственности физических лиц характерен переход права в порядке наследования, что в том числе предполагает возможность распоряжения имуществом на случай смерти путем составления завещания, приобретение права путем выплаты пая членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и др.

  • При переходе права собственности от одного владельца к другому земельный участок участвует в обороте по принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. То есть, если собственник продает здание или дом, то при продаже права на земельный участок переходят покупателю.
  • Собственность на земельный участок должна быть получена в результате юридических фактов, так как согласно статье 16 ЗК РФ, если земля не находится в частной или муниципальной, то она считается государственной собственностью.
  • Некоторые земельные участки имеют свои особенности в части регулирования права собственности. Например, земли сельскохозяйственного назначения. Подробнее о данных особенностях вы узнаете, прочитав эту статью.
  • Формы собственности на землю

    • Государственная собственность (статья 16 ЗК РФ).

    Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

    Субъекты права государственной собственности:

    1. Российская Федерация в лице органов государственной власти;
    2. субъекты Российской Федерации в лице своих органов власти;
    3. государственные предприятия и учреждения;
    4. предприятия и учреждения субъектов РФ.

    Объекты права государственной собственности:

    1. земельные участки, закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями;
    2. земельные участки, закрепленные за предприятиями и учреждениями субъектов Российской Федерации.

    Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом и другими федеральными законами.

    • Федеральная собственность

    В федеральной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами (например, Лесным кодексом, Водным кодексом);
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
    • Собственность Субъектов РФ

    В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

    В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

    • Муниципальная собственность

    Субъекты права муниципальной собственности:

    1. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления;
    2. муниципальные предприятия и учреждения.

    Объекты права государственной собственности – земля закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями.

    В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (например, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”);
    2. Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. Приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. Безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

    В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

    Земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами.

    Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    • Частная собственность

    Субъектами права частной собственности являются:

    1. Физические лица
    2. Юридические лица

    Объектами права частной собственности может быть любое имущество, в данном случае земельные участки, которые не являются государственной или муниципальной собственностью.

    Юридические лица и граждане пользуются равнозначным доступом к приобретению земли в собственность.

    Земельные участки могут быть предоставлены гражданам и ЮЛ из государственной или муниципальной собственности. Исключение составляют земельные участки, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Например, в частную собственность не могут предоставляться земли, изъятые из оборота, земельные участки общего пользования, земельные участки особо охраняемых природных территорий.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    Подробнее о правах иностранных граждан на землю в Российской Федерации читайте в этой статье.


    Источник: http://zemarenda.ru/soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/
    Право собственности на землю экологическое право
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here