Методические рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: методические рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Методические рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних

8(495)912-63-37
[email protected]

Методические рекомендации по проведению классного часа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Высокая ответственность»

Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  • снижение рисков возникновения безнадзорности и беспризорности;
  • повышение информированности участников образовательного процесса об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
  • развитие правовой осознанности у участников образовательного процесса.

Время проведения: 30–40 минут.

Возраст обучающихся: 15–18 лет.

Ход классного часа:

Педагог: Добрый день! Наше мероприятие мне бы хотелось начать словами Л. Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим действиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».

В современном мире нас всех окружает множество соблазнов, поэтому вы всегда должны уметь выбрать правильный путь! Подросток может свернуть на преступную стезю по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания, условий и т. д. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.

Сегодняшний классный час – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем разобраться, где именно в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несём ответственность.

Притча

Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.

Одновременно с людьми появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?

– Жители стали жить по законам.

– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

– Есть ли у нас в городе закон?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?

Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.

Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие (таблички с правами поместить на доске).

Права и свободы человека

Каждый имеет право на жизнь.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на охрану здоровья.

Каждый имеет право на образование.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение основного общего образования.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование.

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за нарушения Устава школы, совершение общественно опасных действий (драка), прогул уроков, нецензурные выражения, нахождение на улице без родителей после 22:00, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, ложь без причины, выяснение отношений с помощью силы, порчу школьного имущества и многое другое. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения – не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие «нарушение». Вам даны три понятия: «проступок», «правонарушение», «преступление».

Этим понятиям нужно найти определения.

Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Примерная ситуация:

Семиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия семиклассников: как проступок, правонарушение или преступление? (Это преступление.)

Итог

У всех людей на земле есть понимание, что такое добро и зло, и никакая полиция не заставит человека быть добрым. Они смогут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым они не в силах. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – не человек.

Читайте так же:  Кто обязан установить уровень защищенности персональных данных

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: «Злой плачет от зависти, добрый – от радости».

Ребята, мне бы очень хотелось верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

Источник: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/klassnyj-chas-po-profilaktike-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnikh-vysokaya-otvetstvennost.html

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования растет число несовершеннолетних, которые совершают различные правонарушения. В Калининском районе в этом плане на 1 месте распитие алкоголя, на 2 месте мелкое хищие, 3 — антиобщественное поведение.

Для защиты и поддержки таких несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем особенно актуальным становится работа по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Именно педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуации, в которой оказалась семья. Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики является работа, направленная на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска возникновения девиантного и делинквентного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) к субъектам системы профилактики относятся:

— комиссии по делам несовершеннолетних;

— органы управления социальной защитой населения;

— органы управления образованием;

— органы опеки и попечительства;

— органы по делам молодежи;

— органы управления здравоохранением;

— органы службы занятости;

— органы внутренних дел.

В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1) работа педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних следующим образом:

1. Выявление несовершеннолетних.

1.1. Сбор информации, сведений из источников, указанных ниже, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).

Способы получения социальным педагогом информации:

  • ведение журнала пропусков уроков без уважительной причины;
  • составление социального паспорта школы;
  • собеседование с классными руководителями;
  • из сообщений должностных лиц органов и учреждений;
  • в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики;
  • из сообщений родителей и детей;
  • из заявлений родственников, соседей;
  • из сообщений граждан.

1.2. Сбор и систематизация информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме. В связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов, а также дополнительная диагностика.

Сбор информации и документов включает:

  • обследование жилищно-бытовых условий;
  • беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение:
  • обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики;
  • справок о регистрации по месту жительства;
  • копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения;
  • медицинских справок и иных документов.

Дополнительная диагностика может включать:

  • характеристику взаимоотношений в семье;
  • характер взаимоотношений в семье;
  • позицию ребенка в семье;
  • выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние;
  • контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива;
  • характеристику социального неблагополучия семьи и др.

Примеры информационных карт и матриц, в которые заносятся результаты обследований, проводимых педагогом и разносторонне характеризующих социальную среду в целом, подробно описаны Семеновым Г.С. (2, с. 30-44, 60-63). Диагностические методики, используемые при обследовании несовершеннолетних и их семей, описаны Шакуровой М.В. (5, с.158-181)

1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1), заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации педагога достаточно широко представлены в литературе (2 с.21-44), (3 с. 221-241, 252-254), (5, с. 250-263).

2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

— социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

— социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)

— защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

— организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

— оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)

Согласно действующей инструкции (1), в соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:

  • УМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
  • органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке;
  • органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
  • органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
  • КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Читайте так же:  Штраф за несвоевременную прописку новорожденного

Формы сообщений приведены в инструкции (1);

проводит совместные рейды с ОДН, принимает участие в мероприятиях УМВД, организует систематические сверки учетов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.

Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы:

  • до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Выполняя свои функции: (профилактическую, защитно-охранную и организационную) социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

Работа педагога по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы

Список использованных источников и литературы:

  1. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Комитета по вопросам законности, правопорядка и безнадзорности при Правительстве СПб. Утверждена на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве СПб 30.05.2006
  2. Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
  3. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
  4. ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/10/11/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-ou-po

Методические рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних

8(495)912-63-37
[email protected]

Методические рекомендации по проведению классного часа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Высокая ответственность»

Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  • снижение рисков возникновения безнадзорности и беспризорности;
  • повышение информированности участников образовательного процесса об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
  • развитие правовой осознанности у участников образовательного процесса.

Время проведения: 30–40 минут.

Возраст обучающихся: 15–18 лет.

Ход классного часа:

Педагог: Добрый день! Наше мероприятие мне бы хотелось начать словами Л. Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим действиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».

В современном мире нас всех окружает множество соблазнов, поэтому вы всегда должны уметь выбрать правильный путь! Подросток может свернуть на преступную стезю по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания, условий и т. д. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.

Сегодняшний классный час – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем разобраться, где именно в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несём ответственность.

Притча

Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.

Одновременно с людьми появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?

– Жители стали жить по законам.

– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

– Есть ли у нас в городе закон?

Читайте так же:  Элементы искового заявления

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?

Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.

Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие (таблички с правами поместить на доске).

Права и свободы человека

Каждый имеет право на жизнь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на охрану здоровья.

Каждый имеет право на образование.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение основного общего образования.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование.

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за нарушения Устава школы, совершение общественно опасных действий (драка), прогул уроков, нецензурные выражения, нахождение на улице без родителей после 22:00, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, ложь без причины, выяснение отношений с помощью силы, порчу школьного имущества и многое другое. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения – не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие «нарушение». Вам даны три понятия: «проступок», «правонарушение», «преступление».

Этим понятиям нужно найти определения.

Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Примерная ситуация:

Семиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия семиклассников: как проступок, правонарушение или преступление? (Это преступление.)

Итог

У всех людей на земле есть понимание, что такое добро и зло, и никакая полиция не заставит человека быть добрым. Они смогут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым они не в силах. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – не человек.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: «Злой плачет от зависти, добрый – от радости».


Ребята, мне бы очень хотелось верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.


Источник: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/klassnyj-chas-po-profilaktike-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnikh-vysokaya-otvetstvennost.html

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования растет число несовершеннолетних, которые совершают различные правонарушения. В Калининском районе в этом плане на 1 месте распитие алкоголя, на 2 месте мелкое хищие, 3 — антиобщественное поведение.

Для защиты и поддержки таких несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем особенно актуальным становится работа по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Именно педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуации, в которой оказалась семья. Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики является работа, направленная на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска возникновения девиантного и делинквентного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) к субъектам системы профилактики относятся:

— комиссии по делам несовершеннолетних;

— органы управления социальной защитой населения;

— органы управления образованием;

— органы опеки и попечительства;

— органы по делам молодежи;

— органы управления здравоохранением;

— органы службы занятости;

— органы внутренних дел.

В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (4) и согласно «Инструкции по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1) работа педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних следующим образом:

1. Выявление несовершеннолетних.

1.1. Сбор информации, сведений из источников, указанных ниже, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).

Способы получения социальным педагогом информации:

  • ведение журнала пропусков уроков без уважительной причины;
  • составление социального паспорта школы;
  • собеседование с классными руководителями;
  • из сообщений должностных лиц органов и учреждений;
  • в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики;
  • из сообщений родителей и детей;
  • из заявлений родственников, соседей;
  • из сообщений граждан.
Читайте так же:  Ветеран труда госпошлина в суд

1.2. Сбор и систематизация информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме. В связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов, а также дополнительная диагностика.

Сбор информации и документов включает:

  • обследование жилищно-бытовых условий;
  • беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение:
  • обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики;
  • справок о регистрации по месту жительства;
  • копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения;
  • медицинских справок и иных документов.

Дополнительная диагностика может включать:

  • характеристику взаимоотношений в семье;
  • характер взаимоотношений в семье;
  • позицию ребенка в семье;
  • выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние;
  • контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива;
  • характеристику социального неблагополучия семьи и др.

Примеры информационных карт и матриц, в которые заносятся результаты обследований, проводимых педагогом и разносторонне характеризующих социальную среду в целом, подробно описаны Семеновым Г.С. (2, с. 30-44, 60-63). Диагностические методики, используемые при обследовании несовершеннолетних и их семей, описаны Шакуровой М.В. (5, с.158-181)

1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий ИПР

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1), заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации педагога достаточно широко представлены в литературе (2 с.21-44), (3 с. 221-241, 252-254), (5, с. 250-263).

2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

— социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

— социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)

— защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

— организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

— оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)

Согласно действующей инструкции (1), в соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:

  • УМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
  • органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке;
  • органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
  • органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
  • КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Формы сообщений приведены в инструкции (1);

проводит совместные рейды с ОДН, принимает участие в мероприятиях УМВД, организует систематические сверки учетов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.

Согласно инструкции (1) установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы:

  • до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Выполняя свои функции: (профилактическую, защитно-охранную и организационную) социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

Работа педагога по раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы

Список использованных источников и литературы:

  1. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Комитета по вопросам законности, правопорядка и безнадзорности при Правительстве СПб. Утверждена на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве СПб 30.05.2006
  2. Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
  3. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
  4. ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/10/11/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-ou-po

Методические рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних

8(495)912-63-37
[email protected]

Методические рекомендации по проведению классного часа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Высокая ответственность»

Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  • снижение рисков возникновения безнадзорности и беспризорности;
  • повышение информированности участников образовательного процесса об основах системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
  • развитие правовой осознанности у участников образовательного процесса.

Время проведения: 30–40 минут.

Читайте так же:  Производство в суде надзорной инстанции упк

Возраст обучающихся: 15–18 лет.

Ход классного часа:

Педагог: Добрый день! Наше мероприятие мне бы хотелось начать словами Л. Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим действиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».

В современном мире нас всех окружает множество соблазнов, поэтому вы всегда должны уметь выбрать правильный путь! Подросток может свернуть на преступную стезю по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания, условий и т. д. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.

Сегодняшний классный час – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем разобраться, где именно в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несём ответственность.

Притча

Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.

Одновременно с людьми появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?

– Жители стали жить по законам.

– Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

– Есть ли у нас в городе закон?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?

Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.

Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие (таблички с правами поместить на доске).

Права и свободы человека

Каждый имеет право на жизнь.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на охрану здоровья.

Каждый имеет право на образование.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение основного общего образования.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование.

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Ответственность за совершение правонарушений, в том числе за нарушения Устава школы, совершение общественно опасных действий (драка), прогул уроков, нецензурные выражения, нахождение на улице без родителей после 22:00, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, ложь без причины, выяснение отношений с помощью силы, порчу школьного имущества и многое другое. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения – не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие «нарушение». Вам даны три понятия: «проступок», «правонарушение», «преступление».

Этим понятиям нужно найти определения.

Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Примерная ситуация:

Семиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия семиклассников: как проступок, правонарушение или преступление? (Это преступление.)

Итог

У всех людей на земле есть понимание, что такое добро и зло, и никакая полиция не заставит человека быть добрым. Они смогут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым они не в силах. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – не человек.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: «Злой плачет от зависти, добрый – от радости».

Ребята, мне бы очень хотелось верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/klassnyj-chas-po-profilaktike-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnikh-vysokaya-otvetstvennost.html

Методические рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here