Конституционные основы права собственности на землю

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: конституционные основы права собственности на землю. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Конституционные основы земельного права России

Источники земельного права — это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ — Конституция — содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

  1. ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
  2. ст. 36 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
  3. ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
  4. ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
  5. ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

  1. о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
  2. об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

Источник: http://be5.biz/pravo/z011/12.html

Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009)

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 7. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 8. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 9. Конституционные основы земельного права
  • 10. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права
  • 11. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
  • 12. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ
  • 13. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 14. Формы права земельной собственности и ее субъекты

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Конституционные основы земельного права

Среди всех законов есть основой закон – Конституция РФ.

Конституционные основы являются отправными для земельного права.

Земельные нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям.

К ней относятся статьи Конституции РФ:

а) от. 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

б) ст. 36 – о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

в) ст. 42 – право каждого на благоприятную окружающую среду;

г) ст. 58 – об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

д) ст. 72 —об отнесении к совместному ведению РФ и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности;

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений.

К ней относятся:

а) ст. 2, 17 и 18 – 0 человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов;

б) ст. 1, 7 – о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;

в) ст. 8 – о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

г) ст. 19 – О равенстве всех перед законом и судом;

д) ст. 25, 40 —о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

е) ст. 57 – об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Конституция предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов местного самоуправления.

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу других высших нормативных актов – законов – и обладает прямым действием на всей территории РФ. Это значит, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституционное положение важно для всех источников права, прежде всего для законов, но еще важнее для подзаконных актов.

Читайте так же:  Мировое соглашение доклад

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 7. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 8. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 9. Конституционные основы земельного права
  • 10. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права
  • 11. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
  • 12. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ
  • 13. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 14. Формы права земельной собственности и ее субъекты

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Источник: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%90_%D0%98_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0/9

Конституционные основы права собственности на землю *

Саурин Александр Анатольевич, заместитель губернатора Краснодарского края, кандидат юридических наук.

Статья посвящена исследованию проблем конституционного регулирования одного из фундаментальных прав — права собственности на землю. В работе выявляются проблемы и противоречия, связанные с закреплением этого института в Конституции Российской Федерации в сопоставлении с конституциями зарубежных стран и особенностями международно-правового регулирования данного института.

Ключевые слова: право собственности, конституционные объекты собственности, ограничения фундаментальных прав, право собственности на землю.

The article deals with the problems of the constitutional regulation of one of the most fundamental rights — the land property right. This paper identifies the problems and contradictions in the enforcement of that institution in the Constitution of the Russian Federation in relation to the constitutions of the foreign countries and, in particular, to the international legal regulation of the institution.

Key words: property rights, constitutional property objects, fundamental rights restrictions, land property right.

Наиболее важные объекты собственности особо указаны в Конституции Российской Федерации — это, во-первых, земля и, во-вторых, природные ресурсы. Очевидно, что как первый объект, так и второй возникли вне зависимости от воли или воздействия человека, поэтому в доктрине до сих пор периодически поднимается весьма дискуссионный вопрос: а должно ли государство признавать возможность принадлежности этих объектов частным лицам? Особенно учитывая тот факт, что количество (качество) и экономическая полезность этих объектов носят ограниченный характер, большинство природных ресурсов невозобновляемы (исчерпаемы).

Многие исследователи справедливо указывают на тот факт, что нормы ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, сформулированы нечетко, расплывчато и весьма декларативно . И действительно, используются кем? О каких народах идет речь? Есть ли разница в этом случае применительно к использованию природных ресурсов между субъектами Российской Федерации, образованными по национальному и по территориальному критериям (несмотря на формально провозглашенный в ст. 5 Конституции Российской Федерации принцип равенства субъектов Российской Федерации в отношениях с Российской Федерации и между собой)? Как определить, какие именно народы проживают на территории, содержащей природные ресурсы? Можно ли считать одного или нескольких представителей частью (представителем) такого народа, имеющего право на доступ к природным ресурсам? Ни на один этот вопрос Конституция Российской Федерации не дает ответа, более того, к сожалению, норма порождает противоречия, связанные непосредственно с правом собственности на данные объекты.

См.: Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1996. С. 26.

Правовые позиции Конституционного Суда, направленные на толкование, уточнение данных норм, также, к сожалению, не разъясняют эту ситуацию. Конституционный Суд указал, что «конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей» . То есть Конституционный Суд сводит конституционную формулировку к требованиям, к определению обязанностей субъектов в отношении земли и природных ресурсов, но оставляет открытым вопрос о правах.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 18. Ст. 1833.

Федеративный договор. Документы. Комментарий. М., 1994.

При этом согласно абзацу 3 ч. 1 заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — действуют положения Конституции Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728.

Читайте так же:  Внесение изменений в исковое заявление

См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007; Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002. С. 124.

Право частной собственности в отношении наиболее важных (конституционных) объектов — земли и природных ресурсов — особым образом урегулировано в Конституции Российской Федерации. И в данном контексте речь в Конституции идет уже не о правах человека, а о правах гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Исследование данных положений вызывает несколько очевидных вопросов: означает ли данная формулировка Конституции признание права частной собственности на землю только за гражданами (объединениями граждан)? И означает ли она невозможность приобретения земли в собственность в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства? И если нет, то не будет ли означать продажа земли иностранцу передачу ему части государственной территории Российской Федерации? В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» сформулированы определенные правовые позиции, разъясняющие данные вопросы.

Во-первых, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым в качестве общего принципа российского законодательства установлен «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей они приравнены к российским гражданам.

Во-вторых, сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России.

В-третьих, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, предоставляя иностранным гражданам и лицам без гражданства право приобретать в частную собственность землю, должен исходить из приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории.

Наконец, в-четвертых, объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

Таким образом, право собственности и его важнейшие объекты — земля и природные ресурсы — нашли свое отражение как в основах конституционного строя Российской Федерации, так и в основах правового статуса личности в Российской Федерации, и, несмотря на лаконичность, порой нечеткость и неоднозначность соответствующих конституционных формулировок, анализ приведенных норм Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на их понимание, приводит к выводу о том, что право собственности (несмотря на признание его «естественного» характера в нормах Конституции Российской Федерации) является также и позитивным и в связи с этим объем правомочий собственника регулируется государством. В Конституции Российской Федерации названы основные собственники — государственный, муниципальный и частный, но права на собственность каждого из них должны быть ограничены государством, во-первых, в связи с необходимостью обеспечения ряда государственных интересов, но также (и это во-вторых) в целях обеспечения защиты интересов других собственников.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/71478-konstitucionnye-osnovy-prava-sobstvennosti-zemlyu

Конституционные основы земельного права

Источники земельного права – это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (п.2 ст.4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п.1 ст.72). Конституция Ф подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Конституция РФ содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции РФ:

1)ст.9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

2)ст.36 – о праве частной собственности на землю и регулирование условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

3)ст.42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

4)ст.58 – об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к её богатствам;

5)ст.72 – об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч.2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

1)о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.8); о равенстве всех перед законом и судом (ст.19);

2)об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57) и некоторые другие.


Источник: http://mydocx.ru/3-4947.html

Конституционные основы земельного права

Видео (кликните для воспроизведения).

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

1. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся:

Читайте так же:  Нарушение права на защиту упк

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

• разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);

• природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);

• земельное законодательство (п. «к»).

Согласно ст. 76 (п. 2) Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует федеральный закон. В то же время, при отсутствии федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону, а также привести в соответствие с принятым федеральным законом свои нормативные правовые акты.

2. В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящимися в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению О.И. Крассова, эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться специальным федеральным законом – Земельным кодексом РФ.

5. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) предусматривает возможность существования многообразия форм права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Кроме того, ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. В то же время, в этой же статье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владение, пользование распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

8. Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа.

9. Огромное значение для совершенствования земельного законодательства имеют конституционные нормы, посвященные охране окружающей среды в целом, в том числе и земли, которая является неотъемлемой составной частью (компонентом) природной среды. Так, ст. 42 Конституции РФ впервые в истории России закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущеp6a, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации комплекса мер и мероприятий, закрепленных в ряде действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актов, и прежде всего – в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.

Необходимо также отметить, что наряду с этим правом ст. 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данное конституционное положение нашло дальнейшее развитие в иных федеральных законах.

В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/4_57134_konstitutsionnie-osnovi-zemelnogo-prava.html

О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Г.Г.Файзуллин,

доцент юридического факультета БашГУ

РоссийскаяФедерация относится к той группе стран, где идет про­цесс становления рыночной экономики. На конституционном уровне при­знана многоукпадность экономики.

Читайте так же:  Как называется обжалование решения суда

Если административно-командная система управленияэкономикойдля сохранения монополии одной формы собственности прибегает лишь к таким нормативным правовым актам, которыесквозят «запретами»,тоэкономические методы управления предполагают такуюправовую базу, вкоторой доминируют «дозволения».

; Главным регулятором становится рынок, который экономическими законамиспроса и предложения определяет развитие общественно необ­ходимого производства, цену товара,его качество, потребительские свой­ства- Рынок гасит ненужное, нерентабельное, наконец, не конкурентоспо­собное производство.Он немыслимбез института частной собственно­сти.

Частная собственность как созидательное начало экономики призна­на в законодательстве Российской Федерации и ее субъектах, в том числе и в Республике Башкортостан.

Во всех без исключения современных государствах для закрепления законодательно института собственности основополагающее значение имеет конституционное право,

Так, действующая КонституцияРеспублики Башкортостанособо подчеркивает, что в ней «признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности» (статья 9). В соответствии со статьей 42 Кон­ституции Республики Башкортостан признается и гарантируется право ча­стной, коллективной, государственной, муниципальной, общественнойи конфессиональной собственности,

В период становления рыночнойэкономики особое значение приоб­ретает введение института частной собственности на землю. Понятно,чтообщество, выходяиз командно-административной системы управления, должно прийти к решению расстаться с привычным стереотипом неиз­менности принципа государственной монополии на земельную собствен­ность. Без демонтажа государственной собственности наземлю мы не

сможемсоздать соответствующие правовые и экономические условия для вхождения в сообщество наиболее развитых стран.

В то же время здесь хотелось бы акцентировать внимание на то, что сложившиеся земельные правоотношения в Республике Башкортостан не изменились и после принятия Конституции. Несмотря на то, что в статье 9 Основного Закона Республики Башкортостан подчеркивается равенство всех форм собственности, однако в следующей статье Конституции Рес­публики из этого общего правила делается исключение. Здесь сказано, что земля, недра, природные богатства на территории Республики Башкорто­стан являются достоянием (собственностью) ее многонационального на­рода и что вопросы владения, пользования и распоряжения землей регули­руются законодательством Республики Башкортостан (статья 10).

Рыночное хозяйство в Российской Федерации объективно требует единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы предпринимательской деятельности вовлечения в гражданский оборот всех средств производства, в том числе и обрабатываемых земель. В этих условиях в целях действительного вхо­ждения в рыночные отношения, создания оптимальных условий развития аграрного сектора в Республике Башкортостан необходимо отменить все юридические ограничения и запреты относительно частной собственности на землю. С одной стороны, нельзя утверждать, что мы идем к рыночной экономике (поскольку командно-административная система управления себя скомпроментировала), с другой, — законами запрещать частную соб­ственность на землю. Запрещая частную собственность на землю, выйти на рыночные отношения в аграрном секторе невозможно,

Конечно, в законах Республики Башкортостан должны быть учтены особенности регионального и национально-культурного характера. Вместе с тем должны быть учтены и принципиальные для всей Российской Феде­рации положения. К ним как раз и относитсяположение, гарантирующее право частной собственности на землю.

В отдельных случаях законодательные органы власти Республики Башкортостан могут принимать постановленияоб особенности действия того илииного федерального нормативногоправового акта на территории Республики Башкортостан.Однако такие постановления должныбыть на­учно аргументированы.

На сегодня различия между федеральным и республиканским зако­нодательством о земле, о крестьянских (фермерских) хозяйствах сущест­венны и постепенно должны быть устранены. Самым важным противоре­чием остается то, что в Республике Башкортостан возможность ведения рыночного крестьянского хозяйств основывается только на пожизненном

наследуемом владении либо пользовании. Приведенная нормативная уста­новка оказалась весьма существенной и в определенной мере явилась фак­тором, сдерживающим широкое развитие крестьянского (фермерского) уклада в Республике.

Государство должногарантировать права крестьян налюбую форму собственности. На практике немало случаев нарушения прав крестьян на собственность,на недвижимое имущество. Чиновники различныхуровнейпроизвольно вносят «вердикт» по изъятию земельных паев крестьян, мо­тивируя, что имисвоевременно не обрабатываются земельные участки. Местные органы властина местах неоказывают соответствующей финан­совой и моральной поддержки крестьянам, крестьянских и фермерских хозяйств,хотя наэтот счет есть немало программ, решенийкак федераль­ного, так и республиканского уровней. Без судебных решений отбирать земельные участки у крестьян и лишатьих последней надеждывыживать в условиях экономического кризиса недопустимо (земля отбирается без компенсации,т.е. без возмещения стоимости земли).

На наш взгляд, это прямо ведет к нарушению экономических прав крестьян, лишает их основного источника жизни (земли) вообще, в связи с чем во весь рост встает вопрос защиты конституционных прав крестьян на собственность.

В Республике Башкортостан, по нашему мнению, будут приняты за­конодательные меры, позволяющие крестьянам иметь обрабатываемые земли на основе права частной собственности. В этом направлении после введения в действие Конституции Республики Башкортостан уже приняты определенные меры. В частности, 7 декабря 1995 года принят Указ Прези­дента Республики Башкортостан «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садовод­ства, строительства и обслуживания индивидуального, жилого, дачного и гаражного строительства», что фактически затрагивает интересы более 1,5 млн. граждан республики. Большинство правоведов на федеральном и ре­гиональном уровнях настоящий нормативный правовой акт Президента Республики Башкортостан оценивают весьма высоко, квалифицируя его как правовой прорыв в направлении сближения двух уровней законода­тельства в федеративном государстве. Этот факт позволяет сделать вывод, что логика создания единого правового и экономического пространства в государстве — это не формальность, а объективная необходимость.

Нет сомнений в том, что принятый указ, во-первых, является серьез­ным началом для внесения соответствующих изменений в Земельный ко­декс Республики Башкортостан. Во-вторых, учет принципа примата меж­дународного законодательств в отношении наделения крестьянства землей

является юридическим основанием признания института частной собст­венности на землю и в Башкортостане. В статье 16 Конституции Респуб­лики Башкортостан (так же, как и в статье 15 Конституции Российской Федерации) записано, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры Республики Башкортостан являются состав­ной частью ее правовой системы.

Такая запись в Конституции Республики Башкортостан обязывает положительно решить вопрос о предоставлении крестьянам прав на част­ную собственность на землю.

Неслучайно в Послании Президента Республики Башкортостан Го­сударственному Собранию «Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее даль­нейшего развития)» /1998 г./ подчеркивается: одна из ключевых задач эко­номической политики — реформирование агропромышленного комплекса, внедрение рыночных механизмов в земельные отношения.

Читайте так же:  Справка для академического отпуска по болезни

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/3xd5a.html

Конституционные основы права собственности на землю и другие природные ресурсы

Отношения собственности представляют собой отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ). Сущность этих отношений заключается в том, что какое-либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать ему в этом. Отношения собственности включают в себя также и отношение лица к присвоенному имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Право собственности на землю и иные ресурсы природы в объективном смысле, т.е. как правовой институт, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу земли и других ресурсов природы. Объективное право определяет содержание субъективного права собственности, тех правомочий, которыми обладает носитель субъективного права — собственник земли и тех обязанностей, которые закон возлагает на третьих лиц и на самого субъекта права собственности.
Субъективное право собственности на землю и иные природные ресурсы представляет собой установленную объективным правом меру возможного поведения носителя субъективного права, а также принадлежащее ему право требования к определенному лицу, обеспеченное возможностью притязания к лицу, нарушающему правомочия носителя субъективного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8621 — | 7454 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/6_102626_konstitutsionnie-osnovi-prava-sobstvennosti-na-zemlyu-i-drugie-prirodnie-resursi.html

Конституционные основы земельного права

Как уже отмечалось, Конституция Республики Беларусь является основным источником земельного права и отправной юридической базой для формирования основных направлений развития земельного законодательства.

Основополагающее положение Конституции Республики Беларусь среди иных источников земельного права обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам и обладает прямым действием на территории Республики Беларусь: принимаемые в стране законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь.

Нормы Конституции Республики Беларусь составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для формирования основных направлений развития всего земельного законодательства. В Конституции содержатся нормы, непосредственно направленные на регулирование земельных отношений. Основной Закон закрепил такие основополагающие положения, как введение частной и государственной собственности (статья 13). При этом Конституция установила принцип исключительно государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, из содержания Конституции вытекает, что в Республике Беларусь реально введена частная собственность на землю, что нашло закрепление в статье 2 Кодекса о земле от 4 января 1999 г. Кроме того, принципиальное и непосредственное значение для земельного права имеют конституционные установления, регулирующие широкий круг общественных отношений, положения которых распространяются и на земельные отношения. Это прежде всего общие положения о праве собственности, закреплённые в статье 13 Конституции, к числу которых относятся нормы о том, что государство «. гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности», «. обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». К их числу относятся конституционный долг охранять природную среду (статья 55), беречь национальные ценности, к которым относится земля (статья 54), а также конституционное «. право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права» (статья 46).

Установления Конституции, в той или иной мере регулирующие земельные отношения, условно можно подразделить на две основные группы:

1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения;

2) нормы, опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений.

К первой группе относятся нормы, содержащиеся:

– в статье 13 – о формах собственности, в том числе на землю;

– статье 44 – о праве собственности, в том числе на землю, которое гарантируется государством каждому; неприкосновенности собственности; о праве наследования собственности, которое охраняется законом;

– статье 46 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права;

– статье 54 – об обязанностях каждого беречь национальные ценности, в том числе и землю;

– статье 55 – о долге каждого охранять природную среду, в том числе и землю;

– статье 45 – о праве на охрану здоровья, которое обеспечивается комплексом мер, в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды, составной частью которой является земля.

Вторая группа норм представляет собой установления Конституции, хотя и отдалённые от непосредственно земельных отношений, косвенно их регулирующие, но тем не менее весьма значимые для их регулирования:

– статья 2 – о человеке, его правах, свободах и гарантии их реализации как высшей ценности и цели общества и государства;

– статья 1 – о демократическом, социальном, правовом характере Республики Беларусь;

– статья 21 – об обеспечении прав и свобод граждан, что является высшей целью государства; о гарантированности государственной защиты прав и свобод граждан;

– статья 22 – о равенстве всех перед законом;

– статья 41 – о праве на защиту экономических и социальных интересов граждан и др.

Конституция Республики Беларусь закрепила также ряд гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которые распространяются и на субъекты земельных отношений. В частности, статья 59 Конституции предписывает, что «. государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией». Кроме того, Конституция обязывает все государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

Основной Закон нашего государства провозгласил также, что каждому гарантируется защита его прав и свобод, в том числе связанных с землёй, компетентным, независимым и беспристрастным судом (статья 60).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://megaobuchalka.ru/2/38507.html

Конституционные основы права собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here