Оспаривание постановления пленума верховного суда

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: оспаривание постановления пленума верховного суда. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Оспаривание нормативных актов и их разъяснений: новое постановление Пленума Верховного суда

ВС РФ рассказал, кто и как может оспаривать нормативные акты и их разъяснения, обладающие нормативными свойствами. Также он указал, кто должен возместить судебные расходы по таким делам и обязательно ли иск о признании акта недействительным должен подписывать дипломированный юрист.

Пленум ВС РФ утвердил постановление от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее — постановление № 50). Он предусмотрел признаки таких актов, а также ответил, с какой даты они признаются недействительными, кто может обратиться за их оспариванием, что должно быть указано в заявлении о признании акта недействительным, как взыскивать судебные расходы по таким делам и т.д.

Нормативные правовые акты

Верховный суд в постановлении № 50 перечислил признаки нормативного правового акта:

издание органами государственной власти, местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Для признания акта нормативным суд должен проанализировать его содержание. Акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, когда он издается для установления правового режима конкретного объекта публичного права. Например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ, двух и более субъектов РФ.

Еще иногда о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные им типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. Поэтому если в самом оспариваемом акте отсутствуют положения нормативного характера, это не значит, что их нет в приложениях к нему.

Нормативный правовой акт или его часть признаются недействующими со дня его принятия или иной указанной судом даты. Например, с того времени, когда он стал противоречить нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Если акт был принят ранее нормативного правового акта с большей силой, суд может признать его не действующим со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Акты с разъяснениями, обладающими нормативными свойствами

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, ВС РФ назвал следующие:

издание их органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами;

наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

По общему правилу акты, обладающие нормативными свойствами, содержащие разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. Но с учетом обстоятельств конкретного дела суд вправе признать такой акт не действующим с иной даты. Например, в случае, когда после принятия акта, обладающего нормативными свойствами, разъясняемые им нормативные положения изменились, в результате чего оспоренный акт перестал соответствовать разъясняемым положениям со дня вступления в силу изменений.

Принятие заявления к производству

При оспаривании нормативного акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в заявлении нужно указать, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или на то, что существует реальная угроза их нарушения. Если это не указано, то суд должен оставить заявление без движения. А если из заявления явно следует, что истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, либо акт не может нарушать или иным образом затрагивать его права, свободы, законные интересы, то суд откажет в принятии заявления к производству. Например, если гражданин оспаривает нормативный правовой акт законодательного органа субъекта РФ, определяющий ставку налога на имущество организаций.

Проверка опубликования

Если обязательное опубликование нормативного правового акта предусмотрено в одном или нескольких средствах массовой информации и на официальном интернет-портале правовой информации, то официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из этих мест опубликования.

В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания нормативный акт могут опубликовать в другом издании либо обнародовать, например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования. В такой ситуации нужно проверить, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не считается нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Если нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования тоже не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Толкование

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, суд должен выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, то акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Читайте так же:  Судебные приказы направленные взыскателю

В то же время нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.

Диплом юриста

В КАС РФ не указано, что административное исковое заявление об оспаривании правового акта может подписать только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Это означает, что подписать и подать такое заявление может не юрист. Но представлять интересы в суде придется лицу с дипломом, подтверждающим наличие высшего юридического образования.

Судебные расходы

В КАС РФ и АПК РФ не установлено каких-либо особенностей по поводу возмещения судебных расходов при оспаривании нормативных актов и их разъяснений. Поэтому ВС РФ указал, что применяются правила, предусмотренные главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ (о судебных расходах).

Если нормативный правовой акт принял представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ, а подписало его высшее должностное лицо этого субъекта РФ, то после признания его недействующим судебные расходы, в том числе расходы по уплате госпошлины, должен возместить представительный орган, который является административным ответчиком по данному делу. Такое же правило распространяется на ситуацию, когда акт принят представительным органом муниципального образования и подписан главой муниципального образования. Судебные расходы будет возмещать представительный орган.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/392538/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 февраля 2009 года №2

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

(В редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 г. №3)

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

2. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;

органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

3. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).

Читайте так же:  Оформление загранпаспорта без прописки

К должностным лицам, в частности, относятся:

лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);

должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов);

должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда (статья 359 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ), государственные инспекторы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации (статья 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Источник: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=26412

Шесть постановлений Пленума Верховного суда, важных для бизнеса

После упразднения Высшего арбитражного суда объединенный Верховный суд РФ продолжил разрабатывать разъяснения для судов о применении норм законодательства, в том числе касающихся предпринимательской деятельности. 2015 г. оказался богат на постановления Пленума ВС РФ, которые должны стать ориентиром для арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Мы выделили шесть из них, которые, на наш взгляд, будут иметь для предпринимателей наиболее весомое значение.

Гражданское право

Документ: постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Зачем приняли: постановление № 25 стало вспомогательным инструментом для судов в связи с поэтапным вступлением в силу поправок в ГК РФ в рамках реформы гражданского законодательства.

отметка в ЕГРП о возражении прежнего собственника недвижимости относительно регистрации права на объект носит лишь уведомительную функцию и не мешает регистрации права на имущество и принятию обеспечительных мер судом;

принцип достоверности данных ЕГРЮЛ: лицо, полагающееся на данные реестра, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных;

расчет упущенной выгоды, представленный истцом, обычно приблизительный и носит вероятностный характер, однако это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске;

если точный размер убытков установить невозможно, его определяет суд с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению;

к товариществам собственников жилья можно применять соответствующие нормы ЖК РФ, и после 1 сентября 2015 г. (даты, когда вступили в силу новые нормы ГК РФ о юридических лицах) такие нормы являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости;

если некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность, то в части осуществления такой деятельности на нее распространяются положения ГК РФ, регулирующие предпринимательскую деятельность;

если полномочия выступать от имени организации в соответствии с учредительным документом предоставлены нескольким лицам, то при отсутствии в ЕГРЮЛ специальных оговорок предполагается, что такие лица действуют раздельно и самостоятельно по всем вопросам компетенции соответствующего органа юридического лица.

Исковая давность

Документ: постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

Зачем приняли: вопросы применения норм об исковой давности разъяснялись пленумами ВС РФ и ВАС РФ совместно, но очень уж давно, в 2001 г. Первая часть ГК РФ с тех пор заметно изменилась, понадобилось обновить устаревшие разъяснения, что и сделал Пленум ВС РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

с заявлением о пропуске срока исковой давности может обратиться третье лицо, если в случае удовлетворения иска к ответчику последний сможет предъявить регрессное требование или требование о возмещении убытков к такому лицу;

заявление о пропуске исковой давности может быть сделано не только в ходе судебного разбирательства, но и в ходе подготовки к нему;

срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, к которому относятся обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, а также обращения в третейский суд;

срок исковой давности не течет, пока осуществляется судебная защита, даже если суд посчитал подлежащими применению при разрешении спора не те нормы права, на которые ссылался истец, если истец изменил способ защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования, увеличил исковые требования до принятия судом решения по существу (кроме случаев, когда увеличение произошло за счет задолженности за периоды, которые первоначально не заявлялись);

срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином — индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска;

срок исковой давности прерывается признанием долга, которое может быть выражено в признании должником претензии, изменении договора, из которого следует, что должник признает наличие долга, а также просьбе внести такое изменение, акте сверки взаимных расчетов (ответ на претензию без указания на признание долга сам по себе о признании долга не говорит).

Недвижимость

Документ: постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Читайте так же:  Очередь на границе кузница выезд из польши

Зачем приняли: после внесения поправок в законодательство, согласно которым налог на имущество организаций может исчисляться в субъектах РФ исходя из кадастровой стоимости, размер последней приобрел для собственников недвижимости особое значение. Как следствие, суды захлестнула волна дел об оспаривании кадастровой стоимости. Для того чтобы упорядочить стихийно складывающуюся судебную практику, понадобились разъяснения Верховного суда.

обязательный досудебный порядок урегулирования споров о результатах определения кадастровой стоимости для индивидуальных предпринимателей не обязателен;

досудебный порядок рассмотрения спора будет считаться соблюденным, если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости приняла решение об отказе в удовлетворении заявления или не рассмотрела представленное заявление в установленный законом срок (при наличии доказательств обращения в комиссию);

заявление (административное исковое заявление — с 1 сентября) об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости вправе подать лицо, владеющее недвижимостью на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности (в том числе бывший собственник, участники долевой собственности);

оспорить результаты определения кадастровой стоимости может арендатор государственной или муниципальной недвижимости, если размер аренды исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта;

дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с другими требованиями, например о пересмотре налоговых обязательств или арендных платежей;

дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу, даже если к моменту вынесения решения были утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.

Корпорации. Увольнение руководителя

Документ: постановление Пленума ВС РФ от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации».

Зачем приняли: постановление № 21 принято взамен уже устаревшего в связи с изменением законодательства и весьма лаконичного постановления Пленума ВС РФ от 20.11.2003 № 17. Содержащиеся в постановлении № 21 разъяснения касаются только наемных директоров, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица и не являющихся учредителями.

споры между руководителем компании или членом коллегиального органа управления рассматриваются в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции арбитражных судов (например, требования, заявленные в рамках дела о банкротстве);

если руководитель организации оспаривает решение органа управления, которым такой руководитель был досрочно отстранен от осуществления основанных на трудовом договоре полномочий, суд не вправе приостановить действие оспариваемого решения в качестве меры по обеспечению иска;

бывший руководитель компании несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, и возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами;

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность прекращения срочного или заключенного на неопределенный срок трудового договора с руководителем организации без специальных причин, однако поскольку такое увольнение не является мерой ответственности, оно не допускается без выплаты компенсации. В то же время невыплата компенсации не является достаточным основанием для восстановления руководителя на работе;

размер «золотого парашюта» определяется соглашением между работником и работодателем, а в случае возникновения спора или отсутствия соглашения — судом.

Исполнительное производство

Документ: постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Зачем приняли: постановление № 50 было принято взамен еще относительно свежего постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 27 «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве». Однако необходимость новых разъяснений возникла в связи со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ. Постановление № 50 содержит важные в связи с этим разъяснения относительно разграничения компетенции судов арбитражных и общей юрисдикции, а также разграничения дел, которые подлежат рассмотрению в порядке искового производства или же в порядке оспаривания ненормативных актов, действий и бездействия должностных лиц и органов власти.

если от разрешения требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов — исполнителей и иных должностных лиц ФССП РФ зависит определение гражданских прав и обязанностей, то такое требование рассматривается в порядке искового производства (в остальных случаях — в порядке, предусмотренном главами 22 и 24 КАС РФ и АПК РФ соответственно);

если судебный пристав — исполнитель не исполнил требования исполнительного документа в установленный законом срок, то это само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном незаконном бездействии;

если в рамках сводного исполнительного производства исполняются исполнительные документы, выданные как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) пристава рассматривает суд общей юрисдикции;

предоставление отсрочки или рассрочки исполнения одному из солидарных должников по исполнительному документу не предоставляет автоматически такого же права остальным должникам;

постановления налоговых органов, ФСС России и ПФР о взыскании налогов или страховых взносов за счет имущества должника сами по себе являются исполнительными документами и не требуют представления доказательств отсутствия у должника денежных средств;

судебный пристав — исполнитель вправе наложить арест на имущество, стоимость которого превышает размер задолженности по исполнительному документу, если должник не доказал, что у него имеется и другое имущество (однако это исключение, по общему же правилу арест должен быть соразмерен задолженности);

иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава — исполнителя, предъявляется к России, от имени которой выступает ФССП РФ; при этом неправильное определение истцом ответчика не может влечь за собой отказ в принятии иска, его возвращение, оставление без движения или отказ в иске только по этому основанию.

Банкротство граждан

Документ: постановление Пленума ВС РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».

Читайте так же:  Правила подачи апелляционной жалобы апк

История принятия: постановление № 45 планировалось принять до 1 октября 2015 г. — даты вступления в силу поправок в законодательство, предусматривающих возможность признания банкротами рядовых граждан. ВС РФ решил пойти на опережение и разъяснить порядок применения новых норм еще до того, как их начнут применять неправильно. Цель была почти достигнута — разъяснения приняли спустя две недели после вступления поправок в силу, 13 октября.

публикация уведомления о намерении лица обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом не является обязательной;

в отношении одного гражданина можно возбудить только одно дело о банкротстве, даже если у него есть и предпринимательские, и частные долги;

в состав требований к должнику, на основании которых решается вопрос о наличии признаков банкротства, не включаются суммы имущественных и финансовых санкций;

имущество гражданина, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, реализуется в порядке, предусмотренном для реализации имущества организаций;

если у суда возникнут сомнения в добросовестности гражданина, его не освободят от обязательств, не покрываемых за счет конкурсной массы;

суд может утвердить план реструктуризации долгов без одобрения должника лишь в одном случае — если установлено, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/300956/

Оспаривание постановления пленума верховного суда

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.03.05 N 5

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ
У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Читать 1. К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), введенный в действие с 1 июля 2002 г., который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации.
2. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Читать 3. При подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Читать 4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Читать 5. Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ). Читать 6. В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. 7. В соответствии с частью 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. 8. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ. 9. В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

10. Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

При этом необходимо учитывать, что частью 5 статьи 30.9 КоАП РФ должностным лицам, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать в вышестоящий суд решение суда по жалобе на это постановление наряду с лицами, перечисленными в статьях 25.1 — 25.5 КоАП РФ. Однако правом на обжалование в порядке надзора указанного решения должностное лицо, вынесшее постановление, не обладает (часть 1 статьи 30.12 КоАП РФ).
(абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13)

11. В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

Читайте так же:  Возмещение убытков зозпп

Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

(п. 13.1 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13)

Читать 14. Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Читать 15. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. 16. Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

17. Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника). Читать 18. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). 19. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 12)

Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (часть 2 статьи 3.12, часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (часть 3 статьи 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.

В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ).

Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

(п. 23.1 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mvf.klerk.ru/otvets/o014.htm

Оспаривание постановления пленума верховного суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here