Кас рф обжалование решения суда первой инстанции

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: кас рф обжалование решения суда первой инстанции. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Образец апелляционной жалобы по административному делу

Кодекс административного судопроизводства закрепил порядок и сроки апелляционного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Это право поможет восстановить нарушенные права, если районный суд в первой инстанции вынес незаконное решение. Рассмотрим структуру и образец апелляционной жалобы по административному делу.

Кто имеет право оспорить решение суда

Закон не устанавливает круг лиц, которые могут подать апелляцию по административному делу. Поэтому применяются общие правила судопроизводства, которые наделяют таким правом:

  • Участников административного процесса;
  • Лиц, чьи права были нарушены принятым решением;
  • Представители по закону, которые защищают в суде права подопечных.

Это могут быть как граждане РФ, так и иностранцы, беженцы, лица с двойным подданством. Также в процессе могут участвовать коммерческие организации, должностные лица государственных органов, представители общественных объединений.

Сроки обжалования

Жалоба на решение районного суда может быть подана в течение 30 календарных дней после его принятия на судебном заседании. Закон также предусмотрел исключительные случаи, когда общий срок опротестования сокращается до 10 или 5 суток. Они регламентируются ст. 298 КАС РФ.

Пропущенный по уважительным причинам срок можно восстановить. Например, если была продолжительная болезнь или осуществлялся уход за больным иждивенцем. Для этого необходимо составить заявление о продлении срока обжалования, в котором описывается причина пропуска с приложением письменных доказательств.

Заявление можно подать лично в суд, где было принято оспариваемое решение, или отправить заказным письмом с описью вложения. Если судья примет доводы лица обоснованными, он восстановит срок обжалования и примет жалобу на постановление суда.

Содержание апелляции

Апелляционная жалоба по административному делу должна быть составлена с соблюдением формальных требований. В нем не должно быть исправлений, оскорбительных выражений, эмоциональных эпитетов. Это официальный документ, имеющий четкую структуру: вступление, содержательную часть, заключение.

Вступление – информационный раздел, где указывают:

  • название суда, куда подается жалоба;
  • процессуальный статус и данные заявителя, в том числе место проживания и контактный телефон;
  • сведения о других участниках процесса.
  • описание дела, по которому принято оспариваемое решение;
  • причины обращения и допущенные судьей нарушения;
  • требования заявителя, которых он хочет достичь.

Акцент необходимо сделать на неправомерность и немотивированность доводов суда первой инстанции, на то, что дело не было рассмотрено всесторонне. Обязательно укажите нормы законодательства, подтверждающие нарушение ваших прав и ошибку судьи. Перечислите обстоятельства, которые не были учтены в ходе прошедшего заседания.

Заключительная часть – это перечень прилагаемых документов, на которых основана жалоба.

Апелляция составляется в двух экземплярах и подается в тот же суд, который вынес решение или в вышестоящий орган. Это можно сделать и через официальный сайт суда, заполнив специальную форму. Тогда дополнительные документы необходимо отсканировать и прикрепить электронными файлами.

Образец апелляции по административному делу:

Пример составления апелляционной жалобы.

В областной суд __________

(адрес суда с указанием индекса)

от истца (ФИО, адрес проживания, номер телефона)

______(дата) в отношении меня сотрудником отдела ГИБДД ______(наименование) (ФИО инспектора) был составлен протокол об административном правонарушении от ___ №___ о превышении допустимого скоростного режима. На основании протокола вынесено постановление и назначен штраф в размере _ рублей.

Поводом для возбуждения административного производства стала фиксация нарушения с помощью специальных автоматических приборов фото- и видео записи. Однако сведения о нарушении были получены с нарушением закона и порядка сбора доказательств.

Правила дорожного движения содержат предупредительные знаки 8.23 «Фотовидеофиксация» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости», которые должны быть установлены в месте работы автоматического прибора. Данные знаки в момент фиксации правонарушения, на дороге отсутствовали.

В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания автоматических приборов фиксации нарушений ППД могут быть использованы в качестве доказательств, если они получены с соблюдением закона. Таким образом, протокол об административном нарушении составлен не законно, так как показания технических приборов не могут являться доказательством по делу. Суд первой инстанции не провел всестороннее расследование и вынес не законное решение об отказе в отмене постановления инспектора ГИБДД (ФИО) от ____ №____.

На основании изложенное и во исполнение ст.295 КАС прошу:

1. Отменить постановление районного суда первой инстанции №___ от ___.

2. Признать постановление о назначении штрафа от __ №__ незаконным.

Подпись

Результаты рассмотрения жалобы

По общему правилу апелляционная жалоба на решение суда рассматривается в течение двух календарных месяцев, за исключением рассмотрения дела Верховным судом РФ – тогда срок будет 3 месяца. Ст.305 КАС РФ устанавливает также специальные сроки по конкретным категориям дел.

Судья апелляционной инстанции после рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из решений:

  • Оставить жалобу без движения;
  • Возвратить заявление;
  • Удовлетворить требования заявителя;
  • Отказать в отмене решения районного суда.

Если судья обнаружит в жалобе ошибки или сочтет представленный комплект документов не полным, он в течение 5 календарных дней после ее подачи выносит определение об оставлении заявления без движения. В нем назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Если заявитель не исправил ошибки, жалоба возвращается ему обратно. Возврат происходит и в других случаях:

  • Апелляция подана не надлежащим лицом;
  • Пропущен срок обжалования.

До вынесения судом решения заявитель может отозвать поданную апелляцию без объяснения причин, составив письменный отказ.

По результатам рассмотрения жалобы коллегия в составе 3 судей принимает решение об отмене или изменении постановления суда первой инстанции, либо отказывает в удовлетворении требований заявителя. Апелляционное определение можно оспорить в кассационной инстанции.

Источник: http://isk.guru/administrativnoe/apellyaciya-po-administrativnomu-delu/

Обжалование по административным делам

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Читайте так же:  Досудебное урегулирование споров образец претензии

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Уточняющие вопросы по теме

Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

Источник: http://iskiplus.ru/obzhalovanie-po-administrativnym-delam/

Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ

Решение суда первой инстанции по административному спору может быть обжаловано в административном порядке по правилам, закрепленным в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Дела, подлежащие апелляционному обжалованию

Важно отметить, что обжаловать возможно только решение, которое еще не вступило в законную силу, т.е. со дня принятия решения суда первой инстанции не прошел один месяц. В противном случае стороне следует уже обращаться в кассационную инстанцию.

Обжаловать решение можно как полностью, так и в части (например, в части распределения судебных расходов между сторонами). В период апелляционного обжалования (вне зависимости от того, обжалуется решение суда целиком или в части) решение суда не вступает в законную силу согласно абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Лица, имеющие право подать апелляционную жалобу

В статье 295 КАС РФ закреплен перечень лиц, которые могут обращаться с апелляционной жалобой. К ним относятся:

— лица, которые участвовали в деле;

— лица, которые в деле не участвовали, но решением суда были разрешен вопрос об их правах и обязанностях;

Порядок подачи апелляционной жалобы по КАС РФ

В силу сложившейся системы судоустройства судов общей юрисдикции с апелляционной жалобой или представлением можно обратиться в разные суды в зависимости от того, решение какого суда обжалуется. Например, если решение вынесено районным судом, то апелляционная жалоба рассматривается верховным судом субъекта (статья 296 КАС РФ).

Чтобы апелляционная жалоба была рассмотрена судом апелляционной инстанции, она должна подаваться через суд, решение которого обжалуется.

В статье 298 КАС РФ закреплены сроки направления апелляционной жалобы. Общий срок подачи, как было указано ранее, один месяц, однако законом закреплены и специальные сроки. Так, жалоба на решение суда по делу об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования подаются в течение 10 дней со дня принятия такого решения; жалоба на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, подается в течение 5 дней со дня принятия решения.

Читайте так же:  Незаконным признается задержание

Срок на подачу апелляционной жалобы можно восстановить в случае наличия уважительной причины (часть 2 статьи 302 КАС РФ). Так, при подаче апелляционной жалобы можно в тексте заявить ходатайство о восстановлении срока и указать причины пропуска, а также приложить доказательства пропуска (например, лицо находилось на лечении в больнице, в качестве доказательства будет соответствующая справка из медицинского учреждения).

Содержание и отправка жалобы

Содержание апелляционной жалобы безусловно отличается от содержания административного иска. Основным отличием является указание в жалобе оснований, по которым податель жалобы считает решение суда первой инстанции неправильным. Так как по смыслу апелляционной жалобой обжалуются не действия другого лица, нарушающие наши права и свободы, а решение суда, которое нарушает права и интересы путем неправильного разрешения спора.

При подготовке текста жалобы важно не просто указать на какие-то нарушения норм материального или процессуального права, а также и обосновать чем именно такие нарушения повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов непосредственно заявителя.

Также при составлении апелляционной жалобы рекомендуется указывать не просто суд апелляционной инстанции, но также и конкретное структурное подразделение, рассматривающее такие жалобы (например, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ).

В приложении к апелляционной жалобе должно обязательно быть решение суда, которое обжалуется.

Размер государственной пошлины, квитанция об уплате которой также обязательно прикладывается к жалобе, определяется подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера составляет: для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6 тыс. руб. Таким образом, при подаче апелляционной жалобы должна быть уплачена государственная пошлина: физическим лицом — в размере 150 руб., организацией — 3 тыс. руб. Закон допускает случаи, когда уплата пошлины может производиться в рассрочку (отсрочку) и размер пошлины уменьшаться.

КАС РФ ввел новеллу в части отправки процессуальных документов иным участникам спора. В случае, если лицо, подающее жалобу, не обладает государственными или иными публичными полномочиями, то оно может на своему усмотрению либо самостоятельно направить сторонам по делу жалобу и прилагаемые к ней документы, либо направить в суд апелляционную жалобу и приложенные к ней документы с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Оставление без движения и возврат апелляционной жалобы по КАС РФ

КАС РФ, как в прочем и АПК РФ и ГПК РФ, предусматривает основания для оставления жалобы без движения и возврата. Так, жалоба оставляется без движения в случае нарушения правил, касающихся содержания жалобы или представления жалобы в апелляционную инстанцию. Судья в течение 5 дней (а по некоторым делам в течение 3 дней) с даты поступления жалобы выносит определение об оставлении без движения. В тексте определения судья указывает основания, по которым жалоба оставлена без движения, а также перечень действий, необходимых для устранения таких оснований.

Возврат жалобы осуществляется в следующих случаях (статья 301 КАС РФ):

— если жалоба подано лицом, не имеющим на это право;

— если лицо не устранило в срок основания, ставшие причиной оставления ранее жалобы без движения;

— пропущен срок на апелляционное обжалование (ходатайство на восстановление срока не подавалось);

— если лицо, подавшее жалобу, само попросит вернуть ее (при условии, что дело не направлено в суд апелляционной инстанции).

Определение судьи об оставлении жалобы без движения или возврате жалобы может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

В апелляционном производстве предусмотрена возможность отказаться от апелляционной жалобы (в письменной форме), иска, признать иск административным ответчиком, а также заключить соглашение о примирении сторон.

Сроки рассмотрения апелляционной жалобы по КАС РФ

КАС РФ установил предельные сроки рассмотрения апелляционных жалоб (статья 305 КАС РФ):

— для судов субъектов РФ и иных равных им судам – 2 месяца (срок начинает течь со дня поступления в суд апелляционной инстанции);

— для ВС РФ – 3 месяца (течении срока аналогично, как и судов субъектов);

— специальные сроки для отдельных категорий дел (5, 10 дней и другие).

Рассмотрение апелляционной жалобы и принятие решения

Согласно статье 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ). Жалоба рассматривается коллегиально, в составе трех судей. В процессе апелляционного судопроизводства могут рассматриваться новые доказательства (только при условии, что они не были представлены ранее по уважительной причине), представленные сторонами, а также суд может осуществлять истребование необходимых доказательств (часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Сама процедура рассмотрения спора в апелляционной инстанции совпадает с процедурой рассмотрения спора в суде первой инстанции.

Если говорить о пределах рассмотрения спора в апелляционной инстанции, то необходимо отметить, что суд рассматривает дело в полном объеме не смотря на доводы, изложенные в жалобе (если доводы жалобы касаются лишь части обжалуемого судебного решения). Заявлять новые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, можно, однако они могут не быть приняты судом (часть 3 статьи 308 КАС РФ).

По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:

— отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет решение суда первой инстанции в силе;

— удовлетворяет жалобу полностью или в части и отменяет или изменяет ранее принятое судебно решение, а также принимает новое судебное решение;

— предыдущее решение отменяет и направляет административное дело на новое рассмотрение;

— отменяет решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу;

— принимает иное решение, предусмотренное КАС РФ.

Законодатель разделил основания, по которым суд осуществляет отмену или изменение решения на безусловные и остальные.

К безусловным основаниям относятся (часть 1 статьи 310 КАС РФ):

— рассмотрение дела в незаконном составе;

— принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

— отсутствие в деле протокола судебного заседания;

— нарушение тайны совещания судей при принятии решения;

К остальным основаниям закон отнес (часть 2 статьи 310 КАС РФ):

— неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

— недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела;

Видео (кликните для воспроизведения).

— расхождение выводов суда, изложенных в решении, и обстоятельств дела;

— нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (если был применен закон, который не подлежал применению и наоборот, суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции высших судов).

Определение суда апелляционной инстанции, которым заканчивается рассмотрения дела, вступает в силу немедленно (часть 5 статьи 311 КАС РФ).

Статья подготовлена: 04.01.2017

Владислав Шелудяев,юрист Юридической фирмы « BRACE »

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/949-apellyatsionnoe-proizvodstvo-v-sootvetstvii-s-kas-rf

Обжалование решения суда по административному делу

КАС РФ: как обжаловать решение суда в порядке апелляции

Обжалование решения по КАС РФ может производиться в порядке апелляции, кассации и надзора. Каждую из этих процедур мы рассмотрим ниже.

Читайте так же:  Процесс судебно бухгалтерской экспертизы

Обратите внимание! В порядке апелляции могут быть оспорены те судебные акты, которые еще не обрели законную силу (ст. 295 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ). На апелляционное обжалование законодательство отводит по общему правилу 1 месяц с момента вынесения судом своего решения в окончательной форме (п. 1 ст. 298 КАС РФ). Вместе с этим по отдельным видам суд. актов могут быть определены и иные процессуальные сроки.

Право представить в указанном порядке жалобу принадлежит:

  • участвующим в споре субъектам;
  • субъектам, не фигурировавшим в деле, но чьи права и законные интересы задеты спорным судебным актом.

Апелляционные жалобы рассматривают (ст. 296 КАС РФ):

  • верховные суды республик, областные краевые суды — на решения районных судов;
  • апелляционные суды общей юрисдикции — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов;
  • апелляционная коллегия ВС РФ — на решения судебных коллегий ВС РФ.

Важно! Жалоба в порядке апелляции должна быть подана в суд первой инстанции, принявший спорное решение (ст. 297 КАС РФ).

Рассмотрение жалобы происходит коллегиально (ст. 307 КАС РФ). При этом:

  • Суд рассматривает дело в полном объеме, т. е. осуществляет проверку оспариваемых суд. актов, но не полное повторное рассмотрение дела по правилам первой инстанции.
  • Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, представлении или возражениях.
  • Суд оценивает имеющиеся в деле доказательства, но может принимать и новые, если они не были представлены в суд предыдущей инстанции по объективной причине.

Порядок обжалования решения суда по административному делу в кассацию

В указанной инстанции могут быть оспорены те решения суда, которые уже обрели законную силу (п. 1 ст. 318 КАС РФ).

Кассационные жалобы в кассационные суды общей юрисдикции

В кассационные суды обжалуются вступившие в законную силу:

  • судебные приказы;
  • определения мировых судей;
  • решения и апелляционные определения районных судов;
  • апелляционные определения краевых и областных судов;
  • определения апелляционных судов общей юрисдикции.

Кассационные жалобы в судебную коллегию по административным делам ВС РФ

В судебную коллегию ВС РФ обжалуются вступившие в законную силу:

  • решения и определения судов регионального уровня;
  • апелляционные и иные определения судов регионального уровня, апелляционных судов, если кассационная жалоба уже подавалась в кассационный суд;
  • определения кассационного суда за исключением тех определений, которые оставили в силе судебный акт первой или апелляционной инстанции.

Правом подавать кассацию наделены:

  • участвующие в споре субъекты;
  • иные субъекты, чьи права и законные интересы были задеты суд. актом.

Важно! Срок подачи такой жалобы — до 6 месяцев с момента обретения спорным судебным решением законной силы при условии, что подателем жалобы были использованы все прочие определенные законом способы обжалования.

Пропущенный по объективным причинам срок подачи жалобы может быть восстановлен судьей. Правоприменитель указывает: данный вопрос должен быть разрешен в течение 10 дней с момента поступления в суд жалобы, в которой содержится просьба о восстановлении такого срока (подп. 3 п. 1 ст. 321 КАС РФ, п. 83 ППВС от 27.09.2016 № 36).

Важно! Жалоба в кассацию, а также сопутствующие документы по КАС РФ могут быть поданы также через официальный сайт соответствующего суда посредством заполнения специальной формы.

Надзор

В порядке надзора Президиумом ВС РФ могут быть пересмотрены уже обретшие законную силу:

  • решения и определения судебных коллегий ВС РФ, рассмотренные ими по первой инстанции, если они уже рассматривались в апелляционной инстанции;
  • определения апелляционной коллегии ВС РФ;
  • определения судебной коллегии по административным делам, вынесенные ею в кассационном порядке.

Правом представлять надзорную жалобу обладают:

  • участники спора;
  • иные субъекты, чьи права и законные интересы были затронуты спорным суд. актом.

Такие жалобы должны быть представлены непосредственно в ВС РФ в течение 3 месяцев с момента получения ими юридической силы (пп. 1–2 ст. 333 КАС РФ), хотя пропущенный по объективной причине срок также может быть восстановлен судом.

Постановление Президиума ВС РФ получает законную силу с момента его принятия и не может быть оспорено (ст. 344 КАС РФ).

Об особенностях рассмотрения жалобы в этой инстанции в других процессах можно узнать из статей «Надзорная жалоба по гражданскому делу в 2019 году (образец)», «Надзорная жалоба по уголовному делу» и др.).

Госпошлина при подаче жалобы

Обратите внимание! Размер госпошлины за представление жалобы в ту или иную инстанцию определен ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и уплачивается в следующих размерах:

  • за подачу апелляционной или кассационной жалобы — в сумме, равной 50% от суммы госпошлины за представление неимущественного иска, т. е. 150 руб. для физлиц, 3000 руб. для организаций;
  • за представление надзорной жалобы — в сумме, равной госпошлине за представление искового заявления неимущественного характера, т. е. 300 руб. для физлиц, 6000 руб. для юрлиц.

При этом при подаче кассационной жалобы заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в рамках КАС РФ, госпошлина не уплачивается (подп. 7 п. 1 ст. 333.20 НК РФ). В ряде случаев суд (в т. ч. ВС РФ) правомочен освободить подателя жалобы от внесения госпошлины, снизить ее размер или предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате (см. статью «Госпошлина по административному исковому заявлению»).

Сам образец жалобы по КАС РФ читатель найдет в следующем блоке нашей статьи.

Образец обжалования решения суда по административному делу

Структура жалобы на судебное решение, подаваемой в рамках КАС РФ в каждую инстанцию, регламентирована соответственно:

  • в апелляцию — ст. 299 КАС РФ (см. также статью «Образец апелляционной жалобы по административному делу»);
  • кассацию — ст. 320 КАС РФ;
  • надзор — ст. 334 КАС РФ.

При этом обязательными элементами содержания каждой из таких жалоб являются:

  • наименование суда, в который они подаются;
  • сведения о подателе жалобы;
  • сведения об иных участниках процесса;
  • указание на суды предшествующих инстанций и суть вынесенных ими решений;
  • ссылки на оспариваемые суд. акты;
  • доводы и основания, в соответствии с которыми, по мнению подателя жалобы, спорный судебный акт подлежит пересмотру;
  • сформулированная просьба к суду.

В числе приложений к жалобе должны быть документы, подтверждающие приводимые подателем жалобы доводы и основания, а также копии самой жалобы — по числу участвующих лиц.

Кроме того, при составлении документации по делам в рамках КАС РФ могут быть полезны следующие материалы:

Итак, обжаловать решение суда по спору в рамках КАС РФ можно в порядке апелляции, кассации и надзора. При этом в первом случае обжалуется не вступившее в законную силу решение, в остальных — уже такую силу получившее. В каждом из этих случаев подается соответствующая жалоба. Содержание таких жалоб и приложений к ним регламентировано КАС РФ. За представление жалобы предусмотрено внесение госпошлины в бюджет, кроме тех ситуаций, когда податель жалобы по решению суда или прямому предписанию закона от нее освобожден.

Источник: http://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/obzhalovanie_resheniya_suda_po_administrativnomu_delu/

Статья 313 КАС РФ. Обжалование определений суда первой инстанции

1. Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если:

1) это предусмотрено настоящим Кодексом;

Читайте так же:  Нарушение прав соседей в многоквартирном доме

2) определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного дела.

2. Частная жалоба, представление прокурора рассматриваются:

1) на определения мирового судьи — районным судом;

2) на определения районного суда, гарнизонного военного суда — верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом;

3) на определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — апелляционным судом общей юрисдикции;

4) на определения Верховного Суда Российской Федерации по административным делам, рассмотренным им в качестве суда первой инстанции, — Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

3. На определения суда, не указанные в части 1 настоящей статьи, частные жалобы, представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.

Источник: http://rulaws.ru/kas/RAZDEL-VI/Glava-34/Statya-313/

Статья 261 КАС РФ. Обжалование определений суда первой инстанции

1. Определение суда, вынесенное по административному делу о присуждении компенсации, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление.

2. Частная жалоба, представление на определение, указанное в части 1 настоящей статьи, рассматриваются апелляционным судом общей юрисдикции, за исключением частной жалобы, представления на определение Верховного Суда Российской Федерации, которые рассматриваются Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.


Источник: http://rulaws.ru/kas/RAZDEL-IV/Glava-26/Statya-261/

Статья 295 КАС РФ. Право апелляционного обжалования (действующая редакция)

1. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

2. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 295 КАС РФ

1. За последние годы в судах общей юрисдикции производство по проверке судебных актов, не вступивших в законную силу, претерпело существенные изменения как по уголовным, так и по гражданским делам.

Именно с учетом произошедших изменений, апробированных в судебной практике, в частности по гражданским делам, в КАС предусмотрено, что в судах общей юрисдикции проверка не вступивших в законную силу судебных актов по административным делам осуществляется в единой форме производства в суде апелляционной инстанции независимо от того, суд какого уровня выступал по административному делу в качестве суда первой инстанции (гл. 34 КАС).

С одной стороны, возможность обжалования не вступившего в законную силу судебного акта, принятого судом при рассмотрении и разрешении административного дела по существу, является одной из гарантий права на судебную защиту и доступности его реализации. С другой стороны, производство в суде апелляционной инстанции по административным делам является обычной (ординарной) процедурой проверки законности и обоснованности судебных актов судов первой инстанции, прохождение которой обязательно для реализации в дальнейшем права на обжалование судебных актов, вступивших в законную силу.

Стадию апелляционного производства по административным делам в соответствии с КАС в силу закрепления в законе специфики процессуальных сроков, субъектного состава, процессуальных действий, совершаемых судами первой и апелляционной инстанций, можно разделить на два этапа:

1) подача заинтересованными лицами апелляционных (частной) жалобы, представления (ст. ст. 295, 297 — 299 КАС) и разрешение вопроса об оставлении жалобы, представления без движения (ст. 300 КАС), о возвращении жалобы, представления (ст. 301 КАС) либо о принятии жалобы, представления для совершения действий, предусмотренных ст. 302 КАС. На данном этапе проверяется только наличие у лица права на апелляционное обжалование, соответствие апелляционных (частной) жалобы, представления предъявляемым требованиям к форме, содержанию и перечню прилагаемых к ним документов, а также рассматриваются по существу ходатайства заявителей относительно восстановления пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера или освобождения от ее уплаты.

Все перечисленные действия, фактически связанные с возбуждением апелляционного производства по административному делу, осуществляются судом первой инстанции, постановившим обжалуемый судебный акт;

2) рассмотрение административного дела по апелляционным (частной) жалобе, представлению судом апелляционной инстанции (ст. ст. 306 — 307 КАС). Только на этом этапе по существу разрешается вопрос относительно законности и обоснованности судебных актов, постановленных по административному делу, не вступивших в законную силу.

Соответственно действия, совершаемые на данном этапе, осуществляются по административному делу непосредственно судом апелляционной инстанции.

2. В ч. 1 комментируемой статьи содержится указание на объект обжалования в апелляционном порядке по административным делам.

Объектом обжалования в апелляционном порядке являются не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции.

При этом необходимо отметить, что не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции могут быть объектом апелляционного обжалования в любой их части. Например, заявителем может быть обжаловано решение суда только в мотивировочной части, если изложенные в ней выводы нарушают его права, свободы и законные интересы, в частности в дальнейшем могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении и разрешении иных дел (независимо от вида судопроизводства, в котором они будут рассматриваться).

Кроме того, судебные акты по административным делам могут быть обжалованы в апелляционном порядке только в части разрешения вопроса о распределении между сторонами административного спора судебных расходов (ст. 111 КАС) или лишь в части возмещения расходов по оплате услуг представителя (ст. 112 КАС).

В том случае, когда судом первой инстанции на основании ст. 183 КАС по административному делу принято дополнительное решение, то самостоятельными объектами апелляционного обжалования будут являться и основное решение, которое принято по окончании судебного разбирательства (ст. 174 КАС), и дополнительное решение, принятое судом после окончания судебного разбирательства (ч. 3 ст. 183 КАС).

Во всяком случае если апелляционные жалоба, представление поданы на ту или иную часть решения суда либо основное или дополнительное решение, то обжалуемое решение не вступает в законную силу в целом, поскольку в силу ч. 1 ст. 308 КАС суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

3. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрен круг субъектов, имеющих право на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции, не вступившего в законную силу.

Так, в качестве таковых могут выступать:

1) лица, участвующие в деле, перечень которых содержится в ст. 37 КАС.

При этом апелляционная жалоба может быть подана как самим лицом, участвующим в деле, так и его надлежаще уполномоченным представителем либо законным представителем (ст. 54 КАС). Полномочия представителя на подачу апелляционной жалобы должны быть оформлены в соответствии со ст. ст. 56 и 57 КАС.

В отношении представителя лица, участвующего в деле, следует иметь в виду, что, с одной стороны, в отличие от уголовного судопроизводства представитель в административном судопроизводстве не имеет самостоятельного права на обжалование судебных актов отдельно от права лица, участвующего в деле, являющегося доверителем. В то же время с учетом обязательного участия лиц, участвующих в деле, в административном деле через представителя, предусмотренного ч. 5 ст. 45 КАС, и специфики правил гл. 5 КАС по ряду административных дел представитель лица, участвующего в деле, выступает вместо указанного лица.

Читайте так же:  Мировое соглашение по гражданскому иску

Следовательно, по всем административным делам, в которых принимал участие представитель лица, участвующего в деле, копии решения суда надлежит направлять не только непосредственно лицу, участвующему в деле, но и его представителю, что нашло отражение в ч. 1 ст. 182 КАС (в отличие от ст. 214 ГПК).

В соответствии со ст. ст. 4, 37, 40 и 45 КАС правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают также лица, которые в предусмотренных законом случаях обращаются в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.

Кроме того, к лицам, имеющим право на апелляционное обжалование, относятся правопреемники лиц, участвующих в деле (ст. 44 КАС).

При этом правопреемники лиц, участвующих в деле, обладают правом апелляционного обжалования независимо от того, вступили ли они в процесс при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции.

Соответственно, если процессуальное правопреемство произошло после окончания судебного разбирательства по административному делу, но до вступления в законную силу решения суда, правопреемник может первоначально обратиться к суду с ходатайством о замене им стороны в порядке, предусмотренном ст. 44 КАС, а затем подать апелляционную жалобу. Однако правопреемник стороны административного спора не может быть лишен права обратиться с апелляционной жалобой, минуя этап замены стороны в соответствии со ст. 44 КАС.

Такой подход уместен и в большей степени отвечает принципу осуществления административного судопроизводства в разумные сроки (п. 4 ст. 6 и ст. 10 КАС);

2) лица, не привлеченные к участию в деле, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

Право на апелляционное обжалование таких лиц соотносится с безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, если судом принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (см., например, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС).

Для разрешения вопроса о праве указанных лиц на подачу апелляционной жалобы необходимо установить следующее: а) эти лица обладают административной процессуальной правоспособностью, административной процессуальной дееспособностью и административной процессуальной правосубъектностью, несмотря на то что не привлекались к участию в административном деле (ст. 5 КАС); б) из содержания апелляционной жалобы и документов, прилагаемых к апелляционной жалобе, без сомнения явствует нарушение обжалуемым решением суда прав, свобод и законных интересов таких лиц, т.е. они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности; в) защита указанных нарушенных прав, свобод и интересов подведомственна судам общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства (ст. ст. 1 и 17 КАС). При этом не имеет значения, указаны ли такие лица в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного акта.

В противном случае должно наступить последствие, указанное в п. 1 ч. 1 ст. 301 КАС, — возвращение апелляционных жалобы, представления, однако у такого лица остается право на подачу самостоятельного административного искового заявления, так как принятые судебные акты в отношении его прав и обязанностей не будут обладать для него свойством преюдициальности (см. ч. 2 ст. 64 КАС);

3) прокурор, участвующий в деле.

Прежде всего следует учитывать специфику участия прокурора в административном судопроизводстве, в силу которой прокурор по административному делу может участвовать не только в защиту прав других лиц, что предусмотрено ст. 39 КАС (когда административным истцом, согласно ч. 2 ст. 38 КАС, является лицо, в чьих интересах прокурором предъявлено административное исковое заявление), но и в качестве непосредственно административного истца, что отдельно закреплено в ч. 2 ст. 38 КАС.

При этом следует учитывать, что по смыслу ст. 39 КАС прокурор является лицом, участвующим в деле, независимо от того, в какой из форм он принимал участие в административном деле (в частности, им ли предъявлялось административное исковое заявление в защиту прав других лиц, или прокурор вступил в административное дело, начатое по административному исковому заявлению другого лица), а также независимо от того, принимал ли прокурор реальное (непосредственное) участие в административном деле.

Кроме того, необходимо учитывать, что апелляционное представление может быть принесено должностными лицами прокуратуры также в том случае, если прокурор не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу федерального закона (ч. 7 ст. 39 КАС).

Следует иметь в виду, что апелляционное представление может быть принесено прокурором в интересах лиц, не привлеченных к участию в деле, если судебными актами разрешен вопрос об их правах или обязанностях. Необходимость принесения апелляционного представления в защиту прав, свобод и законных интересов указанных лиц должна быть мотивирована прокурором применительно к требованиям ч. 1 ст. 39 КАС.

Таким образом, прокурор полномочен на принесение апелляционного представления в следующих случаях:

— в соответствии с ч. 2 ст. 38 КАС административное исковое заявление возбуждено по административному исковому заявлению, предъявленному прокурором, обратившимся в суд для реализации возложенных на него контрольных или иных публичных функций;

— в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 39 КАС административное дело возбуждено по административному исковому заявлению, предъявленному прокурором в интересах другого лица, независимо от того, извещался ли он судом первой инстанции о судебном заседании и присутствовал ли он непосредственно в судебном заседании;

— в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС административное дело могло быть возбуждено по административному исковому заявлению, предъявленному прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, не привлеченных к участию в деле;

— в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС прокурор был привлечен судом первой инстанции к участию в административном деле в целях дачи заключения независимо от того, извещался ли он судом первой инстанции о судебном заседании и присутствовал ли он непосредственно в судебном заседании;

— в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС прокурор подлежал привлечению судом первой инстанции к участию в административном деле в целях дачи заключения, несмотря на то что судом первой инстанции он не был привлечен к участию в деле.

4. Как и ГПК, КАС не предоставляет лицам, участвующим в деле, право на присоединение к апелляционной жалобе, поданной иным лицом, участвующим в деле.

Соответственно, если с решением суда первой инстанции не согласны несколько лиц, участвующих в деле, возможно два варианта реализации ими права на апелляционное обжалование:

— подача единой апелляционной жалобы несколькими лицами, если их доводы относительно незаконности и (или) необоснованности решения суда совпадают, которая подписывается каждым заявителем (например, подача жалобы административными соистцами или подача жалобы стороной и заинтересованным лицом, участвующим в деле и поддерживающим ее доводы);

— подача самостоятельных апелляционных жалоб каждым из лиц, участвующих в деле, независимо от совпадения их доводов относительно незаконности и (или) необоснованности решения суда, в том числе если один из них подал жалобу раньше другого.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/295/

Кас рф обжалование решения суда первой инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here