Отмена постановлений пленума верховного суда

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: отмена постановлений пленума верховного суда. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Оспаривание нормативных актов и их разъяснений: новое постановление Пленума Верховного суда

ВС РФ рассказал, кто и как может оспаривать нормативные акты и их разъяснения, обладающие нормативными свойствами. Также он указал, кто должен возместить судебные расходы по таким делам и обязательно ли иск о признании акта недействительным должен подписывать дипломированный юрист.

Пленум ВС РФ утвердил постановление от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее — постановление № 50). Он предусмотрел признаки таких актов, а также ответил, с какой даты они признаются недействительными, кто может обратиться за их оспариванием, что должно быть указано в заявлении о признании акта недействительным, как взыскивать судебные расходы по таким делам и т.д.

Нормативные правовые акты

Верховный суд в постановлении № 50 перечислил признаки нормативного правового акта:

издание органами государственной власти, местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Для признания акта нормативным суд должен проанализировать его содержание. Акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, когда он издается для установления правового режима конкретного объекта публичного права. Например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ, двух и более субъектов РФ.

Еще иногда о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные им типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. Поэтому если в самом оспариваемом акте отсутствуют положения нормативного характера, это не значит, что их нет в приложениях к нему.

Нормативный правовой акт или его часть признаются недействующими со дня его принятия или иной указанной судом даты. Например, с того времени, когда он стал противоречить нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Если акт был принят ранее нормативного правового акта с большей силой, суд может признать его не действующим со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Акты с разъяснениями, обладающими нормативными свойствами

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, ВС РФ назвал следующие:

издание их органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами;

наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

По общему правилу акты, обладающие нормативными свойствами, содержащие разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. Но с учетом обстоятельств конкретного дела суд вправе признать такой акт не действующим с иной даты. Например, в случае, когда после принятия акта, обладающего нормативными свойствами, разъясняемые им нормативные положения изменились, в результате чего оспоренный акт перестал соответствовать разъясняемым положениям со дня вступления в силу изменений.

Принятие заявления к производству

При оспаривании нормативного акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в заявлении нужно указать, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или на то, что существует реальная угроза их нарушения. Если это не указано, то суд должен оставить заявление без движения. А если из заявления явно следует, что истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, либо акт не может нарушать или иным образом затрагивать его права, свободы, законные интересы, то суд откажет в принятии заявления к производству. Например, если гражданин оспаривает нормативный правовой акт законодательного органа субъекта РФ, определяющий ставку налога на имущество организаций.

Проверка опубликования

Если обязательное опубликование нормативного правового акта предусмотрено в одном или нескольких средствах массовой информации и на официальном интернет-портале правовой информации, то официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из этих мест опубликования.

В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания нормативный акт могут опубликовать в другом издании либо обнародовать, например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования. В такой ситуации нужно проверить, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не считается нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Если нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования тоже не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Толкование

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, суд должен выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, то акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В то же время нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.

Диплом юриста

В КАС РФ не указано, что административное исковое заявление об оспаривании правового акта может подписать только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Это означает, что подписать и подать такое заявление может не юрист. Но представлять интересы в суде придется лицу с дипломом, подтверждающим наличие высшего юридического образования.

Судебные расходы

В КАС РФ и АПК РФ не установлено каких-либо особенностей по поводу возмещения судебных расходов при оспаривании нормативных актов и их разъяснений. Поэтому ВС РФ указал, что применяются правила, предусмотренные главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ (о судебных расходах).

Читайте так же:  Гражданско правовой ответственности подлежат

Если нормативный правовой акт принял представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ, а подписало его высшее должностное лицо этого субъекта РФ, то после признания его недействующим судебные расходы, в том числе расходы по уплате госпошлины, должен возместить представительный орган, который является административным ответчиком по данному делу. Такое же правило распространяется на ситуацию, когда акт принят представительным органом муниципального образования и подписан главой муниципального образования. Судебные расходы будет возмещать представительный орган.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/392538/

Пленум Верховного суда отменил несколько постановлений Пленума ВАС

Так, одно из постановлений участники дел вынуждены постоянно сверять с действующим законом.

Сегодня, 20 декабря, Пленум Верховного суда решил признать недействующими несколько постановлений Пленума Высшего арбитражного суда из-за изменений в налоговом и банкротном праве.

Так, потеряло силу постановление Пленума ВАС от 22 июня 2006 года «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» № 25. Сейчас участники дел о банкротстве должны постоянно сверять его положения с действующим законодательством, объяснил причину отмены судья ВС Иван Разумов. Например, изменился порядок удовлетворения требований по обязательным платежам, возникшим после открытия банкротства, теперь они погашаются раньше. После принятия постановления ВАС освободили от НДС реализацию имущества из конкурсной массы, привел еще один пример Разумов. По его словам, подготовлен проект обзора судебной практики на эту тему, который скоро будет представлен.

Не подлежит применению и абз. 3 п. 41.1 постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Это положение, принятое 6 июня 2014 г., гласит, что страховые взносы погашаются в четвертой очереди кредиторов, а если они были начислены до банкротства – то в третьей.

Кроме того, отменяется постановление Пленума ВАС от 8 ноября 2013 г. «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды в электронном виде» № 80. Оно потеряет силу 1 января 2017 г., когда начнут действовать изменения в процессуальные кодексы, которые расширяют сферу применения электронных документов в судах. В арбитражных судах они уже в ходу, но действующий порядок предусматривает предоставление только образов («сканов») документов, а вскоре понадобится электронная цифровая подпись, объяснил Разумов.

Верховный суд ведет работу над соответствующими разъяснениями, сообщил судья.

Источник: http://advokat28.info/novosti/187-plenum-verkhovnogo-suda-otmenil-neskolko-postanovlenij-plenuma-vas

Пленум Верховного суда отменил несколько постановлений Пленума ВАС

Пленум ВС признал недействующими несколько постановлений своего предшественника, Пленума Высшего арбитражного суда. Решение назрело из-за изменений в законодательстве. Так, одно из постановлений участники дел вынуждены постоянно сверять с действующим законом.

Сегодня, 20 декабря, Пленум Верховного суда решил признать недействующими несколько постановлений Пленума Высшего арбитражного суда из-за изменений в налоговом и банкротном праве. Так, потеряло силу постановление Пленума ВАС от 22 июня 2006 года «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» № 25. Сейчас участники дел о банкротстве должны постоянно сверять его положения с действующим законодательством, объяснил причину отмены судья ВС Иван Разумов. Например, изменился порядок удовлетворения требований по обязательным платежам, возникшим после открытия банкротства, теперь они погашаются раньше. После принятия постановления ВАС освободили от НДС реализацию имущества из конкурсной массы, привел еще один пример Разумов. По его словам, подготовлен проект обзора судебной практики на эту тему, который скоро будет представлен.

Не подлежит применению и абз. 3 п. 41.1 постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Это положение, принятое 6 июня 2014 г., гласит, что страховые взносы погашаются в четвертой очереди кредиторов, а если они были начислены до банкротства – то в третьей.

Кроме того, отменяется постановление Пленума ВАС от 8 ноября 2013 г. «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды в электронном виде» № 80. Оно потеряет силу 1 января 2017 г., когда начнут действовать изменения в процессуальные кодексы, которые расширяют сферу применения электронных документов в судах. В арбитражных судах они уже в ходу, но действующий порядок предусматривает предоставление только образов («сканов») документов, а вскоре понадобится электронная цифровая подпись, объяснил Разумов. Верховный суд ведет работу над соответствующими разъяснениями, сообщил судья.

Источник: http://vbankrote.ru/dokumentyi/plenum-verhovnogo-suda-otmenil-neskolko-postanovlenii/

Имеют ли Постановления Пленума ВС РФ обратную силу закона?

В судебном акте об отказе в отмене заочного решения суда, идёт ссылка на Постановление Пленума ВС РФ, которое было принято после вступления в законную силу заочного решения суда. Имеет лм Поставление Пленума ВС РФ обратную силу закона?

Не могли бы Вы уточнить на какое именно Постановление Пленума ВС РФ ссылается суд?

Спасибо за ответ!

Извиняюсь за неточность в вопросе. Отказ в отмена заочного решения суда был на основании обзора судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного суда 26 июня 2015 года, а не на основании Постановления Пленума ВС РФ.

Сроки были все соблюдены, то есть после получения заочного решения, на 5-ый день было подано заявление об его отмене. Но, заочное решение суда было получено в 2019, так никто до этого момента не знал о данном гражданском деле. Узнали случайно.

Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ хотя и, безусловно, учитываются судами при рассмотрении и разрешении дел, однако как такового юридического значения не имеют. Судьи лишь ссылаются на них в целях более «весомого» обоснования своей позиции.

Что касается определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения, то, как следует из судебной практики, такие определения самостоятельному обжалованию не подлежат, и отменить его в апелляционной инстанции Вы не сможете.

Однако Вы вправе подать апелляционную жалобу на само заочное решение, а если срок на подачу апелляционной жалобы истек, то можно ходатайствовать о его восстановлении.

Источник: http://www.9111.ru/questions/16867296/

Пленум Верховного суда отменил несколько постановлений Пленума ВАС

Пленум ВС признал недействующими несколько постановлений своего предшественника, Пленума Высшего арбитражного суда. Решение назрело из-за изменений в законодательстве. Так, одно из постановлений участники дел вынуждены постоянно сверять с действующим законом.

Сегодня, 20 декабря, Пленум Верховного суда решил признать недействующими несколько постановлений Пленума Высшего арбитражного суда из-за изменений в налоговом и банкротном праве. Так, потеряло силу постановление Пленума ВАС от 22 июня 2006 года «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» № 25. Сейчас участники дел о банкротстве должны постоянно сверять его положения с действующим законодательством, объяснил причину отмены судья ВС Иван Разумов. Например, изменился порядок удовлетворения требований по обязательным платежам, возникшим после открытия банкротства, теперь они погашаются раньше. После принятия постановления ВАС освободили от НДС реализацию имущества из конкурсной массы, привел еще один пример Разумов. По его словам, подготовлен проект обзора судебной практики на эту тему, который скоро будет представлен.

Читайте так же:  Срок исковой давности является сроком

Не подлежит применению и абз. 3 п. 41.1 постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Это положение, принятое 6 июня 2014 г., гласит, что страховые взносы погашаются в четвертой очереди кредиторов, а если они были начислены до банкротства – то в третьей.

Кроме того, отменяется постановление Пленума ВАС от 8 ноября 2013 г. «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды в электронном виде» № 80. Оно потеряет силу 1 января 2017 г., когда начнут действовать изменения в процессуальные кодексы, которые расширяют сферу применения электронных документов в судах. В арбитражных судах они уже в ходу, но действующий порядок предусматривает предоставление только образов («сканов») документов, а вскоре понадобится электронная цифровая подпись, объяснил Разумов. Верховный суд ведет работу над соответствующими разъяснениями, сообщил судья.

Источник: http://pravo.ru/news/view/136660/

Пленум ВС разъяснил, как добиться отмены вступившего в силу решения суда

Пленум Верховного суда вычеркнул абзац из Постановления Пленума ВАС от 30 июня 2011 года № 52. В нем говорилось, что признание судом недействующим нормативного правового акта или отмена такого акта в установленном порядке вышестоящим органом или лицом как не соответствующего закону не может рассматриваться в качестве обстоятельства для пересмотра дела по новым обстоятельствам – за исключением случаев, когда НПА признан недействующим с момента его принятия.

Таким образом, Верховный суд признал: признание нормативно-правового акта недействующим или его отмена могут послужить новым обстоятельством для пересмотра судебного решения вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим.

Поводом для пересмотра постановления семилетней давности послужило решение Конституционного суда по жалобе компании «Альбатрос», которая в 2015 году арендовала у властей Петербурга один из городских причалов. Договор не был пролонгирован: арендованный причал внесли в перечень мест, в которых запрещена остановка и стоянка судов. Административная коллегия ВС в 2017 году отменила соответствующее постановление городских властей, но признала его недействующим лишь с момента вступления решения в законную силу. Из-за этого «Альбатрос» не смог оспорить решения арбитражных судов, которые признали законным отказ в продлении аренды.

Источник: http://pravo.ru/news/205415/

Пленум ВС разъяснил, как оспорить законы и постановления

Разъяснения по этой категории дел Верховный суд уже давал в 2007 году, а Высший арбитражный суд – в 2013 году. Но с тех пор законодательство сильно изменилось. Например, в 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, а в 2016 году элементом судебного контроля стали акты с разъяснениями законодательства, обладающие нормативными свойствами.

В связи с этим появилась необходимость актуализировать уже устаревшие разъяснения. «Обсуждаемый проект постановления – это не только актуализированная редакция постановлений ВС и ВАС. Он взял из них лучшее, стал практически пошаговой инструкцией для судов. Такой документ нужен судам и нужен прямо сейчас», – рассказал Михаил Сорокин из Нижегородского областного суда.

Признаки нормативно-правовых актов

Пленум ВС выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый – издание его в установленном порядке управомоченным органом госвласти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом. Второй – наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права, – судья откажет в принятии заявления к производству.

«Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями», – подчеркивает Пленум ВС.

Разъяснения законодательства — что это?

Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, – это акты органов госвласти, органов местного самоуправления и иных органов, которые включают в себя результаты толкования норм права, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно определить и привлечь к участию в деле.

При оспаривании разъяснений суд должен установить смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта. Пленум отмечает: если разъяснения не соответствуют смыслу разъясняемых им положений – суд должен признать документ недействующим и указать на это в решении.

Итоги оспаривания

Пленум ВС дает судам право возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт взамен успешно оспоренного. Но только в случае, если суд выявит «недостаточную правовую урегулированность» административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эта норма подлежит применению лишь в случаях, когда обязанность по принятию акта предусмотрена НПА с большей юридической силой.

Оспоренный акт или его часть могут быть признаны недействующими, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. А если они были приняты раньше, чем более «сильный» НПА, – со дня вступления последнего в силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Содержащиеся в решении выводы о несоответствии оспоренного акта закону или иному нормативному правовому акту могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел – в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Даны разъяснения и по поводу судебных расходов: поскольку нормы КАС и АПК не устанавливают каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или разъяснений, то распределять их нужно по общим положениям этих кодексов.

Юридическое образование и штрафы для чиновников

Ст. 208 КАС устанавливает, что заявители без высшего юридического образования ведут дела через своих представителей, которые такое образование имеют. Но при этом, подчеркивает ВС, закон не устанавливает требование к высшему образованию у лица, которое подписывает административный иск. То есть подписать заявление может административный истец без высшего юридического образования – но в суде его все равно должен представлять юрист с дипломом. И его нужно указать прямо в иске – с приложением копии диплома.

Разъяснения даны не только по поводу статуса административного истца: судам также предложено обращать внимание на факты уклонения представителей принявшего НПА от явки на судебное заседание. «В случае неявки на судебное заседание без уважительных причин лиц, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа», – подчеркивает Пленум.

Читайте так же:  Кто имеет право подписи счет фактуры

Орган госвласти, который должен проводить обязательную регистрацию нормативных правовых актов (например, Минюст), принимает участие в рассмотрении таких дел в качестве заинтересованного лица.

Постановление Пленума пока не принято – по итогам обсуждения председатель ВС Вячеслав Лебедев отправил его на доработку, по итогам которой некоторые разъяснения могут измениться.

Источник: http://pravo.ru/story/207700/

[ОТМЕНЕНО] Постановление пленума Верховного Суда РС N1 от 11 марта 2019 года. Об утверждении судебной практики.

Oliver Kenton

Выше нас только Валакас

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САПФИР

Видео (кликните для воспроизведения).

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ САПФИР

11 марта 2019 года

Пленум верховного суда республики Сапфир 11 марта 2019 года по вопросам ратификации процедуры подачи исковых заявлений в Верховный и уголовный суд, а также утверждения судебной практики в делах, связанных с превышением полномочий сотрудниками спецслужб, а также полиции и следственного комитета в отношении неприкосновенных лиц, смягчения наказаний за превышение полномочий, утверждения судебной практики в делах, связанных с нарушением процедур оперативно — розыскной деятельности, а также процессуально — уголовных мероприятий в отношении граждан Сапфира, а также лиц, имеющие статус конституционной, депутатской и служебной неприкосновенности, созванный председателем верховного суда — Оливером Кентоном

Верховный суд во исполнения Конституции Республики Сапфир и законодательства Республики Сапфир, гарантированности правосудия в Республике, в целях осуществления общего надзора над судом, регулировки всех организаций, связанных с судом, в целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина настоящим постановляет дать следующие разъяснения:

1). Заместитель председателя верховного суда, судья Верховного Суда Дима Толок прокомментировал вопрос смягчения наказания за превышение полномочий сотрудниками спецслужб, а также полиции и следственного комитета в отношении неприкосновенных лиц:

Председатель Верховного Суда, Председатель Конституционного Суда, судья Верховного и Конституционного суда Оливер Кентон также прокомментировал данный вопрос:

В процессе обсуждения данного вопроса судьи Верховного Суда сошлись в мнении.

2). Заместитель председателя верховного суда, судья Верховного Суда Дима Толок прокомментировал вопрос ратифицирования процедуры подачи исковых заявлений в уголовный и Верховный суд:

Председатель Верховного Суда, Председатель Конституционного Суда, судья Верховного и Конституционного суда Оливер Кентон также прокомментировал данный вопрос:

Также и уголовный суд. Уголовный суд зачастую получает абсолютно пустые заявления с просьбой разобраться, но судья не может заниматься только одним делом, тогда другие дела будут находиться в долгом рассмотрении, чего мы, судьи, допустить не можем.

Подчеркиваю, что создание перечня дел, которые могут быть рассмотрены судом без прокуратуры необходимо.

3). Судьи Верховного Суда разработали предварительный перечень заявлений, когда гражданин может обратиться в Верховный суд напрямую, без прокуратуры:

Исковые заявления в отношении: генеральной прокуратуры, суда, парламента, государственной организации.

Заявления о протесте по судопроизводству верховного суда, заявления о возражении по судопроизводству верховного суда, жалобы на судей низшей инстанции судов, ходатайства по судопроизводству верховного суда.

Судьи Верховного суда разработали предварительный перечень заявлений, когда гражданин может обратиться в уголовный суд напрямую, без прокуратуры:

Исковые заявления, где был убит родственник, близкий друг, договорообязананный истца.

Исковые заявления, поданные на прокуроров, судей, сотрудников полиции и следственного комитета, сотрудников РСБ, СС.

Заявления о протесте по судопроизводству уголовного суда, заявления о возражении по судопроизводству уголовного суда, ходатайства по судопроизводству уголовного суда.

4). В вопросе о смягчении наказания за нарушение законной процедуры и правил произведения уголовно — процессуальных мероприятий, гражданско — процессуальных мероприятий, уголовно — оперативных мероприятий и оперативно — процессуальных мероприятий судьи Верховного Суда сошлись в мнении о том, что смягчение наказание должно быть осознано и правильно сформулировано, так в зависимости от тяжести нарушения необходимо соотносить ее степень и законоопределенные рамки, важно также разделять нарушения законов и конституции Сапфира, а также нарушения, которые не описаны таковыми. В таких случаях судьи должны быть максимально уверенными в том, что произошел факт самого нарушения, так, подчеркиваю, нельзя принимать к рассмотрению исковые заявления на последствия и возможные последствия от преступлений, которые не содержат обвинения на сам факт нарушения, а только лишь на их последствия.

Так нельзя принимать к рассмотрению исковые заявления, которые требуют вернуть что-либо, что было потеряно в результате уголовного преступления (или другого правонарушения), без признания судом такого нарушения.

Участники пленума Верховного суда Сапфира обратили внимание судей на то, что некоторые исковые заявления не имеют достаточной доказательной базы для уверенности судьи в том, что факт нарушения был и что был именно такой характерный факт, а не под влиянием чего-либо или при других условиях его происшествия, в таких случаях судьям рекомендуется отправить на доработку дело в соответствующую прокуратуру.

Верховный суд подчеркивает, что правильно оцененная обстановка нарушения личной неприкосновенности граждан, нарушения неприкосновенности ,определенных Конституцией и законодательством Республики Сапфир, лиц,занимающие определенные должности и/или имеющие определенный статус, поможет правосудию соблюдать принцип соразмерности вины нарушителя с определенным ему наказанием.

Ввиду вышеизложенного Верховный суд обращает внимание судей на приоритет и верховенство Конституции Республики Сапфир в части нарушения личной неприкосновенности граждан, неприкосновенности, определенных Конституцией и законодательством Республики Сапфир, лиц, занимающие определенные должности и/или имеющие определенный статус.

5). Так согласно статье 3 Конституции Республики Сапфир человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Сапфире наивысшей социальной ценностью.

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Статья 26 Конституции Республики Сапфир гарнтирует, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.

В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если ему не вручено мотивированное решение суда о его содержании под стражей.

Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника.

Статья 16 Конституции Республики Сапфир определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Сапфира.

Так при определении обстоятельств нарушения, степени нарушения прав и свобод, вины субъекта правонарушения, суд может мотивированно, опираясь на Конституцию Республики Сапфир, назначить наказание ниже предела, предусмотренного действующим Единым Кодексом Наказаний. Однако Верховный суд подчеркивать, что решение должно быть мотивировано, потому что только в этом случае суд избежит появления прецедента в своем решении. Суд подчеркивает, что применение в судебном процессе актов высшей юридической силы не может расцениваться как установление прецедента.

Читайте так же:  Жалоба на учителя образец за занижение оценок

6). Обстоятельствами, которые могут повлечь смягчение наказания в случае нарушения неприкосновенности, суд оценивает самостоятельно исходя из своего субъективного мнения и обстоятельств дела, однако с соблюдение принципов гуманности, соразмерности, неотвратимости наказания и обоснованности, а также с учетом пункта 5 данного Постановления.

7). Верховный суд также обращает внимание, что соблюдение органами законодательной, исполнительной, судебной власти, гражданами и иными лицами, организациями и учреждениями, независимо от их форм собственности, пункта 2 настоящего Постановления является соблюдением ими принципа специализации судов.

Председатель Верховного и Конституционного суда Оливер Кентон

Заместитель председателя верховного суда Dima Tolok

Источник: http://forum.diamondrp.ru/threads/otmeneno-postanovlenie-plenuma-verxovnogo-suda-rs-n1-ot-11-marta-2019-goda-ob-utverzhdenii-sudebnoj-praktiki.349135/

Верховный суд фактически отменил срок давности

Верховный суд предлагает считать уклонение от уплаты налогов преступлением, которое продолжается, пока должник окончательно не рассчитается с государством. Такое разъяснение содержится в проекте постановления пленума Верховного суда, который планируется обсудить в четверг, «Ведомостям» удалось познакомиться с его копией. Подлинность содержания документа подтвердили два участника рабочей группы, готовившей проект постановления.

Последний раз к налоговым преступлениям Верховный суд обращался в 2006 г., в проекте нового постановления – практически дословная цитата из того решения: под уклонением от уплаты налогов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное непоступление налогов в бюджет. Теперь к этому добавлено разъяснение: преступление следует считать оконченным с момента неуплаты налогов в установленный срок. Но такие преступления являются длящимися, поэтому срок давности уголовного преследования по ним исчисляется с момента фактического прекращения преступной деятельности, т. е. со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки.

Фактически это означает отмену срока давности – да еще с обратной силой, хотя закон не менялся, ужасается Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Получается, еще вчера нельзя было привлечь за неуплату налога 10 лет назад, а сегодня – уже можно. По ст. 198 и ч. 1 ст. 199 срок давности – 2 года, он тоже восстанавливается по всем делам, где налог еще не уплачен, продолжает он, и, чтобы освободиться от уголовного преследования, надо будет самому заплатить налог, пеню в размере налога и штраф, на который налоговая и не рассчитывала по истечении давности по Налоговому кодексу, а также потому, что выездную проверку за тот период не проводила.

Источник: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/06/05/803495-verhovnii-sud

Юридическая сила постановлений Пленума Верховного суда

Полномочия Верховного суда РФ по разъяснению вопросов судебной практики

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ одним из полномочий Верховного суда РФ (далее — ВС РФ) является разъяснение вопросов судебной практики. Указанное полномочие также обозначено в ч. 4 ст. 19 закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Согласно данной норме разъяснения даются для единообразия в применении законодательных актов.

При этом как таковое изучение и обобщение практики, подготовка предложений по совершенствованию регулирования не являются исключительной прерогативой именно ВС РФ. Так, согласно абз. 4, 5 ст. 26 закона «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ указанное полномочие также осуществляют арбитражные суды округов. Пп. 4, 5 ст. 33.3 рассматриваемого закона относит эти вопросы и к ведению апелляционных судов, а пп. 5, 6 ст. 36 — к функциям судов субъектов РФ.

Отличительной особенностью деятельности ВС РФ является то, что результат обобщения им практики заключается в даче разъяснений о единообразном применении законов в РФ (п. 1 ч. 7 закона «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ, далее — закон № 3-ФКЗ).

П. 1 ч. 3 ст. 5 закона № 3-ФКЗ относит указанные вопросы к прерогативе Пленума ВС РФ. Поэтому важно определение юридической силы постановлений Пленума Верховного суда РФ (далее — ППл; под ППл в тексте статьи подразумеваются ППл ВС РФ, пока не обозначено иное), а также значение постановлений Пленума Верховного суда РФ для развития правового регулирования и практики судов.

Согласно ч. 1 ст. 5 закона № 3-ФКЗ Пленум включает руководство и судей ВС РФ.

Обязательность постановлений Пленума Верховного суда РФ: ключевые моменты

Однозначной позиции по вопросу об обязательности постановлений Пленума Верховного суда РФ в доктрине и практике не имеется. Противники обязательности ППл, как правило, ссылаются на непрецедентный характер российского права и положения ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи подчиняются исключительно законодательству РФ.

Вместе с тем в пользу обязательности ППл, помимо установленных действующим правовым регулированием полномочий ВС РФ давать разъяснения, свидетельствуют, в частности, следующие обстоятельства:

  • определением ВС РФ от 04.04.2003 № ГКПИ2003-371 было указано, что суды не могут проверять законность ППл относительно разъяснений практики;
  • формулировки о том, что ППл представляют собой правовое регулирование, встречаются в актах Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ), в частности в п. 44 постановления ЕСПЧ по делу «Бакланов против РФ» от 09.06.2005 (жалоба № 68443/01).

О юридической силе актов высшего органа конституционной юстиции читайте в наших материалах по ссылкам:

Порядок принятия постановлений Пленума

Порядок принятия постановлений Пленума Верховного суда РФ предполагает соблюдение следующих правил:

  • для того чтобы акты Пленума были приняты правомочно, необходимо, чтобы на заседании присутствовали не менее 2/3 судей ВС РФ (ч. 4 ст. 5 закона № 3-ФКЗ);
  • из числа присутствующих не менее ½ должны проголосовать за принятие ППл (ч. 5 ст. 5 закона № 3-ФКЗ);
  • ППл подписывают 2 должностных лица: председатель ВС РФ и секретарь Пленума (ч. 5 ст. 5 закона № 3-ФКЗ);
  • Пленум созывается как минимум раз в квартал (абз. 1 п. 3.1.1 Регламента ВС РФ, утв. ППл от 07.08. 2014 № 2, далее — Регламент);
  • участники Пленума должны быть заблаговременно извещены о вопросах, которые будут рассматриваться (абз. 1 п. 3.1.1 Регламента);
  • выносить вопросы на заседание Пленума управомочен председатель ВС РФ (абз. 2 п. 3.1.1 Регламента);
  • если поступили предложения и замечания, то для того, чтобы продолжить работу над проектом ППл, может быть создана редакционная комиссия (абз. 3 п. 3.1.1 Регламента);
  • согласно абз. 7 п. 3.1.1 Регламента секретарь Пленума как участвует в подготовке проектов ППл, так и работает в составе редкомиссии;
  • окончательная редакционная проверка текстов принятых ППл также осуществляется секретарем (абз. 7 п. 3.1.1 Регламента).

ВАЖНО! Официальными источниками опубликования ППл являются:

  1. Официальный сайт ВС РФ. С ППл можно ознакомиться по ссылке: Постановления Пленума.
  2. Бюллетень ВС РФ (абз. 7 п. 3.1.1 Регламента).

Гражданское процессуальное законодательство о постановлениях Пленума

Согласно ч. 1 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) вступившие в силу судебные акты пересматриваются:

  • по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • новым обстоятельствам.

Согласно ч. 2 ст. 392 ГПК РФ разница между пересмотром по вновь открывшимся и по новым обстоятельствам в том, что первая группа обстоятельств существовала на момент принятия обжалуемого акта, в то время как вторая группа возникла уже впоследствии и существенна для рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ пересмотр дела по новым обстоятельствам возможен, в частности, при определении (изменении) практики применения нормы в ППл. Помимо ППл, о возможности пересмотра по новым обстоятельствам свидетельствуют следующие акты ВС РФ:

  • определение или изменение практики применения норм права, данное в постановлении Президиума ВС РФ по данному делу;
  • разъяснение Президиума ВС РФ, но данное уже при надзорном рассмотрении иного дела.
Читайте так же:  Восстановление пропущенного срока для отмены судебного приказа

ВАЖНО! Согласно п. 7 ст. 395 ГПК РФ день опубликования ППл является днем начала исчисления срока для подачи заявления о пересмотре дела ПНО.

При этом если судами не учтены ППл, то указанное является основанием для направления дела на новое рассмотрение (определение ВС РФ от 19.12.2017 № 80-КГ17-13).

О проекте изменений процессуального законодательства по вопросу о пересмотре судебных актов читайте в нашей статье по ссылке: «Меняются правила пересмотра дел по новым обстоятельствам в ГПК и КАС РФ (законопроект)».

Арбитражное процессуальное законодательство о постановлениях Пленума

П. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) содержит аналогичное ГПК РФ правило о том, что ППл являются основаниями для пересмотра дела ПНО. Вместе с тем в п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ сделано существенное уточнение: пересмотр возможен, если в акте ВС РФ прямо указано об этом.

Важно! Определения судебных коллегий ВС РФ, в отличие от ППл, не являются основаниями для пересмотра ПНО (постановление АС ЗСО от 05.06.2018 № Ф04-5335/2016 по делу № А46-111/2016).

Положения АПК РФ подчеркивают роль актов высшей судебной инстанции в принятии решений судами. Так, согласно абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ мотивировочная часть судебных решений может содержать ссылки на ППл, причем как ВС РФ, так и Высшего арбитражного суда РФ (далее — ВАС РФ), которые сохранили силу. Аналогичное правило применяется к ссылкам на акты Президиумов ВС и ВАС.

Важно! Согласно п. 11 ППл ВАС РФ «О применении положений АПК РФ при пересмотре…» от 30.06.2011 № 52 (далее — ППл № 52), если ППл не содержит оговорки об обратной силе, то оно не является основанием для пересмотра дела ПНО. Вместе с тем в силу абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ суды применяют такие ППл и ссылаются на них после их опубликования.

В п. 11 ППл № 52 также указывается, что ППл, принятые до данного ППл и содержащие фразы об обязательности данного ими толкования норм и его применении к разрешению аналогичных дел, могут стать основаниями для пересмотра дел ПНО согласно п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.

Значение постановлений Пленума для гражданского права

Среди разъяснений о применении гражданского права можно выделить, например, следующие:

  • ППл даны разъяснения об оспаривании сделок (ППл Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»;
  • Относительно ст. 24 ГК РФ об обращении взыскания на имущество должника ППл разъяснило, что соответствующие правила применяются без разграничения имущества гражданина как физлица или частного предпринимателя (п. 55 ППл ВС РФ «О применении судами законодательства…» от 17.11.2015 № 50).
  • В отношении положений ГК РФ относительно исчисления сроков исковой давности ППл разъяснено, в частности, что при предъявлении иска ликвидационной комиссией от имени компании к контрагентам, имеющим перед компанией задолженность, давность исчисляется с момента, когда о нарушении стало известно компании, а не комиссии (п. 3 ППл ВС РФ«О некоторых вопросах…» от 29.09.2015 № 43).

Подробнее о ППл по отдельным аспектам гражданско-правового регулирования читайте в наших статьях по ссылкам:

Значение постановлений Пленума для административного права

Применительно к административному праву отметим, в частности, следующие ППл и закрепленные в них правовые позиции:

  • Относительно применения такого вида наказания, как конфискация, ППл ВАС РФ было разъяснено, что данная мера ответственности не может применяться, если при рассмотрении дела установлено что собственником соответствующего имущества привлекаемое к ответственности лицо не является (п. 15.2 ППл ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 02.06.2004 № 10).
  • ВС РФ разъясняет вопросы разграничения ряда составов административных правонарушений от смежных преступлений. Так, отмечается, что возникновение пожара свидетельствует о составе преступления, в то время как ненаступление такого последствия позволяет ограничиться применением ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее —КоАП РФ) о неосторожном обращении с огнем в лесах (ППл «О применении судами законодательства об ответственности…» от 18.10.2012 № 21).
  • Относительно применения гл. 12 КоАП РФ об ответственности в области дорожного движения в ППл разъяснено, что водитель — это лицо, управляющее транспортом, независимо от наличия прав на эти действия, в том числе водителем признается обучающийся вождению гражданин (п. 1 ППл «О некоторых вопросах, возникающих у судов…» от 24.10.2006 № 18).

О ППл по вопросам административного судопроизводства читайте в нашем материале «Пленум ВС РФ принял постановление о мерах процессуального принуждения по КАС РФ».

Значение постановлений Пленума для других отраслей права

ППл разъясняют применение различных отраслей законодательства, например:

  • Об электронном документообороте в судах — ППл «О некоторых вопросах применения законодательства…» от 26.12.2017 № 57. Помимо прочего, разъяснено, что смысл уголовно-процессуального законодательства предполагает возможность подачи в электронном виде документов, связанных с исполнением актов судов (п. 3 данного ППл).
  • О занятости на микропредприятиях — ППл «О применении судами законодательства…» от 29.05.2018 № 15. В ППл, в частности, разъяснено, что сотрудники микропредприятий вправе обращаться за защитой непосредственно в суд без необходимости соблюдения каких-либо досудебных процедур (п. 11 рассматриваемого ППл).
  • О судах присяжных — ППл «О применении судами некоторых положений…» от 13.02.2018 № 5. ВС РФ уточняет, помимо прочего, что утверждение запасных списков кандидатов в присяжные высшим органом исполнительной власти региона не требуется (п. 5 рассматриваемого ППл).

О позициях, изложенных в ППл по отдельным отраслям права, читайте в наших статьях по ссылкам:

Обзор отдельных постановлений Пленума за 2019 год

В 2019 году был издан ряд Постановлений Пленума ВС РФ, посвященных, в частности, следующим вопросам:

  • от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации»;
  • от 25.06.2019 № 18 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
  • от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» ;
  • от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» .

Итак, в настоящей статье было приведено правовое обоснование относительно юридической силы ППл ВС РФ, а также действующих ППл ВАС РФ, приведены примеры, иллюстрирующие значение ППл для развития различных отраслей права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rusjurist.ru/sudebnaya_praktika/yuridicheskaya_sila_postanovlenij_plenuma_verhovnogo_suda/

Отмена постановлений пленума верховного суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here