Функции и права полиции

Предлагаем ознакомиться с тематической статьей, в которой полностью освящен вопрос: функции и права полиции. Если после прочтения останутся дополнительные вопросы или уточнения, то обратитесь к дежурному юристу.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 Закона о Полиции

1. Где бы на территории Российской Федерации полиция ни осуществляла свои функции, руководствоваться в своей деятельности она должна правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (соглашениями и др.), федеральными конституционными законами, комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.

2. Данное положение распространяется также на сотрудников полиции, находящихся за пределами нашего государства.

4. Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ:

— от 14 августа 1992 года N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— от 17 июля 1995 года N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»;

— от 25 апреля 1995 года N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и др.

5. Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего:

— Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях;

— Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений;

— Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации;

— Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне;

— Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и некоторые другие нормативные правовые акты.

6. Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания Генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, признаются органами дознания.

7. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

8. Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

9. Если законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия (решения), допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 УПК РФ законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста (ст. 191 УПК РФ), рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.

Читайте так же:  Методика расчета морального вреда

10. О понятиях «общественный порядок» и «общественная безопасность» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

11. См. также комментарий к ст. ст. 3, 5, 10 настоящего Федерального закона.

Источник: http://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/3/

ПОЛИЦИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основными направлениями деятельности полиции являются:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Принипы деятельности полиции:соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола[4].

При осуществлении своей деятельности полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

Читайте так же:  Реестр постановлений суда

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.

Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О полиции», применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9051 — | 7680 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_100945_politsiya-ee-zadachi-struktura-prava-i-obyazannosti.html

Структура, полномочия полиции

Система полиции и ее задачи

Полиция, как основной элемент структуры ОВД, защищает жизнь, здоровье, права и свободы жителей страны, иностранных гостей, субъектов без гражданства, препятствует преступности, охраняет порядок, собственность и безопасность в обществе. Любые нарушения, незаконные действия против человека могут быть предотвращены с помощью полиции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Система полиции включает в себя целый комплекс отделов, соединенных в общую структуру, и выполняет важную роль в соответствии с Указами Президента РФ.

Статья 2 Закона О полиции описывает ключевые задачи, права и обязательства полиции. Они заключаются в следующем:

  • охрана от любой попытки нарушить права граждан, общества и страны;
  • борьба с преступностью и административными нарушениями закона;
  • обнаружение и раскрывание преступных деяний, организация расследования уголовных дел;
  • поиск людей;
  • организация работы по административным нарушениям, выполнение санкций;
  • гарантия порядка в зонах скопления людей;
  • гарантия безопасности движения на дорогах;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в оружейной сфере;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в работе детективов и охранников;
  • обеспечение сохранности недвижимости по договорам;
  • охрана пострадавших, очевидцев и других причастных лиц к совершенным преступлениям, работников судов, прокуратуры, следственных и других органов;
  • выполнение работы по экспертизе криминальных деяний.

Замечание 1

Указ Президента гласит, что полицейские имеют право принимать участие в организации работы по сохранению, а также воссозданию мира и международной безопасности.

В сфере защиты от преступлений и административных нарушений закона полиция должна:

  • организовать работу по приему и ведению учета (в том числе в электронной форме) обращений и сообщений о правонарушениях и административных нарушениях закона, о происшествиях;
  • осуществлять действия, которые указаны в законе;
  • появляться в срочном порядке на место происшествия, административного нарушения закона;
  • останавливать противоправные деяния;
  • обеспечивать безопасное нахождение граждан в обществе
  • организовывать поиск лиц, виновных в совершении преступления;
  • устанавливать имущество, подлежащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.

Одной из основных обязанностей полиции является содействие в выполнении работы иным органам власти. В эти обязанности входит: помощь в административном задержании по решению суда; защита и сопровождение подозреваемых и виновных; принятие участия в осуществлении особого режима в местах осуществления специальных операций; охрана сотрудников судов, органов, осуществляющих контроль, пострадавших, очевидцев и других лиц, причастных к уголовному делу; осуществление безопасности в области гражданской авиации и другие.

Права

Для реализации своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право:

  • осуществлять проверку документов, удостоверяющие личность, в связи с подозрением их в нарушении закона или пребывании в розыске;
  • производить проверку граждан и их имущества на предмет опасных вещей (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества);
  • отслеживать наличие разрешений на выполнение работы, подконтрольных МВД.

Также для того, чтобы остановить возможное нарушение закона, в полномочия полиции входит задержание предполагаемых преступников, законное проникновение в дома и офисы для проверки, досмотр нарушителей.

Важной частью работы полиции служит возможность брать транспорт, средства связи принадлежащие иным физическим и юридическим лицам для осуществления своих полномочий в рамках российского законодательства, а также иметь доступ ко всем СМИ для выяснения обстоятельств нарушения закона и поиска подозреваемых.

В соответствии с нормативными актами Российской Федерации, в частности со статьями 18-24 Закона о полиции, статьями 43–47 Закона о содержании под стражей подозреваемых, полицейские могут использовать силовые и специальные методы и средства, в том числе оружие.

Условия службы

Для поступления на службу в органы внутренних дел необходимо соответствовать единым требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-Φ3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте так же:  Академический отпуск учителя школы

Лицо, желающее проходить службу в структуре полиции РФ, должны:

  • являться гражданином Российской Федерации от 18 и до 35 лет;
  • говорить на русском языке;
  • иметь необходимое образование и опыт, отвечающие условиям, установленным Федеральным законом;
  • быть здоровым, физически развитым.

При исполнении своего служебного долга полицейский должен соблюдать все условия, приведенные в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Φ3 «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если эти ограничения и запреты не останавливают выполнение работы.

Следует иметь в виду, что в связи со сложной работой, Законом предусмотрены не только высокие требования к претендентам, но и ограничения, не позволяющие рассматривать граждан на государственную службу.

В части 3 статьи 35 Закона о полиции приводится перечень таких ограничений. Если гражданин, изъявивший желание поступить на службу имеет какой-либо из признаков, то он не может быть принят на работу:

  • был признан недееспособным/ ограниченно дееспособным по решению суда,
  • имеет судимость;
  • когда-либо попал под следствие, которое было закрыто;
  • не прошел этап оформления допуска к государственной тайне, если исполнение служебных функций должно быть связано с использованием таких сведений;
  • имеет болезни из списка, утвержденные Правительством РФ, которые не позволяют служить в полиции;
  • имеет кого-либо из близких, уже работающих в полиции и являющихся подчиненными претенденту;
  • перестал быть гражданином Российской Федерации;
  • стал гражданином другого государства;
  • предоставил неверные данные и документы при оформлении на службу.

Стоит особо отметить, что по итогам нововведений и преобразований в структуре полиции России, значительно претерпел изменения предоставляемый социальный пакет, подробно описанный в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В частности, в этом документе описаны правила и требования для определения размера выплат при нахождении на службе или увольнения с нее; при покупке или строительстве жилья; лечении или поездке в санаторий; при гибели, пропаже без вести членам семьи сотрудника и прочее.

Президент РФ принимает решения о приеме на службу или увольнение с нее министров, начальников управлений МВД, которые, в свою очередь осуществляют контроль в подразделениях субъектов РФ.

Функции

Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» определены правила образования и ликвидации подразделений полиции, а также составляющие структуры полиции, такие как подразделения, организации и службы.

В их функции входят:

организация сотрудничества с иностранными органами, выполняющими функции полиции.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/struktura-polnomochija-politsii/

Состав, обязанности, права и направления деятельности полиции в системе органов внутренних дел Российской Федерации

Полиция – ключевая составляющая централизованной системы внутренних дел, созданная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод жителей России, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Она применяется с целью противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Ее статус и обязанности закреплены в Законе о полиции. В статье 1 указано, что сотрудники правоохранительных органов должны оказывать помощь любому человеку, пострадавшему от противозаконных или противоправных действий.

Направления деятельности полиции

В соответствии с действующим законодательством, полиция обязана:

  • защищать личность, государство и общество от противоправных посягательств;
  • охранять имущество, различные объекты, потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров и других должностных лиц, которым угрожает опасность;
  • осуществлять розыск лиц, нарушивших закон;
  • предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
  • обеспечивать правопорядок в общественных местах;
  • отвечать за безопасность дорожного движения;
  • выявлять и раскрывать преступную деятельность;
  • контролировать соблюдение законов, регулирующих оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность;
  • выполнять экспертно-криминалистические функции.

Замечание 1

По статье 2, принятой по решению Президента РФ, сотрудники правоохранительных органов могут быть использованы для восстановления и поддержания международного мира и безопасности. Система полиции, ее состав, структура и ликвидация отдельных подразделений также находится в юрисдикции главы государства.

Правоохранительные органы состоят из специалистов, организаций и служб, которые обязаны заниматься:

Президент России выбирает подразделения и службы, которые будут состоять в Центральном аппарате МВД, однако касательно территориальных органов МВД данный вопрос находится в юрисдикции Министра внутренних дел.

Перечень подразделений полиции включает главные управления по:

  • обеспечению безопасности дорожного движения;
  • противодействию экстремистской и коррупционной деятельности;
  • охране общественного порядка;
  • транспорту;
  • координации с органами исполнительной власти;
  • вневедомственной охране;
  • экономической безопасности;
  • организации дознания;
  • собственной безопасности;
  • безопасности лиц, нуждающихся в государственной защите.

Замечание 2

Также в данный список входит Национальное центральное бюро Интерпола.

Подразделения, состоящие в территориальных органах МВД, в дополнение ко всему перечисленному занимаются:

  • борьбой с преступными посягательствами на частный товар во время перевозки;
  • участковой деятельностью;
  • регистрацией несчастных случаев;
  • расследованием дел несовершеннолетних;
  • поддержанием дежурных частей.

Обязанности полиции

Деятельность и обязанности сотрудников правоохранительных органов регулирует Закон о полиции. Основные задачи полицейских значатся в статье 12, в соответствии с которой на них возлагается:

Взаимоотношение полиции и граждан

Правила взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами России описаны в статье 5 Закона о полиции. Обращаясь к человеку, полицейский должен в обязательном порядке:

  1. Сообщить информацию о своей должности, звании, фамилии.
  2. Проинформировать о причине и цели обращения, предъявив свое удостоверение.
  3. В случае задержания уведомить о причине подобного решения и рассказать гражданину о его правах на время ареста.

Если же к сотруднику полиции обращается гражданин, он должен:

  1. Сообщить свою фамилию, звание и должность.
  2. Внимательно выслушать причину и цель обращения.
  3. Оказать помощь в пределах своих полномочий или проинформировать о том, к кому следует обратиться для решения проблемы.

Замечание 3

Любые новые обязанности могут быть возложены на правоохранителей только путем внесения изменений в Закон о полиции.

Права и свободы правоохранительных органов

В соответствии со статьей 13 Закона о полиции сотрудники правоохранительных органов имеют право:

Проникновение правоохранительных органов на частную территорию

В части 3 Закона о полиции указано, что правоохранители имеют право проникать на территорию, принадлежащую гражданам или организациям, возможно с целью:

  1. Спасения жизни или имущества, а также для обеспечения безопасности при возникновении беспорядков на улицах или другой чрезвычайной ситуации.
  2. Задержания лиц, которые причастные к совершению преступлений.
  3. Предотвращения преступной деятельности.
  4. Установления обстоятельств несчастного случая.
Читайте так же:  Виндикационный иск вещное право

Сотрудники полиции не имеют права проникать на территорию, принадлежащую дипломатическим организациям, иностранным консульским учреждениям и международным представительствам.

Если территория, дом или помещение, необходимое правоохранительным органам, будет заперто, полицейские вправе произвести взлом. Аналогичное разрешение распространяется на транспортные средства и объекты, которые требуется осмотреть.

Если на территории частного домовладения в момент проникновения сотрудников полиции не находилось хозяев, в течение суток с момента происшествия они должны быть проинформированы о случившемся. Когда владельцы дома были замешаны в преступлении и препятствовали полицейским, в течение 24 часов о происшествии уведомляется прокурор в письменном формате.

Проникновение с препятствием

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении поставленной задачи регулируется в соответствии со статьей 5 Закона о полиции. В соответствии с действующим законодательством, каждый сотрудник правоохранительных органов должен периодически проходить подготовку и проверку на профпригодность в чрезвычайных условиях.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в статье 19 Закона о полиции. Полицейский предварительно должен предупредить лиц, в отношении которых планируется использовать вышеуказанные методы, дав им возможность выполнить поставленные требования. Однако он вправе не придерживаться данного правила, если его соблюдение создает риск для здоровья или жизни, а также может привести к другим негативным последствиям.

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия принимается на основе рисков, с которым столкнулся сотрудник правоохранительных органов. При этом он обязан свести к минимуму любой ущерб. После задержания гражданина, против которого использовались перечисленные методы, полицейский должен в случае необходимости в максимально сжатые сроки обеспечить ему оказание медицинской помощи. Если арестованное лицо получило ранение или погибло в результате действий правоохранителя, в течение 24 с момента инцидента об этом должен быть проинформирован прокурор.

Сотрудник полиции имеет право пользоваться силовыми способами, если другие действия для выполнения поставленной задачи оказались бесполезными. Причинам такого решения могут выступать:

  • пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • транспортировка задержанных лиц, причастных к совершению противоправных действий, в служебное помещение правоохранительных органов;
  • невыполнение законных требований сотрудника полиции.

Все случаи, когда допускается использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, перечислены в статье 20 Закона о полиции.

Полицейский может лично или в составе группы руководствоваться силовыми методами во время выполнения служебных обязанностей, если необходимо:

  • отразить нападение на правоохранителя или мирного жителя;
  • пресечь преступление или административное правонарушение;
  • справиться с сопротивлением, которое оказал человек при аресте;
  • задержать гражданина, пытавшегося скрыться с места совершенного им преступления;
  • обезвредить лицо, оказывающее вооруженное сопротивление;
  • пресечь попытку побега, доставляя в отделение подозреваемого или в места лишения свободы осужденного преступника;
  • освободить заложников или захваченное здание, помещение, транспортное средство или определенный объект;
  • оставить массовые беспорядки или другие противоправные действия, которые затрудняют движение транспорта, работу связи и учреждений;
  • остановить транспортное средство, водитель которого отказался выполнять требования полиции;
  • выявить граждан, осуществляющих противоправные действия;
  • обеспечить защиту охраняемого объекта от группы лиц.

Особенности использования огнестрельного оружия в перечисленных ситуациях указаны в части 1 статьи 21 Закона о полиции.

Запреты и разрешения

В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:

  • палками;
  • средствами ограничения подвижности;
  • окрашивающими и маркирующими средствами;
  • электрошокерами;
  • газовыми средствами;
  • водометами;
  • светошоковыми устройствами;
  • служебными животными;
  • световыми и акустическими специальными средствами;
  • установками для принудительной остановки транспортных средств;
  • средствами сковывания движения;
  • бронемашинами;
  • средствами для разрушения преград.

Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:

  • беременных женщин;
  • инвалидов;
  • несовершеннолетних;
  • незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.

Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.

Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:

Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/sostav-objazannosti-prava-i-napravlenija-dejatelno/

Полиция — это. Основные права и обязанности полиции

Полиция – это одна из ключевых структур МВД. Она была включена в систему по Указу Президента от 2011 г. Рассмотрим далее, какие имеет полиция обязанности и права (кратко).

Общие сведения

По своей сути, полиция – это один из госорганов, осуществляющих охрану правопорядка. В РФ эта структура работает на территории всей страны. Чем занимается полиция? Основные виды деятельности этой структуры связаны с защитой интересов и прав граждан, иностранных в том числе, ведением борьбы с преступностью, пресечением нарушений законодательства.

Руководство

Управление полицией, в первую очередь, осуществляет Президент в пределах его компетенции. Руководящие задачи Глава страны реализует через систему МВД. Непосредственное управление осуществляется министром, начальниками региональных и территориальных подразделений ВД. Все служащие, включенные в руководящий аппарат, несут персональную ответственность за реализацию возложенных на них задач.

Читайте так же:  Мать выгнала сына из дома

Сотрудники

Полицейские работают в органах ВД на основании договора. Они получают за это установленное вознаграждение. Стоит сказать, что одной из многочисленных госструктуры в стране считается именно полиция. Обязанности и права сотрудников устанавливаются федеральным законодательством. Свои задачи служащие выполняют вне зависимости от конкретного места работы.

Полиция: обязанности и права (общая характеристика)

Задачи, которые должна решать данная структура, определены в ФЗ № 3. В соответствии с положениями этого Закона составлены должностные инструкции для сотрудников всех видов подразделений. Несомненно, полиция – это важнейший орган в системе исполнительной власти. Эта структура несет ответственность за безопасность в государстве. Выполнение обязанностей всегда связано с высоким риском. Учитывая серьезность работы, сотрудники наделяются достаточно широкими полномочиями. Однако вместе с этим они несут и повышенную ответственность.

Полиция: обязанности сотрудников

  1. Прием и регистрацию сообщений и заявлений о происшествиях, административных проступках, преступлениях. Сведения могут поступать в устной, письменной либо электронной форме.
  2. Проверку поступивших сообщений в соответствии с подведомственностью.
  3. Направление сведений в муниципальные и госорганы, организации и должностным лицам о фактах, требующих их незамедлительного реагирования.
  4. Оперативное прибытие на место происшествия, пресечение противоправных действий, устранение угроз безопасности населения.
  5. Фиксирование фактов совершения преступлений/проступков, сохранение следов неправомерных деяний.
  6. Оказание первой помощи потерпевшим, а также субъектам, которые находятся в беспомощном положении.

Профилактические мероприятия

Рассматривая задачи, которые выполняет полиция, основные права и обязанности сотрудников, следует отметить, что законодательство предписывает:

  1. Участие в предупреждении безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  2. Пропагандировать правовые знания.

Для реализации этих задач сотрудники имеют право посещать проблемные семьи для ведения профилактических бесед.

Охрана правопорядка

Сотрудники органов ВД должны обеспечивать:

  1. Вместе с представителями исполнительных структур регионов, муниципалитетов безопасность при организации и проведении митингов, собраний, шествий, демонстраций и иных публичных мероприятий.
  2. Охрану порядка на площадях, стадионах, улицах, в парках, скверах, аэропортах, вокзалах, на магистралях и в прочих общественных местах.

Для реализации этих задач полицейские наделяются правом задерживать лиц, нарушающих порядок, совершающих преступления, причиняющие ущерб имуществу и интересам других граждан.

Уголовная сфера

Первым из органов, в который поступают сообщения о преступлениях, является полиция. Основные функции этой структуры в сфере уголовного производства сводятся:

  1. К возбуждению дел в соответствии с подследственностью, определенной законодательством.
  2. Осуществлению дознания, если предварительное следствие не является обязательным.
  3. Производству неотложных действий.
  4. Исполнению решений судов, письменных поручений от органов следствия/дознания, их руководителей.
  5. Выполнению оперативно-розыскных мероприятий.
  6. Задержанию субъектов, обвиняемых, подозреваемых в деяниях.
  7. Оказанию содействия в выполнении прочих следственных мероприятий.
  8. Осуществлению действий для выявления, предотвращения, пресечения, раскрытия преступных деяний, обеспечения безопасности.

Розыск граждан

В правоохранительные органы поступает информация не только о преступлениях. Сведения о лицах, местоположение которых не установлено (неизвестно), нарушающих нормы законодательства, также принимает полиция. Обязанности сотрудников включают в себя розыск лиц:

  1. Совершивших уголовное деяние или подозреваемых в этом.
  2. Скрывающихся от суда, органов дознания/следствия.
  3. Не достигших 18 лет, самовольно покинувших семьи или специализированные учреждения, закрытого типа в том числе.
  4. Уклоняющихся от исполнения принудительных медицинских или воспитательных мер, определенных судебным решением.
  5. Пропавших без вести.
  6. Уклоняющихся от принудительного помещения в медучреждение в связи с психическим расстройством.

Кроме этого, сотрудники ОВД осуществляют поиск похищенного имущества, определяют перечень материальных ценностей для конфискации. Для выполнения этих задач служащие вправе запрашивать сведения из организаций, учреждений и других подразделений.

Предписания УИК

Сотрудники полиции участвуют в обеспечении безопасности и общественного порядка в случае введения особых условий в исправительных учреждениях. Служащие должны информировать администрацию соответствующих заведений о продлении сроков возвращения осужденных, если оно производится по 97-й статье УИК. В обязанности полицейских также входят:

  1. Содержание, охрана, конвоирование заключенных под стражу/задержанных граждан, помещенных в ИВС, подозреваемых/обвиняемых в преступлениях, а также подвергнутых административному наказанию в форме ареста.
  2. Сопровождение лиц, находящихся в изоляторах, для участия в судебном разбирательстве либо следственных мероприятиях. В ходе производства указанных процессуальных действий служащие должны охранять этих граждан.

Безопасность на дорогах

В обязанности полицейских входит:

  1. Контроль соблюдения стандартов, правил, технических предписаний, норм, прочих требований ПДД.
  2. Регулирование движения на автотрассах.
  3. Оформление документов о ДТП.
  4. Ведение госучета показателей безопасности на дорогах.
  5. Прием экзаменов на получение права управления ТС.
  6. Сопровождение транспорта по основаниям и в порядке, установленным Правительством.
  7. Согласование маршрутов крупногабаритных ТС. В установленных в законодательстве случаях данная обязанность распространяется и в отношении тяжеловесного транспорта.

Оборот оружия

Граждане и организации, в соответствии с законодательством, могут приобретать оружие. При этом нормы предписывают иметь специальное разрешение. Выдачей лицензий занимается полиция. Это обусловлено необходимостью обеспечения контроля оборота оружия, защиты интересов и имущества юридических и физлиц. Правоохранительные органы также выдают разрешения на:

  1. Коллекционирование или экспонирование спецсредств, их элементов и патронов.
  2. Хранение, ношение оружия, наградного и полученного во временное использование в том числе, ввоз его в Россию.
  3. Ведение частной сыскной/детективной деятельности. При этом организации, получившие лицензии, проходят периодические проверки.

Кроме этого, сотрудники полиции производят контрольные отстрелы, изымают, уничтожают конфискованные и добровольно сданные спецсредства, боеприпасы, патроны, взрывные устройства, взрывчатые вещества. Служащие также обеспечивают надзор за оборотом психотропных соединений и наркотических веществ, выявляют лиц, употребляющих, сбывающих и приобретающих их.

Дополнительно

Сотрудники полиции ведут надзор за выполнением лицами, отбывшими уголовное наказание, запретов и ограничений, предусмотренных для них федеральным законодательством. Кроме этого, служащие контролируют поведение граждан, на которые наложены санкции, не связанные с тюремным заключением. На полицию возлагаются обязанности по обеспечению защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников уголовного производства. К последним, в частности, относятся судьи, прокуроры, следователи, служащие контролирующих и правоохранительных структур.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.syl.ru/article/302624/politsiya—eto-osnovnyie-prava-i-obyazannosti-politsii

Функции и права полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here