Обжалование решения опеки в суде

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: обжалование решения опеки в суде. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Мадрок

Как оспорить отказ органа опеки и попечительства при продаже квартиры

  • Главная
  • /
  • Статьи и публикации
  • /
  • Оспаривание отказа органа опеки и попечительства при продаже квартиры

оспаривание отказа органа опеки при продаже квартиры

Как известно, обязательным условием для совершения сделки с недвижимым имуществом несовершеннолетнего является получение согласия органов опеки и попечительства. В связи с этим родители ребенка, на которого оформлена квартира или доля в ней, часто сталкиваются с ситуацией, когда органы опеки и попечительства дают отказ на совершение сделки по ее отчуждению. Это обусловлено тем, что несовершеннолетние относятся к социально незащищенной категории граждан, и задача органов опеки и попечительства состоит в контроле прав и интересов несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

На основании п. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащими детям имуществом направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних и не может рассматриваться как нарушающий статью 35 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и противоречащий статье 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 г. № 119-О).

На основании и вышеизложенного можно прийти к выводу, что квартиру, в которой одним из собственников является несовершеннолетний, продать не так просто. Для этого нужно, чтобы взамен этой квартиры или доли в ней ребенок вступил в права собственности другого жилого помещения. Это может быть доля в новой квартире или в уже имеющейся.

При принятии решения по поводу отчуждения недвижимого имущества несовершеннолетнего органы опеки и попечительства руководствуются такими критериями, как площадь приобретаемой недвижимости, какая доля будет приходиться на собственность несовершеннолетнего, сколько человек будет проживать в данном жилом помещении, жилищно-бытовые условия квартиры, возможность проживания в раздельных комнатах, место расположения данного недвижимого имущества, степень благоустроенности, близость к детским садам, школе и др. При этом, в любом случае условия проживания в новом жилом помещении у несовершеннолетнего не должны быть ухудшены.

Законодательно предъявляемых к новому жилью требований не установлено, что часто усложняет задачу в получении разрешения на совершение сделки, поскольку органы опеки и попечительства по-разному подходят к решению данного вопроса, как и к вопросу списка необходимых для получения разрешения документов.

Во избежание возникновения новых проблем переоформление права собственности на квартиру или доли в ней несовершеннолетнего путем ее продажи лучше производить одновременно с приобретением нового жилого помещения. А если Вы хотите заранее позаботиться о приобретении новой собственности для ребенка, прежде чем продавать уже имеющуюся, Вам нужно будет этот вопрос также согласовать с органом опеки и попечительства, в противном случае Вы не докажете, что приобретали новое жилье лишь для того, чтобы продать имеющееся. Разрешение на совершение сделки должно быть ясно выражено с указание на то, какую именно сделку и на каких условиях разрешается заключить.

Наиболее частыми причинами отказа являются уменьшение доли в праве собственности несовершеннолетнего, ухудшение его жилищных условий иным способом (плохое место расположения, ветхость жилья, дешевая стоимость приобретаемого объекта и пр.), сомнительность сделки (проблемы с документами, возможность признания сделки недействительной и пр.) и др.

Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда из содержания абзаца второго пункта 1 ст. 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями.

Если же ухудшения жилищных условий, иного ущемления имущественных прав ребенка после совершения сделки не произойдет и органы опеки и попечительства необоснованно и незаконно отказывают в выдаче разрешения на совершение сделки, Вы можете обратиться в суд и оспорить такое решение органов опеки и попечительства.

Так, часто возникают трудности, когда взамен имеющегося жилья приобретается квартира в строящемся доме по договору долевого участия в строительстве. На такие сделки органы опеки и попечительства как раз и не дают, как правило, разрешения, поскольку право собственности в квартире ребенок приобретает не одновременно с прекращением существующего у него права. Вместе с тем, существует судебная практика, по которой такие решения органов опеки и попечительства успешно оспариваются, опять таки если нет явных нарушений имущественных прав и законных интересов ребенка.

Кроме того, необходимо помнить, что в настоящий момент установлен новый порядок оспаривания решений органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ путем подачи административного искового заявления. По данной категории дел оно может быть подано либо месту нахождения административного ответчика, либо административного истца.

Читайте так же:  Интервью с председателем комиссии по делам несовершеннолетних

Суд при оспаривании решения органов опеки и попечительства будет исходить из конкретных обстоятельств дела, проверяя законность сделки и соответствие сделки интересам несовершеннолетнего. Если Ваши требования будут обоснованы, при правильном подходе к делу данный вопрос в суде может быть решен положительно.

Источник: http://madroc.ru/osporit_otkaz_organa_opeki_oop.php

Оспаривание решения опеки в суде

Здравствуйте уважаемые юристы! Пожалуйста, подскажите как написать заявление в суд об оспаривании решения органа опеки об отказе в опеке над несовершеннолетней или дайте ссылку на это заявление?.

Девочку на комиссию по опеке не пригласили даже, чтобы спросить с кем она хочет жить. Хотя когда мы ездили к ним со специалистом с опеки, ребенок на её вопросы с кем хочешь жить, неоднократно отвечала что со мной.

По указанию опеки с ребенком говорил психолог. В заключении психолога есть такие слова, цитирую-«Опекун требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Она старается навязать ребенку во всем свою волю, за проявления своеволия ребенка наказывают».

А в опеке видят в опекуне ангела какого-то.

Подскажите, как нам быть? Мы очень любим девочку и она нас. А в нынешней семье она страдает. Она там будто в тюрьме!

Источник: http://www.9111.ru/questions/13356147/

Раздел V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа опеки и попечительства, должностного лица органа опеки и попечительства (п.п. 70 — 96)

Раздел V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа опеки и попечительства, должностного лица органа опеки и попечительства

70. Заявитель вправе обжаловать решения и действия (бездействие) органа опеки и попечительства, уполномоченных должностных лиц органа опеки и попечительства в ходе предоставления ими государственной услуги в досудебном (внесудебном) порядке.

71. Действия (бездействие) должностных лиц органов опеки и попечительства и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке:

в орган опеки и попечительства (вышестоящему должностному лицу, руководителю органа опеки и попечительства);

в Департамент образования и науки Курганской области.

72. Личный прием заявителей осуществляется руководителем органа опеки и попечительства по адресам, указанным в приложении 1 к Административному регламенту.

Личный прием заявителей осуществляется директором Департамента образования и науки Курганской области, заместителями директора Департамента образования и науки Курганской области в соответствии с утвержденным графиком личного приема граждан в Департаменте образования и науки Курганской области. Личный прием осуществляется по предварительной записи по адресу: город Курган, улица Ленина, 35, кабинет 201, после предъявления гражданами документов, удостоверяющих личность, либо по телефону (3522) 46-14-41, с оповещением граждан о необходимости наличия документов, подтверждающих их личность, на личном приеме.

73. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) органа опеки и попечительства, должностных лиц органа опеки и попечительства при исполнении Административного регламента, в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной услуги;

3) требование предоставления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курганской области для предоставления государственной услуги;

4) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курганской области для предоставления государственной услуги;

5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курганской области;

6) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курганской области;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

74. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) органа опеки и попечительства и решений должностных лиц органа опеки и попечительства является поступление в уполномоченный орган жалобы заявителя.

75. В случае если рассмотрение жалобы не входит в компетенцию уполномоченного органа, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации уполномоченный орган направляет жалобу в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение жалобы, и в письменной форме информирует заявителя о переадресации жалобы.

76. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

77. Жалоба подается в уполномоченный орган в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в форме электронного документа.

78. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

79. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органом опеки и попечительства в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

80. Жалоба в письменной форме может быть представлена непосредственно в орган опеки и попечительства или в Департамент образования и науки Курганской области либо направлена по почте.

81. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

82. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством официального сайта органа опеки и попечительства или Департамента образования и науки Курганской области в сети Интернет.

При подаче жалобы в электронном виде документы, подтверждающие полномочия на осуществление действий от имени заявителя, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

83. Поданная жалоба должна содержать:

1) наименование органа опеки и попечительства, должностного лица органа опеки и попечительства, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа опеки и попечительства, его должностного лица;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа опеки и попечительства, его должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии в электронной или в письменной форме.

84. Жалоба, поступившая в орган опеки и попечительства, в Департамент образования и науки Курганской области, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

85. Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа опеки и попечительства, должностного лица органа опеки и попечительства в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Читайте так же:  Выгнать соседа из дома

86. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующий решений:

1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курганской области, а также в иных формах;

2) отказывает в удовлетворении.

Департамент образования и науки Курганской области принимает указанное решение в форме приказа.

87. При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений.

88. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

89. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

4) основания для принятия решения по жалобе;

5) принятое по жалобе решение;

6) в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

7) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

90. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

91. Уполномоченный орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

1) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

2) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

92. Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

93. Уполномоченный орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

1) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (в указанном случае заявителю сообщается о недопустимости злоупотребления правом);

2) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе (в указанном случае жалоба не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).

94. В случае если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо уполномоченного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в уполномоченный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

95. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

96. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

>
Перечень органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, осуществляющих переданные.
Содержание
Приказ Департамента образования и науки Курганской области от 31 мая 2016 г. N 886 «Об утверждении Административного.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/48350464/c74d6d7c95e27021146be056ebac8f37/

Обжалование решения опеки в суде

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2014 г. по делу N 33-11478/2014 (ключевые темы: отчуждение недвижимого имущества — несовершеннолетние — выдача разрешения — опека и попечительство — продажа квартир)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2014 г. по делу N 33-11478/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Янсона А.С.,

судей Калимуллина Р.Я., Сазоновой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи

Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Энаятуллах С.В., Энаятуллах Р.П. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 19 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления Энаятуллах С.В., Энаятуллах Р.П. о признании незаконным отказа отдела по опеке и попечительству в выдаче разрешения на отчуждение недвижимого имущества.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

Судом принято решение об отказе в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Энаятуллах С.В., Энаятуллах Р.П. просят решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что в квартире «адрес» несовершеннолетние Энаятуллах Н.С. и Энаятуллах А.С. никогда не были зарегистрированы и не проживали. Намерений проживать в указанной квартире не имеют, проживают в Казани и местом их постоянного жительства и регистрации является жилое помещение по адресу: «адрес» , принадлежащая родственникам.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Читайте так же:  Шаблон согласия на обработку персональных данных

В соответствии с частью 3 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного ( статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Из материалов дела следует, что Энаятуллах С.В., Энаятуллах Р.П. и их несовершеннолетние дети Энаятуллах Н.С. и Энаятуллах А.С. являются собственниками трёхкомнатной квартиры площадью 77,5 кв.м., расположенной по адресу: «адрес» , в равных долях — по 1/4 доли в праве.

Энаятуллах Р.П. (1/11 доля), несовершеннолетние Энаятуллах Н.С. (5/11 доли) и Энаятуллах А.С. (5/11 доли) также являются собственниками квартиры, площадью 43,7 кв.м., расположенной по адресу: «адрес» .

Извещением муниципального казённого учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 25 мая 2014 года в выдаче разрешения на продажу квартиры, расположенной в городе «адрес» , заявителям отказано по причине возможности ущемления жилищных прав несовершеннолетних детей.

Отказывая в удовлетворения заявления, суд исходил из характера тех изменений, которые могут произойти в отношении жилищных и имущественных прав несовершеннолетних детей в случае продажи их долей в одной квартире и приобретения долей в другой. При этом суд указал, что несовершеннолетние обладают правом на долю в расположенной в городе Чебоксары трёхкомнатной квартире, тогда как квартира в посёлке городского типа Камские Поляны состоит из двух комнат, обладает меньшей площадью, что нарушит жилищные права несовершеннолетних. Увеличение доли в праве собственности на жилое помещение не компенсирует уменьшения количества комнат, общей площади жилья и изменения социальных условий жизни детей, что, по мнению суда первой инстанции, неминуемо произойдет при изменении места жительства с города — столицы субъекта Российской Федерации на посёлок городского типа.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Родители вправе и обязаны действовать в интересах несовершеннолетних детей в качестве законных представителей. При этом должны быть установлены эффективные механизмы обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, недопущения их дискриминации, создания условия для восстановления нарушенных прав ребенка.

В случае абзаца 2 пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 , 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 13-П от 08 июня 2010 года специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского и семейного законодательства ( статьи 28 , 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации) в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Между тем, из содержания абзаца 2 пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 , 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями. В соответствии с общими принципами прав и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения органов опеки и попечительства в случае их обжалования в судебном порядке подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

С учетом требований закона органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, должны устанавливать, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры. Главным критерием является то, чтобы условия сделки не нарушали имущественные права и не ущемляли законные интересы несовершеннолетнего.

Как следует из заявления, намерение заявителей продать расположенную в городе Чебоксары квартиру обусловлено их желанием переехать на постоянное место жительство на родину Энаятуллах Р.П. Принимая во внимание, что несовершеннолетние дети заявителей зарегистрированы и проживают с родителями в городе Казани, вывод суда первой инстанции об ухудшении условий проживания несовершеннолетних в результате продажи квартиры в городе Чебоксары не соответствует обстоятельствам дела.

С учётом приобретения в собственность несовершеннолетних долей в праве собственности на квартиру по адресу: «адрес» , оснований для вывода о нарушении их имущественных прав как собственников жилого помещения также не имеется.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 328 , 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 19 июня 2014 года отменить и принять по делу новое решение.

Заявление Энаятуллах ФИО12 , Энаятуллах ФИО13 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на отчуждение недвижимого имущества удовлетворить.

Признать незаконным отказ отдела по опеке и попечительству муниципального казённого учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в выдаче разрешения на отчуждение недвижимого имущества в виде жилого помещения, расположенного по адресу: «адрес» .

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/126476798/

Оформление опеки над недееспособным отцом

Необходимо разделить изложенные обстоятельства по отраслям права.

Начнем с опекунства.

Согласно п. 1 ст. 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

Согласно п. 4 ст. 31 ГК РФ к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты РФ.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 34 ГК РФ вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются ГК РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Читайте так же:  Уголовное исковое заявление образец

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

Согласно п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного. Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Согласно п. 1 ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве).

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона«Об опеке и попечительстве» опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.

Итак, опекунство (попечительство) устанавливается органом опеки и попечительства при наличии решения суда об ограничении дееспособности гражданина или признании его недееспособным. Назначение опекуна может быть оспорено в суде. Законом предусмотрено и временное опекунство.

Закон не обязывает орган опеки разыскивать родственников. Однако сами родственники, будучи осведомленными о состоянии своих близких, могли бы сами подать заявление в орган опеки и попечительства.

Что касается прав собственности, то опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, однако, если имущество приобретено на средства опекуна и подопечного, то такое имущество поступает в их общую собственность.

Относительно «гражданской жены». В российском законодательстве такого понятия нет. Согласно п. 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Ключевое слово здесь – «супруги», т.е. лица, зарегистрировавшие свои правоотношения (брак) в государственном органе (п. 2 ст. 1 СК РФ).

Если вы намерены позаботиться о своем отце, то необходимо оспорить в суде опекунство, доказывая недобросовестное поведение опекуна всеми возможными способами (свидетели, видеозапись и т.д.). Ответчик – орган опеки и попечительства, заинтересованное лицо – отец, прокурор. С помощью полиции постарайтесь войти в квартиру, поскольку никто не вправе препятствовать свиданию отца и сына (не забудьте свое свидетельство о рождении). Запаситесь актом обследования жилищных условий по своему месту жительства с выводом органа опеки о возможности проживания отца в вашей семье в другом городе, справкой о своих доходах, о своем здоровье (отсутствие заболеваний, препятствующих опекунству).

Вам следует обеспечить себя поддержкой грамотного адвоката.

Источник: http://pravo.rg.ru/rubrics/question/2831/

Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает. Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу. Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица». Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском. Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно. Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

Читайте так же:  Снижение судебных расходов гпк

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд. Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей). И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст. 46 ГПК РФ (как орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.), то орган опеки и попечительства, в силу ст. 78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

Форма заключения по иску (заявлению)

Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд. Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление. Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен. Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ). У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия. Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу. Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три. Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу. Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zharov.info/zashhita-prav-detej/uchastie-predstavitelej-organa-opeki-i-popechitelstva-v-sudebnyx-zasedaniyax-po-grazhdanskim-delam

Обжалование решения опеки в суде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here